Феномен американизма



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

               «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА   КУЛЬТУРОЛОГИИ И ЛИТЕРАТУРЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

НА ТЕМУ:

«Феномен американизма».

                                                                                                    Работу выполнила:

                                                                                                    Малинкина Анастасия Сергеевна

                                                                                                    студентка 2 курса факультета искусств

                                                                                                    специальности №  050403.65

                                                                                                    Культурология

                                                                                                    заочной формы обучения

                                                                                                    Работу проверил:

                                                                                                    Доктор филологических наук,

                                                                                                     Океанский В.П.

ШУЯ 2012 г

.

План работы.

  1. Введение
  2. Параграф 1 «Зарождение Американизма»
  3. Параграф 2 «Зарождение Американизма в России»
  4. Параграф 3  «Грамши об Американизме»
  5. Заключение
  6. Список используемой литературы

Введение.

Тема моей контрольной работы феномен «американизма». Я взяла эту тему потому что считаю её очень актуальной в наше время. В современной России феномен «американизма» очень распространен.

Для того что бы разобраться что такое «американизм» обратимся к его истокам.

Параграф 1.

«Зарождение Американизма».

Американизм - движение, возникшее в кон. XIX в. среди католиков в США.

В основе его лежало учение американского католического священника и богослова Айзека Хекера (1819–88), а также определенные модернистские и либеральные идеи, выдвинутые некоторыми американскими церковными иерархами. Айзек Хекер был убежден, что живет в эпоху величайшего излияния на мир Св. Духа, Который якобы уже снизошел на него самого и на членов основанной им миссионерской Конгрегации св. апостола Павла. В связи с этим он не видел необходимости для себя и своих последователей в соблюдении традиционных монашеских обетов и строгом подчинении авторитету Церкви. Кроме того, Хекер считал, что ему удастся обратить американских протестантов, представив учение Католической Церкви в выгодном свете, но в действительности его метод вел к размыванию доктринальных границ католического вероучения, приспособлению догматики к «требованиям времени» и сближению с протестантизмом.

Помимо указанных положений учения Хекера, немаловажной частью Американизма было требование отделения Церкви от государства по американскому образцу и поддержка социальных преобразований. Проводником этих идей был кард. Д. Гиббонс (1834–1921), архиепископ Балтимора, вставший на защиту рабочего движения и сторонников социальных реформ. Еще одной составляющей Американизма стала «Американизация» — программа, развернутая архиепископом Сент-Пола Д. Айрлендом (1838–1918) в отношении иммигрантов и предполагавшая, помимо прочего, адаптацию программ приходских школ к программам государственных светских учебных заведений.

«Американизация» вызвала неприятие у многих американских католиков. Архиепископ Нью-Йорка М. Корриган (1829–1902) усмотрел в программе Айрленда опасность для независимости церковного образования; архиепископ Милуоки Ф. Катцер расценил «Американизацию» как англосаксонский вариант «Культуркампфа». С другой стороны, идеи Айрленда, вообще, нашли поддержку у епископа Д. Кина (1839–1918), ректора Католического университета Америки, и у кардинала Д. О’Коннела (1849–1927), ректора Северо-Американского колледжа.

В конце 1880-х о полемике между американскими церковными иерархами стало известно в Риме. В 1892 Конгрегация по распространению веры отказалась поддержать образовательный план Айрленда, а в 1893 Св.Престол направил в США архиепископа Ф. Сатолли для изучения проблемы на месте. В 1895Папа Лев XIII предостерег от понимания американского варианта разделения Церкви и государства как идеала взаимоотношений между ними. В том же году он настоял на отставке кардинала О’Коннела с поста ректора колледжа; в 1896 в отставку с поста ректора университета ушел и епископ Д. Кин.

Кардинал О’Коннел попытался популяризовать идеи Американизации в Европе. По сути, именно он в 1897 на 4-м Международном католическом конгрессе во Фрайбурге в докладеАмериканизм в жизни о. Хекера первым четко сформулировал основные тезисы Американизации. В том же году при содействии Айрленда вышел французский перевод книги священника У. Эллиота Жизнь А.Т. Хекера. Однако идеи Американизма нашли в Европе только незначительную поддержку. Летом 1898Папа Лев XIII распорядился образовать специальную комиссию для изучения вопроса об ортодоксальности Американизма, а в 1899 опубликовал послание Testem benevolentiae, в которой осудил определенные аспекты Америкаизма: признание превосходства естественных добродетелей над сверхъестественными и деятельных над созерцательными, отвержение авторитета Церкви и неприятие монашеских обетов как бесполезных и несовместимых с Христом, а также методы апологетики, при которых учение Церкви приспосабливается к сиюминутным интересам.

После обнародования текста энциклики большинство сторонников Американизма (Гиббонс, Айрленд, Кин) согласились с осуждением этих положений, но отрицали, что придерживались их.

Параграф 2

«Зарождение Американизма в России».

Для наилучшего погружения в тему зарождения «американизма» в России приведу в пример одну интересную статью:

«Еще в 70-х годах, в той стране, которую называли "союзом советских республик", официальная доктрина которая вроде бы не допускала ни малейшего диссидентства, и более того - нагнетала антизападническую психологию и культивировала "образ врага" в лице "загнивающего Запада", исследователи констатировали необычный феномен - своеобразную "американизацию общественного сознания". Сегодня, когда коммунистическая система рухнула, а пост-тоталитарное сознание пережило пик увлечения Западом, уместно вновь поставить вопрос: а что же такое "западничество" и, в частности, "американизм" в России? Задача, по-видимому, состоит в том, чтобы выяснить, что именно в российской культуре, и еще в "советский период", так мощно срезонировало с "американизмом"?

На мой взгляд, главный фактор, позволивший "мифу об Америке" попасть в унисон с основными характеристиками нашего советского менталитета, - это господствовавшая в СССР общетоталитарная тенденция к упрощению социальной жизни. "Америка" в этой связи предстала как "идеальная страна простоты" - в сравнении хотя бы с более сложной для понимания и "чересчур культурной" для советского менталитета Европой. А если учесть, что эта "американская простота" сочетается с американским же "успехом", то привлекательность "образа Америки" в упрощенной картине мира советского человека становится совсем понятной.

Другой мощный фактор - иллюзия "освобождения от истории". В тоталитарном сознании Америка была воспринята как "страна без истории"; это укрепляло иллюзию, что в современном мире достигнуть успеха и процветания можно, не затрудняясь исторической саморефлексией, освоением культурного наследия, а именно таким способом - "контристоричным" и "контркультурным". Молодая, родившаяся "из ничего" Америка выступила бесспорным историческим доказательством правоты официозного для коммунистического учения деления (сделанного К.Марксом) на "предысторию" и "историю", примером успешного "отречения от старого мира".

Наконец, на Руси всегда любили силу. "Простота" Америки, ее богатство, "культурно-историческая девственность" плюс военно-экономическая "сверхдержавность" - вот тот набор, который сделал в "советском сознании" имидж Америки чрезвычайно привлекательным. Итак, за внешней формой "американизма" скрывались чисто тоталитарные комплексы: культурная примитивизация и провинциальность ("антиинтеллигентский комплекс") и имперская агрессивность (комплекс сверхдержавности). Думаю, можно сказать и сильнее: по многим перечисленным выше параметрам "миф об Америке", миф о "среднем американце" как "идеальном и успешном строителе нового мира" являлся своего рода "теневым каноном" советского типа идентичности, каноном неофициальным, но успешно работавшим на уровне массового сознания.

Что же касается официальной антиамериканской (и вообще антизападной) пропаганды в СССР, то она, в конечном счете, парадоксальным образом сработала (и очень активно) на пропаганду "американского образа жизни". Вроде бы дискредитируя "американские ценности" перед лицом "высоких идеалов" грядущего коммунизма, она, мне кажется, лишь стимулировала и развивала прагматически-потребительские инстинкты и аппетиты "тоталитарной личности". И чем ниже становилась в результате этой официальной дискредитации планка "американизма", тем в большее искушение (искушение богатством без культуры и морали) впадал "простой советский человек".

Итак, "Америка" вошла в наше массовое общественное сознание в первую очередь своей потребительской, а не трудовой стороной, предстала не как "цивилизация труда", а как "цивилизация досуга". Интересно, что наименее "американизированными" оказались в этой связи именно культурные слои общества, сохранившие некоторый иммунитет против примитивизации социальной жизни. Очевидно, что демократические реформы вряд ли могут найти опору в таком варианте "массовой вестернизации". И все-таки есть нечто, внушающее оптимизм. "Разгерметизация" тоталитарной системы, в частности проникновение в наше сознание образа подлинной Америки, "Америки трудовой", неизбежно приведет со временем к размыванию прежних потребительских стереотипов. И пусть это снова прозвучит парадоксально, но я в большей степени связываю российскую демократизацию и модернизацию именно с понижением градуса "американизма" в нашей культуре.

То, что произошло в России в середине восьмидесятых годов и вошло в историю как "горбачевская перестройка", было в значительной мере порождено следующим обстоятельством - высвобождением подавленного до сих пор "теневого канона" российской идентичности в виде "потребительского американизма" и превращение его в официальную идеологию под лозунгами "свободы", "гласности", "демократии", "приобщения к общечеловеческим ценностям", "выходе на дорогу мировой цивилизации" и т.п. М.Горбачев был поддержан потому, что, в соответствии с тайными и до поры до времени скрытыми вожделениями как номенклатурной элиты, так и "массы", фактически (может быть, сам того не подозревая) освободил контркультурные и потребительские в своей основе инстинкты "советского человека", как "массового", так и "номенклатурного". В этой же логике становится понятным и постепенная утрата Горбачевым своей популярности: в какой-то момент он стал тормозом на пути реализации потребительских инстинктов как номенклатуры (настаивая на сохранении "социалистического выбора"), так и масс (подозревавших его - с подачи "радикал-демократов" - в утаивании "денег компартии"). Кстати, и Б.Ельцин пришел к власти на той же волне потребительских требований - "борьбы с привилегиями коммунистической номенклатуры", "поиска и дележа денег КПСС", "повышения уровня жизни без повышения цен" и т.д.

Сегодня уже можно подытожить некоторые результаты "американизации России". Бывшая советская номенклатура, безусловно, выиграла от "перестройки": под лозунгами отказа от тоталитарной распределительной системы, примитивного уравнительства, коммунистической обрядности (чем она в течении многих лет крайне тяготилась), номенклатура получила возможность беспрецедентного обогащения. Доминанта этого обогащения - контрпродуктивная, контркультурная, иногда - криминальная. Массы же населения явно разочарованы: "денег компартии" не нашли, цены многократно выросли; другими словами, обещавшие быстрое повышение уровня жизни лозунги "западничества" и "американизации" оказались дискредитированы. Именно этим - разочарованием в возможности построения в России "потребительского рая" на манер "мифологизированной Америки" - объясняется нынешний всплеск антизападнических (в том числе антиамериканских) настроений в России, а также поиск новых кумиров-распределителей - от Жириновского до "новых коммунистов"».

Параграф 3.

«Грамши об Американизме».

Еще один автор, которого обязательно надо читать и изучать - Антонио Грамши, - выдающийсяитальянскийфилософ,журналист иполитический деятель; основатель и руководительИтальянской коммунистической партии и теоретикмарксизма. Удивительно сильный, ясный и мыслитель с очень глубокой постановкой вопросов.

Приведу цитату из его книги«Проблема совсем не в том, существует ли в Америке новая цивилизация, новая культура, пусть даже еще только в стадии «маяка», и наводняют ли или уже наводнили они Европу. Если бы вопрос ставился таким образом, ответ был бы прост: нет, не существует. Более того, Америка лишь пережевывает старую европейскую культуру. Проблема состоит в следующем: удастся ли Америке (или она уже делает это) принудить Европу неумолимой тяжестью своего экономического производства (а значит, косвенным образом) к свершению переворота в ее слишком устаревшем социально-экономическом укладе, переворота, который все равно произошел бы, но более медленными темпами, а тут он непосредственно выступает уже как обратное воздействие американского «всевластия»; иными словами: происходит ли процесс преобразования материальных основ европейской цивилизации, что при дальнейшем длительном развитии (впрочем, даже не очень длительном, так как в наше время все происходит быстрее, чем в прошедшие периоды) приведет к перевороту в формах существующей цивилизации и к насильственному рождению новой цивилизации?».

Заключение.

В заключение приведу несколько примеров влияния Американизма на культуру Европы.

Один из девизов Америки – быстрота. Можно долго поражаться с какой быстротой там делаются вещи, строятся дома. С помощью новейшей техники всё это делается за считанные дни. В то время как в старой Европе в строительство одного единственного дома люди вкладывают душу.

Второй из девизов который Америка вывозит в Европу – Успех. «Успех- и есть смысл жизни». Но ведь жители Европы жили и умирали за веру или правду или за другие в какой-то мере иррациональные вещи, но не во имя успеха. Святые и герои не относятся к числу тех, кто хочет "выбиться в люди"; есть такие поступки и цели, ради которых заранее приходится пожертвовать успехом. Одно из достоинств Европы заключается в том, что Шекспир не добился успеха и не стал, например, крупным судовладельцем или что Бетховен не добился успеха и не стал крупнейшим производителем дешевых хлопчатобумажных тканей.

И наконец третий девиз – количество. Если нужно построить гостиницу, это обязательно должна быть Самая Большая гостиница на свете. Нашего внимания заслуживает лишь все самое большое. Творца, создавшего наш мир, судя по всему, не затронула эта гигантомания, ибо он не сделал нашу Землю самым большим из небесных тел. Всё-таки качество чаще всего важнее количества. Душа вложенная в то или иное дело важнее его размеров.

Сопоставив всё это можно сказать что американизация отрицательно влияет на культурное развитие Европы.

Список используемой литературы.

  1. http://www.sps.ru – «американизм и псевдо американизм»
  2. «Об американизме» Карел Чапек (Письмо издателю газеты "Нью-Йорк Санди Таймс")
  3. «Американизм и внешнеполитическая элита России» Козлов Л.Е., Семашкина А.А., 2005
  4. Грамши А. «Тюремные тетради» Москва: Издательство политической литературы, 1991




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Алхимия как феномен культуры

2. РЕКЛАМА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

3. Феномен молодежного лидерства

4. Интернет вещей как коммуникативный феномен

5. Футбол как общественный феномен современной Турции

6. Фашизм как феномен ХХ века. Сущность Фашизма

7. Феномен Тульпы и работа с ним в учебном процессе

8. Военная проза как литературно-художественный феномен

9. Феномен дизайна в рамках традиционной эстетики

10. Національний феномен Кирило-Мефодіївського товариства