Понятие о коллективе и стадии его развития



1. Понятие о коллективе.

Коллектив - это организационная форма объединения людей на основе

определенной общественно значимой деятельности, является сложным

социальным образованием, живым социальным организмом.

Признаки коллектива (по А.С.Макаренко):

а) совместная устремленность к социально значимым целям

деятельности;

б) совместная деятельность членов коллектива;

в) отношения взаимной ответственности между членами коллектива;

г) организация органов самоуправления;

д) коллектив - часть общества, связан с другими коллективами.

30

В коллективе должен быть руководитель, должны быть определенные

обязанности у каждого члена коллектива. Главным признаком коллектива

является налаженность, прочность и действенность деловых отношений, а

также ответственная зависимость между людьми.

В коллективе устанавливаются различные отношения:

- деловые, официальные (контроль, взаимная ответственность,

взаимозависимость);

- неофициальные (заинтересованность, внимание);

- межличностные (любовь, симпатия, интерес, неприязнь).

2. Структура детского коллектива.

Существует формальная и неформальная структуры коллектива.

Формальная структура составляет первичные коллективы (классы) с общими

интересами и совместной деятельностью. Любой школьник может являться

одновременно членом разных коллективов.

Неформальная структура объединений создается по интересам на основе

общения, дружбы и т.д. Таких неформальных объединений в коллективе

может быть несколько, и их положение там различно (одна группа может

быть лидером в определенном виде деятельности, другая - в другом). Эти

группы не устойчивы по своему составу, могут распадаться: отдельные

члены коллектива могут выходить или включаться в любую понравившуюся

группу, также быть членом нескольких микрогрупп.

В начальных классах встречаются дети, которые не входят ни в одну из

микрогрупп. Учителю необходимо выявить причины отторжения ребенка от

детей и помочь ему включиться в одну из микрогрупп.

3. Стадии развития коллектива.

Коллектив формируется через ряд этапов, или стадий (А.С. Макаренко).

Весь этот процесс зависит от степени участия учителя в предъявлении

31

требований к детям, а также от отношения коллектива детей к этим

требованиям.

1 этап - требование выдвигает учитель в категорической форме.

2 этап - вместе с педагогом начинает работать актив: постепенно

требования актива принимаются всеми школьниками, поэтому сам коллектив

может предъявлять требования к каждому ученику в отдельности.

3. этап – к личности и коллективу актив предъявляет требования; так

постепенно требования учителя становятся теперь требованиями актива.

4 этап - каждая личность предъявляет теперь требования к самому себе

на фоне общественных требований.

Таким образом, создание коллектива начинается с предъявлений к нему

системы требований, но движение вперед происходит только при наличии

совместной деятельности, которая составляет основное содержание его

жизни. Постепенно происходят изменения в отношениях детей к

деятельности. Возникает соуправление и самоуправление, меняются мотивы

и поведение каждого члена коллектива. Развиваются коллективные черты:

коллективизм, взаимовыручка. В итоге коллектив выполняет не только

требования учителя, но и сам выдвигает их к отдельным членам коллектива.

Принципы развития коллектива.

Принципами развития коллектива (А.С. Макаренко) являются:

1. Гласность.

2. Ответственная зависимость. Основана на подчинении и умении

подчиняться, это должно пронизывать все стороны функционирования

коллектива и представлять собой внутреннюю систему связей между

людьми.

3. Принцип “ педагогики параллельного действия”. Основан на

воздействии на личность через коллектив в целом. “Педагогика

параллельного действия”: требование к личности осуществляется не прямо, а

через весь коллектив (на второй или третьей стадии развития коллектива). В

коллективе необходимо выделить референтную группу (реальную или

воображаемую), на ценности которой ориентируется ребенок в поведении.

Если референтной группой является семья, то влиять через семью.

4. “Педагогика индивидуального действия”. Этот принцип связан с

непосредственным и личностным воздействием педагога на отдельного

ребенка. При прямом воздействии учителя на ребенка могут возникать

конфликтные ситуации, поэтому здесь может помочь методика “контактного

взаимодействия” (Д.Карнеги):

Первый этап - поиск согласия. Нужно говорить с “противником” только

на те темы, по которым у всех людей не бывает разногласий.

Второй этап - поиск взаимных интересов, которые обсуждаются при

встречах.

Третий этап - взаимная откровенность, вплоть до исповеди. Причем, эту

исповедь должен начинать старший о самом себе, а не вымогать

информацию у младшего , как на допросе.

Четвертый этап - взаимная критика. Здесь критика не только

допускается, но и правильно понимается и принимается.

Пятый этап - тесное сотрудничество. Учитель не боится признать своего

воспитанника умнее самого себя и просить о помощи - ничто так не окрыляет

ребенка, как уважение и доверие.

5. Система “перспективный линий”. Это путь движения коллектива:

постановка постоянных перспектив перед коллективом способствует

непрерывному движению коллектива вперед. А.С. Макаренко называл

перспективу “завтрашней радостью”, которая является стимулом

человеческой жизни. Но эту радость необходимо организовать и

осуществить, как реальность. Перспективы бывают трех видов: близкие,

средние, дальние. Начинать следует с близких перспектив, которые

украшают каждый день пребывания ребенка в школе. Затем выдвигаются все

более сложные и отдаленные. И лишь тогда можно приучать ребенка

ощущать далекие перспективы, выдвигая их как предвкушение огромной

будущей радости.

33

Развитие личности в коллективе.

Личность формируется в группах, последовательно сменяющих друг

друга от возраста к возрасту. Характер развития личности зависит от уровня

развития группы, в которую она включена.

Фазы развития личности в коллективе (А.В. Петровский):

1. Адаптация - в новом коллективе человек начинает осваивать

действующие нормы (нравственные, учебные), постепенно овладевает теми

приемами и средствами, которые присущи всем членам коллектива. Его

задача - “быть как все”. Здесь происходит становление личности на фоне

коллектива.

2. Индивидуализация - на этом этапе обнаруживаются и обостряются

противоречия между необходимостью “быть как все” и стремлением

человека к максимальной индивидуализации. Поэтому ему приходится

искать свои средства и способы для осуществления своих целей.

3. Интеграция - на этом этапе происходит обострение противоречий

между стремлением человека представить себя как индивидуальность и

34

потребностью окружающих принять или одобрить лишь те его качества,

которые им импонируют и способствуют общему успеху. Если противоречие

не устраняется, то происходит дезинтеграция, в результате которой личность

вытесняется из группы и даже изолируется. Часто в группе закрепляются

положительные или отрицательные черты, благодаря контрастирующей

личности в ней.

Личность принимается в одной группе, как свой человек, а в другой -

отвергается. С возрастом ребенку приходится снова и снова утверждать себя

в новых возрастных коллективах в качестве самостоятельной личности.

Поэтому здесь возникают новые противоречия, проблемы и трудности.

Поскольку все группы находятся в процессе развития, то и развитие

личности будет определяться процессом развития того коллектива, в котором

она интегрируется. Так происходит взаимное обогащение коллектива и

личности. Педагог должен помогать сливать личные и общественные цели, и

при этом личная цель не должны потеряться.

6. Методика воспитательной работы.

Основной __________признак детского коллектива - его мажорное настроение,

постоянная бодрость и готовность к действию (А.С. Макаренко). Основной

смысл педагогической работы заключается в создании содержательной

детской жизни и формировании отношений. Для повышения уровня развития

межличностных отношений необходимо:

1. Организовать совместную деятельность (игровую, учебную,

трудовую).

2. Использовать коллективные формы занятий (когда общий результат

зависит от взаимодействия и усилий всех учеников класса).

3. Создавать ситуации совместных переживаний.

4. Применять методы опосредованного взаимодействия (через

референтных лиц).

5. Взаимодействовать, в первую очередь с детьми, занимающими “

полярные позиции” в классе (с целью изучения их потребностей, мотивов,

ценностных ориентаций).

Педагог должен:

- говорить о поведении детей, а не об их личности;

- говорить больше о своих наблюдениях, а не о заключениях;

- давать больше описаний, нежели оценок;

- стараться не пользоваться такими высказываниями: “Ты всегда”...” или

”Ты никогда...”

- не упоминать далекого прошлого;

- выбирать подходящее время, место и ситуацию и т.д.

При формировании коллектива педагог должен помнить:

1. Нельзя утверждать, что коллективное мнение более правильное,

нежели мнение отдельного ребенка, и что коллектив положительно влияет на

личность.

35

2. Не только личность должна брать определенные обязанности перед

коллективом, но и коллектив должен иметь четкие обязанности перед каждой

личностью.

3. Предоставлять ребенку возможность предъявлять требования к

коллективу и при этом оставаться при своем мнении.

4. Личность может формироваться и вне коллектива.

Методика воспитательной работы в коллективе:

а) вовлечение учащихся в разнообразную и содержательную совместную

деятельность;

б) организация и стимулирование этой деятельности;

в) формирование правильных отношений.

Для этого требуется:

- умелое предъявление требований к учащимся,

- воспитание актива;

- организация перспектив;

- формирование здорового общественного мнения;

- создание положительных традиций;

- внимательное отношение ко всем членам коллектива и т.д..




1. Бюджетный процесс: понятие, стадии

2. Проблема соотношения обучения и развития. Понятие «зоны ближайшего развития»

3. Авторитет работника в коллективе

4. Диагностикаособенностей общения в трудовом коллективе

5. ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

6. Таможенный коллектив: понятие, виды, процесс формирования и развития

7. Факторы, влияющие на совершенствование процесса адаптации работников в трудовом коллективе

8. Макроэкономическая нестабильность: понятие, формы проявления. Циклический характер развития рыночной экономики

9. Совершенствование социально-психологического климата в коллективе на основе исследования социально-психологических аспектов мотивации персонала

10. Стресс и его стадии, профилактика