Морфофункциональные особенности периодов развития прикуса ребенка



Морфофункциональные особенности периодов развития прикуса ребенка.

Цели обучения:Изучить и понять биогенетические процессы развития и становления временного, сменного и постоянного прикуса. Изучить физиологические варианты прикусов и признаки смыкания зубных рядов в норме в трех плоскостях.

Требования к исходному уровню знании: для полного усвоения темы студентам необходимо повторить из:

- Анатомии – развитие и формирование челюстно-лицевой области в пренатальном периоде, анатомию временных и постоянных зубов, модели роста, вариабельность и сроки, области и типы развития челюстно-лицевого комплекса, анатомию временных и постоянных зубов.

- Ортопедической стоматологии – понятия «прикус», «окклюзия».

Вопросы для повторения:

  1. Анатомические особенности строения зубов.
  2. Назовите отличия временных зубов от постоянных.
  3. Какие функциональные группы временных зубов выделяют?
  4. Какие функциональные группы постоянных зубов выделяют?
  5. Назовите критерии правильного прорезывания зубов.
  6. Назовите сроки прорезывания временных зубов.
  7. Назовите сроки прорезывания постоянных зубов.
  8. Дайте определение понятия «прикус».

Краткое содержание темы:

Периоды развития прикуса:

  1. Внутриутробный период
  2. Период новорожденности
  3. Период временного прикуса
  4. Период сменного прикуса
  5. Период постоянного прикуса

  1. Внутриутробный период.

Критическим периодом для возникновения аномалий и пороков развития лицевого скелета, челюстей, органов полости рта являются первые два месяца беременности.

6-я неделя: разделение ротовой и носовой полостей путем развития двух небных отростков.

7-я неделя: закладываются временные зубы.

13-я неделя: закладка альвеолярного отростка верхней челюсти и зачатков 1,2,3,6 зубов.

14 – 15-я неделя: образуются эмалевые органы и зубные сосочки зачатков зубов.  Эмалевые органы отделяются от зубной пластинки. Происходит дифференцировка тканей эмалевого органа и образование зубного мешочка.

14 – 19-я неделя: минерализация зубов.

27 – 28 неделя: минерализация охватывает 2/3 коронки временных зубов. Этот процесс длится до 36-й недели внутриутробного развития.

Период новорожденности.К моменту рождения ребенка соотношение челюстей – прогнатическое (младенческая ретрогения). В каждой челюсти по 18 фолликулов – 10 временных и 8 постоянных. Зачатки временных зубов в челюстях расположены вестибулярно, зачатки постоянных зубов расположены глубже и орально. Полость рта новорожденного приспособлена для осуществления акта сосания и имеет следующие особенности:

Хорошо выраженная круговая мышца рта;

Эластичная десневая мембрана (складка Робена-Мажито);

4-5 пар поперечных небных складок;

Большой язык;

Жировая прослойка щек и жировые комочки Биша;

Высокое расположение входа в гортань (сообщение с полостью носа);

Отсутствие суставного бугорка, широкая суставная ямка, несформированный суставной диск.

Нижняя челюсть занимает дистальное положение,

Сагиттальная щель до 14мм;

Вертикальная щель – 2,5 мм (у девочек), 2,7 мм (у мальчиков)

Суставная головка находится в заднем отделе суставной впадины.

Особенности строения ВНЧС создают благоприятные условия для беспрепятственного перемещения нижней челюсти в сагиттальной плоскости во время сосания.

В период новорожденности превалирует функция сосания, характерен инфантильный тип глотания, дыхание – носовое.

Период временного прикуса.

Этот период делится на два этапа:

1) формирующийся – от 6 – 8 мес. до 3 лет;

2) сформированный – 3 – 6 лет.

1 этап - формирование временного прикуса: инволюция органов, ранее обеспечивающих акт сосания. Активно развивается альвеолярный отросток, утолщается базальная часть нижней челюсти, растут ее ветви, уменьшается нижнечелюстной угол. К 1 году прорезываются 8 зубов.

В полости рта в данном периоде:

В данном периоде превалирует функция жевания, с прорезыванием временных резцов инфантильный тип глотания переходит в соматический, дыхание – носовое, происходит формирование функции речи.

Сроки прорезывания временных зубов:

I – 6 – 8 мес.

IIIIIIVV – 20 –30 мес.

2 этап - сформированный временный прикус: подготовка к смене зубов, в данном периоде происходит активный рост челюстных костей, происходит стирание коронок временных зубов, продолжается внутрикостное развитие и минерализация 4, 5, 7 зубов.

В полости рта в данном периоде:

Период сменного прикуса.

Длитсяc 6 до 12 лет (13-15 лет). В данном периоде также выделяют 2 этапа: ранний сменный прикус – 6-9 лет, поздний сменный прикус – 9-12 лет.

В данном периоде в полости рта:

Сроки прорезывания постоянных зубов(по Кронфельду):

1 – 6 – 8 лет;

2 – 7 – 9 лет;

3 – 11 – 12 лет;

4 – 10 – 11 лет;

5 – 10 – 12 лет;

6 – 6 – 7 лет;

7 – 12 – 13 лет;

8 – 17 – 21 год.

В процессе формирования зубочелюстной системы выделяют этапы физиологического повышения прикуса:

Выделяют 3-и периода усиленного роста челюстей:

I - предшествует прорезыванию первых постоянных моляров;

II – прорезывание клыков, премоляров и вторых постоянных моляров;

III – прорезывание третьих постоянных моляров.

Период постоянного прикуса.

Условно выделяют 3 периода постоянного прикуса:

1 период: 14 – 17 лет;

2 период: 18 – 25 лет;

3 период: 26 лет – окончательное формирование ЗЧС.

Ортогнатический прикус характеризуется смыканием зубов в 3-х плоскостях:

Форма верхней челюсти – полуэллипс, нижней – парабола. Каждый зуб имеет два антагониста, кроме нижних 1 и верхних 8 (по 1-му антагонисту). Сагиттальные и трансверзальные кривые хорошо выражены.

Сагиттальная окклюзионная кривая на нижней челюсти вогнутая, на верхней – выпуклая. Ее выраженность зависит от величины суставного бугорка. Она обеспечивает трехточечный контакт зубных дуг (треугольник Бонвиля).

Трансверзальная окклюзионная кривая образуется в результате разных уровней щечных и небных (язычных) бугров. На в/ч коронки моляров наклонены кнаружи, на н/ч – внутрь. Эта кривая обеспечивает контакты з-х рядов при трансверзальных движениях н/ч.

Обе кривые образуются к 10-12 годам.

Прикус – это смыкание зубных рядов, определяемое при привычном статическом положении нижней челюсти.

В зависимости от вида смыкания зубных рядов (окклюзии) или ее отсутствия (дизокклюзии) рассматривается:

Физиологическая окклюзия - это множественное смыкание зубов-антагонистов при привычном статическом положении нижней челюсти. Прикус является физиологическим только тогда, когда созданы условия для нормального функционирования мышц челюстно-лицевой области, височно-нижнечелюстных суставов и пародонта.

Шесть ключей окклюзии по Эндрюсу:

  1. Соотношение моляров.
  2. Ангуляция коронок.
  3. Наклон и торк коронок.
  4. Отсутствие ротаций.
  5. Плотные контакты.
  6. Кривая Шпее.

Физиологические виды прикусов: Ортогнатический

                                                                       Прямой

                                                                       Физиологическая бипрогнатия

                                                                       Физиологическая опистогнатия

Патологические виды прикусов: Дистальный

                                                                    Мезиальный

                                                                    Глубокий

                                                                    Открытый

                                                                    Перекрестный

«Миодинамическое равновесие»

В развитии челюстей важную роль играет равновесие мышц-антагонистов (поднимающих и опускающих н/ч, смещающих ее вперед и назад, вправо и влево). Особую роль играют мышцы языка и мимические мышцы. Рост челюстей является следствием воздействия этих мышц.

Вопросы по теме занятия:

  1. Какие выделяют периоды в развитии прикуса ребенка?
  2. Охарактеризуйте внутриутробный период развития прикуса.
  3. Опишите анатомические структуры, характерные для полости рта новорожденного.
  4. Охарактеризуйте период временного прикуса.
  5. Дайте понятие сменного прикуса, его особенности.
  6. Охарактеризуйте период постоянного прикуса.
  7. Какие прикусы относятся к физиологической норме?

8.   Какие признаки смыкания во фронтальном отделе при ортогнатическом прикусе?

  1. Какие признаки правильного смыкания в боковых отделах зубных рядов?
  2. Какая форма зубных дуг в постоянном и временном прикусе?
  3. Назовите признаки правильного смыкания зубов-антагонистов в постоянном прикусе.
  4. Чем отличается строение ВНЧС во временном и постоянном прикусе?
  5. Назовите этапы физиологического подъема высоты прикуса.
  6. Назовите периоды усиленного роста челюстей.
  7. Опишите сагиттальные и трансверзальные окклюзионные кривые в постоянном прикусе.
  8. Что такое «миодинамическое равновесие»? Его значение для развития зубочелюстной системы.

Ситуационные задачи:

Задача 1:У ребенка 3-х лет в полости рта все зубы временные. Верхняя и нижняя зубные дуги имеют форму полукруга. Зубы в зубном ряду стоят плотно друг к другу, жевательные бугры хорошо выражены, позадимолярные площадки отсутствуют. При смыкании зубных рядов в центральной окклюзии дистальные бугры вторых верхних моляров располагаются в одной плоскости с дистальными буграми одноименных нижних моляров. В вертикальной плоскости верхние резцы перекрывают нижние на половину высоты коронки.

Определите период развития прикуса. Соответствуют ли морфологические признаки периоду развития прикуса?

Задача 2: У ребенка 6 лет в полости рта все зубы временные. Определяется диастема и тремы, выражена стертость жевательных бугров зубов. При смыкании зубных рядов в центральной окклюзии дистальные бугры вторых верхних моляров нависают над дистальными буграми одноименных нижних моляров. Передние зубы смыкаются «встык».

Определите период развития прикуса. Соответствуют ли морфологические признаки периоду развития прикуса?

Задача3: При осмотре полости рта ребенка 9 лет его зубная формула имеет следующий вид:

6V 4III 2 1 1 2III 4V 6

6V 4III 2 1 1 2III 4V 6

Определите период развития прикуса.

Темы УИРС:

  1. Краниофациальный рост и развитие зубочелюстной системы.
  2. Воздействие пренатальных факторов на лицевое развитие.
  3. Факторы, влияющие на прорезывание зубов.

Список литературы по теме занятия:

Основная литература:

Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. «Стоматология детского возраста», Москва «Медицина» 2003 г.

Хорошилкина, Ф.Я. Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, морфофункциональные нарушения в челюстно-лицевой области и их комплексное лечение / Ф.Я. Хорошилкина. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. - 544 с.

Дополнительная литература:

Железный П.А., Плотникова Н.А. «Ортодонтия и детское протезирование», Новосибирск 1998 г.

Шарова Т.В., Рогожников Г.И. «Ортопедическая стоматология детского возраста», Москва «Медицина» 1991 г.

Колесов А.А., Каспарова Н.Н., Жилина В.В. «Стоматология детского возраста», Москва «Медицина»1991 г.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Особенности адаптации ребенка к школе в зависимости от психологического климата в семье

2. Нарушения психического развития у детей – междисциплинарная проблема. Семья особого ребенка

3. Особенности развития торговых организаций в регионах с учетом проблем и тенденций экономического развития страны

4. Особенности экономического развития Китая

5. Закономерности и особенности развития естествознания

6. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГАЗОВОГО РЫНКА ЕС И ГЕРМАНИИ

7. Особенности развития мировой экономики в XXI веке

8. Особенности становления и развития интеграционных объединений

9. Особенности и перспективы развития коммерческой деятельности в ОАО «Магнит»

10. Особенности двигательного развития у детей раннего возраста