Технология работы социального педагога в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей



Технология работы социального педагога в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты работы социального педагога в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей……………………….

1.1. Особенности работы социального педагога в центрах помощи детям……………………………………………………………………………….

1.2. Технология работы социального педагога в центрах помощи детям……………………………………………………………………………….

Глава 2. Технология работы социального педагога на примере центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №1 детский дом г. Вологды…………………………………………………………………………….

2.1. Исследование технологии работы социального педагога………..

2.2. Рекомендации по совершенствованию действий социального педагога……………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………….

Введение

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей.

Сегодня проблема детей, в частности детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране достигла предельной остроты, и ее безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Забота о таких детях - стержень новой социальной политики [7].

В настоящее время в РФ существует целая система учреждений, организаций, нормативно-правовых актов, направленных на защиту интересов детей данной категории, создание благоприятных условий для их вхождения в самостоятельную жизнь.

Вхождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями, и не всегда проходят успешно, представляя собой острейшую социальную проблему. Выпускники интернатных учреждений в постинтернатный период сталкиваются с проблемами, которые связанны как с неготовностью общества принять молодых людей со статусом сироты, так и с их низким уровнем готовности к самостоятельной жизни и сложившимися внутренними установками. В связи с этим возникает необходимость создания системы постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа [18, с. 280].

Большая роль в данной работе принадлежит социальным педагогам.

Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения, по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития.

Эффективность использования технологий социально-педагогической работы зависит от конкретных условий их применения. Технологии адаптируются к условиям того учреждения, в котором они должны применяться. В то же время имеющийся опыт конкретного учреждения позволяет обогатить практику применения технологий социально-педагогической работы и оптимизировать их для более широкого круга условий реализации [9, с. 702].

Теоретическими исследованиями работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей, занимались:Ю.В. Васильева,Т.А., Мардахаев Л.В.,Л.Н. Галигузова, Т.Н.Поддубная и др.

Цель работы – рассмотреть технологию работы социального педагога в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Объект работы -работа социального педагога в центрах помощи детям.

Предмет работы -технология работы социального педагога в центрах помощи детям.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности работы социального педагога в центрах помощи детям.

2. Изучить технологию работы социального педагога в центрах помощи детям

3. Провести исследование технологии работы социального педагога.

4. Разработать рекомендации по совершенствованию действий социального педагога

Глава 1. Теоретические аспекты работы социального педагога в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей

1.1. Особенности работы социального педагога в центрах помощи детям

Целями и задачами деятельности центров социальной помощи детям,  оставшимся без попечения родителей, являются:

В такие учреждения принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей, обратившиеся за помощью самостоятельно, или направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

В центры помощи детям принимаются [17, с. 159]:

1) дети-сироты;

2) дети, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях на длительном лечении, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

3) дети, оставшиеся без попечения родителей, по иным основаниям (отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, иные случаи признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке).

Также в учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года

Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Несовершеннолетние содержатся в Центре на полном государственном обеспечении.

Очень часто, дети, попадающие в центры помощи – это дети из неблагополучных семей, чье воспитание вызывает особые трудности.

Дети, попавшие в такую группу, испытывают воздействие следующих факторов:

- медико-биологические (состояние здоровья, нарушения в психическом и физическом развитии и т. д.);

  - социально - экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей и т. д.);

  - психологические (неприятие себя, трудности общения и т. д.);

  - педагогические (отсутствие интересов к учению, закрытость для положительного опыта и т.д.) [13,с.91].

В социально-педагогической литературе  различные авторы их называют по-разному: «педагогически запущенными», «социально запущенными», с «отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «дезадаптированными»,  «социально заброшенными», с «девиантным поведением»,  с «делинквентным поведение»,  с «асоциальным поведение» и т.п..

Общим являются лишь то, что всех вышеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных».

По мнению С.А. Беличевой,  одной из важнейших задач при работе с такими детьми является преодоление отчуждения таких детей от основных институтов социализации, включение их в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт [4. с.15].

Поэтому главное, на что хотелось бы обратить внимание, что в центре внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.

  Функциями социального педагога в центрах помощи детям являются следующие [1.с. 11]:

1. Образовательно-воспитательная функция: целенаправленное педагогическое влияние на поведение детей.

2. Сигникативная (сигникат – значение, смысл), т.е. смысложизненная, смыслообразующая функция. Задача социального педагога: помочь клиенту обрести смысл жизни, цель существования активизировать собственные ресурсы, помочь бороться с трудностями своими силами, разбудить активность личности.

3. Диагностическая функция: постановка «социального» диагноза путем изучения личностных особенностей, социально-бытовых условий, окружения, позитивных и негативных влияний и т.д.

4. Прогностическая и экспертная функция: разработка проектов, программ, планов развития, социума (учреждения, микрорайон, группа организаций, связанная с работой с детьми), социально-педагогическое проектирование личности ребенка и экспертиза документов, материалов.

5. Организаторская: организация общественно-ценной деятельности детей (акции, праздники, поисковая деятельность и т.д.), педагогов, волонтеров для решения задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания, развития.

6. Коммуникативная: налаживание межличностных отношений, взаимодействия между различными организациями и людьми в интересах ребенка.

7. Охранно-защитная функция: использование правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие в применении мер гос. принуждения, реализация юридической ответственности в отношении лиц, допускающих противоправные действия в отношении детей.

8. Посредническая функция: осуществление связей в интересах ребенка.

В содержание деятельности социального педагога входит:

1. Изучение личности ребенка, группы, семьи, ближайшего окружения, социально-педагогических проблем.

2. Социально-педагогическая поддержка личности в критических ситуациях.

3. Организация воспитательно-образовательного взаимодействия с проблемным ребенком, нуждающимся в помощи: индивидуальное консультирование, групповая терапия, межперсональное консультирование, различные тренинги и т.д.

4. Социально-педагогическая опека и посредничество в творческом развитии личности и группы:

- педагогическая диагностика способностей;

- приобщение к творческой деятельности;

- побуждение к самообразованию и самоизменению;

- влияние на ценности, смысл жизни.

5. Педагогическое управление целеполаганием личности, т.е. совместный выбор цели, пути, программы действий, планирование жизненных задач и т.д.

Итак, дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к группе детей, нуждающихся в помощи и у которых есть свои потребности: в пище, жилье, защите, образовании, в досуговой деятельности, в общении с родителями, другими родственниками, ровестниками, в медицинском обслуживании и т. д.

Для решения этих проблем необходим социально-педагогический подход, который  и положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с данными детьми.

1.2. Технология работы социального педагога в центрах помощи детям

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве [8.].

Как отмечает И.Г. Зайнышев, социальные технологии - это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов [7. с. 5 - 6].

По мнению М.А. Галагузовой, технология социально-педагогической деятельности – это совокупность методов и приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом [6. с. 148].

По отношению к методике социально-педагогической деятельности технология является более узким понятием, так как методика подразумевает выбор определенной технологии социальным педагогом.

По мнению Е.И. Холостовой, технология работы с детьми должна основываться на следующих положениях:

1) личностно-ориентированный индивидуальный подход с оценкой ключевых проблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей;

2)  разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и подростков;

3) организация работы с ними в аспекте социальной педагогики, коррекционной и реабилитационной деятельности;

4) разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности [23. 26].

Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста.

Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.

Как отмечает Г.Н. Голоухова, чтобы принять решение о выборе технологии, социальному педагогу необходимо для себя четко определить:

- цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации;

- условия ее реализации;

- особенности и возможности объекта социально-педагогической деятельности;

- особенности места реализации цели;

- возможности по времени для реализации цели;

- возможные формы реализации;

-особенности, возможности субъекта социально-педагогической деятельности [7. с. 6].

На этой основе подбирается одна из технологий.

В зависимости от основы классификации в научной литературе выделяют различные виды или типы социально-педагогических технологий.

1.Постепени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые).

2.Попреобладающей деятельностиразличают консультативные, посреднические, игровые, психотерапевтические, коррекционные технологии; технологии проектирования, моделирования, экспертизы, управления и т.д.

3.По направленности на преобразование окружающей подопечного средывыделяют средовые технологии оздоровления природной среды и технологии оздоровления социальной среды (технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных и т.д.).

4.По количеству подопечныхможно выделить следующие виды:

- индивидуальные - технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения, самообеспечения и т.д.;

- групповые - технологии социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями и т.д.);

- массовые - технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии социальной рекламы и т.д..

5.По степени практической включенности в процесс профессиональной деятельности выделяют:

- кабинетные - получены в результате информационно-логического анализа ситуации;

- лабораторные - получены в экспериментальных, специально созданных условиях;

- полевые - получены в результате реальной работы в общественной среде [7, с.7].

Выделяют общие и специфические технологии социально-педагогической деятельности.

К общим относятся технологии: диагностирования, оценивания, прогнозирования, моделирования, проектирования, программирования, планирования, реализация целей и ценностных ориентаций, осуществления обратной связи и информационного обеспечения познавательной и преобразовательной социальнопедагогической деятельности. В совокупности они составляют замкнутый цикл технологического процесса социально-педагогической деятельности.

Для примера рассмотрим алгоритм работы социального педагога по уточнению статуса детей, родители которых ограничены в родительских правах в соответствии с п.1. ст.73 СК. РФ - «Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них без лишения) их родительских прав (ограничении родительских прав)» [19]:

- контроль жилищных условий;

- контроль морально - этических норм (соседи, наркологический диспансер, территориальные УВД, участковые инспектора, подразделения по профилактике правонарушений несовершеннолетних);

- контроль трудоустройства родителей (характеристика 1 раз в 6 месяцев);

- контроль родителей за изменением их образа жизни, выплачиванием алиментов, за поддерживание связи с ребенком;

- содействие в помощи по сбору документов по восстановлению родительских прав;

- если пункт 4 не выполняется родителями, то подготавливаются документы в суд по лишению родительских прав [11,с.32].

Начиная разрабатывать технологии социально-педагогической работы с трудными детьми в центре социальной помощи следует начинать с определения психологических, педагогических, социальных причин как факторов деформации личности.

Изучение причин предлагается в литературе проводить по следующей схеме:

1) что искажено в духовном мире ребенка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;

2) какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;

3) с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью родственников и общественности;

4) были ли допущены педагогические ошибки по отношению к ребенку и как их исправить [4, 17].

Диагностика ребенка помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться.

Как отмечает М.Л. Перевозникова, диагностика позволяет выбрать оптимальную методику, которая подходит индивиду, учитывает интересы, особенности данного ребенка, и тогда она выступает как фактор действенности социально-педагогических влияний. Объективная информация о детях дает возможность правильно определить цели и задачи социально-педагогической работы, согласовывать все элементы и звенья данного процесса. Формируются единые социально-педагогические позиции по отношению к конкретным подросткам, выясняются возможности прогнозирования их положительного развития. На основе объективного представления о личности ребенка осуществляется программа их воспитания с четким определением возможностей и действий всех, кто с ними работает: социальных педагогов, воспитателей, учителей, родственников, наставников [16].

Следующий этап - поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности.

По мнению Г.Н. Голоуховой, выполнение поставленных задач может осуществляться двумя путями.

Первый - такую проблему можно решить известным способом, с применением уже разработанных технологий, поэтому задача социального педагога заключается в выборе именно той технологии, которая обеспечит успешное решение проблемы. Для этого социальный педагог должен быть вооружен знаниями обо всех существующих социально-педагогических технологиях, а также умениями выбирать ту, которая необходима в данном конкретном случае.

Если ему это не удается, тогда социальный педагог должен уметь составить свою собственную программу решения проблемы, то есть самостоятельно разработать технологию своей деятельности в данном случае. Для этого социальному педагогу нужно знать, что такое индивидуальная программа, как она составляется, как при этом учитываются особенности ребенка и особенности его проблемы и многое другое [7, с. 10].

По окончании работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка. При этом возможно следующее: социальный педагог положительно решает проблему ребенка, и на этом его деятельность с ребенком заканчивается; второй случай - социальный педагог не смог или частично решил проблему ребенка.

В этом случае необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапе диагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этом случае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение решения проблемы.

Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом.

Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики - диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации [галаг].

Итак, мы выяснили, что технология социально-педагогической деятельности – это совокупность методов и приемов практической социально-педагогической деятельности,  характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.

Глава 2. Технология работы социального педагога на примере центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей,

детский дом №1 города Вологды

2.1. Исследование технологии работы социального педагога

Исследование технологии работы социального педагога мы проводили на базеБюджетного образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Вологодскийдетский дом №1».

В настоящее время детский дом осуществляет содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем и самостоятельно принимать решения.

Направлениями работыВологодскогодетского дома № 1 являются:

1) обеспечение социально-правовой поддержки и защиты воспитанников, в повседневной жизни и нестандартных ситуациях.

2) Развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в детском доме, обучение воспитанников навыкам самоконтроля, самообразования, самовоспитания.

3) Развитие творческих способностей воспитанников, которое осуществляется на основе кружков и творческих объединений воспитанников.

4) Работа по развитию одаренности и адаптивных возможностей воспитанников. Данное направление предполагает диагностику и выявление уровня одаренности детей, воспитывающихся в детском доме.

5) Проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников и привитие им навыков здорового образа жизни.

6) Профилактика самовольных уходов и асоциальных явлений среди воспитанников.

7) Совершенствование процедуры мониторинга обученности и воспитанности детей с целью повышения качества работы учреждения.

На базе данного учреждения открыта служба профориентационного и социального сопровождения выпускников «Перекресток», которая является координатором деятельности постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области.

Основной целью создания Службы профориентационного и социального сопровождения является сопровождение выпускников детских домов и школ-интернатов при переходе на независимое проживание, совершенствование системы постинтернатной адаптации выпускников, помощь в реализации их законных прав и интересов, а также содействие в улучшении их социального статуса и подготовке к самостоятельной жизни.

Главная  задача  службы – оказание содействия  выпускнику, находящемуся в трудной жизненной ситуации, профилактика дезадаптации воспитанников, получающих профессиональное образование в учебных заведениях.

Служба ведет работу по следующим направлениям:

- осуществление комплексной психолого-медико-педагогической диагностики обратившихся в организацию выпускников с целью выявления проблем их физического или интеллектуального развития, общения и поведения, уровня готовности к самостоятельной жизни в современном обществе;

- оказание социально-педагогической, психологической и правовой помощи выпускникам в обеспечении жильем, ремонте и решении различных бытовых проблем, в трудных жизненных ситуациях (разрешение конфликтов и нормализацию отношений в ближайшем окружении по месту жительства, работы, учебы, службы в армии), в трудоустройстве и трудовой адаптации, в получении квалифицированной юридической помощи и социально-правовой защиты в период общественного и профессионального самоопределения, в продолжении обучения в соответствии с интересами и склонностями;

- предоставление временного (на срок до одного года) проживания выпускникам  «Вологодский детский дом №1» в возрасте от 18 лет до 23 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на основании заключенного договора между Службой и выпускником.  Для выпускников детского дома оборудована социальная мини-гостиница: две комнаты по четыре места - для мальчиков и девочек. Живут в ней бесплатно, а питаются за свой счет. Здесь можно находиться, пока не решится вопрос с трудоустройством и съемом жилья. Очень часто постояльцами гостиницы становятся ребята, которые только что пришли из армии. А в остальное время сюда селят будущих выпускников детского дома №1 для лучшей их адаптации к самостоятельной жизни;

- оказание помощи в разработке и реализации индивидуальных программ социальной адаптации выпускников интернатных учреждений Вологодской области, направленных на выход из трудной жизненной ситуации;

- привлечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений (здравоохранения, образования, службы занятости и т.п.), а также общественных организаций и объединений к решению вопросов социальной адаптации выпускников;

- создание условий для приобщения выпускников к культурному и интеллектуальному развитию;

- научно-методическое обеспечение целевых программ по социализации выпускников.

В рамках Государственной программы «Обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности в Вологодской области на 2014-2020 годы» при участии Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, областная служба постинтернатного сопровождения «Перекресток» БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №1» реализует подпрограмму «Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних «Вектор будущего».

Службой «Перекресток» разработан план мероприятий с целью реализации технологий социального сопровождения несовершеннолетних выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.

Технологии постинтернатного социального сопровождения

Прежде всего, отметитим, чтопостинтернатное социальное сопровождение выпускников рассматривается как процесс приспособления детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, к условиям социальной среды вне учреждения, когда выпускник без длительных внутренних и внешних конфликтов входит в самостоятельную жизнь и осуществляет полезную деятельность, переживает процессы самоутверждения и творческого самовыражения. 

Поэтомуцели технологии социального сопровождения в Программе социального педагога Вологодского детского дома №1- повышение качества подготовки выпускников к самостоятельной жизни, формирование у них социальных знаний, умений, навыков, адекватной самооценки и активной жизненной позиции.

Далее определены задачи постинтернатного социального сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задачами данной работы являются:

- содействие в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав; 

- обеспечение преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период; 

- повышение социального статуса выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.