Деятельность Фонда социального страхования



Оглавление

Введение……………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические и правовые основы исследования деятельности Фонда социального страхования………………..……..

1.1.Система социальной защиты населения Российской Федерации……………………………………………………………..

1.2.Нормативно-правовые основы деятельности Фонда социального страхования в системе социальной защиты населения РФ…………………………………………………………..

Глава 2. Анализ деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ……………………………………………

2.1. Основные принципы и механизмы деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ……………………

2.2. Изучение результатов деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ……………………

2.3. Основные проблемы деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и пути их решения……………………………………….………………………..

Заключение………………………………………………………………...

Библиографический список………………………………...……………

Приложение………………………………………………………………..

3

6

6

20

29

29

36

43

52

58

63

Введение

В современном обществе социальное страхование приобрело особо важное значение. В промышленно развитых странах на его долю приходится примерно 60-70% общих расходов на социальную защиту и около 15-25% ВВП. В Российской Федерации доля государственных внебюджетных социальных фондов составляет примерно 45% расходов на социальную защиту и 7,3% ВВП. Данные факты свидетельствуют о слабой задействованности в России потенциала социального страхования. В ближайшее время на его реализацию будут направлены усилия исполнительной и законодательной властей, профсоюзов и объединений работодателей.

Большое количество проблем в формировании института социального страхования вызвано отсутствием системности и медленными темпами институционализации социальной сферы. Для России сейчас необходима разработка адекватной ее особенностям модели социального страхования, отвечающей задачам, поставленным перед российским обществом.

Создание современной системы социального страхования в РФ включает формирование государственных внебюджетных фондов страхования от основных социальных рисков, а также формирование негосударственных пенсионных, страховых и иных фондов. Государственные внебюджетные фонды обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и содержат: пенсионный фонд России, фонд социального страхования России, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения России.

Объектом исследования является деятельностьФонда социального страхования.

Предмет исследования – основные принципы, механизмы и результаты деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.

Цель исследования – анализ деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и выявление путей ее совершенствования.

Для достижения поставленной цели определен следующийкруг задач:

1. Исследовать систему социальной защиты населения Российской Федерации.

2. Изучить нормативно-правовые основы деятельности Фонда социального страхования в системе социальной защиты населения РФ.

3. Рассмотреть основные принципы и механизмы деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.

4. Изучить результаты деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.

5. Выявить основные проблемы деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и пути их решения.

Решить обозначенные задачи и сделать верные выводы позволит не только изучение научной и публицистической литературы по проблеме, но и нормативно-правовая база: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.

Стоит отметить отсутствие проработанности проблем деятельности ФСС на уровне филиалов. Поэтомупрактическая значимость работы состоит в выявлении наиболее насущных проблем в деятельности Филиала ФСС и самостоятельной разработке рекомендаций по их решению, основываясь на положительном опыте деятельности аналогичных учреждений в других регионах России.

Методологическую базу и основные методы  исследования составили: системный подход, анализ, синтез, анализ документов. экспертный опрос.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава носит теоретический характер, вторая – аналитическая.

Глава 1. Теоретические и правовые основы исследования деятельности фонда социального страхования

1.1 Понятие, принципы и основные формы социальной защиты населения Российской Федерации

Социальная защита населения основана на совокупности юридических и социальных гарантий, предоставляющих людям возможности реализации своих прав, включая социально-экономические права на уровень жизни, необходимый для нормального существования.

В Российской Федерации право граждан на социальную защиту гарантируется Конституцией РФ —Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - Ст. 4398. и регламентируется законодательством. Так, в соответствии с Конституцией РФ в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, детства и отцовства, пожилых граждан и инвалидов, развивается система социальных служб. Также ею установлены для каждого гражданина гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае потери кормильца, инвалидности, заболевания, для воспитания детей и в других случаях, определенных законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Социальная защита слабых слоев населения ведется в социально-политической деятельности общественных объединений, профсоюзов, государственных структур. Если социальная защита отсутствует в государстве, растет социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, агрессивность и неудовлетворенность.

Система социальной защиты в Российской Федерации состоит из трех взаимосвязанных элементов: социального обеспечения, социального страхования и социальной поддержки (помощи).

Возникновение понятия «социальная защита» связано с определенной логикой развития и неразрывно взаимосвязано с такими понятиями как «социальное обеспечение» и «социальное страхование» (рис. 1.).

Рис. 1. Логика развития понятия «социальная защита» —Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. – М.: Академия, 2013. С. 94.

Появлению и развитию государственного социального страхования во многих государствах предшествовало добровольное или частное страхование. Его сфера сначала ограничивалась отдельными предприятиями. С конца XIX в. социальное страхование наемных сотрудников начинает осуществляться на правовой основе, которая формируется государством. Способом его организации становится государственное социальное страхование наемных работников.

Со временем частное страхование не пропало, а, наоборот, превратилось в дополнительный инструмент социального страхования и стало активно развиваться во всем мире. Это обусловлено значимостью данного института для защиты населения от социальных рисков и обеспечения его благополучия.

Социальное обеспечение представляет собой способ перераспределения ВВП посредством предоставления определенным категориям граждан материальных благ для выравнивания их личных доходов в случае возникновения социальных рисков. К примеру, утраты трудоспособности, болезни и др.

Последние 30—40 лет XX века в мире получила дальнейшее развитие концепция социального обеспечения, которая стала включать понятие «социальной защиты», обозначающее предоставление всеобщей базовой социальной поддержки всем гражданам, вне зависимости от их взносов или продолжительности их рабочего стажа.

На рисунке 2 представлены признаки современного социального обеспечения.

Рис. 2. Признаки современного социального обеспечения

Сегодня в развитых государствах сложились различные формы социальной защиты населения (рис. 3).

Рис. 3. Современные формы социальной защиты населения развитых государств

Представленные формы социальной защиты населения имеют разный вес, разные категории защищаемых граждан, различные источники финансирования, а также различаются системой управляющих и организующих органов.

В России понятие «социальная защита населения» получило широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в 1992 году в систему социальной защиты населения.

Социальная защита населения базируется на принципах, при помощи которых она наиболее эффективно и полно может реализовать свои функции (рис. 4).

Рис. 4.  Принципы социальной защиты населения —Григорьев И.В. Право социального обеспечения. – М.: Академия, 2015. С. 12.

Цели и задачи системы социальной защиты населения проявляются в ее функциях - относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных видах деятельности по социальной защите людей, которые оказались в обстоятельствах, приведших к нуждаемости в социальном обслуживании.

Функции системы социальной защиты населения отображены на рисунке 5.

Рис. 5. Функции системы социальной защиты

Одна из организационно-правовых форм социальной защиты населения – обязательное государственное социальное страхование.

Социальное страхование представляет собой систему материального обеспечения граждан в случае наступления их нетрудоспособности, в старости и других ситуациях за счет определенных страховых взносов. Все виды социального страхования финансируются взносами работодателей и работников. Суть такого страхования состоит в распределении социального риска на работодателей и работников, которые в принудительном порядке отчисляют в целевые фонды социального страхования страховые платежи. Мировой опыт свидетельствует о том, что система социального страхования — это главный институт социальной защиты населения в рыночной экономике. Он призван обеспечить реализацию конституционных прав граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, частичной или полной утраты трудоспособности, безработицы, потери кормильца.

Обязательное социальное страхование является частью государственной социальной системы защиты населения. Его особенность заключается в страховании граждан, имеющих работу, от возможного изменения социального или материального положения, даже по не зависящим от них самих обстоятельствам. На рисунке 6 представлены существенные признаки социального страхования.

Рис. 6. Существенные признаки социального страхования

По сравнению с иными формами коллективного социального обеспечения, к примеру, корпоративными моделями или социальной помощью, система социального страхования имеет ряд важных преимуществ (рис. 7).

Рис. 7. Преимущества системы социального страхования

Социальная защита от разных видов социального риска реализуется в пределах отдельных направлений социального страхования: пенсионное;  медицинское; от несчастных случаев на производстве; в связи с безработицей.

В Конвенции № 102 от 1952 г. Международной организацией труда зафиксирован приемлемый минимальный уровень социальных гарантий, рекомендуемый для застрахованных граждан в страховых ситуациях. Он равен приблизительно 40-50% замещения заработной платы квалифицированного рабочего —Конвенция N 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" (Вместе с "Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности") (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Законами регулируются конкретные размеры получаемой суммы.

Отличие социального страхования от социальной помощи состоит в том, что находящемуся в сложной жизненной ситуации или нуждающемуся человеку предоставляется социальная помощь в виде пособия за счет общественных средств.

Выплаты и услуги по программам социального страхования финансируются специализированными фондами, формируемыми в прямом участии самих застрахованных лиц. В Российской Федерации в настоящее время действует несколько видов социального страхования (рисунок 8).

Рис. 8. Основные виды социального страхования в России

Для того, чтобы застрахованному лицу было назначено и выплачено страховое обеспечение, необходимо наступление страхового случая, подтвержденного документально.

Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах ОСС.

Правительством РФ в ходе разработки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются дотации финансовой системе ОСС в размерах, которые позволяют обеспечить установленные федеральным законодательством о конкретных видах ОСС выплаты. Этому также способствует вклад временно свободных денежных средств ОСС под обязательства Правительства РФ, которые обеспечивают их доходность.

Взносы во внебюджетные фонды формируются из фонда оплаты труда. Также рассматриваются заключенные договоры, которые заключались организациями  с физическими лицами. Однако если это не индивидуальный предприниматель. Или это не договора, которые направлены на услуги, лицензионные договоры, договора авторского права.

К выплатам относят:

- зарплата;

- надбавки;

- премии;

- оплата товаров или услуг работнику;

- выплаты и вознаграждения в виде товаров (работ, услуг).

Доходы, которые не облагаются взносами:

Доходы, которые не платятся в фонд, отражены в статье 9 федерального закона № 212 —Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

К ним относят:

Выплаты,  на которые ранее не начисляли ЕСН, сейчас облагаются страховыми взносами:

- государственные пособия, включая пособия по уходу за ребенком, по временной нетрудоспособности и по беременности и родам;

- командировочные расходы, включая суточные;

- компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанного с увольнением персонала;

- компенсации расходов физического лица, которые он понес при выполнении работ, оказании услуг по гражданско-правовым договорам;

- все работодатели вне зависимости от источников финансирования имеют право не осуществлять начисление страховых взносов на суммы материальной помощи рабочим в пределах 4 тыс. руб. на одного человека за календарный год;

- единовременная материальная помощь рабочим при рождении ребенка не облагается страховыми взносами, если выплачивается в первый год его жизни и не превышает 50 тыс. руб. на одного ребенка и иные выплаты.

По каждому своему рабочему плательщики страховых взносов должны вести учет начисленных выплат, а также исчисленных с них взносов.

Объект обложения не возникает когда:

- трудовой договор не заключался;

- предметом договора являются имущественные права (аренда, дарение);

В зависимости от категории плательщика, стразовые взносы могут зависеть от категории плательщика. Если плательщик входит в общую категорию, то взносы в Пенсионный фонд составят - 22%, в социальное страхование – 2,9%, медицинское страхование – 5,1.

Организации перечисляют не все суммы начисленных взносов. Так к примеру размер страховых взносов на обязательное социальное страхование при временной нетрудоспособности и с материнством, подлежащий уплате в ФCC РФ следует уменьшить на размер произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения (больничные листы), выплату которых предприятие производит также посредством средств ФСС. Все организации, производящие выплаты физическим лицам обязаны исчислять страховые взносы по общим тарифам. Исключение  ограниченное число страхователей, для которых предусмотрены уменьшенные тарифы.

Под тарифом страхового взноса понимается величина страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

Изменения лимита базы страховых взносов изображены в таблице 1.

С ростом средней заработной платы ежегодно индексируется лимит взносов  во внебюджетные фонды. За период 2010-2016 годы ежегодный темп его прироста составлял в среднем 12%. Наибольший прирост наблюдается в 2015 году – 14%.

Таблица

Лимит базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по годам —Составлено автором по данным официального сайта ФСС России. Режим доступа: http://fss.ru/

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Лимит базы, руб.

415 000

463 000

512 000

568 000

624 000

711 000

796 000

Изменение, руб.

-

48 000

49 000

56 000

56 000

87 000

85 000

Темп прироста, %

-

12

11

11

10

14

12

Для страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и с материнством, которые уплачиваются в ФСС России коэффициент индексации для начисления  устанавливается в размере 1,072.

Для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются в пенсионный фонд, - 1,8.

С 1 января 2016 года предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы в ФСС РФ, составляет 718 000 рублей, в ПФР - 796 000 рублей. С зарплаты свыше предельной суммы для начисления страховых взносов в 2016г. пенсионные отчисления считаются по одной ставке – 10% и полностью составляют страховую часть пенсии.

Уплачивать страховые взносы следует до 15 числа каждого  месяца. 14 число должно являться последним днем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за предыдущий месяц. Производить платеж следует ежемесячно. Так же следует обратить внимание на выходные и праздничные дни, и в случае выпадения даты платежа на эти дни, произвести платеж  в первый рабочий день после окончания выходных дней. В случае неуплаты страховые взносы признают недоимкой и будут начислены пени.

Значение основного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22%.

Тариф страховых взносов, если размер базы для начисления страховых взносов у работодателя больше установленного размера -10%.

Значение тарифа страховых взносов в ФФОМС составляет 5,1%.

Начиная с 2015 года оплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФОМС осуществляется по установленным тарифам со всех сумм выплат без ограничения и других вознаграждений в пользу физического лица за соответственный финансовый год, за исключением сумм, которые не подлежат обложению страховыми взносами на основе статьи 9 ФЗ № 212-ФЗ —Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Базой для начислений страховых взносов считается все выплаты каждого работника  отдельно с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. Каждый страховой взнос необходимо уплачивать  отдельной расчетной документацией и направлять ее в банк с указанием соответственных счетов Федерального казначейства и кодов бюджетной систематизации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование нужно уплачивать без разделения на страховую и накопительную части.

До января 2014 года взносы в Пенсионный фонд делились на страховую и накопительную часть.

С 1 января 2014 года произошли изменения в законодательстве. В частности при начислении взносов в пенсионный фонд не нужно учитывать возраст сотрудников. Пенсионные взносы следует перечислять единым платежом, не разделяя их на страховую и накопительную части трудовой пенсии. Теперь распределять  полученные суммы  между страховой частью трудовой пенсии и накопительной  должен страховщик – Пенсионный фонд РФ.

Пособия на социальное страхование (листы нетрудоспособности) оплачиваются за счет ФСС РФ и отчасти  за счет средств работодателя.

Первые три дня оплачиваются работодателем при выплате пособия по временной нетрудоспособности в результате заболевания либо травмы, а с четвертого дня временной нетрудоспособности из средств ФСС России.

Пособие выплачивается полностью за счет средств ФСС, если работник ухаживает за больным  ребенком. За счет средств обязательного социального страхования работникам выплачиваются:

-пособия по временной нетрудоспособности;

-пособия по беременности и родам;

-ежемесячныепособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.

При расчете среднего заработка для начисления пособия временной нетрудоспособности, по беременности  и родам, ежемесячного пособия  по  уходу за ребенком следует брать период за два календарных года, предшествующих году наступления нетрудоспособности и в знаменателе расчета указывать фиксированную сумму дней 730.

Также размер выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности зависит отстрахового стажа рабочего и определен в процентах к его средней заработной плате. А именно:

Если на момент наступления нетрудоспособности сотрудник имел общий трудовой стаж менее 6 месяцев, то оплата должна производиться из учета МРОТ установленным федеральным законом, за полный календарный месяц, то есть в размере, не превышающим минимальный размер оплаты труда. Пособие по беременности и родам выплачивается женщине в размере 100% от средней заработной платы при наличии страхового стажа не меньше шести месяцев.

Для расчета больничных нужно принимать в учет длительность выплат пособий по уходу за больными, которые   изображены в таблице 2.

Таблица

Продолжительность выплаты пособия по уходу за больным членом семьи —Составлено автором по данным официального сайта ФСС России. Режим доступа: http://fss.ru/

Возраст

Вид лечения

Период за который выплачивается пособие

До 7 лет

Совместное  или амбулаторное нахождение в стационаре

За весь срок лечения, но не больше 60 календарных дней в год. По заболеваниям, которые включены вперечень, - не больше 90 календарных дней в году.

До 7 лет

Карантин

За все время карантина без ограничений по количеству календарных дней в году

От 7 до 15 лет

Амбулаторное либо совместное нахождение в стационаре

Не больше 15 календарных дней по каждому отдельному случаю, но не больше 45 календарных дней  в году

До15 лет (ребенок-инвалид)

Амбулаторное либо совместное нахождение в  стационаре

За все время лечения, но не больше 120 календарных дней в году

Старше 15 лет

Амбулаторное

До  семи календарных дней по каждому отдельному случаю и не больше 30 календарных дней в году

При уходе за больным ребенком либо другим больным членом семьи выплата пособия осуществляется в следующих размерах:

- при амбулаторном лечении ребенка до 15 лет за первые десять календарных дней в размере, который определяется в зависимости от длительности страхового стажа застрахованного лица, за последующие дни -в размере 50 % средней заработной платы;

- при стационарном лечении ребенка (длительность лечения не важна)  - в размере, который определяется в зависимости от длительности страхового стажа застрахованного лица. Больничный при необходимости выполнения ухода за больным членом семьи при его амбулаторном лечении (имеются ввиду лица старше 15 лет) выплачивается  в размере, который определяется в зависимости от длительности  страхового стажа.

1.2 Нормативно-правовые основы деятельности Фонда социального страхования

Основой нормативно-правового регулирования деятельности всех российских внебюджетных фондов является Бюджетный кодекс РФ, в соответствии с которым государственные внебюджетные фонды классифицируются на Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Фонд социального страхования – второй по значению среди них.

Доходная часть бюджета ФСС формируется, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с учетом страховых взносов, поступающих в бюджет Фонда, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В таблице представлены основные характеристики бюджета ФСС РФ на 2014-2017 годы.

Как видно доходы ФСС РФ постоянно растут. Однако, темпы их роста относительно невысокие. Вместе с доходами увеличиваются и его расходы. Профицит бюджета на 2017 год запланирован в размере примерно на уровне 2014 года. Хотя в 2016 году он оказался совсем незначительным.

Таблица 3

Основные характеристики бюджета ФСС РФ на 2014-2017 годы, млрд. руб. —Составлено автором по данным официального сайта ФСС России. Режим доступа: http://fss.ru/

Наименование

2014

2015

2016

2017 (план)

ФСС РФ

доходы

579,8

592,6

615,8

666,8

межбюджетные трансферты

47,7

47,4

28,6

29,7

из Федерального фонда ОМС

19,0

19,0

19,0

19,0

из федерального бюджета

28,7

28,4

9,6

10,7

доходы без учета межбюджетных трансфертов

532,1

545,2

587,2

637,1

расходы

564,9

586,7

615,2

653,5

дефицит/профицит

14,9

5,9

0,6

13,3

Правовую основу деятельности ФСС, помимо Бюджетного кодекса РФ, составляют:

- федеральные законы;

- подзаконные и ведомственные акты.

Федеральный закон«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» —Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ruрегулирует отношения в системе обязательного социального страхования (ОСС), определяет правовое положение субъектов ОСС, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов ОСС, а также устанавливает основы государственного регулирования ОСС.

С 6 января 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» —Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ  «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru, установивший новый правовой порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровья работнику при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в других, установленных законодательством случаях.

В данном законе предусмотрены, принципиально новые правоотношения субъектов, в частности, замена адресата, к которому пострадавшие (застрахованные работники) обращаются с претензий на возмещение понесенного ущерба: вместо гражданского иска (в суд) к работодателю они обращаются к соответствующему страховому учреждению (страховщику), которое обязано защищать их права и имущественные интересы при наступлении страховых случаев.

Страховые тарифы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ежегодно устанавливаются федеральным законом.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» —Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ  «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru регулирует правоотношения в системе ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» —Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренныхКонституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ.

«О государственной социальной помощи» —Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Предметом регулирования данного Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. №101 —Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ, согласно которому ФСС управляет средствами государственного социального страхования России.

Внебюджетные фонды являются формой перераспределения и употребления финансовых средств, которые привлекаются государством с целью финансирования отдельных общественных потребностей и комплексно расходуются на базе оперативной независимости.Они представляют собой одно из звеньев общественных финансов. Материальный источник внебюджетных фондов - национальный доход, при перераспределении которого формируется преобладающая доля фондов. Главными методами, употребляемыми в процессе мобилизации национального дохода при его перераспределении при образовании фондов, являются средства из бюджета, специальные налоги и сборы, а также займы. Вначале внебюджетные фонды возникли в виде особых фондов или особенных счетов задолго до появления единого центрального денежного фонда страны — бюджета. Государственной власти при расширении своей деятельности необходимы были все новые расходы, которые требовали средства для своего покрытия. Данные средства собирались в особенных фондах, предопределенных для особенных целей. Такие фонды были временные, и с исполнением государством запланированных мероприятий они прекращали существовать. На основе этого число фондов все время изменялось: одни появлялись, другие аннулировались.

Государственный внебюджетный фонд является формой образования и расходования денежного капитала, который образуются вне федерального бюджета и бюджетов российских субъектов. Внебюджетные фонды государства предназначены для осуществления конституционных прав граждан на социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальное обеспечение при безработице, медицинскую помощь и охрану здоровья и обладают строго целевым назначением. Они формируются на базе соответственных актов высших органов власти, где осуществляется регламентирование их деятельности, указываются источники образования, определяются порядок и направления употребления денежных фондов. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов ратифицируются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Создаются государственные внебюджетные фонды главным образом за счет обязательных отчислений, которые уплачивают юридические и физические лица. Средства государственных внебюджетных фондов являются государственной собственностью.

Внебюджетный фонд был создан относительно недавно. Государственный фонд гораздо старше. Средства, которые предназначены для государственных затрат накапливались в специализированных фондах, и на специализированных счетах. Они предназначались для определённых целей.

Отсюда можно сделать вывод, что внебюджетный фонд - это форма, где образовываются и расходуются денежные средства, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетных объектов Российской Федерации.

Внебюджетные фонды предназначены для реализации прав граждан. В первую очередь:

              - на выплату пенсий;

- на выплату социального страхования;

- в случае, если гражданин останется без работы;

- на охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение.

Фонды созданы на основе утвержденных актов высших органов. В них регламентирована вся деятельность. Указывают формирование денежных средств, направляют на определённые цели финансирования. Бюджетным кодексом регламентируются доходы и расходы внебюджетных фондов. За счёт обязательных отчислений формируются внебюджетные фонды. Их уплачивают коммерческие организации и физические лица.

Обеспечение социального страхования осуществляется также и  предприятиями - работодателями, выступающими в роли страхователей, оплачивая страховые взносы, к которым относятся: взносы на обязательное медицинское, социальное и пенсионное страхование, а также страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Регулирование налоговых выплат на страховые взносы осуществляется ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, Федеральный фонд ОМС» —Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru. Этот закон определяет:

  1. Кто уплачивает взнос, облагаемый объект и базу, указаны тарифы;
  2. Как оплачиваются, и кто следит за уплатой;
  3. Мера ответственности.

В настоящее время все вопросы, касающиеся взаимодействия предприятия с внебюджетными фондами, актуальны и для государства, и для налогоплательщика.

ФСС РФ объединяет центральный аппарат, региональные отделения, центральные отраслевые отделения, а также филиалы отделений фонда. Он является специализированным финансово-кредитным предприятием при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными ФСС санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

В ФСС входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателями Фонда.

Основные задачи ФСС РФ представлены на рисунке 9.

Рис. 9. Основные задачи Фонда социального страхования РФ

Средства фонда направляются на выплату пособий. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется Инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством Финансов РФ, Федеральной налоговой службой РФ и с участием Центробанка РФ.

Таким образом, одной из важнейших задач социальной политики государства, одним из механизмов, при помощи которого происходит ее реализация, является социальная защита населения. Она направлена на предоставление каждому гражданину социальных гарантий.

Социальную защиту населения как систему можно назвать совокупностью законодательно установленных юридических, социальных и экономических, гарантий и прав, а также социальных учреждений и институтов, которые обеспечивают их реализацию и создают условия для поддержания нормальной жизнедеятельности населения и, в первую очередь, социально слабых, уязвимых слоев и групп.

Социальная защита населения финансируется за счет средств бюджетов всех уровней и специально создаваемых негосударственных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательно медицинского страхования).

Современная общественная ситуация требует активного поиска подходящих для Российской Федерации путей и форм создания оптимального организационно-правового механизма системы социального страхования, являющегося главным элементом социальной защиты населения.

Глава 2. Анализ деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ

2.1 Основные принципы и механизмы деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ

Филиал № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения ФСС (далее – Филиал № 3) является обособленным подразделением отделения Фонда и действует на основании Положения о филиале, утверждаемого управляющим отделением Фонда.

Организационная структура Филиала № 3 представлена в Приложении. Учреждение управляется директором. Структурными единицами являются отделы и сектора.

В Филиале № 3 действуют следующие отделы:

- контрольно-ревизионный;

- бухгалтерского учета и анализа деятельности;

- правового и организационного обеспечения;

- сопровождение госконтрактов и МТО;

- формирования доходов, бюджетного планирования и статистической отчетности;

- финансовый;

- межтерриториальных расчетов;

- экономический;

- организации ОСС.

В Филиале № 3 действуют следующие сектора: кадрового обеспечения, экономического анализа и формирования тарифов, мониторинга территориальных программ, защиты прав граждан в системе ОСС.

Функции Филиала № 3 представлены на рисунке 10.

Рис. 10. Функции Филиала № 3

Деятельность Филиала № 3 регулируется Бюджетным кодексом РФ —Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа:http://www.consultant.ru, ФЗ «Об основах обязательного страхования» —Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах обязательного социального страхования" // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа:http://www.consultant.ru и иными законодательными и нормативными актами.

Филиал № 3 обеспечивает функционирование системы государственного социального страхования лиц, работающих на территории Пригородного района Свердловской области. Обслуживаемые муниципальные образования: Верхний Тагил, Верхняя Салда, Верхняя Тура, Качканар, Кировград, Красноуральск, Кушва, Лесной (ЗАТО), Невьянск, Нижний Тагил, Нижняя Салда, Нижняя Тура, п. Верхнейвинский, п. Свободный.

Филиал № 3 управляет средствами государственного социального страхования, направляя их на гарантированное Российской Федерацией обеспечение граждан пособиями в случаях утраты ими заработка в результате материнства, временной нетрудоспособности, смерти, а также оздоровление в целях профилактики заболеваний и на санаторно-курортное лечение.

На рисунке 11 представлена схема механизма деятельности Филиала № 3.

Рис. 11. Схема механизма деятельности Филиала № 3

Перечень плательщиков страховых взносов установлен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ —Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru. К ним относятся: работодатели, индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой. Кроме того, плательщиками взносов являются самозанятые лица, производящие выплаты в отношении самих себя.

Филиал № 3 ведет свою деятельность на основе принципов осуществления обязательного страхования, закрепленных федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ:

- автономность финансовой системы обязательного социального страхования;

- ответственность за целевое использование средств ОСС;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий и др.  —Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах обязательного социального страхования" // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа:http://www.consultant.ru

Основные направления деятельности Филиала № 3 представлены на рисунке 12.

Рис. 12. Основные направления деятельности Филиала № 3

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством включает выплаты следующих пособий:

- по временной нетрудоспособности;

- по беременности и родам;

- при усыновлении ребенка;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению;

- оплата четырех выходных дополнительных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по уходу за детьми-инвалидами;

- оплата полной стоимости путевок;

- расходы на оздоровление детей.

По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний производятся следующие выплаты:

- пособие по временной нетрудоспособности;

- единовременная страховая выплата;

- ежемесячная страховая выплата;

- дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших.

Выполнение государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ включает следующие услуги:

- родовые сертификаты;

- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации;

- обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение.

Основной источник доходов Филиала № 3 – страховые взносы на ОСС по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Их размер определяется страховым тарифом, ставки которого устанавливаются в процентах к начисленным выплатам в пользу работника.

При составлении бюджета ФСС особое внимание уделено сбалансированности его расходов и доходов, а также обеспечению норматива оборотных средств.

На рисунке 13 представлена структура доходов Филиала № 3.

Рис. 13. Структура доходов Филиала № 3, %

Большую долю доходов Филиала № 3 составляют страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (60,2%). На следующем месте в практически равных долях находятся доли средств федерального бюджета на реализацию государственных функций (14,48%) и средства на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (14,04%). 7,18% составляет покрытие дефицита бюджета ФСС и 4,1% - средства ФОМС, передаваемые бюджету ФСС.

Поскольку формирование доходов Филиала № 3 напрямую связано с его расходами, далее целесообразно рассмотреть и структуру расходов на цели государственного социального страхования.

Рис. 14. Структура расходов Филиала № 3, %

Среди расходов Филиала № 3 наибольшую долю составляют расходы на социальную политику (46,65%). На втором месте по величине находится доля расходов на образование (36,65%). Оставшуюся часть (16,7%) составляют расходы по общегосударственным вопросам.

2.2 Результаты деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ

По результатам работы за 2011 год Филиал № 3 стал победителем конкурса среди подразделений Свердловского регионального отделения ФСС РФ. На тот момент в нем было зарегистрировано 16,5 тысяч страхователей, значительную часть которых составляют крупные промышленные предприятия.

Главными критериями результатов оценки профессиональной деятельности филиалов стали:

- сбор страховых взносов;

- снижение уровня задолженности;

- показатели работы по всем направлениям деятельности.

Рассмотрим результаты работы Филиала № 3 за 2015-2016 годы на примере одного из направлений его деятельности.

Свердловская область участвует в «пилотном» проекте по комплексной реабилитации работников, пострадавших вследствие тяжелого несчастного случая на производстве, инициированном Фондом социального страхования РФ.

Как отметила начальник отдела страхования профессиональных рисков Свердловского регионального отделения ФСС РФ Юлия Замараева в Свердловской области зарегистрировано около 200 тысяч работодателей, число застрахованных работников составляет порядка 2 миллионов человек. Около 400 тысяч из них (20% от общего количества работающих) занято на работах с вредными и опасными производственными факторами. Около 650 тысяч (35% официально работающего населения) трудятся в производственной сфере, строительстве и добывающей промышленности.

По данным филиала № 3 Свердловского регионального отделения ФСС РФ, в 2015-2016 году на производстве города Кушва произошло 13 несчастных случаев, в том числе 10 случаев легких, 1 тяжелый случай и 2 смертельных случаев. Причинами несчастных случаев является нарушение требований безопасности, неудовлетворительная организация производства, недостатки в обучении безопасным приемам труда, недостатки в организации рабочих мест.

Все пострадавшие, если они работали официально, получают необходимую помощь, в том числе и материальную, от Фонда. Задача нового проекта — не просто их пролечить, выдать пособия, а вернуть им возможность трудиться.

Комплексная реабилитация включает в себя:

- медицинскую реабилитацию;

- профессиональную реабилитацию.

Эффективное проведение комплексной реабилитации затруднительно без межведомственного взаимодействия между организациями, участвующими в реабилитационном процессе. В настоящее время, разработан и утвержден порядок взаимодействия регионального отделения Фонда и лечебных учреждений, подписаны соответствующие соглашения с Правительством Свердловской области, Главным бюро медико-социальной экспертизы Свердловской области, Департаментом по труду и занятости населения, с Федерацией профсоюзов, Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей. Дополнительно в 2016 году были заключены соглашения со Свердловским протезно-ортопедическим предприятием, Центрами реабилитации ФСС РФ «Омский» и «Тараскуль».

Первый этап комплексной реабилитации - медицинская реабилитация, включает в себя:

- амбулаторное лечение;

- стационарное лечение;

- реабилитация в специализированных медицинских отделениях;

- реабилитация в санаторно-курортных лечениях.

От эффективности медицинской реабилитации зависит конечный результат.

Все эти мероприятия проводятся во время действия листка нетрудоспособности, и обычно проходит в нескольких лечебных учреждениях. На данном этапе при необходимости пострадавший обеспечивается техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями и лекарствами.

Как пояснила, управляющий Свердловского регионального отделения Фонда, все это способствует увеличению процента благоприятного исхода лечения. Также возможно снижение общей продолжительности лечения за счет направления пострадавших на медицинскую реабилитацию в специализированные отделения медицинских организаций, где лечение проводится более эффективно.

Второй этап комплексной реабилитации - профессиональная реабилитация пострадавших. Его основная цель — возвращение человека к труду. Вернуться на прежнее место работы пострадавший может либо при полном выздоровлении, либо при наличии у работодателя возможности предоставить рабочее место, которое будет соответствовать трудовым рекомендациям, указанным в программе реабилитации.

Фонд социального страхования имеет право оплачивать профессиональное обучение и переобучение пострадавших для дальнейшего трудоустройства. Раньше трудоустройством Фонд не занимался, это направление новое. За каждым пострадавшим с 2015 года закреплен персональный реабилитационный менеджер и составлен индивидуальный план-график реабилитации.

«Пилотный» проект начал работать в области с апреля 2015 года и уже появились первые положительные результаты.

Сравнительный анализ за два предшествующих года в структуре травм тяжелых несчастных случаев на производстве показывает, что наибольший удельный вес имеют следующие травмы: повреждения опорно-двигательного аппарата - 40%; черепно-мозговая травма - 35%; повреждения кожи и мягких тканей - 10%; повреждения органов зрения - 6%.

При этих видах травм проведение своевременной комплексной реабилитации наиболее клинически обоснованно для восстановления утраченных функций, для профилактики возможных осложнений и улучшения исхода лечения пострадавшего.

В таблице 4 представлены показатели результатов деятельности Филиала № 3 по «Пилотному» проекту.

Таблица 4

Показатели результатов деятельности Филиала № 3

по «Пилотному» проекту оформить ссылку также, как на предыдущие таблицы

Показатель

10 месяцев 2015 года

10 месяцев 2016 года

Темп роста, %

Расходы на лечение, тыс. руб.

14 565,6

27 371,6

187,92

Количество пострадавших, получивших лечение

227

230

101,33

Средняя стоимость лечения 1 пострадавшего, руб.

64 165,6

119 006,9

185,47

Общее количество выплат на лечение

377

509

135,02

Среднее количество выплат на лечение 1 пострадавшего

1,6

2,2

137,50

Если сравнивать результаты работы по лечению пострадавших непосредственно после тяжелого несчастного случая за аналогичные периоды 2015 года и 2016 года, то можно сделать следующие выводы.

Средняя стоимость лечения на одного пострадавшего увеличилась на 54 841,3 рублей (почти в два раза) или на 85,47% (рисунок 15).

Рис. 15. Средняя стоимость лечения на одного пострадавшего, руб.

Увеличилось среднее количество выплат на лечение одного пострадавшего в связи с тем, что в 2016 году пострадавшие дополнительно проходили реабилитацию в специализированных отделениях, в некоторых случаях даже не по одному курсу на 37,5% (рисунок 16).

Рис. 16. Среднее количество выплат на лечение одного пострадавшего

Общее количество выплат на лечение выросло на 35,02% (рис. 17).

Рис. 17. Общее количество выплат на лечение

Количество пострадавших, получивших лечение, увеличилось на 1,33% (рисунок 18).

Рис. 18. Количество пострадавших, получивших лечение

Общая сумма расходов на лечение по «Пилотному» проекту увеличилась на 87,92% (рисунок 19).

Увеличился охват специализированным реабилитационным лечением с 31% в 2015 году до 37% в 2016 году.

Рис. 19. Общая сумма расходов на лечение по «Пилотному» проекту, тыс. руб.

Реабилитация в специализированных отделениях проходит более интенсивно и эффективно, замещает собой часть стационарного и амбулаторно-поликлинического лечения. Это в свою очередь, конечно, увеличивает расходы Фонда на лечение пострадавших, но по результатам такого лечения сокращается количество пострадавших, получивших 80-100% утраты профессиональной трудоспособности (процент утраты не совместимый с трудовой деятельностью) с 33% до 25,8%, при этом, увеличивается доля пострадавших, получивших 10-40% (не влекущие за собой установления группы инвалидности) с 66% до 74%.

За 2015 г. и 2016 г. один пострадавший после тяжелого несчастного случая на предприятии города Кушва прошел комплексную реабилитацию на общую сумму 305 856,99 рублей. Сумма потрачена на стационарное, амбулаторно-поликлиническое, санаторно-курортное лечение.

2.3. Основные проблемы деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и пути их решения

В настоящее время в деятельности Фонда социального страхования имеются серьезные проблемы, препятствующие его работе и дальнейшему развития. Исключением не является и Филиал № 3. Среди наиболее насущных проблем в его деятельности стоит выделить следующие.

Во-первых, расходы бюджета Филиала № 3 превышают его доходы. С каждым годом его бюджет становится все более дефицитным. Государство выделяет средства на покрытие этого дефицита. Однако, как показал проведенный анализ, они составляют совсем незначительную часть среди доходов бюджета Филиала № 3 – 14,48%.

Во-вторых, расходы Филиала № 3 имеют тенденцию к постоянному росту. Это видно из анализа результатов его деятельности. Так, по «пилотному» проекту общая сумма расходов на лечение выросла с 14 565,6 тыс. руб. до 27 371,6 тыс. руб., т.е. на 87,92%.

Основную часть расходов Филиала № 3 составляют расходы по поддержке нетрудоспособных работников и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.

В-третьих, значительную часть в бюджете Филиала № 3 составляют межбюджетные трансферты. Сегодня приоритетным направлением государственной политики в России является реализацияконституционных прав граждан в области социальных льгот. Решение задач, вытекающих из них, связано садресным предоставлением социальной помощи. Безусловно, это особо ответственная и важная работа. Ее результаты отражаются напрямую на качестве жизни большинства российских граждан. Однако, следует заметить, что функции Филиала № 3, как и, естественно, всего Фонда социального страхования не свойственны социальному страхованию в широком понимании, носят «нестраховой» характер. Так, в функции Филиала № 3 передано обеспечение техническими средствами реабилитации и предоставление санаторно-курортного лечения.

Принятые в последнее время нормативно-правовые акты способствовали утрате в деятельности всего Фонда социального страхования РФ соответствия многим страховым принципам, которые изначально были заложены в основу его функционирования.

Обширный перечень льгот с одновременным постоянным снижением размеров обязательных отчислений сделали систему ОСС дотационной. На примере деятельности Филиала № 3 прослеживается перегруженность Фонда социального страхования дополнительными (нестраховыми) функциями, в результате чего он не в состоянии в необходимой мере выполнять закрепленные за ним основные функции. Это, в свою очередь, ведет к неэффективному использованию ресурсов фонда и сильным диспропорциям.

В последнее время размер страхового тарифа обязательных отчислений в Фонд социального страхования РФ снижался несколько раз (рис. 20).

Рис. 20. Динамика тарифа обязательных отчислений в Фонд социального страхования РФ за 2000-2017 гг., %

В целом за 2000-2017 годы размер тарифа обязательных отчислений в Фонд социального страхования РФ снизился с 5,4% до 2,9%, т.е. на 46,3% или почти в 2 раза. Такая динамика обусловила недостаток финансирования установленных государством гарантий. При этом, продолжающаяся тенденция дисбаланса доходов и расходов бюджета фонда ведет к сокращению обязательств страховщика перед застрахованными лицами.

Покрывая дефицит бюджета Фонда социального страхования средствами федерального бюджета усиливается зависимость первого и он приобретает все более бюджетно-страховой характер.

Далее стоит сказать о низком пороге предельной облагаемой базы, по которой начисляются страховые взносы. В большинстве зарубежных стран установлен предельный уровень зарплаты, при котором страховые взносы прекращают уплачиваться и на основе расчета которого устанавливается максимальное пособие. Россия встала на такой путь с 2010 года, введя предельно облагаемую базу в размере 415 тыс. руб. в год. Далее она была увеличена до 463 тыс. руб. в 2011 оду, до 512 тыс. руб. в 2012 году, до 755 тыс. руб. в 2017 году.

В качестве следующей проблемы стоит отметить отсутствие взносов на выплаты по гражданско-правовым договорам. Граждане, работающие по гражданско-правовым договорам, в случае временной утраты трудоспособности не получают никаких выплат. Следовательно, их конституционные права фактически нарушаются.

На сегодняшний день Фонд социального страхования страхует 2 вида ОСС:

- несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания;

- временную нетрудоспособность и материнство.

Возможность осуществления взаимозачетов по этим видам страхования в настоящее время отсутствует. Хотя, для организаций с финансовыми сложностями она особо важна. Такой взаимозачет способствовал бы значительному сокращению долга как страхователей перед фондом, так и фонда перед ними.

Ко всем насущным проблемам Филиала № 3 добавляется и сложность процедуры возврата им излишне перечисленных страховых взносов. В случае несвоевременного возврата этих платежей, фонд обязан оплачивать пени. При появлении у фонда задолженности она разделяется на 2 вида. Первый – превышение расходов над доходами. В этом случае финансирование осуществляется за счет собственных его средств на расчетном счете в ГУ ЦБ. Второй – переплата страховых взносов. В таком случае возврат производится через Федеральное казначейство.

Обобщенно основные проблемы работы Филиала № 3 представлены на рисунке 21.

Рис. 21. Основные проблемы работы Филиала № 3

Принципиальные положения, на которых базируется рыночная модель системы социального страхования, следующие:

- обеспечение финансирования, главным образом, за счет взносов работодателей и работников;

- зависимость стразовых услуг от размеров произведенных взносов. Право на получение услуг имеют только те лица, которые делают взносы. При этом значительность услуг повышается с увеличением размеров взносов и длительностью их осуществления.

Особое социально-экономическое и демографическое развитие Российской Федерации вызывает потребность в смешанном финансировании пенсионного и иных видов социального страхования за счет основных субъектов: государства, работников, работодателей.

Построение эффективной системы ОСС в России требует основательного решения целого комплекса задач, главными из которых, пожалуй, являются, представленные на рисунке 22.

Рис. 23. Задачи построение эффективной системы ОСС в России

Поскольку для каждого социального риска присуща своя природа и различное проявление для разных категорий работников организация социального страхования и формы защиты развиваются по видам с собственными особенностями. Только так возможно в достаточной мере обоснованно определять финансирование, требующееся для страхования определенных рисков и не допускать при страховании различных видов риска скрытого перераспределения средств.

Рис. 24. Факторы определения развития отдельных сфер системы социального страхования

Под влиянием приведенных факторов формирование рыночной финансовой модели социального страхования в России обусловлено тремя взаимоувязанными аспектами:

1) источники формирования должны определяться как способ привлечения средств, которые будут достаточны, чтобы обеспечить гарантии социальной защиты;

2) финансовое бремя необходимо распределить между главными субъектами страхования;

3) необходимо увязать использование страховых ресурсов с нахождением оптимальных пропорций перераспределения и распределения средств, основываясь на сочетании принципа эквивалентности и солидарной взаимопомощи.

Основные проблемы работы Филиала № 3 связаны с высокими расходами и дотационностью его бюджета. В качестве рекомендаций по совершенствованию деятельности можно предложить Филиалу № 3 сделать упор на повышение доходов (рис. 25).

Филиалу № 3 стоит усилить контроль над страхователями:

1. Принять меры по снижению просроченной задолженности страхователей по двум видам обязательного социального страхования: по страховым взносам на обязательное социальное страхование случав временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А именно:

- в адрес страхователей направлять требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;

- в банки направлять инкассовые поручения на списание денежных средств со счетов страхователей;

-  в службу судебных приставов направлять постановления о взыскании недоимки за счет имущества страхователей;

- проводить совместные выезды с судебными приставами к должникам;

- усилить контроль хода дел о банкротстве страхователей;

- проводить индивидуальную работу с должниками.

В результате данных мер бюджет Филиала № 3 можно увеличить за счет погашения недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование случав временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Рис. 25Мероприятия по совершенствованию деятельности Филиала № 3 в целях повышения эффективности поступлений страховых взносов пообязательному социальному страхованию случав временной нетрудоспособности и в связи с материнством

2. В целях совершенствования работы по снижению задолженности страхователей необходимо разработать порядок работы по снижению задолженности страхователей по этим видам социального страхования. В Филиале № 3 кроме мероприятий по принудительному взысканию недоимки, предусмотренных законодательством, также можно осуществлять дополнительные мероприятия:

- проведение заседаний комиссий со страхователями;

- участие в заседаниях межведомственных комиссий совместно с территориальными органами ПФР, ФНС РФ;

- осуществляется взаимодействие с органами прокуратуры;

- проводить совещания с арбитражными управляющими, в том числе по применению в отношении них мер административного воздействия, для обеспечения уплаты текущих платежей по страховым взносами.

В результате данных мероприятий можно повысить эффективность поступлений в Филиал № 3 страховых взносов по обоим видам обязательного социального страхования:обязательному социальному страхованию случав временной нетрудоспособности и в связи с материнством

В заключение стоит отметить, что российская система ОСС постоянно развивается и совершенствуется, что дает возможность гражданам чувствовать себя под защитой. Как показало проведенное исследование, Филиал № 3 прилагает максимально возможные усилия для повышения доверия местных жителей к новым принципам ОСС. Однако, имея столь серьезные проблемы, делать ему это довольно сложно.

Заключение

Итак, одной из важнейших задач социальной политики государства, одним из механизмов, при помощи которого происходит ее реализация, является социальная защита населения. Она направлена на предоставление каждому гражданину социальных гарантий.

Социальную защиту населения как систему можно назвать совокупностью законодательно установленных юридических, социальных и экономических, гарантий и прав, а также социальных учреждений и институтов, которые обеспечивают их реализацию и создают условия для поддержания нормальной жизнедеятельности населения и, в первую очередь, социально слабых, уязвимых слоев и групп.

Социальная защита населения финансируется за счет средств бюджетов всех уровней и специально создаваемых негосударственных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательно медицинского страхования).

Современная общественная ситуация требует активного поиска подходящих для Российской Федерации путей и форм создания оптимального организационно-правового механизма системы социального страхования, являющегося главным элементом социальной защиты населения.

Филиал № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения ФСС (далее – Филиал № 3) является обособленным подразделением отделения Фонда и действует на основании Положения о филиале, утверждаемого управляющим отделением Фонда.

Филиал № 3 ведет свою деятельность на основе принципов осуществления обязательного страхования, закрепленных федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ.

Перечень плательщиков страховых взносов установлен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. К ним относятся: работодатели, индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой. Кроме того, плательщиками взносов являются самозанятые лица, производящие выплаты в отношении самих себя.

Основной источник доходов Филиала № 3 – страховые взносы на ОСС по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Их размер определяется страховым тарифом, ставки которого устанавливаются в процентах к начисленным выплатам в пользу работника.

При составлении бюджета ФСС особое внимание уделено сбалансированности его расходов и доходов, а также обеспечению норматива оборотных средств.

Большую долю доходов Филиала № 3 составляют страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (60,2%). На следующем месте в практически равных долях находятся доли средств федерального бюджета на реализацию государственных функций (14,48%) и средства на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (14,04%). 7,18% составляет покрытие дефицита бюджета ФСС и 4,1% - средства ФОМС, передаваемые бюджету ФСС.

Среди расходов Филиала № 3 наибольшую долю составляют расходы на социальную политику (46,65%). На втором месте по величине находится доля расходов на образование (36,65%). Оставшуюся часть (16,7%) составляют расходы по общегосударственным вопросам.

По результатам работы за 2011 год Филиал № 3 стал победителем конкурса среди подразделений Свердловского регионального отделения ФСС РФ. На тот момент в нем было зарегистрировано 16,5 тысяч страхователей, значительную часть которых составляют крупные промышленные предприятия.

Свердловская область участвует в «пилотном» проекте по комплексной реабилитации работников, пострадавших вследствие тяжелого несчастного случая на производстве, инициированном Фондом социального страхования РФ.

«Пилотный» проект начал работать в области с апреля 2015 года и уже появились первые положительные результаты.

Сравнительный анализ за два предшествующих года в структуре травм тяжелых несчастных случаев на производстве показывает, что наибольший удельный вес имеют следующие травмы: повреждения опорно-двигательного аппарата - 40%; черепно-мозговая травма - 35%; повреждения кожи и мягких тканей - 10%; повреждения органов зрения - 6%.

Сравнительный анализ результатов работы Филиала № 3 по лечению пострадавших непосредственно после тяжелого несчастного случая за аналогичные периоды 2015 года и 2016 года, позволил сделать следующие выводы.

Средняя стоимость лечения на одного пострадавшего увеличилась на 54 841,3 рублей (почти в два раза) или на 85,47%;

Увеличилось среднее количество выплат на лечение одного пострадавшего в связи с тем, что в 2016 году пострадавшие дополнительно проходили реабилитацию в специализированных отделениях, в некоторых случаях даже не по одному курсу на 37,5%;

Общее количество выплат на лечение выросло на 35,02%

Количество пострадавших, получивших лечение, увеличилось на 1,33%

Общая сумма расходов на лечение по «Пилотному» проекту увеличилась на 87,92%

Увеличился охват специализированным реабилитационным лечением с 31% в 2015 году до 37% в 2016 году.

В настоящее время в деятельности Фонда социального страхования имеются серьезные проблемы, препятствующие его работе и дальнейшему развития. Исключением не является и Филиал № 3. Среди наиболее насущных проблем в его деятельности стоит выделить следующие.

Проведенное исследование позволило выделить следующие проблемы деятельности Филиала № 3:

Во-первых, расходы бюджета Филиала № 3 превышают его доходы.

Во-вторых, расходы Филиала № 3 имеют тенденцию к постоянному росту.

В-третьих, значительную часть в бюджете Филиала № 3 составляют межбюджетные трансферты. Обширный перечень льгот с одновременным постоянным снижением размеров обязательных отчислений сделали систему ОСС дотационной.

В последнее время размер страхового тарифа обязательных отчислений в Фонд социального страхования РФ снижался несколько раз. В целом за 2000-2017 годы размер тарифа обязательных отчислений в Фонд социального страхования РФ снизился с 5,4% до 2,9%, т.е. на 46,3% или почти в 2 раза. Такая динамика обусловила недостаток финансирования установленных государством гарантий. При этом, продолжающаяся тенденция дисбаланса доходов и расходов бюджета фонда ведет к сокращению обязательств страховщика перед застрахованными лицами.

Далее стоит сказать о низком пороге предельной облагаемой базы, по которой начисляются страховые взносы.

В качестве следующей проблемы стоит отметить отсутствие взносов на выплаты по гражданско-правовым договорам. Граждане, работающие по гражданско-правовым договорам, в случае временной утраты трудоспособности не получают никаких выплат. Следовательно, их конституционные права фактически нарушаются.

В настоящее время отсутствует возможность осуществления взаимозачетов по различным видам страхования.

Ко всем насущным проблемам Филиала № 3 добавляется и сложность процедуры возврата им излишне перечисленных страховых взносов.

Таким образом, основные проблемы работы Филиала № 3 связаны с высокими расходами и дотационностью его бюджета. В качестве рекомендаций по совершенствованию деятельности можно предложить Филиалу № 3 сделать упор на повышение доходов. Для этого стоит усилить контроль над страхователями:

1. Принять меры по снижению просроченной задолженности страхователей по двум видам обязательного социального страхования: по страховым взносам на обязательное социальное страхование случав временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А именно,контрольно-ревизионному отделу проводить следующую работу:

- в адрес страхователей направлять требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;

- в банки направлять инкассовые поручения на списание денежных средств со счетов страхователей;

-  в службу судебных приставов направлять постановления о взыскании недоимки за счет имущества страхователей;

- проводить совместные выезды с судебными приставами к должникам;

- усилить контроль хода дел о банкротстве страхователей;

- проводить индивидуальную работу с должниками.

В результате данных мер бюджет Филиала № 3 можно увеличить за счет погашения недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование случав временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

2. В целях совершенствования работы по снижению задолженности страхователей необходимо разработать порядок работы по снижению задолженности страхователей по этим видам социального страхования. В Филиале № 3 кроме мероприятий по принудительному взысканию недоимки, предусмотренных законодательством, также можно осуществлять дополнительные мероприятия:

- проведение заседаний комиссий со страхователями;

- участие в заседаниях межведомственных комиссий совместно с территориальными органами ПФР, ФНС РФ;

- осуществляется взаимодействие с органами прокуратуры;

- проводить совещания с арбитражными управляющими, в том числе по применению в отношении них мер административного воздействия, для обеспечения уплаты текущих платежей по страховым взносами.

Для этого отделу правового и организационного обеспечения совместно с отделом организации ОСС разработать новый порядок работы по снижению задолженности страхователей, включающего дополнительные мероприятия.

В результате данных мероприятий можно повысить эффективность поступлений страховых взносов по обоим видам обязательного социального страхования.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

  1. Конвенция N 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" (Вместе с "Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности") (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - Ст. 4398.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. - N 31. - Ст. 3823.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ:по сост. на 23 июля 2013 г. //СПС КонультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  6. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ  «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  7. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  8. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  9. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ  «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  10. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  11. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  12. Федеральный закон от 14.12.2015 № 362-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  13. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  14. Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 №797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа:http://www.consultant.ru

Научная литература

  1. Абышева А.В. Экономические аспекты деятельности Фонда социального страхования // Актуальные вопросы экономических наук. - № 53. – 2016.
  2. Александров И.М., Субботина О.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2012. – 446 с.
  3. Андросова Л. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. – М.: Проспект, 2016. – 438 с.
  4. Архипов А. Социальное страхование. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 388 с.
  5. Афанасьев М. Бюджет и бюджетная система. Учебник. В 2 томах. Том 1. – М.: Юрайт, 2016. – 364 с.
  6. Болтинова О.В. Бюджетное право. – М.: Норма, 2013. – 320 с.
  7. Бюджетный кодекс Российской Федерации. С комментариями к последним изменениям. – М.: Эксмо, 2016. – 512 с.
  8. Галагонов В.П. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник. – М.: Академия, 2013. – 192 с.
  9. Герасимова Е.С. Право социального обеспечения: Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2015.
  10. Григорьев И.В. Право социального обеспечения. – М.: Академия, 2015. – 240 с.
  11. Захаров М. Социальное страхование в России. Прошлое, настоящее и перспективы развития. Трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве. – М.: Проспект, 2016. – 310 с.
  12. Изабакаров И.Г., Ниналолова Ф.И. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2017. – 272 с.
  13. Касачева О., Гринкевич Л. Финансирование обязательного социального страхования в РФ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 180 с.
  14. Кауфман А.А. Право социального обеспечения в схемах и определениях: Учебное пособие. – М.: Экспресс, 2016. – 80 с.
  15. Кибанов А.Я. Карпенко О.И., Герасимова Е.С., Павловская О.Ю. и др. Право социального обеспечения: Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2013.
  16. Князева Е.Г. Модельное реформирование национальной системы социального страхования в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. - № 2-9. – 2015.
  17. Козлова Е. Основы социального и пенсионного страхования в России. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 256 с.
  18. Крохина Ю.А. Бюджетное право России. – М.: Юрайт, 2013. – 484 с.
  19. Левина В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. – М.: Феникс, 2017. – 352 с.
  20. Литягин Н.Н. Бюджетное право. – М.: Инфра-М, 2013. – 112 с.
  21. Мальцев В.А. Финансовое право. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
  22. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. – М.: Норма, 2015. – 442 с.
  23. Мерзлова М.П. Проблемы функционирования и финансового обеспечения государственной системы социального страхования в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. - № 5. – 2012.
  24. Михайлова Ю.В., Обухова О.В. Зарубежный и отечественный опыт формирования Фондов социального страхования // Менеджер здравоохранения. - № 5. – 2013.
  25. Нечаев А. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2015. – 272 с.
  26. Ногина О. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России. Проблемы правового регулирования. – М.: Статут, 2012. – 464 с.
  27. Поляк Г. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Проспект, 2013. – 438 с.
  28. Предеина Е. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2015. – 232 с.
  29. Роик В. Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 258 с.
  30. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
  31. Савелов А.Н. Бюджетная отчетность государственных (муниципальных) учреждений. – М.: Дело и сервис, 2013. – 128 с.
  32. Семенов И.В. Социальное страхование: сущность, виды // Социально политические науки. - № 1. – 2014.
  33. Селезнев А. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Магистр, 2016. – 448 с.
  34. Снежко О.А. Защита социальных прав граждан. Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2013. – 274 с.
  35. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. – М.: Академия, 2013. – 576 с.
  36. Тарасенкова А.Н. Льготные категории граждан. Социальная помощь. – М.: Библиотечка РГ, 2014. – 176 с.
  37. Тучкова Г.В. Право социального обеспечения России: Учебник для бакалавров. – М.: Норма, 2016. – 464 с.

Приложение

Организационная структура Филиала № 3




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Финансовый механизм Фонда социального страхования

2. Динамика расходов фонда социального страхования РФ по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за три года

3. Профессиональная деятельность социального работника

4. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

5. Просветительская деятельность ИППО в 1907-1917 гг.: проблемы и пути их решения. Научная деятельность А.А. Дмитриевского.

6. Отрасли страхования

7. Страхования предпринимательского риска

8. Структура документного фонда

9. Особенности организации медицинского страхования в РФ

10. Гражданско-правовое регулирование договора страхования в РФ