Деятельность Фонда социального страхования



Оглавление

Введение……………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические и правовые основы исследования деятельности Фонда социального страхования………………..……..

1.1.Система социальной защиты населения Российской Федерации……………………………………………………………..

1.2.Нормативно-правовые основы деятельности Фонда социального страхования в системе социальной защиты населения РФ…………………………………………………………..

Глава 2. Анализ деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ……………………………………………

2.1. Основные принципы и механизмы деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ……………………

2.2. Изучение результатов деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ……………………

2.3. Основные проблемы деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и пути их решения……………………………………….………………………..

Заключение………………………………………………………………...

Библиографический список………………………………...……………

Приложение………………………………………………………………..

3

6

6

20

29

29

36

43

52

58

63

Введение

В современном обществе социальное страхование приобрело особо важное значение. В промышленно развитых странах на его долю приходится примерно 60-70% общих расходов на социальную защиту и около 15-25% ВВП. В Российской Федерации доля государственных внебюджетных социальных фондов составляет примерно 45% расходов на социальную защиту и 7,3% ВВП. Данные факты свидетельствуют о слабой задействованности в России потенциала социального страхования. В ближайшее время на его реализацию будут направлены усилия исполнительной и законодательной властей, профсоюзов и объединений работодателей.

Большое количество проблем в формировании института социального страхования вызвано отсутствием системности и медленными темпами институционализации социальной сферы. Для России сейчас необходима разработка адекватной ее особенностям модели социального страхования, отвечающей задачам, поставленным перед российским обществом.

Создание современной системы социального страхования в РФ включает формирование государственных внебюджетных фондов страхования от основных социальных рисков, а также формирование негосударственных пенсионных, страховых и иных фондов. Государственные внебюджетные фонды обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и содержат: пенсионный фонд России, фонд социального страхования России, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения России.

Объектом исследования является деятельностьФонда социального страхования.

Предмет исследования – основные принципы, механизмы и результаты деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.

Цель исследования – анализ деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и выявление путей ее совершенствования.

Для достижения поставленной цели определен следующийкруг задач:

1. Исследовать систему социальной защиты населения Российской Федерации.

2. Изучить нормативно-правовые основы деятельности Фонда социального страхования в системе социальной защиты населения РФ.

3. Рассмотреть основные принципы и механизмы деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.

4. Изучить результаты деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.

5. Выявить основные проблемы деятельности Филиала № 3 Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и пути их решения.

Решить обозначенные задачи и сделать верные выводы позволит не только изучение научной и публицистической литературы по проблеме, но и нормативно-правовая база: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.

Стоит отметить отсутствие проработанности проблем деятельности ФСС на уровне филиалов. Поэтомупрактическая значимость работы состоит в выявлении наиболее насущных проблем в деятельности Филиала ФСС и самостоятельной разработке рекомендаций по их решению, основываясь на положительном опыте деятельности аналогичных учреждений в других регионах России.

Методологическую базу и основные методы  исследования составили: системный подход, анализ, синтез, анализ документов. экспертный опрос.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава носит теоретический характер, вторая – аналитическая.

Глава 1. Теоретические и правовые основы исследования деятельности фонда социального страхования

1.1 Понятие, принципы и основные формы социальной защиты населения Российской Федерации

Социальная защита населения основана на совокупности юридических и социальных гарантий, предоставляющих людям возможности реализации своих прав, включая социально-экономические права на уровень жизни, необходимый для нормального существования.

В Российской Федерации право граждан на социальную защиту гарантируется Конституцией РФ —Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - Ст. 4398. и регламентируется законодательством. Так, в соответствии с Конституцией РФ в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, детства и отцовства, пожилых граждан и инвалидов, развивается система социальных служб. Также ею установлены для каждого гражданина гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае потери кормильца, инвалидности, заболевания, для воспитания детей и в других случаях, определенных законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Социальная защита слабых слоев населения ведется в социально-политической деятельности общественных объединений, профсоюзов, государственных структур. Если социальная защита отсутствует в государстве, растет социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, агрессивность и неудовлетворенность.

Система социальной защиты в Российской Федерации состоит из трех взаимосвязанных элементов: социального обеспечения, социального страхования и социальной поддержки (помощи).

Возникновение понятия «социальная защита» связано с определенной логикой развития и неразрывно взаимосвязано с такими понятиями как «социальное обеспечение» и «социальное страхование» (рис. 1.).

Рис. 1. Логика развития понятия «социальная защита» —Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. – М.: Академия, 2013. С. 94.

Появлению и развитию государственного социального страхования во многих государствах предшествовало добровольное или частное страхование. Его сфера сначала ограничивалась отдельными предприятиями. С конца XIX в. социальное страхование наемных сотрудников начинает осуществляться на правовой основе, которая формируется государством. Способом его организации становится государственное социальное страхование наемных работников.

Со временем частное страхование не пропало, а, наоборот, превратилось в дополнительный инструмент социального страхования и стало активно развиваться во всем мире. Это обусловлено значимостью данного института для защиты населения от социальных рисков и обеспечения его благополучия.

Социальное обеспечение представляет собой способ перераспределения ВВП посредством предоставления определенным категориям граждан материальных благ для выравнивания их личных доходов в случае возникновения социальных рисков. К примеру, утраты трудоспособности, болезни и др.

Последние 30—40 лет XX века в мире получила дальнейшее развитие концепция социального обеспечения, которая стала включать понятие «социальной защиты», обозначающее предоставление всеобщей базовой социальной поддержки всем гражданам, вне зависимости от их взносов или продолжительности их рабочего стажа.

На рисунке 2 представлены признаки современного социального обеспечения.

Рис. 2. Признаки современного социального обеспечения

Сегодня в развитых государствах сложились различные формы социальной защиты населения (рис. 3).

Рис. 3. Современные формы социальной защиты населения развитых государств

Представленные формы социальной защиты населения имеют разный вес, разные категории защищаемых граждан, различные источники финансирования, а также различаются системой управляющих и организующих органов.

В России понятие «социальная защита населения» получило широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в 1992 году в систему социальной защиты населения.

Социальная защита населения базируется на принципах, при помощи которых она наиболее эффективно и полно может реализовать свои функции (рис. 4).

Рис. 4.  Принципы социальной защиты населения —Григорьев И.В. Право социального обеспечения. – М.: Академия, 2015. С. 12.

Цели и задачи системы социальной защиты населения проявляются в ее функциях - относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных видах деятельности по социальной защите людей, которые оказались в обстоятельствах, приведших к нуждаемости в социальном обслуживании.

Функции системы социальной защиты населения отображены на рисунке 5.

Рис. 5. Функции системы социальной защиты

Одна из организационно-правовых форм социальной защиты населения – обязательное государственное социальное страхование.

Социальное страхование представляет собой систему материального обеспечения граждан в случае наступления их нетрудоспособности, в старости и других ситуациях за счет определенных страховых взносов. Все виды социального страхования финансируются взносами работодателей и работников. Суть такого страхования состоит в распределении социального риска на работодателей и работников, которые в принудительном порядке отчисляют в целевые фонды социального страхования страховые платежи. Мировой опыт свидетельствует о том, что система социального страхования — это главный институт социальной защиты населения в рыночной экономике. Он призван обеспечить реализацию конституционных прав граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, частичной или полной утраты трудоспособности, безработицы, потери кормильца.

Обязательное социальное страхование является частью государственной социальной системы защиты населения. Его особенность заключается в страховании граждан, имеющих работу, от возможного изменения социального или материального положения, даже по не зависящим от них самих обстоятельствам. На рисунке 6 представлены существенные признаки социального страхования.

Рис. 6. Существенные признаки социального страхования

По сравнению с иными формами коллективного социального обеспечения, к примеру, корпоративными моделями или социальной помощью, система социального страхования имеет ряд важных преимуществ (рис. 7).

Рис. 7. Преимущества системы социального страхования

Социальная защита от разных видов социального риска реализуется в пределах отдельных направлений социального страхования: пенсионное;  медицинское; от несчастных случаев на производстве; в связи с безработицей.

В Конвенции № 102 от 1952 г. Международной организацией труда зафиксирован приемлемый минимальный уровень социальных гарантий, рекомендуемый для застрахованных граждан в страховых ситуациях. Он равен приблизительно 40-50% замещения заработной платы квалифицированного рабочего —Конвенция N 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" (Вместе с "Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности") (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Законами регулируются конкретные размеры получаемой суммы.

Отличие социального страхования от социальной помощи состоит в том, что находящемуся в сложной жизненной ситуации или нуждающемуся человеку предоставляется социальная помощь в виде пособия за счет общественных средств.

Выплаты и услуги по программам социального страхования финансируются специализированными фондами, формируемыми в прямом участии самих застрахованных лиц. В Российской Федерации в настоящее время действует несколько видов социального страхования (рисунок 8).

Рис. 8. Основные виды социального страхования в России

Для того, чтобы застрахованному лицу было назначено и выплачено страховое обеспечение, необходимо наступление страхового случая, подтвержденного документально.

Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах ОСС.

Правительством РФ в ходе разработки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются дотации финансовой системе ОСС в размерах, которые позволяют обеспечить установленные федеральным законодательством о конкретных видах ОСС выплаты. Этому также способствует вклад временно свободных денежных средств ОСС под обязательства Правительства РФ, которые обеспечивают их доходность.

Взносы во внебюджетные фонды формируются из фонда оплаты труда. Также рассматриваются заключенные договоры, которые заключались организациями  с физическими лицами. Однако если это не индивидуальный предприниматель. Или это не договора, которые направлены на услуги, лицензионные договоры, договора авторского права.

К выплатам относят:

- зарплата;

- надбавки;

- премии;

- оплата товаров или услуг работнику;

- выплаты и вознаграждения в виде товаров (работ, услуг).

Доходы, которые не облагаются взносами:

Доходы, которые не платятся в фонд, отражены в статье 9 федерального закона № 212 —Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

К ним относят:

Выплаты,  на которые ранее не начисляли ЕСН, сейчас облагаются страховыми взносами:

- государственные пособия, включая пособия по уходу за ребенком, по временной нетрудоспособности и по беременности и родам;

- командировочные расходы, включая суточные;

- компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанного с увольнением персонала;

- компенсации расходов физического лица, которые он понес при выполнении работ, оказании услуг по гражданско-правовым договорам;

- все работодатели вне зависимости от источников финансирования имеют право не осуществлять начисление страховых взносов на суммы материальной помощи рабочим в пределах 4 тыс. руб. на одного человека за календарный год;

- единовременная материальная помощь рабочим при рождении ребенка не облагается страховыми взносами, если выплачивается в первый год его жизни и не превышает 50 тыс. руб. на одного ребенка и иные выплаты.

По каждому своему рабочему плательщики страховых взносов должны вести учет начисленных выплат, а также исчисленных с них взносов.

Объект обложения не возникает когда:

- трудовой договор не заключался;

- предметом договора являются имущественные права (аренда, дарение);

В зависимости от категории плательщика, стразовые взносы могут зависеть от категории плательщика. Если плательщик входит в общую категорию, то взносы в Пенсионный фонд составят - 22%, в социальное страхование – 2,9%, медицинское страхование – 5,1.

Организации перечисляют не все суммы начисленных взносов. Так к примеру размер страховых взносов на обязательное социальное страхование при временной нетрудоспособности и с материнством, подлежащий уплате в ФCC РФ следует уменьшить на размер произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения (больничные листы), выплату которых предприятие производит также посредством средств ФСС. Все организации, производящие выплаты физическим лицам обязаны исчислять страховые взносы по общим тарифам. Исключение  ограниченное число страхователей, для которых предусмотрены уменьшенные тарифы.

Под тарифом страхового взноса понимается величина страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

Изменения лимита базы страховых взносов изображены в таблице 1.

С ростом средней заработной платы ежегодно индексируется лимит взносов  во внебюджетные фонды. За период 2010-2016 годы ежегодный темп его прироста составлял в среднем 12%. Наибольший прирост наблюдается в 2015 году – 14%.

Таблица

Лимит базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по годам —Составлено автором по данным официального сайта ФСС России. Режим доступа: http://fss.ru/

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Лимит базы, руб.

415 000

463 000

512 000

568 000

624 000

711 000

796 000

Изменение, руб.

-

48 000

49 000

56 000

56 000

87 000

85 000

Темп прироста, %

-

12

11

11

10

14

12

Для страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и с материнством, которые уплачиваются в ФСС России коэффициент индексации для начисления  устанавливается в размере 1,072.

Для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются в пенсионный фонд, - 1,8.

С 1 января 2016 года предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы в ФСС РФ, составляет 718 000 рублей, в ПФР - 796 000 рублей. С зарплаты свыше предельной суммы для начисления страховых взносов в 2016г. пенсионные отчисления считаются по одной ставке – 10% и полностью составляют страховую часть пенсии.

Уплачивать страховые взносы следует до 15 числа каждого  месяца. 14 число должно являться последним днем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за предыдущий месяц. Производить платеж следует ежемесячно. Так же следует обратить внимание на выходные и праздничные дни, и в случае выпадения даты платежа на эти дни, произвести платеж  в первый рабочий день после окончания выходных дней. В случае неуплаты страховые взносы признают недоимкой и будут начислены пени.

Значение основного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22%.

Тариф страховых взносов, если размер базы для начисления страховых взносов у работодателя больше установленного размера -10%.

Значение тарифа страховых взносов в ФФОМС составляет 5,1%.

Начиная с 2015 года оплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФОМС осуществляется по установленным тарифам со всех сумм выплат без ограничения и других вознаграждений в пользу физического лица за соответственный финансовый год, за исключением сумм, которые не подлежат обложению страховыми взносами на основе статьи 9 ФЗ № 212-ФЗ —Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Базой для начислений страховых взносов считается все выплаты каждого работника  отдельно с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. Каждый страховой взнос необходимо уплачивать  отдельной расчетной документацией и направлять ее в банк с указанием соответственных счетов Федерального казначейства и кодов бюджетной систематизации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование нужно уплачивать без разделения на страховую и накопительную части.

До января 2014 года взносы в Пенсионный фонд делились на страховую и накопительную часть.

С 1 января 2014 года произошли изменения в законодательстве. В частности при начислении взносов в пенсионный фонд не нужно учитывать возраст сотрудников. Пенсионные взносы следует перечислять единым платежом, не разделяя их на страховую и накопительную части трудовой пенсии. Теперь распределять  полученные суммы  между страховой частью трудовой пенсии и накопительной  должен страховщик – Пенсионный фонд РФ.

Пособия на социальное страхование (листы нетрудоспособности) оплачиваются за счет ФСС РФ и отчасти  за счет средств работодателя.

Первые три дня оплачиваются работодателем при выплате пособия по временной нетрудоспособности в результате заболевания либо травмы, а с четвертого дня временной нетрудоспособности из средств ФСС России.

Пособие выплачивается полностью за счет средств ФСС, если работник ухаживает за больным  ребенком. За счет средств обязательного социального страхования работникам выплачиваются:

-пособия по временной нетрудоспособности;

-пособия по беременности и родам;

-ежемесячныепособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.

При расчете среднего заработка для начисления пособия временной нетрудоспособности, по беременности  и родам, ежемесячного пособия  по  уходу за ребенком следует брать период за два календарных года, предшествующих году наступления нетрудоспособности и в знаменателе расчета указывать фиксированную сумму дней 730.

Также размер выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности зависит отстрахового стажа рабочего и определен в процентах к его средней заработной плате. А именно: