Профессиональная гигиена полости рта и ее значение в профилактике стоматологических заболеваний. Алгоритм проведения



Профессиональная гигиена полости рта и ее значение в профилактике стоматологических заболеваний. Алгоритм проведения.

Цели занятия:изучить особенности проведения и значение  профессиональной гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний.

Требования к исходному уровню знаний: для полного усвоения темы студентам необходимо повторить из:

- Анатомии – анатомию временных и постоянных зубов.

- Гистологии – формирование зубочелюстной системы.

- Химии – характеристику кальция и фтора как химического элемента.

- Физиологии – развитие зубочелюстной системы.

- Фармакологии – всасывание, транспорт, распределение и выведение кальция и фтора из организма.

- Профилактики стоматологических заболеваний – индивидуальный подбор предметов и средств гигиены.

Вопросы для повторения:

  1. Дайте определение первичной профилактики стоматологических заболеваний.
  2. Дайте определение вторичной профилактики стоматологических заболеваний.
  3. Дайте определение третичной профилактики стоматологических заболеваний.
  4. Перечислите цели и задачи первичной профилактики стоматологических заболеваний.
  5. Какие направления первичной профилактики стоматологических заболеваний вам известны?
  6. Расскажите о химическом составе и структуре эмали.
  7. Перечислите гигиенические и пародонтальные индексы?
  8. Сроки закладки, минерализации, прорезывание временных и постоянных зубов.
  9. Какие неминерализованные зубные отложения вам известны? Дайте характеристику, какова их роль в развитии стоматологических заболеваний?
  10. Какие минерализованные зубные отложения вам известны? Дайте характеристику, какова их роль в развитии стоматологических заболеваний?

Краткое содержание темы с иллюстрациями:

Профессиональная гигиена полости рта – комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта путем механического удаления с поверхности зуба над- и поддесневых зубных отложений.

Гигиена полости рта выполняется гигиенистом или врачом стоматологом, и включает в себя:

     1. Тщательный осмотр полости рта с регистрацией количественных и качественных индексов.

  1. Пропаганду знаний и обучение методам гигиены.
  2. Индивидуальный подбор предметов и средств гигиены.
  3. Рекомендации по питанию.
  4. Контроль за гигиеническим содержанием полости рта.
  5. Профессиональное удаление зубных отложений.
  6. Полировка шеек зубов и пломб.
  7. Реминерализующую терапию.

Осмотр полости рта.Перед проведением стоматологического осмотра гигиенист собирает подробную информацию о регулярности ухода за полостью рта, применяемых пациентом средств гигиены, особенностях питания. Затем проводят стоматологическое обследование с определением индексов регистрации состояния тканей пародонта (CPITN, РМА и др.), различных гигиенических индексов (в зависимости от возраста пациента). Результаты осмотра заносят в регистрационную карту пациента для последующего динамического контроля за гигиеной полости рта.

Пропаганда знаний и обучение методам гигиены.Правила ухода за органами полости рта, гигиенические навыки передаются посредством санитарно-просветительной работы. Санитарно-просветительная работа в стоматологии – это система государственных, медицинских и воспитательных мероприятий по просвещению и обучению населения навыкам здорового образа жизни, основам медицинских и гигиенических знаний методам агитации и обучения.

Индивидуальный подбор предметов и средств гигиеныосуществляется в зависимости от состояния органов полости рта, гигиенического состояния, возраста пациента, климатогеографических особенностей места проживания, условий питания, труда и т.д.

Рекомендации по питанию.Самоочищение полости рта – естественный процесс освобождения от остатков пищи и детрита. У современного человека самоочищения зубов затруднено. Это обусловлено характером пищи, значительная часть которой очень мягкая, вязкая и легко скапливается в трудноочищаемых  местах полости рта – межзубных промежутках, пришеечной области зубов, десневых карманах. Потребление твердых фруктов и овощей кроме их питательной ценности играет важную роль в повышении самоочищения полости рта, преодоления жевательной лености, тренировке зубочелюстной системы. Чрезвычайно важно проводить мероприятия, направленные на нормализацию углеводного фактора:

- уменьшение количества потребления углеводов;

- снижение частоты потребления углеводов;

- замещение метаболизируемых в полости рта углеводов (глюкозы, сахарозы) на неметаболизируемые (ксилит, сорбит и др);

- уменьшения продолжительности нахождения углеводов в полости рта;

- исключения изолированного их потребления.

Контроль за гигиеническим содержанием полости рта (контролируемая чистка зубов).Проводится с целью обучения пациентов разного возраста гигиеническому уходу за полостью рта. Это чистка зубов, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии специалиста (врача-стоматолога, гигиениста). Для этого гигиенист обрабатывает зубы пациента окрашивающим средством и определяет гигиенический индекс. Затем пациент чистит зубы в своей обычной манере, и у него вновь определяют величину индекса гигиены. Гигиенист с помощью зеркала показывает пациенту, какие поверхности тот очищает недостаточно. При последующих посещениях контролируемую чистку зубов повторяют, оценивая навыки пациента.

Профессиональное удаление зубных отложений.Удаление над- и поддесневых зубных отложений считается предпосылкой успешной терапии кариеса и заболеваний  пародонта. После проведения контролируемой чистки зубов, оставшийся зубной налет удаляют с помощью щеточек и мягких резиновых колпачков с использованием профессиональной пасты. Апроксимальные поверхности зубов очищаются от налета зубными нитями и штрипсами. Далее процесс складывается из двух приемов: скейлинга «scaling» и выравнивания поверхности корня (rootplanning). Понятия «scaling» включает удаление минерализованных над- и поддесневых зубных отложений. Под «rootplanning» понимают: сглаживание поверхности корня, обработку фуркаций и слепых ямок, удаление размягченного цемента корня, контаминированного эндотоксинами. Существуют открытый и закрытый способы удаления поддесневых зубных отложений (поддесневой скейлинг) и сглаживания поверхности корня. Первый проводится с отслойкой слизисто-надкостничного лоскута до уровня костной ткани. Достоинством открытого способа является визуальный контроль удаления поддесневых зубных отложений и сглаживания поверхности корня. Закрытый способ имеет свои преимущества. Он требует меньших затрат, исключает необходимость хирургического вмешательства и постхирургической обработки тканей. Показателем успешно проведенных гигиенических мероприятий является гладкая поверхность зуба и уменьшение воспаления в тканях пародонта.

Полировка шеек зубов и пломбпроводится резиновыми колпачками со специальными пастами мелкой, средней и высокой степени абразивности по шкалеRDA. Пасты выпускаются на водной или масляной основе, с добавлением фторидов, ароматической отдушкой и т.д.

Реминерализующая терапияявляется завершающим этапом профессиональной гигиены полости рта. Для профессиональных процедур используется подкисленный фторфосфатный гель с содержаниемF-иона в концентрации свыше 5000ppmF и до 12500ppmF. Профессиональные аппликации геля применяют не реже 2 раз в год.

Необходимо принять все меры для минимального заглатывания геля пациентом.

К фторсодержащим гелям для профессионального применения относят:

- «Elmex» (NaF и аминофторид 12500ppmF)

- «Blendax» (12500 ppm F,рН = 5,5)

- «Oral-B» (12500 pp F, pH = 2,3)

- «Protect» (NaF – 1,23%, 5590 ppm F, pH=3.0 – 3.5)

- «Nupro APF» (NaF – 1,23%, 5590 ppm F)

- «FluocalGel» (NaF – 2,71%, 12318ppmF).

В настоящее время на  рынке также представлено большое количество отечественных и зарубежных кальцийфосфатсодержащих препаратов. Например:

Белагель Са/Р. Реминерализующий гель предназначен для профилактики кариеса на начальной стадии – белого пятна; для реминерализации эмали. Возможны два способа применения «Белагель Са/Р»: в виде пленки, образующейся на поверхности зубов, и в виде длительной аппликации с применением каппы.

GCToothMousse. Это водорастворимый препарат, который не содержит сахара. В составе данного реминерализующего препарата содержится комплекс Казеин Фосфопетид – Аморфный Кальций Фосфат, в нем отмечается очень высокое содержание биодоступных ионов кальция и фосфата. Данный препарат наносится апликационно. Можно применять в домашних условиях.

R.O.C.S.medicalminerals. Гель является источником кальция, фосфора и магния. Благодаря специальным добавкам он хорошо задерживается на поверхности зубов, а введенный в его состав ксилит повышает реминерализующие свойства и подавляет активность патогенных микроорганизмов. Можно применять в домашних условиях в виде аппликации с применением каппы.

Минерализующее средство «БВ» - представляет собой двухкомпонентный раствор. Компонент №1 – бесцветный 30% водный раствор азотнокислого кальция. Компонент №2 также бесцветный 30% водный раствор фосфорнокислого аммония. Механизм лечебного действия препарата заключается в последовательном введении в пористую структуру очагов деминерализации и на поверхность твердых тканей зубов ионов кальция, а затем ионов фосфата с образованием в результате химической реакции кристаллического вещества близкого по химическому составу к гидроксиапатиту твердых тканей зубов. Данное средство применяется в амбулаторных условиях, в стоматологическом кабинете.

Вопросы по теме занятия:

  1. Что в себя включает понятие «профессиональная гигиена полости рта»?
  2. Перечислите этапы профессиональной гигиены полости рта.
  3. В чем заключается первый этап профессиональной гигиены полости рта?
  4. Какова роль санитарно-просветительской работы в развитии стоматологических заболеваний?
  5. Какова роль питания в развитии стоматологических заболеваний?
  6. Какие предметы и средства индивидуальной гигиены полости рта вам известны?
  7. Что включает в себя понятие «Scaling»?
  8. Что включает в себя понятие «rootplanning»?
  9. Какие группы реминерализующих препаратов вам известны. Приведите примеры.

Ситуационные задачи:

Задача 1: К врачу гигиенисту на первичный прием обратился пациент с жалобами на темный пигментированный  налет на зубах верхней  и нижней челюсти. Со слов пациента зубы чистит 2 раза в день (утром и вечером перед сном). Других жалоб не предъявляет.

Зубная формула:

о

п

п

п

о

1.8

1.7

1.6

1.5

1.4

1.3

1.2

1.1

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

4.8

4.7

4.6

4.5

4.4

4.3

4.2

4.1

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

о

п

п

п

п

Поставьте диагноз. Составьте план лечения. Какие индивидуальные предметы и средства гигиены необходимо рекомендовать в данном клиническом случае?

Задача 2:К врачу стоматологу обратилась мама 3х летнего ребенка с жалобами на изменения цвета зубов у сына. Объективно: плотный пигментированный налет на зубах верхней и нижней челюсти, снимающийся при поскабливании инструментом. Эмаль под налетом не изменена. Зондирование, перкуссия, реакция на холодное безболезненная.

Зубная формула:

п

п

5.5

5.4

5.3

5.2

5.1

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

8.5

8.4

8.3

8.2

8.1

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

п

п

Поставьте диагноз. Составьте план лечения.

Темы УИРС:

  1. Современные средства для проведения профессиональной гигиены полости рта.
  2. Ошибки при проведении профессиональной гигиены полости рта.

Список литературы по теме занятия:

Основная литература:

  1. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний / В.К. Леонтьев, Г.Н. Пахомов. – М., 2006.- 97-125.
  2. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста / Л.С. Персин, В.М. Елизарова, С.В. Дьякова. – М.: Медицина, 2006.- 144-155.

Дополнительная литература:

  1. Лошакова Л.Ю., Пылков А.И. Курс лекций по актуальным вопросам детской стоматологии / Л.Ю. Лошакова, А.И. Пылков. – Кемерово:  КемГМА, 2011.
  2. Водолацкий М.П., Бабанина Б.Г. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний / М.П. Водолацкий, Б.Г. Бабанина. – Ставрополь, 2004.
  3. Курякина Н.В. Стоматология детского возраста / Н.В. Курякина. – М.: МИА, 2007.
  4. Луцкая И.К. Профилактическая стоматология / И.К. Луцкая. – М.: Мед. Лит-ра, 2009
  5. Попруженко Т.В., Терехова Т.Н. Профилактика основных стоматологических заболеваний / Т.В. Попруженко, Т.Н. Терехова. – М.: Медпресс, 2009.
  6. Леус П.А. Профилактическая коммунальная стоматология / П.А. Леус. – М.: Мед.книга, 2008.
  7. Детская терапевтическая стоматология: учеб.пособие / под ред. Л.П. Кисельниковой. – СПб.: Литтерра, 2009.
  8. Стоматология детей и подростков: учеб.пособие для вузов: / под ред. Р.Е. МакДональда, Д.Р. Эйвери. – Перевод изд.под ред. Т.Ф. Виноградовой. – М.: МИА, 2003.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Методы и средства профилактики заболеваний пародонта. Значение гигиены полости рта в профилактике воспалительных заболеваний тканей пародонта

2. Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний. Особенности проведения профилактики стоматологических заболеваний у беременных. Стоматологическое просвещение среди беременных

3. Особенности проведения профилактики стоматологических заболеваний у детей раннего возраста. Роль мотивации родителей к раннему уходу за полостью рта детей в профилактики основных стоматологических заболеваний

4. Особенности организации проведения групповой профилактики стоматологических заболеваний среди детей дошкольного и школьного возраста

5. Планирование, разработка схем проведения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения

6. Понятие о санации полости рта. Организационные формы и методы проведения плановой санации полости рта. Изучение форм и методов проведения санации полости рта

7. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЦИОНАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССОМ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ИХ ОСЛОЖНЕНИЙ

8. Организация деятельности медицинской сестры по профилактике заболеваний передающихся половым путём

9. Определение спроса на фитопрепараты, которые используются местно в фармакотерапии воспалительных заболеваний ротовой полости

10. Принципы диспансеризации населения у стоматолога. Группы населения, подверженные повышенному риску возникновения стоматологических заболеваний