Пользователи информации бухгалтерской (финансовой) отчётности



Задание 1

1.Пользователи информации бухгалтерской (финансовой) отчётности

Кому нужна информация об организации, которая позволит охарактеризовать ее более точно. Когда вы покупаете коробку конфет, то меньше всего задумываетесь о том, какую прибыль получает открытое акционерное общество ОАО«Туймаада-Агроснаб», сколько человек работают на этой известной предприятии, какое у нее оборудование или здание. Конечно, вас, прежде всего будут волновать цена и качество продуктов, их преимущества перед другими предприятиями. Рядового покупателя любых товаров (продуктов, одежды, мебели и т.д.) также в первую очередь интересуют цены и качественные характеристики товара, а не производственные или финансовые результаты работы предприятий, их изготовивших. Другая информация потребуется тем, кто работает на фабрике или имеет с ней контракт.

Вам нетрудно представить себя в роли владельца или потенциального покупателя акций ОАО «Туймаада-Агроснаб»? Что вас будет интересовать в этом случае? Конечно, будет ли предприятие выплачивать дивиденды и достаточно ли у него для этого прибыли.

Если продолжить наши рассуждения, то можно сказать, что городские власти будут озабочены занятостью персонала, социальными вопросами работы предприятия, а вместе с налоговыми службами – еще и поступлением налогов.

Банки, обслуживающие предприятие, будут заинтересованы в его платежеспособности, возможности погасить кредиты и оплачивать клиентское обслуживание, достаточном наличии денег на расчетном счете. Поставщиков также будет беспокоить его платежеспособность.

Можно и дальше перечислять всех тех, кому необходима информация о предприятии; их можно объединить по категориям внешних и внутренних пользователей. Конечно, ранжирование по степени приоритетности достаточно условно, но обычно информационным интересам собственников как состоявшихся, так и потенциальных, отдается предпочтение перед всеми остальными пользователями информации.

Инвесторы, учредители, или акционеры (в акционерных обществах), а также лица или организации, оказывающие консультационные услуги в финансовой сфере, нуждаются в информации, которая позволила бы им принять решение о покупке или продаже акций, облигаций, получить представление о доходности ценных бумаг, уровне дивидендных выплат, степени риска, связанного с инвестициями.

Работники организации (и не только), если они одновременно имеют акции организации, в которой работают, заинтересованы в ее стабильности и доходности, в информации об уровне заработной платы, системе премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, других социальных льгот, возможности дальнейшего трудоустройства.

Кредиторы нуждаются в информации, позволяющей им оценить способность организации своевременно погашать основной долг и проценты по нему как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в стабильности коммерческих связей, способности своевременно и полно осуществлять расчеты, выполнять контрактные обязательства.

Правительство и правительственные структуры нуждаются в информации об уплате налогов, объеме производства для формирования информации о валовом внутреннем продукте, национальном доходе и бюджете государства для рационального распределения ресурсов, формирования инвестиционной, налоговой политики.

Общественные организации, например занимающиеся охраной окружающей среды, также нуждаются в информации о расходах организации на защиту окружающей среды, о вкладе в местный бюджет.

Кроме того, для принятия управленческих решений само руководство организации повседневно использует информацию о деятельности организации, ее подразделений, состав которой значительно шире, детальней и оперативней, чем состав информации для внешних пользователей.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) определяет пользователя бухгалтерской отчетности как юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации

Вполне уместно добавить, что пользователю необходимо обладать минимальными знаниями о порядке формирования этой информации и навыками ее использования.

Внешние пользователи, имеющие прямой финансовый интерес, хотят знать, как решаются вопросы компенсации на вложенный капитал: возврат займов, включая проценты, возмещение цены товара; получения дивидендов, экономической целесообразности налаживания деловых связей и т.п. Их интересует финансовое положение фирмы, финансовые результаты ее работы, ликвидность баланса.

Внешние пользователи, не имеющие прямого финансового интереса:

- налоговые органы на основании отчетной информации следят за правильностью исчисления налогов;

- банковские учреждения и страховые компании на основе финансовой информации оценивают возможность заключения договоров с организациями по расчетным операциям и страхованию;

- профсоюзы заинтересованы получить информацию об экономической жизнеспособности организации в плане занятости и оплаты труда.

Пользователей без финансового интереса интересует информация с целью проверки правомерности и законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы) или с целью получить статистическую информацию (органы статистики) для проведения экономического анализа на макроуровне.

Внутренние пользователи – это управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений, учредители, участники, собственники, совет директоров; сторонние пользователи с прямым финансовым интересом – инвесторы, банки, поставщики, другие кредиторы; сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом, или не имеющие финансового интереса, – налоговые, финансовые органы, органы государственной статистики, аудиторские фирмы, другие пользователи.

Исходя из требований, предъявляемых внутренними и внешними пользователями к содержанию учетной информации, в рыночной экономике выделяют два вида бухгалтерского учета (два источника формирования информации): управленческий, формирующий информацию для внутренних пользователей, осуществляющих управление предприятием, и финансовый учет, формирующий информацию для внешних пользователей, не входящих в состав персонала предприятия.

Целью финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) является представление широкому кругу пользователей информации о финансовом положении, результатах деятельности, изменении финансового положения компании.

В какой бы форме не представлялась отчетность, каково бы не было ее наполнение, какие бы показатели не включались в ее состав, всем пользователям нужна информация своевременная, достоверная, правдивая и надежная, полная и сопоставимая.

Основные задачи бухгалтерского учета и требования к отчетности в России, сформулированные в ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете», а также в ПБУ 4/99, по составлению и представлению сопоставимой, полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, отвечают общим качественным критериям отчетности организаций, которые делают ее полезной для любых категорий пользователей.

Основными качественными характеристиками отчетности являются понятность, уместность, достоверность и сопоставимость.

2. Договор на оказание аудиторских услуг. Ответственность аудитора и клиента.

В аудиторской деятельности используются различные виды договоров: на проведение аудита, на абонентское обслуживание, на консультационно-информационное обслуживание и т.д.

Договор на проведение аудиторской проверки - это официальный документ, регламентирующий взаимоотношения между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Как и другие договоры предпринимательской деятельности, договор на проведение аудита юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон-участниц (в данном случае заказчика - клиента и исполнителя - аудитора). Однако договор на проведение аудита существенно отличается от других договоров.

Перед подписанием договора аудитору необходимо не только уяснить желание клиента, но и по возможности постараться помочь ему правильно сформулировать свой заказ.

После предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности оказания ему аудиторских услуг начинается подготовка договора: определение трудоемкости, стоимости и сроков проведения аудита, потребности в привлечении консультантов и экспертов.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый характер.

В случае повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия  договора могут пересматриваться и должны оформляться в письменном виде.

Договор может быть заключен на длительный срок. Предметом такого договора могут быть одновременно аудиторские услуги и сопутствующие аудиторские услуги, не запрещенные законодательством в области аудита.

Если договор не сопровождается письмом-обязательством, то в тексте договора должны быть подробно описаны условия будущего сотрудничества, права и обязанности сторон.

Договор оформляется в соответствии с требованиями ГК.

Текст договора должен в обязательном порядке содержать следующие пункты:

-предмет договора на оказание аудиторских услуг;

-условия оказания аудиторских услуг;

-права и обязанности аудиторской организации;

-права и обязанности экономического субъекта;

-ответственность сторон и порядок разрешения споров;

-стоимость аудиторских услуг и порядок оплаты.

Наряду с этим текст договора может содержать и другие важные для сторон пункты.

В пункте «Условия оказания аудиторских услуг» должны быть указаны:

цель оказания услуг и объект (в частности, при проведение аудита - порядок аудита филиалов и подразделений экономического субъекта, а также его дочерних компаний в случае их наличия);

сроки и этапы оказания аудиторских услуг;

ссылки на законодательные акты и нормативные документы на основании которых оказаны аудиторские услуги.

Пункт «Права и обязанности аудиторской организации» предусматривает:

неукоснительное соблюдение при оказании аудиторских услуг требований законодательства Российской Федерации;

самостоятельное определение форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российскок Федерации;

проверку любой документации экономического субъекта, не обходимой для проведения аудита, а также получение разъяснений и дополнительных сведений по возникшим в ходе проверки вопросам;

получение по письменному запросу необходимой для осуществления аудиторской проверки информации от третьих лиц, в том числе государственных органов;

отказ от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации;

доступ в систему компьютерной обработки данных;

обращение к консультанту или эксперту в случае выявление такой необходимости;

распоряжение своей рабочей документацией;

необходимость привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора;

квалифицированное проведение аудиторской проверки и соблюдение конфиденциальности и коммерческой тайны;

обеспечение сохранности документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, и неразглашение их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Пункт «Права и обязанности экономического субъекта» предусматривает:

получение информации о требованиях законодательства, касающегося проведения аудита, в том числе являющихся основаниями для замечаний, сделанных аудитором;

создание аудитору (аудиторской фирме) условий для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставление всей необходимой документации, доступ в систему компьютерной обработки информации, а также дача по запросу аудитора разъяснений и объяснений в устной и письменной форме;

3. Аудиторская проверка внутренних расчётных операций: проверка расчётов с подотчётными лицами.

Внутренние расчетные операции охватывают расчеты с подотчетными лицами,  с персоналом по оплате труда и прочим операциям. Эти расчеты производятся в основном наличными денежными средствами и связаны с оплатой расходов организации. Поэтому внутренние расчеты относятся аудиторами к зонам с повышенным контрольным риском, а их проверке уделяется особое внимание.

Целью аудиторской проверки внутренних расчетов является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в части показателей, отражающих обязательства по внутренним расчетным операциям,  и о соответствии применяемой методики учета и налогообложения действующим нормативным документам.

Практические цели проверки внутренних расчетных операций заключаются в установлении:

·         полноты – все ли операции по внутренним расчетам учтены в бухгалтерской отчетности, не существует ли неучтенных расчетов;

·         существования -  существуют ли обязательства по внутренним расчетам (по оплате труда, подотчетным суммам и др.) на дату составления баланса и существенна ли сумма этих обязательств;

·         прав и обязанностей – правомерны ли и верны суммы обязательств по внутренним расчетам исходя из трех критериев (формальности, законности и действительности);

·         оценки – оценены ли обязательства по внутренним расчетам в соответствии с требованиями нормативных актов;

·         точности – правильно ли произведены начисления заработной платы и удержания из нее, расчет суточных по командировке и др., соответствуют ли данные бухгалтерской отчетности записям в регистрах синтетического и аналитического учета операций;

·         ограничения учетного периода – все ли обязательства по внутренним расчетам отражены именно в тех учетных периодах, когда они имели место;

·         представления и раскрытия – все ли обязательства по внутренним расчетам раскрыты, классифицированы и представлены в отчетности в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности.

                Для достижения поставленных целей в ходе аудита должны быть решены следующие задачи (см. табл. 1):

Таблица 1

 

Задачи аудита

Вопросы раздела программы «Аудит

внутренних расчетных операций»

 

 

1. Оценка состояния учета и эффективности внутреннего контроля операций по внутренним расчетам

Наличие и анализ документов, определяющих оплату труда и выдачу подотчетных сумм

Оценка организации документального оформления учета кадров, рабочего времени и объема выпуска продукции (работ, услуг)

Наличие классификаторов видов выплат и удержаний

Контроль за выплатой заработной платы и подотчетных сумм

Соответствие показателей отчетности данным синтетического и аналитического учетов

 

2. Проверка достоверности учетных и отчетных данных о расчетах с персоналом по оплате труда

Правильность начисления заработной платы по видам оплаты

Правильность удержаний из заработной платы

Обоснованность включения затрат на зарплату в состав себестоимости

Отражение начисления зарплаты и удержаний из нее в регистрах бухгалтерского учета

Правильность учета совокупного дохода для целей налогообложения

 

3. Проверка правильности начисления платежей в государственные внебюджетные фонды социального страхования и обеспечения

Правильность определения базы начисления платежей во внебюджетные фонды социального страхования и обеспечения

Отражение в учете расчетов с фондами социального страхования и обеспечения

 

4. Проверка достоверности учетных и отчетных данных по расчетам с подотчетными лицами

Обоснованность выдачи авансов в подотчет

Своевременность предоставления авансовых отчетов

Документальная обоснованность использования подотчетных сумм

Обоснованность включения в состав затрат

Правильность налогообложения

Отражение в учете расчетов с подотчетными лицами

 

 

5. Проверка достоверности учетных и отчетных данных о расчетах с персоналом по прочим операциям

Правильность учета расчетов за товары, проданные в кредит

Законность и обоснованность выдачи займов

Правильность учета расчетов по предоставленным займам

Полнота отнесения на виновных лиц недостач, хищений, растрат

Правильность учета расчетов по возмещению материального ущерба

 

6. Общий вывод по результатам проверки внутренних расчетных операций

Анализ и обобщение материалов рабочих документов;

Определение значимости ошибок;

Определение влияния на достоверность отчетности.

 

Исходя из поставленных целей и задач, объектами аудита являются показатели отчетности, отражающие состояние внутренних расчетов (см. табл.2).

 

Таблица 2

 

Показатели отчетной формы

 

Показатели учетных регистров

(главная книга и т.п.)

 

Наименование

Показатель

1.

Баланс

Прочие дебиторы

Дебетовое сальдо счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

 

1.

Баланс

Кредиторская задолженность:

 

перед персоналом организации

 

перед государственными внебюджетными фондами;

 

Кредитовое сальдо счетов:

 

 

70 «Расчеты по оплате труда»

кредитовое сальдо счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

 

 

 

 прочие кредиторы

71 «Расчеты с подотчетными лицами»,  76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

 

 

В ходе проверки аудитору необходимо получить достаточную уверенность в том, что перечисленные показатели отчетности  не содержат существенных ошибок. Для сбора доказательств используется информационная база, формируемая из различных источников.

       Приступая к проверке, аудитор комплектует пакет нормативных документов, регистры синтетического учета и первичные документы, необходимые для проверки внутренних расчетных операций.

Пакет нормативных документов, регулирующих установленные правила ведения бухгалтерского учета и налогообложения внутренних расчетных операций, формируется аудитором с учетом специфики деятельности клиента.

Регистры синтетического и аналитического учета по счетам учета внутренних расчетов зависят от формы учета, применяемой в организации. При журнально-ордерной форме это журналы-ордера № 7, 8, 10, при компьютерных формах - машинограммы дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Первичные документы являются основным источником сбора при проверке расчетов.

авансовый отчет; командировочное удостоверение; журнал учета работников, выбывающих в командировки; журнал учета работников, прибывающих в командировке; инвентаризационная опись по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

·         с персоналом по прочим операциям:

поручения-обязательства за товары, проданные в кредит; договоры займа; приказы (распоряжения) о возмещении материального ущерба; решения суда; исполнительные листы; платежные поручения; приходные кассовые ордера.

В случае обнаружения несоответствия данных необходимо определить величину отклонений и их причины.

Проверка обоснованности выдачи авансов под отчет заключается в установлении соблюдения требований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации в части выдачи авансов под отчет на хозяйственно-операционные нужды. При этом аудитор устанавливает, соответствуют ли приказу руководителя круг лиц, получающих в подотчет авансы, а также размеры и сроки предоставляемых авансов.

Основанием является командировочное удостоверение, а при направлении в загранкомандировку -- приказ руководителя.

Процедуры проверки обоснованности выдачи авансов под отчет могут быть выполнены при проверке кассовых операций с передачей информации о выявленных отклонениях аудитору, проверяющему внутренние расчетные операции.

Проверка своевременности предоставления авансовых отчетов осуществляется путем сопоставления фактических сроков представления авансовых отчетов со сроками, предусмотренными в командировочном удостоверении или в приказе руководителя.

Если аудитор установил несоблюдение этого порядка, то необходимо далее проверить выполнение требований плана счетов об отражении подотчетных сумм, невозвращенных в установленные сроки, на счете 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (Д-т сч. 84, К-т сч. 71) и последующее списания этих сумм.

Аудит расчетов с подотчетными лицами по командировкам предполагает признание факта служебной командировки и проверку обоснованности и правильности расходов, связанных с командировкой.

Служебной командировкой признается поездка работника предприятия по распоряжению руководителя в другую местность в служебных целях.

Не считаются командировками:

·         служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер;

·         обусловленные производственной необходимостью поездки работников, отношения которых с предприятием регламентированы не трудовым, а гражданско-правовым договором (подряда, поручения и т.п.).

4. Проверка операций с производственными запасами. Контроль за наличием и сохранностью производственных запасов.

Целью аудиторской проверки материально-производственных запасов (МПЗ) является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы»  и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с МПЗ действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка запасов рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.

В процессе проверки аудитор должен установить: 

·         реальность наличия и существования МПЗ;

·         все ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета,  действительно в них представлены;

·         является ли организация собственником всех МПЗ, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность – обязательствами;

·         правильность оценки МПЗ и связанных с ними обязательств;

·         правильно ли выбраны и применялись принципы учета МПЗ.

Информационной базой для проверки материально-производственных запасов являются:

1.     Нормативные документы, касающиеся приема, учета,  хранения и отпуска материальных ценностей.

2.     Приказ об учетной политике.

3.     Первичные документы по оформлению операций с МПЗ.

4.     Организационно-правовые документы и материалы.

5.     Бухгалтерская отчетность предприятия и бухгалтерские регистры по учету МПЗ.

Приступая к проверке, аудитору необходимо получить информацию о выбранных способах и методах учета по данному участку проверки. В соответствии с требованиями ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов»в приказе об учетной политике должна содержаться информация о методологических аспектах учета МПЗ:

·         границы между основными средствами и малоценными и быстро изнашивающими предметами (МБП);

·         способы начисления амортизации МБП;

·         порядок учета приобретения (заготовления) МПЗ;

·         о методах оценки МПЗ по их видам при списании.

Руководство организации-клиента зачастую недооценивает важность сведений, заложенных в учетной политике, хотя выбор того или иного  учетного принципа  предопределяет финансовый результат. Отсюда  возможны различного рода манипуляции и нарушения. Наиболее распространенными из них являются несоблюдение или непоследовательность применения выбранных способов учета.

Первичные документы, которыми оформляются операции с МПЗ,  зависят от видов и групп материальных ценностей, которыми владеет организация. Формы применяемых первичных документов должны содержать все необходимые реквизиты. К таким документам относятся:  доверенности на получение материальных ценностей, приходные ордера, акты о приемке и списании материалов и МБП, лимитно-заборные карты, требования-накладные, товарно-транспортные накладные, товарные и материальные отчеты, карточки складского учета.

Аудитор обращает внимание на применение типовых форм первичной учетной документации для отражения операций с МПЗ, которые содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

К организационно-правовым документам и другим материалам относятся:

·         протоколы заседаний Совета директоров, решений учредителей и других комиссий. Изучение этих документов для аудитора особенно важно, если при формировании или изменении величины уставного капитала организации в качестве вкладов были внесены сырье, материалы, МБП или товары, а так же, если  дивиденды или доходы выплачивались материальными ценностями;

·         отчеты аудиторов за прошлые годы;

·         договоры на поставку сырья, материалов, товаров и т.д.;

·         договоры о материальной ответственности.

Достаточно информативными могут оказаться беседы аудитора с персоналом клиента обо всех изменениях в структуре руководства и в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, содержание и результаты которых фиксируются в рабочих документах.

Информацию для проверки операций с МПЗ содержится в бухгалтерской отчетности предприятия и бухгалтерских регистрах, в частности, в ф. № 1 «Бухгалтерский баланс» – показатели о МПЗ сгруппированы во втором разделе актива баланса; ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» – разделы 3,9; пояснительной записке, прилагаемой к балансу.

Бухгалтерские регистры по учету МПЗ могут быть различными. Это зависит от применяемых формы и способа ведения бухгалтерского учета на предприятии, а также  от видов и групп имеющихся МПЗ. Но в любом случае, аудитор должен проанализировать регистры синтетического и аналитического учета по счетам 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 13 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов», 40 «Готовая продукция», 41 «Товары», сальдовые ведомости, книги, карточки складского учета и т.п., материалы инвентаризаций. 

Проверка состояния складского хозяйства и сохранности МПЗ - одна из важнейших аудиторских процедур. Для комплексного изучения этого участка деятельности организации аудитор обследует склады, кладовые, цеха и другие места хранения производственных запасов, проверяя условия их хранения, состояние противопожарной безопасности, оснащенность складов необходимым оборудованием, техникой, приборами и правильность их эксплуатации, состояние охраны складских помещений. Неудовлетворительная организация складского хозяйства свидетельствует о низком уровне внутреннего контроля за сохранностью МПЗ.

В ходе обследования особое внимание уделяется проверке организации материальной ответственности  работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей. Одним из условий обеспечения сохранности материальных ценностей является разработка и вручение материально ответственным лицам стандартов или должностных инструкций, в которых определяются обязанности и права работников, распорядок их работы, порядок приемки и выдачи ценностей, их документального оформления, ведения учета на складах в натуральных измерителях, сроки предоставления отчетов в бухгалтерию и др.

При осмотре мест хранения МПЗ по имеющимся у материально ответственных лиц документами проверяют, своевременно ли они оформляют приемку и отпуск ценностей и делают записи в книги или карточки складского учета. Неучтенные излишки материалов и готовой продукции могут создаваться путем:

·         замены сырья при изготовлении готовой продукции; обсчета сдатчиков сырья и материалов в весе, влажности, понижения их сортности; обвеса, обсчета, обмера покупателей при отпуске им готовых изделий;

·         необоснованного оформления актов на потери материалов при их транспортировке или при их хранении на складах.

Неучтенные излишки материалов обычно хранят отдельно. Для их выявления следует использовать данные складского учета. Если имеются неучтенные излишки, то расход отдельных видов ценностей за определенные периоды, как правило, превышает их приход. Такой перерасход перекрывается за счет последующего поступления и оприходования материалов аналогичных наименований. Излишки изымаются за счет последующих поступлений или оформляют бестоварными документами до проверки их фактического наличия при инвентаризации.

Обследование состояния складского хозяйства и обеспечение сохранности материальных ценностей в сочетании с последующей документальной проверкой дают возможность сделать обоснованные выводы о сохранности МПЗ и разработать профилактические мероприятия.

Аудит МПЗ можно разделить на:

·  проверку их фактического наличия, которая осуществляется с помощью инвентаризации;

·  проверку правильности оценки ценностей в учете и отчетности;

Аудиторские процедуры подразделяются на проводимые до инвентаризации, во время инвентаризации и после ее проведения. До проведения инвентаризации аудитор  запрашивает документы о результатах предыдущих инвентаризаций, анализирует структурные и количественные изменения запасов, получает информацию о местах хранения запасов, а также об организации инвентаризационной работы.

Аудитор может присутствовать при инвентаризации, проводимой работниками проверяемой организации в последние дни отчетного года или в первые дни следующего года. Однако, если инвентаризация была проведена на какую-то промежуточную дату, аудитору необходимо отследить поступление и выбытие запасов в период, прошедший с момента проведения инвентаризации до отчетной даты. В этом случае выполняется выборочная сверка накладных, счетов-фактур, таможенных деклараций и т.п. документов с учетными данными.

Запасы могут храниться на нескольких складах, и в этом случае их инвентаризацию целесообразно проводить одновременно, чтобы исключить возможность переброски ценностей с одного склада на другой. Если по каким-либо причинам это сделать невозможно, то аудитору нужно по документам отследить внутреннее перемещение запасов между подразделениями (складами) от момента начала инвентаризации на первом складе до ее завершения на последнем складе.

При проведении инвентаризации у аудитора могут возникнуть сложности в получении доказательств о запасах, вызванные особенностями технологического процесса. Для этого иногда могут понадобиться консультации специалистов.

Также могут возникнуть сложности в получении доказательств, связанных с определением количества запасов, которые обусловлены:

а)  применением выборки. Как  правило, в рамках одной проверки невозможно проверить все запасы сплошным методом, однако при явном несоответствии учетных записей о запасах их фактическому наличию необходимо проверить всех товарно-материальных ценностей;

б)  невозможностью присутствия аудитора одновременно все товарно-материальные ценности;

в) спецификой процедур контроля – необходимо удостовериться, что не было повторного счета и случайно или преднамеренно неучтенных ценностей. Контрольные сверки дают возможность убедиться, что подсчет ценностей был проведен правильно.

г) природой инвентаризуемых ценностей (например, инвентаризация запасов древесины на целлюлозно-бумажных комбинатах, металлопроката и т.д.). В подобных случаях аудитор может воспользоваться оценочными методами, когда подсчитывают и измеряют часть запасов, а затем результаты проверки экстраполируют на их общее количество. Репрезентативность результатов экстраполяции может быть проконтролирована путем их сопоставления с данными бухгалтерского и складского учета.

Наличие некоторых видов запасов нельзя проверить на наличие путем простого пересчета, например, в непрерывных производствах – химическом или сталелитейном. В этом случае аудитору придется полагаться на процедуры внутреннего контроля, а также с разрешения клиента привлечь экспертов для инвентаризации таких материальных ценностей.

Иногда по ряду причин провести инвентаризацию невозможно. Например, когда к моменту заключения договора на аудит, инвентаризация на конец года клиентом уже была проведена и проводить ее повторно он отказывается или когда проведение инвентаризации достаточно дорого. В таком случае аудитор может применить математические методы, которые с определенной вероятностью позволяют оценить величину запасов. Может сложиться так, что клиент не желает проводить сплошную инвентаризацию, но по просьбе аудитора проведет инвентаризацию части товарно-материальных ценностей.

5. Методы аудиторской проверки

Говоря о методах и приемах, имеется в виду способы или систему действий, применяемых для исполнения аудиторской проверки. Аудиторские фирмы (индивидуальные аудиторы) самостоятельно выбирают приемы и методы своей работы. Такое право оговорено в законе РФ «Об аудиторской деятельности».

Наиболее широко в ходе аудиторской проверки применяются выборочные методы и тестирование. Конкретные методы и приемы, применяемые в процессе аудиторской проверки, должны быть отражены в рабочих документах аудитора.

Аудиторская проверка — это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту.

По методу проведения аудиторская проверка может быть:

сплошной;

выборочной;

комбинированной;

документальной;

фактической.

Сплошная проверка предполагает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации, регистров аналитического и синтетического учета, содержания бухгалтерской отчетности.

В ходе аудиторской проверки сплошным методом данные первичных документов сопоставляются с содержанием регистров аналитического учета (лицевых счетов). Затем устанавливается соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Проверяется правильность отражения остатков по синтетическим счетам на отчетные даты в соответствующих статьях баланса.

Например, в кредитных учреждениях при проведении сплошной проверки правильности отражения данных первичных документов по соответствующим лицевым счетам необходимо учитывать следующее:

сплошная проверка не всегда проводится ввиду высокой её трудоемкости (в банках насчитываются тысячи лицевых счетов клиентов — расчетных, ссудных, депозитных и других);

сверка данных аналитического и синтетического учета, установление соответствие данных синтетического учета и бухгалтерской отчетности осуществляется в автоматическом режиме.

Выборочная проверка позволяет получить достаточно точные данные о проверяемой совокупности по её относительно малой части. При выборочной проверке аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета организации не сплошным порядком, а выборочно, следуя требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности.

Выборка должна быть репрезентативной, то есть представительной. Для этого можно использовать один из следующих методов:

случайный отбор — проводится по таблице случайных чисел;

систематический отбор — заключается в том, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится на определенном числе элементов совокупности (например, изучение каждого 20-ого документа из всех документов данной категории); либо на стоимостной их оценке (например, отбирается тот элемент, составляющий сальдо или оборот, на который приходится каждый следующий миллион рублей в совокупной стоимости элемента);

комбинированный отбор — представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

Аудиторской организации необходимо при определении объема выборки установить допустимый риск выборки, просчитать допустимые и ожидаемые ошибки, отразить в рабочей документации все стадии проведения выборки и анализ её результатов.

Комбинированная проверка — предполагает сочетание методов сплошной и выборочной проверок.

Методом сплошной проверки проводится аудит малочисленных операций, связанных с высоким риском. К таким операциям в основном относятся: валютные операции, операции с фондовыми ценностями, другие.

Методом выборочной проверки проводится аудит операций, объем которых достаточно велик. К подобным операциям относятся, например: кассовые, расчетные, хозяйственные и другие.

Документальная (камеральная) проверка — проверка, ограниченная изучением документов бухгалтерского учета (первичных и сводных) и бухгалтерской или налоговой отчетности экономического субъекта. Подобная проверка не предполагает проведение инвентаризации, устного опроса персонала руководства проверяемой организации, она осуществляется, как правило, без выхода на проверяемый объект.

Фактическая проверка осуществляется с выходом на проверяемый объект или в аудируемую организацию.

Документальная и фактическая проверки могут быть как сплошными, так и выборочными или комбинированными.

Задание 2

1.Аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетностиорганизацииииндивидуальных предпринимателей.

2.Объект аудита.Предмет, на который направлена наша активность, наше действие, в диалектико-материалистическом понимании и есть объект. Это означает, что предмет уже в своей начальной форме привлечен в сферу общественных отношений. Кое-что становится объектом изучения только после того, как развитие предметно-продуктивной деятельности общества дает ему необходимые направления и масштаб обзора. Поэтому, понятие объекта аудита следует рассматривать как отдельный элемент предмета аудита, на который направленно действие аудитора. В зависимости от направленности аудита, аудитор в своей деятельности имеет дело с объектами довольно разными по своему составу, целевой ориентации и другими характеристиками. Объектами аудита являются осуществляемые хозяйственные процессы, которые в совокупности составляют хозяйственную деятельность проверяемого субъекта. Объекты аудита довольно многогранные, поэтому дать их исчерпывающий перечень невозможно. Совокупным объектом аудита можно назвать документально зафиксированную информацию о наличии и движении средств предприятия и источников их формирования.

3.Аудитор (лат. auditor — слушающий) — в современный период времени, лицо, занимающееся аудитом(ревизиейбухгалтерских книг,документовиотчётности) и консультационной деятельностью,связанной с наладкойбухгалтерского учёта.

4.Индивидуальный аудитор - в общем смысле это индивидуальный предприниматель, осуществляющий аудиторскую деятельность, то есть  физическое лицо, которое получило соответствующий квалификационный аттестат. Индивидуальный аудитор может являться членом одной из организаций аудиторов. В Российской Федерации индивидуальный аудитор может осуществлять аудиторскую деятельность  как работник какой-либо аудиторской организации, или как лицо, привлекаемое к проведению аудиторской работы по договору. Имеет место и работа индивидуального аудитора в качестве индивидуального предпринимателя, работающего без образования юридического лица.

5.Ревизия — это основной метод финансового контроля, она осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

6.Операционный аудит -независимаяисистематическаяоценкаорганизационнойдеятельностинаразныхэтапахуправленияс цельюулучшения функционированиясистемы.Приэтомобычноосновноевниманиеуделяетсянадежности работысистемывнутреннегоконтроляиработыслужбпредприятия.

7.Обяза́тельный ауди́т — обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

В Российской Федерации обязательный аудит регулируется федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В соответствии с этим законом обязательный аудит должны проводить:

Согласно Закону 400-ФЗ от 28.12.2010, начиная с отчетности за 2010 год, организации с объемом годовой выручки более 400 млн рублей или суммой активов, более 60 млн рублей;

открытые акционерные общества;

кредитные организации;

страховые организации;

товарные и фондовые биржи;

государственные внебюджетные фонды.

По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, которое является составной частью бухгалтерской отчётности.

В России организации и предприниматели, на которых законодательством возложена обязанность проводить аудит, зачастую отказываются это делать, так как, по мнению некоторых бизнесменов, такой аудит не приносит реальной пользы для хозяйствующего субъекта.

8. Внешний аудит. В том же перечне терминов внешний аудит описан как, предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Следует понимать, что в нормативных актах под словом «аудит» понимается именно внешний аудит.

9.Инициативный аудит — это аудит, проводимый по собственной инициативе руководства аудируемой организации. Проводится по той же методике, что и обязательный аудит. Имеет целью выражение мнения независимого проверяющего (аудитора) о достоверности финансовой отчётности. Основное отличие обязательного аудита от инициативного состоит в том, что первый проводится в обязательном порядке в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ, второй — по желанию заказчика услуг аудитора.

Закон об аудите не содержит такого понятия как «инициативный аудит». Таким образом, обязательный аудит и инициативный аудит ничем друг от друга не отличаются – оба должны соответствовать федеральным стандартам. Если инициативная проверка необходима исключительно для внутреннего пользования (по заказу менеджмента или собственников), и нет необходимости получения аудиторского заключения, то такую проверку лучше провести в ином формате, например, как проверку соблюдения налогового законодательства и правил бухгалтерского учета.

10.Письмо о проведении аудитаВ соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 12 «Согласование условий проведения аудита» аудитор и клиент должны достичь согласия по условиям договоренности относительно будущей работы и отразить это документально в договоре. Письмо о проведении аудита аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица.

Задание 3

Решите задачу

Задача. В рабочих документах аудитора отражены следующие выводы по процедурам проверки состояния внутреннего контроля в организации:

  1. операции с денежными средствами оформляются с разрешения руководства;
  2. доказательств осуществления руководителем контроля операций с материально-производственными запасами не выявлено;
  3. часть материально-производственных запасов (15 %) храниться в открытых для доступа местах, охрана не предусмотрена;
  4. инвентаризация материально-производственных запасов в течение отчетного года не проводилась.

  Обобщите выводы и дайте оценку надежности системы внутреннего контроля.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О бухгалтерском учете" экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Инвентаризация материально-производственных запасов должна проводиться не реже одного раза в год и не ранее 1 октября. Сроки проведения инвентаризации определяет непосредственно руководитель организации.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» обязывает проводить инвентаризацию сырья, материалов при составлении годовой бухгалтерской отчетности, во всех других случаях - в период наименьших остатков ценностей на счетах.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации инвентаризации материально-производственных запасов обязательны:

-перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

-при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;

-при смене материально ответственного лица;

-при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

-в случае чрезвычайных ситуаций;

-при реорганизации или ликвидации организации;

-при бригадной материальной ответственности при смене бригадира, выбытии из бригады более 50% ее членов, а также по требованию одного или нескольких членов бригады.

Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Федеральный закон №129-ФЗ), при формировании учетной политики организации должен быть утвержден порядок проведения инвентаризации имущества организации.

Неудовлетворительная организация складского хозяйства свидетельствует о низком уровне внутреннего контроля за сохранностью МПЗ.

Задание4

Ответы теста

7. Б, 10. В. 18. Б, 21. А, 22. В, 23. В, 24. Б, 25. Б, 26. В, 27. А, 28. А, 29. В, 30. Г, 35. Б, 37. Г. Д, 39. А. В, 41. В. Г, 43. В, 45. Г, 50. Б.

Список источников

1.​ Гражданский Кодекс РФ. Полный текст в 3-х частях: М: «ТД Элит-2000», 2015.

2.​ Налоговый Кодекс РФ. Части I, П. М.: ИНФРА-М, 2015.

3. Алборов Р.А., Хоружий Л.И., Концевая СМ. Основы аудита: Учебное пособие. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2014г

4.​ Миронова О.А., Азарская М.А. Аудит: теория и методология, 2-е издание, Омега - М, 2015г.

5.​ Ю.Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. - 5-е издание, переделанное и дополненное. -М: ИНФРА, 2014г.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее значение. Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности

2. Концепция бухгалтерской (финансовой) отчетности в условиях рыночной экономики

3. Аудит бухгалтерской отчетности

4. Анализ бухгалтерской отчетности организации

5. Эволюция бухгалтерской отчетности в историческом контексте

6. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО СК РГС-ЖИЗНЬ

7. НОРМАЛИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНКИ ПАО «МАГНИТ»

8. Цели, задачи, основные пользователи информации, формируемой в системе финансового и управленческого учёта за рубежом

9. Бухгалтерский учет и анализ бухгалтерской отчетности малых предприятий

10. ПОРЯДОК ПОСТАНОВКИ, ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ