РОЛЬ ПОСТОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПОДГОТОВКЕ ПАЦИЕНТА К ЭНДОСКОПИЧЕСКИМ МЕТОДАМ ИССЛЕДОВАНИЯ



департамент здравоохранения Приморского края

Краевое государственное бюджетное  профессиональное образовательное  учреждение «Уссурийский медицинский колледж»

(КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж»)

КУРСОВАЯ РАБОТА

РОЛЬ ПОСТОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПОДГОТОВКЕ ПАЦИЕНТА К ЭНДОСКОПИЧЕСКИМ МЕТОДАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

Выполнила студентка:

Дымченко Ирина Ивановна

3 курса 332 группы

Специальность 060501

«Сестринское дело»

Оценка выполнения и защиты КР

____________________________

Руководитель: Е.Н. Божик

                                                                   ___________________________________

( подпись преподаватель)

2016 год

Оглавление

Введение

Принцип развития здравоохранения базируется на интенсивном внедрении в медицинскую практику новых наукоемких технологий, малоинвазивных исследований, направленных на предупреждение, своевременную диагностику и лечение заболеваний. Лидером в этом направлении является эндоскопия. Область эндоскопических вмешательств в медицине постоянно расширяется, повышается диагностическая информативность исследований, снижается риск осложнений, внедряются новые методики диагностики и лечения.

Актуальность данной темы определяется тем, что от степени практического использования высоких эндоскопических технологий зависит не только качество медицинской помощи, но и экономическая эффективность. Так, при некоторых заболеваниях эндоскопические вмешательства дают более высокий лечебный эффект и имеют преимущества перед хирургическими операциями. В частности, в неотложной хирургии эндоскопическое лечение стало методом выбора при кровотечениях, извлечении инородных тел, механической желтухе на фоне холедохолитиаза, рубцовых структурах пищевода и др. Расширяются возможности оперативной эндохирургии и эндоурологии, увеличивается количество эндоскопических операций, выполняемых в гинекологии, травматологии, проктологии. Информативность, простота и относительная безопасность эндоскопических методик позволяют широко использовать их как в стационарах, так и амбулаторных условиях.

Таким образом, за короткий период времени эндоскопия заняла одно из ведущих мест среди диагностических и лечебных методов, превратившись в отдельное, энергично развивающееся направление современной медицины.

Объект исследования:эндоскопические методы исследования.

Предмет исследования:роль постовой медицинской сестры в подготовке пациента к эндоскопическим методам исследования.

Цель исследования: изучить роль постовой медицинской сестры в подготовке пациента к эндоскопическим методам исследования.

Задачи исследования:

  1. провести анализ литературе по данной теме;
  2. раскрыть понятие эндоскопических исследований;
  3. изучить виды эндоскопии;
  4. изучить задачи постовой медицинской сестры в эндоскопии;
  5. сделать выводы.

Методы исследования:

  1. анализ литературы;
  2. анкетирование;
  3. сравнение;
  4. метод математической статистики.

Глава 1. Эндоскопия. Задачи постовой медицинской сестры в эндоскопии

1.1. Эндоскопия

По В.В.Хрячкову, эндоскопия -  это способ осмотра внутренних органов при помощи эндоскопа. Эндоскопы вводятся в полости через естественные пути, например, в желудок - через рот и пищевод, в бронхи и лёгкие - через гортань, а также путем проколов или операционных доступов [14].

Изучая работу В.С.Савельева, выявили следующие виды эндоскопии:

1.Бронхоскопия - осмотр бронхов.

2.Гастроскопия - осмотр желудка.

3.Гистероскопия - осмотр полости матки.

4.Колоноскопия - слизистой оболочки толстой кишки.

5.Кольпоскопия - входа во влагалище и влагалищных стенок.

6.Лапароскопия - брюшной полости.

7.Отоскопия - наружного слухового прохода и барабанной перепонки.

8.Ректороманоскопия - прямой кишки и дистального отдела сигмовидной кишки.

9.Уретероскопия – мочеточника.

10.Холангиоскопия - желчных протоков.

11.Цистоскопия - мочевого пузыря.

12.Эзофагогастродуоденоскопия - осмотр пищевода, полости желудка и двенадцатиперстной кишки.

13.Фистулоскопия - исследование внутренних и наружных свищей.

14.Торакоскопия - грудной полости.

15.Кардиоскопия - полостей (камер) сердца.

16.Ангиоскопия - сосудов.

17.Артроскопия - суставов.

18.Вентрикулоскопия - желудочков мозга [10].

Н.И.Маколкин в своей работе выделил наиболее часто используемые виды эндоскопических исследований:

  1. Эзофагоскопия - исследование пищевода. Выявляются покраснение (гиперемия) и отечность слизистой, мелкие кровоизлияния, поверхностные изъязвления (эрозии) и язвы слизистой, что характерно для воспалительных изменений. Обнаруживаются полипы и опухоли пищевода, причем они могут выявляться на самых ранних стадиях. Есть характерные изменения для грыж пищеводного отверстия диафрагмы. Менее надежную информацию дает метод для распознавания двигательных расстройств пищевода, здесь больше помогает рентгенологическое и некоторые другие специальные методы.
  2. Гастродуоденоскопия - исследование желудка и 12-перстной кишки. Обнаруживаются эрозии, язвы, полипы, опухоли, признаки, характерные для хронического гастрита. Информативность гастродуоденоскопии для выявления указанных заболеваний приближается к 100%. В то же время дивертикулы желудка и 12-перстной кишки, такое осложнение язвенной болезни, как сужение выхода из желудка лучше распознаются с помощью рентгеноскопии.

С помощью приборов для эндоскопии пищевода, желудка и 12-перстной кишки удаляются полипы желудка, производится остановка кровотечений из язвы [8].

В своей работе Э.В.Смолева сообщает, что осложнения при проведении эзофагоскопии и гастродуоденоскопии в современных условиях бывают очень редко. Во время исследования может произойти прободение, разрыв исследуемого органа, а также развитие кровотечения.

  1. Бронхоскопия - исследование бронхов. Выполняется в настоящее время, главным образом, с помощью гибких приборов - фибробронхоскопов. Они менее обременительны для больных, с их помощью можно рассмотреть слизистые не только крупных бронхов, но и бронхов более мелкого диаметра. С помощью бронхоскопии распознаются признаки воспалительного процесса в бронхах, опухоли легких, источники и причины кровохарканья, длительного кашля, увеличения лимфоузлов [11].

В работе Н.Е.Чернеховской говорится, устройство современных приборов для бронхоскопии таково, что они позволяют проводить ряд дополнительных манипуляций - отсасывание секрета бронхов, биопсию слизистой бронхов, а также, после прокола бронха, биопсию легочной ткани, лимфоузлов. Проводится ряд лечебных процедур - промывание бронхов, введение лекарственных препаратов, отсасывание гноя, крови из бронхов [15].

Е.А.Родионова утверждала, что помещения, предназначенные для проведения эндоскопических исследований, должны быть:

1)изолированными, просторными, легко проветриваемыми с помощью искусственной и естественной вентиляции, удобными для обработки и стерилизации;

2)с отделкой полов и стен легко моющимся покрытием (кафель);

3)оснащены необходимой мебелью;

4)с отдельными помещениями для чистки, мытья и обработки эндоскопов и инструментария.

Помещения, в которых производятся диагностические исследования верхних отделов желудочно-кишечного тракта, должны иметь: кабинет врача площадью 10 м2, процедурный кабинет - 18 м2[9].

В литературе С.А.Лытаева сообщается о том, что помещения для обследования толстой кишки должны включать: кабинет врача площадью 10 м2, процедурный кабинет - 18 м2, кабину для раздевания 4 м2.

Помещения для выполнения бронхоскопии, цистоскопии и гистероскопии должны иметь:

•кабинет врача площадью - 10 м2;

•процедурный кабинет - 36 м2, шлюз – 2 × 2 м.

Дополнительно возле каждого процедурного кабинета надлежит оборудовать отдельные помещения для обработки, дезинфекции (стерилизации) и хранения эндоскопического оборудования площадью не менее 10 м.

При наличии 4 кабинетов дополнительно должны находиться одно складское помещение площадью 6 м2 и фотолаборатория — 10 м2[6].

П.Г.Вяткина писала, что эндоскопическая плановая операционная должна иметь площадь не менее 36 м2 и предоперационную площадью 10 м2. Эндоскопическая экстренная операционная - соответственно площадь 22 м2 и предоперационную площадью 10 м2.

В крупных лечебных учреждениях возникает необходимость в проведении большого количества различных диагностических и лечебных вмешательств. Выполнить такой объем работы невозможно без создания комплекса эндоскопических кабинетов, которые могут быть либо сгруппированы в одном блоке, либо размещены в соответствующих отделениях. Первый вариант целесообразнее, так как позволяет более рационально использовать эндоскопическое оборудование, применяя его в смежных кабинетах. Оптимальной нагрузкой на эндоскоп считается выполнение 700 исследований в год [3].

Н.И.Маколкин в своей работе писал, что количество кабинетов определяется видом и частотой проводимых эндоскопических исследований и операций. В настоящее время обязательным является наличие на каждый вид исследования (гастроскопия, колоноскопия, бронхоскопия) отдельного кабинета.

В эндоскопическом отделении должно быть помещение для персонала (ординаторская, кабинет старшей сестры), достаточное количество подсобных помещений (комната для хранения оборудования, дезинфекционных средств и т.п.) [8].

В источнике Т.С.Сорокиной написано, что штаты медицинского и технического персонала устанавливаются в соответствии с рекомендуемыми нормативами, выполняемым или планируемым объемом работ и в зависимости от местных условий на основе расчетных норм времени на проведение эндоскопического исследования. Согласно этому приказу, на 1 врачебную должность положена 1 ставка медицинской сестры и 0,5 ставки санитарки. При наличии 4 врачей предусматривается должность заведующего отделением [12].

Изучая работу Р.И.Айзмана выявилось, что врач-эндоскопист не может проводить исследования один, так как во время их проведения необходим постоянный контроль за состоянием и поведением больного. Кроме того, врачу требуется помощь при выполнении биопсий или других лечебных манипуляций.

Обычно простые эндоскопические исследования выполняет бригада, состоящая из 2 человек (врач-эндоскопист и медицинская сестра). Состав бригады может увеличиваться при проведении трудоемких диагностических и оперативных исследований и вмешательств [1].

Персонал эндоскопического отделения должен пройти курс соответствующего обучения, четко знать свои функции при проведении исследований, правила обработки и хранения инструментов и иметь сертификат специалиста.

В работе Э.В.Смоленой говорится, что работа медицинских сестер в эндоскопических кабинетах и отделениях значительно отличается от работы другого среднего медицинского персонала. Прежде всего, она связана с использованием и обслуживанием сложной электронной техники и дорогостоящей аппаратуры [11].

Медицинская сестра как непосредственный помощник врача должна быть собранной, внимательной, хорошо ориентироваться в последовательности этапов проводимых обследований, знать показания и противопоказания к исследованиям, быть готовой к оказанию неотложной помощи при критических и неотложных состояниях.

Особая роль отводится медицинским сестрам при уходе за оборудованием, так как именно они подготавливают приборы и инструменты к работе, обрабатывают их после эндоскопии.

Инструменты и аппаратура. Правила техники безопасности. Н.Е.Черныховская делит эндоскопы на жесткие и гибкие (фиброэндоскопы, видеоэндоскопы) [15].

В работе В.В.Хрячкова говорится, что современные фиброэндоскопы состоят из управляемой дистальной части, гибкой средней части проксимально расположенной системы управления и окуляра, гибкого шнура световода для передачи «холодного» света от источника освещения на рабочую поверхность эндоскопа и волоконно-оптической системы для передачи изображения. Подача воды, воздуха, аспирация содержимого органов осуществляется автоматически. В дистальной части эндоскопа располагаются концевое окно световода, объектив, отверстия каналов для инструментов, аспирации жидкости и сопло канала «вода/воздух» [14].

Т.С.Сорокина пишет о том, что убронхоскопов, холедохоскопов и вентрикулоскопов система подачи «вода/воздух» отсутствует. Благодаря эластичности и подвижности дистального конца эндоскопа, управляемому перемещению его в одной или двух плоскостях становится возможным осуществлять не только тщательный осмотр поверхности полых органов, но и выполнять прицельную биопсию из патологических образований.

Назначение эндоскопа определяет его длину, наружный диаметр, количество и диаметр инструментальных каналов, расположение оптики (боковая, скошенная, торцевая), наличие леваторов, системы подачи «вода/воздух» [12].

В своей литературе Н.В.Барикиной говорит, что в настоящее время существует большое количество различных моделей фиброэндоскопов:

В.С.Савельев писал, что в зависимости от характера инвазии и цели применения эндоскопы подразделяются на:

В своей работе Ф.Г.Лычев сообщает, что гастроинтестинальные эндоскопы применяют для осмотра верхнего отдела желудочно-кишечного тракта. Эти эндоскопы различаются в основном по расположению оптики на дистальном конце прибора. Изгиб дистальной части осуществляется в 2 плоскостях. Преимущество эндоскопов с торцевой оптикой заключается в том, что с их помощью можно последовательно осмотреть пищевод, желудок и двенадцатиперстную кишку. Созданы специальные модели двухканальных гастроскопов, предназначенных для лечебных манипуляций [7].

В литературе Н.Е.Чернеховской указано, что холедохоскопы представляют собой гибкий эндоскоп с торцевой оптикой. Дистальный конец эндоскопа изгибается под углом 60° в двух направлениях.

Виды гибких эндоскопов:

В работе С.А.Лытаева говорится, что основным отличием является размещение на дистальном конце эндоскопа взамен линзы микровидеокамеры, вследствие чего вместо хрупкого фибростекловолокна в кожухе рабочей части эндоскопа стал размещаться телевизионный кабель, проводящий сигнал к экрану монитора [6].

Э.В.Смолена выделила преимущества использования видеоэндоскопов состоят в следующем:

1)более высокая разрешающая способность с четким, увеличенным в десятки раз изображением эндоскопической картины;

2)возможность записи получаемого видеосигнала в цифровом формате;

3)благодаря отображению эндоскопической картины на телеэкране появилась возможность участвовать в проведении эндоскопических исследований и операций ассистентов, что позволяет более интенсивно внедрять новые технологии, требующие работы в 4 руки;

4)более высокая надежность, долговечность [11].

В.С.Савельев писал в своей работе, что одновременно с гибкой эндоскопической аппаратурой в клинической практике широко применяются так называемые жесткие, или ригидные, эндоскопы. Жесткие эндоскопы имеют тот же принцип передачи изображения. Оптическая часть этих аппаратов заключена в жесткий металлический корпус, который не может изменять свою конфигурацию в процессе проведения манипуляций.

Жесткие эндоскопы используются для диагностических и лечебных манипуляций, выполняемых на органах грудной и брюшной полости (лапароскопы, торакоскопы), суставах (артроскопы), средостении (медиастиноскопы) [10].

В источнике Р.И.Айзмана написано, что в последние годы все большее развитие получает эндоскопическая ультрасонография органов брюшной и грудной полости, выполняемая с помощью ультразвуковых эндоскопов. Конструктивной особенностью таких аппаратов является наличие сканирующего устройства на конце эндоскопа, позволяющего производить ультразвуковое исследование не только структур полых органов, но и предлежащих к ним органов и тканей.

Получаемая ультразвуковая картина дает возможность определить патологические изменения в органах и тканях, недоступных для трансабдоминальных методов УЗ - исследования. Благодаря эндоскопической ультрасонографии можно визуализировать подслизистые опухоли пищеварительного тракта, степень инвазии злокачественных образований, определить распространенность лимфорегионального метастазирования, причину экстраорганной компрессии [1].

Техника безопасности при работе с аппаратурой.

Н.И.Маколкин в своей работе указывает, что персонал, который работает с эндоскопами, подвергается определенному инфекционному риску. Поэтому большое значение имеет защита медицинских работников эндоскопического отделения. Знание и соблюдение основных правил при работе позволяет успешно преодолевать любые опасные моменты, связанные с профессиональной деятельностью [8].

Риск инфицирования в ходе процедуры исследования того или иного органа существует не только для персонала, но и для пациента.

В.В.Хрячков сообщает о том, что весь персонал должен быть обеспечен средствами для индивидуальной защиты. Эндоскопическое отделение должно быть в полной мере оснащено стерилизационным оборудованием, инвентарем, моющими детергентами и стерилизующими средствами, которые отвечают всем требованиям [14].

Каждый работник эндоскопического отделения должен регулярно проходить медицинское обследование. Это необходимо для профилактики возможных профессиональных заболеваний на ранней стадии. Персонал должен быть вакцинирован против вирусного гепатита В. Необходимо следить за профилактикой инфекционных заболеваний. Это важный шаг на пути к безопасности.

Обработка эндоскопической аппаратуры.

Е.А.Родионова указывала, что после проведения каждого эндоскопического исследования с целью предупреждения заражения пациентов во время эндоскопических исследований вирусной, бактериальной, грибковой и паразитарной инфекциями все эндоскопы, принадлежности к ним, а также инструменты должны быть тщательно очищены, продезинфицированы и стерилизованы [9].

В работе П.Г.Вяткиной говорится, что использование эндоскопов требует высокой степени дезинфекции (стерилизации) уже только потому, что аппарат неизбежно соприкасается со слизистыми оболочками и биологическими средами пациента. Идеальным вариантом для обеспечения полной эпидемиологической безопасности было бы использование стерильного оборудования, однако применение этиленоксида и автоклавирования нереально с точки зрения сохранения стабильности оборудования, длительности этих процедур и необходимости многократного использования оборудования в течение рабочего дня. Поэтому в настоящее время оптимальным способом обработки аппаратов для гастроинтестинальной эндоскопии является дезинфекция высокого уровня, выполняемая последовательно в несколько этапов [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что с помощью этих методов исследований можно распознавать опухолевые и воспалительные заболевания желудка, толстой кишки, печени и желчных путей, бронхов, суставов, мочевого пузыря. Во время исследований, есть возможность биопсии подозрительных на опухоль, участков слизистых органов. Все чаще методы эндоскопических исследований используются при проведении профилактических осмотров, поскольку позволяют выявлять ранние признаки заболеваний. Эти методы позволяют так же контролировать эффективность лечения заболеваний.

1.2. Подготовка постовой медицинской сестрой пациента к эндоскопии

С.А.Лытаев в своей работе писал о подготовке пациента к эзофиброгастродуоденоскопии.

Показания: заболевания пищевода, желудка, 12-перстной кишки.

Подготовка к процедуре:

  1. Информировать пациента о цели и ходе процедуры, получить его согласие.
  2. Накануне исследования последний прием пищи не позднее чем в 21ч (легкий ужин).
  3. Исследование проводиться натощак.
  4. Предупредить пациента о том, что во время исследования, он будет лишен возможности говорить и проглатывать слюну.
  5. Взять с собой на исследование полотенце(для сплевывания слюны).
  6. Если есть съемные зубные протезы, предупредить пациента о том, что их необходимо снять.
  7. Объяснить пациенту о том, что перед исследованием проводится анестезия зева и глотки (раствором Лидокаина или Дикаина) орошением из ингалятора [6].

Т.С.Сорокина описывает алгоритм подготовки пациента к ректороманоскопии.

Цель: осмотр прямой и сигмовидной кишки, диагностика полипов, опухолей, геморроя, трещин и т.д.

Показания: заболевания прямой и сигмовидной кишки.

Подготовка к процедуре:

  1. Информировать пациента о цели и ходе исследования, получить его согласие.
  2. За три дня до исследования исключить из питания продукты способствующие газообразованию.
  3. Вечером и утром накануне исследования - очистительная клизма.
  4. Накануне исследования в 12 часов дня пациент выпивает 60 мл 25% раствора сульфата бария.
  5. Исследование проводится утром натощак[12].

Е.А.Родионова говорит о подготовке пациента к цистоскопии.

Цель: диагностическая и лечебная (удаление доброкачественных опухолей и полипов мочевого пузыря, раздробления камней).

Показания: заболевания мочевыделительной системы.

Подготовка к процедуре:

  1. Информировать пациента о цели и ходе предстоящего исследования, получить его согласие.
  2. Перед исследованием опорожнить мочевой пузырь.
  3. Провести гигиенический туалет половых органов.
  4. После исследования соблюдать постельный режим не менее двух часов [9].

В.С.Савельев описывает подготовку пациента к бронхоскопии.

Цель: визуальный осмотр слизистой и диагностика заболеваний бронхов крупного и среднего калибра, а так же их лечение.

Подготовка к процедуре:

  1. Проводится натощак.
  2. По назначение врача за 30 минут до исследования проводится премеди­кация.

Это исследование проводится под местной или общей анестезией, поэтому необходимо выяснить у пациента, не было ли раньше аллергических реакций [10].

В литературе Г.А.Дуглас говорится о подготовке пациента к колоноскопии.

Цель: осмотр высоко расположенных участков толстого кишечника.

Подготовка к процедуре:

  1. Обучить пациента подготовке к процедуре, провести беседу о цели, ходе и безвредности процедуры.
  2. За 3 дня исследования рекомендуется бесшлаковая диета.
  3. В течение 2 дней до исследования назначаются слабительные средства (касторовое масло или др.) для эффективного очищения толстого кишечника.
  4. Вечером, накануне исследования, необходимо сделать очистительную клизму.
  5. Натощак, в день исследования сделать очистительную клизму за 2 и 4 часа до исследования.
  6. Провести премедикацию по назначению врача за 20-30 минут до исследования [5].

Таким образом, целью подготовки к эндоскопическому исследованию является безопасное и эффективное проведение эндоскопических исследований и операций. Необходимо провести общую и местную подготовку больного к эндоскопическому вмешательству. Общая подготовка включает угнетение секреции и тонуса соответствующих органов и систем, предупреждение отрицательных эмоциональных реакций больного,  психологическую подготовку. Местная подготовка включает диагностику и лечение заболеваний кожи и слизистых оболочек, опорожнение полых органов и очищение их слизистой оболочки.

Правильная организация обследования пациента - обязательная составная часть единого процесса оказания качественной медицинской помощи. Постовым медицинским сестрам принадлежит важнейшая роль в обеспечении этого процесса.

Делая вывод по данной главе, можно сказать, чтокачество лечения различных заболеваний зависит, прежде всего, от правильно и своевременно поставленного диагноза. Современные стандарты диагностики и лечения требуют подтверждения диагноза с помощью современных  инструментальных методов обследования. Однако, несмотря на большие возможности дополнительных методов исследования, надо помнить, что на их результаты влияет качественная подготовка больного к их проведению.

Глава 2. Исследование оценки эффективности эндоскопических методов исследования

2.1. Методы и методики исследования

Влитературе Е.В.Тихоновой говорится, что в соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность исследовать сложные и многофункциональные объекты.

Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

В ее литературе описываются такие методы как:

В учебном пособии О.О.Гогловой описываются следующие методы:

На базе КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» среди пациентов было проведено анкетирование «Эндоскопические методы исследования». В опросе принимали участие 20 пациентов терапевтического отделения. Респондентам была предложена анкета, в которой необходимо указать:

  1. Какие виды эндоскопии вы знаете?
  2. Какие виды эндоскопии проводили вам?
  3. Имеются ли у вас противопоказания к назначенному исследованию?
  4. Медицинский персонал проводил с вами беседу о предстоящем исследовании?
  5. Возникали ли у вас трудности при подготовке к назначенному исследованию?
  6. Было ли у вас чувство беспокойства перед исследованием?
  7. Как долго длилось исследование?
  8. Как вы себя чувствовали после проведенного исследования?
  9. Сколько раз проводилось назначенное исследование за период вашей госпитализации?

На основе проведенного анкетирования «Эндоскопические методы исследования» можно получить следующие результаты:

Рисунок 1. Результат ответов о знаниях видов эндоскопии

Результат опроса о знаниях видов эндоскопии, представлен на диаграмме (рис. 1). Выяснилось, что 100% респондентов знают гастроскопию, 68% знают бронхоскопию и 50% цистоскопию.

Рисунок 2. Результат ответов на вопрос: «Какие виды эндоскопии проводили вам?»

Результат опроса, какие виды эндоскопии проводили респондентам, представлен на диаграмме (рис. 2). Выяснилось, что гастроскопию проводили 89% респондентам, бронхоскопию проводили 50%, цистоскопию 45%, колоноскопию 38%, ректоманоскопию 30% и уретероскопию проводили 15% .

Рисунок 3. Результат ответов на вопрос: «Имеются ли у вас противопоказания к назначенному исследованию?»

Результат опроса, имеются ли у вас противопоказания к назначенному исследованию, представлен на диаграмме (рис. 3). Выяснилось, что у 5% респондентов имеются противопоказания, а у 95% их нет.

Рисунок 4. Результат ответов на вопрос: «Проводилась ли беседа с респондентами о предстоящем исследовании?»

Результат опроса о проведении беседы с респондентами, представлен на диаграмме (рис. 4). На вопрос о том, проводилась ли беседа с респондентами о предстоящем исследовании, 90% ответили, что проводилась, а 10% не проводилась.

Рисунок 5. Результат ответов на вопрос: «Возникали ли трудности у респондентов в подготовке к назначенному исследованию?»

На вопрос о том, возникали ли трудности у респондентов в подготовке к назначенному исследованию, 78% ответили, что возникали, а у 22% проблем не было. Результат опроса представлен на диаграмме (рис. 5).

Рисунок 6. Результат ответов на вопрос: «Было ли у вас чувство беспокойства перед исследованием?»

Результат опроса об эмоциональном состоянии респондентов, представлен на диаграмме (рис. 6). Выяснилось, что 37% были спокойны, а 63% чувствовали беспокойство.

Рисунок 7. Результат ответов на вопрос о длительности исследования

На вопрос, как долго длилось исследование, 50% ответили, что исследование длилось меньше часа, 40% в течение часа и 10% ответили час. Результат опроса представлен на диаграмме (рис. 7).

Рисунок 8. Результат ответов на вопрос о самочувствии респондентов после исследования

Результат опроса о самочувствии респондентов представлен на диаграмме (рис. 8). Выявлено, что 28% респондентов чувствовали себя хорошо, 70% чувствовали себя плохо и 2% чувствовали себя обморочно.

Рисунок 9. Результат ответов на вопрос: «Сколько раз проводилось назначенное исследование за период вашей госпитализации?»

На вопрос сколько раз проводилось назначенное исследование за период госпитализации респондентов, 10% ответили, что исследование проводилось больше двух раз, 63% ответили, что исследование проводилось два раза и 27% ответили, что исследование проводили один раз.

Результаты исследований позволяют сделать следующие выводы:

  1. Все 100% респондентов знают такой вид исследования, как гастроскопия, а другие виды эндоскопии малоизвестны.
  2. Большинству респондентов - 89% проводили гастроскопию.
  3. 95% респондентов не имеют противопоказаний к эндоскопическим исследованиям.
  4. Большинству респондентов - 90% медицинский персонал провел беседу о предстоящем исследовании, а 10% остались не подготовлены.
  5. У 78% респондентов не возникло трудностей в подготовке к исследованию, а у 22% трудности возникли.
  6. 63% респондентов испытывают беспокойство перед исследованием, а 37% чувствуют себя спокойно.
  7. У 50% респондентов исследование длилось меньше часа, у 40% длилось в течение часа и у 10% час.
  8. 70% респондентов чувствовало себя плохо, 28% хорошо и всего лишь 2% чувствовало себя обморочно.
  9. 63% респондентам исследование за период госпитализации проводили 2 раза.

Из исследования удалось выявить, что пациенты знают о существовании не многих видов эндоскопии, что говорит о низком уровне просвещенности. Можно заметить, что у многих пациентов не имеется противопоказаний к эндоскопическим исследованиям. Не смотря на наличие заболеваний, состояние здоровья населения позволяет проводить эндоскопические исследования, к которым  средний медицинский персонал готовит пациентов. Это говорит о профессионализме медицинского персонала. Благодаря этому у большого количества пациентов не возникает трудностей в подготовке, но они испытывают беспокойство перед предстоящим исследованием.

Заключение

Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, проведя исследование, удалось выяснить, что эндоскопия - процедура, благодаря которой проводится осмотр внутренних органов с помощью специальных приборов - эндоскопов.

В мире медицины существует большое количество видов эндоскопии но, не смотря на это население, знает лишь некоторые. Однако с их помощью  можно выявить патологические изменения в органах и тканях, а так же определить степень инвазии злокачественных образований и т.д.

Персонал, который работает с эндоскопами, подвергается определенному инфекционному риску. Поэтому работники эндоскопического отделения должны регулярно проходить медицинские обследования, чтобы выявить профессиональные заболевания на ранней стадии.

Медицинская сестра как непосредственный помощник врача должна быть собранной, внимательной, хорошо ориентироваться в последовательности этапов проводимых обследований, знать показания и противопоказания к исследованиям, быть готовой к оказанию неотложной помощи при критических и неотложных состояниях.

Особая роль отводится медицинским сестрам при уходе за оборудованием, так как именно они подготавливают приборы и инструменты к работе, обрабатывают их после эндоскопии.

Задачи постовой медицинской сестры:

Общая подготовка включает угнетение секреции и тонуса соответствующих органов и систем, предупреждение отрицательных эмоциональных реакций больного, психологическую подготовку.

Местная подготовка включает диагностику и лечение заболеваний кожи и слизистых оболочек, опорожнение полых органов и очищение их слизистой оболочки.

Из исследования можно сделать следующие рекомендации для медицинских работников:

  1. проинформировать пациентов о видах эндоскопии;
  2. больше беседовать с пациентами о предстоящем исследовании;
  3. обеспечивать эмоциональную подготовку.

Библиографический список литературы

  1. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний: учебное пособие / Р.И.Айзман, И.В.Омельченко. - М.: КНОРУС, 2013. - 248 с.
  2. Барикина, Н.В. Сестринское дело в хирургии / Н.В.Барикина, В.Г.Зарянская. - Ростов - на - дону.: «Феникс», 2012.- 460 с.
  3. Вяткина, П.Г Справочник медицинской сестры / П.Г.Вяткина. -  М.: «Эксмо», 2012. - 48 с.
  4. Гоглова, О.О. Биомедицинская этика: учебное пособие для бакалавров и специалистов / О.О.Гоглова. - СПб.: Питер, 2013. - 272 с.
  5. Дуглас, Г.А. Колоноскопия: иллюстрированное руководство / Г.А.Дуглас. -  М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2015. - 224 с.
  6. Лытаев, С.А.Основы медицинских знаний / С.А.Лытаев, А.П. Пуговкин. - М.: «Академия», 2011. - 270 с.
  7. Лычев, Ф.Г.Сестринское дело в терапии / Ф.Г.Лычев, Т.Т.Карманова.  -М.: «Форум», 2016. - 544 с.
  8. Маколкин, Н.И. Сестринское дело в терапии / Н.И.Маколкин. - М.: «АНМИ», 2010. - 528 с.
  9. Родионова, Е.А. Большая медицинская энциклопедия / Е.А.Родионова. - М.: «Эксмо», 2014. - 588 с.
  10. Савельев, В.С. Руководство по клинической эндоскопии / В.С.Савельев, Г.И.Лукомского, В.М.Буянов. - М.: «Медицина», 2012. - 542 с.
  11. Смолева, Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Э.В.Смолева. - Ростов - на - Дону.: «Феникс», 2014. - 469 с.
  12. Сорокина, Т.С. История медицины: учебник для студентов высших медицинских учебных заведений / Т.С.Сорокина. - 9-е изд., - М.: «Академия», 2010. - 560 с.
  13. Тихонова, Е.В. Методология и методы социологического исследования / Е.В.Тихонова, Е.А.Гришина, Б.Ф.Усманов. - М.: «Академия», 2012. - 368 с.
  14. Хрячков, В.В. Эндоскопия. Базовый курс лекций / В.В.Хрячков, Ю.Н.Федосов, А.И.Давыдов, В.Г.Шумилов. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2012. - 174 с.
  15. Чернеховская, Н.Е. Современные технологии в эндоскопии / Н.Е.Чернеховская. - М.: «Академия», 2010. - 136 с.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМ БРОНХИТОМ

2. Роль медицинской сестры в обследовании пациентов с термическим ожогами

3. Роль медицинской сестры хирургического отделения в лечении больных туберкулезом

4. Роль медицинской сестры в осуществлении ухода за пациентами с заболеваниями органов пищеварения

5. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОСУШЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

6. Роль медицинской сестры в лечении больных туберкулезом легких в сочетании с ВИЧ инфекцией

7. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УХОДА ПРИ МОЧЕКАМЕННОЙ БОЛЕЗНИ ПАЦИЕНТАМИ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА

8. Отчет о работе медицинской сестры централизованного стерилизационного отделения

9. Тактика медицинской сестры при уходе за пациентами с хроническим панкреатитом

10. Исследование организационной деятельности палатной медицинской сестры терапевтического отделения