Использование рисуночных тестов как средство преодоления страхов у дошкольников с нарушением зрения



Использование рисуночных тестов как средство преодоления страхов у дошкольников с нарушением зрения

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

Понятие страхов в детской психологии 6

Литературные данные по проблеме изучения страхов дошкольников с нарушением зрения 26

Подходы к преодолению детских страхов 28

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ  С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ     34

Организация исследования 35

Результаты исследования 36

ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ 53

Заключение 62

Список литературы 65

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.Страх является природным инстинктом самосохранения, основан на инстинкте самовыживания, способствующий выживанию и самозащите, обусловленный угрозой или мнимой угрозой и проявляется физическими изменениями организма такими как изменение частоты пульса, частоты дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

До настоящего времени исследования страхов в детском возрасте строились в основном на анализе содержания объектов и явлений, которые вызывали тревожные неприятные переживания у детей.  В качестве основания такого подхода можно рассматривать теоретические положения об эмоциональном образе (А. В. Запорожец). В ходе развития детей в дошкольном возрасте в структуру эмоциональных реакций постепенно начинают включаться познавательные процессы, что приводит к возникновению «синтетических эмоционально-гностических комплексов» - эмоциональных образов, «которые моделируют смысл определенных ситуаций для субъекта и начинающих регулировать динамическую сторону поведения». А. В. Запорожец писал, что «в эмоциональных образах получает отражение объективная действительность, но это отражение пристрастное, осуществляемое с позиций заинтересованной в нем личности». В объектах, включенных в эмоциональный образ, для ребенка воплощаются смыслы пережитых ситуаций (Е. Л. Подзорова, Я. 3.Неверович, Л. П.Стрелкова и др.).Известно, что страх существует независимо от культуры и уровня развития народа, со временем изменяются объекты страха. Именно через их изучение можно понять факты детской жизни, вызвавшие эти негативные переживания.

Страх, одна из основных человеческих эмоций, изучался в различных психологических школах и направлениях (У. Джемс, Н. Ланге, К. Изард,   Ст.

Холл, 3. Фрейд и др.). Существуют разные определения, выделены виды и формы страха, сформулированы функции и выявлены причины возникновения.

Изучением страха в психологической и педагогической науках занимались как зарубежные (Д. Боулби, Рэчмен, Черсворт, Грэй, Томкинс, Рейнгольд и др.), так и отечественные ученые. (А. И. Захаров, Е.Г. Макарова, Спиваковская А.С., Панфилова М. А., Овчарова Р.В., Неймер Ю.Л. и др.).

Несмотря на столь обширные исследования в зарубежной и отечественной литературе, тема данного исследования остается недостаточно изученной.

Выявление особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста являетсяпроблемойданного исследования.

Объектом исследованияявляются дети старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования:страхи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования:теоретически обосновать и экспериментально выявить возможности использования рисуночных тестов как средство преодоления страхов у дошкольников с нарушением зрения.

  1. Описать особенности детских страхов
  2. Рассмотреть дошкольников с нарушением зрения как группу детей с особыми потребностями
  3. Описать подходы к преодолению детских страхов
  4. Провести исследование рисуночных тестов как средство преодоления страхов у дошкольников с нарушением зрения

Методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

тестирование детей в детском центре;

качественная и количественная обработка результатов исследования.

Практическая значимость исследованиясостоит в том, что полученные результаты исследования могут быть применены воспитателями в методической работе в дошкольном учреждении; формы работы с родителями, рекомендованные нами также могут найти место в деятельности дошкольного учреждения по предупреждению развития страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы: состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Понятие страхов в детской психологии

В отечественной и зарубежной психологии авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания понятия « страх ». Так, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, М.П. Чередникова и др. рассматривают содержание страха, как тесно связанное с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений.

Другие авторы: З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм и др. определяют страх, как аффект который возникает в субъективной ситуации.

В современном словаре по психологии под редакцией В.В. Юрчук мы находим, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта».

В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия.

Чувство страха является  одной  из  самых  распространенных  реакций в детском возрасте, так как инстинкт самосохранения выражен сильно, а жизненный опыт еще не сформирован.

Считается, что дети наиболее сильнее подвержены страхам, нежели взрослые, так как когнитивный аппарат для  переработки  раздражителей у них еще не сформировался. В наибольшей степени это затрагивает детей с ОВЗ [40].

Иванова Н.Ф. определяет  страх  как  одну  из  опасных  эмоций, которая становится причиной многих заболеваний в физической и психической сферах [33].

Анализ научной литературы и исследований по данной проблеме показывает, что для психологической науки проблема страхов является не новой.

Проблема страхов у детей была и остается актуальной и в настоящий момент, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья. С поступлением в школу связанно возникновение большинства страхов у детей. Будучи в детском саду дети должны пройти тесты на выявление тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании до поступления в школу.

Проблемой страхов занимались многие учёные.

Упоминание о страхе можно встретить в работах мыслителей как Древнего мира, античности, Нового времени, так и современности. Понятие страха рассматривали в рамках конкретных концептуальных систем. Но наиболее значимыми и интересными являются устремления Аристотеля, взгляды Декарта, который определял страх как  изумление,  боязнь,  и крайняя степень трусости. Так же важным считается и учение Б. Спинозы, его системный подход к пониманию страха. Б. Спиноза считал, что Страх возникает вследствие бессилия духа (цит. Б.Спиноза).

Ф. Рузвельт предполагал, что «Единственное чего следует бояться — это  самого страха».

Философ Ларс Свендсен писал, что «Вся наша жизнь пропитана страхом», философ Наргис Шинкаренко считает что наш страх – это всего лишь побочный эффект благополучия, что не делает его  менее реальным [38].

Описывал страх и предполагал, что это не то от чего мы страдаем против воли, а наоборот, каждый человек добровольно подвергает себя, чтобы спастись от однообразной повседневности. Страх помогает нам выжить [38].

Д. Юм диалектически соединил "верхностные” (ситуационные) и базисные (индивидуальные) причины страха. Описание сущности страха и

роли, которую он играет в человеческой жизни на духовном уровне, можно встретить в художественной литературе и в работах экзистенциалистов.

Декарт утверждал, что существует множество определений и представлений о том, что такое страх. Некоторые противопоставляют страх надежде, понимая его как склонность души, направленную на убеждение о несбыточности желаемого.

Т. Гоббс же считал страх атрибутом естественного состояния человека.

Ж.-Ж. Руссо же, наоборот, считал, что естественное состояние характеризуется отсутствием вражды и страха, а общественное – их наличием. Л. Фейербах же связывал страх с религиозным отчуждением.

Проблема страха нашла отражение и в философии Хайдеггера. Согласно этому философу, страх порождается бытием - присутствием и, в отличие от боязни, указывает на него и открывается ему.

С точки зрения Н.А. Бердяева страх связан со страданием, он переживается как страдание. Он есть боязнь страдания. Нельзя  оторвать страх    от     этого     центрального     явления     человеческой     жизни [22].

Р. Эммануэль рассматривает страх как сигнал, предупреждающий о появлении опасности и о том, что индивид может испытывать эмоции, способные привести его психику в состояние неуправляемой беспомощности [37].

По мнению И.П. Павлова - страх считается проявлением естественного рефлекса, пассивно - оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх имеет защитный рефлекс и основан на инстинкте самосохранения; сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей  нервной  деятельности, отражается  на  частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделением желудочного сока [27], но также возникает в ответ на действие угрожающего стимула 1) смерть и 2) крах жизненных ценностей.

В социальномразвитии человека, по мнению Коненко Е.А., страхвыступает   как        одно   из   средств   воспитания, выполняя

определеннуюсоциализирующую  или обучающую роль в процессе формирования личности.

Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Таким образом, страх  используется как фактор регуляции поведения  [29].

Н.Н. Калацкая и  Ф.  Шигабиева  отмечают, что  на ребенка обрушивается  множество неблагоприятных факторов,  способных затормозить  развитие  потенциальных возможностей личности [31].

По мнению А.С. Спиваковской, страх относится к специфическому острому эмоциональному состоянию, это реакция, которая проявляется в опасной ситуации. Страх вызывается конкретной близкой опасностью, которая уже наступила [34].

Главная мысль в книге «Основные формы страха: Исследование в области глубинной психологии» Ф.Римана в том, что страх — неизбежный спутник нашей жизни, который  неотступно  пронизывает  нашу  жизнь,  но не всегда осознается и возникает в сознании лишь на мгновение, концентрируясь на внутренних или внешних переживаниях. При этом оказывает двойственное воздействие на человека: с одной стороны, страх активизирует нас, а с другой — парализует [5].

В трудах А. И. Захарова страх описывается как защитная реакция человека на опасность, которая способна не только парализовать, но и мобилизовать волю к сопротивлению. Неврозы приводят людей  к пассивному состоянию, человек в этом состоянии не способен оказывать сопротивление страху, уходя в себя настолько, что не может общаться с людьми, ему кажется, что его везде подстерегает опасность.

Ребенок не может ничего делать самостоятельно, начинает лебезить, заискивать, часто заикаться, просить прощения, прячет глаза, становится беспомощным [28].

Так же, в своих работах Захаров А. И. объясняет, что частым последствием развития страха как подконтрольного процесса являются такие

панические реакции, когда опасность приобретает  гигантские  размеры, могут сопровождаться неоправданной агрессией, бегством  или торможением. Страх порождает неуверенность, ослабляет чувство удовлетворенностью жизнью, и все кажется бесперспективным и унылым.

По мнению Колакоглоу К. и Савиной Е.А. страх — это первичная эмоция, вызываемая нависшей опасностью или угрозой. В  психоанализе страх был затенен тревогой, которая определялась иногда как иррациональный страх. Напротив, страх рассматривался как объективированная тревога [21].

Чтобы не путать понятие страха и тревоги, постараемся раскрыть смысл второго.

Между страхом и тревогой различия незначительны, беспокойство - чувство, которое их объединяет.

Тревога — это предчувствие опасности  и  возбуждение  при  этом, ужас, затормаживающий все остальные  эмоции,—  незамедлительная реакция на опасность занимает промежуточное место между тревогой и ужасом.

Голутвина В. определяет тревогу как общее состояние ожидания неприятного события, которое отразится не столько на нашем здоровье, сколько на восприятии мира и самого себя [17].

Астапов В. М. считал, что разница между тревогой и страхом проста: страх – реакция на конкретно существующую угрозу; тревога – состояние неприятного предчувствия без видимой на  то  причины  (причина существует только в сознании человека).

В книге одного из теологов   прошлого века Пауль Тиллих (1886

– 1965) в книге “мужество быть” пытается найти выход из ситуации тотального страха. Он также исходит из  уже  сформулированного вывода, что страх и тревога различимы, но неразделимы, они имманентно присущи друг другу: “Жало страха, – пишет он, - тревога, а тревога стремится стать страхом. Страх - это боязнь чего – либо“ [36] .

По мнению Ирины Стишенок следует отличать страх от тревоги, а тревогу — от тревожности. Тревога — это комбинация некоторых эмоций, страх — лишь одна из них.

Страх и боязнь — характерны для детей дошкольного возраста, а тревожность и опасения — для подросткового. В младшем школьном возрасте страх  и боязнь, тревожность и опасения могут  быть   представлены в одинаковой степени [26].

Захаров А.И. отмечает условные различия между тревогой и страхом:

  1. тревога - сигнал опасности, а страх - ответ на нее
  2. тревога - скорее предчувствие, а страх - чувство опасности
  3. страх обладает тормозящим воздействием на психику, а тревога - возбуждающим.

При этом тревога характерна  для  лиц  с  холерическим темпераментом, а чувство страха - для людей флегматическим темпераментом

  1. стимулы тревоги имеют - неопределенный и абстрактный характер, а страх - определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство
  2. для тревоги характерна проекция в будущее, а для страха характерно травмирующий опыт из прошлого (как воспоминание об опасности)
  3. тревога - рациональный (когнитивный) и левополушарный феномен, а страх - эмоциональный, иррациональный и правополушарный феномен.
  4. тревога - социально, а страх - инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы [35].

Исходя из исследования В. В. Лебединского, можно сказать, что появление определенных страхов совпадают во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка.

«Страхи — это разновидность отрицательных эмоций, защитно- приспособительного   характера,   часто    встречающихся    у    детей» [23].

Страх был и до сих пор является неотъемлемым звеном в эволюции человеческого рода, т.к. он предотвращал слишком опасные для жизни безрассудные и импульсивные действия.

По мнению С. Томкинса (1963), страх – самая токсичная, самая пагубная эмоция [31].

В своих трудах П. С. Гуревич описывает страх такой метафорой: “Привнесенный человеком страх образует  целую вселенную.  Он гнездится на всех ярусах человеческого существования. Стоглавый и сторукий он заполняет не только сознание, но и бездны подсознательного“ [9].

Страх – это физиологическая реакция на внешние раздражители. Это понятие является достаточно широким, оно включает в себя и внезапный испуг, и осознанное чувство, когда мы знаем, чего ждать, но  ничего хорошего будущее нам не предвещает.

Так же, страх может быть навеян реальной ситуацией, а может быть внушен окружающими нас людьми.

Внушенные страхи, по мнению Голутвиной В. (страх темноты, мифических существ, чужих людей и т.д.) - это все страхи, в которых реальная опасность усиливается воображением [17].

Рассматривая данное понятие через словарную литературу, то предстает следующая картина: “Страх - отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности. Философское понятие страха было введено С. Кьеркегором. Он ввел различия в том, что эмпирический страх- боязнь перед  конкретной  опасностьюи  безотчетный  метафизический страх, специфический для человека”.

По определению психологического словаря мы видим, что страх - состояние, возникающее в ситуациях, когда мотивация избегания не может быть реализована. Локальный страх может стать генерализованным.

Как показано в экспериментах И.П. Павлова - и Дж. Вольпе, на основе генерализованного страха – он приобретает форму личностной нелокализованной тревожности -, или становится фобией - По Х. Айзенку, предпосылками возникновения  тревожности  выступают  высокие показатели таких личностных факторов, как невротизм и интроверсия.

С медицинской точки зрения понятие “страх” (Fear) обозначает эмоциональное состояние, вызванное угрожающей опасностью, и характеризующееся неприятными субъективными ощущениями человека наряду с физиологическими и поведенческими реакциями.  Отличие страха от тревоги заключается в том, что страх всегда имеет конкретный объект. Поведенческие изменения у человека связаны с тем, что он старается избегать предметов и ситуаций, вызывающие у него страх; такие изменения могут быть совершенно неприемлемыми для обычной жизни (боязнь открытых пространств). Специфические неприемлемые для обычной жизни страхи называются фобиями.

Многие исследователи изучали понятия “страх”, тревога, фобия, тревожность, и при этом определяли их как синонимы; Выделили общие причины, такие как – появление неврозов, психосоматических отклонений, и дезадаптация. С точки зрения психологии в  определениях  этих  понятий упор делается на переживаниях человека, их связь с его  психикой. Считается, что страх – неотъемлемая часть человеческого существования, организация внутреннего духовного мира [10].

В медицинской литературе описаны навязчивые страхи у детей. Но если ребенок при этом не переживает острого состояния со всеми симптомами аффекта (дрожь, бледность, расширенные зрачки, холодные конечности и др.), то можно и не очень опасаться – невротического здесь ничего нет. Но если страх действительно навязчив, и ребенок не может от него избавиться, если он каждый раз дрожит от ужаса, когда сталкивается с предметами, вызывающими у него чувство страха,  то  необходимо обратиться к врачу-психоневрологу [16].

Гуревич П.С. в своих работах определяет страх, как и душевное явление, которое можно наблюдать в себе самом едва ли не каждый день [7].

Доктор Андрей Курпатов рассматривает страх как инстинктивную команду к бегству. Описывает нормальный страх – как реакцию на фактически существующие неблагоприятные внешние обстоятельства, а беспокойство, вызванное предположением о неблагоприятном исходе, вызывает у человека невротический страх и чувство тревоги. Следовательно, наши страхи – это воспоминания о пережитых неприятностях, спроецированные нами из прошлого в будущее [23].

В своих трудах А.И. Захаров описывает страх своеобразным средством познания окружающей действительности, которое выполняет определенную социализирующую или обучающую роль в процессе  формирования личности, а так же выражением веры эмоционально чувствительных и впечатлительных детей в наличие тех опасностей, которые олицетворяют сказочные образы или образы страха, внушенные взрослыми.  Подобный страх ослабевает по мере накопления реального жизненного опыта  и развития самосознания [19].

Обычно переживаемый страх сковывает инициативу, сдерживает самостоятельность, волю и свободу ребенка, уничтожает  уверенность  в себе. При этом Акрушенко А.В. фиксирует, что сильное чувство  страха может навсегда «вонзиться» в психику ребенка, острые приступы страха человек будет испытывать не только в реальных ситуациях, но и в воображаемых [8].

Солодянкина Е.Г. делает акцент на том, что из-за постоянного ощущения страха могут возникнуть мышечные зажимы, так как ребенок постоянно пребывает в состоянии напряжения.

Такое состояние с самого раннего детства  влечет  за  собой отклонения, которые нарушают природные компоненты индивидуальных особенностей [29].

В страхе присутствует такой эмоциональный  компонент  в  виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в этом понятии отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

Маргарита Аннегрет Штааб считает, что даже в норме любые новые сильные  либо  внезапные  раздражители  могут  вызвать  у  ребенка страх.

Субъективное ощущение интенсивности или неизвестности раздражителя зависит от степени привыкания к нему, т.е. при частой повторяемости пускового стимула страх может уменьшаться.

Кроме того, в результате когнитивной переработки формируются более сложные по структуре страхи, вследствие чего бывает трудно выявить их пусковые стимулы. Детские страхи, как правило, транзиторны, т.е. в значительной степени подлежат спонтанной ремиссии. Поэтому их прогностическая ценность относительно дальнейшего психического развития невелика [13].

Детские страхи - это обычное явление для детского развития. В некоторых случаях, страх, как переживание, может нести положительную роль, если в последствии он забывается. Но в том случае, если ребенок длительное время испытывает страх, то у него может возникнуть предневротическое состояние, которое может трансформироваться в патологическое состояние – невроз страха.

Так же страх выполняет охранную функцию, потому что помогает увести человека от опасностей, возможности получения травмы, избежать излишнего риска.

Сами по себе детские страхи имеют временный характер, и, как правило, обусловлены возрастными особенностям.

Бердникова Ю. отмечает, что приблизительно в 4-5 лет наступает период развития, который характеризуют как «возраст страхов».  Обычно этот период длится до 7- 8-ми лет, а порой и дольше [22].

Как определяет Данилова О.В., в большинстве случаев причинами возникновения  страхов  являются  психологические   травмы,   неправильное

воспитание в семье, а так же  поведение  родителей,  испуг, впечатлительность ребенка, и просмотр телевизионных передач определенного содержания [18].

Арефьева Т. А., Галкина Н. И. утверждают, что порой страхи могут быть связаны с внутрисемейными проблемами –  в  наиболее тяжелых случаях ребенок может бояться семейного насилия (когда родители бьют ребенка, либо кто-то из семьи пугает малыша) [5].

Акопян Л. С. делает акцент на то,  что  источником  страхов  могут стать – взрослые, близкое окружение ребенка (родители ребенка, бабушки, воспитатели детских учреждений), способные  своим  волнением ненамеренно заразить ребенка страхом (либо излишне настойчиво, указывая на наличие опасности) [2].

Как выделяют Саржанова А.С., и Егенисова А.К.  еще  одна  из наиболее частых причин страха – является детская фантазия,  когда малыш сам  придумывает  себе  предмет   страха.   При    этом   каждый   ребенок   по

Т. Гаврилова отмечает, что детские страхи – это эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы, может быть  реальной  или воображаемой, либо на опасный в  представлении  детей объект,  от которого у них возникает желание убежать или спрятаться. Первичная эмоция страха наблюдается уже у новорожденных. Затем страхи социализируются и возникают как реакции на новые объекты и ситуации. Закрепление в эмоциональной сфере ребенка первичного страха расширяет зону его социальных страхов, повышает чувствительность к носителям  угрозы. Страхи детские развиваются при недостатке  родительского  принятия и тепла, когда дети не чувствуют себя защищенными [9].

Если рассмотреть причиной испуг, то сам по себе он может не представлять   серьезной   угрозы   для   здоровья   детей.   Голутвина  В.   это

объясняет тем, что малыш может забыть об испугавшем его происшествии, если страх вызванный им не будет наслаиваться на  повышенную нервозность, на общую угнетающую атмосферу или с неприятными моментами в жизни. Тогда страхи могут укорениться в сознании, повлиять на неокрепшую психику, изменить характер и вызвать тяжелые формы невротических расстройств [17].

Жизнь ребенка в мегаполисе 21 века сопряжена борьбой с такими страхами, с какими не приходилось сталкиваться детям предыдущих поколений: ужасы компьютерных игр и фильмов, негативная информация, поступающая с экранов телевизоров, радио и печатных изданий и т.д.

Васильева Е.В. считает, что любой страх или немотивированное беспокойство влечёт за собой  значительные  изменения  в  поведении ребёнка, что отрицательно сказывается на его психическом развитии, изменяет черты его характера, негативно влияет на воспитание и обучение. Психические изменения, происходящие под влиянием страха, приводят к искажению процесса онтогенетической социализации, развитию социально- психологической изоляции личности [8].

Изначально страдает эмоциональная сфера, из-за того, что страх окутывает все чувства тревогой, затормаживая, при этом, все эмоции, а в первую очередь – положительные – ребенок перестает смеяться, улыбаться и весь мир предстает перед ним в мрачных тонах, безрадостным и унылым.

Страх – неотъемлемая часть нашей жизни.

По мнению Кузнецовой Е.Н. множество ситуаций сопровождаются чувством страха, это подразумевает то, что под угрозу поставлено спокойствие или безопасность любого человека. Страхи, отличающиеся наибольшей устойчивостью, являются наиболее опасными. Они являются причиной неврозов и фобий [21].

Как было отмечено в книге А. Ульянова «Детские страхи. Секреты воспитания..», страх необходим для выживания; способный подстегнуть личное    и    социальное    процветание.    Поэтому    люди  предрасположены

испытывать страх, а отсутствие страха может свидетельствовать о патологическом отклонении [28].

Интенсивное переживание страха запоминается надолго.

Ярушкин Н. Н. и Сатонина Н. Н. дают определение понятия “страх” - это, прежде всего, биологическая эмоция, в основе которого лежит тревога [29].

Но так же считают, что данные понятия неравнозначные, потому как страх – это специфическая эмоция, выделенная в отдельную категорию.

А тревога это определенная комбинация эмоций, а  страх  является лишь одной из них.

Страх – это комплекс  физиологических  изменений,  проистекающий из ожидания угрозы или опасности.

У маленьких детей ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом и с неблагополучием физического “Я”.

В качестве причин страха Томкинс (Tornkins, 1963) называет драйвы, эмоции и когнитивные процессы. Некоторые исследователи (Bowlby, 1973) рассматривают развитие эмоции страха как функцию  качества привязанности ребенка к матери. Другие исследователи, говоря о причинах страха, выделяют специфические события и ситуации [23].

Как отмечают психологи, многие из причин  лежат  в  области семейных отношений. Таковыми являются: непоследовательность в воспитании, попустительство, негативное, требовательное отношение к ребёнку (порождает в нём тревогу и новые страхи, из-за чего формируется враждебность к миру, особенно это затрагивает детей с ограниченными возможностями).

Многие ученые сходятся во мнении, что фобии – это выраженные и иррациональные страхи, которые связаны с некоторыми ситуациями или объектами, - являются приобретенными расстройствами.

Джейкобс и Нэйдел (Jacobs,Nadel, 1985) утверждают, что страхи и фобии имеют специфические характеристики [35].

Одной из ведущих является классификация А.И. Захарова.  Он выделяет семь групп страхов у детей:

Медицинские страхи

Страхи, связанные с причинами физического ущерба Страхи смерти: боязнь умереть; того, что умрут родители Страхи животных, сказочных персонажей

Страхи, связанные со сном

Социально — опосредованные страхи Пространственные страхи [16].

По мнению Маргариты Аннегрет Штааб причинами детских страхов могут послужить следующие ситуации: нарушения детско-родительских взаимоотношений; тяжелые состояния страха у родителей; психосоматические заболевания; порочные методы воспитания ребенка (побои и издевательства) [27].

С. Ю. Мамонтов разграничивает страхи на четыре группы:

1. Экзистенциальные страхи, т. е. страх перед смертью и самим процессом умирания, страх перед свободой, страх перед одиночеством и изоляцией и т.д.

2.Опасения по поводу собственной бездарности – страх неудач и поражения, боязнь говорить, выглядеть хуже других.

  1. Социальные страхи.
  2. Фобии и связанные с ними приступы паники [19];

И.Е. Кулинцова условно  разделяет  страхи  на  две  группы: врожденные (возрастные) и приобретенные.

Врожденные страхи характерны для определенных возрастных категорий детей:

- в 6-7 лет выражен страх смерти. В этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства и  появляется концепция жизни. В этом возрасте приходит осознание того, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и уходят из жизни (касается его и его семьи).

Обычно переживание страха проходит за 3-4 недели; если страх не ослабевает, то это состояние можно рассматривать как невроз.

Причины приобретенных страхов:

1.Конкретное событие, произошедшее с ребенком