История развития денег и их роль в жизни человека



Тема:  История развития денег и их роль в жизни человека  .

Бугульма, 2010

План работы:

Введение.

Основная часть.

  1. История возникновения денег.

  1. Деньги на  Руси.

  1. Результаты исследований «Деньги в жизни моих одноклассников».

  1. Пословицы и поговорки о деньгах.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение.

В наши дни мы уже знаем, что даже самая заманчивая игрушка или яркая книжка становится доступным благодаря металлическому кружку или прямоугольнику цветной бумаги. Деньги настолько прочно обосновались в повседневной, ежечасной жизни, что мы не видим ничего необычного. А между тем это — одно из самых замечательных изобретений человека.

Актуальность.В настоящее время в условиях перехода к рыночной экономике в России неизмеримо возрастает актуальность данного вопроса.Деньги – это самый знакомый экономический механизм, знакомый нам с раннего детства. Между тем большинство из нас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы не делать достаточных ошибок, чтобы вступать в  различные экономические отношения, некоторые представления об истории денег, об их роли в современном мире необходимы каждому человеку.

Изо дня в день мы имеем дело с деньгами – покупаем на них необходимые вещи, расплачиваемся ими за различные услуги.Кем бы ни стал ребенок, когда вырастет, где бы ни жил, ему придется сталкиваться с законами экономики.

Цель работы:проследить путь развития денег от древности до наших времен, их роль в жизни человека и определить роль денег в жизни одноклассников – учеников 4 В класса.

Задачи:

  1. Изучить литературные и электронные источники по данной теме;
  2. Исследовать роль денежной единицы в жизни детей на примере учащихся МОУ лицей № 2  4 В класса;
  3. Собрать пословицы и поговорки о деньгах.

Гипотеза: Дети, которых приучают пользоваться деньгами, посвящают в финансовое положение семьи, более разумно распоряжаются деньгами.

Методы исследования:анализ литературы,анкетирование,наблюдение,сравнение и обобщение результатов.

Практическая направленность: Данная работа может быть использована при изучении  тем по математике, литературному чтению, окружающему миру, истории, курсу «Экономика», а так же, может быть использована учителем в качестве дополнительного учебного материала. Интересна будет работа родителям и детям, которым интересна история возникновения денег.

Основная часть.

1. История возникновения денег.

Наука, которая занимается изучением денег,называется «нумизматика». (На древнем — латинском — языке «нумизма»—это монета.). Деньги — это не просто металлические кружочки и разноцветные бумажки с указанием стоимости, которыми мы расплачиваемся за покупки. Деньги неотрывно связаны с историей человечества, с историей торговли, культуры, искусства, техники. Ведь они существуют с незапамятных времен. Даже в каменном веке они уже были.Когда мы покупаем что-нибудь, то особенно к деньгам не присматриваемся, главное для нас, какая на них цифра: хватит ли этих денег на покупку? Между тем деньги несут на себе множество важных сведений. Вот как нумизматы называют части монеты:— сторона, на которой изображается герб, — это лицевая сторона, или аверс; — оборотная сторона — реверс. У нас эти стороны называют «орёл» и «решка». Ясно почему: «орёл» — это изображение на лицевой части монеты двуглавого орла Российского герба, а «решка»—она образовалась от «решетки», или вензеля, — узорного переплетения царских инициалов. (см. Приложение рис.1,2)

Еще название: легенда. Это — надпись на монете. Она сообщает, например, имя и титул государя, при котором выпущена монета: «Царь и князь великий Иван всея Руси». Ясно, что такие монеты выпускались при царе Иване IV Грозном... Запомним еще слово — номинал! Так называют стоимость монеты: 1 рубль, 10 рублей, 50... Обозначение номинала на монете появилось не сразу. Долгое время стоимость монеты определяли по весу. Теперь — гурт. Так называют ребро чеканной монеты. По гурту часто делают надписи и уж обязательно насечки, чтобы ни у кого не появилось соблазна опиливать монету, как это делали нечестные люди до насечек. Они из опилок после переплавки чеканили новые монеты. А само название «монета» возникло в Древнем Риме. Там при Храме богини Юноны-Монеты (Путеводительницы, Советчицы) был устроен первый монетный двор. Отсюда и пошло — «монета».

Теперь заглянем в самые древние времена, чтобы узнать, как появились первые деньги.

Обмен — это слово всем знакомо. Меняешь то, чего у тебя много, на то, чего нет, или на то, что очень нужно. Тебе хорошо и тому, с кем менялся, — тоже. Это и есть взаимовыгодный обмен, или, как теперь часто говорят – бартер. У бартера тысячелетняя история. До того как появились первые деньги, около 6 тысяч лет назад, люди выменивали друг у друга вещи, сырье, скот, оценивая один товар относительно другого. Например, могли отдать мешок с зерном за корову, или за овцу – горшок зерна. Вместо денег в далекой древности использовали драгоценные камни, меха и даже кости. Самые ранние деньги, которыми начали пользоваться люди, были – соль. Но это было не совсем удобно. Поэтому, товар начали оценивать по какому- либо одному товару, который был ходовым и дорогим. Например, редким камням. В сухопутных странах начали измерять стоимость товара в мешочках редкой соли. Так было и у славян. Привычной единицей счета был мешок - сорок - это кожаный мешок, куда входило четыре десятка шкурок куницы, белки или горностая. За такой мешок можно было купить целое поле хлеба или стадо. В каменном веке люди жили племенами, занимались охотой, скотоводством, изготовлением примитивных каменных орудий. Гоняясь за зверем, охотник не мог обойтись без лука и стрел или крепкого копья с острым наконечником. Тогда охотник вынужден был идти к мастеру, который их отлично делал. И отдавал, к примеру, за новое копье шкуру убитого на охоте козла. А за пучок стрел — шкуру оленя, потому что стрелы ценились дороже. «Цены» в таких случаях устанавливались всякий раз свои и зависели от «сговорчивости» меняющихся и от качества изделия и качества добычи охотника. Однако, как ни удобен был бартер, именно он и привел к необходимости денег.Но деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности и быку, и дому, и кораблю, и участку земли. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но чтобы при самом мелком делении общая ценность денег не уменьшалась.

Одними из первых денег, которые хоть отчасти отвечали всем этим требованиям, были раковины каури  добывавшиеся в южных морях.

Выводы:  Деньги неотрывно связаны с историей человечества, с историей торговли, культуры, искусства, техники. Ународов мира роль денег играли самые разные товары:  пушнина, соль, хлопковая ткань, медные браслеты, золотой песок, лошади, раковины и даже сушеная рыба. Постепенно люди поняли, что необходимо избрать какое-либо общее мерило и с его помощью определять, что сколько стоит. Этим мерилом должны быть деньги.

2. Деньги на Руси.

Одними из первых денег на Руси были раковины каури. Их завезли к нам заморские купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом, взамен получавшие русскую пушнину. А потом уже сами новгородцы распространили каури по всей русской земле вплоть до Сибири. В Сибири раковины каури использовались в качестве денег до XIX века. Там каури называли «змеиной головкой»...

С развитием торговли на Руси появились первые металлические деньги. Правда, сначала это были крупные серебряные арабские дирхемы. Их у нас называли кунами. Слово это от латинского сипаз, что значит кованый, сделанный из металла. Куной же в древности называли не только дирхем, но и римский денарий, и денарии других европейских государств, и даже собственный русский сребреник. 25 кун составляли гривну кун. В древнеславянском языке так называли шею, загривок. Потом гривной назвали и шейное украшение — ожерелье. Когда появились монеты, ожерелье стали делать из них (рис.3). На каждое и уходило по 25 кун. Отсюда и пошло: гривна кун, гривна серебра. Потом гривной стали называтьсеребряные слитки.

Собственные монеты на Руси стали чеканить с конца X века. Это были златники и сребреники. На них изображался великий князь Киевский и трезубец — родовой знак князей Рюриковичей, он же — герб Киевской Руси. Но златники и сребреники исчезли из оборота во время нашествия татаро-монголов, т.к. при этом заглохла сама торговля. В это время пользовались для мелких расчетов раковинами каури, а для крупных — тяжелыми серебряными слитками — гривнами (рис.4). В Киеве гривны были шестиугольные, в Новгороде — в форме брусков. Вес их был около 200 граммов. Новгородские гривны со временем стали называться рублями. Тогда же появились и полтины — половина рубля. Как их изготовляли — рубли и полтины?.. Мастер расплавлял серебро в жаркой печи и потом разливал его в формочки. Разливал специальной ложкой — льячкой. Одна льячка серебра — одна отливка. Поэтому вес рублей и полтин выдерживался довольно точно. Постепенно новгородские рубли распространились по всем русским княжествам.

Первые московские монеты стали чеканить при великом князе Дмитрии Донском. Серебряная монета Дмитрия Донского называлась денгой. (рис.5) По-татарски это значит «звонкий». Денга чеканилась из серебряной проволоки, которая разрезалась на кусочки одинакового размера и веса, меньше одного грамма. Кусочки эти расплющивались, потом чеканщик ударял по заготовке чеканом и, пожалуйста, — монета готова со всеми нужными надписями и изображением. Такие монеты были похожи на крупную рыбью чешую. Постепенно всадник с саблей и топором на московских монетах уступил место всаднику с копьем. При царе Иване Грозном монеты стали называть по этому копью – копейками (рис.6). Наверное, тогда же появилась поговорка «копейка рубль бережет», это отражало ее весомость. Ведь сто копеек Ивана Грозного составляли рубль, 50 — полтину, 10 — гривну, 3 — алтын... Такими русские монеты оставались до конца XVII века, до времени царя Петра I.

Петр I начал денежную реформу с введения новых монет, необходимых для мелочной торговли: медной денги (полкопейки), полушки (четверть копейки) и полуполушки (восьмая часть копейки). А вскоре были выпущены серебряные полтинники (50 копеек), полуполтинники (25 копеек), гривенники (10 копеек) и десять денег (5 копеек). И еще стали чеканить серебряный рубль. Правда, это был рубль, пока что переделанный из иностранного талера («ефимок»), потому, что своего серебра в Московском государстве еще не добывали. Но Петр I направил во все края России экспедиции рудознатцев для поиска полезных ископаемых. И скоро были открыты в Сибири месторождения серебра, а потом изолота. С тех пор появилась возможность чеканить монеты на своем сырье.

За всю историю монет люди перепробовали немало разных металлов для ихизготовления. В России в прошлом веке выпускались не только золотые и серебряные, но с 1828 по 1845 год даже и платиновые монеты достоинством в три и шесть рублей. Правда, тогда не знали еще истинной цены платины, поэтому монеты покрывали золотом. В Советском Союзе с 1921 по 1931 год чеканились монеты из серебра разных проб. На полтинниках, например, так и писали (на гурте): «чистого серебра 9 грамм». А с 1931 года эти монеты стали чеканить из никеля, меди, алюминиевой бронзы и специальных сплавов белых металлов. Памятные юбилейные монеты изготавливались из медно-никелевого сплава, из серебра, золота и платины. Монеты,  которые у нас назывались «медными» (говорили: «Он учился на медные деньги»), до 1926 года действительно делали из меди. С 1926 года их чеканили из сплавов, близких к обыкновенной бронзе.

Первые бумажные деньгиизобрели в Китае в 8 веке. В Европу же, и в  частности в Россию, они попали очень поздно, аж с тысячелетним опозданием.К этому времени торговля набрала силу, появилось много товаров. Появилась и бумага. И вот банки стали выпускать бумажные деньги, которые получили название банкноты, то есть банковские билеты.Банкноты в России стали выходить спустя 100 лет после английских, в 1769 году, при императрице Екатерине II. С ними несравненно легче и быстрее можно было проводить крупные расчеты и сделки.

Торговому люду бумажные деньги не понравились: за один целковый (серебряный рубль) давали 3,5 рубля ассигнациями. Несмотря на то, что ассигнации быстро обесценились, все же они вошли в российский обиход. Царем Николаем I была проведена денежная реформа и ассигнации заменили серебряной валютой. Тогда говорили: «Этот товар стоит столько-то рублей серебром»...

Недолго существовал и медный рубль - огромная прямоугольная пластина, которая не влезала ни в один карман. А кошелёк, называвшийся раньше «денежником», с появлением ассигнаций стал именоваться «бумажником».

Выводы:История развития денег не стояла на месте. Первыми деньгами на Руси были каури. Позже люди пользовались привозными монетами  кунами и гривнами. С конца Х века на Руси стали чеканить собственные монеты златники и сребреники. В 13 веке появляются тяжелые слитки, которые позже получили название рубля. При князе Дмитрии Донском  появляются первые  чеканные монеты, которые  постоянно совершенствовались и видоизменялись. Бумажные деньги ввела императрица  ЕкатеринаII в 1769 году. В современном мире деньги продолжают видоизменяются.

3. Результаты  исследований «Роль денег в жизни моих одноклассников».

Современному человеку сложно представить жизнь в отсутствии денег. Общаясь со своими одноклассниками, я заметила, что у многих из них имеются карманные деньги. Ребята целый день носятся  с этими деньгами, озадаченные тем, на что бы их потратить. Они делают покупки в школьной столовой, могут одолжить деньги или просто их подарить. И у меня создалось впечатление, что мои одноклассники не имеют представления о том, как можно расходовать деньги, а с другой стороны – что они не знают цену деньгам, не понимают, как зарабатываются деньги.

Нами была исследована роль денежной единицы в жизни детей на примере учеников 4 В класса МОУ лицей № 2. Для этого было проведено анкетирование среди учеников  класса и  их родителей.

В результате анкетирования учеников выяснилось, что деньги имеются у всех ребят (25 чел.), что 8 человек – не могут обойтись без карманных денег. Выяснила, что деньги на карманные расходы ребятам дают родители, бабушки, родственники в праздники (10 человек), за хорошее поведение ( 9 чел.), за помощь взрослым (10 чел.).

Так же через анкетирование выяснилось, на что тратятся заработанные деньги. Большинство ребят выданные деньги копят (18 чел.):  на личные нужды (телефон, компьютер, одежду – 13 чел. ), на подарки близким (4 чел.).   Все это правильные траты. Тратят на развлечения  деньги – 7 человек, на покупку сладостей – 5 человек.

21 ребенок  – знают пословицы о деньгах и происхождение денег; 8  ребят -  имеют свою коллекцию денег.

В результате  анкетирования родителей выяснилось, что 17 семей посвящают своего ребенка в семейный бюджет. Оказывается, во многих семьях проходят «Домашние советы», на которых подводятся итоги за проделанную работу. По результатам и решается выдача денег (16 семей). Так дети учатся понимать простую истину, что деньги так просто не даются, их нужно зарабатывать.

В 19 семьях родители обсуждают с детьми, как распорядиться  карманными деньгами ребенку.

Многие родители придерживаются позиции: денег должно быть меньше, чем хочется, но больше, чем жизненно необходимо (22 семьи).

Анализируя результаты анкетирования родителей можно сделать вывод, что большинство родителей нашего класса правильно формируют у своих детей экономическое сознание. Денег должно быть достаточно, чтобы человек научился принимать самостоятельные решения – купить конфету или жвачку, наклейку или сувенир маме, сходить в кино или купить книгу, поесть мороженого или купить подарок другу. Ребята стараются разумно потратить карманные деньги и берут их  только когда,   они им необходимы.

Выводы: Как видно,  дети уже в младшем школьном возрасте  имеют накопления и умеют рационально их расходовать. Большинство ребят осознают, что деньги необходимо заработать. Многих детей посвящают в житейские проблемы, обсуждают с ними семейный бюджет. Таким образом, дети  получают уроки рачительного применения денежных средств. Отсюда подтверждаетсягипотезамоего исследования,  что дети, которых приучают пользоваться деньгами, посвящают в финансовое положение семьи, более разумно распоряжаются деньгами.

  1. Пословицы и поговорки о деньгах.

   В процессе работы над данной темой, читая литературу, часто встречала пословицы и поговорки о деньгах.  Попутно решила собрать все пословицы и поговорки и  проанализировать их содержание.

Без копейки рубль щербатый.

Быть было беде, да деньги на бедре.

Давно занял грош на перевоз, да некуда ехать.

Деньги не грибы – можно и зимой найти.

Грош за него дать мало, а два – много.

Денег нет, зато сами золото.

Алтын серебра не ломит ребра.

Денежки в кармане – все друзья с нами.

Вовремя копейка дороже рубля.

Деньги к деньгам льнут. 

Без копейки рубля нет.

Горе - деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

Денег ни гроша, да слава хороша.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.

Денежки - что голуби: где обживутся, там и поведутся.

Деньга лежит, а шкура дрожит.

Деньги всему голова.

Деньги всякого прельстят.

Деньги - не грибы - и зимой растут.

Деньги  - не люди, лишними не будут.

Деньги приходят и уходят, как вода.

Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.

Лишние деньги - лишние хлопоты.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Через золото слезы льются.

На деньги ума не купишь.       Легкие деньги не живут.

Здоровье дороже денег.

У кого рубль плачет, а у меня копейка скачет.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

В одном кармане - вошь на аркане, а в другом - блоха на цепи.

Выводы: Анализ содержания русских пословиц и поговорок о деньгах показывает, что в них отражается история развития денег на Руси  и отношение людей к ним. В них проявляется значение, которое они имели и имеют для русского народа.

Заключение.

В рамках данной работы была сделана попытка, показать зарождение денег, их роль в жизни человека, отдельно взятой группы взрослых и ребят.В результате исследования была подтверждена гипотеза: дети, которых приучают пользоваться деньгами, посвящают в финансовое положение семьи, более разумно распоряжаются деньгами.

Деньги неотрывно связаны с историей человечества, с историей торговли, культуры, искусства, техники. На протяжении многих столетий деньги видоизменялись и возрастали их функции.Какие деньги будут завтра? Иногда говорят, что деньги со временем исчезнут, что люди будут обходиться без них... В это трудно поверить, потому что денежный оборот — пока единственная форма ведения хозяйства во всем мире. Но, это оставляет перспективу для дальнейшего исследования данной темы. Пожелаем успеха в этом поиске всем, кто не успокаивается на достигнутом.

 Наша работа имеет практическую направленность и может быть использована при изучении  тем по математике, литературному чтению, окружающему миру, истории, курсу «Экономика», а так же, может быть использована учителем в качестве дополнительного учебного материала. Интересна будет работа родителям и детям, которые хотят узнать историю возникновения денег на Руси.

Список использованной литературы

1. Н.И.Медников       История денег

2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 8. /Сост. Шалаева Г.П. – М., 1994.

3. Кондратьев Д.Л. Памятные монеты. История и культура. – М., 1992.

4. Русский Рубль. Два века истории XIX-XX вв. - М., 1994.

5. Узденников В.В. Монеты России 1700-1917.-М., 1986.

6. сайт http://www.ef.wwww4.com/

Образец: это тоже включить.

  1. Воронина М. М. Школа юного экономиста. - Волгоград, издательство «Учитель», 2007, с. 149 – 191
  2. Иванкова В. Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. – М., Аквариум, 2006, с. 222-224

Приложение   1

Рис. 1                                              рис. 2                                                  рис.3

Рис.4                                          рис.5                                       рис. 6

                                                            Рис.7

Приложение 2.

Анкетирование учеников «Роль денег в жизни моих одноклассников»

           Диаграмма 1.

Диаграмма 2.

Диаграмма 3.

Анкетирование родителей.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Роль образования в жизни человека

2. Роль денег и денежного обращения в рамках развития экономики

3. Проблема возраста в психологии. Общие характеристики и критерии возраста. Возрастные кризисы в жизни ребенка и взрослого человека, их значение в психическом развитии человека

4. Роль денег в обществе: прошлое и настоящее

5. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И РОЛЬ ДЕНЕГ В ЭКОНОМИКЕ

6. Сезонные явления в жизни рептилий. Разнообразие рептилий. Значение рептилий в природеи жизни человека. Охрана рептилий

7. Заменители денег: виды, механизм эмиссии и роль в современной экономике

8. Смысл жизни современного человека

9. Сахар и его значение в жизни человека

10. Рэкетные чувства и контаминация в психической жизни человека