ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ



Исследовательская работа по обществознанию

«ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ»

Тверь 2013

Оглавление

I

Введение…………………………………………………..………

3

II

Исследование причин делинквентного поведения девушек-подростков…………………………………………………………

5

1

Причины и особенности женской преступности………………

5

2

Причины делинквентного поведения девушек-подростков…..

10

3

Изучение причин делинквентного поведения девушек-подростков МОУ СОШ №43 г. Твери…………………………..

14

III

Заключение………………………………………………………..

33

IV

Литература…………………………………………………………

35

V

Приложение ……………………………………………………….

36

  1. Введение

Вопрос о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними, их причинах и возможности профилактики неоднократно поднимался исследователями. Однако он продолжает оставаться актуальным и сейчас, так как окончательно решить проблему роста правонарушений среди несовершеннолетних пока не удается.

В прошлом учебном году учеником 11 класса нашей школы Гоголевым Ильей проводилась работа по вопросу о возможности профилактики правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении. —Гоголев Илья Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности общеобразовательного учреждения//IX региональные Менделеевские чтения/ Материалы научно-практической конференции 24-25 апреля 2013. – Тверь-Удомля, 2013 В исследовании была привлечена статистическая информация как по школе, так и по Тверской области и России в целом. Оказалось, что несмотря на проводимую профилактическую работу, количество нарушителей (учитывались обучающиеся состоящие на учете в ПДН, РКДН) остается достаточно высоким (около 1% от общей численности учащихся данного образовательного учреждения). Привлекло внимание количество нарушительниц-девочек. Оказалось, что соотношение нарушений, совершаемых девочками к тем же деяниям мальчиков, составляет 1:2,4 (для сравнения – подобное соотношение преступлений, совершаемых взрослыми мужчинами и женщинами, составляет 1:6).

Цель данной работывыяснить причины делинквентного поведения девушек-подростков на примере общеобразовательной школы.

Задачи:

  1. Выявить причины и особенности женской преступности;
  2. Выяснить причины более высокого уровня правонарушений среди несовершеннолетних девочек по сравнению с уровнем преступности среди женщин;
  3. Провести анкетирование обучающихся 5-9 классов для определения причин делинквентного поведения девушек-подростков МОУ СОШ №43 г.Твери.

Для решения поставленных задач были изучены статистические данные официального сайта Государственного комитета статистики, данные по динамике правонарушений несовершеннолетних МОУ СОШ №43 г. Твери. В работе была использована книга известного русского публициста, журналиста и социологаРейнгардта Н.В. «Женщина перед судом уголовным и судом истории», впервые вышедшая в свет в 1891 году и переизданная в 2011 году уже в третий раз. А также исследования современных специалистов – Савиной Н.Н. «Причинный комплекс, детерминирующий делинквентность и преступность несовершеннолетних в современной России», Мальченковой В.В., Федулова Б.А. «Особенности  профилактики делинквентности девушек-подростков социально-педагогическими и правовыми средствами» и др.Привлечены Интернет-ресурсы, содержащие исследования современных ученых по данному вопросу, информацию о численности населения России, количественном соотношении правонарушений, совершенных женщинами.

В работе использованы результаты анкетирования, проведенного среди обучающихся 5-9 классов МОУ СОШ №43.

  1. Исследование причин делинквентного поведения девушек-подростков

Глава 1. Причины и особенности женской преступности

Проблема женской преступности и ее предупреждения актуальны в настоящее время, так как по данным статистики наблюдается неуклонный рост женской преступности в нашей стране. Меняются социально-политические установки, ранее признаваемые в нашем обществе нравственные ценности, падает духовная культура, ломаются традиции и обычаи, согласно которым роль женщины сводится к продолжению рода, хранительницы домашнего очага.

Согласно статистическим данным, предоставленным официальным сайтом Государственного комитета статистики —http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138887978906 и выводам исследователей, женская преступность всегда значительно уступала мужской. Соотношение уровня преступлений, совершаемых женщинами, к уровню преступлений, совершаемых мужчинами, колеблется от 1:5 до 1:6 (в период с 2003 до 2011 гг). (Рис. 1). И это несмотря на то, что количество женщин в стране больше, чем количество мужчин —http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/.

Тысяч человек

Рис. 1. Численность женщин и мужчин, совершивших преступления

Статистика показывает, что соотношение корыстных и насильственных преступлений, а также иных преступлений, совершенных женщинами, отличается от ситуации, сложившейся среди мужчин. Доля женщин, совершивших насильственные преступления значительно ниже доли мужчин. Для женщин же характерны преступления, связанные с мошенничеством, обманом, использованием служебного положения в целях обогащения,  растратами, незаконными действиями с официальными деловыми документами и др. —http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138887978906

Преступность женщин отличается от преступности мужчин характером деяния, последствиями, способами, орудиями совершения преступления, выбором жертвы и стечением семейно-бытовых обстоятельств. Преступления женщин более эмоциональны, менее обдуманы. Считается, что женщины менее защищены, физически и психологически слабее мужчин. Но вместе с тем, женщины, быстрее и легче приспосабливаются к быстро меняющимся жизненным реалиям.

Специфична криминологическая характеристика личности женщины-преступницы. Как правило, это преобладание лиц старшего возраста, по сравнению с мужчинами, несмотря на то, что в целом в последние годы прослеживается омоложение преступников. Образовательный уровень женщин-преступниц всегда был выше по сравнению с мужчинами-преступниками. В настоящее время отмечается прирост числа преступниц, имеющих высшее образование —http://www.rusnauka.com/NIO/Pravo/gudanova%20z.n..doc.htm//.

По мнению некоторых исследователей, в том числе и концаXIX – началаXX века, причиной большинства преступлений, совершаемых женщиной, является мужчина. Так, русский журналист, публицист и социолог Николай Васильевич Рейнгардт в своей книге «Женщина перед судом уголовным и судом истории», изданной в 1891 году описывает ситуации, подтолкнувшие женщину к совершению антиобщественных деяний. Среди них – насилие или безразличие со стороны отца, жестокость или неспособность к решению проблем мужчины-мужа. —Рейнгардт Н.В. Женщина перед судом уголовным и судом истории. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – С.12-41 Однако автор не исключает и других возможных причин, побудивших женщину к совершению преступления.

Можно выделить несколько категорий причин женской преступности: психологические, личностные, социальные, экономические, потребность в самоутверждении. —http://www.be5.biz/pravo/kkvv/15.htm

Ряд причин связан, прежде всего, с психологическими особенностями. Для женщинхарактерны стойкость аффективных психотравмирующих переживаний и высокая импульсивность. Это приводит к неадекватному восприятию и оценке возникающих жизненных ситуаций, плохому прогнозированию последствий своих поступков, дезорганизованности и необдуманности поведения. В связи с совершением противоправных действий женщины испытывают чувство вины, беспокойство за свое будущее.

Для женщин очень важны оценка других людей и то, какое впечатление они производят. Преступницы не составляют исключения. Их потребность в самоутверждении, являясь одним из самых мощных стимулов человеческих поступков, становится навязчивой, существенно влияя на их образ жизни. Это не просто стремление нравиться мужчинам или выглядеть лучше других женщин, а потребность в подтверждении своего существования, места в жизни, ставшая объектом насмешек. По словам известного автора афоризмов Георгия Александрова, «в отличие от женщин, преступник рад, когда на него не обращают внимания».

Изменяются социальные роли женщины. Как отмечает Н.В. Рейнгардт, женщина по своей природе консервативна. Она является хранительницей культа семьи и моральных основ всего общества. Следовательно, по мнению автора, главная причина становления женщины на путь преступления – ее моральное падение. Женщина без нежности – чудовище (О.Конт) —Рейнгардт Н.В. Женщина перед судом уголовным и судом истории. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – С.32.

В наши дни отмечается значительно более активное участие женщин в общественном производстве при отсутствии учета естественных исторических особенностей женской рабочей силы; противоречие между высоким уровнем занятости женщин в общественном труде и относительно низким уровнем их квалификации. Тяжелая, малоквалифицированная работа огрубляет, очерствляет женщину, лишая ее таких природно присущих ей черт, как женственность, мягкость, слабость, чувствительность. Она становится резкой, агрессивной, склонной решать возникающие ситуации с помощью силы. Это одна из причин возросшей в наши дни доли совершаемых женщинами преступлений против личности, их агрессивности, жестокости. Хотя домашний труд официально признается не менее важным, чем работа на предприятии или предпринимательство, последние ценятся все-таки выше. Сочетание напряженной профессиональной деятельности женщины с исполнением ею семейных, материнских обязанностей приводит к самым нежелательным последствиям. Это выражается в том, что она все время работает с перегрузками, постоянно испытывает усталость, нервное напряжение, боязнь не справиться с многочисленными делами, у нее появляются высокая тревожность, психические расстройства, состояние дезадаптации, ощущение враждебности мира. Из-за этого некоторые женщины перестают дорожить и семьей, и работой, начинают вести антиобщественный образ жизни, приобретая средства к существованию противоправным путем.

Ослабление или разрушение семьи неизбежно ведет к тому, что женщина перестает исполнять или исполнять надлежащим образом исконно женские роли и обязанности. Семья, своя или родительская, в определенной мере лишилась прежнего значения регулятора поведения и всего образа жизни, ослабились ее контрольные функции. Те женщины, которые перестают ощущать свою связь с ней, уже не ориентируются на ее традиционные ценности и получают значительно больше возможности действовать, не оглядываясь на семью.

Наблюдается разрыв семейных связей, под которыми обычно подразумевают контакты родителей и детей. Стремясь обрести «свободу» от родителей, девочка может совершать различные антиобщественные поступки, красть, обманывать потребителей, заниматься проституцией. Речь идет также и о собственной семье, где женщина – жена и мать. Некоторые женщины вообще не считают ее какой-либо ценностью, особенно если речь идет не просто о совместном проживании, а о внутренней, духовной связи между супругами. Отсутствие такой связи очень ярко проявляется, например, в занятии замужними женщинами проституцией.

Нельзя не отметить и такой фактор, в немалой степени связанный с возросшей социальной мобильностью женщин, как возможность их более тесного и длительного общения с ранее судимыми лицами и лицами, совершающими преступления. В подобном обращении происходит криминогенное «заражение» женщин, особенно молодых, усвоение ими негативных установок и стереотипов поведения, приобщение к антиобщественному образу жизни. Жизнь молодой женщины может сложиться трагически, если она свяжется с группой правонарушителей или наркоманов, с мафиозными структурами.

В сложных экономических условиях молодые женщины из необеспеченных и малообеспеченных семей, не имеющие возможности приобретать модную одежду и другие престижные вещи, вынуждены совершать кражи, грабежи и разбои, заниматься проституцией; проявляемые же при этом ожесточенность, агрессивность и вандализм служат средством психологической компенсации за пережитые унижения.

Таким образом, происходит как бы социальная «переделка» женской природы, что непосредственным образом влияет на увеличение числа женщин-преступниц.

Глава 2. Причины делинквентного поведения девушек-подростков

Александр Александрович Бестужев-Марлинский сказал: «В беду попадают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням». Действительно, в большинстве случаев, совершенные преступления, не являются случайными. Можно ли применить подобное утверждение к женской преступности?

Противоправное поведение девушек-подростков специалисты определяют как делинквентное —Мальченкова В. В., Федулов Б.А. Особенности  профилактики делинквентности девушек-подростков социально-педагогическими и правовыми средствами //ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России», Барнаул, Россия.

Термин «подростковая делинквентность» определяется как «преступность несовершеннолетних» и означает нарушения закона несовершеннолетними, т.е. молодыми людьми в возрасте до 18 лет. Взрослая преступность, тем более рецидивная, предполагает определенный уровень профессионализма, а юношеская делинквентность – это еще неосознанный проступок, совершаемый впервые, не имеющий тяжких последствий, основой которого не является устойчивый мотив —Там же.

Юридический термин «подростковая делинквентность» введен для обозначения противоправных действий подростков как особой категории, в отличие от взрослых преступников, для того, чтобы иметь возможность обращаться с ними иначе, чем с взрослыми —Антонян Ю. М. Преступление среди женщин.– М., 1992. – С. 212.

Примерами делинквентного поведения девушек-подростков являются: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине со стороны покупателя, мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения телесных повреждений, прогулы школы, переход улицы в неположенном месте, распитие спиртных напитков, проявление безнравственного поведения и др. Данные правонарушения не наказуемы с точки зрения Уголовного кодекса РФ.

В перечень делинквентного поведения девушек-подростков обычно входят такие проступки, как: не вернуться ночью домой, употребить алкоголь, приставать к взрослым, драться, воровать, прогулять занятия, уйти из школы, отбирать деньги у других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить общественное имущество, рисовать или писать на стенах и другие административные правонарушения —Гилинский Я. И., Афанасьев В. С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. – Санкт-Петербург: Филиал Института социологии РАН, 1993. – С. 124.

Разграничение между криминальным и делинквентным поведением проводится также по возрастным критериям. Криминальное поведение – дело исключительно взрослых, делинквентное – подростков. Дело в том, что к уголовной ответственности можно привлекать за ряд преступлений с 14 лет, а за большинство других – с 16–18 лет. Таким образом, делинквентное поведение девушек целиком выпадает на подростково-молодежный возраст.

Увеличение числа девушек-подростков, демонстрирующих такое поведение, не случайно. Во-первых, само увеличение доли таких правонарушителей совпадает с началом подросткового кризиса, который для девушек в современных условиях связан с нигилизмом и потерей нравственных ориентиров в обществе. Во-вторых, это увеличение специалисты связывают с трансформацией «самой подростковой женской субкультуры, когда девиация в силу факта и ее распространенности становится нормой» —Мальченкова В. В., Федулов Б.А. Особенности  профилактики делинквентности девушек-подростков социально-педагогическими и правовыми средствами //ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России», Барнаул, Россия.

По мнению исследователей, проблема подростковой делинквентности требует более всесторонних исследований именно в гендерном аспекте. Так, например, до настоящего времени в отделах по делам несовершеннолетних в системе МВД существует практика постановки на учет девушек не по причине совершения правонарушения, а за уходы из дома и аморальное поведение, воспринимаемое взрослыми как половая распущенность.

Ряд зарубежных исследователей полагает, что восприятие обществом женской подростковой делинквентности тесно связано с представлением о женщине, принадлежащей частной сфере семьи и дома. В этой связи у специалистов вызывает озабоченность гиперсексуальность молодых девушек. Ряд ученых считает половую распущенность характерной особенностью поведения правонарушительниц —Мальченкова В. В., Федулов Б.А. Особенности  профилактики делинквентности девушек-подростков социально-педагогическими и правовыми средствами //ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России», Барнаул, Россия

.

Проблема делинквентности девушек-подростков требует комплексного подхода. Основными направлениями работы по профилактике делинквентности девушек-подростков являются: выявление причин, вызывающих отклонения в социальной адаптации, индивидуальный и дифференцированный подходы; формирование привычек нравственного поведения; применение комплексных социально-экономических, правовых и воспитательных средств воздействия.

Профилактическая работа также должна включать: оказание государственной и общественной помощи девушкам подросткам, оказавшимся в силу отчуждения в неблагоприятных условиях и допускающим антиобщественные поступки. А также комплекс индивидуальных воспитательных мероприятий, установление опеки и попечительства, направление в детские дома, спецшколы, школы интернаты, устройства на работу или учебу и т.д., а также оказание медицинской помощи.

Основополагающим принципом профилактической работы с девушками-подростками, которые совершили или могут совершить преступления, являются гуманность и милосердие, понимание причин, толкнувших их на наказуемые или безнравственные поступки, стремление помочь им выйти из порочного круга, разобраться в собственной жизни. По мнению исследователей, гуманность и милосердие должны проявляться не только в действиях конкретных должностных лиц или представителей общественности, ими должны быть проникнуты законы – уголовный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный, другие нормативные акты, например, правила внутреннего распорядка в исправительных учреждениях. От того, насколько соблюдается указанный принцип, можно судить об уровне нравственности в обществе, об овладении им общечеловеческими ценностями —Савина Н.Н. Причинный комплекс, детерминирующий делинквентность и преступность несовершеннолетних в современной России / Н. Н. Савина // Научная жизнь. – 2009. – № 4. – С.93 -103.

Профилактика антиобщественного поведения девушки-подростка имеет большое моральное значение. Положительные результаты в этой области могут привести к оздоровлению нравственности, укреплению социально одобряемых отношений во многих областях жизни и в первую очередь в семье, улучшению жизни подрастающего поколения. Работа по профилактике делинквентности девушек-подростков должна охватывать, прежде всего, те сферы жизнедеятельности, в которых формируются негативные черты их личности и в которых они чаще совершают преступления. Помимо воздействия на криминогенные факторы общество должно стремиться к определенной организации быта и досуга девушек-подростков.

Таким образом, все категории правонарушений, совершаемых девушками-подростками, являются характерными для подростков в целом —Подростковая преступность. Мнение специалистов//Преображение в темнице, изд. Отдела Воронежской и Борисоглебской епархии по сотрудничеству с правоохранительными учреждениями, 2005. – С. 8-9. Однако, причины, побуждающие девушек к совершению противоправных действий, связаны с психологическими особенностями личности и смещением гендерного аспекта, что должно учитываться при профилактике таких правонарушений.

Глава 3. Изучение причин делинквентного поведения девушек-подростков МОУ СОШ №43 г. Твери

Если отталкиваться от высказывания А.А. Бестужева-Марлинского, приведенного в начале 2 главы, корни женской преступности следует искать в ранней юности правонарушительниц. Поэтому собственное исследование решено было провести на базе 5-9 классов МОУ СОШ №43. Возраст испытуемых выбран не случайно, так как это наиболее распространенный возраст постановки юных правонарушителей на профилактический учет —Гоголев Илья Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности общеобразовательного учреждения//IX региональные Менделеевские чтения/ Материалы научно-практической конференции 24-25 апреля 2013. – Тверь-Удомля, 2013

. Для сравнения были выделены две категории обучающихся – состоящие на учете в ПДН или РКДН и внутришкольном учете и не состоящие на профилактическом учете. Кроме того, проводилось сопоставление ответов мальчиков и девочек на одни и те же вопросы анкеты. Всего опрошено 119 человек: 21 ученик 5 класса (11 мальчиков + 10 девочек), 22 ученика 6 класса (11 мальчиков + 11 девочек), 22 ученика 7 класса (14 мальчиков + 8 девочек), 22 ученика 8 класса (12 мальчиков + 10 девочек), 19 учеников 9 класса (9 мальчиков + 10 девочек) и 13 обучающихся из 6-9 классов, состоящих на внутришкольном учете и профилактическом учете в ПДН.

Основные виды нарушений, послужившие поводом для постановки на профилактический учет обучающихся МОУСОШ №43, это кражи, драки, антиобщественное поведение, пропуски уроков без уважительной причины, неуспеваемость.

Был сформулирован основной вопрос: Какие социальные, психологические или иные факторы могли повлиять в большей мере на  формирование делинквентного типа поведения девочек?

Определены возможные условия, необходимые для формирования девочки с поведением, одобряемым в обществе:

Для проведения анкетирования сформулированы вопросы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Для удобства анализа полученных ответов на каждый из заданных вопросов были составлены диаграммы.

Изучение результатов опроса было начато с вопроса об успеваемости.

Рис.2. Уровень успеваемости девочек, не состоящих  на учете, %

Диаграмма показывает значительное снижение успеваемости девочек. При этом уменьшается количество отличников, хорошистов и обучающихся, имеющих 1-2 тройки в четверти, а число девочек, успевающих на «3» значительно возрастает, появляются те, кто имеет «2» в четверти (рис. 2).

Рис. 4. Уровень успеваемости мальчиков, %

Диаграмма, иллюстрирующая успеваемость мальчиков показывает в целом сходную с девочками картину (число успевающих на «3», неуспевающих по одному или нескольким предметам возрастает) (рис. 3).

Рис.5. Сравнительные данные успеваемости мальчиков, не состоящих на учете в ПДН и на внутришкольном учете, и «учетников».

Рис. 3. Сравнительные данные успеваемости девочек, не состоящих на учете в ПДН и на внутришкольном учете, и «учетников».

Сравнение данных успеваемости позволяет сделать вывод о том, что ребята, не состоящие на учете в ПДН и внутришкольном учете имеют лучший уровень успеваемости по сравнению с аналогичным показателем у «учетников» (рис.4-5).

Существует мнение, что ребенок, не занятый в системе дополнительного образования, не имеющий увлечений и хобби, рискует попасть в дурную компанию сверстников.

Данные анкетирования показали общее снижение занятости обучающихся в объединениях дополнительного образования к 9 классу. Наиболее ярко падение интереса к занятиям в кружках и секциях проявляется у девушек (рис. 6). Сходная картина наблюдается и в вопросе о  наличии хобби (рис.7).

Рис. 6. Число обучающихся, занятых в объединениях дополнительного образования, %

Рис. 7. Число обучающихся, имеющих хобби, увлечения, %

Сравнение данных показателей у разных категорий подростков показывает, что в объединениях дополнительного образования доля ребят, как мальчиков, так и девочек, и особенно девочек, состоящих на учете, значительно ниже того же показателя у обучающихся, не состоящих на профилактическом учете (рис.8-9).

Рис. 8. Сравнительные данные  о занятости мальчиков в объединениях ДО.

Рис. 9. Сравнительные данные о занятости девочек в объединениях ДО

Наиболее популярными видами увлечений подростков являются занятия спортом, творческие виды деятельности (танцы, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.) (рис.10).

Рис. 10. Наиболее распространенные виды увлечений, хобби, %

Рис. 11. Сравнительные данные о наиболее распространенных видах увлечений, хобби у мальчиков, %

Рис. 12. Сравнительные данные о наиболее распространенных видах увлечений, хобби у девочек, %

Увлечения мальчиков и девочек, состоящих на учете, менее разнообразны, чем у их сверстников. Кроме того, девочки-«учетницы» склонны выбирать хобби, связанные со спортом, тогда как остальные их сверстницы предпочитают творческие увлечения, что в большей степени отражает гендерные особенности поведения девочек.

Рис.13. Занятия в свободное время, мальчики, %

Диаграмма, представленная на рисунке 13 иллюстрирует сокращение числа ребят, проводящих свободное время на улице, играющих в спортивные игры, тогда как число домоседов, сидящих за компьютером, растет.

Рис. 14. Занятия в свободное время, девочки, %.

Диаграмма на рисунке 14 показывает, что склонны проводить свободное время на улице 60% девочек в 7-8 классе (возраст постановки на учет), тогда как мальчики в этом возрасте предпочитают общение через компьютер. Девочек компьютер привлекает в меньшей степени, чем мальчиков. К 9 классу все больше опрошенных девочек проводят досуг, занимаясь рисованием, танцами, обработкой фотографий, т.е. творчеством.

Рис.15. Сравнительные данные о предпочитаемых формах досуга мальчиков, %.

Рис. 16. Сравнительные данные о предпочитаемых формах досуга девочек, %.

Девочки, состоящие на профилактическом учете, чаще других выбирают в качестве проведения досуга прогулки на улице, в меньшей мере, чем сверстницы заинтересованы творческими видами деятельности (рис. 16).

Еще одним фактором, который, возможно является причиной делинквентного поведения девушек, является наличие близких друзей, с которыми можно поделиться своими переживаниями.

Рис. 17. Наличие близких друзей, %

Диаграмма показывает, что у большинства опрошенных есть близкие друзья, однако число мальчиков, имеющих друзей, которым можно доверять несколько сокращается (рис.17). Для сравнения, все ребята, состоящие на профилактическом учете, по данным опроса, имеют близких друзей и подруг.

Подросток – прежде всего, ребенок. Поэтому важнейшую роль в его жизни играет семья и семейные взаимоотношения.

Рис.18. Кому из родственников доверяют мальчики, %

На рисунке видно, что мальчики 5-7 классов склонны больше доверять маме, а половина девятиклассников не доверяет никому.

Рис. 19. Кому  из родственников склонны доверять девочки, %

Девочки наибольшее доверие склонны оказывать маме. Однако, около 20%, к сожалению, не доверяют никому из родственников.

Рис. 20. Сравнительные данные по вопросу кому из родственников могут доверять мальчики, %

Рис. 21. Сравнительные данные по вопросу кому из родственников могут доверять девочки, %

Данные диаграмм показывают, что мальчики двух категорий не всегда имеют возможность доверить свои тайны родным людям. Девочки же доверяют в основном мамам, меньшее доверие оказывают папам. Процентное соотношение при этом примерно одинаковое.

Сведения, полученные в ходе дальнейшего исследования, свидетельствуют о том, что наибольшее влияние как на девочек, так и на мальчиков различных категорий оказывают мамы (рис. 22-25).

Рис. 22. Кто из родственников оказывает набольшее влияние, мальчики, %

Рис. 23. Кто из родственников оказывает большее влияние, девочки, %

Рис. 24. Сравнительные данные по вопросу о том, кто оказывает наибольшее влияние на мальчиков, %

Рис. 25. Сравнительные данные по вопросу о том, кто оказывает наибольшее влияние на девочек, %

Данные опроса позволяют сделать вывод, что именно мама – хранительница домашнего очага, семейных традиций и нравственных основ всего общества может оказать наибольшее влияние на формирующуюся личность девочки.

Какие же меры воздействия обучающиеся признают наиболее эффективными?

Рис. 26. Наиболее эффективные меры воздействия, мальчики, %

Диаграмма показывает, что наиболее действенными для мальчиков являются беседа и запреты. Причем, если для учащихся 5-6  наиболее убедительной является беседа, то мальчики 7-9 классов наряду с данной мерой признают запреты на что-либо наиболее эффективными мерами воздействия (рис. 26).

Рис. 27. Наиболее эффективные меры воздействия, девочки, %

На рисунке 27 видно, что наиболее действенным средством убеждения для девочек является беседа. В 8-9 классах такая мера, как запрет вообще не является эффективной.

Эти показатели вполне сопоставимы с данными опроса мальчиков и девочек, состоящих на учете (для мальчиков наиболее действенными мерами являются беседы (56%) и запреты (44%), для девочек же предпочтительны беседы (80%), остальные 20% понимают только крик).

Так как в ответах на предыдущие вопросы обучающиеся признали, что больше всего склонны доверять и слушаться своих матерей, возникает вопрос, имеет ли значение, в полной или неполной семье воспитывается ребенок.

Рис. 28. Процентное соотношение обучающихся, воспитывающихся в полных семьях.

Данные диаграммы показывают отсутствие принципиальных различий в показателях по данному критерию. Процентное соотношение обучающихся, воспитывающихся в полных семьях, примерно одинаковое у всех категорий учащихся (рис. 28).

Рис. 29. Количество мальчиков и девочек, попадавших в сложные ситуации, требующие вмешательства администрации школы или полиции

Рисунок 29 показывает, что к 9 классу увеличивается процент мальчиков, попадавших в ситуации, требующие вмешательства полиции или администрации школы, тогда как для девочек наиболее вероятный возраст возникновения подобной ситуации – 6-8 классы (возраст постановки на учет). В большинстве случаев подростки попадали в такие ситуации 1-2 раза. Более того, обучающиеся, состоящие на учете, оказываются в подобных ситуациях значительно чаще своих сверстников (рис. 30).

Рис. 30. Процентное соотношение обучающихся, попадавших в ситуации, требующие вмешательства полиции или администрации школы

Возможно, достаточно высокий процент обучающихся, имевших дело с полицией, это следствие особенностей характера и других черт личности подростков. Поэтому испытуемым были заданы вопросы, касающиеся некоторых качеств, способных провоцировать конфликты.

Рис. 31. Считаете ли вы себя вспыльчивым человеком

Рис. 32. Раздражительность

Диаграмма показывает, что с возрастом раздражительность, вызванная как людьми, так и животными, растет и у мальчиков (в среднем 29%), и у девочек (в среднем 35%) (рис. 32). Причем, по результатам анкетирования средний показатель у девочек, состоящих на учете, несколько ниже (20%).

Рис. 33. Количество опрошенных, у которых возникало желание взять чужое, %

Желание взять чужое без разрешения было вызвано завистью, либо отсутствием той или иной вещи. Никто из опрошенных не воплотил это желание, руководствуясь, прежде всего, моральными нормами («брать чужое – плохо»), правовыми запретами («воровать запрещено законом») либо страхом быть пойманным (наиболее характерный ответ для пятиклассников).

Для сравнения, среди обучающихся, состоящих на учете у 50% мальчиков (у не состоящих на учете – 14%) и 60% девочек (у не состоящих на учете – 4%) возникало желание взять чужое. Все ответившие положительно на данный вопрос, так или иначе, воплотили задуманное. Были совершены кражи из магазинов, хищения сотовых телефонов у других обучающихся. Более половины из них не могут дать обоснованного ответа, что побудило пойти на такой поступок.

  1. Заключение

Изучив литературу о причинах и особенностях женской преступности, можно сделать вывод о том, что на увеличение числа женщин-преступниц непосредственным образом влияет происходящая в наши дни социальная «переделка» женской природы. Добившись равного с мужчиной участия в общественном производстве, женщина теряет присущие ей роли хранительницы домашнего очага, нравственных традиций семьи и всего общества. Исчезает природная мягкость и нежность, все большую значимость приобретают такие качества, как активность, инициативность, работоспособность, ответственность, что приводит не только к эмоциональному перенапряжению самой женщины, но и сказывается на семье и детях, которые в должной мере не получают внимания матери. Особенно девочки, которые перенимают у нее образец гендерного поведения.

Наиболее вероятно, что число взрослых правонарушительниц пополняется и будет пополняться за счет девушек, еще в юности отличавшихся делинквентным поведением. Примерами которого являются: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине со стороны покупателя, мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения телесных повреждений, прогулы школы, переход улицы в неположенном месте, распитие спиртных напитков, проявление безнравственного поведения и др. Причины такого поведения связывают с началом подросткового кризиса, который для девушек в современных условиях связан с нигилизмом и потерей нравственных ориентиров в обществе. Специалисты отмечают, что при проведении профилактических мероприятий по предупреждению делинквентного поведения девушек, необходимо проявлять гуманность, основные усилия направлять на оказание помощи как материальной, так и психологической самой девушке и ее семье, воспитание «женских» черт характера.

По результатам собственного исследования были сделаны выводы о том, что наблюдается зависимость приобщения девочек к противоправным действиям от уровня успеваемости в школе, занятости в объединениях дополнительного образования, наличия и характера хобби и увлечений. Был отмечен тот факт, что наибольшее влияние на детей, а особенно на девочек, все-таки оказывают матери, что говорит о сохранении роли женщины-хранительницы семейных ценностей. Тем более представляется особенно важным, какие ценности сможет привить мама девочке. Наиболее эффективным средством убеждения признаны беседы. Однако именно девочки выделяют такое средство убеждения, как крик (значит, на них кричат), а это противоречит признанному специалистами принципу гуманизма. К сожалению, несоблюдение данного принципа приводит к формированию правового нигилизма – некоторые правонарушительницы совершили кражи, не имея при этом мотивации к данному поступку (не смогли ответить на вопрос, зачем это сделали). Часть девочек, не воплотивших желания взять чужое, руководствовались, прежде всего, не правовыми и моральными нормами, а страхом быть пойманными («не пойман – не вор»), что говорит о низком уровне правовой культуры некоторых из них.

  1. Литература
    1. Антонян Ю. М. Преступление среди женщин.– М., 1992.
    2. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. – Санкт-Петербург: Филиал Института социологии РАН, 1993.
    3. Гоголев Илья Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности общеобразовательного учреждения//IX региональные Менделеевские чтения/ Материалы научно-практической конференции 24-25 апреля 2013. – Тверь-Удомля, 2013.
    4. Мальченкова В.В., Федулов Б.А. Особенности  профилактики делинквентности девушек-подростков социально-педагогическими и правовыми средствами //ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России», Барнаул, Россия.
    5. Подростковая преступность. Мнение специалистов//Преображение в темнице, изд. Отдела Воронежской и Борисоглебской епархии по сотрудничеству с правоохранительными учреждениями, 2005.
    6. Рейнгардт Н.В. Женщина перед судом уголовным и судом истории. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.
    7. Савина Н.Н. Причинный комплекс, детерминирующий делинквентность и преступность несовершеннолетних в современной России / Н.Н. Савина // Научная жизнь. – 2009. – № 4.
    8. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138887978906
    9. http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/
    10. http://www.rusnauka.com/NIO/Pravo/gudanova%20z.n..doc.htm//
    11. http://www.be5.biz/pravo/kkvv/15.htm

  1. Приложение
    1. Как Вы учитесь?

на «5»       на «4» и «5»        с одной или двумя «3»         на «3»

 есть отметки «2»

  1. Занимаетесь ли Вы в секциях, кружках дополнительного образования?

да                  нет

  1. Есть ли у Вас увлечения, хобби?

да                  нет

Если «да», то какие?

_________________________________________________

  1. Как Вы проводите своё свободное время?

______________________________________________________________

  1. Есть ли у Васблизкие друзья, которым Вы полностью доверяете?

да                  нет

  1. Кому из родителей (родственников) Вы можете доверить свои тайны?

_______________________________________________________________

  1. Кто из родителей оказывает на Вас большее влияние?

______________________________________________________________

  1. Что из нижеперечисленного для Вас является наиболее действенным?

беседа             физическое наказание         запреты

крик        оскорбление (унижение)

другое _________________________________

  1. Вы воспитываетесь в полной семье?

да                  нет

  1. Состоите (состояли)когда-нибудь на учете в ПДН или внутришкольном учете?

да                  нет

  1. Попадали ли Вы когда-нибудь в сложные ситуации, для решения которых требовалось участие сотрудников милиции /администрации школы?

да                  нет

Если «да», то как часто?_________________________________________

  1. Считаете ли Вы себя вспыльчивым человеком?

да                  нет

  1. Часто ли Вас раздражают другие люди, животные?

да                  нет

  1. Возникало ли у Вас желание взять что-то чужое без разрешения?

да                  нет

  1. Если возникало, то чем вызвано это желание?

_______________________________________________________________

  1. Воплотили ли Вы это желание?

да                  нет

  1. Если нет, то, что Вас остановило?

страх быть пойманным                   «воровать запрещено законом»

«брать чужое – плохо»




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Исследование причин агрессивного поведения подростков

2. Асоциальное поведение подростков. Профилактика асоциального поведения подростков на занятиях детского объединения декоративно-прикладного творчества в дополнительном образовании

3. Исследование социально-экономических причин абортов в России

4. Причины девиантного поведения подростков на примере правонарушений

5. Исследование причин кризисных явлений в индустрии гостеприимства (на примере ПАО «ГК «Космос», г.Москва)

6. Исследование поведения покупателя при покупке товара

7. Исследование поведения функции с помощью производных

8. Исследование поведения сотрудников в организационном кейсе изменений

9. Исследование феномена суицида у подростков и отношения школьников к этой проблеме

10. Исследование связи профессиональной идентичности и конфликтного поведения студентов-психологов