Процесс развития детей и его особенности у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3 ГлаваI.Роль изобразительной деятельности в развитии детей

1.1.ИЗО как вид продуктивной деятельности…………………………………..7 1.2.Изобразительная деятельность как средство развития личности ребенка

в дошкольном возрасте………………………………………………………….13 1.3.Особенности ИЗО деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………………………………..16 1.4.Рисование, как интегрирующее средство результативного обучения дошкольников предметным представлениям………………………………….28 Выводы к 1 главе………………………………………………………………...33 ГлаваII.Изучение особенностей предметных представлений в процессе рисования

.Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента. 34

.Содержание констатирующего эксперимента…………………………. 36

.Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………40 Выводы ко 2 главе…………………………………………………….53

Глава III.Формирование предметных представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в процесс изобразительной деятельности

3.1.Содержание и методика формирующего эксперимента………………….55 3.2.Результаты экспериментального исследования…………………….63

3.3.Анализ результатов обучения (контрольный эксперимент)…. 63

Выводы к 3 главе……………………………. 67

Заключение………...……………………………………………………………..68 Список литературы…………………………………………………. 72

Введение

Актуальность исследования.Современные направления усовершенствования системы образования в России основаны на принципах гуманистической педагогики и психологии. Они направлены на профилактику и коррекцию отклонений в психофизическом развитии детей, становление    системы инклюзивного    обучения как    основы нормализации

«социального вывиха» проблемного ребенка (Л.С. Выготский).  Это актуально в связи с ростом числа детей, имеющих различные отклонения в психофизическом развитии.

Продуктивные виды деятельности имеют большое значение для развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Из ведущих видов продуктивной деятельности детей выделяется изобразительная. Её статус в общем психическом развитии ребенка давно является предметом исследования как в отечественной (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.А. Екжанова, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) так и в зарубежной науке (Г. Гарднер, Ж. Люке, Г. Энг и др.). Актуальность формирования предпосылок изобразительной деятельности у детей раннего и дошкольного возраста как целенаправленного процесса педагогического воздействия определяется тем, что именно в  этот период при активном участии взрослого создаются условия для развития у ребенка познавательной активности, направленной на изучение предметов и их свойств. Овладевая выразительными средствами рисования, лепки, аппликации ребенок постепенно переходит к созданию законченного продукта, поэтому изобразительная деятельность «может  служить каркасом, в рамках которого формируются основные компоненты любой последующей деятельности ребенка (мотив, цель, последовательность действий, условия их реализации, элементы самоконтроля)» (Е.А. Екжанова).

Изобразительная деятельность оказывает влияние и на личностное развитие  ребенка,  прежде всего,  на  его  эмоциональную сферу,  поскольку

выступает как способ выяснения своих возможностей, моделирования отношений с окружающими и выражения собственных эмоций. Рисование, как творческий акт, позволяет ребенку действовать интуитивно, свободно выражать свои чувства и переживания. Это и определяет большой психотерапевтический потенциал рисования, поскольку в рисунке ребенок дает выход своим переживаниям, желаниям и мечтам.

Таким образом, психическое и личностное развитие ребенка остается важной педагогической задачей, и ее реализация нуждается в последующей разработке системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается развитие детей с ОВЗ.

Объект исследования:процесс развития детей и его особенности у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.

Предмет исследования:психическое развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста в процессе рисования.

Цель исследования:определить, научно обосновать и экспериментально продемонстрировать влияние изобразительной деятельности на развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивных форм обучения на основе изучения их особенностей.

Гипотеза исследования: дети с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивных форм обучения испытывают трудности в овладении общеучебными навыками. Одним из способов подготовки ребенка с ОВЗ к систематическому обучению может выступать изобразительная деятельность, а именно предметное рисование.

Задачи исследования:

Методологическими основами исследованияявились современные научные представления педагогов и психологов о влиянии изобразительной деятельности на развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзии. В работе мы опирались на теоретические и методологические труды специалистов с точки зрения её возрастной эволюция (К. Риччи, Г. Кершенштейнер, К. Бюлер), её психологического анализа (Н.А. Рыбников, Э. Мейман), связи детских рисунков с эмоциональным (А. М. Шуберт), умственным развитием и одаренностью ребенка (Ф. Гуденаф), с развитием его личности (А. Ф. Лазурский), а также проблемы формирования и развития умений и навыков, составляющих технику рисования (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Н.Г. Рузская).

Методы исследования:

Направленность работы на выявления уровня сформированности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста определило выбор методов исследования. Для выявления особенностей развития ИЗО деятельности у участников исследования использовались: наблюдение, беседа, диагностические методики, направленные на выявление особеностей развития детей с ОВЗ. В исследовании применялись констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В ходе исследования апробировались групповые и индивидуальные формы коррекционно- развивающих занятий, также консультирование работников детского сада, родителей.

Организация исследования:

ГБОУ города Москвы «Школа № 2101» площадка №13 (структурное подразделение «Детский сад №844»).

Подготовительный этап (2015 – 2016 гг.):

Диагностический этап (2016 г.):

Психокоррекционный этап (2016 -2017 гг.):

Завершающий этап (2017 г.):

ГлаваI.Роль изобразительной деятельности в развитии детей 1.1.ИЗО как вид продуктивной деятельности

Изобразительная деятельность относится к продуктивным видам детской деятельности. Исследования  психологов  показывают, что дошкольный возраст является сензитивным для становления многих видов деятельности. В этот период, по мнению Л. С. Выготского, Ю. А. Полуянова возникает способность самостоятельно образовывать эффективные цели, что обуславливает необходимость  развития продуктивной  деятельности как средства формирования целенаправленности и волевой регуляции поведения. В процессе продуктивной деятельности интенсивно развиваются умственные   способности  детей. Л.   А.   Венгер отмечал,   что   в рисунке ребенка всегда  присутствует обобщение,  но образное.  Если ребенок ориентируется  на подчеркивание существенных  признаков в объекте, то

получается схематическое изображение.

Исследования Н. П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа  требуют  не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации. Ребенок старшего дошкольного возраста способен создавать такие реальные и фантастические образы, которые он чувственным путем не воспринимал. Образное начало в детских рисунках проявляется уже в младшем дошкольном возрасте при  соответствующей воспитательной работе.

Изобразительная деятельность - индивидуальное образное познание действительности. Детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. В 80-х годахXIX века возник интерес к детскому рисунку и продолжает быть актуальным в настоящее время. Именно так  определяются

эффективные пути обучения и воспитания дошкольников, используются методы качественного и количественного анализа продуктов и самого процесса изображения, а так же общие и индивидуальные особенности детей в рамках изобразительного вида деятельности. Доказано, что процесс рисования положительно влияет на центральную нервную  систему, оказывает психокоррекционное воздействие на ребенка и тесно связано со зрительными, двигательными, мускульно-осязательными анализаторами, с кинестетическими ощущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации. Все это способствует формированию не только изобразительных навыков, но в первую очередь уточняются реальные представления о предметах окружающей действительности в процессе рисования. Ребенок учится видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления, анализировать сходство и различие предметов окружающего мира, изучать большое количество иллюстративного материала, что служит основой для последующего отображения объектов с натуры, по памяти и по представлению. Коррекционная задача изобразительной деятельности способствовать развитию сферы образов предметов у детей. Отсюда следует, что разработка теоретических подходов и эмпирический анализ условий социальной интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями в образовательной системе, является актуальным и эффективным инструментом включения детей в учебный процесс, тем самым адаптируя их к новым условиям, что требует ввести в учебный процесс адаптированную модель спланированных занятий, учитывающих индивидуальные потребности детей с ОВЗ. Таким образом, рисование в учебном процессе дошкольников  выступает интегрирующим  средством,  позволяющим за счет

комплексного сопровождения развивать необходимые для успешного обучения навыки и умения, в данном случае – предметные представления.1

1Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. – М.: Классикс Стиль, 2004.

Выделяют четыре  стадии развития  детского рисунка.  Начальная стадия - стадия каракулей, которая начинается с 2-х лет. В этот период ребенок, как правило, не способен нарисовать что-либо реальное. Он получает удовольствие от самих движений, как в свое время получал его от произнесения отдельных звуков. Американские исследователи  В. Ловенфильд и Л. Бриттен в этой связи не без юмора замечают, что «попытки научить ребенка этого возраста нарисовать яблоко равносильны тому, чтобы обучить младенца на стадии гуления правильно произносить слова или составлять из них предложения». К 2,5 годам ребенок уже зрительно понимает то, что он делает кинестетически, придает увлеченность процессу рисования каракулей и делает его весьма захватывающим. Поэтому, как отмечается   в  работах  Л.  Ф.  Обухова,  «любые  замечания,  отбивающие   у

ребенка охоту к рисованию каракулей, на этой стадии могут вызвать задержку развития»2.

Следующая стадия - это «стадия чистой схемы» (начало с 2-3-х лет). На этой стадии дети дают названия своим рисункам, т.е. её можно распознать как начало графической речи ребенка. Психологическое значение  этих стадий в том, что у ребенка развивается зрительно-моторная координация, способность к образному отображению окружающего мира.

На третьей стадии «силуэтов или контуров», начало которой относят к 3-5 годам, рисунки детей отличаются примитивной выразительностью.

На последней стадии «пластического изображения» (с 6-7 лет) ребенок изображает объекты с теми качествами, которые он реально видит.

В дополнении приведенных стадий развития детского рисунка следует обратить внимание и на исследование Н. П. Сакулиной. Автор определила, что к 4-5 годам среди детей выделяются два типа рисовальщиков: рисующие отдельные предметы и отображающие сюжет. Первые сконцентрированы на рисунке,    детальной проработке    отображаемого    предмета,    заботятся о

качестве рисунка. Вторые склонны к развертыванию сюжета, рисунок выступает в качестве опоры для рассказа, их не заботит изобразительная сторона рисунка. Отвечая на вопрос, каково же значение ИЗО деятельности для психического развития ребенка, следует отметить влияние на развитие восприятия, его точности, внимания, воображения, а значит, и творческих способностей ребенка, в том числе и технических, гибкое и пластичное образное мышление3. При правильной организации все виды занятий изобразительной деятельностью положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Для того чтобы нарисовать,

вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного анализатора. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Следовательно, благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она благоприятствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и сенсорному развитию. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.В процессе занятий у  дошкольников формируются  нравственно-волевые  качества. Дети

3Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.

учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес, что очень важно при подготовке ребенка к школьному обучению. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать работу, находить и исправлять ошибки, планировать деятельность, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы (Р.Г. Казакова, В.Б. Косминская и др.).

Все виды занятий изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют и на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения, что существенно зависит от цветовосприятия.

Цвет на детских рисунках – явление особое. Совокупность цветов, наделенных конкретным содержанием, создает качество изображения. В старшем дошкольном возрасте закрепляются представления о цветах. Детей знакомят с основными принципами гармоничного сочетания цветов и их оттенков. Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка, хотя часто и не относится к числу существенных признаков. Но в то же время цвет является в рисунке одним из главных выразительных средств. В цветовых отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым в дальнейшем будут ориентироваться.

Как отмечал В.А. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Э. Кант. Несомненно, движение пальцев рук стимулирует созревание центральной нервной системы, и ускоряют все психические процессы ребенка. Например, простые движения во время гимнастики перед занятием помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем легче ребенку работать на занятиях. Поэтому каждое занятие по развитию изобразительной деятельности рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук (при необходимости оказать помощь), так как массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие центральной нервной системы, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Широко распространенна пальчиковая гимнастика, в ходе которой дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

.Изобразительная деятельность как средство развития личности ребенка в дошкольном возрасте

ИЗО деятельность имеет важное значение для всестороннего воспитания и развития личности ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни. Крупные философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в развитии и воспитании детей. В частности, древнегреческий философ Аристотель придавал большое значение в развитии ребенка предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты.4

Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность ребенка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.

На втором году жизни у ребенка возникает интерес к карандашу и действиям с ним. Он начинает подражать взрослому, водя карандашом по бумаге. Совершая такие беспорядочные движения, ребенок не стремится что-либо изобразить, происходит манипуляция с карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса. Проводя карандашом, ребенок делает важное «открытие» - карандаш оставляет след. Каракули вызывают у малыша интерес, стремление их повторить, что ведет к росту произвольности движений, к формированию зрительно-двигательных координации нового уровня. Глаз начинает управлять мелкими движениями руки, а рука задает определенный образ действия.Дети учатся воспроизводить свои движения.

4Комарова Т. С.  Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации .

– М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 192 с.

Переломный момент в становлении рисования наступает в связи с узнаванием в каракулях предметов окружающего мира. Постепенно ребенок сам начинает искать сходство своих каракуль со знакомым предметом.

Ребенок изображает всю действительность, как он себе  ее представляет. Рисунок включает весь опыт ребенка: то, что он видит, знает и чувствует. Он отражает внешний вид предмета, знание о нем и двигательно- осязательный опыт. Рисунок, хотя и узнаваем, часто схематичен, является только указанием на предмет, а не его подробным изображением, поэтому лишь напоминает реальный объект. Ему важно передать наиболее существенные, на его взгляд, признаки и части объекта, пропустив менее важные. Рисуя предметы, ребенок руководствуется своеобразной логикой, отбирая те черты, которые в данном контексте наиболее значимы, передавая свое представление о действительности и отношение к ней. В рисунке, несомненно, присутствует обобщение, но образное. Если ребенок ориентируется на подчеркивание существенных признаков в объектах, то получаются схематические изображения. То есть в ходе  рисования возникают предпосылки графического моделирования (Л.А. Венгер). Таким образом, рисунок, как и игра, создает своеобразную модель действительности.  Как  и  в  игре,  принимая условность  ситуации, действуя

«понарошку», но как на самом деле, ребенок разворачивает сюжет, берет на себя роль персонажа, наделяет изображаемых героев мыслями и переживаниями. Он и сам включается в описываемые на бумаге события, регулируя и вмешиваясь в них по мере необходимости. Если в игре действия и роль ребенка не закрепляются, то в рисовании они фиксируются графическими образами. Словом, в рисунке, как в капле воды, отражается внутренний мир ребенка, его интересы, склонности, предпочтения, желания. В то же время содержание рисунка определяется не  только индивидуальными особенностями дошкольника, но и гендерными различиями.  В  рисование  включаются моральные  и  эстетические оценки,

представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом. В 4-6 лет решение таких задач становится более разнообразным. Красивым для детей выступает то, что дает приятные зрительные впечатления: цветы, орнаменты, явления природы, приятные животные и т.д. Некрасивое - это неприятное, страшное, пугающее в реальной жизни и в сказках.

Главными средствами выразительности, используемыми дошкольниками, являются линия и цвет. Цвет и тщательность прорисовки выражают отношение ребенка к объекту. Любимый цвет дети чаще используют для украшения предпочитаемых объектов. То, что нравится, ребенок изображает яркими цветами, то, что не нравится - темными. Цвет выступает скорее как выразительное, а не  изобразительное средство. Поэтому ребенок нередко раскрашивает объекты в несвойственные им цвета. Старший дошкольник может намеренно исказить цвет, создавая фантастические образы. Под влиянием взрослого у дошкольника складывается представление о цвете как о важном, но меняющемся признаке предмета. Взрослый обращает внимание юного художника на изменчивость цвета, его многообразие. Ребенок учится чувствовать гармонию, подбирать цветовые сочетания. У него формируется чувство цвета, которое позволяет создать законченный художественный образ.

Композиция и величина объектов также выражают отношение ребенка к изображаемому, использование композиционных приемов связано с освоением пространства листа (Ю.А. Полуянов). Сначала ребенок не воспринимает лист бумаги как ограниченную плоскость. Затем дошкольник выделяет верх и низ листа, делит его на две части по горизонтали на небо и землю, а объекты располагает между ними. Позже ребенок выделяет левую и правую стороны листа, а затем и центр, помещая в нем главный объект. Обычно в рисунках дошкольников совпадают смысловой и структурный центры. Самый важный объект обычно больше других. Причем реальное соотношение    размеров    изображаемых предметов    часто не   сохраняется.

Таким образом, можно выделить следующие особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

Все вышеперечисленные аспекты находят применение и способствуют личностному развитию ребенка, а именно, поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения, развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.

.Особенности ИЗО деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

По определению периодов становления изобразительной деятельности, Л. С. Выготский выделяет четыре ступени развития детского рисования:

Отмечается, что с 4-5 лет  начинается стадия  рисования по наблюдению. В этот период ведущее значение имеет формирование навыков наблюдения за объектом, следовательно, постепенный переход от схематичного изображения к правдоподобному. Поэтому совершенствование изобразительной деятельности ребенка с ОВЗ младшего школьного возраста в большей степени зависит от обучения. Стадия реалистического изображения начинается у некоторых детей в 7-8 лет, а у большинства в 9- 10 лет, совпадая с началом использования сознательного анализа натуры в рисунке. Изобразительная деятельность детей с ОВЗ не возникает и не развивается без специального обучения, тогда как у обычных детей она может возникать и развиваться спонтанно.

Проблема развития детского изобразительного творчества, по мнению Л. С. Выготского, должна согласовываться с двумя линиями эстетического развития: с собственным творчеством ребенка и с культурой его художественного восприятия. Он указывал, что общая линия развития в этом направлении должна быть направлена на расширение рамок личного опыта ребенка, включение его в контекст накопленного социального опыта, как бы включение его в возможно более широкую сеть жизни. Огромное количество впечатлений, с которыми ребенок не в состоянии справиться, и эмоции, не реализованные в жизни, находят выражение в творческом преображении действительности, в произвольном комбинировании ее элементов в рисунке, лепке, конструировании. Л. С. Выготский отмечал: «Очевидно, существует какая-то внутренняя связь между личностью ребенка в этом возрасте и его любовью к        рисованию.        Очевидно,         творческие силы        ребенка

сосредотачиваются на рисовании не случайно, потому что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста возможность наиболее легко выразить то, что им владеет».5

В специальной педагогике известны труды по использованию изобразительной деятельности в воспитании и обучении детей разного возраста с нарушением слуха (А.А. Венгер, 1972; Т.С. Зыкова, 1970; М.Ю. Рау, 1984, 1992); дошкольников с нарушением зрения (Л.И. Плаксина, 1985, 1998); детей с нарушением интеллекта школьного и дошкольного возраста (З.А. Апацкая, 1985; Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, 1999, 2000, 2003;   О.П.

Гаврилушкина, 1976; О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова, 1985, 1991, 2001; Т.Н. Головина, 1974; И.А. Грошенков, 1985; Э.Г. Кярнер, 1988; Е.А. Шилова, 1996); детей дошкольников с задержкой психического развития (Е.А. Екжанова, 1989, 1993, 2000).

Еще со времен Э. Сегена и М. Монтессори изобразительная деятельность широко использовалась в обучении глубоко умственно отсталых детей, что нашло свое отражение в работах Г.В. Цикото, Р.Д. Бабенковой (1974), А. А. Ереминой (1994). Отдельные коррекционные приемы, необходимые при формировании графических навыков, рекомендованы В. Г. Кузнецовой (2000) для детей с детским церебральным параличом и Р.К. Ульяновой (1992) – для дошкольников с ранним детским аутизмом.

Вступление ребенка с ограниченными возможностями в мир изобразительной деятельности связан с периодом дошкольного  детства, когда он выходит за пределы семьи, поступает в дошкольное учреждение и начинает приобщаться к разным видам искусства в культурно- образовательном пространстве детского сада.

5Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

В норме становление изобразительной деятельности начинается уже в раннем возрасте. Особенностью изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья является задержка в появлении этого периода вследствие несовершенства восприятия, перцептивных действий, недифференцированности цветоощущений, несформированности мелкой моторики рук, орудийных действий, недостаточности пространственных ориентировок (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская). В этот период изобразительная деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья носит манипулятивный характер, дети действуют хаотично: стучат по столу карандашом, шуршат бумагой, случайно рисуют на листе точки, линии, штрихи. Иногда действия ребенка могут быть похожи на «черканье» (аналогично периоду «каракуль» в раннем детстве).

Для осуществления изобразительной деятельности необходимы два основных фактора – интеллектуальный и эмоциональный. С одной стороны, для создания изображений нужны достаточно полные и устойчивые представления об образах конкретных предметов, а также умение видоизменять, манипулировать имеющимися представлениями  (особенно при изображении новых предметов). С другой стороны, манипулирование представлениями не может осуществляться без мощного эмоционального стимула, который побуждает ребенка к деятельности. Именно сильное эмоциональное чувство рождает у ребенка потребность отразить окружающую жизнь в образной форме (О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова). Однако, как показывают результаты исследований Е.А. Екжановой, О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова, А.А. Венгер, Е.Г. Речицкой, В.А. Бельмера, Л.И. Плаксиной, дети с ограниченными возможностями заметно отстают по уровню развития всех сторон наглядно-образного мышления.  Низкий уровень развития образной сферы характеризуется непрочностью связей между вербальными и невербальными сферами, недостаточной произвольной

регуляцией образной сферы6. Формирование у ребенка потребности изобразить то или иное содержание должно стать предметом пристального внимания педагогов, тем более, когда в обучение вовлекаются дети с интеллектуальной недостаточностью (задержкой психического развития и интеллектуальным недоразвитием), у которых недоразвитие эмоционально- волевой сферы является одним из существенных нарушений. Специально организованная изобразительная деятельность имеет значительные возможности не только для коррекции имеющихся у этих детей вторичных отклонений, но и для стимуляции их психического и социального развития.

Изобразительные навыки детей дошкольного  возраста с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд качественных особенностей. Как правило, к моменту поступления в дошкольные учреждения у детей отсутствуют самостоятельные навыки деятельности. Многие из них не только не понимают возможности отражения окружающей жизни, но порой даже не умеют правильно обращаться с карандашом, красками и бумагой, допуская при этом много нелепых, неадекватных действий (разбрасывают их, протыкают карандашом бумагу, кусают, постукивают по бумаге, облизывают кубики