РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ



РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ)

…………………………………………………............................................................6

Понятие об эмоциях в психологических исследованиях………..……………………………………………………..6

Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе…..…………. 12

Психологическая характеристика детей с трудностями в поведении…………………………………………………………………..18

Особенности эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития........……...………………………………20

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ     ДЕТЕЙ     С     ЗАДЕРЖКОЙ     ПСИХИЧЕСКОГО      РАЗВИТИЯ

(КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)……………………………………26

Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента………………………………………………………………………..26

Содержание констатирующего эксперимента ..……………….……..26

Анализ результатов констатирующего эксперимента…….…………31

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)……………………39

Цели, задачи и организация формирующего эксперимента………………………………………………………………….39

Содержание формирующего эксперимента……….…………………..40

Результаты формирующего эксперимента (контрольный эксперимент)………………………………………………………………………….50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..………………………………………………..59 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………61

ВВЕДЕНИЕ

В своей жизни каждый человек испытывает различные эмоции: как положительные, так и отрицательные. Они играют большую роль в становлении личности. Ведь главным фактором привязанности матери и ребенка на ранней стадии развития являются именно эмоции.

Эмоции помогают человеку в его становлении. Дети, у которых эмоции недостаточно развиты, испытывают проблемы с адаптацией в социуме. Поэтому возникает необходимость изучения специфики эмоциональной сферы у детей как с нормальным уровнем интеллекта, так и детей с отклонениями в развитии.

У детей с задержкой психического развития роль эмоций занимает большое место в жизни. Они влияют на познавательную сферу и поведение, больше, чем у сверстников с нормой.

Среди детей с ЗПР всѐ чаще встречаются дети с синдромом двигательной расторможенности, аффективными расстройствами и некоторыми другими.

Недостаточная сформированность эмоциональной сферы детей с ЗПР приводит к затруднению их взаимодействия с обществом.

Изучением данной проблемы занимались Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Исаев,  и другие.

Целью исследовательской работы стала коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития с трудностями в поведении.

Предметом нашего исследования стало проведение психокоррекционной работы по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с трудностями в поведении.

Объектом исследования явились особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР с трудностями в поведении.

В соответствии с целью работы, предметом и объектом исследования нами были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. Выявить и описать особенности эмоциональной сферы детей
  3. Изучить методы развития эмоциональной сферы данного контингента детей;
  4. Провести констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
  5. Провести анализ результатов экспериментальной работы.

В качестве гипотезы мы предположили, что при проведении систематической психокоррекционной работы по развитию эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития с трудностями в поведении произойдут положительные изменения в эмоциональной сфере и выработаются приемлемые способы поведения.

Исследование проводилось на базе ГБУ ЦСР «Бутово» и ГКОУ СКОШИ  №

73 г.Москвы в течение 8 месяцев и включало в себя три эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. Его участниками стали ученики начальной школы в возрасте детей 7-10 лет в количестве 20 человек, имеющих диагноз задержка психического развития.

Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Понятие об эмоциях в психологических исследованиях.

Эмоции – это особый класс психических состояний и процессов, отражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значимости действующий на индивида событий и явлений в их связи с актуальными потребностями.(38)

Эмоции охватывают все виды переживаний и чувствовании человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения и имеют яркую выраженную субъективную окраску.

Эмоции служат одним из важных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения на удовлетворение потребностей.

Одним из важных значений в научном изучении эмоций является эволюционная теория эмоций Ч.Дарвина. Он доказал, что принцип эволюции можно применить не только к биофизическому развитию живого, но и психолого- поведенческому. Дарвин считал, что эмоции возникают рефлекторно. Согласно этой теории эмоции появились для выживания, как механизм приспособления, который важен для адаптации к условиям и ситуациям жизни.

Кэррол Э.Изард выдвигает теорию дифференциальных эмоций. В рамках этой теории он рассматривает каждую эмоцию, как самостоятельную, отдельную от других, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, влияющий на когнитивную сферу и на поведение человека. При более дифференцированных эмоций поведение становится более гибким, что позволяет адаптироваться к среде и выживать в ней.

В периферической теории Джемся-Ланге говориться о связи эмоций с определѐнными физиологическими реакциями. С позиции данной теории, эмоции

возникают следующим образом: сначала на нас действует раздражитель, что приводит к возникновению физиологических изменений, которые преобразуются в сигналы и поступают в мозг и лишь потом возникает эмоциональное переживание. Если начать изображать гнев, используя мимику и пантомимку, то вы начнѐте его переживать; станете с утра ходить с поникшей головой, сутулой спиной и грустным лицо, то вы почувствуете, что настроение у вас действительно портиться.

Д.Рапапорт даѐт представления о механизмах возникновении эмоций с точки зрения психоаналитической теории. Суть теории заключается в том, что при восприятии перцептивного образа возникает бессознательный процесс, который мобилизует инстинктивную энергию. Если энергия не находит выхода во внешней активности человека, то она ищет другие пути разрядки и проявляется как  непроизвольная  активность.  Именно  такими  видами  активностями  служат

«эмоциональное переживание» и «эмоциональная экспрессия».

П.К.Анохин говорит о том, что к возникновению отрицательных эмоций приводят возникающие потребности, которые дают толчок к поиску решений, способных быстро удовлетворить потребность. Когда приходит подтверждение, что потребность удовлетворена, возникает положительная эмоция. Она является подкрепляющим фактором и принимает участие в процессе мотивации. При неудовлетворении потребности возникает эмоциональнее беспокойство, которое приводит к поиску других способов достижения цели.(словарь,Ильин)

Эмоциональные ощущения удерживают жизненный процесс в оптимальных границах и предупреждают разрушительный характер недостатка или избытка факторов жизни.

Многие учѐные делали попытки создать универсальную классификацию эмоций, но каждый привносил в еѐ основание что-то собственное. Отсюда мы имеет достаточно большое количество классификаций. Давайте рассмотрим некоторые из них.

В зависимости от обстоятельств, раздражителей и особенностей личности эмоциональные реакции классифицируются следующим образом:

  1. По модальности: выделяют три базовые эмоции – страх, гнев, радость.
  2. По характеру переживаний эмоции делятся на положительные (радость, интерес, удивление) и отрицательные (гнев, страх, стыд, печаль).
  3. По характеру воздействия на организм выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции повышают активность и жизнедеятельность, мобилизуют. Астенические наоборот уменьшают активность, энергию человека, подавляют жизнедеятельность.

Так же выделяют деление эмоций на первичные (базисные) и вторичные.

Первичные эмоции – это простейшие, врожденные эмоциональные переживания типа приятного или неприятного, удовольствия или неудовольствия. Эти эмоции появляются раньше других.

Базовые эмоции входят в состав других, более сложных переживаний и имеют четкое выражение в мимике и пантомимике, физиологических реакций.

Разные учѐные выделяют разное количество базисных эмоций. Так, К.Изард называет 10 основных эмоций: радость, стыд, гнев, призрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вина, интерес, удивление. П.Экман на основе лицевой экспрессии выделил 6 эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость.

Вторичные эмоции образуются путѐм сочетания первичных эмоций. К ним можно отнести гордость – гнев+радость, любовь – радость+принятия и другие. В эмоции попали и чувства, и нравственные качества (скромность).

Деление эмоций на ведущие и ситуативные.

В.К.Вилюнас разделяет эмоции на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные.

Ведущие эмоции составляют переживания, которые порождают специфические механизмы потребностей.

К ситуативным эмоциям относятся переживания личной значимости конкретного объекта в конкретной ситуации.

Классификация эмоций в связи с потребностями.

Данную классификацию предложил Б.И. Додонов для тех  эмоций, в которых человек испытывает потребность и которые предают ценность самому процессу его деятельности.

  1. Акизитивные эмоции – возникают в связи с приобретением вещей, коллекционированием.
  2. Альтруистические эмоции – переживания, возникающие на основе помощи, потребности в содействии, в желании приносить людям счастье и радость.
  3. Гедонестические эмоции – это эмоции, связанные с удовлетворением телесных потребностей и душевным комфортом.
  4. Глорические эмоции – связаны со стремлением получить славу, потребностью самоутверждения.
  5. Гностические эмоции – интеллектуальные чувства. Связаны не с потребностью получения любой информации, а с потребностью в

«когнитивной гармони».

  1. Коммуникативные эмоции – возникают на основе потребности в общении; реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости.
  2. Праксические эмоции – эмоции, возникающие в связи с деятельность, успешной или неуспешной.Выражаются в увлеченности работой, чувством напряжения.
  3. Пугнические эмоции – возникают при потребности в преодолении опасных ситуаций.
  4. Романтические эмоции – эмоции в стремлении ко всему необычному, таинственному.Проявляются в чувстве особой значимости происходящего.
  5. Эстетические эмоции – по одной из точек зрения эстетических эмоций в чистом виде не существует; с другой стороны – это чувство красоты.Проявляются в наслаждении красотой, чувства изящного.

Ещѐ одна классификация видов и форм эмоций, к которым относятся: настроение, аффект, биологические эмоции, страсть и чувство.

Настроение – относительно слабое эмоциональное переживание, которое определяет актуальное психологического состояние человека; длительно существующая эмоция – сохраняется от нескольких часов до нескольких дней. Настроение определяется общим настроем человека, активностью и общим тонусом.

Аффект – сильная и кратковременная эмоция, сопровождающаяся резко выраженными двигательными, поведенческими реакциями и вегетативными симптомами. Аффект развивается в критических условиях, при неспособности найти адекватный выход из опасной ситуации. При сравнении с настроением аффект может возникнуть внезапно и так же внезапно пройти.

Биологические эмоции – относительно простые переживания, которые испытывает человек при удовлетворении его органических потребностей. Такая эмоция может являться как приятной или неприятной, либо  вообще отсутствовать. Они врождѐнные и присуще не только человеку, но животным.

Страсть – сильная, стойкая, длительная эмоция (чувство),  которая порождает высокую активность личности, направленная на достижении своей цели. Нередко человек не может управлять страстью, и они сами берут верх над человеком. Выделяют как положительные (любовь), так и отрицательные (фанатизм) страсти. Положительные движут человека к достижению цели,  а в ходе отрицательной наносит вред себе или другим людям.

Что же такое чувство? В литературе имеется несколько трактовок данного термина. В словаре Р.С.Немова под чувством понимается высшая эмоция, свойственная только человеку и связанная у него с людьми, предметами, явлениями, событиями и многим другим, что окружает человека в современном обществе и составляет культурные условия его жизни. В словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко чувства описываются как устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами

Чувства и эмоции тесно связаны между собой. А какое же соотношение между этими понятиями? Попытки развести понятия «эмоции» и «чувства» возникли давно.

А.Г. Маклаков выделяет следующие признаки в дифференцировке эмоций и чувств:

  1. эмоции бывают неопределенными и неосознаваемыми, носят ориентировочный характер – первичная информация о избытке или недостатке чего-либо.Чувства имеют предметный и конкретный характер;
  2. эмоции кратковременны, чувства – длительны, отражают устойчивое отношения;
  3. эмоции в большинстве связаны с биологическими процессами, а чувства с социальной сферой;
  4. эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, чувства максимально представлены в нашем сознании.Чувство – это черта личности, сложное и устоявшееся отношение человека,

в то время как эмоция – простое, возникающее в конкретный момент переживание.

В отличие от эмоций, чувства человека не являются врождѐнными, а приобретаются им в процессе жизни. По мере развития человека, чувства могут изменяться ходе получения жизненного опыта. Они становятся более возвышенными, а более низменные чувства уходят из жизни человека, заменяются.

А.Н. Леонтьев считает, что чувства это особый подкласс эмоциональных явлений. В его понятии эмоции носят ситуативный характер, в то время как чувство – это устойчивое эмоциональное отношение. Эмоции и чувства могут не совпадать, а иногда даже и противоречить друг другу. Так, горячо любимый нами человек в определенной ситуации может вызвать печаль, раздражение или даже гнев.

Между понятиями «чувство» и «эмоция» отсутствует прямое соответствие: как одно и тоже чувство может реализовываться в разных эмоциях, так и одна и та же эмоция может передавать разные чувства.

Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе.

В индивидуальном развитии человека, в онтогенезе эмоций  можно выделить четыре этапа.

  1. Новорожденный — на данном этапе главное место занимают инстинкты: пищевой и самосохранения.
  2. На этапе младенчества появляются органические чувствования приятного-неприятного, удовольствия-неудовольствия,. Они основаны на переработке экстеро и интерорецептивной информации. Эти чувствования  лежат в основе формирования отношений ребѐнка с близкими взрослыми.
  3. С 3-4 до 12-14 лет происходит постепенное развитие корковых (эпикритических) эмоций. Вначале этого периода преобладает связь эмоций с органическими потребностями, и лишь к концу этого периода эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение с преобладанием уже корковой коррекции органических потребностей и влечений.
  4. Формирование высших эмоций, полное развитие достигается к 20-22 годам. Появляется возможность контролировать чувства с помощью интеллекта. В этот период человек в достаточной степени может подавлять и внешние проявления эмоций.(38)

Давайте рассмотрим каждый этап более подробно.

При рождении ребѐнок обладает тремя эмоциями, как считает Я.Дембовский: гнев, который проявляется как реакция на ограничение в движении, страх, как реакция на сильный и резкий звук и удовольствие, возникающее при укачивании малыша. (13)

Выражением эмоций служит плач, но иногда можно различить что-то похожее на улыбку, но скорее всего она носит рефлекторный характер и не связана с окружающими событиями.

Постепенно улыбка приобретает более осознанный характер на различные стимулы. Так М.Ю.Кистяковская отмечает, что дети в возрасте 3-4 месяцев проявляют улыбку на обращение к ним со стороны любого взрослого, в то время как 5-6 месячные дети прежде чем улыбнуться, сосредотачиваются и долго смотрят на взрослого и лишь затем выдают ту или иную эмоциональную реакцию. Примерно в 2,5-3 месяца у ребѐнка  появляется  социальная улыбка, обращенная к другому человеку. На приближение человека малыши реагируют улыбкой и движением в его сторону. Именно сейчас, в этот момент, для ребѐнка важно установление социальных  контактов. Появляется  новый вид эмоционального реагирования  – формирование   аффективно-личностных

связей.(23)

В возрасте трѐх месяцев младенцы уже готовы воспринимать эмоции родителе. Они ждут выражения их на лице матери или отца. В  эксперименте, когда родитель по инструкции должен вдруг сделать «каменное лицо» во время аффективного общения, младенец удивлялся, пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью. Если родитель  продолжал делать безучастное лицо, поведение ребенка менялось. Он отворачивался в сторону, начинал сосать палец и выглядел страдающим(Ильин)

Мать также готова воспринимать эмоции младенца и может ответить на них заранее. Возникает взаимная связь между матерью и ребѐнком, которая необходима для его выживания. Именно эмоции являются цементирующим фактором взаимной привязанности. (20)

Ребѐнок стремится разделить положительные переживания со     взрослыми.

Так проявляются его аффективно-личностные связи.

Во второй половине первого года жизни социальные контакты ребѐнка проявляются не только в положительной, но и в отрицательной ситуации. У детей

появляется страх незнакомых людей, новых помещений. Он становится робким и настороженным.

Если ситуативно-личностного общения между младенцем и взрослыми недостаточно, то аффективно-личностные связи не устанавливаются. Это ведѐт к нарушению эмоционального, а также общего психического развития ребѐнка.

Изначально первые эмоции младенца обусловлены биологическими потребностями (в свободе, защите, удовольствии), а вот дальнейшие эмоциональные реакции связаны с интеллектуальным развитием.

Основываясь на данных некоторых исследований можно говорить о том, что ребѐнок к конце первого года жизни способен понимать соответствие эмоций конкретным ситуациям.

Как отмечал А.В.Запорожец дети раннего младшего возраста с запозданием выдают эмоциональную реакцию на ситуацию, неспособны понимать эмоциональные состоянии других людей.(18)

Если дети видят, что другим плохо, они не знают, как им реагировать. Способность понимания чужого горя формируется между 18-ю и 24-я месяцами. В таком же диапазоне рождается социальная эмоция смущения, стад, гордость и вина.

Не смотря на то, что к двум годам дети начинают пользоваться словами, которые имеют отношения к эмоциональной сфере, по мнении Саарни осознанное понимание возможно лишь к трѐм годам.

В возрасте 2-3 лет дети могут показывать такие эмоции, как радость, гнев, отвращение, огорчение, удивление, стыд. Это свидетельствует о том, что они уже отличают свои эмоции от чужих.

На 3-м году жизни могут пояснить свои отрицательные эмоции, находят связь между желаниями и эмоциями.

С вступлением детей в дошкольный возраст у них развивается способность определять эмоциональные состояния других людей. Изучением данного вопроса подробно   занималась   А.М.Щетинина.   Основываясь   на   общих      возрастных

закономерностях восприятия и особенности эталона экспрессии она выделяет шесть типов восприятия детьми эмоций. (43)

Дети 5-6 лет научаются определять эмоцию другого человека по его речи. При стабильных отрицательных эмоциональных переживаниях происходит задержка развития данного умения, следствием чего служит снижение  контактов в общении и сложность в восприятии эмоций других.

С переходом ребѐнка в школу у него изменяется эмоциональная сфера в связи с тем, что у него происходит расширение содержания деятельности и увеличивается количество объектов, к которым он проявляет эмоции. Раздражители, которые могли вызвать эмоциональную реакцию у дошкольника, теперь не будут иметь для него такое значение. Младшие дошкольники могут бурно реагировать на ситуации, которые его задевают, но они способны сдерживать эмоциональные реакции усилием воли.

Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

  1. легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
  2. непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
  3. готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
  4. большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;
  5. эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
  6. свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения

чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным  реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции. (23)

Младшие школьники лучше ориентируются в положительных эмоциях, нежели в отрицательных, легче могут понимать эмоции в уже известных ситуациях, но имеют трудность перевода в слова эмоциональных переживаний.

В младшем школьном возрасте ярко проявляется социализация эмоциональной сферы. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам.(23)

Характерные особенности эмоциональной сферы подростков:

  1. эмоциональные переживания становятся более устойчивыми;
  2. обладают сильной эмоциональной возбудимостью. В связи с этим бурно проявляют свои эмоции и чувства, вспыльчивость, эмоционально включаются в значимые для них ситуации;
  3. высокий уровень тревожности, которые порождает эмоцию страха; тревожность в старшем подростковом возрасте связана с новым видом общения – интимно-личностный, который влечет за собой проявление различных эмоций, в том числе и страха быть нелепым, не таким как все.
  4. страх отвержения группой из-за принадлежности к ней. Именно принадлежность к группе сверстников в подростковом возрасте оказывается сильным и важным фактором в развитии подростков. Осуждение взрослыми воспринимается не так остро, как со стороны товарищей.
  5. противоречивость чувств

Т.А.Немчин описывает следующие особенности у лиц пожилого возраста: выражается динамика эмоциональных состояний, проявляющаяся в лабильности эмоций или наоборот в их инертности; высокая устойчивость высших эмоций.

У пожилых людей устойчиво преобладает определенная модальность: раздражение, грусть, тревога. Они часто подвержены тревожному и депрессивному состоянию. У другой группы лиц позднего возраста практически отсутствуют изменения высших эмоций, что позволяет проявлять оптимистический взгляд и бодрость.

В связи изменением социального статуса – выход на пенсию, приспособление к новым условиям, отмечаются такие особенности эмоциональной сферы, как проявление негативных переживаний, снижение самооценки, или же позитивных, связанных с обретением свободы от трудовой деятельности, сохраняется высокая работоспособность. С течением  времени у всех пожилых людей формируются положительное отношение к новой социальной роли.

Эмоциональная сфера претерпевает изменения, связанные как с физическим, так и с психическим состоянием человека. Неспособность сохранять адекватное поведение в общении, заставляет пожилых отказываться от него, что приводит к возникновению чувства одиночества. Переживая одиночество, они всѐ глубже уходят в себя – это вызывает чувство вины, за неспособность изменить ситуацию.

Имеются сведения о гендерных различиях в переживаниях эмоций в пожилом возрасте. Так, в частности, отмечается, что с возрастом ощущение счастья у мужчин повышается, а у женщин снижается. Последние чувствуют себя наиболее счастливыми в молодом возрасте, во всяком случае, до рождения детей.(35)

Психологическая характеристика детей с трудностями в поведении.

Из психологических исследований можно заключить, что одно из главных мест среди проблем и трудностей у детей занимает нарушение поведения.

Вместе с тем в психологической литературе не удалось обнаружить определения    понятия    и     типологию     нарушений     поведения     у     детей. В справочной психиатрической литературе, поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. В психологических словарях поведение трактуется как целенаправленная система последовательно выполняемых действий; движения человека, в основе которых лежат или которыми управляют психологические факторы. В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной и асоциальной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения. (38)

Аффективные дети.

Аффект (от лат.affectus — сильные эмоции) — сильное кратковременно эмоциональное состояние, которое сопровождается резкими двигательными проявлениями

Незначительные дополнительные обстоятельства требуются ребенку, чтобы его имеющееся возбужденное состояние достигло крайней степени, стало аффективным. В таком состоянии человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение. В состоянии сильных аффектов совершаются деструктивные и противоправные действия. Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными, иногда истерическими или истероидными.

Аффективное поведение вызывается различными причинами и бывает различных степеней тяжести.

Дети с аффективным поведением демонстрируют негативизм, повышенную конфликтность, раздражительность. Возникает разрыв, противоречие между потребностями и стремлениями ребенка к их удовлетворению. Это сопровождается тяжелыми эмоциональными состояниями неудовлетворенности, чувством эмоционального неблагополучия.

Характеристика аффективных детей зависит от того, насколько неудовлетворенные потребности соотносятся с другими потребностями ребѐнка. Так, одна группа детей отвергает свои неудачи, чтобы сохранить привычную самооценку, обвиняют в этом окружающих. Демонстрируют заносчивость, агрессивное поведение, негативизм, стремление к самоутверждению. Другие дети наоборот ставят более лѐгкие цели и стремятся достичь успеха. Для них характерно неуверенность, страх разочарования; имеют ранимость, повышенную обидчивость. При длительных аффективных переживаниях и форм поведения приводит к закреплению и становятся устойчивыми чертами характера.(25,19,17)Дети с гипердинамическим синдромом.

Синдром двигательной расторможенности (гипердинамический синдром)- распространенное проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению.

Гиперактивные дети часто бывают неосторожны и импульсивны, им не хватает осмотрительности. Обычным явлением считаются сниженные познавательные способности, что, прежде всего, отражается на познавательной деятельности. Часто наблюдаются специфическая заторможенность в развитии двигательных навыков и речи, трудности в овладении чтением, правописанием. Кроме того, наблюдаются довольно характерные проявления повышенной агрессивности, склонность к демонстративному поведению, и в конечном счете – асоциальное поведение, следствием которого становится общее неприятие со стороны окружения. Возникают проблемы эмоционального плана: дети испытывают чувства страха, подавленности, у них снижается самооценка. Их беспокоят  проявления  антипатии  со  стороны  окружения,  причины  которой им

непонятны. У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в получении сенсорных раздражений, которую не представляется возможным удовлетворить. Такие дети не способны ждать, они не могут подавлять мгновенные двигательные импульсы.

Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) — это темповое замедление с недостаточностью произвольной регуляции, восприятия, внимания, памяти, незрелостью мышления и эмоционально-волевой сферы, но преодолеваемое с возрастом при специально организованном обучении.