ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ



Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

Ярославской области

Ярославский педагогический колледж

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

Выпускная квалификационная работа

Выполнил: Малышева Наталья Александровна,

студент специальности 44.02.01 Специальное дошкольное образование, группа 43

Научный руководитель: Трусова Т.А., преподаватель психологии

Дата защиты выпускной квалификационной работы: «____» __________________ 2015 г.

Ярославль

2015 г.

Оглавление

Введение…………………..………………………………………………3

Глава 1.  Теоретические основы формирования межличностных отношения старших дошкольников посредством театрализованный игры………………………………………………………………………………..6

1.1. Понятие межличностных отношений и их характеристика………6

1.2. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………..11

1.3. Роль театрализованных  игр в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста……………………………………….18

Выводы по первой главе........................................................................25

Глава 2.  Опытно-практическая работа по формированию межличностных отношений детей дошкольного возраста………………..26

2.1.  Диагностика уровня развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста………………….………………......................26

2.2. Описание работы по формированию межличностных отношений детей дошкольного возраста через театрализованную игру…………………………………………………………………………….....31

2.3. Оценка динамики формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры…………………………………………………………………………........34

Выводы по 2 главе……………………………………………………..40

Заключение……………………………………………………………...41

Список используемых источников и литературы…………………42

Приложение……………………………………………………………..47

Введение

Проблема становления и развития межличностных отношений детей является актуальной. И привлекает внимание, общественности: многих известных психологов, и педагогов. Так как в наше время общество требует воспитывать социализированного ребенка: самостоятельного, владеющего правилами взаимодействия и моралью общества, в котором он живет.  Этой теме посвящено значительное число исследований таких ученых,  как В.В. Абраменковой, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова и другие.

Отношение ребенка к сверстнику можно увидеть в действиях направленных на него, которые ребенок проявляет в различных видах деятельности. Особое внимание необходимо обратить на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игровую деятельность.

Одним из главных методов развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста является игра. Игра является ведущим методом как физического, так и всестороннего воспитания. Она оказывает всесторонне воздействие на ребенка дошкольного возраста. Играя, дети познают окружающий мир, себя и сверстников, свое тело, изобретают, творят окружающее, а так же устанавливают отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостно. Именно  игра выступает, способствует формированию межличностных отношений и общению между сверстниками, умственному развитию ребенка, совершенствованию познавательных процессов, развитию творческой активности детей.

Цель данной работы: выявить роль театрализованных игр в формирование межличностных отношений старших дошкольников.

Объект исследования:  процесс формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста

Предмет исследования:театрализованные игры как средство формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие межличностных отношений и раскрыть особенности развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
  2. Определить роль театрализованной игры в формировании межличностных отношениях детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать и апробировать систему занятий с использованием театрализованных игр направленных на формирование межличностных отношений
  4. Выявить динамику формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Методы исследования: теоретические- анализ, обобщение и систематизация  психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме исследования; эмпирические - наблюдение,  социометрия.

Также остаются не полностью решённые следующие противоречия:

- между методологическим осмыслением данной проблемы и степенью её психологической изученности;

- между психолого-педагогическими  исследованиями развития межличностных отношений и внедрением полученных результатов в практику детского сада.

 Теоретико-методологической базой исследования являлись труды   В.А. Сухомлинского, Н.К.  Крупской , А.С. Макаренко, Л.С. Выготского , А.В. Запорожец, С.Л.  Рубинштейн, Д.Б. Эльконина., Г.М. Андреева., Н.Н. Обозов., М.И. Лисина., Т.А. Репина., Я.Л. Коломинский.

Теоретическая значимость работы: определена сущность понятия межличностных отношений, выявлены особенности развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, охарактеризована роль театрализованной игры.

Практическая значимость: разработанный нами комплекс занятий с использованием театрализованных игр, направленный на формирование межличностных отношений, может быть использован в работе воспитателей и студентами педагогических колледжей.

Практическая база исследования: МДОУ комбинированного вида №70 г. Ярославля.

Структура работы: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список используемых источников и литературы, приложение.

Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных отношений старших дошкольников посредством театрализованной игры

  1. Понятие межличностных отношений и их характеристика

Рассмотрим как трактуется понятие «межличностные отношение» в психолого-педагогической литературе.

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характерах и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [40].

"Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и выступают основой формирования климата социально-психологического в группе".  [45 ,с.378].

Анализируя "месторасположение" межличностных отношений в психологической литературе, Г.М.Андреева [4, с 120.] отмечает, что их рассматривают, прежде всего, относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений (Кузьмин); как отражение в сознании общественных отношений (Платонов). Сама же она утверждает, что: "...природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне их..."[4, c.72].

Рассматривая межличностные отношения, как видовое понятие по отношению к родовому "психологические отношения" (в соответствии с концепцией В.Н.Мясищева), Н.Н.Обозов отмечает: "Межличностные отношения - всегда "субъект - субъектные" связи " Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обусловливается активностью не только одной из сторон). [31, с.7].Исходя из этого, мы пришли к выводу, что межличностные отношения прежде всего, это взаимосвязь людей.

Основными структурными элементами  межличностных отношений в детском саду, где дошкольники получают первый социальный опыт жизни и деятельности в коллективе, являются игровые объединения, возникающие по инициативе самих детей.

В группе сверстников, особенно если она существует длительное время, каждый ребенок занимает вполне определенное положение среди других ее членов, обозначаемое как его социально-психологический статус. Психологи, в частности, Я.И. Коломинский, выделяют ряд ступеней статусной дифференциации детей [21, с. 148].

Самые высокие ступеньки занимают " звезды" и "предпочитаемые". Это наиболее популярные в группе дети. Дети с высокой популярность вполне комфортно чувствуют себя в группе сверстников, однако они могут "заболеть" излишней самоуверенностью, зазнайством.

Следующая ступень - дети "принятые" своими сверстниками. На них не смотрят с обожанием все остальные дети, но легко вступают с ними в контакт, с удовольствием общаются и играют.

И, наконец, в группе детского сада могут быть дети, стоящие в структуре взаимоотношений на нижней статусной ступеньке: "не принятые", "изолированные" дети. Они  ощущают в отношении к себе пренебрежение и снисходительность ровесников. С ними редко играют, их избегают в общении. Некоторые же дети с низким социально-психологическим статусом проявляют стремление к уединению, скрытность, недоверчивость.

Последствия отверженности ребенка - замкнутость, ложь, жалобы, хвастовство, заискивание. Все это может стать устойчивыми чертами поведения. Такому ребенку надо, во что бы то ни стало помочь реализовать притязание на признание сверстников.

От младшей к подготовительной группе обнаруживается стойкая, но не во всех случаях ярко выраженная возрастная тенденция к увеличению "изолированности" и "звездности", взаимности отношений, удовлетворенности им, устойчивости и дифференциации их в зависимости от пола сверстников.

Взаимоотношения в детском коллективе во многом определяются уровнем развития личности ребенка. И наоборот, именно положительные взаимоотношения способствуют становлению и развитию его личности. Наряду с этим психолого-педагогические исследования (В.Г. Нечаева, Я.Л. Коломинский, А.И. Аржанова) убеждают в том, что стихийно складывающиеся в детских группах взаимоотношения не всегда вырабатывают у ребенка гуманные чувства, а иногда ведут к появлению прямо противоположных качеств.

Проблема роли сверстников давно привлекала внимание исследователей. Многие из них рассматривают появление содержательных практических контактов, как важный показатель психического развития ребенка и одновременно как важнейшее его условие (М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина и др.). Однако в полной мере говорить о взаимодействии,  как неотъемлемом компоненте любой совместной деятельности (для которого характерны адресованность и согласованность действий, готовность принять предложение сверстника и ответить на него, внутренний настрой и адекватность конкретных способов) можно лишь применительно к более старшему дошкольному возрасту (Р.С. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина и др.). Правда, в литературе на эту тему - проявление отзывчивости, доброжелательности, взаимопонимания - есть данные касающиеся детей младшего дошкольного возраста (Г.М. Лямина, К.Л. Печора и др.).[24, с.39]

Как подчеркивают многие исследователи, практическое освоение социального содержания (сфер общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми) - процесс чрезвычайно сложный. Этот процесс регулируется и направляется, по крайней мере, двусторонним образом. С одной стороны, от ребенка требуется соблюдение норм, правил, требований, задающихся извне его ближайшим окружением. С другой - становление процесса взаимодействия,  обуславливается внутренними предпосылками, внутренними возможностями ребенка,  благодаря которым он способен отбирать и осваивать нормативное содержание: непосредственными эмоциями, особенностями восприятия и понимания другого человека, внутренней мотивацией, сложившимися стереотипами оценок и т.д., т.е.  тем, что составляет субъективный, внутренний мир. Эту внутреннюю линию развития мироощущения и мировосприятия чрезвычайно важно не упускать тем, кто воспитывает детей, уже потому, что при одних и тех же воздействиях воспитательный эффект оказывается существенно разным [6, с.213].

Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько ребенок принят сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признания среди сверстников.

Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязание в первую очередь отрабатывается в самой игре и реальных отношениях по поводу игры.

В игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет "быть как все", а с другой - "лучше, чем все". Дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников. Стремление "быть как все" в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня.

Стремление "быть лучше, чем другие" создает мотивы успеха. Является одним из условий развития воли и формирования рефлексии, то есть способности осознавать свои достоинства и недостатки.

"Изолированными" становятся по многим причинам. Один ребенок часто болеет, редко ходит в детский сад, и дети не успевают присмотреться к нему, да и сам он никого не знает, он всегда новенький. Другой имеет физические недостатки - грязный, течет из носа, толстый - не может быстро бегать - и тоже не принят в детское сообщество, его отвергают. Третий никогда прежде не посещал детский сад - не общался с другими детьми, не владеет ни навыками общения, ни игровыми приемами.

Причин, в силу которых ребенок оказывается "изолированным", много, следствие одно - социальное развитие осуществляется неполноценно. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, хвастать и стараться подавлять, фальшивить и обманывать. Такому ребенку плохо, и другим с ним тоже плохо.

Большинство дошкольников осознано обосновывают свой социометрический выбор, мотивируя его различными положительными качествами сверстника, и в первую очередь обеспечивающими ребенку успешность совместной деятельности (игровой, трудовой, учебной и т.д.), а также дружескими отношениями. С возрастом в соотношении различных типов мотивировок явно прослеживается переход от глобальных характеристик к дифференцированным, где важное место занимают нравственные качества, и особенно доброта и умение дружно и справедливо играть, от акцентировки функциональных связей (важности успешной совместной деятельности) к обоснованию выбора дружескими отношениями.

Т.А. Репина выделила четыре типа мотивировок, которые высказывают дошкольники, отдавая предпочтения какому-либо сверстнику (в условиях социометрического выбора) [36, с. 214].

Первый тип - выбор, обосновывается различными характеристиками ребенка: внешними, нравственными качествами, обеспечивающими успешность деятельности. Более половины ответов касается нравственных качеств: умение дружно играть, готовность помочь, доброта, отсутствие агрессивности.

Говоря о привлекательной внешности ребенка ("красивый"), дети не всегда имеют в виду красоту лица, волос, глаз, чаще всего они указывают на чистую и красивую одежду, опрятность.

Второй тип –  обоснование  выбора  связано  с  интересной  совместной деятельностью.

Третий тип - дружеские отношения.

Четвертый тип - мотивировки связанные с общим положительным отношением или глобальной характеристикой "хороший".

Во всех группах встречаются дети- "середнячки", которых сверстники как бы не замечают, не оценивают ни положительно, ни отрицательно, но немало детей, имеющих контрастные оценки - большое число положительных и большое число отрицательных. Часто среди этих детей встречаются так называемые отрицательные лидеры (с отрицательной направленностью), привлекающие сверстников отдельными положительными качествами.

Таким образом, сверстники удовлетворяют и потребность в дружеских отношениях, и в эмоциональной поддержке со стороны равных. По указанию многих исследователей: для эмоционального благополучия ребенка важно, чтобы он чувствовал себя равным среди других детей. Очень рано у дошкольников формируется эталон сверстника - хорошего друга, который характеризуется не только умением интересно играть, но и нравственными качествами: справедливостью, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь и т.д.

1.2. Особенности межличностных отношений детей  дошкольного возраста

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, т.к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками [40].

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.  Со сверстниками дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие.

В дошкольном возрасте в жизни ребёнка всё большее место начинают занимать другие дети.

Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становиться одной из главных

К пяти - семи годам детская дружба приобретает более определенный, а порой ярко выраженный избирательный характер. Между некоторыми детьми устанавливаются устойчивые, особо близкие отношения. Ребенок предпочитает играть, разговаривать, заниматься, общаться со своим другом. Для друга он бывает готов поступиться привлекательной игрушкой, игровой ролью, лакомством. Мотивы дружбы становятся глубже, разностороннее, они связываются с общими игровыми интересами и оценкой личных качеств партнера [13, с. 101].

На шестом и седьмом году жизни дошкольники часто объединяются по собственному желанию и в небольшие довольно стабильные группы. Главный повод для объединения, как правило, - совместная игра: сюжетно-ролевая, подвижная, настольная. Если у ребят есть опыт совместной работы в подгруппе для выполнения трудовых дел, коллективной аппликации, лепки на занятиях по выбору, то они начинают самостоятельно организовывать эту совместную деятельность и вне занятий.

В таких "малых группах" бывает обычно наиболее постоянное ядро, приблизительно из двух - четырех человек, к ним присоединяются еще три - четыре. Их объединяет и взаимная симпатия, и общие интересы: игровые, познавательные, художественные и другие. Возникающие порой ссоры дети чаще всего разрешают самостоятельно (особенно на седьмом году), причем обычно при помощи наиболее авторитетных из "ядра" малой группы.

Во всех этих группировках детские взаимоотношения могут складываться по-разному. Нередко они строятся на основе дружбы, отношений равенства и стремления к справедливости.

Иногда справедливость взаимоотношений бывает нарушена: появляются вожаки, организаторы, которые хотят командовать, оказывают давление на сверстников, требуют подчинения. Стиль поведения таких лидеров ущемляет других детей. Нередко эти вожаки умеют придумать и развить интересную игру, чем и привлекают к себе часть сверстников, которые готовы уступить, согласиться с несправедливость, лишь бы остаться в числе играющих. Конечно же такого рода группировки не должны уходить из поля зрения воспитателя.

Восприятие ребенком реальных качеств сверстника носит индивидуальный, избирательный характер. Действительные черты одного ребенка, когда их воспринимают другие, подвергается личной оценке, преломлению и вызывают у него соответствующие этому преломлению чувства - отношение. Желает того ребенок или нет, осознает или не осознает, но его избирательное отношение к сверстникам - это субъективная реакция на объективное явление. Субъективный фактор в рассматриваемых связях между дошкольниками имеет большое значение. Иногда он выступает как основная причина, определяющая судьбу избирательного отношения одного ребенка к другому, и может привести к странным, казалось бы, непонятным и недопустимым, нежелательным с педагогической позиции отношениям и взаимоотношениям. Такие "парадоксальные" избирательные отношения нередко порождаются тем, что некоторые существенные положительные качества одного ребенка могут ускользнуть от внимания сверстника, а замеченные выступить в качестве непривлекательных и тем самым, помимо воли, определить отрицательное отношение к сверстнику [34, с.  25с].

Случается и противоположное - отрицательные качества дошкольника в глазах кого-либо из сверстников приобретают притягательную силу и вызывают к нему симпатию.

Объективные и субъективные факторы взаимно связаны. Их совокупность даже в одной группе порождает сложную картину избирательных отношений детей друг к другу с неповторимыми особенностями.

Причины привлекательности не одинаковы на разных ступенях детства.

В начале дошкольного возраста группа детского сада - это не коллектив, это всего лишь внешнее объединение. Дети мало знают друг друга. Они помнят лишь тех, кто играет рядом. Малыши редко играют друг с другом, почти не обращаются за чем-либо к товарищам, долго не знают по имени даже своих приятелей [35, с. 2-7].

В старшей группе избирательные отношения выступают гораздо ярче, они устойчивы и постоянны. Это и понятно, потому что дети уже успевают составить ясное представление о достоинствах и недостатках товарищей, а их контакты приобретают глубину и содержательность. Отсюда: качества ровесника становятся важным условием успеха совместной деятельности. Если при игре "рядом, но не вместе" для ребенка не важна понятливость товарища, то при коллективной игре очень существенно способен ли ровесник проникнуть в смысл инициативы, подхватить и развить ее.

С возрастом изменяется также и основа избирательных привязанностей детей. В первой половине дошкольного детства игра детей больше всего напоминает веселую возню (естественно, малыши особо ценят готовность сверстника побаловаться); во второй, то есть в старшем возрасте, главным, определяющим становятся знания сверстников, их умение отыскать сюжет нового приключения, способность интересно развить игру, поддержать организованный, планомерный характер в сочетании с неожиданными поворотами.

Выделяют несколько уровней дружеских взаимоотношений [38, с. 57.]:

1. Дети с наиболее высоким развитием этих взаимоотношений. Характерными чертами для них являются тенденция к совпадению представлений и суждений о дружеских взаимоотношениях с реальными формами поведения - в играх, на занятиях, в быту и в других условиях; социальная направленность дружеских взаимоотношений в общении, стремление устанавливать его на основе справедливости, равных отношений, общей доброжелательности, отзывчивости.

2. В основном дети с недостаточно устойчивыми дружескими взаимоотношениями. Среди данной подгруппы встречаются и такие, у которых уровень моральных представлений и суждений невысок, что объясняет их поступки, но эти дети, в общем, доброжелательны, у них есть друзья, они охотно общаются с другими. Возникающие нередко ссоры, непродолжительны, имеют порой даже разумную основу и сравнительно легко устраняются самими дошкольниками или с помощью взрослых.

У детей старшего дошкольного возраста можно условно выделить несколько форм дружеских взаимоотношений [25, с.79.].

Высокий уровень развития дружеских отношений характеризуется чувством взаимной симпатии, общим устойчивым интересом к играм определенного содержания. Дети самостоятельно договариваются в процессе игры, согласовывают свои действия, помогают друг другу, проникаются интересами товарищей, а поэтому не конфликтуют, не ссорятся, умеют самостоятельно решать спорные вопросы. Они проявляют способности в организации повседневных игр и развлечений. В повседневной жизни такие дети внимательны к настроению и состоянию товарища, умеют ограничивать свои желания, чтобы сделать приятное другу. Их представление о дружеских отношениях совпадает с реальными фактами их поведения.

Другие дети, дружба которых также основана на взаимной симпатии, общем интересе к книгам, умеющие помогать друг другу, готовые даже отказаться от чего-то важного для себя ради товарища, все же иногда стремятся  уединиться, обособиться, что затрудняет их отношения с коллективом. Чаще всего это новички, которые, придя в детский сад, скучают по дому, родным, а поэтому, подружившись со сверстником, очень ревниво относятся к его вниманию. В этом случае воспитатель должен использовать сложившееся дружеские отношения для того, чтобы ввести новичка в коллектив. Беседы об играх, приглашение к совместной игровой деятельности, назначение их на интересные роли положительно влияет на таких детей.

Некоторые дошкольники, интересуясь, друг другом, испытывая желание быть вместе, в то же время ссорятся между собой и с другими детьми. Ссоры чаще всего обусловлены особенностями их характера, темперамента: они очень самолюбивы, болезненно реагируют, если кто-то изобретательнее, находчивее, сообразительнее их. Таким детям нужно спокойно показать, что придуманное кем-то из ребят новшество сделало игру интереснее, занимательнее.

Среди ребят есть и такие, которые любят играть со своими сверстниками, охотно принимают их помощь и различные знаки внимания, но сами не проявляют ни чуткости, ни заботы. Это чаще всего избалованные дети. Однако под влияние педагогической работы, общей коллективной жизни можно преодолеть иждивенческое отношение этих детей, значительно изменить их характер.

Устойчивость игрового объединения - один из важных параметров, косвенно характеризующих особенности общения детей в игре, а именно их удовлетворенность деятельностью и отношениями с партнерами по объединению.

В устойчивых игровых объединениях взаимоотношения детей выражаются наиболее полно и глубоко, являясь наиболее значимыми для детей, и именно эти микрогруппы оказывают наибольшее влияние на усвоение дошкольником норм поведения, формирования его ценностных ориентаций, личностных особенностей [12, с. 137.].

При выявлении мотивов, лежащих в основе объединения детей, выделяют такие ведущие мотивы, как интерес к игре, симпатии к партнеру, стремление командовать сверстником и нежелание оставаться в одиночестве.

В качестве существенных факторов, формирующих детские микрогруппы, выступает содержание деятельности и ее внешняя привлекательность. Содержание деятельности вызывает у детей определенное к ней отношение, которое в свою очередь, опосредствует межличностное общение детей в объединении [22, с. 23-27].

Взаимодействие может быть и на основе интереса друг к другу; это уже включение какого-то личного отношения, предпочтения, знакомства и т.д. Взаимодействие между детьми, объединяющихся на основе интереса друг к другу, личной симпатии, является наиболее устойчивым и благоприятным для развития игр.

Общий интерес к игре - источник возникновения симпатий, а затем и дружбы. Одним из важнейших мотивов, побуждающих к дружеским взаимоотношениям, является умение хорошо играть. Если ребенок много знает о содержании игры, ее правилах, действиях и персонажах, то он обязательно вызовет интерес у определенной группы сверстников, желание играть с ним [12, с. 132].

Дошкольники семи лет уже начинают понимать дружбу как форму взаимоотношений. И хотя их представление о дружбе находится на уровне оценки только внешних проявлений (помогать друг другу, не ссорится и т.д.) без проникновения в самую сущность ее, это качественно новое явление в развитии детей имеет огромное значение. [13, с. 115].

Совместная деятельность и вся организация жизни в детском саду требуют от дошкольников умения устанавливать контакты с другими детьми, находить в соответствии со своими возможностями себе место в этой деятельности, умения согласовывать свою деятельность с деятельностью [12, с. 134.].

У детей, у которых ранее были выявлены низкий статус и неблагополучное положение в группе, под влиянием успешности в деятельности значительно возрастает число случаев проявления положительных форм взаимоотношений с детьми в деятельности и вне ее, происходит переход от исполнения второстепенных к руководящим ролям в конструктивной деятельности, изменяется положение в группе детского сада, возрастает их социометрический статус. Изменяется их общая позиция: они чувствуют себя более уверенными, становятся более активными и доброжелательными в отношениях с другими детьми [32, с.182.].

Старшие дошкольники заметно лучше владеют средствами выражения своего эмоционального отношения к сверстнику. Особенно очевиден качественный сдвиг в овладении экспрессивными формами выражения эмоций, среди которых важное место занимает речь, ее интонационная окраска. В речевом опосредовании деятельности проявляются различные формы эмоционального отклика на неудачи и радости другого. Многие дети переживают не только общий успех, но и стремятся приобщить сверстника к своим чувствам [38, с. 100].

Таким образом, развитие сотрудничества детей дошкольного возраста в различных видах их деятельности представляется крайне важным для удовлетворения естественной потребности ребенка в общении со своими сверстниками, для развития творческих начал личности, адекватной самооценки, нравственных мотивов поведения, умения соотносить свои желания и действия с желаниями и действиями других.

1.3. Роль театрализованных игр в развитии межличностных отношений дошкольников

Что такое театр?  Это лучшее,  по утверждению К.С. Станиславского , средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. [39, с.21],

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия [34, с. 53].

Виды театрализованных игр дошкольников:

1. Настольные театрализованные игры, куда входят: настольный театр и груше, настольный театр рисунков.

2. Стендовые театрализованные игры: стенд-книжка; фланелеграф; теневой театр.

3. Игры-драматизации, включающие: пальчиковый театр; театр би-ба-бо; кукольный театр; игра-драматизация с шапочками на голове; импровизация [ 26, с 13].

Тематика театрализованных игр должна быть:

- содержательной и разнообразной;

- обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей;

- поддерживать и обогащать эмоциональную природу детей, формировать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам;

- развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность р