Атрибутивные словосочетания в новостных текстах качественной британской прессы, связанных с драматическими событиями



Содержание.

Введение 4

Глава I. Теоретические основы исследования 7

1.1. Язык СМИ 7

1.1.1. Функциональные особенности языка СМИ 7

1.1.2. Язык как инструмент формирования общественного мнения 10

1.2. Новости как основной жанр печатных СМИ 11

1.2.1. Понятие новостной статьи и характеристика новостных сообщений 13

1.2.2. Структура новостной статьи 14

1.3. Новость как событийная ситуация с оценочным компонентом 17

1.3.1. Событийная ситуация 18

1.3.2. Оценочный компонент 19

1.3.2.1. Классификация оценки 21

1.4. Словосочетание как объект лингвистического исследования 23

1.4.1. Атрибутивное словосочетание как единица лингвистического исследования 25

1.4.1.1. Понятие атрибутивного словосочетания 25

1.4.1.2. Виды и функции атрибутивных словосочетаний 26

Выводы по главе I 31

Глава II. Структурно-семантические типы АС и их функции в СК новостях 33

2.1. Характеристика исследуемого материала 33

2.2. «Жесткие» новости 35

2.2.1. Заголовки 35

2.2.2. «Вводки» 37

2.2.3. Событие 39

2.2.3.1. Цитаты 42

2.2.4. Последствия 44

2.3. «Мягкие» новости 47

2.3.1. Заголовки 47

2.3.2. «Лиды» 48

2.2.3. Событие 51

2.3.3.1. Цитаты 54

2.3.4. Концовка 56

Выводы по главе II 59

Заключение 61

Список использованной литературы 62

Список использованных интернет-ресурсов 65

Список использованных словарей 66

Список использованных источников 66

Введение.

Вторая половина XX – начало XXI вв. – периодстремительного развитияСМИ и новых информационных технологий.

Язык отражает мир с различных сторон.Смысловые структуры медиа-текста являются одним из важных объектов лингвистического исследования.

Объектом данного исследования являются атрибутивные словосочетания в новостных текстах качественной британской прессы, связанных с драматическими событиями.Предметом исследования является функционирование атрибутивных словосочетаний и их смысловая нагрузка в формировании текста новостного потока.

Методом исследования являются лингвистическое описание, контент-анализ, а также элементы семантико-синтаксического и лексико-семантического анализа.

За единицу лингвистического исследования принимается атрибутивное словосочетание (АС), минимальная форма которого представлена как простое АС (прил.+сущ.).

Актуальность и новизна данного исследования заключается в том, что в работе делается попытка проследить функциональную направленность АС в формировании новостного потока, а именно в сенсационно-криминальных новостях (СКН).

Основной целью данной работы является проведение анализа функций и лингвистической потенции  атрибутивного словосочетания как одного из языковых средств формирования общественного мнения через текст СМИ.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач, которые включают:

Описание языка СМИ как специфического лингвистического явления;

Выделение основных характеристик новостных сообщений; виды новостных сообщений, включая СКН;

Рассмотрение основных существующих классификаций АС;

Выявление, описание и анализ основных групп АС в исследуемом корпусе текстов;

Выявление основных функциональных и текстообразующих особенностей АС в исследуемом корпусе текстов.

Теоретической базой для написания данной работы послужили исследования Н.Д. Артюновой, Т.Г. Добросклонской, Е.М. Вольф, Т.А. ван Дейка, Я.Г. Синицыной, М.С. Ретунской, Е.Г. Хомяковой, М.Н. Володиной и др.

Материалом исследования послужили тексты новостного потока об авиакатастрофе А321 над Синайским полуостровом, которая произошла 31 октября 2015г. Статьи были взяты из разделов новостей британских печатных изданий «BBCNews», «Independent» и «TheGuardian», начиная с 31 октября 2015г. по февраль 2016г. Иллюстративный материал компоновался на основе 37 статей, полностью посвященных этому событию.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка использованных интернет-источников.

Во введении указывается цель исследования, задачи и методы.

В первой главе работы «Теоретические основы исследования» рассматриваются особенности текста СМИ и новостной статьи в частности. В данной главе также рассматриваются основные теоретические подходы в исследовании АС и функции АС.

Во второй исследовательской главе «Структурно-семантические типы АС и их функции в СК новостях» исследуется корпус АС, использованных в построении текстов специальных новостных сообщений, связанных с освещением одного из самых драматических событий последнего времени. Анализ АС проводится на материале статей качественной британской прессы, известной стремлением к беспристрастности и непредвзятости при описании сенсационно-драматических криминальных событий.

В работе представлены выводы по каждой главе.

В заключении показаны итоги проведенного исследования.

Глава I. Теоретические основы исследования.

Язык СМИ.

«Язык СМИ – это корпус текстов, производимых и распространяемых средствами массовой информации. Это устойчивая внутриязыковая система, характеризующаяся определённым набором лингвостилистических свойств; это особая знаковая система смешанного типа с определённым соотношением вербальных и аудиовизуальных компонентов, специфическим для каждого из средств массовой информации: печати, радио, телевидения, Интернета». [Добросклонская 2007: с. 6]

Функциональные особенности языка СМИ.

Значимость СМИ и медийного текста в обществе связана со следующими  функциями: коммуникативной, эмотивной, познавательной, оценочной, функцией распространения информации.

Коммуникативная функция языка направлена на то, что язык является средством общения людей. Он позволяет одному говорящему выражать свои мысли, а другому понимать их. Коммуникативная функция языка осуществляется благодаря тому, что сам язык является системой знаков. [http://www.aka-media.ru/inside/139/]

«Познавательная, или когнитивная, функция языка заключена в том, что в знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека». [http://www.aka-media.ru/inside/139/]

«Номинативная функция языка прямо вытекает из когнитивной. Познанное надо назвать, дать имя. Номинативная функция связана со способностью знаков языка символически обозначать вещи, другими словами, такая функция называет предметы и явления». [http://www.aka-media.ru/inside/139/]

Идеологическая функция является одной из важнейших функций СМИ. Эта функция воздействует на массовую аудиторию, в которой  устанавливает контакт и  контролирует общество. С помощью идеологической функции  средства массовой информации влияют на формирование общественного сознания индивидуума и  группы.  А также  формирует общественное мнение и создает определенные социальные стереотипы.[https://szh.kz/student/1228/]

О воздействиях СМИ на жизнедеятельность пишет, в частности, М.Н. Володина. Она указывает, что глобальные изменения в современном информационном обществе, связанные с непрерывно развивающимися возможностями массовой коммуникации, необходимо иметь в виду, что эти изменения влияют не только на условия жизни, но прежде всего на способ мышления и систему восприятия современного человека. [Володина 2003]

Эмотивная функция напрямую связана с автором информационного сообщения. Эмотивная функция выражается общей эмоциональной окрашенностью текста, размещением сообщения в соответствующих разделах, сопровождением сообщения дополнительным контентом, общим оформлением.[https://szh.kz/student/1228/]

Оценочная функция заключается в том, что автор статьи не только информирует о событиях и явлениях,  происходящих в жизни, но главным образом дает собственную оценку описываемому событию. При этом эта оценка может быть связана как с его личным мнением, так и с мнением, которого придерживается данные СМИ. [https://szh.kz/student/1228/]

Существуют несколько классификаций функций языка СМИ.

Одна из них представлена в работе А.К. Киклевича [Киклевич 2009: с. 5-13], который выделяет 12 функций языка:

1) номинативная (передача языковыми знаками представлений о мире),

2) магическая (характерная, например, для пропагандистских текстов),

3) индексальная (принадлежности человека к определенной социальной группе),

4) экспрессивная (реализация, которой помогает, в частности, установить физическое, физиологическое, психическое состояние говорящего),

5) социативная (языковое выражение социальных отношений между людьми),

6) прагматическая (выражается в стремлении говорящего влиять на поведение собеседников, воздействовать на них),

7) стилистическая (выбор одного из возможных языковых вариантов в зависимости от ситуации общения),

8) этологическая (эвристическая, благодаря которой говорящий оптимизирует собственное поведение),

9) когнитивная (познавательная),

10) креативная (проявляющаяся в воздействии структуры, специфики национального языка на познание и поведение говорящих на этом языке),

11) конститутивная (связана со статусом языка в социальной структуре общества, например с административным его статусом),

12) интерлингвистическая (проявляется в воздействии одной языковой системы на другие, например в современной экспансии английского языка в мире).

Вторая классификация предложена Т.Г.Добросклонской, в которой выделяются следующие функции: формирования общественного мнения; создания определенного идеологического фона; движения языковой нормы; состояния национальной культуры.

Появившись как чисто технические способы фиксации, трансляции, консервации, тиражирования информации и художественной продукции, СМИ очень скоро превратились в мощнейшее средство воздействия на массовое сознание.

Таким образом, в наши дни «проблема воздействия языка на человека, его способ мышления и его поведение, напрямую связана со средствами массовой коммуникации. СМИ оказывают влияние на весь строй мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня». [Володина 2003]

Язык как инструмент формирования общественного мнения.

  Общественное мнение – «это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности». [Грушин 1983: c. 419]

  Оно выражается в оценочных, аналитических, конструктивных суждениях в зависимости от содержания высказывания и регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов в обществе, вырабатывая или заимствуя из разных сфер (науки, идеологии, религии и так далее) и устанавливая определенные нормы общественных отношений. [Грушин 1983: с. 420]

Ж.Т. Тощенко выделяет следующие основные этапы формирования общественного мнения [Тощенко 2002: с. 105]:   

1. Восприятие информации на уровне отдельных людей.

2. Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний, опыта и уровня информированности.

3. Обмен имеющейся информацией и мнениями с другими людьми.

4. Далее происходит формирование определенного мнения небольшой группы людей.

5. Обмен информацией между небольшими группами и формирование мнения социального слоя.

6. Возникновение общественного мнения.

Формирование общественного мнения зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов и культурных ценностей этого общества.  [Клименко: с. 161] Это такой процесс, сущностью которого является взаимодействие индивидуальных или групповых суждений и оценок, в результате чего образуется общее мнение.

 Важнейший фактор при формировании общественного мнения — это интересы, настроения и чувства людей, так как в общественном мнении всегда выражается отношение людей к решению вопросов общественной жизни, к деятельности правительства и к отдельным личностям. [Короткова 2000: с. 16]

1.2. Новости как основной жанр печатных СМИ.

Новость является исторически обусловленным минимальным форматом универсального изложения обобщенных представлений об общественно значимых событиях.

Новостные сообщения и новостные потоки являются основным инструментом, связывающим разнообразные локальные коммуникационные системы в единую мировую систему массовых коммуникаций. Новости рассчитаны на привлечение интереса максимально широкой части целевой аудитории. Это определяет повышенные требования к их виду, процессу производства.

Основными характеристиками качественной газеты являются  аналитичность, взвешенность оценок в публикациях, надежность фактов и обоснованность мнений, сдержанность, спокойный тон сообщений. Она не только рассказывает о национальных и международных событиях, но и освещает социальные и культурные проблемы. [Корконосенко 1999: с. 34, Bromhead 1991:p. 163 - 165, McLean 1993:p. 51] Информация о главном действующем лице статьи, как правило, находится в первом абзаце. Сам же герой остается в тени. Анализ и оценка его действий, а также их комментарий выдвигаются на первый план. Такая синтаксическая структура отражает стремление качественной прессы освещать события более объективно и давать им разносторонний анализ и оценку. [Синицына 1993 : 9-10]

Качественная пресса при передаче криминальных и сенсационных  новостей должна соответствовать следующим критериям:

Понятности. Качественная новость должна быть абсолютно понятна целевой аудитории. Это накладывает ограничения и на подбор понятий, гармонично сочетающихся с ее картиной мира читателей, и на используемые слова и речевые конструкции. 

Новизне. Качественная пресса, как и любая другая,  не должна сообщать то, что уже известно всем или то, что произошло достаточно давно и уже стало или могло стать предметом общественного обсуждения. Новость - это совершенно новыйфакт или событие, или новые обстоятельства, новая точка зрения, позволяющие изменить представление о каком-то важном событии или явлении. 

Содержательности,то есть она должна представлять целую событийную ситуацию действительности. Должна присутствовать ясная и логически связная картина события: само действие (что происходит?), субъект (кто? что?) и объект этого действия (с кем?), место (где?) и время (когда?), а также существенные обстоятельства действия (каким образом?). 

1.2.1. Понятие новостной статьи и характеристика новостных сообщений.

В практике сегодняшних СМИ наиболее распространенно деление на два типа: так называемые «жесткие» и «мягкие» новости. По мнению В.В. Ворошилова, «подача «жесткой» новости осуществляется тогда, когда идет информация о событии или сенсации, а также серьезные фактические заметки на важные темы — политические кампании, стихийные бедствия, войны и т.п.». [Ворошилов 1993: с. 70 – 73]Кроме того, жанр «жесткой» новости налагает на автора ряд ограничений, например, запрет на использование общеоценочных прилагательных типа «хороший» или «плохой», поскольку в рамках этого жанра главным является факт, а не его интерпретация или оценка. [Щипицына 2005: с. 234 – 240] Так как «жесткая» новость несет в себе сенсационный характер, она располагаетсяна первых полосах газет в экстренных выпусках новостей.

Подача «мягкой» новости реализуется в случае, если информация оживлена подробными деталями. В таких статьях, как правило, появляются эмоционально-окрашенные характеристики события, здесь больше описаний. «Мягкие» новости  апеллируют не к интеллекту, но уже и к чувству, и эмоциям читателей с привлечением дополнительных материалов. [Саченко, Дасаева, Конев 2008]

По манере изложения новости подразделяются на два типа: это «ньюс стори» — стандартная информационная заметка, и «фичер» — новость в литературном обрамлении. [Саченко, Дасаева, Конев 2008]

Также новостные материалы можно условно разбить на три категории: прямые ("горячие") и календарные.

В "горячих" новостях сообщается о драматических событиях, об острых проблемах международной жизни, о разного рода других сенсациях - например, о крупных катастрофах, проявлениях неконтролируемых сил природы, неожиданном стечении обстоятельств или непредсказуемых поступках людей. [http://flashka.ucoz.com/publ/1-1-0-11]

Календарные новости, безусловно, лишены сенсационной составляющей. Как правило, они связаны с годовщинами, памятными датами, юбилейными событиями. Новостной компонент в таких статьях связан не с самим событием, а с особенностями его подготовки с малоизвестными подробностями. Являясь «мягкими» новостями, они могут оформляться иллюстративным материалом (фотографиями и т.п.).

1.2.2. Структура новостной статьи.

Отбор новостей для публикации происходит по двум критериям – значению события и наличию в нем элементов читательского интереса.

Значение события определяется его масштабностью (сумма сделки, количество участников мероприятия, число жертв катастрофы), либо возможными последствиями для всего населения страны или определенных групп. [Колесниченко, 2008: с. 15]

Новости пишутся по схеме "перевернутой пирамиды". Эта схема подразумевает нарушение хронологии события и постановку в начале сообщения не того, с чего начиналось событие, а самого важного элемента события, его сути. Затем располагается менее важная информация, а завершает статью еще менее важная, которую при редактировании можно выбросить без особого ущерба для текста. [Колесниченко, 2008: 16]

«Жесткая» новость всегда подразумевает сенсацию, которая является по существу событийной ситуацией. В самом начале такой новости нужно давать исчерпывающее сообщение по итогу события, отвечая на шесть уже известных вопросов, и автор должен ответить на эти вопросы, которые формируют любой тип ситуации, а в особенности событийную ситуацию.

«Мягкая» новость разворачивается постепенно. Поскольку внимание переключается с итога на обстоятельства, занимательные подробности, структура новости меняется. Композиция по принципу "перевернутой пирамиды" здесь не годится. Рассказ строится с учетом читательского интереса, но не сообщает, а оттягивает сообщение главного во второй (даже третий) абзац. Идет нарастание до кульминации, а далее - по принципу убывающего интереса. [Шостак 1997]

Новостные сообщения могут быть короткие и расширенные. Короткое новостное сообщение состоит из 10–20 строк, но, несмотря на свою краткость, они обязательно содержат ответы на все шесть вопросов событийной ситуации.

Расширенная новостная статья детализирует информацию, и помимо ядра в ней намечены детали и «бэкграунд».

Как правило, ядро находится в начале статьи и содержит базовую информацию о событии. Если учитывать структуру «перевернутой пирамиды», то ядро находится в начале.

Детали включают в себя подробный рассказ о событии и обстоятельствах вокруг него. Например, если в ядре сообщается про авиакатастрофу, то деталями будет информация о том, как проходил полет, в какой момент стало известно о неполадках, как летчики пытались спасти самолет, как действовали наземные службы и т.д. [Колесниченко, 2008:c. 18]

«Бэкграунд» (термин, широко применяемый в СМИ) представляет собой дополнительную информацию и фоновые знания, которые напрямую могут быть связаны или не связаны с событием, но при этом позволяют глубже понять его смысл. Обычно в качестве «бэкграунда» приводятся сообщения об аналогичных событиях или статистические данные. Например, для статьи про авиакатастрофу «бэкграундом» является информация о том, как часто терпели катастрофу самолеты данной модели и данной авиакомпании, что собираются предпринять авиаторы для повышения безопасности полетов и т.д. [Колесниченко, 2008:c. 18]

Ядро всегда располагается в начале расширенной новостной заметки. Но с течением времени ядро или сама событийная ситуация могут отойти на второе место по отношению к новости, которая потеряла свою новизну. Например, в нашем случае ядром новой статьи может стать давно ожидаемое признание египетских властей о теракте на борту самолета (что, собственно, является ядром этой ситуации), а само событие, несмотря на всю его важность, уже перейдет в разряд событий, предлагаемых как «бэкграунд». Детали и «бэкграунд» могут быть размещены в любом месте статьи, кроме начала, и чередоваться в любом порядке. [Колесниченко, 2008:c. 18]

Качественные газеты обращаются к логическому мышлению своих читателей с помощью анализа и комментариев события. В статьях преобладает эмоциональный фон глубокого размышления, размеренности; автор рассуждает, собеседует со своими читателями. [Синицына 1993: с. 9-10]

Таким образом, в новостном блоке событие излагается по закону «перевёрнутой пирамиды», а не в порядке поступления дополнительной информации. То есть, в начале сообщается собственно новостное событие, а ближе к концу подаются подробности, по мере их значимости. При этом с течением времени эта «пирамида» может опрокидываться при появлении новых сенсационных сообщений, событий, информации и т.д. и ядро уходит в конец.

Текст новостей описывает событийную ситуацию в неязыковой действительности. Событийная ситуация рассматривается как определенное стечение обстоятельств, обусловливающих оформление и реализацию события. Обстоятельственная система ситуации создает условия для появления события, определяет месторасположение события, обеспечивает его реализацию. Событие, в свою очередь, вносит в ситуацию свойственный ему динамизм и результативность.

1.3. Новость как событийная ситуация с оценочным компонентом.

Понятие ситуации в лингвистике в настоящее время считается изученным достаточно полно. Ситуацию можно рассматривать как инструмент анализа, способствующий формированию ментальной модели функционирования языковых реалий, репрезентирующих в языке номинируемый фрагмент окружающего мира.

Человеческое бытие складывается из множества разнообразных фрагментов – ситуаций. Находясь в той или иной ситуации, человек взаимодействует с окружающим миром. Ситуации открывают поле деятельности и переживаний для человека, наполняют его существование смыслом. Пережитые ситуации часто становятся основой речевого сообщения. Отображение ситуации в речи проявляется в разных способах номинации самой ситуации и ее компонентов, в репрезентации определенных когнитивных моделей, ассоциируемых с ней, в выборе масштаба и детализации описания, во временной и модальной отнесенности ситуации к действительности, в использовании различных перспектив изображения. [Кубрякова 2004: с. 560]

1.3.1.Событийная ситуация.

Событийная ситуация рассматривается как многоуровневое образование, включающее в себя как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.

Под событием понимается значительноепроисшествие,явление или инаядеятельность какфактобщественной илиличной жизни;

Эмотивно-оценочный аспект формирует модальный план событийной ситуации. Когнитивно-семантический подход способствует анализу языковой репрезентации событийного и пост-событийного эмоционального состояния участников ситуации, предикатно-аргументный состав которой помимо предиката эмоции включает источник воздействия на эмоциональное состояние и патиенс, как лицо, переживающее определенную эмоцию. [Хомякова 2015: с. 140]

Эмоции, испытываемые участниками событийной ситуации, зависят от оценки ими произошедшего события, характер которой актуализируется в языковом пространстве текста и доступен для лингвистического анализа в рамках аксиологической ситуации, которая включает предикат оценки, субъект, объект оценки и ее знак (положительный или отрицательный). Понятие аксиологической ситуации может использоваться в ходе анализа событийной ситуации, поведение и эмоциональное состояние участников которой неотделимо от процедуры оценки происходящего события, причин его возникновения и последствий, что в конечном счете объективируется в речемыслительной деятельности субъекта оценки. (Хомякова 2015: с. 140)

Событийная картина мира находит отражение в публицистических аналитико-новостных текстах, образующих диахроническую последовательность в языковом пространстве событийного дискурса, номинирующего событие на разных этапах его развития во времени. (Хомякова 2015: с. 141)

1.3.2. Оценочный компонент.

Оценка играет существенную роль в средствах массовой информации. Оценка в информационном поле СМИ является сильнейшим средством воздействия на ценностную картину социума, а также средством манипуляции читательским мнением.

Оценка – категория логико-семантическая. Она всегда связана с мнением говорящего, который дает оценку, исходя из своего мироощущения, личного мнения и вкуса. Выражение отношения к чему-либо зависит также и от коллектива, т.е. «в основе интерпретации оценки всегда лежат принятые данным социумом нормы». [Артюнова 1988: с. 6]

Многие исследователи, изучая понятие оценки, сталкиваются с проблемой выделения определения подобного явления. Об этом свидетельствуют, например, такие разные дефиниции этой категории:

- «суждение говорящего, его отношение – одобрение или неодобрение, желание, поощрение и т.п. – как одна из основных частей стилистической коннотации. [Сметанина 2002: с. 496];

- «акт человеческого сознания, заключающийся в сравнении предметов, сопоставлении их свойств, определении роли в жизнедеятельности субъекта, и его результаты, закрепляемые в сознании и языке в виде позитивного, негативного или нейтрального отношения». [Солганик 1981: с. 509];

- «передача субъективного плана речи» [Телия 1986: с. 143]

- «положительная или отрицательная характеристика предмета или явления, даваемая ему на основе его определенных признаков». [Чернявская 1998: с. 276]

Оценка включает следующие части, или компоненты: субъект оценки — лицо (или группа лиц), приписывающее ценность некоторому объекту; предмет оценки — объект, которому приписывается ценность, или объекты, ценности которых сопоставляются; характер оценки — абсолютная и сравнительная; основание оценки — то, с точки зрения чего производится оценивание. [Вольф 1985; Ивин 1987]

Оценка (оценочный компонент) является составной частью семантической структуры слова, имеет тесную связь с эмотивным компонентом и понятийным ядром слова, реализует оценочное отношение языкового коллектива к соотнесенному со словом понятию или предмета по типу хорошо/плохо в диапозоне от «очень хорошо» до «очень плохо». [Артюнова 1987]

Оценочность языковой единицы может быть обусловлена ее лексико-семантическими свойствами, функционально-стилевой принадлежностью, контекстуальным употреблением. Оценка в сфере духовной деятельности индивида имеет аксиологическую и идеологическую функции. Как форма отражения действительности, оценка связана не только с ценностью и ее выявлением в объекте для субъекта, но и с характеризацией объекта оценки. [Ретунская 1996: с. 9]

Ситуация экстралингвистической действительности, когда появляется возможность оценить и совершается акт оценки, определяется как «оценочная ситуация». [Федотова 1987: с. 14]

Оценочной ситуации свойственна такая прагматическая характеристика, как эксплицитность и имплицитность высказывания. Эксплицитность предполагает открытое, непосредственное выражение какого-либо значения, имплицитность – скрытое, опосредственное выражение. Выбор того или иного способа высказывания оценки обусловлен достижением определенных прагматических целей субъекта речи. [Сальникова 2008]

1.3.2.1. Классификация оценки.

Исследователи в работах, посвященных оценке, при анализе языковых явлений обращаются к различным классификациям оценок, в основу которых заложены различные критерии.

Первый критерий – аксиологическая интерпретация. Два значения аксиологического оператора – «хорошо/плохо» – позволяют выделить три типа оценки: нейтральную; положительную; отрицательную. [Вольф 1985: с. 23]

Данная классификация носит наиболее обобщенный характер, так как, опираясь на аксиологическую основу категории оценки, позволяет ответить на вопрос: положительно или отрицательно относится автор высказывания к объекту действительности, признает или не признает его ценность.

Второй критерий – наличие эмотивного компонента. В зависимости от наличия или отсутствия эмотивного компонента оценка бывает: рациональная; эмоциональная (эмотивная); эмотивно-нителлектуальная. [Вольф 1985: с. 52]

Рациональная (интеллектуально-логическая) оценка основана на информации об объективно присущих референту свойствах (traitor, defeat, kind, firm, perish). Будучи частью денотации, она входит в предмет обозначения. О денотативном характере оценочности свидетельствуют оценочные слова good/bad в словарной дефиниции.

Эмоциональная (эмотивная) оценка основана на тех эмоциях, не