Разработка системы хранения информации о ВКР, защищённых на кафедре «Информационные системы»



Введение

Проверка выпускных квалификационных работ на объем заимствований сегодня является безусловным требованием. 

Студенты в конце обучения пишут выпускную квалификационную работу (ВКР). Перед тем, как выбрать тему ВКР, хотелось бы узнать, делали ли уже по такой теме работу и что уже реализовано в ней.   Именно поэтому хранение информации о ВКР, защищённых на кафедре «Информационные системы» является актуальной. Ещё стоит отметить, что количество работ студентов растёт с каждым годом и, следовательно, хранить результаты работ становится гораздо сложнее. Поэтому создание системы хранения информации, которая могла бы хранить все результаты работ студентов просто необходимо, так как не каждый руководитель может держать такое количество информации в своей памяти.

Для того, чтобы успешно достичь поставленную цель, пользователь может проводить эффективный масштабный поиск по выпускным квалификационным работам, защищённым на кафедре «Информационные системы».

Под хранением информации в данной работе мы будем понимать процесс добавления сведений о ВКР, защищённых на кафедре «Информационные системы»,  для облегчения последующего информационного поиска.

Целью данной работы является разработка системы хранения информации о ВКР, защищённых на кафедре «Информационные системы».

Основными задачами, решаемыми в рамках курсовой работы, являются:

1 Анализ объекта исследования

1.1 Понятие выпускной квалификационной работы. Этапы подготовки и защиты

Выпускная квалификационная работа — самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров, магистров испециалистов, выполняемая ими на последнем, выпускном курсе.

Подготовка ВКР отвечает за формирование у студента навыков самостоятельной работы в профессиональной области. Успешная ВКР является правовым основанием для присвоения студенту соответствующей квалификации.

Основной целью написания ВКР является систематизация и обобщение теоретических знаний и практических навыков выпускников. Дипломная работа, как правило, состоит из теоретической, практической (аналитической) и проектной части. Выполняется в большинстве случаев на примере конкретного предприятия.

Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. В процессе достижения каких-либо целей человек принимает решения (обрабатывает информацию), а в процессе общения с другими людьми - передает и принимает информацию. Человек живет в мире информации.

Потоки информации, которые нас окружают, огромны. Во времени они имеют тенденцию к увеличению. Поэтому в любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Некоторые организации используют для этого шкафы с папками, но большинство предпочитают компьютеризированные способы - базы данных, позволяющие эффективно хранить, структурировать и систематизировать большие объемы данных.

В ходе выполнения данной работы разрабатывается приложение с хранением информации о выпускных квалификационных работах, защищённых на кафедре «Информационные системы».

Предметной областью является разработка базы данных и приложения для руководителей кафедры «Информационные системы».

Данное приложение предусматривает возможность поиска информации о ВКР и возможность регистрации новых ВКР.

Используя поиск, можно узнать, какие темы выпускных квалификационных работ уже были защищены на кафедре «Информационные системы», в каком году и кем были реализованы, кто являлся дипломным руководителем.

1.2 Моделирование бизнес-процессов предметной области

Процесс организации работы с информацией о ВКР начинается с определения пользователя, который будет использовать данную систему. Для студента достаточно ввести запрос и выполнить поиск. Для руководителей предусмотрена возможность для входа в систему, для возможности дальнейшей реализации необходимых операций и получения на выходе запрошенных данных.

Контекстная диаграмма процессов организации работы с информацией о ВКР представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 –Контекстная диаграмма процессов организации работы с информацией о ВКР

Важными входными данными в этой предметной области является хранение информации о ВКР, в которых содержится информация о самих работах. Также входными данными является поисковый запрос, который предназначен для выполнения поиска необходимой информации.

Выходные данные представлены в виде результата поиска.

Все действия в данной предметной области выполняет обычный пользователь.

Детализация контекстной диаграммы представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Схема А2

Рассматриваемая предметная область включает в себя три процесса:

- занесение данных о работах, защищённых в предыдущем году;

-занесение в систему данных о защищённых ВКР;

-занесение текущих защит ВКР.

Для этих процессов внешние входные и выходные информационные потоки, механизмы и управления аналогичны контекстной диаграмме. Несмотря на это, появляется ряд новых стрелок. Для блока «индексация данных» выходным потоком является проиндексированные данные, которые становятся входным потоком для блока «Выполнение поиска необходимых данных».

«Выполнение поиска необходимых данных» не является тривиальным процессом и состоит из ряда других процессов, поэтому он требует дальнейшей детализации. Детализация Выполнения поиска необходимых данных представлена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Схема А3

На данной диаграмме все стрелки переносятся с контекстной диаграммы.

Данная диаграмма содержит в себе такие процессы, как:

- поиск по атрибутам;

- поиск по ключевым словам;

- поиск по синонимам.

На вход данным процессам подаются проиндексированные данные и поисковый запрос, по которым будет осуществляться поиск.

После выполнения данных процессов будет порожден выходной поток – результат поиска, который выходит за пределы предметной области.

1.3 Постановка задачи дипломного проектирования. Требования к проектируемой системе

Система хранения информации о ВКР, защищённых на кафедре «Информационные системы» будет разработана для использования двумя категориями лиц: руководители и обычные пользователи. Для каждой из категорий будут предусмотрены определенные операции.

Для руководителей будет предусмотрена возможность поиска информации о ВКР, возможность регистрации новых ВКР (ввод данных о ВКР,  ключевые слова, синонимы).

Для студентов реализуется только поиск работ и краткое их описание.

Для того, чтобы упростить поиск, предлагается поиск по ключевым словам и синонимам.

При поиске будет сохраняться порядок вывода работ по году издания.

Выделим основные задачи системы хранения информации о ВКР, защищённых на кафедре «Информационные системы»:

1) создание поисковой системы ВКР, что позволит осуществлять поиск: по названию, ключевым словам и синонимам;

2) предоставление информации о ВКР, включающих следующие сведения:

- название темы ВКР;

- Ф.И.О. студента;

- год сдачи ВКР;

- специальность;

- оценка;

- руководитель;

- предприятие;

- ключевые слова;

- синонимы;

3) создание эффективной системы навигации и обеспечение доступа к полным текстам работ без возможности их копирования;

4) формирование списка ВКР.

2 Разработка модели хранения данных

2.1 Построение логической модели базы данных

Прежде, чем приступать к созданию информационной системы необходимо сформировать понятия о предметах, фактах и событиях, которыми будет оперировать данная система. Для того, чтобы привести эти понятия к той или иной модели данных, необходимо заменить их информационными представлениями. Одним из наиболее удобных инструментов представления данных, независимого от реализующего его программного обеспечения, является модель "сущность-связь".

Сущность – это объект, который может быть идентифицирован неким способом, отличающим его от других объектов. Атрибут сущности – это именованная характеристика, являющаяся некоторым свойством сущности.

Ключ сущности – группа атрибутов, такая, что отображение набора сущностей в соответствующую группу наборов значений является взаимнооднозначным отображением.

Связь – это ассоциация, установленная между несколькими сущностями. Одна сущность может быть связана с другой сущностью или сама с собою.

Модель сущность-связь строится на основе модели стандартаIDEF0, так как эти модели взаимосвязаны. Данные с модели процессов предметной области переносятся на концептуальную схему. Однако не все дуги стандартаIDEF0 представляют собой данные или информационные потоки. В одной модели стандартаIDEFX могут включаться несколько моделейIDEF0, построенных на основе различных точек зрения.

Для каждого вида дуг существуют дополнительные ограничения при переводе моделиIDEF0 в модельIDEFX:

  1. Входные дуги представляют данные, которые потребляются функцией.
  2. Управляющие дуги представляют условия для производства выхода, соответствующие кортежи только просматриваются.
  3. Выходные дуги представляют данные, которые создаются или модифицируются функцией.
  4. Стрелки механизмов отображают ресурсы, используемые функцией, и в стандартеIDEFX не отражаются.

Для автоматизации процессов организации работы индексации на основе рассмотренной выше модели стандартаIDEF0 будет разрабатываться база данных. Первым этапом проектирования базы является построение логической схемы, представленной на рисунке 2.1.

Для разработанной базы данных были выделены следующие основные сущности: «Студент», «Руководитель», «ВКР», «Предприятие», «Уровень», «Ключевые слова».

Сущности «Студент» и «Руководители» содержат дополнительные атрибуты, которые различают описание дипломников от руководителей.

Сущность «ВКР» описывает множество всех выпускных квалификационных работ. Ключевой атрибут данной сущности – уникальный числовой код выпускной работы. Также данная сущность содержит в себе атрибуты, необходимые для описания каждой выпускной квалификационной работы.

Для того, чтобы организовать в приложении поиск по ключевым словам и синонимам, встала необходимость создания информационных сущностей «Ключевые слова» и «Синонимы».

Ключевой атрибут данных сущностей – уникальный числовой код ключевого слова и уникальный числовой код синонимов.

Рисунок 2.1 – Концептуальная схема

2.2 Построение физической модели базы данных

На следующем этапе проектирования базы данных необходимо логическую схему перевести в физическую. Кроме того, требуется для каждого атрибута определить его тип, который зависит от выбранной СУБД. Для реализации была выбрана свободная реляционная система управления базами данных MySQL версии......

Ниже приведена таблица 2.1, в которой указаны выбранные типы для каждого атрибута.

Таблица 2.1 – Соответствие имен на логической и физической моделях.

Название атрибутов на логической модели

Название атрибутов на физической модели

Тип атрибута

Таблица «Студент» (Student)

idСтудент

id_student

INTEGER

Фамилия

Fam

VARCHAR(225)

Имя

Im

VARCHAR(225)

Отчество

Pat

VARCHAR(225)

Продолжение таблицы 2.1

Название атрибутов на логической модели

Название атрибутов на физической модели

Тип атрибута

Таблица «Руководитель» (Head)

idРуководитель

Id_head

INTEGER

Фамилия

Fam

VARCHAR(225)

Имя

Im

VARCHAR(225)

Отчество

Pat

VARCHAR(225)

Должность

Post

VARCHAR(225)

Таблица «ВКР» (VKR)

idВКР

Id_VKR

INTEGER

Тема

Tema

VARCHAR(225)

Руководитель

Head

VARCHAR(225)

Год сдачи ВКР

Year

YEAR

Специальность

Specialnost

VARCHAR(225)

Оценка

Assessment

VARCHAR(225)

Таблица «Предприятие» (Company)

idПредприятие

Id_company

INTEGER

Название

Name

VARCHAR(225)

Дата

Date

DATE

Продолжение таблицы 2.1

Название атрибутов на логической модели

Название атрибутов на физической модели

Тип атрибута

Таблица «Уровень» (Level)

idУровень

Id_level

INTEGER

Квалификация

qualification

VARCHAR(225)




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Совершенствование учебного процесса по кафедре Системы передачи информации

2. Создание информационной системы для хранения, анализа и обработки информации применяемой в деятельности магазина

3. Создание информационной системы для хранения, анализа и обработки информации, применяемой для организации отдела снабжения

4. Автоматизированные информационные системы (АИС). Системы автоматизированного проектирования АИС: этапы развития, классификация, характеристики CASE-средств: Rational Rose, ErWin, BpWin

5. Информационные технологии и информационные системы

6. Разработка технического проекта элемента системы защиты информации в кабинете руководителя от утечки по индукционному каналу

7. Информационные системы на предприятии

8. Информационные системы роботов

9. Информационные системы в землеустройстве и кадастре

10. Разработка системы по учёту и ведению охранников, своевременному оповещению об аттестациях, ведению информации об объектах и составлении графика дежурств для предприятия