РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ



РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3 Глава 1. Политика государства в области семей, имеющих детей с ОВЗ.

1.1 Законодательная база в области особого ребенка и его семьи…………………9

1.2.    Образование и реабилитация детей с ОВЗ……………………………..……13

Глава 2. Педагогические аспекты социализации детей с ОВЗ в условиях семьи и образовательного учреждения.

Социализирующая функция семьи………………………………………...…..22

Особенности семьи, имеющей ребенка с ОВЗ………………………………..30

Глава 3. Экспериментальное исследование роли и значения семьи в становлении личности ребенка.

Детско-родительские отношения в семьях детей с ОВЗ (на примере обучающихся с умственной отсталостью)……………………………………..…..35

Рекомендации по работе с родителя ребенка с ОВЗ………………………….48 Заключение………………………………………………………………………...…52 Список использованных источников и литературы………………………….….55

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.Актуальность проблемы обусловлена тем, что семья, имеющего ребенка с ОВЗ, это семья с особым статусом.

Эффективным средством реабилитации детей с ОВЗ является семья, поскольку, в ней протекает жизнь ребенка и формируются его нравственные качества. Существует зависимость развития ребенка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития ребенка. Современный подход к семье рассматривает возможности по созданию благоприятных условий для его развития и воспитания.

Возникает множество проблем с рождением ребенка с ОВЗ. Материальное состояние быстро ухудшается, поскольку появляется постоянное медикаментозное лечение и ряды реабилитационных мер. И здесь отцы зачастую уходят из семьи, что делает проблему еще глобальнее.

Необходимость ухода за детьми с ОВЗ осложняет процессы социально- экономической адаптации семей, прежде всего в силу того, что родители вынуждены уходить с работы или искать новую.

Негативные тенденции в социализации таких семей вызваны еще и субъективными факторами, которые обусловлены социальным положением данной группы, образом жизни, недостаточной грамотностью и информированностью родителей в вопросах законодательства.

Степень научной разработанности проблемы.В настоящее время накоплен значительный опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях научного знания. Особое внимание уделяется анализу причин возникновения этого, увеличения их количества, изучению проблем адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям социума.

Согласно теории наклеивания ярлыков или теории социальной реакции (Г. Беккер, Э. Лемертон), социальные проблемы особых детей рассматриваются с позиции отношения к ним общества в целом и феноменов социального контроля и социальной реакции. В рамках этой теории в отечественной  социологии проблемы инвалидизации изучались М.П. Левицкой (18, с.25).

В теориях символического интеракционизма (Дж. Г. Мид, Н.А. Залыгина, Н.В. Васильева и др.) инвалидность описывается через системы символов, характеризующих эту социальную группу (лиц с  ограниченными возможностями).

С точки зрения феноменологического подхода (П. Бергер, Т. Лукман, А. Шюц)  основной  темой  и  проблемой  изучения  инвалидности  явился     процесс

«социального конструирования реальности» (5, с.302).

Проблемы становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья проанализированы с привлечением теорий зарубежных авторов (Ж. Пиаже, М. Мид, З. Фрейд, Э. Гидденс, Н. Смелзер, А. Шюц), которые исследовали детскую субкультуру, мироощущение детей, формы его проявления и возможности реализации интересов, а также специалистов разных научных направлений: социологии, психологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д.

В работах М.С. Бедного, А.А. Баранова, Д.И. Зелинской и Л.С. Балевой (2, с.273; 4, с.198) дана структурная характеристика этой группы населения. О.В. Гринина (15, с.26-30; 17, с.138-141) изучила основные факторы, влияющие на рост детской инвалидности. Вопросам социально-психологического аспекта социализации детей с ограниченными возможностями посвящены исследования Т.А. Добровольской и Н.Б. Шабалиной (12, с.21-23) . Обучение детей с ограниченными возможностями было рассмотрено Ю.Н. Мануйловой и Л.Н.Смирновой, Т.И.Черняевой, Д.В. Зайцевым, Е.Р. Ярской-Смирновой, И.И. Лошаковой, П.В. Романовым (22, с.31; 30 с.85-94).

Проблемы семьи особого ребенка, её роли, особенно матерей в его воспитании, затрагивались в работах медиков и психологов (Е.М. Мастюкова, Л.П. Боровая, Т. Г. Горячева, В.В. Ткачёва и др.)(20, с.55-63; 6 с.59-63; 9).

Взаимодействие «дефектолог – мать» анализировалось в трудах С.М. Хороша, Л.И. Солнцевой, Т.В. Пелымской, Е.О. Смирновой, Г.Н. Росиной, Н.Д. Шматко, С.Д. Забрамной, Е.Р. Басинской, Е.И. Исениной, О.С. Ни-кольской, М.М. Либлинга, Л.С. Печниковой, и др.. В работах И.П. Каткова, Л.С. Выготского, Г.Е. Сухаревой, К.С. Лебединской, Г.В. Грибановой и других изучались особенности детей и подростков с различными физическими и психическими заболеваниями, отклонениями в поведении, неблагоприятными семейными условиями.

Реабилитация ребёнка в условиях семьи исследована Н.С. Моровой, С. Чавес  и др.

В последнее время рассматриваются вопросы взаимоотношения  родителей и особого ребёнка (Т.Н. Волковская и др.), отношение матери к ребёнку с отклонением в развитии (О.Б. Чарова, Е.А. Савина, Л.С. Печникова и др.), психолого-социальная поддержка родителей детей с ограниченными возможностями (О. М. Высоцкая, Д.Ю. Мостовой и др.).

Объектом исследованияявляется семья, имеющая ребенка с ОВЗ.

Предмет исследования– становление личности ребенка, имеющего ОВЗ.

Цель исследования– обобщить теоретический и практический опыт и выявить роль и значение семьи в становлении личности ребенка, имеющего ОВЗ.

Данная цель обусловила необходимость решения следующихзадач:

-описать политику государства в области семей, имеющих детей с ОВЗ;

-рассмотреть законодательство в области защиты особого ребенка и его семьи;

-описать аспекты образования и медицинской реабилитации детей с ОВЗ;

-проанализировать педагогические аспекты социализации детей с ОВЗ в условиях семьи и образовательного учреждения;

-описать особенности семьи, имеющей ребенка с ОВЗ;

-описать сущность и особенности работы с родителями особого ребенка;

-выявить социализирующую функцию семьи;

-исследовать детско-родительские отношения в семьях детей с ОВЗ (на примере обучающихся с умственной отсталостью).

Гипотеза исследования: благоприятное и адекватное развитие и формирование личности ребенка, имеющего ОВЗ, возможно лишь при условии благополучного воздействия со стороны семьи.

Теоретическую и методологическую базу исследованиясоставляют научные труды отечественных и зарубежных ученых, в которых анализируется содержание понятий «инвалидность», «особый ребенок», «семьи с особым ребенком». Для решения задач теоретического уровня применялись общенаучные методы познания: системный, структурно-функциональный, сравнительно- исторический, где процессы и явления рассматривались на основе всеобщих принципов взаимосвязи и развития.

Для эмпирической аргументации основных положений диссертационного исследования – методы опроса, анализа документов, наблюдения. В качестве источников информации использовались законы Российской Федерации и другие нормативные документы, монографии, сборники научных публикаций, материалы конференций, периодической печати и Интернета, результаты социологических исследований.

Научная база исследования.Для решения поставленных задач был использован широкий круг источников и документов, позволивших провести комплексное исследование:

  1. Нормативные документы: федеральные и региональные законы, постановления Правительства РФ и РБ, федеральные и региональные целевые программы.
  2. Материалы Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориального управления по РБ.
  3. Материалы периодической печати РФ и РБ.

  1. Интернет-ресурсы.

В настоящей работе на основе системного социологического исследования получены следующие научно обоснованные положения:

Теоретическое и практическое значениенастоящей работы заключается в возможности применения ее положений и выводов в дальнейшем изучении проблем семей, имеющих ребенка с ОВЗ. Результаты исследования могут быть использованы при написании работ, посвященных проблемам таких семей, а также конкретизации соответствующих пунктов социальной политики в отношении семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы работы могут быть востребованы органами социальной защиты населения, а также учтены при разработке учебных курсов по социальной  работе и социологии семьи и детства. Результаты дипломной работы могут быть использованы в практической деятельности специалистов по социальной работе.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Наличие в семьях особого ребенка имеет определяющее значение в их социальном статусе. На это указывают такие показатели, как превышающее количество неполных семей, уровень их доходов обычно ниже прожиточного минимума, ограниченный выбор профессии, обусловленный необходимостью ухода за ребенком.
  2. Образ жизни семей, имеющих особых детей, характеризуется экономической и социальной зависимостью, замкнутостью, отсутствием жизненных планов и уверенности в себе.
  3. Основным идентификатором социального положения и образа жизни семей, имеющих особых детей, является общее поле проблем, связанных с наличием особого ребенка.
  4. Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с ОВЗ.

Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, основной части, представленной тремя главами (двумя теоретическими и одной практической), рекомендаций, заключения и списка использованных  источников и литературы.

Глава 1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБДАСТИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

1.1 Законодательная база в области особого ребенка и его семьи

Государство Российской Федерации осуществляет политику в отношении семей с особыми детьми согласно Конституции РФ, общим нормам социально- правового законодательства, а также руководствуясь специальным законодательством относительно социальной защиты людей с ограниченными возможностями. В основе настоящей законодательной базы РФ в области социальной поддержки и защиты особых детей лежат международно-правовые документы ООН (Организации Объединенных Наций).

С самого начала своей деятельности Организация Объединенных Наций занималась вопросами в отношении особых детей как наиболее социально незащищенной и уязвимой категории общества. Существует ряд международных документов, в котором данной организацией трактуются права детей, имеющих ОВЗ. Перечислим основные:

-Декларация прав ребенка (1959 год),

-Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год),

-Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971 год),

-Декларация о правах инвалидов (1975 год),

-Конвенция о правах ребенка (1989 год),

-Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год),

-Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 год).

Основным международным документом стал принятый 20 декабря  1993 года Генеральной Ассамблеей ООН «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (33), объединившим существующие резолюции и другие правовые документы о жизни особых детей. Правила базировались на Билле о правах человека, Пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Всемирной программе действий в отношении инвалидов. Правила дают конкретные рекомендации государствам принимать меры по устранению препятствий, не позволяющих особым детям реализовывать свои права и свободы, полноправно участвовать в общественной жизни. Странам рекомендовано принимать меры по углублению понимания в обществе проблем особых детей, их прав, потребностей на национальном и местном уровнях.

Российская законодательная база в области особых детей была сформирована с учетом указанных выше документов. В 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. (43). В Законе определены понятие и критерии инвалидности, компетенция федеральных и региональных органов власти по социальной защите этой категории граждан; установлены права и льготы, предоставляемые особым детям; определена система реабилитации таких детей и обеспечения их жизнедеятельности.

Нужно отметить, что в понятие реабилитации Законом включены медицинские мероприятия, обучение и образование, профессиональная ориентация, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация, социально-психологическая, социально-педагогическая и социально-средовая, социокультурная  реабилитация,  социально-бытовая  адаптация.  Таким  образом,

основополагающей концепцией в отношении особых детей является профилактика и реабилитация.

Именно реабилитационные меры должны способствовать улучшению жизнедеятельности детей, имеющих ОВЗ.

В настоящие время в РФ осуществляется одно из приоритетных направлений по осуществлению материнства и детства, изменения политики государства по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. В связи с чем была принята программа «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (46). В реальной жизни на пути реализации данного указа в отношении детей с ОВЗ возникает немало препятствий, сдерживающих достижения максимальных результатов. Наиболее значимым недостатком российского законодательства в области социальной поддержки и защиты детей с ОВЗ является недостаток в законодательстве конкретных механизмов реализации важнейших правовых норм по профилактике инвалидности и реабилитации особых детей.

Во исполнение перечисленных выше законов Правительством Российской Федерации принято более 20 федеральных нормативных актов. Кроме того, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации по проблемам особых детей принято свыше 800 нормативных актов.

На настоящий момент переход от финансовой поддержки к профилактике врожденных заболеваний детей является одним из главных тенденций реформирования государственной политики РФ в этой области. Также приоритетными вопросами являются обеспечение детей с ограниченными возможностями благоприятной средой жизнедеятельности и медико-социальной реабилитацией.

Учитывая также тот факт, что роль образования для детей с ограниченными возможностями особенно важна, необходимо более пристальное внимание уделить  законодательству в  области  получения образования для особых    детей.

Согласно экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям (42).

1.1. Образование и реабилитация детей с ОВЗ

Закон Российской Федерации «Об образовании» учитывает особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Он гарантирует общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников). Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья (статья 5).

Для детей и подростков с ОВЗ органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (детские сады, школы, классы, группы, реабитационные центры), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются в соответствии с Законом  Правительством Российской Федерации. Дети и подростки с ограниченными возможностями направляются в перечисленные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (или иных законных представителей) и согласно заключению медико-социальной экспертизы.

Дети с ограниченными возможностями, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, принимаются при условии успешной сдачи вступительных экзаменов вне конкурса в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Еще одним основополагающим нормативно-правовым актом в сфере образования является Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (44). Законом установлено, что студентам- инвалидамI иII групп размер стипендии увеличивается на 50%. Федеральным

законом «О библиотечном деле» (45) подтверждена государственная поддержка специализированных библиотек для слепых, сеть которых была сформирована еще в советское время (в настоящий момент их около 70 в разных регионах).

Как уже было указано выше, для людей с ограниченными возможностями здоровья образование имеет особенное значение. Это подтверждается следующими статистическими данными: лишь 15-18% от общего количества инвалидов трудоспособного возраста имеют постоянную работу, но среди тех инвалидов, получивших высшее и среднее образование, доля тех, кто имеет трудовую занятость, значительно выше - около 60%. Среди выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана, в котором существует непрерывная система образования для слабослышащих, 100% выпускников впоследствии являются трудоустроенными. Таким образом, необходимо более пристальное внимание уделять возможности особых детей получать профессиональное образование.

В 2002 году Парламентской Ассамблеей стран СНГ был принят Модельный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Данный закон представляет собой основу для разработки, утверждения и совершенствования законодательной базы в области специального  образования.  В указанном  законе  определены  такие  понятия, как

«ограниченные возможности здоровья и развития», «интегрированное образование», и др., приводится характеристика образовательных учреждений.

Существует также целевая федеральная программа «Дети России», которая играет важную роль в формировании и совершенствовании системы работы с особыми детьми и их семьями. (34) Например, в рамках осуществления данной программы было начато формирование в России системы профилактики детской инвалидности, проводился скрининг новорожденных детей для выявления различных патологий, была сформирована система реабилитации детей с ограниченными возможностями.

В рамках указанной программы в 2002 году были закуплены и поставлены в федеральные и межрегиональные медико-генетические центры шести регионов России высокоавтоматизированные лаборатории «Viktor» для проведения неонатального и пренатального биохимического скрининга;  закуплены российские и импортные препараты для обеспечения лечения новорожденных детей и детей первого года жизни, страдающих фенилкетонурией; в 89 субъектов Федерации поставлено 190 звукореакторотестов, а так же другие диагностические приборы для аудиологического обследования детей.

Согласно разделу программы «Оснащение техническими средствами реабилитации учреждений для детей с умственными и физическими отклонениями» осуществлялась закупка и поставка различных видов оборудования в учреждения для особых детей систем социальной защиты, здравоохранения и культуры. Министерством образования Российской Федерации было закуплено и поставлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей 597 комплектов реабилитационного оборудования, 33 комплекта звукоусиливающей аппаратуры, 97 комплектов оборудования для глухих и слабослышащих детей, 466 комплектов оборудования для слепых и слабовидящих детей и другое оборудование, которое было направлено в 531 детское специальное (коррекционное) образовательное учреждение 72 субъектов Российской Федерации.

Министерством Здравоохранения РФ в рамках данной программы было закуплено реабилитационное оборудование для Российского реабилитационного центра «Детство». Министерством Культуры РФ за счет финансовых средств данной программы было направлено в 5 субъектов Федерации 5 передвижных центров-лицеев для особых детей.

Были также проведены многочисленные федеральные и региональные фестивали, конкурсы, спартакиады с участием особых детей. За счет средств федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» были разработаны и направлены   в   регионы   1700   комплектов   методических   пособий   и   кассет,

организованы разнообразные курсы по повышению квалификации специалистов, работающих с детьми, имеющими ОВЗ. В результате выполнения федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы было достигнуто некоторое снижение инвалидности среди детей с хронической патологией. В том числе удалось расширить сеть реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями (с 293 в 2002 году до 324 в 2005 году).

Затем Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена очередная федеральная целевая программа "Дети России" на 2007- 2010 годы, которая представляла собой продолжение программы «Дети России» на 2003-2006 годы. Целями Программы «Дети России» на 2007-2010 годы были создание благоприятных условий для комплексного развития  и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Финансирование мероприятий Программы осуществлялось за счет средств федерального бюджета, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации в  порядке софинансирования. Этот указ актуален и по сей день.

В цели подпрограммы «Дети и семья» входит комплексное решение проблем семей с особыми детьми, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом. В рамках указанной подпрограммы существует направление «Семья с особыми детьми», с помощью которого осуществляется решение таких задач, как:

-развитие и ежегодное обновление федерального банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья; ·

-внедрение современных технологий при оказании консультативной помощи по реабилитации, воспитанию детей с ограниченными возможностями в семье и их социальной адаптации;

-материально-техническое оснащение специализированных учреждений для особых детей;

- внедрение современных технологий и форм реабилитации особых детей на базе реабилитационных учреждений;

-создание учебно-производственных, трудовых и творческих мастерских в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья;

-проведение всероссийских и региональных мероприятий для особых детей (фестивалей, спартакиад и др.); ·

-разработка методик и технологий комплексной реабилитации детей с  ОВЗ в условиях семьи и учреждений социального обслуживания семьи и детей; ·

-строительство и реконструкция специализированных учреждений для особых детей.

Подпрограмма "Здоровое поколение" включает в себя такие аспекты, как дальнейшее совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повышение доступности и качества медицинской помощи женщинам и детям, снижение показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте до 17 лет. В рамках подпрограммы планируется также внедрение новых реабилитационных технологий, увеличение количества детских реабилитационных центров и создание крепкой материально-технической базы. Планируется достигнуть экономии затрат федерального бюджета за счет:

-предотвращение иди сокращение детской инвалидности вследствие своевременного проведения скрининга новорожденных и разного рода профилактических мероприятий; ·

-снижение количества особенных детей школьного возраста;

-снижение количества детей школьного возраста, переходящих в 3-ю группу здоровья из 2-й группы; ·

-увеличения количества детей школьного возраста, переходящих в 1-ю группу здоровья из 2-й группы; ·

-увеличения относительной доли детей, оставшихся без попечения родителей, направляемых на воспитание в семьи граждан; ·

-уменьшения числа правонарушений несовершеннолетних и снижения количества подростков, направляемых в исправительные учреждения.

По мнению разработчиков указанной Программы, предполагается, что средства, направленные на ее реализацию, окупятся к ее окончанию. В последующие 10 лет экономический эффект от реализации Программы будет возрастать и в 2020 году составит около 29 млрд. рублей в год. Численность населения, сохранившего трудоспособность в результате реализации Программы, к 2020 году составит около 230 тыс. человек.

Таким образом, выполнение комплекса мероприятий Программы должно способствовать профилактике детской инвалидности и улучшению качества жизни особых детей и семей с такими детьми.

В 2005 году была утверждена федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» (35). В рамках указанных выше программ удалось добиться некоторых позитивных изменений в вопросе реализации права особых детей на образование. Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья создана дифференцированная система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя:

- дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего вида или специальные (коррекционные) группы при дошкольных образовательных учреждениях общего вида;

-специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ОВЗ;

-специальные (коррекционные) классы для обучающихся, воспитанников с ОВЗ при образовательных учреждениях общего вида;

-образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи.

В целях раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи на базе Института коррекционной педагогики Российской академии образования с 1 января 2000 г. Министерством  Образования  РФ  создано  государственное  научное учреждение

«Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии».

В настоящее время в субъектах Российской Федерации уже существует 16 центров раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии. (39)

Согласно данным Министерства образования РФ, сеть специальных (коррекционных) образовательных школ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ включает в себя общеобразовательные школы (школы-интернаты) для детей с физическими и умственными недостатками, а также общеобразовательные школы индивидуального обучения особых детей на дому. Предусмотрена возможность обучения детей с выраженной умственной отсталостью и детей  с множественными нарушениями в условиях образовательных учреждений. Ранее такие дети направлялись только в специализированные учреждения социального развития.

Учитывая общемировой подход к совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников, в России в последнее время осуществляется развитие интеграционного (инклюзивного) образования. Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями в интернатах и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. По мнению экспертов, такой подход является не

совсем правильным, т.к. происходит обострение неравенства детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Внедрение инклюзивного образования позволяет менять отношение, которое исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

В настоящее время почти 1,5 тысячи детей с нарушениями слуха обучаются вместе с нормально слышащими детьми. Кроме того, свыше 100 тыс. детей, имеющих легкие нарушения звукопроизношения или письменной речи, посещают почти 5 тыс. логопедических пунктов при общеобразовательных учреждениях. Комплектование образовательных учреждений (групп, классов), в которых ведется обучение, воспитание и коррекция развития детей с ограниченными возможностями во многом зависит от качества работы психолого-медико- педагогических комиссий (ПМПК). (37)

Необходимо отметить, что для успешного развития детей с ограниченными возможностями развития, создания условий их интеграции в общество важную роль играет семейное воспитание. В связи с этим политика государства направлена на поддержку семей, имеющих особых детей и обеспечение и поддержку условий, позволяющих воспитывать детей не в специализированных учреждениях, а в семье.

В связи с новыми социальными требованиями к системе образования повышается значимость деятельности по психологическому обеспечению образования. Создана служба практической психологии на всех уровнях системы образования:  от  дошкольного  образования  до  высшего  образования.    Которая