Состояние речи дошкольника с моторной алалией



Содержание Введение   3

Глава 1. Теоретические исследования проблемы формирования связной речи при моторной алалии.

.Понятие моторной алалии 5

.Речевые нарушения при моторной алалии    11

1.3. Развитие связной речи в норме и при моторной алалии 19

Глава 2. Экспериментальное исследование состояния связной речи у дошкольников с моторной алалией.

База для проведения обследования состояния связной речи       25

Содержание эксперимента. 26

Результаты эксперимента. 30

Глава 3. Методические рекомендации по формированию связной речи у детей с моторной алалией 41

Заключение 45

Список литературы 47

Введение

Часто у детей дошкольного возраста возникают нарушения в развития речи. По своей структуре и тяжести проявления они могут быть разнообразными. У ребенка может быть нарушена только произносительная сторона речи. Но встречаются случаи, которые не ограничиваются нарушением звукопроизношения, но и включают в себя нарушения всех компонентов речевой системы.

В логопедии такие нарушения называются общее недоразвитие речи. Степень расстройства языка может быть разной. Речь может полностью отсутствовать или быть недоразвитой.

Недоразвитие речевой системы может привести к нарушению умственной деятельности и психических процессов. Такие дети страдают нарушением внимания, памяти, восприятия и эмоционально- волевой сферы.

В общее недоразвитие речи входит моторная алалия, которая является тяжелым нарушением речи. Моторная алалия  неоднородна по своим проявлениям. Ведущим дефектом при такой форме алалии являются языковые нарушения.

В связи с тем, что при моторной алалии нарушаются все компоненты речевой систем, самым тяжелым для ребенка является овладение связной речью.

Формирование связной речи у дошкольников с моторной алалией - одна из самых актуальных проблем современной логопедии. Умение ребенка связно выражать свои мысли дает возможность успешного обучения в школе.

Объект исследования:состояние речи дошкольника с моторной алалией.

Предмет исследования:процесс формирования связной речи у дошкольников с моторной алалией в ходе коррекционной работы.

Цель исследования:выявление состояния  связной речи у дошкольников с моторной алалией.

Гипотеза исследования:связная речь дошкольников с моторной алалией характеризуется специфическими особенностями, которые обусловлены недоразвитием всех компонентов языка.

При выполнении работы были поставлены следующие задачи:

  1. На основе анализа литературы, изучить состояние проблемы формирования связной речи дошкольников с моторной алалией;
  2. При   проведении   эксперимента  провести сравнительный анализ между нормой и патологией;
  3. Выявить особенности формирования связной речи у дошкольников с моторной алалией;
  4. Определить основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей с моторной алалией.

ГлаваI. Теоретические исследования проблемы формирования связной речи при моторной алалии

Понятие моторной алалии

Моторная (экспрессивная) алалия – это собирательный термин для ряда состояний с различной картиной проявлений и с несколько  различной локализацией мозгового поражения, общим для которых является недоразвитие экспрессивной речи, т.е. затруднения в овладении активным словарем и грамматическим строем, а также звукопроизношением при относительно полноценном развитии понимания речи [Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. —

— М.: "Просвещение", 1973. Стр.208].

Экспрессивная алалия возникает вследствие органического поражения мозга в пренатальный, натальный и постнатальный периоды. Многие авторы [2, 5, 26, 29, 33,] считают, что у детей с алалией на ранних этапах развития имелись множественные повреждения в обоих полушариях. Причинами возникновения моторной алалии служат:

-Внутриутробные менингиты и энцефалиты;

-Родовые травмы и асфиксии;

-Интоксикация плода;

-Внутриутробные травмы мозга;

-Болезни раннего детства с осложнением на мозг.

В связи с тем, что алалия представляет собой сложное расстройство, то она характеризуется целым комплексом взаимосвязанных между собой дефектов. В структуру этого расстройства входят: тяжелое недоразвитие речи; особенности формирования у детей сложных двигательных действий; специфическое формирование психической деятельности.

Поведение детей с моторной алалией может выражаться в заторможенности или, наоборот, в повышенной возбудимости и сензитивности.  Такие  особенности  связанны  не  только  с     недоразвитием

нервной системы, но и с тем, что такой ребенок выпадает из детского коллектива из-за речевой неполноценности, что еще больше травмирует психику. Часто у детей с такой формой алалии имеется задержка интеллектуального развития, что носит вторичный характер и устраняется по мере развития речи.

Хватцев М.Е. выделяет следующие типы моторной алалии: 1)Генуинная моторная алалия

Ребенок не начинает говорить в соответствующем периоде при нормальном слухе и понимании речи.

  1. )Моторная олиголалия

Задержка в развитии речи в период еще не законченного ее формирования.

  1. )Вторичная моторная алалия на почве механической дислалии и дизартрии

Речь у ребенка не развивается вследствие невозможности артикулировать по причинам центральных или периферическх поражений или на почве сенсорной алалии.

Формы  моторной  алалии  (  Р.А.  Белова -Давид,  Н.Н.  Трауготт,  Ф.К.

Орфинская и др.):

  1. .Афферентная форма (связана с кинестетической апраксией) – поиск артикуляции.
  2. .Эфферентная форма (связана кинетической апраксией) – неумение выполнить комплекс последовательных движений, трудности последовательности и переключаемости.

Эфферентная форма преобладает в 9 - 10 раз. Апраксией можно объяснить нарушение звукопроизношения и звукослоговой структуры слова, но языковые нарушения, являющиеся ведущими при алалии, не могут быть связаны с моторной недостаточностью. Так же моторная недостаточность отмечается только у половины детей с алалией.

В связи со всеми затруднениями задерживается развитие активного словаря. Он беден, искажен и недостаточен. В своем развитии задерживаются фонетический и грамматический строй речи. Вторично, но в меньшей степени, страдает импрессивная сторона речи.

Многие авторы выделяют характерную особенность моторных алаликов в виде сниженного речевого стимула или речевой негативизм. В основе этого лежат затруднения в формировании и пользовании самостоятельной речью. Так же у детей с моторной алалией отмечается нестойкость слоговой структуры слова, которая приводит к появлению парафазий, что часто вынуждает ребенка после нескольких попыток отказаться от произнесения слова.

К речевому негативизму может привести неправильное отношение к данному дефекту речи. Это моет выражаться в постоянных поправках окружающими, требования повторить или сказать слово правильно, насмешки ил передразнивания, непонимание его высказываний. Все это тормозит речевое развитие детей алаликов.

Симптоматика моторной алалии

Симптоматика моторной алалии представляет собой сложный и взаимосвязанный комплекс нарушений языковых и неязыковых. Эти нарушения у каждого ребенка с алалией имеют разный количественный и качественный характер. С возрастом симптоматика меняется и у детей разного возраста многие симптомы проявляются иначе или вообще отсутствуют.

Неязыковые нарушения 1)Неврологические нарушения.

Возможны различные степен выраженности: от стертых проявлений мозговой дисфункции и повреждения центральной нервной системы до выраженных неврологических расстройств, особенно пирамидной и экстрапирамидной систем. Н.Н. Трауготт отмечает оральную апраксию у   10

% детей с алалией. У таких детей отмечается физическая недостаточность и соматическая ослабленность.

У алаликов выявляется моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность и расторможенность движений. Выявляется понижение моторной активности, особенно затруднена мелкая моторика пальце рук, нарушение равновесия, недостаточная ритмичность.

2)Психопатологические нарушения.

У моторных алаликов отмечается нарушение высших психических функций: памяти, мышления, внимания, и т.д.

При алалии отмечается сужение объема памяти, быстрое угасание и ограниченность удержания словесных раздражителей. Сильно страдает вербальная память. Детям легче запоминать материал со зрительной опорой, т.е. речезрительная память развита лучше. Так как ребенок не может удерживать в памяти слова и имеет трудности в воспроизведении их структуры, то ограничиваются возможности произвольного высказывания. Отмечается снижение запоминания сюжетной линии, последовательности событий, ребенок как бы скользит взглядом по картинке, не улавливая существенных деталей.

Для детей с алалией характерна бедность логических операций, снижена способность обобщения и символизации, абстракции, нарушение орального и динамического праксиса, акустического гнозиса. Т.е. они испытывают трудности в интеллектуальных операциях, требующих речевого участия. Алалики испытывают трудности в игровой деятельности. Такие дети быстро утомляются, понижена наблюдательность, недостаточность мотивации и эмоционально-волевой сферы.

Языковые нарушения

Дети с такой формой алалии имеют достаточные произносительные способности, но не могут ими пользоваться. При такой форме алалии нарушается  фонетико-фонематическая  и  лексико-грамматическая   стороны

речи. В речи таких детей присутствуют элизии, персеверации, контаминации и парафазии.

Пассивный словарь у моторных алаликов имеет больше слов, чем активный. Дети заменяют слова на другие, близкие по смыслу, входящие в одно ассоциативное поле, например, слово "ваза" заменит на "банка".

Овладение письмом с таким речевым нарушением дается трудно. Поэтому последствием моторной алалии часто служит дислексия и дисграфия.

Уровни речевого развития по Левиной

Р.Е.Левина выделяла три уровня общего недоразвития речи:I уровень

Речевые средства общения ограничены. На этом  уровне развития может быть полное отсутствие речи или несколько обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов.

  1. уровень

Повышение речевой активности, но словарный запас ограничен, слова искажены.

  1. уровень

Речевое развитие характеризуется наличием  развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Развитие речи при моторной алалии

Моторная алалия динамичное расстройство, которое в ходе своего развития изменяется.

У всех детей в той или иной степени выраженности происходит спонтанное усвоение языка. В процессе же специального обучения детей в дошкольных и школьных учреждениях язык в структурном, структурно- функциональном и коммуникативном аспектах обогащается и постепенно приближается к норме.

Как показали исследования, развитие звуковой знаковой системы в довербальный период у детей с алалией не имеет каких-либо существенных отличий от нормы ни в структурно-функциональном, ни в коммуникативном планах. У них, как и у нормально развивающихся детей, невербальные вокализации: крик, плач, кряхтение, гуление, хныканье, вскрикивания, лепет, смех, звуки-псевдослова и бормотание, участвуют в формировании интонации и предпосылок семантической и синтаксической сторон экспрессивной речи. Формируется целый ряд семантических функций и большое число значений, составляющих своеобразные семантические поля, а также первоначальные семантико-синтаксические структуры,  которые служат матрицами для вербального синтаксиса.

Нарушение развития звуковой знаковой системы у детей с алалией наступает в вербальном периоде при овладении словесными знаками, которые в отличие от невербальных знаков обладают особой структурой и функционированием. Поэтому дети не могут или затрудняются реализовать имеющиеся у них предпосылки экспрессивной речи в новой языковой форме.

У моторных алаликов и детей нормально развивающихся имеются сходства и различия.

Сходство в том, что и те, и другие дети проходят путь от развития семантических функций и своеобразных значений, выражающихся невербальными вокализациями, к словесной форме выражения этих функций и значений. И у тех, и у других выражение семантического компонента высказываний длительное время преобладает над формальным, что особенно ярко проявляется на ранних этапах усвоения языка. И у тех, и у других отмечается определенная последовательность в становлении структурно- функциональной стороны языка.

Различия проявляются в том, что у детей с алалией сроки появления языковых единиц (слов, звуков, флексий и др.) и особенно правил их функционирования значительно отстают от нормы; развитие механизма экспрессивной   речи   в   дошкольном  возрасте,   как  правило,   не достигает

нормы. До 2-3 лет большинство детей с алалией либо вовсе не употребляют словесной речи, либо в их речи отмечается предельно ограниченное количество слов, которые обычно дефектны по звуковой и слоговой структуре и которые не вступают между собой в синтаксические связи; если все же стремление к связям проявляется, то выражение их аномально: неправильный порядок следования слов, отсутствие флексий и т.д. У некоторых детей такое состояние затягивается на более длительные сроки (иногда до возраста 4-5 лет).

Речевые нарушения при моторной алалии

При моторной алалии нарушаются все стороны речи: фонетическая, фонематической, лексическая, морфологическая и синтаксическая.

Морфологические нарушения

Нарушения строевых элементов слова неодинаково. У большинства детей корни слов и окончания исходных форм слов остаются сохранными. Они могут деформироваться только у детей с тяжелой степенью расстройства языковой системы, что обусловлено фонематическими нарушениями (например:кубики - ку, сидит - ди, бабушка - ба).Чаще подвержены нарушениям приставки и суффиксы. У детей они в ограниченном числе, а многие вовсе не употребляются или употребляются неверно (например:съехал - ехал, нарисовал - рисовал, подпрыгнул - прыгнул, хорошенький - хороший).

Главным показателем морфологических нарушений - неверное согласование в роде и числе (например:красный платье, большой окошко, дети одевается, девочки гуляет.

В некоторых случаях дети могут неправильно употреблять окончания множественного числа. Отмечается стремление к генерализации и упрощению форм, нерегулярные формы подводятся под регулярные (например:дом - домы, глаз - глазы, ведро - ведры, котенок - котенки).

Нарушается парадигма склонения и спряжения. Дети верно употребляют именительный падеж и некоторые формы винительного и родительного в системе склонения. Но отмечаются взаимозамены окончаний ряда падежей.

Нарушение парадигмы склонения существительных [26]:

Моет (пол) пола, полу; гладит (щенка) щенок; сел (на стул) стул, на стуле, на стулу; взял (кубик) кубику; поймал (жука) жук.

Боится (петуха) петух, петуху; просит (молока) молоко, молоку; рога (у козы) у коза, козе.

Идет (к лисе) лиса, лисой, к лису; пришел (к врачу) врач. к врача, к враче; дает (петуху) петух, петуха.

Вытирает нос (платком) платок, платке, платоком; ударил мяч (ногой) нога, ногу, ногом, ногей; гуляет (с петухом) петух, с петуха, с петуху. с петухой; бежит (за лисой) за лиса, а лисе, за лисом.

Лежат (на полу) пол, на пол, на поле; вода (в ведре) ведро, в ведра. в ведру; часы (на руке) на рука, на руком, на руку.

В парадигме других частей речи наблюдается похожая картина. При согласовании не всегда устанавливается должное соответствие флексий (например, согласование прилагательного с существительным: маленькому мальчику - маленький мальчику; нет красного шарика - нет красного шарик; из детского сада - из детскому саду).

Немало грамматических ошибок допускается в глагольных формах. Иногда вместо формы определенного лица и части употребляется неопределенная  форма  (  например:  Мама,  папа.  и  дочка  пить  чай)     или

глагольная основа (например:  зайчик прыга, дети  куша).  Дети    смешивают

окончания глаголов при изменении по лицам и числам (например, они кричит). Возвратная частица-сячасто пропускается. Отмечаются переносы окончаний одного спряжения в другое (например, машины гудют). У детей плохо формируется категория вида (например, мальчик не рассказать сказку). Также плохо сформирована категория времени. Большинство детей не употребляет формы прошедшего времени и особенно будущего.

Дети с моторной алалией владеют словообразованием в очень ограниченных рамках и в процессе его возникает много ошибок (деревянный

- дерево, из дерева; теленок - маленький му).

Эти нарушения не связаны с патологией мышления или других психических процессов. Дети правильно соотносят языковые формы с действительностью при восприятии речи и правильно в большинстве случаев устанавливают отношения между фактами действительности в неязыковой деятельности.

Лексическая сторона речи

При моторной алалии у детей отмечается существенное расхождение между количественным составом пассивного и активного словаря. Дети понимают значения всех или большинства слов, доступных для их возраста, но не могут найти многих слов при их актуализации в экспрессивной речи или допускают своеобразные ошибки.

Моторные алалики больше употребляют слова, относящиеся к знаменательным частям речи (слова-детонаторы), и хуже — относящиеся к служебным (слова-форматоры). Среди слов-детонаторов лучше актуализируются слова с «предметными» значениями и хуже со значениями действия, состояния, процесса, качества, признака и т.д.; вместе с тем трудны в актуализации многие слова, которые выражают обобщающие  и абстрактные понятия. Среди слов-форматоров дети используют самые простые предлоги, союзы и частицы.

Обычно это объясняется отсутствием у слов-форматоров лексических единиц,   т.к.   они   имеют   только   грамматическое   значение;  исключение

составляют лишь особые случаи, например:Ты пойдешь или не пойдешь?

Или; Щетка в шкафу или на шкафу?На;и т.п.

Большинство лексических нарушений типических для детей с алалией связано не с понятиями, стоящими за словом, а с процессом поиска слова. Дети, как правило, обладают должными понятиями, но затрудняются в поиске слов для выражения понятий.

Нарушения актуализации слов вызывают разные формы ошибок: отсутствие слов, замены слов, аномальные слова и бленды.

Замены преимущественно вербальные и чаще всего возникают из-за неверного выбора семантических признаков слова: труба - дым; ружье - пистолет; помидоры - огурец; подушка - одеяло; кастрюля - чай.

Часто дети вместо описания предмета одним словом дается словестное описание: щетка - зубы чистить; щит - чтобы не убили; лампочка - такая горит; плита - включают газ; юла - игрушка крутится.

Дети с тяжелой степенью нарушения языковой системы часто производят замены слов звукоподражаниями: яйцо - ко-ко; звонок - дзынь; коза - ме; лягушка - ква; чистит - [ш]; клюв - чик-чик-чик (т.е. им клюют); трамвай - динь-динь.

Такие дети часто используют замены слов мимико-жестикуляторной речью: ресницы - вот такие (ребенок показывает у себя); потолок - там (показывает наверх); коленка - (показывает на свою коленку); топор - (показ движений при рубке); лимон - (мимика дискомфортного состояния).

Некоторые дети заменяют слова аномальными и такие замены бывают не только у детей с тяжелой степенью нарушения, но и у относительно хорошо говорящих. Например: перышки - узыры; холодильник - ката; потолок - ляпля; озеро - друнбы; ресницы - бамабом; ящерица- бутро.

Редко у детей образуются бленды: ваза - блюдце; горшочек - маленький брыночек; месяц - маленький рушна.

Синтаксические нарушения

Для детей с моторной алалией характерно ограничение в использовании набора типов предложений. В основном дети употребляют простые повествовательные и побудительные предложения. Сложные предложения с однородными членами встречаются очень редко, а у некоторых детей отсутствуют.

Количество синтаксических конструкций также ограничено. Часто исчерпывается конструкциями "подлежащие" (например:ДетивместоДети пошли гулять), "сказуемое" (например:ИдетвместоДевочка идет в магазин), "дополнение" (например:РыбавместоКошка ест рыбу), "подлежащие-сказуемое" (например:Мама читаетвместоМама читает книгу).

Прослеживается тенденция к отнесению сказуемого в конце предложения, а также к постпозиции определяющего члена конструкции. Необходимые члены синтаксических конструкций часто пропускаются. Чаще всего это касается сказуемого:Девочка грибы - Девочка собирает грибы.

Для моторных алаликов характерен пропуск союзов и предлогов:Мама сын гуляют в парке - Мама и сын гуляют в парке.Также многие союзы и предлоги употребляются неверно:Прыгнул на веревку - Прыгнул через веревку.

У детей с моторной алалией могут отсутствовать синтаксические связи или могут быть недоразвитыми.

[26] Например, Витя М., 4 года, предложения в рассказе «Непослушные» оформляет  так  (фонетические  и  морфологические  нарушения    опущены):

«Дети играют. Тетя. Кап-кап. Бегут. Девочка(упала).Плачут».

Дети, у которых речь развита лучше, преимущественно используют сочинительную и некоторые формы подчинительной связи - согласование и управление. Число средств выражения этих связей очень мало и сами средства  часто  дефектны.  Так,  например,  в  сочинительной  связи        дети

используют   только   соединительный  союзи   ,противительный   союза.

Остальные союзы, входящие в названные группы, почти не используются.

Согласование более доступно детям с алалией потому, что при согласовании обычно происходит уподобление зависимого компонента главному. Но  тут отмечаются нарушения.

Управление вызывает у детей трудности. Например:(Будет) рисовать кисточкой и т.д.

В тексте такие нарушения выражаются в отсутствии слов-предикатов или их должной системы, а также ограничение и неправильное употребление средств связи предложений в тексте. Нарушения текстообразования усугубляются неправильным построением предложений, неверным согласованием слов, пропусками и заменами слов. Часто на построение текста влияют фонематические нарушения. Из-за этого тексты часто бывают недостаточно развернутыми, с пропусками частей сюжета, без логических связей.

Фонематические нарушения

Дети с моторной алалией употребляют ограниченное число фонем, т.к. фонематическая система у них развита рудиментарно. Обычно это гласные и первые в генезе детской речи согласные: [п], [б], [м], [т], [д], [н]. Слова различной слоговой структуры сводятся к конструкции СГ или СГ-СГ. Очень редко встречаются другие типы слогов. Чаще всего дети произносят только ударный слог слова или гласный из ударного слога. Также для многих звуков характерны замены.

У детей, фонематическая система которых относительно развита, отмечается большое количество фонем. У некоторых детей присутствуют все или большинство фонем, причем нередко и трудные - свистящие, шипящие и иногда соноры. Но при всем этом их фонематическая  система разлажена. Дети обладают возможностью правильно произносить многие звуки, но не знают, как это осуществить, в результате чего возникают пропуски. Такие нарушения часто имеют непостоянный характер.

Характерно упрощение слоговой структуры и сведение к конструкциям СГ, СГС и ССГ. Реже встречаются вставки звуков в слог.

Нарушение слоговой структуры слова чаще всего выражается в сокращении числа слогов. Чаще всего выпадают все слоги, кроме ударного. Такие выпадения определяются рядом факторов, которые могут сочетаться с: его собственной структурой и характеристикой его фонем, местоположением слога в слове и местоположением по отношению к ударному слогу, звуками, входящими в соседние слоги и т.д.

Намного реже возникают перестановки и повторения слогов, также обусловленные контекстуальными влияниями.

Фонематические нарушения в меньшей степени выявляются при произнесении "локальных" слов и в большей - при произнесении предложений. "Локальное" слово может произноситься правильно или в нем могут быть единичные нарушения. Если оно используется в более сложном контексте, то часто подвергается большему числу разнообразных нарушений.

Фонетические нарушения

У многих детей проявляется легкая форма дизартрии (стертая дизартрия). Но какой-либо специфики у детей с алалией она не представляет. Иногда вместе с алалией существует моторная дислалия.

У детей с алалией, но не у всех, отмечаются особенности просодии, обусловленные языковыми нарушениями. Из-за затруднений при поиске языковых единиц и правил их функционирования, возникают остановки, замедления темпа речи, протягивания звуков.

Др угие нарушения устно й речи

У большего числа детей на разных этапах развития алалии возникает заикание. Часто это происходит на этапе овладения фразовой речью.

У некоторых детей отмечаются спотыкания или своеобразные проявления, напоминающие спотыкания.

Степень нарушения языковой системы

У детей с моторной алалией степень нарушения языковой системы неодинакова. Для определения степени нужно оценивать состояние всех подсистем языка. Ведущий критерий - сформированность грамматической подсистемы и основной коммуникативной единицы(предложения).

Степень нарушения подсистем языка у отдельного ребенка может быть одинаковой или разной. Одинаковая степень - равномерный тип нарушения языковой системы, разная степень - неравномерный тип. При неравномерном типе одна или несколько подсистем нарушаются в большей мере,  чем другие.

Нарушения функций и форм речи

У детей с моторной алалией имеются коммуникативная и интеллектуальная функции речи, но из-за языкового расстройства недостаточно полно реализуются и имеют особенности.

В коммуникативной функции в большей мере нарушены коллективно- регулятивная, апеллятивная, волюнативная и информативная функции. В интеллектуальной функции часто реализуется номинативная, другие же функции – оперативная, атрибутивная, локативная - реализуются не всегда, что обусловлено языковой недостаточностью.

Нарушены устная и письменная речь. Входящие в устную речь кинетическая речь и невербальные звуковые средства, сохранны. В устной речи нарушается только речь экспрессивная. Относительно состояния внутренней речи существуют разные точки зрения. Одни считают, что она расстроена, а у других противоположное мнение. Спонтанная речь по сравнению с контекстной и ситуативной расстраивается сильнее. Самая сложная форма высказывание - вопрос, менее сложные - приказ, просьба. Монологическая речь намного труднее диалогической. Для детей с моторной алалией очень сложны развернутые высказывания. Таким детям тяжело говорить в большой группе и в незнакомой обстановке.

Развитие связной речи в норме и при моторной алалии

Связная речь - это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Изучением связной речи занимались такие специалисты, как Глухов В.П., Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие.

В формировании связной речи большую роль играет связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Для связного рассказа о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет), уметь анализировать предмет, отбирать его основные свойства и качества, устанавливать причинно- следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Для достижения связности речи необходимо уметь использовать необходимые языковые средства. Нужно правильно  использовать интонацию, логическое ударение, правильно подбирать слова для выражения мысли, уметь строить сложные предложения, использовать разные языковые средства для связи предложений и