Речевые и личностные нарушения (речевая самооценка и уровень тревожности) в структуре заикания подростков и взрослых



СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...

3

Глава  1.  Теоретические  аспекты   изучения заикания  и  методов   его устранения.

1.1 Понятие о заикании, феноменология и этиология заикания………….

9

1.2 Заикание с точки зрения различных научных направлений………….

1

6

1.3 Изучение  тревожности и самооценки в структуре заикания у под-

ростков и взрослых…………………………………………………………….

2

0

1.4 Арттерапевтические технологии в системе комплексного устранения

заикания у подростков и взрослых…………………………………….

2

7

Глава 2.Организация, методы и результаты экспериментального иссле- дования речевых и личностных нарушений при заикании у подростков и взрослых.

2.1 Организация экспериментального исследования………………………

3

3

2.2 Методы экспериментального исследования……………………………

3

5

2.3 Результаты констатирующего этапа экспериментального исследова-

ния……………………………………………………………………………..

4

4

Глава 3.Методические рекомендации по использованию технологий сенсорно-образной релаксациив системе комплексного устранения заи- кания у подростков и взрослых. Результаты контрольного среза экспери- ментального исследования.

3.1 Методические рекомендации по использованию технологий сенсор- но-образной релаксациив системе комплексного  устранения  заикания у

подростков и взрослых………………………………………………..

5

6

3.2 Результаты контрольного среза экспериментального исследования…

6

0

Заключение…………………………………………………………………..

6

7

Библиографический список……………………………………………….

Введение

Заикание является одним из наиболее распространённых и трудно пре- одолимых речевых расстройств со сложной комбинированной структурой речевых (судорожных) и неречевых (психофизиологических) проявлений.

Разнообразные подходы к изучению и преодолению заикания позволя- ют рассматривать это нарушение с клинических (И. А. Сикорский, Э. Фре- шельс,   Г. Д. Неткачев    и    др.),    психологических    (И. И. Тартаковский, В. М. Шкловский,  А. Б. Хавин),   психолого-педагогических   (Р. Е. Левина, С А. Миронова, Н. А. Чевелева, А. В. Ястребова и др.), клинико- педагогических       (Л. И. Белякова,        Е. В. Оганесян,        Е. А.  Дьякова, Ю. О. Филатова и др.), нейропсихологических (И. В. Данилов, Т. Г.  Визель, З. Г. Туровская, В. В. Суворова), психолингвофизиологических (Н. И. Жинкин,  И. Ю. Абелева),  логопсихокоррекционных (К. М. Дубровский,     Ю. Б. Некрасова,     Е. Ю. Рау,     В.      П. Мерзлякова, О. А. Беглова и др.) позиций.

Несмотря на разнообразие подходов, большинство авторов подчёрки- вает связь собственно речевого дефекта и личности заикающихся, описывая целый   ряд   личностных   расстройств    (И. Ю. Абелева,    Н. М. Асатиани, Н. Л. Карпова,         Ю. Б. Некрасова,         Е. Ю. Рау,         В. И. Селиверстов, В. М. Шкловский и др.). Так, Ю. Б. Некрасова рассматривает заикание у взрослых как проблему личности. По её мнению, заикание – это «страдание, которое суммирует в обратном приёме собственных сигналов три феномена» (мышечное напряжение, восприятие «заикливой» речи   на слух и    собствен-

ной дефектности в оценках других людей), что постоянно вызывает и под- держивает при общении острый эмоциональный дискомфорт, закрепляясь на уровне стойкого патологического условного рефлекса.

Большую роль в развитии личностных нарушений у заикающихся, по мнению В. И. Селиверстова, играет «феномен фиксированности на дефекте речи», появляющийся с детского возраста, способствующий формированию у подростков и взрослых состояния навязчивого страха речи (логофобии),  что в свою очередь приводит, по мнению В. М. Шкловского, к патологическому механизму «порочного круга» в общении заикающихся, утяжеляя речевую судорожность и развивая так называемый  «вторичный невроз» у взрослых.

Ряд авторов описывает изменения конкретных личностных свойств за- икающихся, «полюсный характер» самооценки (самоуверенность относи- тельно умственных способностей и неуверенность в их речевой реализации) (Е. Ю. Рау). Неадекватный характер самооценки способствует повышению уровня общей и речевой тревожности, что может стать причиной уловочных, защитных форм коммуникативного поведения с избеганием большинства коммуникативных ситуаций. По мнению Т. А. Болдыревой, «речевая дея- тельность для взрослых заикающихся становится смыслообразующей», про- являясь в случаях речевой несостоятельности, в доминировании отрицатель- ных эмоций стрессово-фрустрационного происхождения, основой которых является страх (Е. Ю. Рау), вызывая, по мнению И. А. Поваровой, тревожно- фобические расстройства.

Эти факты актуализируют необходимость включения в коррекционный процесс  занятий на снятие нервно-эмоционального напряжения.

Необходимо отметить, что эмоциональные и мышечные состояния тес- но связаны, поэтому их регуляцию у заикающихся проводят с помощью сня- тия мышечного напряжения, используя упражнения для расслабления мышц рук,  ног,  шеи,  лица.   (Е. Ф. Рау,   В. И. Рождественская,   М. И. Мерлис, Л. М. Винокурова, Н. П. Мировская, С. М. Любинская и др.).

Современное состояние развития арттерапии и артпедагогики придаёт особую актуальность их применения в области логопедии. Ярким примером внедрения и использования комбинированных технологий в системе коррек- ции заикания с элементами творчества (кинезио-, библио-, сказко-, символо-, игро-, ритмо-, танцетерапевтические  направления)  можно  считать работы Ю. Б. Некрасовой, Л. З. Арутюнян, Е. Ю. Рау, В. П. Мерзляковой, О. А. Бег- ловой, Е. Н. Садовниковой и др.

Так,      Е. Л. Пеллингер,      Л. П. Выгодская,      А. И. Лубенская       и Л. П. Успенская предложили для заикающихся дошкольников технику релак- сации посредством кратких формул рифмованного текста, доступного и лег- ко запоминающегося детям в виде игры  «Волшебный сон».

В    модификации    аутогенных    тренировок     (техник    релаксации А. И. Лубенской) основными методическими приемами являются “формула спокойствия” и имаготерапия, а «наступившее расслабление фиксируется в мышечной памяти больного путем соотнесения релаксации со словом». Для усиления яркости вызываемых ощущений пациентам предлагается предста- вить те ситуации, для которых характерно вызываемое ощущение (например, при вызывании тепла в руках тренирующимся рекомендуется представить себя греющим руки у костра, на солнце).

Ю. Б. Некрасова в работе со взрослыми заикающимися использовала техники статической и динамической релаксации, позволяющие снизить мышечный тонус и эмоциональное напряжение, путем использования «ле- чебного символа» (образной формулы, выражающей ощущения пациента, вызывающей у него, определенные психические состояния, программирую- щие на выздоровление).

В специальной психологической литературе по диагностике самооцен- ки и уровня тревожности (как значимых свойств для личности заикающихся) особое внимание было обращено на адаптированные и авторские проектив- ные методики, основой которых является ассоциативный принцип диагно- стики (Люшер, Юнг и др.). Суть их заключается в выявлении необходимых

данных, исходя из образов и представлений пациентов, опираясь в основном на «сенсорно-образные» ассоциации.

В связи с этим, особуюактуальность,на наш взгляд, приобретают вопросы развития интегративных логопсиходиагностических и логопси- хокоррекционных технологий в виде объединения психодиагностических, психокоррекционных и артпедагогических методов.

Следовательно, объектом данного исследованияявляются речевые и личностные нарушения (речевая самооценка и уровень тревожности) в структуре заикания подростков и взрослых.

Предметом исследованияявляется процесс выявления и коррекции речевых и личностных нарушений (речевая самооценка и уровень тревожно- сти) в структуре заикания, средствами технологий сенсорно-образной релак- сации.

В связи с этим,цель данного исследованиянаправлена на выявление речевых и личностных (речевая самооценка и уровень тревожности) наруше- ний  в структуре заикания подростков и взрослых и разработку  программы по использованию технологий сенсорно-образной релаксации в системе комплексной логопсиходиагностики и логопсихокоррекции.

В связи с целью, гипотезой исследованияявляется предположение о том, что особую роль в структуре речевых и личностных нарушений при за- икании у подростков и взрослых играют показатели самооценки и уровня тревожности, проявляющиеся на речевые стимулы (что необходимо учиты- вать в системе комплексной логопсиходиагностики и логопсихокоррекции). Эти показатели оказывают взаимовлияние как на усугубление речевой судо- рожности, так и на характер коммуникации и социализации заикающегося в целом, способствуя формированию стереотипов речевого поведения и, моти- вируя заикающегося на избегание речевой неудачи, вместо достижения рече- вого успеха. В связи с этим целесообразно разрабатывать такие комбиниро- ванные технологии коррекционного воздействия, которые, в системе устра- нения заикания, могли бы оказывать опосредованное воздействие на    выше-

указанные личностные свойства путем развития «саногенных» речевых и психоэмоциональных состояний в процессе применения особых видов ре- лаксации с элементами сенсорно-образной арттерапии.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решение следующихзадач:

  1. Провести теоретический анализ  научно-методической литературы по данной тематике.
  2. Выявить речевые (судорожные) нарушения в структуре по данным логопедического обследования.
  3. Провести изучение личностных проявлений (речевой самооценки и уровня тревожности) в структуре заикания подростков и взрослых экспери- ментальной группы по данным специальных психодиагностических мето- дик, а также дневниковых записей и видеоматериалов.
  4. Разработать специальные виды технологий логопсиходиагностики речевых и личностных проявлений (речевой самооценки и уровня тревожно- сти) в структуре заикания подростков и взрослых экспериментальной группы с применением технологий сенсорно-образных ассоциаций в игровой  фор- ме.
  5. Разработать программу по использованию технологий сенсорно- образной релаксации в системе комплексной логопсиходиагностики и лого- психокоррекции с применением технологий сенсорно-образных  ассоциаций в игровой форме.
  6. Апробировать программу по использованию технологий сенсорно- образной релаксации в системе комплексной логопсиходиагностики и лого- психокоррекции с применением технологий сенсорно-образных  ассоциаций в игровой форме, с последующим анализом данных контрольного экспери- ментального среза исследования.

В работе использовались следующиеметоды:

Структураданной работы была представлены всеми необходимыми разделами: введением, 3 главами, заключением, списком использованной ли- тературы с 49 количеством представленных литературных источников на русском.

ГлаваI

Теоретические аспекты изучения  заикания и методов его устранения.

Понятие о заикании, феноменология и этиология заикания.

Заикание (логоневроз) – это нарушения темпо-ритмической организа- ции речи, которые обусловлены судорожным состоянием мышц речевого ап- парата. Это расстройство относится к расстройствам фонационного оформ- ления высказывания. В психолого-педагогической классификации наруше- ний речи - нарушение в применении средств общения. Согласно МКБ-10 (F98.5) [48] , заикание характеризуется «частым повторением или пролонга- цией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нереши- тельностью в речи, разрывающей её ритмическое течение».

Начинается это нарушение речи, как правило, в период формирования фразовой  речи   и   речевой   функции   в   целом   (2-6   лет).   Вот   почему Ю. А. Флоренская [39] и некоторые другие исследователи его называют эво- люционным заиканием или заиканием развития. Если заикание началось у детей до поступления в школу, то оно рассматривается как самостоятельная речевая патология. Если же эта речевая патология возникла в результате за- болеваний головного мозга (органического генеза) или ряда нервно- психических расстройств, то такое заикание называется симптоматическим или “вторичным”.

М. И. Буянов [3] и Б. 3. Драпкин предложили дифференцировать заи- кание на следующие формы: невротическую, неврозоподобную, смешан- ную. Помимо этих форм, В. М. Шкловский [47] отмечает наличие синдромов псевдозаикания, заикания по подражанию (имитационное), а также выделяет заикание как синдром при других заболеваниях — по типу полтерна и клат- теринга. Э. Р. Саитбаева говорит о том, что заикающиеся невротической формы имеют затруднения актуализации слов, так как не  умеют оперировать

словами, которые есть в долговременной памяти. В случае неврозоподобной формы заикания это связано с недостатком лексических средств.

Как пишут Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова.[4: с 61, 69], при невротиче- ской форме заикания характерно раннее речевое и моторное развитие. При этом фразовая речь появляется до нарушения речи, возникающего остро в возрасте 2-6 лет. Как правило, эти дети отличаются впечатлительностью и тревожностью. Количество судорожных запинок зависит от эмоционального состояния и условий речевого общения. В 11-12 лет появляется логофобия, вторичный детерминант может стать доминантом. Невротическая форма заи- кания может иметь прогредиентное или рецидивирующее течение, но в неко- торых случаях возможно и регредиентное течение за счёт компенсации или адекватной коррекции нарушения.

Для неврозоподобной формы заикания характерна задержка речевого развития, медленное накопление словарного запаса, нарушение звукопроиз- ношения. Как правило, заикание этой формы выявляется не сразу. Запинки судорожного характера - к 3-4 годам жизни. Отмечается органическое по- ражение мозга, со стороны высших отделов ослаблено регулирующее влия- ние. Выявляется двигательная расторможенность, страдают высшие психи- ческие функции. При неврозоподобной форме заикания периоды плавности речи отсутствуют. Своевременная коррекционная помощь помогает устра- нить заикание, при ее отсутствии заикание становится резистентным. При привлечении активного внимания к процессу говорения количество запинок уменьшается, а физическое или психическое утомление ухудшает речь.

Довольно часто на практике у заикающихся отмечается смешанная клиническая картина заикания.

Считается, что при хроническом течении заикания, разница между невротической  неврозоподобной формами стираются.

Различают   несколько   типов   течения    заикания    (Л. И.  Белякова, Е. А. Дьякова [4: с. 47-48]) . При регредиентном типе течения симптоматика заикания ослабевает, при прогредиентном – наоборот усиливается, а при ста-

ционарном типе заикания, как правило, симптоматика стабильна и монотон- на. При рецидивирующем типе течения плавность речи постоянно меняется. При волнообразном типе течения заикания также происходят периодические колебания то в сторону улучшения, то в сторону ухудшения речи, но полного исчезновения  заикания  не   наблюдается.   По   результатам   исследования Р. Е. Левиной, заикание у детей заметно ослабевает или вовсе проходит, если речь ребёнка связана с наглядностью или с конкретной ситуацией.

Тот факт, что в одиночестве заикающийся говорит без затруднений, да- ёт возможность предположить, что при заикании большую роль играют фак- торы психологического характера, связанные прежде всего с отношением к себе и другим людям. Образуется порочная цепочка взаимодействий: заика- ние — нарушение речевого общения — нарушение личности — усугубление заикания.

Заикание у взрослых, как правило, считают одной из разновидностей патологии речи, принявшей крайне длительное по существу хроническое те- чение.

Речевые судороги при заикании.

Ю. О. Филатова [38: с. 34] пишет о том, что при заикании имеются осо- бенности функционального состояния области дополнительной моторной зо- ны, в связи с чем, нарушается «запуск» слога устной речи, что внешне вы- ражается в виде судорожной запинки.

Различают тяжелую, среднюю и легкую степени проявления судорог. Оценка тяжести судорог мышц не всегда совпадает с оценкой тяжести заика- ния, потому что это понятие включает множество факторов. Лёгкая степень заикания квалифицируется, если судорожные запинки - лишь в спонтанной связной речи. Если запинки в монологической и диалогической формах  речи

– это средняя степень речевого дефекта. В том случае, если заикающийся за- пинается во всех формах речи (даже в отражённой форме), то фиксируется тяжёлая степень.

Основной  симптом  заикания  -  судороги  мышц  речевого  аппарата  в

процессе устной речи. Речевые судороги – непроизвольное  сокращение мышц речевого аппарата во время речевого процесса или при попытке начать речь. Они имеют различную локализацию, тип и силу выраженности.

Учёные выделяют тонические и клонические судороги.

При тонических речевых судорогах наблюдается повышение тонуса мышц, которое появляется насильственно и резко, может захватывать не- сколько мышечных групп. Акустически тоническую судорогу можно опреде- лить как длительную паузу в речи или напряжённую протяжную вокализа- цию.

Клонические речевые судороги характеризуются повтором звуков или слогов вследствие насильственного многократного ритмичного сокращения мышц речевого аппарата.

В случае, если и те и другие речевые судороги нередко наблюдаются у одного и того же заикающегося, выявляется клоно-тонический и тоно- клонический вид заикания по преобладающему характеру судорог.

А.И. Сикорский [36] в 1889 году в своей работе «О заикании» описал классификацию судорог, которая сегодня считается общепризнанной. В зави- симости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные. Чаще встречаются смешанные судороги.

Е. Е. Шевцова [46] пишет в своей работе о том, что судороги различа- ются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.

Отмечаются три формы нарушения дыхания при заикании: экспира- торная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием) и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с раз- рывом слова).

В голосовом аппарате выделяют: смыкательную, размыкательную, во- кальную судороги.

В артикуляционном аппарате различаются судороги – губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к,г,п,б,т,д); реже и менее напряженно – щелевых.

По мнению М. Е. Хватцева [42], «преодоление заикания достигается воздействием не на судороги, а на явления, вызывающие их, и на послед- ствия заикания».

Неречевые проявления при заикании.

По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Наивно полагать, что оно касается только речевой функции. Выявляется также слабость регулирующих механизмов нервной системы заикающихся, расстройства их физического здоровья, общей и речевой моторики, наличие психологических особенностей.

К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, наруше- ния ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологи- ческим – речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, логофо- бии, уловки и заикания являются судороги в процессе речевого акта и др.

Основополагающим фактором, который определяет характер и слож- ность     психологических     особенностей     заикающихся,      по     мнению В. И. Селиверстова [34], является фиксированность на своём дефекте, пред- ставляющая собой «отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых запинок) во всей психической деятельности заикающегося челове- ка» и проявляющаяся в особенностях взаимодействия с социальной средой.

Некоторые дефектологи пытались объяснить динамику заикания только с позиций поведения. Были проведены исследования, в которых ис- пытуемые получали положительное или отрицательное вознаграждение в за- висимости от того, насколько они были в состоянии сохранить беглость речи. Однако в конечном итоге, чисто поведенческий подход ушёл в небытие.

Неречевое дыхание заикающихся нередко поверхностное, дизритмич- ное, сбивчивое. Нарушение регуляции дыхательной функции привело неко- торых учёных к мысли, что в этом и кроется причина заикания.

Сопутствующие движения часто сопровождают речь заикающихся: кто-то зажмуривает глаза, у кого-то раздуваются крылья носа, у других име- ются индивидуальные стереотипные ритуальные движения, иногда  даже всем телом. Такие движения насильственны или носят и уловочный характер Устная речь у заикающихся подростков и взрослых обычно сопро- вождается вегетативными реакциями. М. Совак [34] обследовал заикающихся и выяснил, что у 300 из них имеется дистония вегетативной нервной системы в 84,6% случаев. У большого числа заикающихся в подростковом возрасте формируется логофобия (боязнь речевого общения, сопровождающаяся стра-

хом возникновения речевых судорог).

Более подробно об этом будем говорить позже.

Этиология заикания

На рубежеXVIIXVIII вв. заикание пытались объяснить как след- ствие несовершенства периферического аппарата речи.

К сожалению, до настоящего времени не выявлено единого взгляда на причины возникновения заикания. В этиологии заикания отмечается сово- купность   экзогенных   и   эндогенных   факторов    (В.    А.   Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, Н. И. Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман и др.). Как пишут Е. А. Дьякова и Л. И. Белякова [4: с. 49-53], все исследова- тели сходятся во мнении, что при появлении заикания большую роль играют следующий ряд факторов:

  1. Возраст ребенка.
  2. Состояние центральной нервной системы ребёнка.
  3. Особенности протекания речевого онтогенеза.
  4. Особенности формирования функциональной асимметрии мозга.
  5. Наличие психической травмы.
  6. Генетический фактор.
  7. Половой деморфизм.

Мы  предлагаем рассмотреть эти  этиологические  факторы  более по- дробно. Определенный возраст ребенка.

Разумеется, перечисленные этиологические факторы не исчерпывают все причины, с которыми может быть связано появление заикания.

Л. З. Арутюнян [1] пишет в своих работах о том, что «этиология заи- кания связана с возникновением устойчивого патологического состояния (УПС). По использованию нейрофизиологических методов борьбы с устой- чивым патологическим состоянием следует вывод о необходимости дестаби- лизации, разрушения этого патологического состояния путём стирания соот- ветствующей матрицы в долговременной памяти и последующего создания новых связей, приводящих нарушенные процессы к норме».

Т. Г. Визель говорит о «межполушарном конфликте», когда борются за доминирование правополушарный и левополушарный способы говорения (ритмизированная и неритмизированная речь).

В работе Е. Е. Шевцовой «Преодоление рецидивов заикания» [46] ука- заны предрасполагающие причины заикания. Среди них те известные нам, которые приводят не только к развитию заикания, но и задержке речевого развития, а также к патологи в соматической и психических сферах.

К неблагоприятным условиям относятся раздражители, способные вы- звать нервный срыв и как следствие заикание.

Л. Я. Миссулович [22] выделил 8 основных групп психотравм, которые принято относить к производящим причинам. Нередко  заикание  появляется в связи с поступлением в школу. По мнению Р. Е. Левиной, «речевые за- труднения зависят от типа нервной системы, разговорной среды, общего и речевого режимов».C.C. Ляпидевский, проводивший медико-педагогическое изучение заикающихся подростков, отмечал в 92% случаев при здоровом фи- зическом состоянии нарушения вегетативной системы. Р. Кён [14] считает, что причина заикания обусловлена ненормальным отправлением дыхатель- ных органов.

Таким образом, учёными выделен целый комплекс условий, способ- ствующий появлению заикания.

Заикание с точки зрения различных научных направлений.

В литературе прошлого встречаются весьма разнообразные толкования механизмов заикания. На тот момент существовало множество ошибочных догадок об этиологии заикания, их мы сейчас  рассмотрим подробнее.

Так, например, на рубежеXVII иXVIII вв., анатом Санторини [8, с. 278-279] искал у заикающихся отверстия в твёрдом нёбе. Он предполагал, что через эти отверстия просачивается слизь, попадает на язык и делает речь более затруднительной. Профессор Вутцер (XIX в.) считал, что в нижней че- люсти заикающихся имеются некоторые патологические углубления, в них прячется кончик языка заикающихся в процессе речи. Эрве-де-Шегуан счи- тал, что проблема заикания кроется в слишком короткой уздечке.

По мнению английского физика Арнота и швейцарского физиолога Шультесса, причина заикания таится в судорожном закрытии голосовой ще- ли. Профессор Беккерель в свою очередь находил, что именно чрезмерно быстрый выдох во время речи  у заикающихся лиц вызывает заикание.

Проповедник Блюме был одним из первых, кто заговорил о связи при- чины заикания с «судорогоподобным состоянием» мышц речевого аппарата. Вот как он излагал свои взгляды: «Заикание возникает оттого, что человек или мыслит быстро, или же наоборот, речевые движения «опережают про- цесс мышления».

Меркель, профессор анатомии, в свою очередь полагал, что заикание – это речевое нарушение, которое возникает от несовершенства воли человека. По его мнению, несовершенная воля ослабляет мышцы речедвигательного аппарата.

Некоторые авторы доказывали, что заикание — «дурная привычка» (Базель) или просто «воображаемая трудность» (Р.Денгардт), которую можно побороть как любую другую плохую привычку.

C ХХ века учёные рассматривают механизм заикания с разных пози- ций: клинических, физиологических, нейрофизиологических, психологиче- ских, лингвистических. В связи с этим выделились следующие  направления:

клиническое, психолого-педагогическое, педагогическое, психолингвофи- зиологическое, логопсихотерапевтическое, клинико-психологическое, нейропсихологическое и др. Так, в концеXIX-начале