Отличие роли коммерческого банка от Центрального Банка России в рыночной экономике



Название:Отличие роли коммерческого банка от

            Центрального Банка России в рыночной экономике.

Авторы работы:  Висящева Екатерина.

2007 г.

2.

Содержание:

  1. Введение.  Зачем люди придумали банки?..................................стр.  3
    1. Из истории первых банков……………………………………………...стр.  4
    2. Открытие сберегательных касс в Европе……………………………...стр.  4
    3. Банки России…………………………………………………………….стр.  4
    4. Причины появления банков…………………………………………….стр.  5
      1. ГлаваI.  Почему банки – главные создатели денег?..................стр.  5
        1. Современное понятие«банк», его виды………………………………стр.  5
        2. Банковская система разных видов банков……………………………..стр.  7
          1. Центральный Банк…………………………………………………...стр.  8
            1. Формы организации Центрального Банка………………………….стр.  8
            2. Статус, основные цели и функции Центрального Банка………….стр.  9
            3. Структура Центрального Банка и задачи………………………….стр. 16
            4. Полномочия и функции Центрального Банка по отношению к

         кредитным организациям…………………………………………...стр. 19

  1. Коммерческий банк…………………………………………………стр. 20
    1. Понятие коммерческого банка, его типы и организационное

         устройство…………………………………………………………...стр. 20

  1. Принципы деятельности коммерческого банка…………………..стр. 24
  2. Функции коммерческих банков……………………………………стр. 25

ГлаваII.  Анализ взаимоотношений между банками………...стр. 26

  1. Взаимоотношения коммерческого банка с Банком России………….стр. 26
  2. Состояние взаимодействия Центробанка России с одним из коммер-

ческих банков города Сызрани………………………………………..стр. 29

  1. Заключение.  Сходство и различия банковской политики

         при достижении целей в рыночных условиях…………………стр. 30

    1.  Аргументация, выводы…………………………………………………стр. 31

  1. Библиография……………………………………………………...стр. 33
  2. Приложения………………………………………………………..стр. 35

3.

I.  Введение.  Зачем люди придумали банки?

     Банки активно осваивают новые услуги и операции, выходят на международные рынки, внедряют прогрессивные информационные технологии. Их внешнее окружение отличаются нестабильностью, требования надзорных и регулирующих органов часто изменяются и пересматриваются. Для того чтобы детально изучить банковскую систему, необходимо усвоить все новейшие тенденции развития банковской деятельности, учесть последние требования законодательства и регулирующих органов [1]. Это вызывает потребность в регулярном обновлении знаний нормативных документов, теоретических материалов, расширении кругозора.

     Первоначально банки возникли как частные коммерческие образования, элементы торгово-рыночной инфраструктуры. По мере развития товарного производства и расширения сферы денежного обращения происходило возрастание роли банков в экономике. В настоящее время во всех развитых странах банки представляют собой мощный сектор экономики, для которого характерна высокая степень концентрации капитала, сильная конкуренция, усиливающееся распределение инвестиций между различными типами ценных бумаг и компаниями, относящимися к разным отраслям (диверсификация) [12].

     Ученые-экономисты: Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая, И.В. Липсиц, С.И. Иванов и др. – рассматривают банки как особый вид финансовых посредников. Для выяснения этой сущности банка и было проведено наше исследование. Аналитической базой работы стали статьи и монографии известных ученых: И. А. Газизулина, В.З. Черняк, Г.М. Тарасова, Н.Н. Беляв-ский, М.П. Калмыков и другие.

Актуальностьработы очевидна. Экономическая ситуация в стране во многом определяет положение в банковской системе. Проблемы банковской политики, поднимаемые авторами трудов по экономике, остаются актуальными и сейчас. Это, прежде всего,проблемы широкого распространения банковских услуг, которыми активно пользуются предприятия и организации: расчетно-кассовых, кредитных, депозитных, посреднических на рынке ценных бумаг и на валютном рынке.

Цель исследования: максимально точно определить сходство и различие услуг Центробанка, показать область их применения на практике, выявить преимущества и недостатки для экономики России по сравнению с другими аналогичными услугами коммерческих банков.

     Анализ научно-публицистической литературы позволил поставить перед исследованиемзадачу: раскрыть механизмы работы современных банков (Центрального и коммерческих), обрисовать круг проблем, с которыми сталкиваются банки в процессе своей повседневной работы по управлению портфелями активов, управлению рисками, ликвидностью, прибыльностью.

     В ходе исследования мы предполагали подтвердить или опровергнутьгипотезу: основой, определяющей отличие коммерческого банка от Централь-ного банка России, является контролирующая роль последнего.

4.

1.  Из истории первых банков.

     Изучение макроэкономики не возможно без изучения процессов и хозяйственных механизмов, которые определяют жизнь экономики страны в целом.

     Наиболее организованной и определяющей в странах с развитыми экономическими механизмами являются банки и банковская система.

     Банки – весьма древнее экономическое изображение. Считается, что первые банки возникли еще на Древнем Востоке вVIIVI в.в. до н.э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эстафету подхватила древняя Греция. Здесь наиболее чтимые храмы стали принимать деньги на хранение на время воин, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.

     Но едва в хранилищах древних банков появились мешки с сокровищами, как в их сторону обратился взор местных предпринимателей – купцов и ремесленников. У них возник вполне резонный вопрос: а нельзя ли на время воспользоваться чужими сбережениями для расширения масштабов своих операций? Естественно, за плату?[9]

2.  Открытие сберегательных касс в Европе.

     В Европе сберегательные кассы были открыты раньше, чем в России. Первой применила классические правила сберегательного дела касса, открытая в 1778 году в Гамбурге. В 1818 году начали работать кассы в Берлине и Париже, годом позже – в Вене, затем в Милане [11].

3.  Банки России.

     Россия при великих реформаторах – ПетреI и ЕкатеринеII – постоянно заимствовала у Запада не только образ жизни, но и передовые технологии в производстве и кредитно-финансовой системе [5].

     ЕкатеринаII учредила так называемые сохранные казны – казенные банки. Они выдавали ссуды, принимали вклады. Клиентами казенных банков были наиболее состоятельные люди – дворяне, купцы, землевладельцы.

     После создания ЕкатеринойII казенных банков пройдет почти столетие до начала нового реформирования финансовой системы Российского государства. 30 октября 1841 года своим Указом Император НиколайI повелел открыть специальные учреждения для «доставления недостаточным всякого звания людям средств к сбережениям верным и выгодным способом малых остатков от их расходов в запасы на будущие надобности» [23].

     Первые сберегательные кассы начали действовать в 1842 году при Московской и Санкт-Петербургской Сохранных Казнах. Столичные и губернс-кие кассы были переданы в ведение учрежденного в 1860 году Государствен-ного банка России [7]. С 1884 года кассы стали открываться при губернских и уездных казначействах. Сызрань в те годы была уездным городом и входила в Симбирскую губернию. К концуXIX столетия  город становится  крупным тор-

5.

говым центром Среднего Поволжья. Этому способствовали речной и железнодорожный пути, связывающие  Сызрань со многими городами России. Мукомольное, кожевенное, швейное, метало- и деревообрабатывающие производства привлекли сюда многих купцов и промышленников [10].

4.  Причины появления банков.

     В создании банков пересеклись интересы двух важнейших участников экономики – владельца сбережений и коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности. Именно этому и обязаны банки своим  рождением (рис. 1). Развиваясь, банки все более расширяли ассортимент своих услуг. Сегодня круг банковских услуг чрезвычайно разнообразен. Банки не просто «копилки» - они умеют заставить деньги расти и приносить доход владельцам сбережений. При этом собственникам сбережений даже не нужно самим заниматься коммерческим вложением своих средств – за них это сделают банкиры [11].

    ГлаваI.  Почему банки – главные создатели денег?

1.Современное понятие«банк», его виды.

     Прежде чем определять виды банков, необходимо дать понятие: что такое банки?

     В словаре С.И. Ожегова слово«банк» определено как:«крупное кредитное учреждение». В энциклопедическом словаре предпринимателя«банк – это особый экономический институт, главная функция которого состоит в аккумулировании денежных средств, предоставлении денежных кредитов, эмиссии денежных знаков и ценных бумаг».

     В настольной книге хозяйственного руководителя«банк – кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с накоплением денежных средств и посредничествам в платежах(пассивные операции), а также эмиссию ценных бумаг и использование фондов банковского кредитования путем предоставления различного рода ссуд(активные операции)».

     Банк – это кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физическим и юридических лиц [3].

     Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Банк как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

     Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязатель-ствами: они  размещают  свои  собственные  долговые обязательства (депозиты,

6.

вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и прочие), а мобилизо-ванные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.

     Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед физическими и юридическими лицами, например, при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционные фонды (компании) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров [12].

     В цивилизованном обществе владельцы сбережений согласятся предоставить их в долг только при подобном механизме «разделения рисков и потерь», то есть лишь через банки. И потому заемщики вынуждены оплачивать услуги этих финансовых посредников.

     Мы уже знаем, что одной из главных основ экономики в мире является торговля, и соответственно уплата денег за приобретаемые товары – один из самых массовых экономических операций. От того, насколько быстро и безопасно будут осуществляться такие платежи; зависит все состояние торговли и производства.

     Уже очень давно банки стали посредничать в решении этой задачи. Они создали системы безналичных платежей, что значительно облегчило торговлю и дело мощный импульс всему экономическому прогрессу человечества. Сегод-

ня без банковского обслуживания и безналичных расчетов торговля и любая иная форма легальной коммерческой деятельности просто не могли бы существовать  (попробуйте, например, представить организацию торговой сдел-

ки между фирмами России и Австралии в мире, где нет банков, и все расчеты идут только в наличных деньгах).

     Решая задачу содействия ускорению расчетов за товары, банкиры придумали особые средства обеспечения расчетов и платежей. Это изменило всю модель денежных расчетов в экономике и сделало возможность сбыта товаров еще более широким [2].

     За свою долгую историю банки прошли огромный путь развития и совершенствования. Итогом этого пути стало рождение множества форм банковских учреждений. При этом банковские системы различных стран нередко довольно существенно различаются по устройству. Общим является лишь деление всех банков на две категории:

7.

2.  Банковская система разных видов банков.

     Наиболее общая модель современных национальных банковских систем разных стран мира имеет вид взаимодействия эмиссионного и коммерческих банков (рис. 2). В России эмиссионным является только Центральный банк России, принадлежащий государству [11]. Эмиссионный банк не обслуживает частных лиц и фирмы. Он ведет дела только с государством и коммерческими банками.

     Все остальные банки относятся к категории коммерческих и обслуживают граждан и фирмы. Они могут быть полностью частными, или государство может быть их совладельцем (например, Сберегательный банк России –частный акционерный коммерческий банк, но государству принадлежит крупнейший пакет его акций).

     Существует большое число разновидностей таких банков. В России эксперты выделяют следующие типы банков:

8.

     И это еще не все разновидности банков, которые уже существуют в России, хотя система коммерческих частных банков реально развивается только  с начала 90-х годов. Еще более разнообразна картина банковского сектора экономики в странах, где банки спокойно развиваются на протяжении многих веков [11].

  1. Центральный Банк.

  1. Формы организации Центрального Банка.

     Для современной банковской системы характерны две фундаментальные особенности: во-первых, эта система – регулируемая, во-вторых, рыночная.

     В концеXIX - началеXX веков в большинстве стран эмиссия всех банков была сосредоточена в одном банке, который стал называться Центральным эмиссионным банком, а на современном этапе – просто Центральным банком. Центральный банк служит как бы осью, центром кредитной системы.

     С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают государственные, капитал которых принадлежит государству (Великобритания, Германия, Франция, Канада, Россия); акционерные (США, Италия); смешанные – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (Япония, Бельгия). Но независимо от того, принадлежит ли капитал Центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные  связи, которые  особенно усилились на  современном  этапе.

Правительство заинтересовано в надежности Центрального банка, в силу особой роли в кредитной системе страны, в проведении ее экономической политики.

     Однако тесные связи Центрального банка с государством не означают, что последнее может безгранично влиять на его политику. Центральный банк независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособленно от имущества государства, Центральный банк распоряжается им как собственник. Степень независимости Центрального банка от исполнительной власти в разных странах различна. Большой самостоятельностью пользуются банки по закону подотчетные парламенту (США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей – подотчетные Министерству финансов [1].

     Определенная степень независимости Центрального банка от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы Центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.

9.

     В тоже время независимость Центрального банка имеет относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласия и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане политика Центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой Центральный банк в той или иной степени сочетает черты и банка и государственного органа [12].

2.1.2.Статус, основные цели и функции Центрального Банка.

     Перед любым Центральным банком стоит триединая задача обеспечения стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной системы, стабильности и ликвидности банковской системы, эффективности и надежности платежной системы [1]. Для решения этой задачи Центральный банк выполняет следующие основные функции:

     Важнейшей функцией Центрального банка является денежно-кредитное регулирование. Регулирование экономики путем воздействие на состояние  кре-

дита и денежного обращения – составной элемент экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

     Общее состояние экономики во многом зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу банков, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Анализом установлено, что от 75 % до 90 % всей денежной массы составляют банковские депозиты и лишь 25-10 % - банкноты Центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через Центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

     Для воздействия на денежно-кредитную сферу Центральный банк использует, прежде всего, способность коммерческих банков увеличивать или уменьшать депозиты, а, следовательно, денежную массу. Однако это не означает, что он может непосредственно определять депозитной эмиссии и кредитных операций банков. Центральный банк воздействует  на динамику бан-

10.

ковских ссуд и депозитов через систему обязательных резервов. Регулируя резервную позицию банков, он может вызвать ценную реакцию сокращения или увеличения кредитов и соответственно депозитов.

     Суть в том, что имеется определенная взаимосвязь между размером резервов, которые банки обязаны хранить на счете в Центральном банке и кредитными операциями банков. Увеличение банковских ссуд приводит к противоположному результату. Если банк не имеет возможности поддержать требуемое соотношение между обязательными резервами и депозитами, он вынужден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Если же у банков возникают свободные (избыточные) резервы (т.е. сумма фактических резервов на счетах в Центральном банке превышает сумму обязательных резервов), то банки могут предоставить новые ссуды и создать депозиты [4].

     Указанная зависимость получила название эффекта кредитно-депозитной мультипликации. Он означает расширение депозитов путем многократного  увеличения любых новых резервов получаемых банковской системой в целом. Данный эффект срабатывает несмотря на то, что каждый отдельный банк не может расширить депозиты в количестве, превышающем его избыточные резервы [15].

     Например, если банк, получивший 100 000 в качестве депозитов, должен иметь обязательные резервы, равные 10 % от суммы депозитов, то 90 % полученных наличных денег, т.е. 90 000, он может расходовать на ссуды. Если клиенты, получившие ссуды, используют деньги для оплаты своих долгов или покупки товаров, то 90 000 рублей перейдут в руки других лиц, которые увеличат свои вклады в банках. В результате 90 000 рублей, уйдя из кассы нашего банка, попадут  в  кассы других  банков. Последние же, в  свою очередь,

удержав 10 % в виде резервов, расходуют полученные средства на новые приносящие доход активы. Расчет произведем на 10 банков и сведем в таблицу:

Банк

Сумма полученных

депозитов

Сумма предоставлен-ных ссуд или инвес-тиций

Сумма обязатель-ных резервов (норма обязательных резер-вов – 10 %)

Первый

100 000

90 000

10 000

Второй

90 000

81 000

9 000

Третий

81 000

72 900

8 100

Четвертый

72 900

65 610

7 290

Пятый

65 610

59 049

6 561

Шестой

59 049

53 144

5 905

Седьмой

53 144

47 830

5 314

Восьмой

47 830

43 047

4 783

Девятый

43 047

38 742

4 305

Десятый

38 742

34 868

3 874

11.

Итого 10

банков

651 322

586 190

65 132

Прочие банки

348 678

313 810

3 486

Все банки

1 000 000

90 000

10 000

     Из таблицы видно, что каждый банк, получивший депозит, добавляет к своим резервам 10 % от полученной суммы депозита. Расширение депозитов продолжается до тех пор, пока все 100 000 рублей первого депозита не будут использованы в качестве обязательных резервов, а сумма депозитов не расширится до 1 000 000 рублей.

     В рассмотренном примере предполагаем, что все полученные клиентами от банков деньги остаются в банковской системе, т.е. депонируются в банках, и что  все банки не создают излишних резервов, или резервов сверх установленного Центральным банком уровня. Однако на практике какая-то часть выданных банков средств остается в наличной форме, что приводит к уменьшению суммы новых резервов и соответственно новых депозитов. Желание банков иметь излишние резервы зависит, во-первых, от наличия спроса на банковские ссуды и, во-вторых, от уровня процента, который они могут получить по своим кредитам. В условиях, когда предоставление банковских ссуд слишком рискованно, а надежные государственные краткосрочные обязательства приносят очень маленький доход, расширение банковских ресурсов в результате денежно-кредитной политики Центрального банка, вероятно, просто привело бы к образованию или увеличению излишних резервов [4, 13].

     Указанные обстоятельства существенно ограничивают возможности Центрального банка воздействовать на состояние рынка ссудных капиталов и денежного обращения.

     Методы денежно-кредитной политики Центрального банка разнообразны. Наиболее широко используются:

     Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом.

     Кроме того, могут применяться также выборные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитование различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборным методам относятся:

12.

     Традиционным методом регулирования является изменение процентных ставок Центрального банка. Повышение официальной ставки уменьшает воз-можности коммерческих банков в получении кредита для пополнения своих резервов, что в свою очередь приводит к сокращению их ссуд, а значит, денеж-ной массы и увеличению рыночных процентных ставок. Повышая ставки, Центральный банк проводит политику ограничения кредита, т.е. кредитной рестрикции [1].

     Повышение процентных ставок отражается также на состоянии платежного баланса и уроне валютного курса, так как приводит к привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала. В итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, а значит, снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки Центрального банка является методом политики расширение кредита - кредитной экспансии. Изменение официальных ставок играет роль сигнала для всего рынка ссудных капиталов: повышение ставок означает начало проведения политики кредитной рестрикции, снижение – кредитной экспансии.

     Существенное воздействие на ресурсы коммерческих банков и, следова-тельно, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение норм обязательных резервов. Повышение нормы обязательных банковских резервов означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах Центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по ссудам. Снижение нормы банковских резервов увеличивает возможности расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению рыночного процента.

     В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке (ООР). Во-первых, эти операции влияют на деятельность коммерческих банков через объем их ресурсов. Если Центральный банк продает Ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки покупают, то остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в Центральном банке, уменьшаются их возможности по предоставлению ссуд своим клиентам. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении. При покупке ценных бумаг у коммерческих банков Центральный банк зачисляет соответствующие суммы на их корреспондентские счета, что расширяет возможности банковской выдаче ссуд.

     Во-вторых, операции на открытом рынке могут использоваться для регули-рования процентных ставок и курса (цены) государственных ценных бумаг.

13.

     Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции Центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если же Центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам. Кроме того, покупка-продажа казначейских векселей, краткосрочных государственных облигаций ведет к изменению спроса и предложения, а значит, курса и доходности этих бумаг, что оказывает воздействие на краткосрочные ставки на денежном рынке и уровень курса национальной валюты.

     Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции Центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств Центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Рост цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигациям к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций Центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а следовательно, и долгосрочных процентных ставок [4].

     Важным методом денежно-кредитной политикой является политика валютного курса, или курсовая политика. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке сначала на импортные, а затем и отечественные товары, т.е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

     Регулирование Центральным банком валютного курса с помощью валютной интервенции (т.е. купли-продажи иностранной валюты на национальную) оказывает непосредственное воздействие на денежное обращение. Покупка иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы в национальной валюте, а продажа – к ее сокращению.

     Аналогично изменение официальной ставки с целью регулирования валютного курса оказывает соответствующее влияние на рынок ссудных капиталов и денежное обращение.

     Внешнеэкономическая функция Центрального банка. Центральный банк яв-ляется органом валютного  контроля, проводником  государственной  валютной

Политики. Он определяет режим обменного курса национальной валюты и осу-

14.

ществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валютных ценностей как внутри страны, так и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса. Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с Центральными валютно-кредитными организациями, представ-ляяет страну в этих организациях [19].

     Функция банка банков. В отличие от коммерческих банков, Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки. Последние выступают как бы посредниками между экономикой и Центральным банком. Он хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в Центральный в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов. ВXX веке в большинстве стран коммерческие банки в соответствии с законом обязаны хранить часть своих кассовых резервов в Центральном банке. Такие резервы называют обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное отношение обязательных резервов к их обязательствам по депозитам (норму обязательных резервов).

     Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, Центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай [6, 17].

     Являясь «банком банков», Центральный банк выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы страны. ОН организует межбанковские расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем, служит расчетным центром банковской системы.

     Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятель-ности Центрального банка Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке РФ» [22]. В части 1 статьи 75 Основного закона закрепляется, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком, а в части 2 этой статьи определяется основная функция Центрального Банка – защита и обеспечение устойчивости рубля. Эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

     В пределах своих полномочий банк России независим в своей деятельности. Все органы различного уровня государственной власти не имеют права вмешиваться в деятельность Центрального банка.

     Уставной капитал и имущество Банка являются федеральной собственнос-тью. Однако, Центральный Банк является только титульным  владельцем принадлежащей ему собственности: специфической  особенностью является его

обязанность осуществлять правомочия  владения, пользования  и распоряжения

15.

указанным имуществом не в своих интересах, а в интересах государства или, точнее, общества. Свои расходы Центральный Банк осуществляет за счет собственных доходов, т.е. государство не финансирует его деятельность. Центральному Банку предоставлены определенные льготы, которые выражаются в том, что он не регистрируется в налоговых органах, следовательно, он освобожден от уплаты налогов. В то же время на деятельность Банка налагается ряд ограничений, а именно, он не в праве участвовать в формировании капитала российских кредитных организаций. Государство не отвечает по обязательствам Центрального Банка, а Банк – по обязательствам государства.

     Все перечисленные функции Центрального банка тесно взаимосвязаны. Их реализация позволяет создать необходимые предпосылки для выполнения Центральным Банком функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны и, следовательно, регулирования экономики. На современном этапе все большее значение приобретает надзорная функция Центрального Банка.

2.1.3.  Структура Центрального Банка и задачи.

     Центральный Банк, являясь федеральным органом власти, не входит в систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти и осуществляет свои функции независимо от них. Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный Банк издает нормативные акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами.

     Высшим органом Центрального Банка является Совет директоров, который определяет основные направления его деятельности и осуществляет руководство и управление Банком страны. В Совет директоров входят Председатель Банка и 12 членов, которые работают на постоянной основе. Председатель Банка назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов (схема 1).

Председатель Ценробанка

Совет директоров Ценробанка

Национальный банковский совет

Начальники главных управлений

Центробанка

Схема 1.Структура управления Центробанком России.

16.

     Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной системой управления. В эту систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и другие предприятия и организации, необходимые для осуществления деятельности Банка (схема 2).

Центральный банк России

Главные территориальные управления Центробанка по краю

Национальные банки республик, входящих в состав России

Главные территориальные управления Центробанка   по области

РКЦ

ГРКЦ

РКЦ

РКЦ

ГРКЦ

РКЦ

РКЦ

ГРКЦ

РКЦ

Схема 2.Структура Центрального банка России.

     В организационном плане структуру Центрального аппарата банка пред-ставляют 25 департаментов и два управления, которые в совокупности осуществляют реализацию возложенных на банк функций. Мы не стали рассматривать деятельность всех департаментов, но на некоторых хотелось бы остановиться, так как на наш взгляд они являются ключевыми в деятельности Центрального банка.

     Главной задачей департамента по организации банковского санирования является организация работы по подготовке и осуществлению мер по восстановлению деятельности коммерческих банков, испытывающих финансовые трудности.

     Департамент исследований и информации занимает одно из ведущих мест в структуре Центрального Банка, так как результаты его работы являются основой для формирования банковской политики и выработки перспектив ее развития. В его функции входят, во-первых, анализ текущих тенденций, причем не только в банковской сфере, но и в экономике в целом, поскольку одна из задач любого банка – стимулирование экономического роста на стабильной основе; во-вторых, прогнозирование хозяйственной конъюнктуре в денежно-кредитной системе и на основе этого составление программ действий, с тем чтобы руководство Центрального Банка было осведомлено о проблемах, с которыми придется столкнуться в перспективе, и могло выработать методы их преодоления; в-третьих, создание информационной базы для проведения макроэкономических исследований.

     Определенную нагрузку в реализации функций Центрального Банка несут расчетно-кассовые центры, которые являются  структурными  подразделениями

17.

территориальных учреждений. Расчетно-кассовые центры создаются при территориальных учреждениях Центрального банка с разрешения Банка России на основе приказа начальника территориального учреждения. Основными функциями РКЦ являются:

     Таким образом, РКЦ организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России и является проводниками денежно-кредитной политики Правительства России и Центрального Банка. Для реализации возложенных на них функций расчетно-кассовые центры открывают коммерческим банкам корреспондентские счета и осуществляют постоянное наблюдение за движением средств на этих счетах. Анализируя обороты и остатки денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, расчетно-кассовые центры получают необходимую информацию о состоянии текущей ликвидности коммерческих банков [1, 4, 17].

2.1.4.  Полномочия и функции Центрального Банка по отношению к кредитным организациям.

     Исходя из основных целей Центрального Банка, главной его задачей является минимизация негативных социально-экономических последствий утери ликвидности кредитными организациями. Реализация этой задачи предполагает предупреждение системного банковского кризиса, снижение риска неконтролируемой утери банковской ликвидности. Решение этих задач зависит не только от процедур регулирования кредитных организаций, но и от общеэкономических условий их коммерческой деятельности, что особенно актуально в современных условиях. Регулирующие полномочия Центрального Банка проявляются в установлении обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведение бухгалтерского учета, состояния и  предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, а также обязательных экономических нормативов. Надзорная функция Центрального Банка выражается в проведении контроля за соблюдением кредитными организациями действующего банковского законодательства, получении от них информации о состоянии деятельности коммерческих банков и ее анализе.

     Банк России не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций и побуждать их выполнять несвойственные им функции. Реализуя надзорную функцию, Центральный Банк может проводить проверки кредитных организаций как силами своих специалистов, так и привлекать к их проведению аудиторские фирмы. Центральный Банк имеет право  регулярно  анализировать деятельность  кредитных организаций, исполь-

18.

зуя представленную ими отчетность, а также направлять соответствующие предписания кредитным организациям, в случае невыполнения которых он налагает санкции на банки, начиная со штрафа и заканчивая запретом на проведение тех или иных банковских операций вплоть до отзыва лицензии [15, 16, 20]. Если действия кредитной организации наносят банковской системе ущерб, то Центральный Банк имеет право:

  1. Коммерческий банк – основное звено банковской системы.

2.2.1.  Понятие коммерческого банка, его типы и организационное

          устройство.

     В механизме функционирования кредитной системы государства большая роль принадлежит коммерческим банкам. Они являются многофункциональ-ными организациями, действующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Банки аккумулируют основную долю кредитных ресурсов и предоставляют своим клиентам полный комплекс финансовых услуг, включая: предоставление различных по видам и срокам кредитов, привлечение средств во вкладах, прием депозитов, расчетное обслуживание, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств за третьих лиц, посреднические и доверительные операции.

     Характерная особенность коммерческих банков второго уровня, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли. В этом состоит их «коммерческий интерес» в системе рыночных отношений. В России создание и функционирование коммерческих банков основывается на законе Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» принятом 3 февраля 1996 года [18]. В соответствии с этим зако-ном банки действуют как универсальные кредитные организации. Коммерчес-кие банки могут создаваться на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Для банков, созданных  на  любой форме  хозяйствен-

ного общества характерно, что собственником его капитала и другого имущест-

19.

ва  выступает  само общество,  т.е.  банк. Участнику  банка, полностью внесшему свой вклад в уставной капитал, выдается свидетельство, не относящееся к категории ценных бумаг. При этом за ним сохраняется право с согласия остальных участников банка уступить свою долю или часть доли другим участникам банка и третьим лицам. Доля любого из участников общества может быть приобретена самим обществом, но в этом случае оно обязано в течение года передать ее другим участникам или третьим лицам. Это особенность коммерческих банков.

     В современной рыночной экономике деятельность коммерческих банков имеет огромное значение благодаря их связям со всеми секторами экономики. Задачи банков заключаются в обеспечении бесперебойного денежного оборота и оборота капитала, кредитовании промышленных предприятий, государства и населения, создания условий для народнохозяйственного накопления.

     Современные коммерческие банки, выступая в роли финансовых посредников, выполняют важную народнохозяйственную функцию, обеспечивая межотраслевое и межрегиональное перераспределение денежного капитала. Банковский механизм распределения и перераспределения капитала по сферам и отраслям позволяет развивать хозяйство в зависимости от объективных потребностей производства и содействует структурной перестройке экономики [13].

     Повышение экономической роли коммерческих банков в настоящее время проявляется и в расширении сферы их деятельности и развитии новых финансовых услуг. Сегодня коммерческие банки отдельных стран способны оказывать клиентам до 300 видов услуг (например, банки Японии).

     Существует большое число разновидностей коммерческих банков, различаются:

Банки могут создаваться и существовать в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с участием иностранного капитала, иностранных банков. Закон не исключает и другие способы формирования уставного капитала коммерческого банка.

     Деятельность акционерных обществ, обществ с ограниченной ответствен-ностью, выпуск ценных бумаг в стране регулируются законодательством. Акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью признаются организации, созданные по добровольному соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности общества. Они являются юриди-ческими лицами. Участниками общества могут быть предприятия, учреждения, организации, государственные органы, а также граждане, если иное не предусмотрено законодательством России. Они имеют право участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, часть прибыли (дивиденды).

     Что касается банков с участием  иностранного капитала и иностранных банков,

то есть такие, уставной  капитал  которых  полностью  принадлежит  иностранным

участникам, а также  филиалов других  стран, то их  деятельность регулируется помимо банковского законодательства актами России об иностранных инвестициях.

20.

Значительную долу действующих сегодня коммерческих банков составили их смешанные варианты [6, 15].

     Закон предусматривает создание специализированных коммерческих банков для финансирования федеральных, республиканских, региональных и иных программ. Крупным федеральным специализированным банком является Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк России). Он осуществляет операции по привлечению денежных средств населения и их размещению.

     Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепри-нятой схеме управления акционерного общества (схема 3).

Собрание акционеров

Кредитный комитет

Правление банка

Ревизионный комитет

Кредитное управление

Председатель правления

Валютное управление

Управление             депозитных             операций

Отдел краткосрочных кредитов

Отдел долгосрочных кредитов

Отдел депозитов и расчетных счетов

Фондовый отдел

Отдел иностранных корреспондентских счетов

Валютный отдел

Служба банка

Управление

посреднических

операций

Учетно-операционное

управление

Отдел кадров

Отдел  ценных  бумаг

Расчетный  отдел

Юридический отдел

Трастотдел

Операционный  отдел

Отдел автоматизации

Отдел  банковских услуг

Инкассация

Ревизионный отдел

Бухгалтерия

Административно-хозяйственный отдел

Отдел кассовых операций

Схема 3. Типовая организационная структура коммерческого банка

21.

     Как видим из схемы, высшим органам коммерческого банка является общее собрание акционеров. Собрание акционеров имеет следующие права:

     Общее руководство деятельностью банка осуществляет Совет директоров, Совет директоров:

     Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Правление банка:

     Правление банка правомочно решать все вынесенные по его рассмотрение вопросы, если в заседании участвуют не менее2/3членов правления. Председатель правления руководит деятельностью банка в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Советом банка.

     Но нельзя забывать, что учет в коммерческих банках осуществляется в соответствии с правилами, установленными Центральным банком  России. Бан-

22.

ки представляют в Центральный Банк России или его управлению по месту нахождения коммерческого банка баланс на 1 число месяца, квартальную обо-ротную ведомость и годовой бухгалтерский отчет. Так же при открытии филиа-ла или представительство коммерческий банк уведомляет главное управление Центрального банка по месту открытия филиала или представительства.

  1. Принципы деятельности коммерческого банка.

     Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банком кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах.

     Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соотношение между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизо-ванных им ресурсов. Если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. ликвидность) оказывается под угрозой.

     Принцип работы в пределах реально привлеченных ресурсов как фундамент коммерческой деятельности банка меняет все ее акценты: возрастает заинтересованность банка в привлечении денежных средств или ценных бумаг помещаемые для хранения (депозитов), развивается подлинная конкуренция за выполнении долговых обязательств (пассивы), освобождающая движения кредитных ресурсов от административных пут единого государственного банка. Происходит реальное перемещение банковского капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли [13, 17].

     Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.

     Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров.

     Третий принцип  заключается  в том, что  взаимоотношения  коммерческого

Банка со своими клиентами строятся  как обычные  рыночные  отношения. Пре-

23.

доставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на «общегосудар-ственные интересы» не совместимы с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.

     Четвертым принципом работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими методами, а не административными. Государство определяет правила для коммерческих банков, но оно не может давать им приказ.

  1. Функции коммерческих банков.

     Теперь рассмотрим функции коммерческих банков.

Одной из важнейших функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перерас-пределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений [14].

     Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредитов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потерь денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них.

     Вторая важнейшая функция коммерческих банков – стимулирование накоп-лений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные инвестиции, должны составлять основную часть средств, необходимых для реформирования экономики.

     Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной  политики  коммерческих банков. Помимо  высоких  процентов, вы-

24.

плачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк.

     Третья функция банков – посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами – переходе к рынку приобретает новое содержание. Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим рисков, которые должны брать на себя коммерческие банки. Ликвидация системы расчетов с использованием счетом МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентские счета также повышают их риски поскольку расчеты проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными коммерческими банками. В этих условиях особенно важно ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

ГлаваII.  Анализ взаимоотношений между банками.

  1. Взаимоотношения коммерческого банка с Банком России.

     Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны возложены на Центробанк РФ. Это регулирование призвано содействовать обеспечению:

     При этом со стороны Центрального Банка РФ используются в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях) административные. Организация взаимоотношений Центрального Банка РФ с коммерческими банками и методы регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующим банковским законодательством. Так, с учетом складывающейся ситуации в экономике Центробанка РФ регулирует деятельность коммерческих банков посредством использования такого комплекса экономических методов, как:

     В соответствии сПоложением «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации» от 30 марта 1996 г. Центробанк РФ образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем опреде-ленной доли  привлеченных  коммерческими банками средств сторонних  пред-

25.

приятий и организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов [15]. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных; текущих счетах хозорганов, а также внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

     В соответствии с мировой банковской практикойнорма обязательных резервовможет дифференцироваться в зависимости от вида, величины и срока вкладов и депозитов. В частности, по бессрочным вкладам, когда клиент может в любое время изъять свои денежные средства, или по вкладам с незна-чительными сроками хранения и в больших суммах возможности коммер-ческого банка по выполнению своих обязательств перед клиентами снижаются, поскольку кредиты, предоставляемые за счет этих ресурсов, обычно имеют более продолжительный срок возврата. Поэтому резервируемая часть таких вкладов должна быть выше, чем вкладов с длительными сроками хранения.

     На величину норм обязательных резервов влияют также уровень развития банковской системы, состояние экономики в целом [8]. Так в странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длительное время и существенно ниже, чем, например, сейчас в Российской Федерации, где идет формирование кредитной системы рыночного типа.

Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию, заключается в том, что коммерческий банк на основании данных соответствующих статей своего бухгалтерского баланса, где учитываются привлеченные в качестве кредитных ресурсов клиентов, и норматива обязательных резервов, установленного Центральным Банком РФ, составляет расчет величины средств, подлежащих регулированию, путем умножения первого вышеуказанного показателя на второй.

     Экономические отношения между Центральным Банком РФ и коммерческими банками и регулирование деятельности последних могут возникать и осуществляться в результате предоставления в распоряжение этих банков централизованных кредитных ресурсов для целей последующего предоставления ссуд хозяйственным организациям. Так, когда кредитные ресурсы отдельных коммерческих банков, мобилизованные ими на местах, недостаточны, а возможности получения кредитов у других коммерческих банков исчерпаны, Центральный Банк РФ может предоставлять таким банкам ссуды на условиях кредитного договора. При этом Центробанк РФ оказывает воздействие экономическими методами на кредитную и процентную политику, проводимую коммерческими банками по отношению к своим заемщикам.

     Экономические меры по регулированию деятельности коммерческих банков относятся операции Центробанка РФ на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой. Так, в частности, Центральный Банк РФ, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги  и свободно конверти-руемую валюту, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную  массу  в обращении, ослабляя  им самым давление  платеж-

26.

ных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля.

     Рассматривая все вышеуказанные методы регулирования деятельности коммерческих банков, следует сказать о том, что они могут быть в достаточной степени эффективны только в случае проведения государством согласованной денежно-кредитной и финансовой политики.

     Наряду с экономическими методами, посредством которых Центральный Банк РФ регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использо-ваться в этой области и административные методы.

     Так, в частности, при крайне неблагоприятном состоянии денежного обращения, наличии активных инфляционных процессов в экономике Центрального Банка РФ в целях улучшения положения в этой области может проводить более жесткие мероприятия, носящие административный характер, посредством ограничения объема кредитных вложений коммерческих банков, установленияпредельных размеров ипроцентных ставок по выдаваемым ими кредитам. Например, в 1991 г. Центральным Банком РФ была введена для коммерческих банков предельная  процентная ставка по предоставляемым ими кредитам в размере 25 % годовых. Эта мера не сопровождалась рестрикцион-ной кредитной политикой [14, 21].

     При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (пайщиков), вкладчиков, клиентов, Центральный Банк РФ может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия,вплоть до ликвидации банков.

     Использование административного воздействия со стороны Центрального Банка РФ по отношению к коммерческим банкам не должно носить системати-ческого характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

  1. Состояние взаимодействия Центробанка России с одним из

    коммерческих банков города Сызрани.

     Перед настоящим исследованием, на основе изучения отдельных прово-димых операций одного из коммерческих банков г. Сызрани, была поставлена задача: дать анализ состояния взаимоотношений Центрального Банка с коммерческим банком «Солидарность». Возьмем для сравнения осуществление пассивных операций этих банков.

     Обратиться к изучению взаимоотношений Центробанка с коммерческим банком провинциального города, побудили следующие соображения: во-первых, исследования дали возможность сравнить структуру, организационное устройство, цели и полномочия государственного - Центрального Банка с соответствующим статусом и функциями коммерческого банка небольшого города; во-вторых, проанализировать роль в рыночной политике каждого из этих банков. Состояние этого взаимодействия имеет огромное значение для понятия банковской системы страны.

     Анализируя взаимодействие Центробанка с коммерческим банком «Соли-дарность», филиал  которого  находится  на территории  г. Сызрани, нами  было

27.

выяснено, чтофонд обязательных резервов, созданный для того чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческому банку выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денеж-ных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не исполь-зуется банком в качестве кредитных ресурсов.

     Центральный Банк РФ, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику банка «Солидарность» и состояние денежной массы, используемой в обращении. Так, например, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческому банку Сызрани в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство. Руководители финансовой службы банка отмечают, что это следует учитывать, так как такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

     Поскольку внесение средств в фонд обязательных резервов осуществляется банком «Солидарность» не каждый день, а периодически, то банку необходимо стремиться к максимальной величине принимаемых в расчет привлеченных средств с учетом нормы обязательных резервов. Коммерческий банк старается как можно чаще и оперативнее выполнять регулирование величины остатка средств, подлежащего резервированию в Центробанке РФ, тем самым становит-

ся выше уровень соответствия. Данная операция осуществляется банком «Солидарность» совместно с Центральным Банком России один раз в месяц по состоянию на 1-е число месяца.

     Получаемый в данном месяце результат сравнивается с ранее зарезервиро-ванной величиной средств, учитываемой на отдельных лицевых счетах, открытых банку «Солидарность» на пассивном балансовом счете первого порядка № 302 в региональном Главном управлении Центробанка РФ.

     Если величина средств, подлежащих резервированию, больше ранее зарезервированной, то образовавшийся по результатам регулирования недовзнос средств перечисляется платежным поручением в течение двух рабочих дней после даты, на которую производится регулирование, в региональное Главное управление Центрального Банка РФ. Перечисление производится с дебета лицевых счетов, открытых на активных балансовых счетах № 30202 и 30204 в банке «Солидарность», в кредит лицевых счетов, открытых этому коммерческому банку на балансовых счетах № 30201 и 30203 в региональном Главном управлении Центрального Банка РФ. При этом расчеты осуществляются через корреспондентский счет банка, открытый ему в этом управлении [8, 14, 20].

     В случае, когда величина ранее зарезервированных средств больше, чем это следует из расчета на последующую дату, региональное Главное управление Центробанка РФ на основании предоставленных ему сведений в течение двух рабочих дней производит перерасчет и возвращает коммерческому банку «Солидарность» платежным поручением излишне внесенную им на данный мо-

мент сумму средств. При этом делается обратная бухгалтерская проводка по со-

28.

ответствующим балансовым счетам.

  1. Заключение.  Сходство и различия банковской политики

              при достижении целей в рыночных условиях.

1.  Аргументация, выводы.

     Проведенный анализ позволил выделить отличия в основных целях Центрального банка от коммерческого банка, и банка «Солидарность» в том числе:

     Поставленные перед Центральным Банком цели определяют его функции, и они отличаются от функций коммерческого банка:

29.

Итак: результаты анализа деятельности коммерческих банков позволяют Центральному Банку РФ делать выводы об их финансовом состоянии, определить признаки возникающих в деятельности банков проблем и их глубину, оценить степень угрозы интересам кредиторов банка, его вкладчиков, состояние ликвидности банка и в целом банковской системы региона и страны.

     Анализ теоретического материала и данных исследования дает возможность сделать следующиевыводы:

     Центральный Банк является основным субъектом денежно-кредитного регулирования в странах с рыночной экономикой.

     Основными инструментами денежно-кредитного регулирования являются минимальные резервы, операции на открытом рынке ценных бумаг и ставка рефинансирования.

     Центральный банк является главным звеном банковской системы России.

     Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятель-ности Центрального Банка определяются Конституцией, Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации».

     Уставной капитал и имущество Банка является Федеральной собственностью.

     Основными целями Центрального Банка являются:

     Центральный Банк является проводником государственной денежно-кредитной политики.

     Коммерческие банки выполняют различные операции, связанные с привлечением капитала и его размещением, а также выступает в качестве посредников в осуществлении платежей, брокеров, покупающих и продающих ценные бумаги, оказывают различные услуги своим клиентам. Коммерческие банки осуществляют расчеты в народном хозяйстве страны в формах, устанавливаемых Центральным Банком РФ, либо принятых в международной банковской практике.

     Основным отличием коммерческого банка от Центрального Банка России является контролирующая роль последнего. В ходе исследования выдвинутая намигипотеза была подтверждена.

30.

Библиография:

  1. Банковское дело. / Под редакцией Г.Н. Белоглазовой и Л.П. Кроливецкой. – Санкт-Петербург: Питер, 2004.
  2. Банковское дело. / Под редакцией А.В. Тютюнника, А.В. Турбанова. – Москва: Финансы и статистика, 2005.
  3. Банковское дело: Учебник. / Под редакцией О.И. Лаврушина. – Москва: Финансы и статистика, 2003.
  4. Банковские операции в России. / Под редакцией Г.М. Тарасовой, НГАЭиУ, 2001.
  5. Белугин Ю.М.  Сберегательное дело. – Москва, 1985.
  6. Белых Л.П.  Устойчивость коммерческих банков: как банкам избежать банкротства. – Москва: Банки. ЮНИТИ, 1996.
  7. Белявский Н.Н.  Сберегательные кассы. - Санкт-Петербург, 1896.
  8. Инструкция «Об обязательных нормативах банков» от 16 января 2004 г. № 110-И.
  9. Калмыков М.П.  История сберегательного дела.// Журнал «Банковские услуги». - №№ 4,5 – 1997.
  10. Кретов И.К.  От сберкасс – к сберегательному банку: Из истории сберегательных учреждений Сызрани. – Сызрань,1997.
  11. Ликсиц И.В.  Экономика: в 2 книгах. Книга 2: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 5-е издание переработанное и дополненное. – Москва: Вита-Пресс, 2000.
  12. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики./Государственный университет – Высшая школа экономики; Под редакцией С.И. Иванова. – 3-е издание. – В 2-х книгах. Книга 1. – Москва: Вита-Пресс, 2001.
  13. Панова Г.С.  Кредитная политика коммерческого банка. – Москва: МКЦ, 1997.
  14. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации.
  15. Положение «Об обязательных резервах кредитных организаций, депони-руемых в Центральном банке Российской Федерации» от 30 марта 1996 г.
  16. Положение № 254-П «О порядке формирования кредитными организа-цииями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и прирав-ненной к ней задолженности» от 26 марта 2004 г.
  17. Усоскин В.М.  Современный коммерческий банк. Управление и операции. – Москва: 1998.
  18. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
  19. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
  20. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 3 июля 2003 г.
  21. Федеральный закон о страховании вкладов, 2003 г.
  22. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».

31.

  1. Штейн С.В. Учреждение правительственных сберегательных касс в России. – Петроград, 1916.

32.

Приложение 1.

Рис.1.  Экономические интересы, которые привели к появлению банков.

Рис. 2.  Структура современных национальных банковских систем.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Применение методов денежно-кредитного регулирования Центрального банка России

2. Функции Банка России и его роль в экономике

3. Разработка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости коммерческого банка на примере Московского отделения ПАО Сбербанк России

4. Организация деятельности коммерческого банка шпаргалка

5. БИЗНЕС-ПЛАН КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ДОВЕРИЕ

6. БИЗНЕС-ПЛАН КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА САЛАМИР

7. Финансовые показатели коммерческого банка ПАО Запсибкомбанк

8. Оценка кредитного портфеля коммерческого банка Запсибкомбанк

9. Депозитный портфель коммерческого банка: его формирование и управление

10. Кредитная политика коммерческого банка на примере ОАО АКБ Урал ФД