Обучение технологии обработки текстовой информации с применением программных средств на основе облачных технологий



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)

Кафедра вычислительной математики и методики преподавания информатики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Облачные технологии в образовании»

тема: Обучение технологии обработки текстовой информации с применением программных средств на основе облачных технологий

Москва

                                                   2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире трудно себе представить обучение подрастающего поколения без использования информационных и коммуникационных технологий. Информатизация образования на данный момент является необходимым условием поступательного развития общества. Это обусловлено тем, что информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.

Совершенствованию информационных технологий в наше время уделяется большое внимания, а среди множества новых направлений развития образования во всем мире в особенности. В современной школе учителя стараются подготовить обучающихся к жизни в современном обществе, чтобы каждый ученик свободно мог владеть информацией и умело применять ее на практике.

Ценность новых информационно и коммуникационных технологий в школьном образовании заключается в том, что они не только являются инструментом учителя для решения определенных задач, как педагогических, так, и профильных задач, что позволяет создавать новые возможности в обучении, а также помогают созданию новых форм и методов в школьном образовании. С развитием компьютерных средств в современном мире и внедрением их в образовательный процесс у каждого обучающегося появляются новые современные возможности, а также реализуются и новые подходы.

Одним из ведущих направлений развития современных технологий на сегодняшний день являются облачные технологии. Самым ярким примером применения облачных технологий в учебном процессе школы-появление электронного дневника. Поначалу это был всего лишь эксперимент, сейчас же во всех школах Москвы существует данная услуга. Учитель каждый день вводит изменения, то есть это и оценки, и домашнее задание, и даже предоставляется возможность написать какие-то заметки для родителей. Ученики же могут узнать или сверить домашнее задание, узнать оценку за какую-то работу, а также выставляется данной программой средний балл по каждому предмету. Также можно увидеть график успеваемости обучающегося за какой-то определенный период: например, за последнюю неделю, или за последний месяц. Для родителей, на мой взгляд, это очень хорошее нововведение в учебный процесс. Теперь они смогут четко иметь представление об успеваемости своего чадо.

Кроме приведенного выше примера использования облачных технологий, имеются и другие облачных сервисы, применимые в учебном процессе современной школы. Большинство из них имеют разнообразные бесплатные функции, позволяющие как учителям, так и ученикам плодотворно, успешно обучаться и обучать.  К большому сожалению далеко не все школы используют такую возможность, отдавая предпочтения стандартным методам и формам обучения. Но есть и те учителя, у которых недостаточно имеется в наборе инструментов. А те, кто пытается воспользоваться данными технологиями, сводят к использованию минимального количества инструментов.  Чтобы овладеть информационными технологиями, необходимо желание, активное применение на уроках, постоянно совершенствование этих возможностей.

Актуальность данной темы определила цель работы:рассмотреть и проанализировать возможности различных облачных сервисов, а также разработать способ применения обработки текстовой информации по средствам облачных технологий.

Для достижение поставленного вопроса необходимо сформулировать ряд задач:

1. рассмотреть возможности обработки текстовой информации средствами облачных сервисов;

2. разработка учебно-методических рекомендаций для обучения основам обработки текстовой информации с использованием облачных технологий.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1.  Понятие «облачные технологии»

Облачные технологии (анг.cloudcomputing)-технологии распределенной обработки данных, в которых компьютерные ресурсы и мощность представляются пользователю как Интернет-сервис [5].

Другое название облачных технологий-облачные вычисления. Облачные вычисления применимы для любых сервисов, которые предоставляются через Интернет сеть. Так же данный термин можно считать, как динамически масштабируемый способ доступа к сервису, представляющий с помощью Интернета, причем, пользователю никаких особых представлений об облаке не нужны.

Стоит отметить, что облако-это не только модноеIT понятие, но и хранилище, в которое пользователь может обращаться для использования той или иной технологии и пользоваться ей столько, сколько ему необходимо.

Джордж Риз в своей книге «Облачные вычисления» выделил следующие условия, с помощью которых можно определить является ли облачным какой бы то ни был сервис [6]:

           - этот сервис должен иметь доступ черезWeb-браузер;

           - не нужны финансовые вложения для начала работы;

           - оплачиваете только то, чем пользуетесь, и, причем, только за то время, которое использовали.

Также Риз отмечает, что данные условия об облачных сервисах не полны, а только дают почву для обсуждения.

На данный момент существует четыре типа облачных систем [5,6,7]:

         1. приватное облако (privatecloud)-используется в организации, когда данная организация является и заказчиком, и потребителем;

         2. публичное облако (publiccloud)-используется как определенный организацией, так и за пределами ее. Большое число пользователей.

         3. гибридное облако (hybridcloud)-включает в себя два и более облака различных типов;

4.общественное облако (communitycloud)-используется определенным

кругом пользователей какой-либо организации, решающие конкретные общие задачи.

Наиболее приемлемыми для школы являются такие облачные системы как: публичные и общественные.

Заметим, что для построения применяются следующие базовые модели:

1. инфраструктура как сервис (IaaS);

2. программное обеспечение как сервис (PaaS);

3. платформа как сервис(SaaS).

Рис. 1. Модели работы с «облаком»

Рассмотрим вышеприведенные типы «облака» более подробно [6]:

1. IaaS, infrastructure as a service.Пользователю предоставляется «пустой» экземпляр виртуального сервера с уникальнымIP-адресом или набором адресов и часть системы хранения данных. Чтобы управлять параметрами, процессом работы сервера, провайдер предоставляет пользователю программный интерфейс (API).

Примеры такого подхода:AmazonElasticCompureCloud. Данная модель бесплатно предоставляет ресурсы хранения информации, функции электронной почты, а также система совместных работ.

Данная модель может быть использована в образовательных учреждениях.

2. PaaS, platform as a service.Пользователю предоставляется в использование виртуальная платформа, включающая в себя одно или несколько виртуальных серверов установленными ранее ОС и определенными приложениями. Пользователю предоставляется выбор за необходимыми облачными услугами для решения некоторой задачи. (разработка, тестирование, развертывание и поддержкаWeb-приложений как услуги)

Как пример может быть рассмотрен сервисGoogleAppEngine. Данный сервис позволяет создавать приложения на языке программированияPython.

К сожалению, данный тип не актуален в школьном образовании.

3. SaaS, software as a service.Пользователю предоставляется возможность пользоваться программными приложениями как услугой удаленно через Интернет. То есть, с помощью этой услуги пользователи могут не приобретать дорогостоящее программное обеспечение, а достаточно просто воспользоваться им для решения той или иной задачи.

Как раз этот тип наиболее актуален для школьного образования. Как пример можем использовать системуGoogleAppsforEducation иMicrosoft Live@edu. Рассмотрим в следующем пункте обзорно возможности одной из систем.

1.2. Обзор облачных сервисов

Google Apps Education Edition-набор облачных приложений, который предоставляется бесплатно школьникам и преподавателям учебных заведений от компанииGoogle.  ДанноеWeb-приложение позволяет как учителям, так и ученикам плодотворно, успешно обучаться и обучать [2].

Отметим следующие основные достоинства использования данного web-приложения в образовательных учреждениях [2]:

1.  минимальные требования к аппаратному обеспечению, (необходим доступ в Интернет);

2.  не требуется затрат на приобретение и обслуживание специального ПО;

3. поддержка любых ОС, все операционные системы и клиентские программы, используемых в школе;

4. работать с документами можно с помощью любого мобильного устройства, поддерживающего Интернет;

5. все инструменты бесплатны.

Рассмотрим сервисыGoogle на основе облачных вычислений, предоставляемыеGoogle для образовательных учреждений.

Рис. 2. Онлайн сервисыGoogle

Google Диск-единое пространство и для хранения файлов, и для работы с ними.  С помощью Google Диск можно работать над документами одновременно с другими пользователями. C помощью этого сервиса можно загрузить в облако и иметь постоянный доступ к любым текстовым файлам, видеороликам, фотографиям и т.д.Бесплатный объем информации 15Гб.

Для школы возможен вариант подготовки совместного проекта с коллегами или учениками, планирование деятельности учеников в течении года, хранение необходимой информации (лекций, практических работ и т.д.) для учащихся школы.

КалендарьGoogle-web-приложение для планирования. С помощью этого календаря школьники могут планировать свои будничные дни с учетом внеурочных занятий, выполнения каких-то работ и т.д. Возможно совместное использование календаря.

Группы Google. Данное web-приложение позволяет создавать собственные группы обсуждений, содержащие обсуждения, страницы, фотографии, а также загружать необходимые файлы, суммарный объем которых не более 100 Мб.

В школе данный инструмент можно использовать при совместной деятельности проектов или исследований.

Документы Google-онлайновый офис, включающий в себя полный набор инструментов для работы с текстовыми документами, электронными таблицами, наглядными пособиями, PDF-файлами и презентациями.

Все создаваемые документы сохраняются на специальном сервере Google, или могут быть экспортированы в файл. Доступ к созданным файлам защищен паролем и может быть получен с помощью любого компьютера, имеющего доступ в Интернет.

С помощью «Документы Google» ученики и учителя удаленно работать над общими документами и проектами. Кроме этого, учителя могут контролировать выполнение работ любых видов.

Gmail-бесплатная электронная почта с обменом мгновенными сообщениями, голосовым, мобильным доступом, а также защитой от спама и вирусов.

Google Apps  приложения для общения и совместной работы, которые упрощают и работу, позволяющие, благодаря облачным вычислениям, избежать многих проблем и расходов, которые связаны с обслуживанием программного и аппаратного обеспечения.

Кроме представленных выше приложений могут быть использованы в учебном процессе и другие приложенияGoogle такие как:GoogleArtProject- интерактивные экскурсии по популярным музеям мира,GoogleKnol-вики-энциклопедия и другие [9].

Обратим внимание на сервис хранения данных-«ОблакоMail.ru».

Рис. 3. СервисыОблакоMail.ru

Данный сервис имеет следующие «плюсы»:

1. бесплатно предоставляется облачное хранилище объемом 100 Гб;

2. доступный каждому интерфейс (прост в использовании);

3. неограниченный размер загружаемого файла(ограничение 2 Гб вweb-версии, в случае, если файл копируется в папку Cloud@Mail.Ru на компьютере, то размер файла никак не ограничивается);

4. просмотр новостей, прогноз погоды;

5. просмотр, создание, редактирование документов, таблиц, презентаций;

6. предоставляет бесплатную почту, позволяющая обмениваться файлами и сообщениями.

Таким образом, данный сервис может также использоваться в образовательных учреждениях: выполнение всевозможных заданий обучающимися и проверка выполнения заданий учителем, хранение дидактических материалов, пособий, учебников для учеников, также можно использоваться учителем в виде архива, также возможен вариант создания совместного доступа к папкам и файлам с помощью ссылок.

Стоит отметить еще один сервис-OneDrive. Облако OneDrive предоставляет возможность хранить необходимые документы. Данное облако можно использовать как дополнительный жёсткий диск. Документы, хранящиеся да данном сервисе, доступны с любого компьютера, планшета, телефона, поддерживающих сеть Интернет.

Рис. 4. СервисыOneDrive

Здесь мы отметим следующие приложения:

1. Календарь. Позволяет планировать и просматривать расписание через Интернет. Пользователи могут делится своим календарем с другими;

2.WordOnline. Важной особенностью версии онлайн является то, что происходит автоматическое сохранение файла. Можно создавать, редактировать, использовать в файле таблицы, картинки;

3.ExcelOnline. Редактирование таблиц, расчеты с помощью формул, просмотр и редактирования диаграмм;

4.PowerPoint как редактирует ранее созданную презентацию, так и имеет возможность создает новую. Сохранение также происходит автоматически;

5.OutLook-бесплатная почта отMicrosoft, позволяющая обмениваться файлами и сообщениями.

Все данные приложения способны организовать совместную работу между учителем и учеником, удаленно от учебного заведения.

1.3. Технологии обработки текстовой информации

Неотъемлемой частью работы компьютера является текстовый редактор.

Дадим определение текстового редактора. Текстовый редактор [8]-это программа, с помощью которой создаются, редактируются текстовые документы. Этими текстовыми документами могут быть: отчеты, статьи, мемуары или любая другая информация, называемая текстовым документом.

Данная программа, как правило, предоставляет пользователю следующие возможности [8]:

1) набирать текст;

2) корректировать набранный текст (изменять буквы, слова, числовые значения и т.д.);

3) копирование и вставка фрагментов текста, возможно вырезание кусков текста;

4) поиск слов в тексте, а также замена их на какое-то другое слово;

5) форматирование текста (изменение параметров ширины, полей, интервал между словами, выравнивание текста, создание абзацев);

6) автоматически нумеровать страницы документа;

7) выделять текст возможными видами шрифтов;

8) создание колонок;

9) распечатывать набранный текст или кусок текста.

Более усовершенствованные текстовые редакторы имеют дополнительные возможности:

         - предварительный просмотр текста;

         - вставлять формулы, таблицы, рисунки, диаграммы, фигуры;

         - поиск грамматических ошибок, а также возможность их исправления;

         - выбирать стили и шаблоны документа;

         - создавать колонки на одной странице.

Рассмотрим следующие текстовые редакторы.

         1. Одним из самых популярных, используемых в школе, является MicrosoftWord.

Рис. 5. ИнтерфейсMicrosoftWord

Word-это незаменимый текстовый редактор для пользователей, которые часто занимаются наборами текстов и документов. Данный редактор способен не только форматировать набранный текст и вставлять картинки, но и набирать математические формулы, вставлять таблицы, вставлять символы или буквы, которых нет на клавиатуре (например, буквы греческого алфавита), возможно выбрать дизайн, ориентацию листа, создать содержание документа, качественнаяпроверка орфографии, возможность вставки графики в текст  формата *.pcx или *.bmp и многое другое.

В школе Microsoft Word применяется не только на уроках информатики при изучении темы «Текстовые редакторы».  Практически все документы набираются и редактируются в этом типе файла. Это и приказы, и конспекты уроков, и списки, и т.д.

Заметим, что данная программа предоставляется на  коммерческой основе.Однако не все школы способны приобрести такие дорогостоящие продукты от Microsoft, в таком случае учителя предлагают ученикам бесплатные аналоги Word. Таким, например, является OpenOffice.org.

OpenOffice.orgWriter-текстовый редактор, похожий как интерфейсом, так и возможностями на Microsoft Word.

Рис. 6. ИнтерфейсOpenOfficeWriter

Однако есть и отличительные черты:

1. при наборе текста ставится длинное тире по умолчанию;

2. не распознает пунктуационных и стилистических ошибок;

3. большое количество маркеров, разделяющих линий и т.д.;

4.поддержка многих форматов для импорта и экспорта файлов.

Таким образом, мы видим, что значительных различий между этими двумя редакторами нет. Что позволяет учебным заведениям научить обучающихся пользоваться текстовыми редакторами, не приобретая дорогостоящее ПО.

Еще один редактор, который бы хотелось рассмотреть-это WordPerfect Office от Perfeet Office.

Рис. 7. ИнтерфейсWordPerfect Office

WordPerfect Office-не столь известный текстовый редактор, но на него все же стоит обратить внимание. Возможности документов WordPerfect ничем не уступает  Word MS.

Стоит отметить в данном редакторе такую функцию как Reveal Codes, способную открыть пользователю коды форматирования внутри текстового документа. Такая функция способна исправлять недостатки форматирования. Ко всему прочему, существует функция типографический набор, за счет которого возможно внести коррективы в положение слов.

Еще одно значимое отличие-встроенная функция оптического распознавания всего текста или какого-то определенного куска.

WordPerfect дает возможность работать с документами разных форматов, однако они могут отобразиться как-то по-иному.

Таким образом, и этот офисный пакет может быть использован в школе. Он дает большие возможности работы с текстом и прост в использовании. Но все же за данное ПО необходимо будет заплатить. Сейчас все больше и большепоявляется возможностей использования текстовыми редакторами в режиме Онлайн. Рассмотрим такие текстовые редакторы в следующем пункте.

1.4.Облачные сервисы для работы с текстовыми документами

Наиболее популярными и функциональными редакторами являются: Google Документы, Word Online, Zoho Writer.

На данный момент мы уже ознакомились с возможностями текстовых редакторов на компьютерах, теперь же рассмотрим облачные текстовые редакторы. Начнем с редактора Zoho Writer от Zoho Office Suite [11].

Рис. 8. ИнтерфейсZoho Writer

Обратим внимание на интерфейс. Он прост. Когда создается документ, то видим исключительно текст. В случае необходимости какого-то инструмента достаточно просто выделить текст, а далее просто выбрать необходимое.

При форматировании текста предоставляется возможность изменения размера, очертания, цвета текста, выравнивание текста, индексы как верхние, так и нижние, создание отступов и межстрочных интервалов.

Если же пользователь работает со сложным документом, то для этого  достаточно воспользоваться специальной панелью сбоку.

Рис. 9.  Параметры вставки вZoho Writer

Так же можно набирать математические формулы, вставлять фигуры, создавать таблицы.

Кроме этого возможен вариант совместного редактирования. И здесь возможны разные случаи: можно одним только читать и оставлять какие-то замечания по работе, другим можно редактировать данный документ. В режиме «Рецензирование» можно увидеть исправления каждого соавтора, кроме этого допустимо применить эти исправления, или же вообще отменить их.

Такой подход очень даже необходим школе. Например, если же обучающийся выполняет какую-либо работу, то учителю достаточно просто указать на недостатки работы в «Примечания». Это очень удобно, когда ученик выполняет работу дома или даже в классе. Учителю же достаточно просто наблюдать за выполнением работы, не ожидая конца занятия или дня сдачи работы.

Данный редактор поддерживает многие форматы, такие как: .doc; .docx;

.pdf и другие.

После сохранения документа можно разместить документ в Интернете, для этого достаточно перейти во вкладку «Распространить». Можно отправить по эл. почте этот документ, или, например, опубликовать документ в Интернете, или даже запостить в блог. Кроме того, каждому пользователю предоставляется 5 Гб места в облаке.

Таким образом, Zoho Writer  обладает достаточным набором инструментов, необходимых для обучения основным возможностям текстовых редакторов.

Теперь обратим наше внимание на еще один облачный текстовый редактор-Word Online от компании MS [10].

Рис. 10.  ИнтерфейсWordOnline

Можно заметить, что интерфейс Word не особо отличается. Ранее уже были рассмотрены функциональные возможности Word, все базовые возможности были перенесены разработчиками в онлайн версию редактора. Однако, уже здесь невозможно набрать математические формулы, уменьшено количество маркировки списка, также уже невозможно сортировать списки и другие незначительные ограничения. Сохранение документа происходит автоматически, то есть потерять данные практически невозможно. Вновь, как в Zoho Write, можно делится созданным документом и разрешать или не разрешать вносить изменения получателю. Существенным преимуществе является то, что данный редактор предоставляется бесплатно. Достаточно просто иметь подключение к Интернету.

Для школы этот редактор может быть использован довольно в широком масштабе. Можно использовать его и на уроках, и во внеурочной деятельности, и для выполнения домашних заданий и т.д.

Обзорно рассмотрим последний в этой работе текстовый редактор- Google Docs [9].

Рис. 11. Интерфейс  Google Docs

Google Docs-многофункциональный текстовый редактор, со всеми базовыми возможностями.  При форматировании текста предоставляется возможность изменения размера, очертания, цвета текста, выравнивание текста, индексы как верхние, так и нижние, создание отступов и межстрочных интервалов, вставка картинок, диаграмм, формул, возможен даже голосовой ввод текста. Для того, чтобы проверить введенный текст необходимо выбрать на панели меню «Проверить орфографию» в разделе «Инструменты».

Рассмотрев данный редактор можно утверждать, что и это приложение может быть использовано в учебном заведении. Другими словами, все то, чему необходимо обучить школьников у этого редактора есть.

Выводы по первой главе

В настоящее время облачные технологии постепенно начинают входить во многие сферы деятельности человека. Первоначально «облако» было разработано в качестве бизнес-решения.

Рассмотрев облачные сервисы и их возможности, с точки зрения применения их в учебном процессе, можно сказать, что все же они становятся востребованы и для образовательных учреждений. Для школы были созданы, и даже по сей день разрабатываются, большое количество облачных приложений, способных облегчить работу учителя и вовлечь подрастающее поколение в современные IT-технологии.

Сейчас школьникам предоставляется возможность совместного выполнения каких-либо работ, не зависимо от того, где именно находится каждый из участников. Изменения документа сохраняются автоматически.Корректировки файла видны сразу же на экране компьютера любого из участников совместной работы.  Кроме того, «облако» позволяет хранить необходимые учебные материалы, что является и экономичным, и надежным способом хранения информации.

Что же касается облачных офисных пакетов, то это необходимое введение в учебный процесс. Ведь каждая школа имеет доступ в Интернет, а именно этого и достаточно для работы в данной среде. Не стоит забывать, что возможность замены дорогостоящего программного обеспечения на облачные технологии снизит затраты школы. А вместе с тем повысит качество и эффективность учебного процесса, ведь таким образом появится возможность персонального обучения, коллективных проектов, интегрированных и интерактивных уроков.

С применением облачных технологий в образовательном процессе школа выйдет на более современный уровень развития и обучения подрастающего поколения.

ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ШКОЛЕ

2.1. Методические рекомендации по обучению основам обработки текстовой информации

При рассмотрении вопроса обработки текстовой информации в школах, в большинстве своем, используют Microsoft Word или же его бесплатные аналоги. В этой главе представим методические рекомендацииMicrosoftWordOnline, а также рассмотрим несколько уроков с применением данного облачного сервиса.

Отметим, что ранее уже было кратко сказано о сервисе MS Word Online. Теперь более подробно рассмотрим его возможности.

Для того, чтобы начать работу в выбранном облачном текстовом редакторе необходимо:

1. Перейти на официальный сайт данного сервиса по ссылке https://products.office.com/ru-RU/office-online/.

Появится следующее окно

Рис. 12 СервисOfficeOnline

В появившемся окне выбираемWord (плитка самая первая слева).

2. Нажать на «Регистрация новой учетной записи».

Рис. 13. Вход вWordOnline

3. В появившемся окне заполнить все поля. И нажать на «Далее».

Рис. 14. Создание учетной записи

4. После регистрации в появившемся окне выбрать «Новый документ». И появится то окно, отраженное в рис.10.

Таким образом, произошла регистрация и вход вWordOnline.

Для обработки текстовой информации необходимо набрав текст, выбрать не или иные параметры для какого-то фрагмента или целого текста. Как было замечено ранееWordOnline не сильно отличается от привычногоWordMS, установленного на компьютере.

Однако рассмотрим одну особенность облачногоMSWord-общий доступ.

Для того, чтобы установить общий доступ для того или иного документа нужно:

  1. нажать на «Общий доступ» (находится в верхней области окна);
  2. в появившемся окне необходимо ввести адрес электронной почты

получателя. Также можно написать какую-то заметку к этому документу. Кроме этого можно установить некоторые параметры просмотра документа: просто просматривать текстовый документ, или же вносить какие-то изменения в него; необходима ли учетная запись в Майкрософт для просмотра файла.

Рис. 15. Установка общего доступа к документу

Таким способом возможна сдача практических работ по данной теме. То есть обучающиеся выполнив лабораторную работу должны будут поделится документом с учителем. А педагог в свою очередь просмотрев документ может или указать на какие-либо проблемы в работе, или же засчитать работу.

2.2. Изучение информатики в школьном курсе основной школы

Курс «Информатика и ИКТ» входит в предметную область «Математика и информатика». На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю в   7-9 классах, с общим количеством часов 105 [12].

Как и многие другие дисциплины, изучаемых в школе, информатика является непрерывным курсом, включающий в себя пропедевтический курс (обучение информатики в начальной школе) и изучение информатики в старших классах (базовый или профильный уровень) [12].

Таким образом, по окончанию начальной школы обучающиеся должны обладать ИКТ-компетентностью, необходимой для дальнейшего обучения в основной школе. [12]

С пятого класса во многих школах вводится изучение курса информатики за счет часов школьного учебного плана, тем самым выстраивается непрерывный курс информатики с 5 по 9 классы.

«Обработка текстовой информации» изучается в школе довольно в упрощенной форме. На этот курс отводится не так много времени,  рассматривая краткие теоретические сведения по обработки и хранению текстовой информации, а также овладение самыми необходимыми базовыми навыками работы в текстовом редакторе. Тем не менее, в любом школьном курсе данный раздел обязательно присутствует. Допустим, по УМК  Л. Л. Босовой [4] данный вопрос освещают следующие  темы:

Наибольший интерес по этой теме составляет практикум. Рассмотрим более подробно примерное тематическое планирование практических работ курса «Обработка текстовой информации» в основной школе [4].

Таблица 1

Планирование курса «Обработка текстовой информации»

Название темы

Кол-во часов теор. части

      (ч)

Кол-во часов практич. части (ч.)

Элементы окна и настройки

0,5

1

Редактирование текстовых документов

1

Шрифт и форматирование символов

0,5

1

Форматирование абзацев

0,5

1

Создание списков

0,5

1

Создание и использование стилей

0,5

1

Создание таблиц

0,5

2

Форматирование разделов, колонок

0,5

1

Макет страницы

0,5

1

Проверка орфографии и грамматики. Тезаурус

0,5

1

Сортировка данных

0,5

1

Вставка рисунков и автофигур

0,5

1

Вставка диаграмм

0,5

1

Добавление буквицы и подложки

0,5

1

Вставка символов и специальных знаков

0,5

1

Вставка объектов WordArt

0,5

1

Вставка формул

1

Создание графических объектов

0,5

1

Макросы

1

Гиперссылки и закладки

0,5

1

Adobe Pagemaker 7.0.Элементы окна и настройки

0,5

1

Вспомогательные инструменты

0,5

1

Создание страниц-шаблонов

0,5

1

Основная задача школьного образования при изучении курса «Обработка текстовой информации»-это получение определенных навыков обработки текста. Для реализации этой задачи в школе используют определенные программы (коммерческие или бесплатные), однако в настоящее время появляется все больше возможностей использования облачных технологий, которые способны заменить привычные текстовые редакторы.

Чаще всего учитель при рассмотрении данного раздела выбирает какой-то определенный текстовый редактор и разрабатывает для него методику. В основном, весь материал педагог делит на теоретическую и практическую часть, отдавая предпочтение практической; в большей мере выбирая лабораторную работу в форме самостоятельной.

При выполнении практических заданий обучающиеся взаимодействуют с алгоритмом выполнения работы. В свою очередь, алгоритм выполнения, разработанный учителем, основывается на основных инструментах того или иного текстового редактора. Таким образом, с помощью небольшой инструкции, обучающиеся смогут овладеть навыками обработки текстовой информации.

В соответствии с ФГОС обучающиеся должны иметь следующие навыки по данной теме: создание, сканирование текста, а также распознавание сканированного текста; редактирование и структурирование текста [10]. Чтобы добиться вышеописанных навыков при столь малом количестве часов, достаточно рассматривать обработку текстовой информации с использованием базовых параметров, опуская дополнительные возможности текстовых редакторов.

Тем самым обучающиеся должны иметь навыки по всем темам, указанных в таблице 1. Заметим, что для того, чтобы всему необходимому обучить школьников можно воспользоваться аналогами в облачных сервисах.

Теперь рассмотрим конспекты уроков по обработке текстовой информации по средствам облачных технологий.

2.3. Применение облачных сервисов на уроках информатики

Тема урока: Обработка текстовой информации. Редактирование текста.

Тип урока: комбинированный.

Класс:5.

Цель урока: расширить представления обучающихся о возможностях обработки текстовой информации и сформировать представление о возможностях редактирования текста как наиболее важном изменении в технологии подготовки текстовых документов.

Задачи урока:

Образовательные:

текстовой информации на компьютере.  

Развивающие: развитие внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные: развитие творческой активность обучающихся.

Оборудование: компьютерный класс с персональным компьютером для каждого обучающегося, проектор, экран, компьютер, презентация, подключение к сети Интернет.

План урока:

1. Орг. момент-2 мин.

2. Актуализация опорных знаний-5мин.

3. Изучение нового материала-10 мин.

4. Закрепление материала-5 мин.

5. Физкультминутка-3 мин.

6. Практическая обучающихся-15 мин.

7. Подведение итогов урока-3 мин.

8. Домашние задание-2 мин.

Ход урока

1. Орг. момент.

Приветствие, проверка отсутствующих.

2. Актуализация опорных знаний

Опрос:

3. Изучение нового материала.

В тетрадях записывается обучающимися тема урока-Обработка текстовой информации. Редактирование текста.

Предлагается ученикам проследить, как же раньше создавались текстовые документы, еще за долго появления компьютера (Приложение, Рис. 26, Рис. 27, Рис. 28, Рис. 29).

Дается определение «редактирование текста» под запись.

Запись в тетрадях:

- способы выделения текста;

Рис. 16. Способы выделения текста

- способы работы с текстом;

Рис. 17. Основные правила набора текста

Рис. 18. Основыне правила набора текста

5. Физкультминутка

Мы сидим за монитором,

Наблюдаем за курсором,

Вдруг курсор пропал с экрана,

Посмотрели мы направо,

Посмотрели мы налево,

Нет курсора, что же делать?

Мы посмотрим в уголок,

Мы посмотрим в потолок.

Снова включим монитор

Там когда-то был курсор. 

6. Практическая работа обучающихся

Каждый обучающийся с помощью «Общего доступа» вMSWordOnline получает несколько файлов с заданиями:

1.  Задание «Замени букву».

Рис. 19. Задание к уроку 1. Задание №1

2. «Замени слово»

Рис. 20. Задание к уроку 1. Задание №2

3. «Окрась слова»

Рис. 21. Задание к уроку 1. Задание №3

7. Подведение итогов урока.

8. Домашние задание

Выучить конспект урока; выполнить все задания в документе «Урок 3.3.Домашнее задание».

Конспект второго урока.

Тема урока: Набор текста. Форматирование текста.

Тип урока: практикум.

Класс: 7

Цели урока.

Обучающая: формирование навыков набора и форматирования текста в текстовом редактореMicrosoftWordOnline.

Развивающая: развитие умения обработки текстовой информации.

Воспитательная: повышение интереса к творческой активности.

План урока:

1. Орг. момент-1 мин.

2. Актуализация опорных знаний-5мин.

3. Практическая обучающихся-35 мин.

4. Подведение итогов урока-2 мин.

5. Домашние задание-2 мин.

Ход урока

1. Орг. момент.

Приветствие, проверка отсутствующих.

2. Актуализация опорных знаний

Классу задаются следующие вопросы:

- что такое форматирование текста?

- каким образом выделяется фрагмент текста?

- как можно изменить шрифт, очертание текста?

3. Практическая работа обучающихся.

Каждый из учеников получает раздаточный материал в который входит текст (Приложение Рис. 30), который необходимо набрать и в последствии форматировать, а также указания к выполнению работы.

Указания к выполнению работы.

Наберете текст документа по образцу, а потом-оформите текст.

1.Установите размер шрифта. (На панели меню выберите «Главная», размер шрифта-12, шрифт-«TimesNewRoman», тут же установим и цвет текста-«черный» ).

  1. Чтобы сделать абзац в тексте, достаточно выполнить следующие действия:

выделить необходимый фрагмент текста и щелкнуть правой кнопкой мыши. В появившемся окне рядом с «Особый» нажать на стрелочку и выбрать «Отступ». В нижнем окошке выбрать 1.25.  И нажимаем «ОК»

Рис. 22. Установка абзаца

  1. Особое внимание уделите на маркированные списки (абзацы помеченные галочками). Такой список можно сделать так: набрав нужные абзацы, выделить их и на панели меню выбрать «Главная», а затем в столбце «Абзац» выбрать «Маркеры», далее выбрать необходимый по заданию.

Рис. 23. Установка маркерных списков

Выделите строку «1 октября 2017» и оформите ее полужирным шрифтом (на панели «Главная» в раздели «Шрифт» нажмите на кнопкуЖ), выровняйте эту фразу по левому краю (на панели «Главная» в раздели «Абзац» выбрать «Выровнять по левому краю»).

Рис. 24. Выравнивание текста по левому

Заголовок оформите курсивом (на панели «Главная» в раздели «Шрифт» нажмите на кнопкуK). Для  строки«Зимний отдых…» установите шрифт 16.

Выделите название загородного комплекса «Зимняя сказка» и установите для него курсив.

4. Для того, чтобы создать таблицу с расценками на услуги необходимо: выбрать где именно будет находится таблица. Установить туда курсор. После чего на панели меню выбрать «Вставка», а затем «Таблица». И выбрать необходимый размер. В данном случае-4 на 2.

Рис. 25. Создание таблицы

Чтобы заполнить таблицу, достаточно установить курсор в необходимую ячейку и вписать все необходимое. Если нужно изменить длину строки, то нужно просто курсом навести на границу ячейки (справа или слева) и передвинуть в нужную сторону.

Таблица должна быть по середине страницы, вся информация в столбцах-по центру. Для этого выделяем таблицу и в «Главная» в разделе «Абзац» выбираем «Выравнивание по центру». Таким же образом поступаем и с информацией внутри таблицы. Выделяем нужную строку и наживаем «Выравнивание по центру».

5. Предложения «Позвоните нам…» и «Ждем Ваших звонков!»установите также центру, последнее предложение выделите полужирным шрифтом.

После выполнения задания, сохраните документ под названием «7(буква) класс_Лаб. раб._№1_Фамилия Имя», где буква-это буква класса; Фамилия Имя-фамилия и имя того, что выполнил данную работу. И с помощью «Общего доступа» поделитесь своей работой с учителем.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашние задание.

Выполнить все задания в документе «Лаб.раб.№1_Д.з.».

Выводы по второй главе

Использование современных облачных технологий в образовательном процессе является эффективным инструментом учителя для решения многих задач, как педагогических, так, и профильных, что позволяет создавать новые возможности в обучении.

Работа с облачными сервисами улучшает качество образования школьников, способствуя развитию внимания, логического мышления, памяти и интереса к информационным технологиям. Кроме того, при использовании облачных сервисов на уроке информатики сохраняется время, которое тратится на запуск той или иной программы.

При использовании облачных текстовых редакторов вполне возможно воспользоваться сервисомWordOnline. При более подробном рассмотрении уже было замечено, что он предоставляет многие возможности создания, или редактирования. По сути,MicrosoftWordOnline позволяет заменить дорогостоящее программное обеспечение на бесплатный аналог в облаке с различными функциями.

Для того, чтобы пользоваться этим сервисом достаточно иметь доступ в Интернет, владеть навыками работы с браузером, а также иметь свою учетную запись. Все созданные документы будут хранится не на компьютере или флешке, а в облаке. Причем происходит автоматическое сохранение текста.  Доступ ко всем документам возможен через вход в учетную запись.

На уроках информатики с помощью возможности совместного доступа к документу вMicrosoftWordOnline  учитель может отслеживать выполнение практических работ обучающихся, возможна какая-то работа в группах, способствующая формированию коллектива, возможности показать значимость каждого из участников в той или иной работе.

В качестве вывода хочется отметить, что работа с облачными аналогами будет наиболее эффективен в учебном процессе школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При рассмотрении способов обработки текстовой информации и программ обучения школьников курсу, можно заметить, что к сожалению, на данную тему отводится не так много времени, как хотелось бы. Таким образом, на уроках рассматриваются только самые необходимые способы обработки текстовой информации. Более подробно и основательно возможности обработки текста может быть рассмотрено на факультативных занятиях. Навыки, которые получат обучающиеся при изучении обработки текстовой информации помогут им в дальнейшем. Ведь они являются основными, чем бы дальше не занимался школьник. Элементарный пример -это подготовка реферата или доклада по биологии. Ведь такая работа требует и грамотного оформления, и возможно каких-то дополнительных вставок в виде схем или картинок.

Исходя из этого при изучении данной темы могут быть использованы облачные текстовые редакторы, ведь они позволяют на расстоянии совместно работать над общей лабораторной работой, или же при каких-то затруднениях можно достаточно легко узнать у учителя непонятный момент в работе, отправив документ и какое-то замечание к нему.

Важно донести до обучающихся, то что в скором времени почти все программное обеспечение будет заменено облачными сервисами. И ученики, которые смогут овладеть в полной мере данными технологиями смогут идти в ногу с развитием информационного общества.

Таким образом, в ходе проведенной работы были достигнуты следующие результаты:

1.изучены ирассмотрены возможности обработки текстовой информации средствами облачных сервисов;

2. разработаны методические рекомендаций по данной теме, описаны особенности организации и проведения занятий с использованием облачных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1.Алексанян Г. А. Использование облачных сервисов Яндекс при организации самостоятельной деятельности студентов СПО // Педагогика: традиции и инновации. 2012.  С. 150-153.

2. Алексанян Г. А. Сервисы Google в организации самостоятельной деятельности студентов СПО // Молодой ученый. 2012. №9. С. 263-266.

3. Богомолова О.Б. Преподавание информационных технологий в школе. Методическое пособие-М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.-420 с.

4. Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.-108 с.

5.Газейкина А.И., Кувина А.С. Применение облачных технологий в процессе обучения школьников.URL:http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 09.10.2017)

6. Риз Дж. Облачные вычисления: пер. с англ. - СПб.: БХВ-Петербург,

2011.

7.Сейдаметова З. С., Сейтвелиева С. Н. Облачные сервисы в образование.URL: http://www.ite.kspu.edu/webfm_send/211 (дата обращения: 09.10.2017 )

8. Текстовые редакторы [Электронный ресурс]// справочник для учащихся средней школы: [сайт]. [2017]. URL:http://www.shkolo.ru/tekstovyie-redaktoryi/(дата обращения: 22.08.2017)

9. Страница сети Интернет для работы с документами Google. URL: https://www.google.com/(дата обращения: 25.08.2017)

10.Страница сети Интернет для работы с документами Office Online. URL: https://www.products.office.com/(дата обращения: 24.08.2017)

11. Страница сети Интернет для работы с документамиZoho Office Suite. URL: https://www.docs.zoho.com(дата обращения: 24.08.2017)

12. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. ЧастьI. Начальное общее образование. Основное общее образование-Москва: Министерство образования Российской Федерации.-2004-206 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 26. Историческая справка (создание рукописей)

Рис. 27. Историческая справка (изобретение печатного станка)

Рис. 28. Историческая справка (изобретение печатной машинки)

Рис. 29. Положительные черты текстовых документов

Рис. 30. Задание к уроку 2




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Технологии обработки информации

2. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА И ДИАГНОСТИК ДОСТИЖЕНИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

3. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ СЕГМЕНТАЦИИ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ИЗОБРАЖЕНИЯХ ДЕНЕЖНЫХ КУПЮР

4. Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации

5. Разработка электронных образовательных ресурсов и методика их применения на примере темы «Обработка текстовой и числовой информации» в 8 классе

6. Обзор программных средств для организации научных конференций

7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИMSF: РАЗРАБОТКА ВИРТУАЛЬНОГО СОБЕСЕДНИКА ДЛЯ СБОРА ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

8. Изучение программных средств защиты от несанкционированного доступа и разграничения прав пользователей

9. Разработка каталога продукции с применением технологий My SQL, HTML и PHP

10. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАМИ В ООО «СЛМ-МОНТАЖ»