Проблемы ювенального права в современной России и ЯНАО



Проблемы ювенального права в

современной России и ЯНАО.

г. Надым 2010

Оглавление.

1.Введение……………………………………………………………………………..3

2. Предпосылки создания ювенального права……………………………...............4

2.1.Ювенальные правоотношения…………………………………………………...4

2.2. Проблемы прав ребёнка в современном мире ………………………………...4

3. Особенности и проблемы развития ювенального права в РФ…………...……..5

3.1.Нарушение прав детей-сирот…………………………………………………….6

3.2.Нарушение прав детей-инвалидов ……………………………………………...8

4. Состояние ювенального права в ЯНАО…………………….................................10

5.Заключение………………………………….............................................................12

6.Список литературы…………………………………………………………………14

1.Введение.

Права ребёнка в современной России является актуальной задачей современности и составной частью прав человека и гражданина. Последние 18 лет в России идёт активная модернизация всех сфер российского общества. Происходят изменения и в правовой системе и правовой жизни россиян. Изменения коснулись всех членов российского общества и часто самой незащищенной её частью являются несовершеннолетние дети. Проблему прав детей в современном мире реализует ювенальное право-это комплексная отрасль отечественной системы права, объединяющая юридические нормы, регулирующие общественные правоотношения, одной из сторон которых выступает ребенок , в комплексе его прав и свобод. Этимологически термин "ювенальный" берет свое начало от латинского слова juvenis (junior), что означает - молодой, юный, а также - молодой человек, юноша, девушка. Ювенальное право находиться в эмбриональной стадии развития.

Актуальность :

Цель исследования:

Объект исследования:

Состояние ювенального права в современном мире , Российской Федерации и ЯНАО.

Предмет исследования:

Социальные права ребёнка

Экономические права ребёнка

Культурные права ребёнка

Политические права ребёнка

Методы исследования:

Метод анализа

Метод синтеза

Анкетирование

Метод наблюдения

Метод опроса

2.Предпосылки создания ювенального права.

Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. Среди этих направленийохрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главенствующей.

Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

Необходимость усиленной заботы о несовершеннолетнем определена рядом характерных для него специфических особенностей: беззащитностью, беспомощностью, недостаточностью жизненного опыта, податливостью и склонностью к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, импульсивностью. Подросток стремится привлечь к себе внимание, выделиться; в то же время им руководит страх прослыть несамостоятельным, трусом, "слабым". Несовершеннолетний отличается развитым чувством личной дружбы и групповой солидарности. С точки зрения особенностей психических процессов подростка его отличает также способность к неадекватному восприятию, запоминанию и воспроизведению некоторых фактических данных о наблюдаемых событиях. По сравнению со взрослым несовершеннолетний обладает ограниченной дееспособностью, меньшей свободой в передвижении, в хранении и распоряжении своим имуществом .

2.1.Ювенальные правоотношения.

Ювенальные правоотношения - это система общественных отношений в рамках которого несовершеннолетний наделяется специфическими субъективными правами и несёт особые юридические обязанности, посредством которых он связан с другими субъектами этих отношений.

Спецификой ювенальных правоотношений является возможность ребенка участвовать в них как непосредственно (в личном контакте со вторым субъектом правоотношения), так и опосредованно (например, через законных представителей).Положение несовершеннолетнего в рамках ювенальных правоотношений определяется, прежде всего, его правовым статусом. Последний подразделяется на общий статус несовершеннолетней категории лиц и статус конкретного несовершеннолетнего субъекта правоотношения.

Объём принадлежащих ребёнку субъективных прав и свобод должен быть не меньше, чем у взрослого лица.

2.2.Проблемы прав ребёнка в современном мире.

 Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

  В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текстКонвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

3.Особенности и проблемы развития ювенального права в РФ.

Дети - будущее любой страны. Отношение к детям наряду с отношением к старшему поколению наиболее точно определяет состояние и уровень развития общества. Как признано мировым сообществом и провозглашено Конвенцией ООН о правах ребенка, для защиты прав детей необходимы специальные механизмы.

  Сегодня стало очевидным, что состояние семьи и детства отражают глубокий кризис организации общества, перекосы в области социальной политики государства. По ряду ключевых показателей положение детей постоянно ухудшается.

В Российской Федерации на фоне устойчивого снижения численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи, судя по ряду основополагающих показателей, положение детей находится в совершенно неудовлетворительном состоянии.

  За последние восемь лет численность детей в возрасте до 18 лет уменьшилась в России с 35,8 миллиона до 29,1 миллиона, при этом количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за это же время выросло на 18 процентов и составило 734,1 тысячи. Число детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, составляет 477,8 тысячи, половина из них - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

  Отмечается распространение насилия в отношении детей и подростков, а также фактический рост числа безнадзорных и беспризорных детей, происходит омоложение преступности. Реальную угрозу для будущего России представляет рост незаконного оборота наркотиков и, как следствие, распространение наркомании среди несовершеннолетних. Увеличивается количество ВИЧ-инфицированных. Тревогу вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, что связано с ухудшением медицинского обслуживания, в том числе фактическим развалом профилактической медицины, а также с социальными факторами, обусловленными крайне низким уровнем жизни значительной части населения, в первую очередь семей с детьми.

3.1.Нарушение прав детей-сирот.

Нарушение ювенального права в РФ в наше время является наиболее актуальной проблемой.

За 5 лет с 1992 по 1996 годы количество выявленных в течение года детей, оставшихся без попечения родителей, возросло с 67000 до 113000. Это говорит о том что нарушается право ребёнка на на семью,однако в 1996 году впервые за последние годы не было отмечено увеличения числа таких детей. Возможно это говорит о некой социальной стабильности в обществе.Однако, материалы прокурорских проверок свидетельствуют, что зачастую учитываются только те оставшиеся без попечения родителей дети, судьба которых уже устроена. Кроме того, в ряде регионов отдельный, не попадающий в общую статистику, учет детей, оставшихся без попечения родителей, ведет учреждения здравоохранения.

Семейный кодекс возлагает на органы местного самоуправления обязанность выявлять и вести учет детей, оставшихся без попечения родителей, устраивать их судьбу и защищать права. Местные органы власти должны создавать для этого специальные отделы опеки. Однако местная администрация выполняет эти свои функции неудовлетворительно. В уставы некоторых муниципальных образований Московской, Ленинградской, Новосибирской областей и других регионов вопросы организации опеки даже не включены. Таким образом в этих районах нет законных оснований для деятельности любых организаций и учреждений по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Практически повсеместно нарушаются установленные законом правила направления детей в приюты. Пренебрежительное отношение к защите прав детей со стороны органов местного самоуправления проявляется в острой нехватке специалистов по охране детства на местах. При резком увеличении объема работы, число этих специалистов не только не увеличивается, но и сокращается. В некоторых регионах один специалист по охране детства приходится на 20-50 тысяч детей.

Тяжелая экономическая ситуация, в которой находится в настоящее время Российская Федерация, привела к тому, что многие дети, живущие в интернатных учреждениях, оказались лишены самого необходимого. Интернатные учреждения получают от бюджета только 8-40% положенного им финансирования. Отсутствует возможность отремонтировать здания, многие из которых находятся в аварийном состоянии, персоналу по много месяцев задерживают заработную плату. Например, из интерната в селе Линево Читинской области из-за длительной невыплаты заработной платы уволились все специалисты, имевшие педагогическое образование. В ряде интернатов администрация не может своевременно отремонтировать систему отопления, и зимой в помещениях, в которых находятся дети, температура не превышает +10 С. Многие интернатные учреждения находятся в неприспособленных помещениях, что ведет к грубому нарушению санитарно-гигиенических норм, возникновению вспышек инфекционных заболеваний. Очень часто воспитанники не обеспечиваются необходимой одеждой и обувью. Так, в Новосибирской области в Ояшинском доме-интернате дети вынуждены и летом носить зимнюю обувь, а детскому дому №1 выделяется нижнее белье 60-62 размера и обувь 43-45 размеров. Практически во всех интернатных учреждениях дети получают недостаточное количество мяса, рыбы и фруктов; не финансируется приобретение лекарств для детей. Во многих интернатных учреждениях, особенно находящихся в сельской местности, по 2-3 года не проводятся профилактические осмотры детей врачами, несмотря на то, что в этих учреждениях находятся дети, страдающие хроническими заболеваниями. Медицинскую помощь этим детям оказывают только медицинские сестры.

Право детей на охрану здоровья грубо нарушается во вспомогательных школах-интернатах. Многие направления психолого-медико-педагогических комиссий составлены настолько формально и неполно, что не позволяют оценить обоснованность помещения детей во вспомогательные образовательные учреждения. За все время обучения не проводится психолого-психиатрического переосвидетельствования, что позволило бы перевести психически здоровых воспитанников в массовую школу. Более того, даже в тех случаях, когда у воспитанников устанавливается отсутствие психических нарушений, администрация не предпринимает никаких шагов для перевода таких детей из вспомогательных интернатов. Во многих подобных учреждениях дети лишены квалифицированной психиатрической помощи. Администрация ряда вспомогательных интернатов, злоупотребляя своими опекунскими правами, в «воспитательных» целях, а не по медицинским показаниям помещает нарушающих режим воспитанников в психиатрические больницы. Единственным основанием для подобных госпитализаций являются педагогические характеристики.

В ряде интернатных учреждениях проверки выявляют случаи жестокого обращения и эксплуатации детей. За кражу пачки сигарет воспитательница детского дома №1 в Новосибирской области заставила ребенка есть окурки, других детей лишала пищи, оставляла без одежды. Учитель школы интерната для детей с задержкой психического развития в городе Истра в течение двух лет избивал учеников, заставлял мальчиков вступать с ним в сексуальные отношения. Директор приюта в городе Люберцы оскорбляла и избивала детей, заставляла их убирать собственную квартиру и работать на ее садовом участке. Воспитательница детского дома №28 в городе Москве на протяжение нескольких лет грубо обращалась с детьми, избивала их, вследствие чего многие дети убегали из детского дома .Администрация интернатных учреждений всеми силами старается скрыть сведения о случаях жестокого обращения с детьми со стороны персонала. Как правило, эта информация становится известна случайно, поскольку ведомственный контроль за соблюдением прав детей явно недостаточен.

Несмотря на многочисленные недостатки интернатных учреждений положение, положение их воспитанников лучше, чем положение тех детей, которые остаются в родительской семье, где продолжают страдать от насилия и пренебрежения. Только в одном Дмитровском районе Московской области почти 400 детей живут в семьях, где единственный или оба родителя больны алкоголизмом. В Читинской области около1000 детей, оставшихся без попечения родителей, ждут устройства в интернатные учреждения. Общее число таких детей в Российской Федерации не известно. На учете в отделениях милиции состоит 110000 семей, в которых родители оказывают негативное влияние на детей. Повсеместно существует острая необходимость в создании новых видов специализированных стационарных учреждений для особых групп детей, оставшихся без родительского попечения (для детей и подростков с девиантным поведением, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками, социальные гостиницы для старших подростков).

В 1996-1997 гг. в специализированных воспитательных и интернатных учреждениях только работниками прокуратуры были выявлены 2174 нарушения законодательства . В текущем году число подобных нарушений не уменьшается. До настоящего времени остается неурегулированным целый ряд правовых вопросов, связанных с выявлением и устройством детей, оставшихся без родительского попечения, (не принят закон «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», нет нового положения о комиссиях по делам несовершеннолетних), что ведет к нарушению их законных прав и интересов. Все это свидетельствует о необходимости привлечения к проблеме защиты прав детей внимания не только заинтересованных ведомств, но и всего общества.

3.2.Нарушение прав детей-инвалидов.

  Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.

  Озабоченность вызывают массовые нарушения конституционных прав детей-инвалидов. Следует подчеркнуть, что деятельность в этой сфере должностных лиц государственных органов не в полной мере соответствует провозглашаемой политике и Конвенции ООН о правах ребенка.

  Эта проблема неоднократно поднималась в официальных российских и международных документах. Указывалось на нарушение конституционного права на образование и социальную интеграцию детей-инвалидов; на отсутствие действенной государственной системы поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, что остается серьезной проблемой и является одной из главных причин социального сиротства детей-инвалидов. Многие дети-инвалиды помещаются в детские интернатные учреждения, где нередко подвергаются жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство.

  Рождение больного ребенка повергает всех членов семьи в шок. При этом в 50 процентах случаев отцы оставляют такую семью, и лишь 4 процента из них помогают воспитывать ребенка. 32 процента отцов никогда не встречаются со своими детьми. Мать одна вынуждена нести все бремя забот о ребенке-инвалиде, нередко находясь в состоянии тяжелой депрессии. В то же время уровень реальной помощи государства семье с ребенком-инвалидом за последние годы резко снизился. Так, размер ежемесячного пособия на ребенка с 1996 года вырос всего в 1,32 раза, доля прожиточного минимума детей увеличилась в 5-7 раз. Доля прожиточного минимума ребенка, покрываемая ежемесячным пособием, сократилась в 4 раза и составляет не более 3 процентов.

  Начиная с 90-х годов прошлого века в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и других. Особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов.

  Вместе с тем ряд основополагающих требований международных актов в отношении детей-инвалидов пока еще не нашли своего отражения в российском законодательстве. По-прежнему отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. Кроме того, и законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.

  В то же время совершенствование законов само по себе не решает проблему, поскольку сегодня остро стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов. Помимо этого, в законах часто отсутствуют механизмы их реализации.

  Ситуация усугубилась с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" . Дети-инвалиды различных регионов России с 1 января 2005 года были поставлены в неравные условия, что противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации. Нормы же вновь принятых в связи с этим изменений в законах "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об образовании" и других создали дополнительные препятствия для детей-инвалидов и молодых инвалидов к их социальной интеграции. Федеральным законом № 122 были сведены "на нет" начавшие было отлаживаться эффективные механизмы обеспечения помощи детям-инвалидам в негосударственном секторе.

     В целом основные проблемы нарушений прав детей в России, которые поднимались на протяжении последних лет, не решаются до настоящего времени. Среди основных причин этого:

традиционный приоритет государственной поддержки направления в интернаты детей с нарушениями развития по сравнению с мерами по поддержке семьи (прежде всего, родной, затем - приемной и опекунской);

неисполнение норм действующего законодательства, связанного с реабилитацией и образованием детей-инвалидов;

непроработанность механизмов реализации законов, регламентирующих эту сферу;

лишение в результате принятия Федерального закона № 122 большинства семей возможности обращаться в негосударственные организации, которые дополняют (а иногда заменяют) государственную инфраструктуру помощи детям.

  К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на, казалось бы, значительную законодательную базу, список нарушений прав детей-инвалидов достаточно велик.

  О нарушении права детей-инвалидов жить и воспитываться в семье свидетельствуют следующие данные государственной статистики: 29 тысяч детей-инвалидов постоянно живут в домах-интернатах органов социальной защиты; 67 тысяч - в специальных (коррекционных) школах-интернатах органов образования; 5 тысяч - в домах ребенка. Таким образом, 17 процентов (101 тысяча) детей-инвалидов лишены семейной среды. При этом доля детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигает 30 процентов и имеет тенденцию к увеличению.

  Основная причина этого - неприемлемые социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми-инвалидами.

   Государственная политика в отношении детей с выраженными аномалиями развития до сих пор была построена на приоритете "изъятия" их из общества, содержания в закрытых стационарных учреждениях. Государство упорно продолжает выделять гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку семьи или на альтернативное семейное устройство детей. На поддержание интернатной системы расходуются значительные государственные средства: средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет 14 тыс. рублей в месяц, тогда как пособие на ребенка, живущего в семье, в 5-7 раз меньше. Кроме того, поступающая к Уполномоченному информация свидетельствует о том, что детей-инвалидов с расстройствами психики и нервной системы, а также с множественными врожденными нарушениями (таких детей 95 тысяч) не принимают в детские сады, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, отказывают в предоставлении услуг в центрах и отделениях социального обслуживания. Несмотря на развитие таких центров и отделений (по данным Минздравсоцразвития России, в 2004 году их было 605, а в 1994-м всего 71), призванных оказывать услуги по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, число их заведомо недостаточно, а регулирующие их работу нормативные документы ориентированы на помощь детям с минимальными нарушениями, дети же с более тяжелыми формами инвалидности туда не попадают.

  Родителям чаще всего совершенно невозможно получить для своих детей, имеющих серьезные психоневрологические нарушения, коррекционно-педагогические услуги. Им очень трудно противостоять настойчивым рекомендациям психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и сотрудников органов социальной защиты передать больного ребенка на попечение государства.

  Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации и распространяется на детей-инвалидов, лишенных попечения родителей. Для реализации этого права необходимо предпринимать меры к развитию различных форм альтернативного семейного устройства детей-инвалидов, в настоящее время воспитывающихся в интернатных учреждениях.

  Основной причиной массового нарушения права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья жить и воспитываться в семье является тот факт, что за время, прошедшее после принятия ООН Конвенции о правах ребенка и Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, органы государственной власти России так и не приняли надлежащих законодательных и организационных мер по созданию условий для обучения и реабилитации детей-инвалидов по месту жительства и коррекционно-педагогической помощи в раннем возрасте. И это несмотря на то, что все упомянутые выше Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка содержали в качестве основной рекомендации предложение об ограничении практики помещения детей в интернатные учреждения.

  Право на образование принадлежит всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Конвенция ООН о правах ребенка, ряд других международно-правовых актов, Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции.

  Однако на практике детей-инвалидов школьного возраста, которые не могут реализовать конституционное право на образование, сегодня около 200 тысяч. Эта цифра получена путем сопоставления данных Минобрнауки России о числе обучающихся детей-инвалидов и данных Минздравсоцразвития России о количестве детей-инвалидов в различных возрастных группах.

  В настоящее время существует настоятельная необходимость изменить и дополнить нормы федерального законодательства, регламентирующего права детей-инвалидов, выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов и в целом скорректировать государственную политику в отношении детства.

4.Состояние ювенального права в ЯНАО.

В ЯНАО выявлено за 2008 год 194 факта нарушений закона в сфере защитыправ детей-сирот

УрБК, ЯНАО, 24.11.2008. Под председательством исполняющего обязанности прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа А. Мастерских состоялось заседание коллегии прокуратуры округа, на котором были рассмотрены результаты проведенной проверки исполнения законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе прокурорской проверки выявлено 194 нарушения законов, для устранения которых опротестованы 7 незаконных правовых актов, внесено 26 представлений об устранении нарушений закона, возбуждено 7 дел об административных правонарушениях и направлено в суды 17 исков. Ряд актов реагирования в настоящее время уже рассмотрен и должностные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

Коллегией прокуратуры округа отмечено, что наиболее проблемным остается состояние законности в сфере защиты и восстановления имущественных прав малолетних и подростков, по тем или иным причинам оставшихся без родителей.

В ближайшее время будут предъявлены иски в суд о взыскании с лиц, пользующихся жильём сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежных сумм неосновательного обогащения, полученных за пользование жильем.

В декабре будут проверены исполнительные производства о взыскании алиментов и материалы в отношении родителей, злостно неисполняющих судебные решения о материальном содержании своих детей, будут направлены в орган дознания для возбуждения уголовных дел и привлечения виновников к уголовной ответственности.

В соответствие с решением коллегии прокуратуры округа, прокурорами городов и районов будут приняты меры к корректировке системы надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, обеспечению своевременного выявления и результативного реагирования на нарушения вышеназванного законодательства.

В ЯНАО в ходе проверки исполнения законодательства о выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, прокуратурой автономного округа вскрыты и пресечены серьезные нарушения законности.

В ходе проверки было установлено, что органами опеки и попечительства не всегда соблюдаются требования закона по устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, в органе опеки и попечительства управления образования муниципальным округом город Салехард первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, ведется с нарушением требований закона. Прокуратурой были выявлены многочисленные нарушения установленного статьи 122 СК РФ срока постановки детей-сирот на первичный учёт. Аналогичные нарушения были выявлены в деятельности органов опеки и попечительства города Ноябрьска и Надыма.

Надымским городским прокурором были вскрыты факты ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами органа опеки и попечительства и невыполнения ими требований законодательства. Было установлено, что должностные лица отдела, получив информацию перинатального центра о ребенке, оставшемся без попечения родителей, сообщение проигнорировали и мер к устройству ребёнка не приняли. По выявленным нарушениям прокурором в адрес главы Надымского района было направлено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого два должностных лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Факты нарушения закона также были выявлены в Надымском муниципальном учреждении «Детский дом», где в нарушение требований Постановления Правительства РФ номер 659 от седьмого ноября 2005 года, администрацией не выполнялись установленные натуральные нормы питания, в частности, воспитанникам детского дома недодавались фрукты и овощи, в результате они не надлежаще обеспечивались основными продуктами, являющимися поставщиками витаминного комплекса растущего организма ребёнка. Лишь после вмешательства прокурора, направившего представление в адрес начальника департамента образ

ования администрации, нарушения были устранены, директор МОУ «Детский дом» привлечена к дисциплинарной ответственности.

Всего по результатам проверки прокурорами было выявлено 111 нарушений закона, внесено 14 представлений об устранении закона, по рассмотренным представлениям привлечено к дисциплинарной ответственности – семь человек, возбуждено шесть административных производств в отношении должностных лиц муниципальных органов опеки и попечительства и руководителей детских учреждений, объявлено одно предостережение о недопустимости нарушения закона, принесен первый протест на незаконный правовой акт, подано в суд семь исков в защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В период с октября 2007 года по июнь 2008 года в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе поступило свыше 70 обращений, из которых:

21 - вопросы обеспечения жильем (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семей, имеющих ребенка-инвалида; незаконные сделки с жилыми помещениями);

5 – нарушение прав на дошкольное образование;

6 - вопросы о порядке выделения  санаторных путевок детям;

3 - жалобы на нарушение права на общение с ребенком;

4 - обращения, связанные с обеспечением прав детей-инвалидов;

4 - сообщения о насилии над несовершеннолетними (в семье и в школе);

4 - вопросы, касающиеся социального обеспечения (пособия, пенсии, компенсации),

а также вопросы взыскания алиментов, установления опеки над несовершеннолетними, по фактам оставления детей без родительского попечения и другие. По каждому третьему случаю оказана конкретная помощь, по остальным даны разъяснения и необходимые консультации.

5.Выводы:

1.Экономические,социальные,культурные права несовершеннолетних нарушаются

2.В основномнарушение прав ребёнка происходит при отсутствии родителей или лиц, их заменяющих.

3.Опекуны и попечители недолжным образом исполняют закон РФ «об опеке и попечительстве»

4.Исполнительные органы местного и регионального самоуправления недолжным образом исполняют контроль за несовершеннолетними, оставшимися в тяжёлых жизненных условиях.

5.Основные права, подвергающиеся нарушению:

-много работы

-алкоголизм

-наркомания

-девиантное поведение родителей

-жестокость что приводит к бегству детей из родительского дома.

Исходя из моего исследования я пришёл к выводам что права детей подвергаются нарушениям и ювенальное право находится в эмбриональном состоянии.

Рекомендации:

.

Список литературы:

Основная литература:

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3. – М.:  «ВИТРЭМ», 2002.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 // СЗ РФ. – 2001. – № 1. – Ст. 1.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

О государственной гражданской службе Российской Федерации Федеральный закон от 27.07.2004г. № 79-ФЗ // СЗ РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.

О конституционном суде России: Федеральный закон: Федеральный закон от 27.07. 94 г. // СЗ РФ – 1994. – №131. – Ст. 1447.

О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания: Федеральный закон от 14.06.1994 г. № 5 // СЗ РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801.

Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.04.95 г. // СЗ РФ. – 1995. – №18. – Ст. 1589.

     8 .Заряев А.В,Малков В.Д-"Ювенальное право" 2005г.

     9. Д.Бёрн –“Особенности ювенальных правоотношений ”

     10.Декларация прав ребёнка(Принята Генеральной Ассамблеей ООН ) 1959г.

     11.Семейный кодекс РФ.

Дополнительная литература

Баглай, М.В. Конституционное право РФ.Учебник. М.: Норма-Инфра – М. 1999 г.

Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. – М.:. Норма-Инфра, 2003.

Воеводин, Л.Д. Юридический статус личности в России / Л.Д. Воеводин – М.: Инфра-М, 1997.

Исаева Е.В. Процессуальные сроки в гражданском и арбитражном процессе: учебно-практическое пособие / Е.В. Исаева. – М.: Волтерс Клувер, 2005.

Кашанина, Т.В. Основы российского права. Учебник / Т.В. Кашанина, А.В. Кашаннн – М.: Инфра-М-Норма, 1996.

Конституционное право РФ. Учебник / Под ред. А.И. Кукушкина. Екатеринбург: УрГЮА, 1996.

Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / Под ред. Решетниковой И.В. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2005.

Ювенальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Особенности ювенального права

2. Проблемы безработицы в современной России

3. ОСОБЕННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В ЯНАО

4. Проблемы малого и среднего бизнеса в современной России

5. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

6. Проблемы становления и развития местного самоуправления в современной России

7. Государственная кредитная политика современной России: проблемы и тенденции развития

8. Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права России по признаку метода правового регулирования

9. Воронин, С.Э. Актуальные проблемы современной криминалистики

10. Социальные проблемы современной семьи исследовательская работа по обществознанию