ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ



ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Басенко Г.Н.

Мариупольский государственный университет

Статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособности у студентов высших учебных заведений на занятиях по иностранным языкам с использованием интерактивных методов обучения. На основе анализа научно-методических публикаций автор раскрывает суть понятия «конкурентоспособность».Ак- туальность данного исследования связана с тем, что выпускники высших учебных заведений обладают низким уровнем конкурентоспособности. В статье обоснована необходимость как профессионального так и личностного развития студента. Автором разработана модель эффективного использования интерактивных технологий обучения иностранным языкам для формирования конкурентоспособности у будущих специалистов на рынке труда.

Ключевые слова: интерактивные методы, конкурентоспособность, формирование, иностранный язык, рынок труда, проблемное обучение.

П

остановка проблемы. Цель современного высшего образования не только в передаче знаний студентам, но ив создании благоприятных условий, способствующих самоопределению и самореализации личности. Для обеспечения собственной успешности выпускнику высшего учебного заведения необходимо не только владеть знаниями и умениями, приобретенными во время обучения в вузе, но и быть готовым самому определять проблему, искать пути решения, постоянно самосовершенствоваться, развивать необходимые личностные качества в условиях рыночной экономики.

Анализ современного рынка труда показал, что выпускники высших учебных заведений испытывают трудности в трудоустройстве и обладают низким уровнем конкурентоспособности. В настоящее время потребность в разработке и научном обосновании программы формирования конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе многократно возрастает. Конкурентоспособность рассматривается как достижение и успех в деятельности. Конкурентоспособные личности значительно легче адаптируются к требованиям социальной среды, достигая более высокого уровня в профессиональном и личностном развитии. При формировании конкурентоспособности у студентов повышается мотивация к процессу обучения, возрастают требования к качеству получаемого образования. Мы полагаем, что личностнозначимые и профессионально-значимые качества неправомерно рассматривать в отрыве друг от друга, так как личность является субъектом профессиональной деятельности.

На наш взгляд, сегодняшние выпускники в процессе учебы получают достаточно знаний и навыков, но проблема заключается в отсутствии необходимой связи между рынком образования и рынком труда. Общеизвестно, что набор большого количества студентов является положительным фактором для вуза, однако, важно ли это для экономики региона. Усилившиеся за последнее времяпроблемы с трудоустройством молодежи сделали важным фактор ответственности образовательного учреждения за последующее трудоустройство его выпускников. Отсюда возникает необходимость в более точном описании требований, предъявляемых к выпускнику. Общество предъявляет все возрастающие требования к духовному миру человека, разносторонности его развития, творческому потенциалу работников, их умению успешно решать разнообразные задачи в условиях жесткой конкуренции. В этих условиях обозначилась необходимость формирования конкурентоспособности у студентов вуза.

Анализ последних исследований и публикаций. Решением проблемы конкурентоспособности личности занимаются ученые в различных областях науки. Отдельные аспекты конкурентоспособности в системе высшего профессионального образования нашли отражение в работах

В.П. Кузовлева, Н.В. Кузьминой, В.М. Монахова, А.В. Репринцева, А.И. Щербакова. Существенный вклад в практику формирования конкурентоспособности будущего учителя внесли исследования и концепции профессионального развития и саморазвития конкурентоспособности студентов — будущих специалистов (Ю.В. Андреева, Л.М. Митина, Э.Р. Хайруллина, В.И. Шаповалов и др.). Основные ее составляющие: профессионализм, психологическая готовность к участию в конкуренции и социальные особенности (история страны, политический строй и т.д.) [2]. Вопросы возрастных особенностей развития конкурентоспособности личности рассматривались в исследованиях Л.М. Митиной, А.Б. Куликовой, Б.Д. Па- рыгиным, В.В. Томиловым и Л.Н. Семерковой. Так Б.Д. Парыгин определяет конкурентоспособность как «комплексное свойство, имеющее свои ресурсы (психофизическое здоровье, возраст, внешность, способности, талант, уровень интеллекта, запас энергии) и нравственные аспекты (иерархия ценностей, система верований, наличие запретов и личных ограничений)» [5, с. 51-

52]. В работах следующих ученых раскрыта суть понятия конкурентоспособность специалистов (М. Портер, Ю.В. Тарануха, С.А. Хазова, Д.В. Чер- нилевский). Ю.В. Тарануха под конкурентоспособностью работника понимает набор качеств индивида, определяющий степень соответствия личностных, профессионально-функциональных, организационных и других характеристик субъекта требованиям работодателей. По определению С.А. Хазовой конкурентоспособность специалиста — это интегративная характеристика, которая обеспечивает высокий профессиональный статус, высокую рейтинговую позицию на рынке труда [7]. В.И. Андреев рассматривает основные характеристики конкурентоспособной личности: стремление к качественному конечному результату, стрессоустойчивость, творческое отношение к делу, способность к принятию ответственных решений, стремление к профессиональному самосовершенствованию [2, с. 118-119]. Следует подчеркнуть, что значительный вклад в разработку вопросов формирования и развития конкурентоспособного выпускника вуза внесли такие зарубежные ученые, как: Г. Айзенк, Р. Кэттелл, Дж. Милль, Ф. Найт, Г. Олпорт, М. Портер, D. Braun, M. Byram и другие.

Выделение нерешенных ранее проблем. В следствие большого количества существующих в настоящее время теоретических исследований формирования конкурентоспособности студентов высших учебных заведений, актуальным становится системный анализ имеющихся психологопедагогических знаний, который будет включать обобщение теоретико-методологических подходов к его исследованию, разработку методической модели эффективного использования интерактивных технологий обучения иностранным языкам для формирования конкурентоспособности у студентов, а также практического эксперимента ведущего к оптимальному и наиболее эффективному результату.

Целью данной статьи является обоснование эффективности использования интерактивных технологий преподавания английского языка в вузе для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих специалистов. Задачи педагогических исследований по данной проблеме и на основе его обобщения разработать, теоретически обосновать и экспериментально реализовать способы формирования конкурентоспособности студента через призму использования интерактивных форм обучения иностранным языкам в вузе.

Изложение основного материала. Мы полагаем, что целью образования на настоящее время является достижение современного уровня качества и доступности, реформирование содержания и методов обучения, развитие духовной культуры граждан нашей страны, подготовка конкурентоспособных специалистов, что является одной из важнейших проблем высших учебных заведений в период развития системы высшего образования в Украине. В определении «конкурентоспособности студентов» мы выделяем такой компонент, как способность достижения успеха в профессиональной деятельности. С нашей точки зрения, исходя из ранее перечисленных характеристик конкретно-научных методологическихподходов, наиболее раскрывается данный компонент на основе личностно-ориентированного подхода. Этот подход будет способствовать построению деятельности участников образовательного процесса на основе уважения к личности, доверия к ней, целостного взгляда на студента и преподавателя, концентрации внимания на развитие личности, создания ситуации успеха.

В связи с происходящей модернизацией системы образования в Украине усиливается роль иностранных языков в воспитании всесторонне развитой личности. В современном, быстроменяющемся мире возникают и новые социальные требования к сфере образования, а задача системы образования остаётся неизменной — воспитание полноценного и конкурентоспособного гражданина: думающего, ответственного перед обществом и сопереживающего за страну. За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в украинском обществе. Необходимо отметить, что стремительное вхождение Украины в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.

Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманитаризации и гуманизации общества, макрофактор, объединяющий государства и народы, средство социализации. Следует подчеркнуть, что иностранный язык стал реально востребованным государством, обществом, личностью как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей студентов, их образовательного потенциала и формирования конкурентоспособности студентов. В целом, говоря об эффективности обучения иностранным языкам, необходимо предпринимать шаги по системному усовершенствованию данной работы. Необходим поиск инновационных методов. Исходя из анализа литературы по данной проблеме, мы полагаем, что основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку. Интерактивные методы обучения являются высокоэффективными в связи с тем, что повышают мотивацию студентов, целенаправленность и позволяют организовывать занятия таким образом, чтобы все студенты были вовлечены в активную языковую практику. Организация занятий с помощью интерактивных методов обучения способствует формированию речевой культуры студентов, которая необходима им для осуществления успешной профессиональной деятельности. Начало истории развития и использования интерактивных методов обучения приходится еще на 70-80-е гг. (Ш. А. Амо- нашвили, В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина и др.). Попытаемся раскрыть сущность понятия «инте- рактивость». В. О. Никишина рассматривает интерактивность на занятиях по иностранному языку как «речевое взаимодействие двух или более людей в процессе общения» [3, с. 56]. В то время как А. В. Обсков трактует данное понятие как «усиленное действие между кем-либо» [4, с. 120-124].

По мнению А. Р. Рамазановой ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является «взаимодействие», важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия [5]. Таким образом, анализируя вышесказанное, мы пришли к следующему выводу: интерактивные технологии — технологии, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение — обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако, в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых. Таким образом, целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность студента интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия, а также формирование умений и навыков аргументированно высказать свою точку зрения, что является основным критерием конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда. Основная задача педагога заключается в выборе приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника образовательного процесса. Суть интерактивного обучения, как мы полагаем, состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Образовательное учреждение для формируемого им специалиста должно стать естественной питательной средой, источником идей, концепций, новых решений, методов и средств их реализации, генератором инновационных проектов. При этом условии образовательное учреждение становится «поставщиком» специалистов — носителей совокупности компетенций, необходимых и достаточных для поиска, разработки и реализации новых решений. Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от традиционной логику образовательного процесса, а именно: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Таким образом, совершенствование процесса обучения посредством внедрения интерактивных образовательных технологий ведет к повышению собственной активности обучаемых и их мотивации к учебно-познавательной деятельности. В частности, на факультете иностранных языков Мариупольского государственного университета в рамках программы изучения английского языка и занятий по дисциплине «Деловой английский язык», особое место заняла такая разновидность интерактивной технологии как LEADER’S CLUB. На наш взгляд, целесообразно показать на примере последовательной работы преподавателя со студентами по теме Leadership Theories Первая ступень включает в себя Critical reading. Студентам предлагается прочитать текст, который состоит из 4 разныхподходов к понятию «Leadership» и ответить на вопрос — What is each theory focused on? How is the leader viewed? What is your own approach to this problem? Give your arguments.

The Trait Approach. It focuses exclusively on the leader and not the followers. It suggests that organizations will work better if people in managerial positions designate leadership profiles. Selecting the «right» people will increase organizational effectiveness. The approach is used for personal awareness and development. When managers analyze their traits (intelligence, selfconfidence, determination, integrity, sociability) they gain insight into their strengths and weaknesses. It allows leaders to get understanding and take corrective actions.

The Skills Approach. It emphasizes the capabilities of the leader. So anyone can become an effective leader. Similar to the trait approach, it is leader-oriented but it focuses on the skills and abilities instead the «Personality» traits which are usually innate. Leadership outcomes are the direct results of leader’s competencies in problem solving, social judgment, and knowledge. The skills approach provides a map for how to reach effective leadership in organizations.

The style Approach. It is not a refined theory that has organized set of prescriptions for effective leadership. It works by describing to leaders the major components of their behaviour and NOT by telling them how to behave. It reminds leaders their actions towards others are both at the task and relationship levels.

The Situation Approach. The approach is based on the idea that employees move forward and backward along a development continuum. Leaders need to diagnose where subordinates are on the continuum and adapt their style to it. It makes the leader responsible for helping followers move to higher developmental levels.

Таким образом, прочитав и внимательно проанализировав данные подходы, студент становится активным участником дискуссии, умело организованной преподавателем, аргументированно высказывая свою точку зрения.

Второй этап включает в себя работу над активной лексикой в разных вариантах.В системе выделяем различные фреймы для отбора содержания обучения иностранному языку, которые представляются нам шире, чем просто лексико-семантическое единство, так как лексические единицы, входящие в состав фрейма, вписываются в определённый контекст деятельности, становясь частью поведения, образом действий будущего специалиста.

Третий этап — коммуникативный. Студентам предлагаются проблемные вопросы. Explain how you understand the following:

Selecting the «right» people will increase organizational effectiveness.

Environmental influences and career experiences play a direct role in leadership performance.

Some subordinates need leaders who provide a lot of direction. Others need a lot of support and nurturance.

Employees move forward and backward along a development continuum.

Четвертый этап

Make a list of strengths and weaknesses of each theory. Discuss it.

Пятый этап

Organize debates and discuss the following statement:

«All these approaches to leadership do not automatically make one a good leader, but they give a tremendous insight and the possibility to become better one».

Шестой этап

Make a review of other leadership theories. Which theory appeals to you most?

В данном виде работы следует учесть, что активизация учебно-воспитательного процесса предполагает усвоение профессионально значимых знаний путем самостоятельного или осуществляемого под руководством преподавателя поиска средств и способов решения важных теоретических и практических задач. Кроме того, все активные методы направлены не только на овладение конкретными знаниями, но и на совершенствование определенных навыков специалистов: усиление способности к анализу, принятию ответственных решений в осложненных условиях, способность к быстрой реакции.

Мы полагаем, что целесообразно на материале темы Job hunting показать: как в процессе устройства на работу должны себя вести специалисты, какими качествами и умениями они должны обладать, как их развивать, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда.

You are preparing for the interview with your future potential employer. You have looked through a lot of literature and brochures. What useful advice and prompts can you give to other applicants to make a good impression and be a success at the interview?

You are applying for a job in a computer company. You feel you are a perfect candidate for the post of office manager. Write an application letter and try to show that you deserve this work. Describe your personal qualities and skills in details.

Which skills and qualities are important for getting a job of an office manager? Choose five the most important in your opinion. Describe them in detail. Do have them and what you do to develop them.

You have been looking for a job for quite along time. You have tried different ways and now you are an expert here. Describe pluses and minuses for job seekers.

You are working as an administrative assistant for a consumer goods company. A friend of yours is going to work in the same company. Give him advice about the skills required to perform this work.

Такие интерактивные виды работы формируют у студентов осознание того, что рынок труда требует целеустремленного, креативного, инициативного, обладающими глубокими знаниями своей профессии и быть готовому к самосовершенствованию.

Выводы исследования и перспективы дальнейшего развития. Данная тема чрезвычайно важна и требует глубокого изучения. Ее актуальность на современном этапе является очевидной. К сожалению, выпускники высших учебных заведений обладают низким уровнем конкурентоспособности. А потому, потребность в разработке программы, а также научном обосновании формирования конкурентоспособности студента многократно возрастает. Использование интерактивных методов в процессе обучения иностранным языкам является наиболее эффективным путем в решении этой проблемы. Преподаватель-практик должен стать консультантом, который будет делиться опытом, направлять студентов в поиске решений поставленных задач. При этом, студенты должны обращать внимание следующим требованиям работодателей: инициатива, расширение кругозора, ориентация на успех, стрессоустойчивость, терпение, творческое мышление, самосовершенствование. Перспективы развития данного вопроса неограничены.

Список литературы:

Андреев В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий. - 2004. - 468 с.

Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2002. - 567 с.

Никишина В. О. Интерактивные методы обучения иностранному языку / Никишина В. О. //www.pglu.ru/ lib/publications/University.../II/uch_2012_II_00022.pdf - С. 56.

Обсков А. В. К проблеме организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе / А. В. Обсков // Вестник ТГПУ. Сер. «Педагогика». 2012. - № 11(126). - С. 120-124.

Парыгин Б. Д. Практикум по социально-психологическому тренингу / Б. Д. Парыгин. СПБ. - 2000. - С. 51-52.

Рамазанова А. Р. Преимущества интерактивных методов обучения иностранным языкам // Материалы статей V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2013. - С. 132.

Хазова С. А. Конкурентоспособность специалистов как акмеологическая категория / С. А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология [Электронный ресурс]. - 2009. - № 3. - Режим доступа:http://cyberleninka.ru




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Игровая деятельность как средство обучения иностранным языкам

2. Создание виртуальной образовательной среды в процессе обучения иностранным языкам

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

4. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам

5. Интерактивные методы обучения

6. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА НА МЕЖДУНАРОДНЫХ РЫНКАХ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

7. Программа для обучения студентов через визуализацию алгоритмов сортировки и демонстрацию его работы

8. Разработка инновационной программы обучения практическим навыкам и владениям студентов направления «Туризм»

9. Разработка методологических подходов и инструментария формирования и повышения конкурентоспособности инновационных образовательных программ университет

10. Политология: Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения