Права ребенка на неприкосновенность



РаботаПрава ребенка на

                 неприкосновенность

г. Киреевск,  2010 год

Содержание.

  1. Проблема насилия над детьми  и нарушения неприкосновенности ребенка - актуальный вопрос российской действительности.

  1. Социологическое исследование среди учащихся 9  классов МОУ «Киреевская СОШ №6» по проблемам нарушения физической  и психической неприкосновенности личности ребенка:

А) содержание опросных листов №1 и №2

Б) статистические данные по итогам исследования

В) анализ  результатов социологического исследования

  1. В чем состоят основные права ребенка, кем, где и когда они юридически закреплены?

  1. Международные и российские государственные  организации и правовые документы, стоящие на защите и охране права ребенка на неприкосновенность,действующие в Российской Федерации.

  1. Моё видение решения проблемы  преодоления нарушения прав детей на физическую неприкосновенность.

   У всех отцов богатый опыт по мастерству шлёпанья попы.

   Вот, подрасту и буду шлёпать папу я сам.

                                                       (Ю. Ким)

       Был тёплый летний вечер. Я шла из магазина и проходила мимо соседнего пятиэтажного дома. На детской площадке ребята лет семи - восьми играли в прятки. Один из них спрятался в высокие заросли лебеды, которая растёт в изобилии рядом с площадкой. Когда мальчик вылез из травы, оказалось, что он очень измазал шорты и футболку в зелень и пыль.  Рядом с подъездом на лавочке сидела  мама этого мальчика. Я её хорошо знаю. Обычно это спокойная, приветливая женщина. Но увидев измазанного сына, она вдруг превратилась в человека полного злобы. И бросилась с криком к мальчугану. От подзатыльника, которым мамаша огрела сына, тот чуть не упал. Голова у ребёнка дёрнулась в сторону. Впечатление было такое, что она отлетит. Мальчишка заплакал, мать ещё несколько раз шлёпнула его ниже пояса. Всё это продолжалось две - три минуты. На следующий день ребята снова играли, но было заметно, что к наказанному мамой другу они относятся и с сочувствием, и с насмешкой.

Я с болью наблюдала за наказанием мальчика. Мне было очень жаль его. Несколько дней не могла понять, почему мама так жестоко наказала сына. Неужели испачканная одежда стоит слёз ребёнка? Разве матери не жаль его? Я не находила ответы на свои вопросы. А позднее поняла, что эта женщина так воспитывает его, прививает аккуратность.

В беседе с друзьями я рассказала об увиденной истории. Оказалось, что некоторых из них тоже наказывали ремнём и шлепками. То есть они  подвергались физическому насилию в семье с самого раннего возраста. Наказывали ребят за порванную случайно одежду, разбитую чашку, плохую отметку. Друзья рассказывали об этом, казалось бы, с юмором, но в их словах чувствовалась обида.

За лето я видела несколько по телевизору несколько программ о детях, которые подвергались семейному физическому насилию.  Из этих программ я узнала о статистических данных, свидетельствующих о том, что около 30% детей, госпитализированных в результате полученных от побоев травм, составляют младенцы до одного года, 30% - дошкольники и 40% - школьники.

Я  готова поделиться ещё несколькими ситуациями, в которых нарушались права ребенка.

Ситуация 1- В лютый мороз ребенка не пустили в школу из - за того, что он был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как дома у него никого не было. Вечером он все рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, переходите в другую школу.

Ситуация 2 - Учительница заявила своим ученикам, что ей надоели письменные работы, ответы на которые, как она считает, ученики списывали. И поэтому она сказала, что будет вызывать учеников на перемене и опрашивать их. Когда один из учеников сказал, что так нельзя, так как перемена - это личное время учеников, учительница ответила: "А зачем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться".

Ситуация 3 - Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу и просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала все участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувства долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это ребенок их, и они воспитывают его как хотят.

Ситуация 4 - Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на "Побрякушки", которые хочет их дочь.

         Но ведь из курса обществознания мы знаем, что каждый человек рождается свободным. А государство обязано защищать каждого своего гражданина и в том числе и ребёнка, ставшего гражданином своего государства с момента рождения. Меня заинтересовало, знакомы ли родители моих сверстников с этим, как к физическому насилию относятся сами ребята и т.д. И я решила провести анкетирование своих товарищей, попросив их честно ответить на вопросы анкеты, которые, звучали следующим образом:

Анкета № 1.

Вопросы анкеты

Да

Нет

1. Знакомы ли твои родные с законодательными актами, гарантирующими физическую неприкосновенность ребёнка от физического насилия (Конституция РФ ст.20, 21; Конвенция о правах ребёнка ст.19 п.1, 20?

2. Знают ли они о том, что могут быть подвергнуты уголовному наказанию за физическое насилие над ребёнком? (Ст. 116 Уголовного кодекса РФ).

3. Как они относятся к созданию в России службы уполномоченных по правам детей?Положительно илиотрицательно? (нужное подчеркнуть)

4. Подвергаешься ли ты физическому насилию в семье?

5. Что чаще всего служит причиной для физического наказания детей в вашей семье:

5.1. неподчинение родителям

5.2. совершение тобой или другим ребёнком из вашей семьи серьёзного проступка

5.3. пьянство родителей или одного из них

5.4.нежелание родителей понять тебя или другого ребёнка из вашей семьи

5.5. неумение родителей искать контакт с тобой или другим ребёнком из вашей семьи

5.6. плохой микроклимат в семье, вызывающий повышенную возбудимость и агрессию со стороны близких

5.7. восприятие тебя или другого ребёнка в семье в качестве объекта для выплёскивания негатива и снятия стресса, вызванных причинами, не связанными с тобой или другими детьми

6. Твоё поведение после физического насилия в семье:

6.1. обида и страх

6.2. желание ответить силой

6.3. желание наказать в уголовно-процессуальном порядке

6.4 желание нагрубить

6.5 желание объясниться и поговорить

6.6. накапливание злобы и боязнь, что она может спровоцировать беду

6.7. воспринимаю как неизбежность, связанную с зависимостью ребёнка от старших

7. Твоё отношение к физическому воздействию в семье:

7.1. негативное

7.2. неизбежное в моём возрасте или возрасте малолетних в семье

7.3. как унижающее моё достоинство, но которое приходится прощать по причине любви к родителям

7.4. как нарушающее мои конституционные права

7.5. как унижение, на которое соглашаешься по причине зависимости от родителей

8. Будешь ли ты наказывать физически своих детей:

8.1. хотелось бы сказать нет

8.2. однозначно нет

8.3. думаю, что да

8.4. терплю я, пусть терпят и другие, такой удел слабого

9. Что нужно сделать, чтобы гарантировать физическую неприкосновенность детей дома, в школе, на улице:

9.1. правовое воспитание взрослых и детей

9.2 быть более терпимыми друг к другу, стараться понять другого человека

9.3. повышение общей культуры взрослых и детей

В проводимом анкетировании приняли участие 27 человек. Вот какие данные были получены:

вопрос 1. все 27 человек - «да»;

вопрос 2. все 27 человек - «да»;

вопрос 3. положительно -26 человек

                отрицательно - 1 человек;

вопрос 4. «да» - 0

                «нет» - 27 человек.

Таким образом, судя по ответам ребят, они не подвергались и не подвергаются физическому насилию. Я обрадовалась. Но радость была преждевременной. Дойдя до развёрнутого ответа на 5 вопрос, я поняла, что ребята сказали неправду и насилие существует во многих семьях. 24 человека при ответе на этот вопрос подтвердили факты физического наказания, что составляет 88% от числа опрошенных. Чаще наказывают за серьёзный, с точки зрения родителей проступок.

Ответы на 6 вопрос звучали так: - обиду и страх испытывают -11%

- желание наказать родителей согласно закону - 22%

- желание нагрубить - 22%

- желание объясниться и поговорить - 33%

- воспринимают как неизбежность, связанную с зависимостью ребёнка от родителей - 18%.

На вопрос 7 были получены следующие ответы:

- негативное отношение к физическому наказанию - 78%

- как унижающее достоинство, но которое приходится прощать по        причине любви к родителям  - 30%

- как нарушение конституционных прав - 38%

- как унижение, с которым соглашаешься по причине зависимости от родителей - 18%.

На вопрос 8 ребята ответили так:

- хотелось бы сказать «нет» - 30%

- однозначно «нет» - 60%

- думаю, что «да» - 11%.

9 вопрос выявил следующие ответы:

Меня порадовали ответы на подвопросы 9 вопроса. Хорошо, что ребята ратуют за правовое воспитание, терпимость друг к другу, желание понимать другого человека и повышение общей культуры каждого члена семьи. Ведь каждый ребёнок рождается, чтобы быть счастливым. С равными правами на жизнь, развитие, любовь и заботу.

Большое значение для развития человека имеет его психологическое состояние. Учёные доказали, что физическое насилие влечёт за собой психологические травмы. Если о шлепке, который ребёнок получил, он скоро забудет, потому что пройдёт физическая боль, то в подсознании он останется надолго. Накапливаясь, маленькая царапина, становится большой раной. Но ранят не только физические наказания. Часто испытывают ещё большую боль от слов. Психологи утверждают, что все проблемы взрослых идут из детства. Психологическому воздействию дети подвергаются в семье, в школе, среди друзей. Я решила выяснить у своих товарищей и друзей ряд вопросов, связанных с психологическим воздействием на них. И попросила их ответить на ряд вопросов, которые представила в анкете №2.

Анкета №2.

  1. Знакомо ли тебе понятие «психологическое воздействие»?
  2. Как ты понимаешь его?
  3. Что служит причиной психологического воздействия на тебя?
  4. Где ты подвергаешься психологическому воздействию: дома, в коллективе друзей, в классе, среди товарищей, со стороны взрослых? Объясни, чем это вызвано.
  5. Чувства, возникающие у тебя при этом? Какова твоя ответная реакция на психологическое воздействие со стороны родителей, сверстников, взрослых?
  6. Что может заставить тебя оскорбить старшего, обидеть сверстника, нагрубить родителям?
  7. Что, по-твоему, мнению, надо сделать, чтобы уменьшить психологическое воздействие на тебя?

В анкетировании принимали участие 22 человека.

На1 вопрос - 22 человека ответили «да»

2 вопрос - все 22 человека понимают этот термин как словесное      наказание или следствие физического воздействия на психику ребёнка.

    Таким образом, видно, что все 22 человека подвергаются психологическому воздействию в той или иной степени.

4 вопрос - наибольшему психологическому насилию мои одноклассники подвергаются дома 69%, в школе от учителей - 47% и сверстников 72%, от друзей 17%.

5 вопрос -81% - испытывает обиду

41% - злость

27% - чувство вины

78% - перевозбуждение и нервозность.

6 вопрос - 6 человек - плохое настроение из-за скандалов со взрослыми; 10 человек - проблемы с друзьями; 8 человек - проблемы дома; 20 человек - несправедливое обвинение в чём-то плохом; 15 человек - конфликты с учителями.

7 вопрос - 7 человек просят прислушиваться к их мнению; 13 человек - не провоцировать других на негативное отношение к нему; 1 человек считает, что не надо высказывать обиду в лицо, а следует держать свои мысли при себе; 6 человек считают, что надо выработать в себе привычку не обращать ни на что внимание.

На мой взгляд, позиция человека, считающего необходимостью «держать свои мысли при себе» - самая опасная. Она провоцирует человека на накопление негатива в его психике, воспитывает двуличие. Накопленный негатив может спровоцировать непредсказуемые последствия.

        Жизнь ребёнку дают родители. Но кто, же защитит его от насилия? Ведь по данным органов образования, Министерства внутренних дел и Прокуратуры Российской Федерации наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми. Некорректные приёмы воспитания, унижение человеческого достоинства, в том числе психическое и физическое насилие прослеживаются в семье, школах, других учебных заведениях.

Сегодня мы живем с родителями, которые заботятся о нас, стараются уберечь нас от всяких неприятностей. Лечат нас, когда мы болеем, создают нам условия для учебы и отдыха, помогают подготовиться ко взрослой жизни. Семья – самая важная часть общества; здесь ребенка стараются защитить от всего негативного.

    Наша семья, наши папа и мама дали нам жизнь. Главное право каждого человека – это право на жизнь, это первое, что записанов Конвенции о  правах ребенка.  Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу... Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его.

В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и фамилию. У каждого из нас имеется свой первый в жизни документ, в котором записаны наши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения.   Свидетельство о рождении.Этот документ свидетельствует не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии и безопасности.

Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за нас. О том, какими должны быть родители, в шутку, от имени детей, написал современный поэт Марк Шварц.

Вы просто – крокодители.

Взрослые просто обязаны любить своих детей, следить за тем, чтобы дети росли умными, умелыми, грамотными, хорошо учились, были воспитанными, здоровыми. Взрослые не должны допускать, чтобы детей били, истязали.

Главные защитники прав ребенка – родители. Но родители не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи общества, государства.

О детях заботятся не только семьи. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Одной из таких организаций и является ООН.

Человечество

осознало необходимость принять международные акты, обеспечивающие права и интересы детей, только в середине ХХ в.

В Международный год ребёнка (1979) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребёнка. Сложная работа продолжалась 10 лет. Наконец, 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН.

В 1989 году ООН приняла особый документ – “Конвенцию о правах ребенка”. Являясь субъектом международного права, Российская Федерация подписала Конвенцию о правах ребёнка, вступившую в силу на территории России 2 сентября 1990 года, который определяет права ребёнка.

Наша страна подписалась под этим документом, значит, пообещала всему миру заботиться о своем подрастающем поколении, о нас – молодых гражданах Российской Федерации.

Правам ребенка  в конвенции посвящено 40 статей. Их принято делить на несколько групп:

О каких же правах идет речь в Конвенции? Прежде всего, признано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста (ст.1.).

Ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте. (ст. 1, ч.I)

Каждый ребенок от рождения имеет право на жизнь (ст.6.). Это естественно, но часто, то в одном, то в другом государстве законодателям приходится сталкиваться с вопросами ценности любой жизни. Нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других неполноценных, с точки зрения государства, детях? Было в древности государство Спарта, которое славилось сильными, выносливыми воинами. Но как государство относилось к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый, то пусть живет, если слабый – сбросить его со скалы. Но ведь и слабый может вырасти сильным, может стать талантливым художником, врачом, изобретателем.

Пункт 1 статьи 19 Конвенции о правах ребёнка гласит: «Государства -участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».

Государство должно защищать ребёнка от сексуальной эксплуатации и совращения, включая порнографию и проституцию (ст.34)

Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным. Школьную дисциплину следует поддерживать с помощью методов, не унижающих человеческого достоинства ребенка.

Государства должны защищать детей от  нанесения им физического и психологического ущерба. Государства обеспечивают уход за детьми, лишенными родительской опеки. Усыновление должно осуществляться в соответствии со строгой  юридической процедурой, которая обезопасит детей от злоупотребления.

Защита каждого человека - основная задача государства. Именно оно является гарантом соблюдения прав человека. Это положение прописано в основном законе нашей страныКонституции Российской Федерации

ст.17.1. в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.;      ст.17.2. основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.;

ст. 17.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц,

ст.21. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления;

ст.21.2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам,

ст. 22.1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

ст. 22.2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов).

На защите прав ребёнка в Российской Федерации стоитСемейный Кодекс РФ, принятый в 1995 году:

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье: п.2.Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Статья 56. Право ребенка на защиту: п.1.Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом; п.2.Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

п.1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. п.2.Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.

п.1.Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Статья 65. Осуществление родительских прав: п.1.Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей.

Государство обязано выделять необходимые денежные средства на нужды образования, здравоохранения, создание бытовых удобств, на питание, культуру детей. Органы местного самоуправления призваны обеспечивать работу школ, детских поликлиник и других учреждений. Судам и Прокуратуре, органам опеки и попечительства необходимо проявлять активность в защите прав несовершеннолетних, выявлять факты ущемления их интересов и нарушения их неприкосновенности. Велика роль общественных организаций, национальных и международных. (Смотрите их перечень в Приложении №1 и Приложении №2).

Возможности для реализации положений Конвенции о правах ребёнка в различных государствах неодинаковы. Тем не менее все государства, подписавшие Конвенцию, обязаны выполнять её положения в соответствии с их «духом» и «буквой». А «дух» Конвенции о правах ребёнка в самом кратком виде можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему».

В этом году я впервые услышала веселую, озорную, юмористическую песенку нашего барда Юлия Кима «Монолог сына», строки из которой вынесла в качестве эпиграфа своей работы. Мне очень симпатичен ее герой -  любознательный непоседливый шалун-мальчишка, который своими «изысканиями» так пугает отца; я понимаю и поведение и поступки отца, когда он лупцует сыночка  «по гарцующей попе» - делает он это от безысходности и неспособности управлять поведением своих детей, неумения найти с ними общий язык. Но ведь ничего подобного эти дети не вытворяли при маме, которая временно отлучилась в отпуск. Это говорит только о том, что папе редко приходилось раньше проводить время с детьми и заниматься их воспитанием, не умеет он этого делать, не знает, как энергию сыночка направить в мирное русло; я понимаю, что отец – не садист, избивающий ребенка, и что в этой истории все закончится хорошо, но…

Но, оказывается, как часто в нашей реальной жизни мои сверстники сталкиваются  с настоящим насилием и физическим и психическим, остаются один на один с переживаниями, замыкаются в себе, и как показал мой маленький опрос одноклассников, многие сами готовы в будущем использовать насильственные методы в воспитании своих детей, испытав их на себе в детстве. Прав был О. Сулейменов, когда сказал:

«Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему».

     Конечно, сейчас много юридических документов создало человечество для защиты детей, существуют и общественные, и государственные организации, охраняющие права ребенка на неприкосновенность его личности, но как часто это оказывается бессильно перед ежедневным бытовым, школьным, товарищеским насилием, вторжением в жизнь ребенка. И одними законами здесь не обойтись. Необходимо мощнейшее правовое обучение и воспитание как детей, так и родителей, привитие навыков правой и общечеловеческой культуры. И этим должны заниматься все заинтересованные лица и организации – государственные структуры, добровольные общественные организации, детские садики и школы, органы социального обеспечения, Дома культуры и обычные неравнодушные  граждане-соседи. Надо меньше говорить и больше проводить планомерной, взвешенной и организационно оформленной работы.

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (А.С. Макаренко)

таким же счастливым, как этот малыш.

Приложение 1

Календарь правовых дат на 2001–2010 гг.

(разработанный и утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН)

XXI век – век ребенка,

2001–2010 годы – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты;

1 июня – Международный день защиты детей;

4 июня – Международный день детей – жертв агрессии;

20 ноября – Всемирный день прав ребенка;

10 декабря – День прав ребенка.

Международные организации по защите прав личности

Комитет по правам ребенка, ООН,

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам,

Европейский союз,

Евразийское Экономическое Сообщество, ОБСЕ,

Совет Европы, Комитет по правам ребенка,

Комитет по ликвидации расовой дискриминации,

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин,

Комитет против пыток,

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),

Международный Комитет Красного Креста (МККК),

Представители ООН.

Приложение 2

Российские организации по защите прав человека (детей)

“Российский детский фонд”,

Детская общественная приемная при Министерстве образования РФ,

Центр развития демократии и прав человека,

Независимые российские общественные организации по защите прав детей,

Городские общественные организации по защите прав женщин и детей,

Молодежная Школа прав человека и правовой культуры,

Центр развития демократии и прав человека,

Институт прав человека,

Молодежное правозащитное движение,

Межрегиональная Ассоциация "За гражданское образование",

Фонд защиты гласности,

Российские правозащитные сети,

Союз комитетов солдатских матерей,

Гуманитарно-политологические Центры,

Благотворительные и правозащитные общества и др.

Кроме Конституции РФ, права ребенка-ученика закреплены в других российских законах: Федерального закона “Об образовании”,

Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” и др.

Мы живем в  Тульской области, где был принят местный закон      “О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в  Тульской области”

И также в  школе особое значение при защите прав ученика имеет “Устав”. В уставе школы могут содержаться дополнительные к законным гарантии защиты прав и интересов ученика. Например, может быть закреплено право на определенное количество контрольных в день или в неделю, право на уведомление о контрольной работе, право на отдых во время перемен.

Приложение №3

Основные положения Конвенции о правах ребенка

• Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

• Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя им на приобретение гражданства.

• Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения, или административных органов первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Убеждения ребенка подвергаются внимательному рассмотрению.

• Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

• Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах ребенка.

• Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в страну или выезд из нее.

• Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им соответствующую помощь и развивать сеть детских учреждений.

• Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба и отсутствия заботы, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.

• Государства обеспечивают замену ухода за детьми без родителей. Процесс усыновления должен тщательным образом регулироваться и должны быть подписаны международные соглашения, чтобы были предусмотрены гарантии и обеспечена юридическая действительность в том случае, если приемные родители предполагают вывезти ребенка из страны, где он родился.

• Неполноценные дети имеют право на специальное образование, обучение и заботу.

• Ребенок имеет право на пользование совершенными услугами системы здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения всех детей, уделяя при этом первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности

• Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

• Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира, терпимости.

• Дети должны иметь время на отдых и игры, одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

• Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб его здоровью и благополучию.

• Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотических средств и их привлечения к производству или торговле такими средствами.

• Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения и торговли детьми.

• Смертная казнь или пожизненное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.

• Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

• Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участие в военных действиях; во время вооруженных конфликтов детям должна быть обеспечена специальная защита.

• Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией и языком.

• Детям, которым был нанесен ущерб в результате плохого обращения, пренебрежения или содержания их под стражей, должен быть обеспечен соответствующий уход или профессиональная помощь с целью восстановления их здоровья и реабилитации.

• Обращение с детьми, причастным к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка чувства достоинства и значимости и должно быть направлено на их реинтеграцию в общество.

• Государства должны широкого информировать о предусмотренных Конвенциях правах как взрослых, так и детей.

Используемая литература:

  1. Конституция РФ. – М.:ООО « Новая волна», 1998.
  2. Юридический словарь. - М.:ООО « ОЛМА – ПРЕСС Образование», 2005.
  3. В. Антонов . Изучаем права человека. - М.: «Вита-Пресс, 1996 г.
  4. Никитин А. Ф. Права ребенка. – М.: Дрофа, 1998.
  5. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН – М.: Инфра – М, 2009.
  6. state.rin.ru/cgi-bin/ main.pl?r=233
  7. http:// www.because.ru/politic/polit04.shtml
  8. http^//www.statesymbol.ru/russymbols/symbols/20050407




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Право неприкосновенность частной человека как уголовно-правовой охраны

2. Русская правда как источник права. История государства и права контрольная работа

3. Источники российского права. Применение судебного прецедента в качестве источника права РФ

4. Механизм экстерриториального действия иностранного права и его ограничения в отдельных областях международного частного права

5. Понятие и общественная ценность права. Соотношение права и закона

6. Институт гражданского права как отрасли права в Российской Федерации

7. Соотношение экологического права с другими отраслями российского права

8. Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права России по признаку метода правового регулирования

9. Авторские права в системе права интеллектуальной собственности

10. Семья в жизни ребёнка