Проблема защиты прав ребенка в России



Проблема защиты прав ребенка в России

(доклад)

Санкт-Петербург

2009

Проблема защиты прав ребенка в России

С давних пор и по сей день проблема защиты прав ребенка является актуальной не только в России, но и во всем мире. До сих пор дети представляют собой ту часть населения, права которой постоянно нарушаются. Но ребенок – самостоятельная личность, которая в скором времени внесет свой вклад в развитие страны. Поэтому на сегодняшний день проблема защиты прав ребенка, то есть забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании, стала мировой и общечеловеческой.

Рассмотрим положение ребенка в России. Для нее проблема защита детства всегда стояла чрезвычайно остро, начиная со времен Древней Руси и заканчивая настоящим. Еще в Древней Руси были приняты попытки охраны детства. Далее, уже во время правления ПетраI, были приняты шаги к улучшению положения детей: были открыты школы, созданы госпитали для незаконнорожденных детей, вводится институт опекунства и попечительства (1714).

XIX век стал началом зарождения детской юстиции. Проведенная АлександромI реформа образования определила государственную систему образования в стране. ВXIX веке произошли существенные изменения и в сфере трудовой занятости детей: была запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками, позже обучение в школе малолетних тружеников стало входить в их рабочее время, а детский труд был ограничен до 8 часов.

НачалоXX века было охарактеризовано сложной политической и социально-экономической обстановкой в стране, что не позволило новому правительству вплотную заняться проблемой защиты прав ребенка. Но все же некоторые шаги к этому были предприняты. Так, в Конституции РСФСР (1918) было провозглашено право рабочих и беднейших классов крестьян на всестороннее и бесплатное образование. В 1918 году Комиссариат народного образования публикует программу бесплатного, обязательного и атеистического обучения.

Положение детей во время Великой Отечественной войны было печально, но все же правительством были предприняты меры по улучшению их положения. В отношении детей из осажденных городов правительством страны были приняты решения об отправке их в глубокий тыл. Для детей, эвакуированных из временно оккупированных районов, в ряде восточных регионов страны были открыты школы-интернаты. Правовое положение детей в послевоенный период подчинялось правилам довоенного времени.

В СССР в конце 50-х – середине 60-х годов было проведено преобразование детских учреждений, были изменены условия труда, отдыха и учебы молодежи в возрасте до 18 лет. В 1973 году в СССР был принят закон «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик  о народном образовании», который утвердил права учащихся на бесплатность образования всех видов, пользование учебными кабинетами и лабораториями, библиотеками, обеспечение стипендиями, льготным проезд на транспорте и т. д.

Начиная с 1991 года, в Российской Федерации было принято большое количество документов, затрагивающих интересы детей, в которых были предусмотрены нормы об ответственности родителей за насилие по отношению к детям, за их безнадзорность; ответственности родителей, лиц, их заменяющих, а также воспитателей, педагогов, врачей за нарушение физического, психологического, морального и духовного здоровья детей и подростков, за ненадлежащее исполнение ими обязанностей по охране жизни и здоровья детей.

Важным шагом в развитии государственной политики по защите прав детей стало принятие Правительством РФ Постановления от 9.11.1993 года «Об утверждении проекта Федеральной программы «Дети России». Программа «Дети России» направлена на социальную защиту детей и включает в себя федеральные целевые программы: “Дети-инвалиды”, “Развитие социального обслуживания семьи и детей”, “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “Дети-сироты”, “Одаренные дети”, “Развитие всероссийских детских центров “Орленок” и “Океан”, “Дети Севера”, “Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев”, “Дети Чернобыля”, “Безопасное материнство”, “Развитие индустрии детского питания”.

Эти программы направлены на обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей, профилактику заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте. Также в числе приоритетных направлений - укрепление семьи как социального института, развитие системы социальной защиты семьи, повышение эффективности поддержки социально уязвимых семей с детьми, профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение числа детей в детских интернатных учреждениях.

Но обеспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество, не только Россия. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. К сожалению, следует признать, что ни одно государство в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка. Даже для самых демократических и экономически развитых государств характерны рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из-за недостаточного медицинского обслуживания, рост беспризорных детей. Все эти факторы доказывают невозможность разрешения детской проблемы только национальными средствами и вызывают необходимость объединения усилий мирового сообщества в целом, что и обусловило возникновение института международно-правовой защиты прав ребенка.

Окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН. Устав определил также органы, которые координировали сотрудничество государств по защите прав человека: Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации (ст. 13), Экономический и Социальный совет делает рекомендации и создает комиссии по поощрению прав человека (стст. 63, 68). Для этих целей были также созданы специальные органы как универсального характера (Комиссия по правам человека), так и функционального — по защите отдельных категорий населения (Комиссия по положению женщин, Комиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Конгресс ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями). Таким образом, Устав ООН создал правовую основу для формирования механизма международной защиты прав человека, который включает в себя разработку международных стандартов в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением. Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В рамках ЮНИСЕФ функционирует Международный центр развития ребенка. Кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО). Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям:

  1. разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;
  2. создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;
  3. содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами (имплементационная деятельность)
  4. оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

Специальным документом, полностью посвященным правам ребенка, стала Декларация прав ребенка. В Декларации говорится:

  1. о недопущении в отношении детей дискриминации по каким бы то ни было признакам (пр. 1);
  2. о праве ребенка на нормальное развитие (пр. 2);
  3. о праве на получение образования (пр.7).
  4. согласно Декларации, ребенок должен быть защищен от жестокости и эксплуатации (пр. 9);
  5. ему должно предоставляться право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание (пр. 4).

Один из принципов Декларации устанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях, неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении (пр. 5). Последний принцип посвящен вопросам воспитания ребенка (пр. 10). Таким образом, Декларация прав ребенка 1959 г. сформулировала принципы, на которых должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка.

Несмотря на продуктивность и многоаспектность нормотворческой деятельности в области защиты прав ребенка, к концу 70-х гг. стало очевидным, что существующие нормы по правам человека уже не являются больше адекватными для того, чтобы отвечать специальным нуждам детей. К тому же со времени принятия Декларации были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав ребенка и методов их защиты. Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка. Конвенция, состоящая из 54 статей, охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия (ст. 1). С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка:

  1. на выживание и развитие (ст. 6),
  2. на сохранение индивидуальности (ст. 8),
  3. на право свободно выражать свои взгляды (ст. 12),
  4. на неучастие в военных действиях (ст. 38),
  5. на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст. 39).

В Конвенции впервые особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников (ст. 17). В соответствии со статьей 42 государства-участники обязуются "широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей".

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Впервые в истории в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля над выполнением положений Конвенции — Комитет по правам ребенка.

Новый виток развития права ребенка получили после состоявшейся 30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей. На этой встрече были приняты Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению Всемирной декларации. В этих документах сформулированы конкретные цели, которые должны быть реализованы, а именно:

  1. борьба с основными детскими заболеваниями;
  2. сокращение смертности детей в возрасте до 5 лет;
  3. снижение уровня материнской смертности;
  4. оказание повсеместной поддержки детям-инвалидам;
  5. предоставление защиты детям в условиях вооруженных конфликтов;
  6. обеспечение всем детям доступа к базовому образованию.

Все государства — участники Всемирной встречи, а также многие другие государства, впоследствии присоединившиеся к Декларации и Плану действий, обязались составить подробные национальные программы для достижения поставленных целей.

Также для создания более эффективного механизма защиты прав ребенка многие страны создают у себя специальные органы по защите прав детей: институты уполномоченных по правам ребенка (омбудсмены по правам ребенка), а также детские (ювенальные) суды.

Но вернемся к проблеме защиты прав ребенка в России. Несмотря на то, что было принято большое количество документов, направленных на решение данной проблемы, они не смогли внести достойную лепту в изменение положения детей к лучшему. Во многих законах не описано детально, кто должен заниматься данным вопросом, какие меры должны быть предприняты, и, главное, кто за это должен отвечать. Кроме недействующих законов, есть законы напрямую дискриминационные, нарушающие права ребенка, прописанные в Конституции (к примеру, закон, отменяющий необходимость согласия органов опеки на совершение сделок с недвижимостью, где прописаны несовершеннолетние).

Следует отметить, что на сегодняшний день возникла тенденция к ухудшению социально-экономического положения детей по ряду параметров, также ухудшилось их правовое положение, и при этом некоторые негативные тенденции продолжают нарастать. Это возникло оттого, что отсутствует закрепленный в нормативно-правовых актах эффективный механизм контроля, который бы заставил органы исполнительной власти, местного самоуправления и государственные учреждения выполнять свои прямые обязанности по защите прав детей.

Я считаю, что многих проблем в сфере защиты прав ребенка можно будет избежать, если перенести обязанности по решению этой проблемы с федерального на региональный уровень. В таком случае субъекты получат большую свободу в выборе форм и способов поддержки семьи, материнства, отцовства и детства с учетом социальных, демографических и национальных особенностей своих территорий.

Сегодня, несмотря на меры, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации, реальные механизмы защиты прав детей – самой бесправной части российского населения – продолжают отсутствовать. Поэтому я считаю, что на данный момент возникла необходимость введения в России ювенальной юстиции и поста Уполномоченного по правам ребенка.

Ювенальное правосудие, т. е. ювенальный суд способен предупредить и устранить нарушение прав ребенка в семье и обществе, устраняя тем самым дальнейшее возможное противоправное поведение так называемых социальных сирот, т. е. детей, оставшихся без попечения родителей.

Современная  концепция  ювенального  правосудия (ювенальной  юстиции) настаивает  на  том, чтобы  каждый  подросток,  попавший  в  поле  зрения  ювенального суда, был, прежде всего, обследован на предмет нарушения его прав и законных интересов. Для этой цели и создана система органов ювенальной юстиции в ведущих странах мира. К этой же цели должно стремиться современное ювенальное правосудие в России.

Пока что в нашей стране не создан аппарат ювенальной юстиции, а был проведён лишь эксперимент по его внедрению в ряде регионов, который, к сожалению, так и остался экспериментом.

Но не только в компетенцию ювенальной юстиции входит решение вопроса по защите прав ребенка. Такими же обязанностями обладает Уполномоченный по правам ребенка. В сферу его деятельность входит:

1.  защита прав конкретного ребенка и представительство его интересов;

2.    расследование дел по индивидуальным жалобам детей;

3. наблюдение за осуществлением законодательства, касающегося защиты интересов детей;

4. внесение рекомендаций в государственные органы по изменению законодательства в области охраны прав детей;

5. содействие повышению информированности о правах ребенка как самих детей, так и взрослых;

6.  действие в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями;

7. представление докладов о проделанной работе и о положении дел в вопросе соблюдения прав ребенка.

Как показывает опыт государств, создавших у себя институты уполномоченных по правам ребенка, наличие данных институтов является важным механизмом защиты прав и интересов детей, поскольку омбудсмены по правам ребенка являются независимыми органами, наделенными правом выступать от имени детей и одновременно сосредоточивающими свою деятельность исключительно на защите их интересов.

К сожалению, пост Уполномоченного по правам ребенка в России введен только в ряде субъектов (в Волгоградской, Новгородской, Калужской, Московской, Свердловской, Кемеровской, Самарской областях, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, в Красноярском и Краснодарском краях, Чеченской республике и республике Северная Осетия-Алания). На сегодняшний день вопрос о создании поста Уполномоченного по правам ребенка оставлен на усмотрение субъектов Российской Федерации. Такой вариант обеспечивает доступность уполномоченного для детей по их месту жительства, позволяет более оперативно реагировать на нарушение их прав, а также установить действенный независимый контроль над детскими учреждениями на территории региона. Но, несмотря на все достоинства, во многих субъектах Российской Федерации пост уполномоченного по правам ребенка до сих пор отсутствует.

Политика в интересах детей – дело, ответственность за которое несет не только государство, но и само общество, рассчитывающее на лучшее будущее для своих детей и своей страны. Поэтому и вырабатываться, и реализовываться эта политика должна совместными усилиями всего общества.

Список использованной литературы:

  1. Конституция РФ. Издательство «Экзамен», Москва, 2006 г.
  2. Конвенция о правах ребенка (Конвенция ООН)

Москва, Издательский дом «Инфра-М», 2003 г.

  1. Материалы Третьего периодического доклада о реализации Конвенции о правах ребенка 1998-2002 года - http://www.ombudsmandeti.ru/docl/note88.htm
  2. Декларация прав ребенка - http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Лишение родительских прав как форма защиты ребенка от насилия в семье

2. Проблема защиты прав детей, находящихся под опекой

3. ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИИ

4. Исторический аспект становления защиты прав потребителей в России

5. Нарушения психического развития у детей – междисциплинарная проблема. Семья особого ребенка

6. Способы защиты авторских прав

7. Механизмы защиты прав человека

8. Механизмы международной защиты прав беженцев

9. Значение и содержание института защиты прав потребителей

10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ