Типология метода проектов. Оценивание метода проектов. Проект Гражданин



ТЕМА 18

МЕТОД ПРОЕКТОВ.

ВОПРОСЫ:

                      1. Общее представление о методе проектов.

                      2. Типология метода проектов. Оценивание метода проектов.

                      3. Проект “Гражданин”. Общее представление.

                      4. Методические рекомендации по организации проекта “Гражданин”.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Н. Воскресенская, С. Шехтер. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. - М., 1997.

2. А. Гутников, В. Пронькин. Живое Право. Том 1. - СПб., 2000.

3. Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

4. И. Д. Фрумин. Введение в теорию и практику демократического образования. - Красноярск., 1998.

5. Ю. В. Антюхов. Первый опыт влияния на жизнь общества. Проект “Гражданин”: зарубежный опыт в российском исполнении. // Граждановедение. №38, 20.09.2001.

6. М. А. Шкробова. Постоянный выбор своего решения. // Граждановедение. №42, 18.10.2001.

7. We the People...Project Citizen. Center for Civic Education.1996.

1. Общее представление о методе проектов.

Метод проектов имеет большую историю. Идеи использования проектных технологий в образовании появились на заре двадцатого века в России и США. В 1905 году под руководством С. Т. Шацкого, крупного российского педагога, была создана научно - исследовательская группа, которая создала прообраз проектной образовательной технологии и применила ее в педагогической практике. В США разработкой проектных технологий занимались известный философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Килпатрик.Метод проектов широко использовался в советской школе в 20 - е годы. Советские педагоги много экспериментировали в области образования и, они считали, чтометод проектов ждет большое будущее, но в 30 - е годы все педагогические инновации постановлениями коммунистической партии и правительства были запрещены. В последние годы возродился интерес кметоду проектов, и началось его широкое применение в педагогической практике, особенно, в области гражданского и правового образовании.

Проект - это буквально “брошенный вперед”, то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Современныйметод проектов - это не возврат к опыту 20 - 30 -х годов, это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирование определенных качеств личности.

Метод проектов - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактического знания, а на их применение, приобретение нового знания.

В основеметода проектов лежит развитие познавательных способностей учащихся, умения самостоятельно конструировать собственное знание и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого, аналитического и критического мышления.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную или групповую) деятельность учащихся, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов органично сочетается с учебным сотрудничеством.

Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы и предусматривает, с одной стороны, применение разнообразных средств обучения, с другой стороны, интегрирование знаний, умений из различных областей науки и техники.

Результатом выполненныхпроектов должен быть некий материальный или интеллектуальный продукт, нечто реальное и осязаемое, например, еслипроект предполагает решение теоретической проблемы, то конкретное ее решение будет результатомпроекта, если проектная деятельность нацелена на поиск решения практической вопроса, то результатом может быть изобретение, новое техническое средство, готовое к внедрению в производство.

Основными требованиями к использованиюметода проектов в педагогической практике являются:

1 наличие значимой в творческом и исследовательском плане проблемы или задачи, которая требует интегрированного знания, научно - практической деятельности для ее решения,

2 теоретическое и практическое значение ожидаемых результатов проектной деятельности,

3 самоуправление и самоорганизация учебной деятельности учащихся в рамкахпроекта,

4 структурированное содержание проекта с поэтапным планированием ожидаемых результатов,

5 широкое применение в проектной деятельности исследовательских методов, таких как выявление проблем, выдвижение гипотез и поиск возможных способов их решений, сбор, анализ и оценка собранных данных и другие.

Тематикапроектов может быть разнообразной, касаться теоретических проблем, которые стоят в рамках учебной программы, или затрагивать практические вопросы общественного характера. Принципиальным является выполнениепроектов не описательного характера, апроектов направленных на выявление противоречивой ситуации или на решение сложных социальных проблем, так как это позволяет развернуть всю картину современного общества вокруг его наиболее актуальных вопросов, что делает метод проектов наиболее эффективным для использования его в области правового и гражданского образования.

Метод проектов завоевывает все большую популярность у преподавателей разных стран по следующим причинам:

1 современное образование требует не столько передачи знания, сколько умений самостоятельного приобретения знания и использования его для решения новых возникающих перед человеком теоретических и практических задач,

2 насущная необходимость для современного человека приобретения коммуникативных и социальных умений и навыков, таких как умения успешно сотрудничать и конкурировать, быть лидером и членом команды - коллектива, уметь эффективно взаимодействовать с людьми,

3 актуальность широких человеческих контактов, знакомства с различными культурами, разными подходами решения проблемы,

4 развитие интеллектуальных умений высокого уровня, таких как умение создавать новое знание, оценивать его, принимать взвешенное ответственное решение, успешно разрешать личные и общественные проблемы, и применять исследовательские методы и подходы в повседневной жизни.

2. Типология метода проектов.

Метод проектов чрезвычайно разнообразен в своих проявления, поэтому чтобы охватить и выделить его значимые проявления, следует рассмотреть несколько классификацийметода проектов.

В основе первой классификации лежит критерий, отмечающий ведущий проектный метод. Первая классификация делитметод проектов на следующие группы:

1исследовательскиепроекты, направленные на исследование определенной проблемы,

2творческиепроекты, направленные на создание и развитие интересных идей,

3информационныепроекты, направленные на сбор, анализ и оценку значимой информации,

4практико-ориентированныепроекты, направленные на решение конкретных практических задач и имеющие четко обозначенный результат,

5игровые или приключенческиепроекты, имеющие открытую структуру и учебные роли, обусловленные содержаниемпроекта.

Вторая классификация делитпроекты на две группы по характеру управления или координациипроекта:

1 Существуютпроекты с явной координацией. Лидер или координаторпроекта может участвовать в проектной деятельности и направлять и организовывать ее.

2 Естьпроекты, в которых осуществляется скрытая координация или, они реализуются на основе самоорганизации или саморегулирования.

По характеру контактовпроекты можно разделить на:

1региональные или внутренниепроекты, которые осуществляются в пределах одной страны, региона,

2международныепроекты, участниками которого являются представители различных стран.

По количеству участниковпроекты делятся на:

1индивидуальныепроекты,

2парныепроекты, в которых участвуют два участника непосредственно контактирующие друг с другом,

3личностныепроекты, которые осуществляются несколькими участниками, находящимися в опосредованном контакте друг с другом,

4групповыепроекты реализуются группами участников.

По продолжительности проведенияпроекты можно разделить на следующие группы: 1 краткосрочныепроекты, они направлены на решение нетрудоемких проблем в течение 1 - 2 -х учебных занятий,

2проекты средней продолжительности, на реализацию которых учащиеся затрачивают от недели до месяца,

3 долгосрочныепроекты, которые выполняются от одного месяца до нескольких месяцев.

В последнее время широкое распространение получили телекоммуникационные илиинформационныепроекты. Данный типпроекта представляет собой совместную целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся - партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации и направленную на достижение запланированного общего результата.

Спецификой информационного проекта является его межпредметность, а содержание и тематика его должны естественно требовать привлечение информационных технологий, применение компьютера.Телекоммуникационные проекты оправданы, когда:

1 предусматриваются множественные, систематические наблюдения за какими-либо объектами или явлениями и требуется сбор данных в разных точках мира,

2 предусматривается сравнительное изучение каких-либо объектов, явлений, способов решения тех или иных проблем,

3 предлагается на основе совместного творчества выполнить какое-либо задание, разработать какую-либо тему или разрешить значимую проблему.Телекоммуникационные проекты требуют от преподавателя и учащихся, как общих учебных умений, так и специальных навыков обращения с информационными технологиями.

Оценивание проектной деятельности, если она выполняется группой учащихся, очень похожа на оценивание учебного сотрудничества. Оценивая проектную деятельность, следует обращать внимание на выполнение учащимися их групповых ролей, которые они распределяют перед началом учебной деятельности попроекту. Для повышения эффективности учебной деятельности и ее оценивания преподаватель может ввести дополнительного участника в группу и дать ему ролевое задание наблюдателя, который бы вел наблюдение за организацией и качеством учебной деятельности учащихся, а затем высказал свое мнение по этому поводу. Другой способ оценивания проектной деятельности - это самоанализ учащихся, самооценка, применяется для выполнения любых проектов.

При оценивании групповой проектной деятельности рекомендуется выделять следующие компоненты и группы критериев:

1 процессуальный компонент оценивания направлен на отслеживание и развитие сотрудничества при выполнении проектной деятельности и включает два основных критерия а) умение учащимися использовать учебное время, б) умение учащихся своей работой вдохновлять других участников группы или выполнение групповых ролей;

2 целевой компонент оценивания направлен на исследование качества полученных результатов совместной учебной деятельности и включает два основных критерия а) качество подготовленной информации или внутренняя организация учебных результатов (проверяется уровень развития интеллектуальных умений), б) качество подачи полученных данных или внешнее представление учебных результатов (проверяется уровень овладения и использование учебного знания, развитие коммуникативных умений).

При оценивании методапроектов практикуется итоговая презентация учебных результатов и их комплексная оценка, примером может служить оцениваниепроекта “Гражданин”.

3. Проект “Гражданин”. Общее представление.

Метод проектов широко используется в правовом и гражданском образовании. Ярким примером развития проектных технологий является проект “Гражданин”, созданный в Центре Гражданского Образования (США, Калифорния, Калабасас) при содействии Национального собрания Законодателей штатов, впервые запущенный в Калифорнии в 1992 году и в настоящее время используемый во всех штатах США и более чем в 30 странах мира, включая, в том числе, и Россию.

Проект “Гражданин” - образовательная программа, направленная на обучения учащихся разрешению общественных проблем , в их активное вовлечение в социальную политику, передачу знаний, умений, ценностей демократического гражданства и стремление к участию в управлении. Проект имеет своей целью научить учащихся успешно взаимодействовать, как с правительственными, так и с неправительственными организациями при решении социально значимых проблем местного сообщества, которые требуют приложения интеллектуальных и моральных усилий, что создает условия для утверждение активной гражданской позиции. Проект мотивирует и вдохновляет учащихся на упражнение своих прав и обязанностей в процессе исследования проблем общественной политики. Проект организован таким образом, что позволяет учащимся влиять, создавать и контролировать общественную политику, развивая умения и навыки необходимые для активных и ответственных граждан. В процессе реализации проекта учащиеся знакомятся и участвуют в государственной политике, утверждая принципы правового государства и гражданского общества в практической деятельности, при этом осваивают важнейшие жизненные навыки критического мышления, дискуссии, сотрудничества, переговоров, принятия решений, а также гражданскому действию во имя общего блага.

Проект “Гражданин” предназначен в основном для внеклассной работы с детьми среднего возраста, но его можно использовать и в более старшем возрасте. Практически он универсален и вызывает интерес преподавателей и детей едва ли не любого возраста. Рекомендуемая продолжительность программы шесть недель, но деятельность по проекту может занимать больше или меньше времени, так как это зависит от планирования и содержания проекта.

Особое внимание следует обратить на место преподавателя в проектной деятельности, который выступает, обычно, в роли консультанта и вдохновителя детей, ни в коем случае не руководителем, лидером проекта. Преподаватель объясняет учащимся процедуры проекта, помогает организовать обсуждение проблем, возникающих по ходу проектной деятельности, является одним из источников полезной информации и обеспечивает значимые контакты учащихся с различными организациями. В центре проекта “Гражданин” находятся дети, именно, они являются  главными организаторами координаторами программы, они генерируют идеи и претворяют их в жизнь, принимают важнейшие решения и несут  личную ответственность за предпринимаемые действия.

Для того чтобы понять значение проекта “Гражданин”, следует отметить ряд педагогических и политических идей, которые лежат в основе данной образовательной программы.

Во-первых, демократические отношения зависят от развития самоуправления от вовлеченности граждан в общественную жизнь. Важнейшим компонентом демократии является участие граждан в процессе принятия общественно значимых решений. Проект “Гражданин” предоставляет учащимся возможность получить первый опыт создания, влияния и контроля над общественной политикой, приобрести знания, умения и ценности, необходимые для эффективного управления общественной политикой и самоуправления.

Во-вторых, предполагается, что обучение демократическому гражданству лучше всего происходит через вовлечение учащихся в активную общественную деятельность. Поэтому проект “Гражданин” ориентирован экспериментальное обучение, которое направлено на глубокую мотивацию и вовлечение учащихся в подобного рода деятельность. Содержание гражданского и правового образование обогащается по мере участия учащихся в политической и общественной жизни. Местное сообщество становится для учащихся широким полем  деятельности, приложением их сил, именно здесь они получают свой первый и самый важный опыт принятия решений по общественно значимым вопросам.

В-третьих, учащиеся исследуют проблемы местного сообщества, на примере которых познают демократическую теорию, соединяя её с общественной практикой, обсуждают фундаментальные ценности демократического общества и конфликт между ними, примером может служить конфликт между общим благом и индивидуальными правами, властью большинства и правами меньшинства, свободой и равенством. Знание принципов, ценностей демократии и конфликта между ними составляет основное содержание гражданского и правового образования, что помогает учащимся стать активными и ответственными гражданами.

В-четвертых, проект “Гражданин” предоставляет возможность учащимся исследовать свою идентичность через  принадлежность к местной общине, найти свое место в жизни. Большинство молодых людей в  юности в период перехода от конкретного мышления к абстрактному, начинают думать о сложных противоречивых жизненных проблемах, таких как добро и зло, правильно и неправильно, справедливо и несправедливо и многими другими. В течение юности молодые люди формируют свое отношение к жизни, приобретают моральные ценности и поэтому в данном возрасте крайне необходим опыт реального гражданского участия, который помогает исследовать собственные представления и их связь с действительностью.

В-пятых, проект “Гражданин” помогает учащимся стать полноправными членами местного сообщества, ценным ресурсом гражданского действия, чьи идеи, энергия, воля и стремления приобретают позитивную направленность и с успехом используются при решении общественно важных проблем. Вместо того чтобы готовить учащихся к выполнению ими ряда отдельных социальных ролей, проект “Гражданин” предоставляет отличную возможность учащимся стать полноценными гражданами. Согласно разработчикам проекта участие в образовательной программе не только лучший способ получить знание, умения и ценности демократического гражданства, но и прекрасная возможность для местного сообщества вовлечь учащихся в решение общественно значимых проблем при взаимодействии с органами власти и другими организациями, которые имеют отношение к решению проблем. Подобное участие и вовлеченность поможет учащимся ощутить свою связь с обществом, принадлежность к нему, почувствовать личный вклад в дело разрешения общественно важных проблем.

Исследования, посвященные оценкам результативности проекта “Гражданин”, показывают успешность образовательной программы. Ключевым компонентом исследования является понятиегражданского развития, включающее в себя индивидуальные знания, умения. ценности учащихся из области гражданского образования, которые они получают в процессе участия в проекте. Гражданское развитие связано с обучением и воспитанием  ответственного взвешенного эффективного участия  граждан  в жизни государства и общества.

Знание в области гражданского образования охватывает понятия, концепции, принципы, механизмы  демократического государственного устройства и гражданского общества. Приобретение и рост знания связаны с пониманием демократических процессов и средствами эффективного и ответственного участия в качестве полноправных граждан в этих процессах. Проект “Гражданин” не дает много знаний. Он нацелен скорее на передачу гражданских умений и ценностей, но он передает ряд фундаментальных концепций и принципов, которые касаются демократической теории и практики, таких как общественная политика, гражданское общество и неправительственные организации, государственная политика, гражданское участие и другие.

К гражданским умениям, обычно, относят интеллектуальные умения и навыки участия, которые помогают учащимся эффективно выполнять роль граждан в демократическом государстве. К интеллектуальным умениям относятся такие познавательные способности учащихся как определение и описание явлений, объяснение и анализ событий и проблем, формирование и оценка позиций по общественным вопросам. Навыки участия - это социальные качества личности, помогающие учащимся успешно взаимодействовать с другими людьми при достижении общих целей, контролировать общественную политику и отклики на нее государственных органов, действовать индивидуально и коллективно, влияя на качество разрешения общественно значимых проблем. Учащиеся, вовлеченные в проектную деятельность, демонстрируют высокий уровень освоения гражданских умений.

Гражданские ценности - это индивидуальные черты характера, которые связаны с правами и обязанностями гражданина в демократическом обществе и помогают при достижении общего блага. Проект “Гражданин” направлен на передачу учащимся следующих важнейших гражданских ценностей: интерес к политической и общественной жизни, чувство политической эффективности, когда учащиеся могут ощутить личное влияние на общественную политику, политическую толерантность, когда учащиеся поддерживают и уважают права и свободы тех людей, с позицией которых не согласны, склонность к участию в гражданской и политической жизни, приверженность и поддержка гражданских прав, таких как свобода слова, право на объединения, право на проведение публичных мероприятий, право петиций, право на участие в ведении государственных дел и другие, стремление к выполнению гражданских обязанностей, таких как уплата налогов, соблюдение законов, забота о сохранении исторического и культурного наследия, охрана окружающей среды и другие, приверженность к конституционализму, когда учащиеся уважают закон и действуют согласно ему, что подымает значение конституции в жизни общества и существенно ограничивает государственную власть.

Проект “Гражданин” - образовательная программа, которая создана для учащихся, для их гражданского развития. Он универсален и, существует надежда, что успешное внедрение его в России, принесет много пользы для утверждения в нашей стране правового государства и гражданского общества, а так же для развития подлинного демократического гражданства.

4. Методические рекомендации по организации проекта “Гражданин”.

Важнейшими этапами организации проекта “Гражданин” являются:

1 Подготовка преподавателя и учащихся к проектной деятельности.

На данном этапе организации проекта преподаватель помогает учащимся сформировать рабочую группу для деятельности в рамках проекта и актуализировать их знания и умения, имеющие отношение к формированию общественной политики и ее перспективам на современном уровне развития политических, экономических, правовых и культурных отношений в сообществе.

2 Выбор проблемы.

Преподаватель помогает учащимся организовать обсуждение общественных проблем, которые затрагивают интересы учащихся и местного сообщества, выбрать одну из них для разрешения и добивается понимания ее учащимися.

3 Исследование избранной проблемы.

Учащиеся внутри рабочей группы распределяют между собой учебные задания по сбору и изучению информации, которая имеет отношение к избранной проблеме и, используя различные способы по сбору информации, например, социологические опросы, средства массовой информации, интервьюирование специалистов, создают банк данных по проблеме и исследуют общественную политику, направленную на разрешения проблемы.

4 Разработка варианта решения проблемы.

Учащиеся, на основе собранных и изученных данных по проблеме, разрабатывают собственный вариант решения проблемы и составляют план мероприятий, реализация  которого ляжет в основу деятельности учащихся по разрешению проблемы.

5 Реализация плана мероприятий по разрешению проблемы.

Учащиеся реализуют план мероприятий, который направлен на разрешение проблемы, осуществляют непосредственно практическую деятельность, организуют информационную компанию в СМИ, обращаются за содействием к правительственным, неправительственным и коммерческим организациям, если этого требует план действий.

6 Составление портфолио.

Портфолио - это специально отобранные материалы, данные, которые отражают результаты какой-либо деятельности. В проекте “Гражданин” портфолио - это материалы, собранные в рамках проекта, которые отражают важнейшие этапы деятельности учащихся по сбору, исследованию и реализации плана мероприятий, направленного на разрешение проблемы, и подготовленные они для представления экспертам. Учащиеся оформляют собранный материал в рамках проектной деятельности в течение 2 - 5 этапа проекта на четырех стендах (Каждый этап на одном стенде).

7 Представление проекта и портфолио.

Учащиеся представляют экспертам проект и демонстрируют портфолио, объясняют ход проектной деятельности и обосновывают вариант решения проблемы и план мероприятий, реализованный в ходе проектной деятельности, дают предварительную оценку результатов проекта. Организация представления проекта и портфолио напоминает процедуру слушания органов законодательной власти. Экспертами могут быть преподаватели, специалисты и родители, которые, используя определенные критерии, оценивают деятельность учащихся по проекту. Если проектов несколько, то представление проектов может быть организована в режиме конкурса.

8 Подведение итогов по проекту. Рефлексия.

Преподаватель помогает учащимся оценить личный вклад в проектную деятельность, качество организации проекта и перспективы его развития.

В 2000 году началась Всероссийская акция“Я - Гражданин России”, учредителями которой являются Министерство образования РФ, Межрегиональная Ассоциация “За гражданское образование”, “Учительская газета”, Самарский региональный Центр гражданского образования, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования. В основе акции использование образовательной программы проекта “Гражданин”. Целью акции является формирование активной гражданской позиции учащихся (11-16 лет) образовательных учреждений РФ, стимулирование интереса молодого поколения к решению актуальных проблем российского общества.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Сущность метода проектов

2. Использование метода проектов при преподавании истории

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

4. Реализация метода проектов на уроках математики в начальной школе

5. Анализ инновационных проектов в машиностроении с применением метода реальных опционов

6. Возникновение научного метода. Сущность и развитие научного метода

7. Модели администрирования контрактов (проектов)

8. Разработка проектов в Microsoft Project

9. Два метода интегрирования

10. Осуществление инвестиционных проектов в России и Китае