ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ПЛОВЦОВ-БРАССИСТОВ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ТРЕНИРОВКИ



Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточная государственная академия

физической культуры»

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ГИМНАСТИКИ, ПЛАВАНИЯ И СПОРТИВНЫХ ТАНЦЕВ

МАЛЫХ Олеся Игоревна

Студентка  251 группы факультета Физической культуры и спорта

ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ПЛОВЦОВ-БРАССИСТОВ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ТРЕНИРОВКИ

Выпускная квалификационная работа по специальности 032101(65) Физическая культура и спорт

Оценка___________________

Дата защиты «___»  ______2011г.

Протокол № ________________

Председатель ГАК ___________

Научный руководитель:

Кандидат пед.наук, профессор

Е.Н.Петров

«     »___________ 2011 г.

Зав. кафедрой теории и методики гимнастики, плавания и спортивных танцев

Е.Н.Петров

«     »___________ 2011 г.

Хабаровск – 2011

                                                   Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Спортивная тренировка пловцов-брассистов………………………5

  1. Техника плавания способом брасс………………………………………...5
  2. Планирование спортивной тренировки пловцов 13-15 лет   в течение   года………………………………………………………………………..……17     Глава 2. Задачи, методы, организация исследования………………………..29
    1. Задачи исследования ………………………………………………………29
    2. Методы исследования ……………………………………………………..30
    3. Организация исследования………………………………………………...30

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение ………………………..33

Выводы………………………………………………………………………….42

Практические рекомендации………………………………………………….44

Библиографический список…...……………………………………………….45

Приложения…………………………………………………………………….48

Введение

Актуальность изучения динамики результатов пловцов-брассистов в годичном цикле определяется рядом факторов.

Во-первых,   тренировочные  и  соревновательные  нагрузки достигли исключительно   высоких   величин,   и   это   резко   усложнило   построение различных     структурных     образований     тренировочного     процесса - макроциклов,   периодов,   этапов,   мезоциклов.   Требуются  принципиально новые подходы к динамике тренировочных и соревновательных нагрузок, соотношению работы различной преимущественной направленности в воде и на суше, планированию системы соревнований в течение года, профилактике переутомления спортсменов и перенапряжения, несущих основную нагрузку функциональных систем и др.(Е.И Иванченко, 1997).

Во-вторых, интенсивное развитие плавания в различных странах мира еще более   обострило   конкуренцию   в  крупнейших соревнованиях, и успешное выступление на Играх Олимпиады и чемпионатах мира и Европы требует даже  от выдающегося  спортсмена выхода на "пик"  к моменту главных стартов (Т.С. Тимакова, 1983).

В-третьих,   растущая   популярность   спортивного   плавания   и   его коммерциализация, особенно характерная для последних лет,  привели к небывалому ранее количеству разнообразных соревнований, представляющих коммерческий интерес для сильнейших спортсменов (В.Н. Платонов, 2000).

Для рационального построения подготовки важно знать количественные показатели, позволяющие объективно оценить состояние спортсмена. К числу таких показателей в первую очередь относятся результаты на основной дистанции специализации и на дополнительной дистанции (Л.П. Макаренко, 1975).

В литературе слабо представлены сведения, касающиеся динамики скорости пловцов-брассистов в годичном цикле подготовки.

Гипотезой нашего исследованияпредполагает, что особое планирование графика тренировок оказывает положительное влияние на динамику скорости плавания юных пловцов-брассистов, улучшению спортивных результатов на дистанциях от 25 до 800м.

Объект исследования:учебно-тренировочный процесс юных пловцов.

Предмет исследования:динамика скорости плавания пловцов-брассистов в годичном цикле тренировки.

Цель  исследования:совершенствование тренировочного процесса пловцов-брассистов, путем контроля  динамики скорости на дистанциях от 25 до 800м.

ГЛАВА 1. СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА ПЛОВЦОВ-БРАССИСТОВ

1.1. Техника плавания способом брасс

Способ плавания брасс используется на соревнованиях на дистанциях 50, 100 и 200м. А так же в комбинированной эстафете и комплексном плавании.

При плавании способом брасс пловец лежит на груди, плечи находятся на линии, параллельной поверхности воды и перпендикулярной направлению движения: руки движутся одновременно и симметрично. Гребок выполняется с горизонтальным разведением рук в стороны. При этом руки разводятся в стороны, двигаются назад, сгибаются в локтях и вытягиваются вперед по поверхности воды или под водой. Движения ног должны быть одновременными и симметричными, в каждый момент движения ступней и коленей они должны находиться соответственно в одной горизонтальной плоскости. Ноги сгибаются, разводятся в стороны и затем сводятся вместе. Движения ногами вверх и вниз в вертикальной плоскости не разрешаются.

После старта и поворотов до выхода пловца на поверхность разрешается выполнять под водой по одному плавательному движению брасом ногами и руками. Голова пловца должна появиться на поверхности к моменту начало второго гребка руками. При поворотах и на финише пловец касается стенки бассейна руками одновременно и на одном уровне. При этом плечи должны находиться в горизонтальном положении. При нарушении этих правил результат, показанный пловцом на соревнованиях, не зачитывается (Е.И. Иванченко, 1997).

1904г. когда он был включен как отдельный вид соревнований в программу Олимпийских игр. В то время у мужчин была дистанция 440 ярдов (1ярд - 0,9144м). В 1912 и 1920 гг. соревнования проводились на дистанциях 200м, 400м. С 1924г. появилась дистанция 100 м. С этого же года в соревнованиях стали участвовать женщины. С 1968г. соревнования проводятся на дистанциях 100 и 200м (Е.И. Иванченко, 1973).

Брасс - один из древних способов плавания. Техника плавания брассом впервые была списана в 1538г. в книге Николауса Винмана «Водолаз». В основе техники плавания брассом лежит симметричное выполнение плавательных движений. Эволюция техники брассом может быть разделена на несколько этапов:

  1. - а-ля брасс (до 1933г.);
  2. - баттерфляй (1933-1953 гг.);
  3. - ныряющий брасс (1953-1957 гг.);
  4. - современный брасс (с 1957г. по настоящее время).

  1. Способ «а-ля брасс» произошел от самобытных способов плавания «на брюхе», «охапками», «по-лягушачьи». Классический или ортодоксальный брасс характеризовался широкими горизонтальными гребковыми движениями прямых рук в стороны, сгибанием и разведением в стороны коленей (наподобие лапок лягушек) с последующим сведением и выпрямлением ног, раздельной работой рук и ног, выраженным наплывом и вдохом через рот во время гребка руками (В.Н.Платонов, 2000).
  2. Второй этап «баттерфляй» (англ.butterfly - бабочка). За счет проноса рук над водой существенно увеличилась скорость плавания, и баттерфляй вытеснил классический брасс.

3. В 1953 году брасс и баттерфляй были выделены как два различных способа плавания. Правила тех лет разрешили спортсменам погружаться под воду с головой, поэтому многие пловцы применяли вариант брасса с заныриванием под воду и длинным гребком руками до бедер. Вдох выполнялся через несколько циклов движений. Из советских пловцов техникой «ныряющего» брасса в совершенстве владелX. Юничев. Он первым в истории советского плавания завоевал в 1956 году олимпийскую медаль (3-е место на дистанции 200м брассом - 2.36.8).

4. В 1957 году были введены новые правила, которые разрешали выполнять только цикл движений руками и ногами под водой после старта и поворота. Техника плавания неуклонно совершенствовалась, и в результате появился современный скоростной брасс, который характеризуется следующими моментами: высоким положением тела, большим темпом движений, узкими гребковыми движениями рук и ног, слитной координацией, поздним вздохом (Н.Ж. Булгакова, 1996).

Положение тела

         1) с плоским положением тела (угол атаки 3-10°),

2) с планирующим положением (угол атаки 10-20°).

Вариант с плоским положением тела больше подходит спортсменам с относительно большой массой, физически сильных, с хорошо развитыми взрывными качествами. Техника планирующего брасса характерна для пловцов, имеющих легкий костяк, хорошую гибкость и развитое «чувство воды».

При выполнении гребковых движений угол атаки непрерывно изменяется. Наибольший угол атаки - во время вздоха, наименьший - после толчка ногами в фазе захвата руками.

Движения руками

Руки при плавании брассом работают одновременно и симметрично. При анализе движений выделяют рабочие фазы: захват, подтягивание, отталкивание и подготовительную фазу - выведение рук вперед (Н.Ж. Булгакова, 1996).

Захватвыполняется из следующего положения: руки полностью выпрямлены вперед, кисти вместе на глубине 15-20см и развернуты кнаружи под углом 45°. В начале движения кисти прямых рук нажимают на воду почти строго в стороны. Встречный поток воды, скорость которого увеличивается в момент завершения отталкивания ногами, способствует плавному выполнению фазы захвата.

В фазеподтягиваниеразведенные руки на ширину плеч или шире начинают сгибаться в локтевых суставах. Предплечья и кисти движутся в стороны - вниз - назад. Сгибание рук совершается с вращением плеча вовнутрь, что обеспечивает высокое положение локтя. Пловец подтягивает тело рукам. К концу фазы подтягивания руки сгибаются в локтях до угла 100-130°, а угол наклона предплечья по отношению к воде 50-60°.

Фазаотталкиваниевыполняется за счет энергичного приведения плеч вовнутрь. Пловец как бы выталкивает себя вперёд и чуть вверх. Кисти рук движутся вперёд - внутрь по округлой траектории. Кисти и предплечья сохраняют оптимальное для опоры о воду положение. К концу фазы отталкивание кисти выходят вперёд в хорошо обтекаемое положение, локти начинают сближаться внизу под подбородком.

Ведение рук впередкак бы продолжает единое быстрое движение рук внутрь - вперед в завершающий момент отталкивания. Само выведение рук вперед выполняется плавно. Кисти почти соприкасаются, ладони развернуты немного вовнутрь. В конце выведения рук пловец посылает их вперед, почти полностью выпрямляя.

Абсолютная траектория движения кистей в горизонтальной плоскости напоминает петлю. Траектория движения кистей рук в воде по отношению к телу пловца при плавании брассом напоминает по форме перевернутое сердце.

избранного им варианта техники движения руками различаются: по ширине разведения в стороны, по амплитуде движения спереди-назад, во время основной части гребка (С.М. Вайцеховский, 1983).

По ширине разведения рук в стороны различают – узкий, средний, широкий гребок.Узкий гребок-руки разводятся немного шире плеч. Этот гребок позволяет развивать высокий темп, поддерживать слитную координацию движений рук и ног и высокое положение тела в воде.При среднем гребкекисти разводятся в стороны на ширину, превышающую примерно вдвое ширину плечевого пояса. Такой гребок обеспечивает хорошую силу тяги и позволяет поддерживать высокий темп движений.При широком гребкеразведения рук в стороны в 2,5-3 раза шире плечевого пояса. В настоящее время гребок сильнейшими пловцами не исполняется.

В зависимости от амплитуды гребок может быть коротким, средним и длинным.Короткий гребокхарактеризуется тем, что локти во время движения гребка встречаются впереди подбородка. В настоящее время этот вариант встречается редко. Наиболее распространенным вариантом являетсясредний гребок.Локти во время завершения гребка проходят очень близко к фронтальной плоскости и встречаются внизу под подбородком. Этот вариант обеспечивает хорошую силу тяги и позволяет поддерживать высокий темп движений.Длинный гребокпозволят увеличить мощность гребка. Такой вариант встречается у мужчин. Он характеризуется тем, что локти встречаются внизу за подбородком.

Движения ногами

Движения ногами выполняются одновременно и симметрично. В движениях ног выделяют рабочую фазу отталкивание и подготовительную - подтягивание (В.В. Левицкий, 1978).

К моменту началафазы отталкиванияноги согнуты в тазобедренных    суставах до угла 120-145°, голени занимают положение перпендикулярное поверхности воды, стопы разведены носками в стороны, колени разведены в стороны, немного больше, чем на ширину таза. При выполнении отталкивание стопы движутся по дугам кнаружи - назад. Если движения кнаружи хорошо выражено, отталкивание носит «захлестывающий» характер. Если стопы движутся больше назад - «поршнеобразный». По времени эта фаза занимает около 20% от времени цикла и имеет «взрывной» характер.

После отталкивания ноги расслабляются и всплывают пятками к поверхности воды. Стопы остаются на небольшом расстоянии друг от друга. Следует пауза,во время которой ноги находятся у поверхности воды в хорошо обтекаемом положении.

Подтягиваниеначинается с плавного сгибания ног в коленных суставах. Расслабленные стопы движутся у самой поверхности воды, колени разводятся в стороны, стопы разворачиваются носками в стороны. Величина разведения ног в стороны в среднем 1,5 ширины таза. Подтягивание выполняется единым движением с ускорением к моменту разворота стоп носками в стороны. Сразу же после разворота стоп (безпаузы)начинается отталкивание.

Дыхание

     По мнению Н.Ж. Булгаковой (1996), при выполнении движений головой вверх - вниз необходимо соблюдать меру. Излишняя степень приподнимания головы над водой или погружения ее в воду может стать причиной резких колебаний плечевого пояса. При плавании брассомвдохосуществляется за счет подъема головы. Необходимо поднимать голову над поверхностью воды лишь в той мере, какой это необходимо для выполнения вдоха. Энергия должна направляться не то, чтобы поднимать высокую голову, а на то, чтобы продвигать себя вперёд.

Поднимание головы и выполнение вдоха должны совпадать с моментом выхода плечевого пояса в наивысшую точку. Этот момент приходится на окончание гребка руками. Подъём головы начинается с началом гребка руками и продолжается на всем его протяжении. После вдоха голова снова опускается в воду и следуетвыдох.

В современных вариантах техники широко используются поздний вдох. Он начинается после фазы отталкивания руками, когда кисти согнутых в локтевых суставах рук энергично направляются внутрь - вперед. В некоторых вариантах техники вдох выполняется еще позднее в первой половине фазы выведения рук вперед. Поздний вдох помогает удерживать тело в хорошо обтекаемом положении во время гребка руками. Он облегчает выполнение гребка с высоким положением локтя и хорошей опорой в воду ладонями и предплечьями (А.Д. Викулов, 2004).

Согласование движений

Существует несколько вариантов согласования движений при плавании брассом:

  1. Последовательное согласование. В этом варианте техники отталкивание ногами без промедления сменяется рабочим движением руками. Гребок руками производится при хорошо обтекаемом положении туловища и бедер. Сгибание ног в тазобедренных суставах во время их подтягивания в исходное рабочее положение приходится на начало выведения рук вперед. Такая техника позволяет пловцу сохранить почти горизонтальное положение тела на протяжении всего цикла, полностью использовать тяговые силы от движений руками и ногами на продвижение вперед, добиваться непрерывности движений.

II.Частично совпадающее выполнение гребковых движений. В этом варианте руки начинают гребок в то время, когда ноги еще продолжают отталкивание. Последняя третья рабочего движения ног и первая четверть рабочего движения рук совпадают. В вариантах техники с частично слитным согласованием движений в момент завершения гребка руками и выполнения вдоха    угол    атаки    тела    становится    выраженным,    тело    принимает планирующее положение.  Узловой момент техники - завершение гребка руками и начало их выведения вперед.

Л.П. Макаренко (2000г.) представляет технику плавания способом брасс, условно деля её на четыре фазы (табл. 1.):

1. Удар ногами

2.  Гребок руками

  1. . Сведение рук около груди и вдох

 4.Выведение рук и сгибание ног

Схема рационального дыхания: 1 фаза - задержка дыхания; 2 фаза -начало выдоха; 3 фаза - окончание выхода и начало вдоха; 4 фаза -окончание вдоха и задержка дыхания. Рассмотрим полный цикл движений (Таблица 1).

Таблица 1.

Техника плавания способом брасс (по Л.П. Макаренко,  2000 г)

Iфаза - удар ногами

Начало

Основные

Цель

Положение тела

Основные

действия

в начале фазы

установки

Разги-бание

ног в

колен-ных

суста-вах.

Ноги

выполняют удар

(отталкивание),

руки

вытягиваются   и посылаются

вперед, вслед за

руками

погружаются    в воду         голова

(лицом         вниз

вперед)              и плечевой    пояс, тело   принимает

горизонтальное

инаиболее

обтекаемое

положение    под

водой,   дыхание задерживается.

Начать    разгон

тела (увеличить

внутри-

цикловую

скорость) за счет удара ногами  и

одновременного

посыла рук,

головы и

плечевого пояса

вперед  для

начала  гребка

руками.

Ноги находятся в исходном          для удара    положении

(голени перпендикулярно

к        поверхности

воды,          колени

несколько      шире

таза,     стопы     на

уровне   ягодиц   и

развернуты

носками  кнаружи,

угол         сгибания

бедер около 140°);

спина         прямая,

плечевой         пояс

немного выше таза

(угол атаки тела от

5-6     до     10-12°),

руки          впереди

1. На  задержке

дыхания

выполнить резкий

и   мощный   удар

ногами по дугам

назад - кнаружи и

назад         внутрь,

оптимально

фиксируя   таз   и

прямую      спину;

следить,      чтобы

удар     с     самого

начала         носил

взрывной

захлестывающий

характер;

2.Во время удара

послать         руки

вперед, вытягивая и до отказа   и

ладонями   вниз   и немного согнуты в локтевых

суставах,     голова обращена     лицом вперед   -   вниз   и частично погружена в воду.

растягивания мышцы плечевого пояса                  и туловища; убрать голову        между руками и придать телу       наиболее обтекаемое положение      под водой.

IIфаза - гребок руками

Начало

Основные

Цель

Положение

Основные

действия

тела в начале фазы

установки

Завершение

разгибания

ног в

коленных

суставах.

Руки      выполняют

гребок, туловище и

ноги       сохраняют

хорошо обтекаемое

и     горизонтальное

положение; в конце

гребка           голова

поворачивается

лицом          вперед,

плечевой    пояс    и

голова

приподнимаются к

поверхности воды;

начиная выдох.

Повысить

скорость

продви-жения

до макси-мума.

Руки     вытянуты

вперед

параллельно

поверхности воды,

кисти      ладонями

вниз   кнаружи   и

почти

соприкасаются,

голова         между

руками;          ноги

расслаблены        и

вытянуты             у

поверхности воды;

тело    в    хорошо обтекаемом          и горизонтальном положении       под водой.

1 .Выполнить

мощный    гребок руками                с ускорением      на его      окончание, оптимальной

степенью

сгибания   рук   в локтевых

суставах,

рациональным для опоры о воду и     сравнительно

жестким положением кистей                и предплечий (сохранять

высокое

положение

локтей!);

2.До     окончания

гребка      руками

держать  бедра в

расслабленном   и обтекаемом

полож., голову - опущенной

лицом     в     воду

(воздер.  от раннего приподн. головы       лицом вперед для вдоха и раннего подтяг. ног);

IIIфаза - сведение рук

около груди и вдох

Начало

Основные

Цель

Положение

Основные

действия

тела в начале фазы

установки

Движение

Кисти                и

Удержать

Руки      согнуты      в

1 .Выполнить

кистей   и

предплечья

скорость

локтевых    суставах,

быстрое  и

локтей

быстрым

продвижения

локти  примерно   на

энергичное

внутрь

скользящим

вперед на

линии        плечевого

сведение кистей и

вперед.

движением

возможно

пояса, кисти внизу и

предплечий

внутрь вперед и

более высоком

немного        впереди

внутрь       вперед,

немного     вверх

уровне за счет

линии        плечевого

продолжая

сводятся  вместе

использования

пояса         ладонями

опираться руками

- кисти впереди

сил и инерции

назад      (кисть      и

о  воду и выводя

под

и опорных

предплечье

вверх      плечевой

подбородком,

движений

относительно

пояс и голову для

локти         около

кистями и

жестко фиксированы

выполнения

груди;     пловец,

предплечьями.

и              составляют

вдоха;

опираясь о воду

единую       опорную

2.Во  время

руками,

плоскость);     голова

сведения          рук

плечевой пояс и

повернута       лицом

выполнить

голову        вверх

вперед;               ноги

ротацию кистей и

вперед              (в

согнуты,

предплечий

наивысшую

расслаблены     и     у

внутрь и немного

точку         своей

поверхности    воды;

вверх,   кисти   рук

траектории   над

туловище             под

соединить, как бы

поверхностью

минимальным углом

прикрывая       ими

воды) и в конце

атаки к поверхности

локти и плечи от

фазы    начинает

воды.

встречного потока

вдох;            ноги

воды   (во   время

непроизвольно и

сведения      -   рук

плавно

локти к груди не

сгибаются         в

прижимать,

коленных

движение   кистей

суставах,   бедра

не

сохраняют

останавливать!);

хорошо

3.продолжая

обтекаемое

движение    вперед

положение.

подбородком       и плечевым поясом, быстро выполнить вдох                   (не останавливать движение подбородком вперед       и      не

зависать во время вдоха!);

IV фаза - выведение рук и сгибание ног

Начало

Основные действия

Цель

Положение

тела в начале

фазы

Основные установки

Разгиба-ние рук           в локте-вых сус-тавах.

Руки   выводятся

под   водой   или

по   поверхности

воды   вперед   с

минимальным

встречным

сопротивлением;

ноги выполняют

основную   часть

подтягивания   -

сгибание           в

тазобедренных и

коленных

суставах; голова

и плечевой пояс

следует вперед и

немного       вниз

вслед за руками,

выравнивая

положение

туловища          и

уменьшая      его

угол          атаки;

голова начинает

погружаться

лицом в воду.

Как      можно

меньше терять

скорость

продвижения

вперед           и

завершить

подготовку   к

эффективному

выполнению

удара   ногами

брассом         в

новом    цикле

движений.

Руки согнуты в

локтевых

суставах, локти

около      груди,

кисти вместе и

под подбород-ком впереди локтей (как               бы прикрывая их и плечи от

встречного

потока); ноги

немого согнуты

вколенных

суставах, колени

примерно  на

ширине  таза,

пятки    стоп    у

поверхности

воды,   бедра   в

хорошо

обтекаемом

положении;

плечевой пояс и голова у поверхности воды  (угол

атаки туловища может доходить до 12-15°), пловец смотрит вперед.

1 .Закончить

вдох      и      задержать

дыхание;

2.Плавно,  но  быстро

вывести руки вперед с

минимальным

сопротивлением,

энергично         послать

вслед за ними голову и

плечевой пояс; к концу

выведения    повернуть

руки ладонями вниз;

3. Совместить

выведение      рук       с

одновременным

сгибанием       ногв

коленных                    и

тазобедренных

суставах    и    вывести

голени    и    стопы    в

исходное    для    удара

положение

(перпендикулярно

поверхности воды);

4.Подтягивание      ног

выполнить                    с ускорением к моменту мгновенного разворота стон носками кнаружи;

к  этому  же  моменту энергично       развести колени    на    ширину, необходимую          для начала   удара   ногами назад;

5.Про должать продвигаться вперед и чуть    вниз   вслед   за руками,       выравнивая туловище,      фиксируя прямую       спину       и немного   приподнимая таз   к   началу   удара ногами    назад.    Цикл движений закончен.

1.2. Планирование спортивной тренировки пловцов  13-15 лет

в течение года

По мнению Т.С. Тимаковой (1983), на рациональное построение годичной подготовки пловцов 13-15 лет в настоящее время влияет ряд факторов.

Во-первых, тренировочные и соревновательные нагрузки достигли высоких величин, и это резко усложнило построение различных структурных образований тренировочного процесса — макроциклов,   периодов,   этапов,   мезоциклов.   Требуются   принципиально новые подходы к динамике тренировочных и соревновательных нагрузок, соотношению работы различной преимущественной направленности в воде и на суше, планированию системы соревнований в течение года, профилактике переутомления спортсменов и перенапряжения несущих основную нагрузку функциональных систем и др.

Во-вторых, интенсивное развитие плавания в различных крупнейших   странах мира  еще более обострило  конкуренцию, и успешное выступление в соревнованиях требует   от спортсмена выхода на  "пик"  к моменту главных стартов.

В-третьих, растущая популярность спортивного плавания и его коммерциализация, особенно характерная для последних лет, привели к небывалому ранее количеству разнообразных соревнований,  представляющих коммерческий интерес для спортсменов.

В последние годы, к примеру, очень популярны рекламные соревнования, организуемые     различными     фирмами-спонсорами     ("Арена",     "Диана", Тольден  Кап",   "Севен  Хильфе",   "Спидо",   "Кока-Кола"),   проводимые   в Германии, Франции, Италии, Голландии, Великобритании, Швеции, а также многие другие соревнования, объединенные в этапы Кубка мира (В.Н. Платонов, 2000).

В основе каждого варианта годичной подготовки — система соревнований, принятая в стране, традиции различных плавательных школ мира,   обобщенный   опыт  подготовки   поколений   выдающихся   пловцов, результаты научных исследований, интуиция и опыт выдающихся тренеров, анализ    и    учет    индивидуальных    особенностей    талантливых    пловцов (С.М.Вайцеховский, 1983).

Обобщение такого сложного и многообразного материала,  его анализ дают   тренерам   эффективный   инструмент   для   творческой   работы   и подготовки перспективных пловцов к  достижениям.

При подготовки пловцов 13-15 лет в течение года планируется два макроцикла или более, продолжительность и содержание каждого из них существенно различаются (Д.Е. Каунсилмен, 1972).

               Например,  при двухцикловом планировании  продолжительность первого макроцикла обычно составляет 3-4 месяца,  а второго, включающегосерию основных соревнований и переходный период, — до 5 мес. При этом первый   макроцикл   является,    в    основном,    базовым,   во    втором - тренировочный процесс становится более специфическим и предусматривает направленную подготовку к выступлению в ответственных соревнованиях на основных дистанциях и достижение наивысшего результата,  объем специфических нагрузок достигает максимума.

    В  структуре каждого макроцикла принято выделять подготовительный, соревновательный и переходный периоды (В.Н.Платонов, 2000).

С первых днейподготовительного периода тренировка пловцов строится    на    основе    упражнений,     создающих    физические, психические и технические предпосылки для последующей специальной

тренировки. Они по характеру и структуре могут значительно отличаться от соревновательных, так как основная задача подготовки на этом этапе –  не собственно развитие комплекса качеств, определяющих уровень спортивного результата, а повышение возможностей отдельных факторов, являющихся их основой. Это предполагает широкое использование разнообразных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений, в значительной мере приближенных к общеподготовительным.

На последующих стадиях подготовительного периода состав средств и методов изменяется: увеличивается доля соревновательных и специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм пловца (Ю.И. Радыгин, 1978).

Подготовительный   период   принято   делить   на   два   этапа:  общеподготовительный     и     специально-подготовительный. Основные    задачи общеподготовительного      этапа  -  повышениеуровня общей физической подготовленности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем его организма, развитие необходимых спортивно - технических и психических качеств. На этом этапе, прежде всего, закладывается фундамент для последующей работы над непосредственным повышением спортивного результата. Специальная часть подготовки заключается в повышении отдельных качеств, которые в решающей мере влияют на уровень спортивного результата. Особое внимание уделяется избирательному воздействию на возможности к аэробному и анаэробному ресинтезу    АТФ,    развитию    скоростно-силовых    параметров    рабочих движений, совершенствованию техники движений, продуктивности дыхания, экономичности работы и др. Важная задача специальной подготовки на первом этапе подготовительного периода - повышение способности спортсмена переносить большие нагрузки (В.Н. Платонов, 1989).

В соответствии с современными требованиями к специальной подготовке пловцов 13-15 лет, на этом этапе уже могут превалировать специально-подготовительные упражнения, в определенной мере приближенные к соревновательным.

Очень велик объем работы на суше - до 6 - 8 ч в неделю. Основная ее направленность - повышение силовых качеств и подвижности в суставах, координационных способностей и общей выносливости. Силовая подготовка предполагает широкое применение как традиционных отягощений (штанга, тренажеры типа "Геркулес", эспандеры и т.п.), так и специфического для спортивного плавания тренажерного оборудования, обеспечивающего совмещенное развитие различных двигательных качеств и совершенствование технического мастерства пловцов (Л.В.Селина, 1980).

Доля соревновательных упражнений в общем объеме выполняемой работы низка. Эффективность тренировки на общеподготовительном этапе подготовительного периода не находится в прямой зависимости от объема соревновательных упражнений. Более того, излишнее их использование в это время в ущерб вспомогательным и специально-подготовительным может иметь негативные последствия.

      Тренировка на специально-подготовительном этапе подготовительного периода направлена на непосредственное становление спортивной формы, что достигается широким применением специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, и собственно соревновательных (Ф.В. Викторов, 1979).

По мнению Абсалямова (1983), содержание тренировки предполагает развитие комплекса качеств (скоростных возможностей, специальной выносливости и др.) на базе предпосылок,  созданных на обще-подготовительном этапе.  Значительное место в общем объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению качества отдельных компонентов специальной работоспособности.

По-прежнему велик объем тренировочной работы, выполняемой на суше, однако ее направленность изменяется: силовая подготовка осуществляется преимущественно с использованием специального тренажерного оборудования, упражнения предполагают вовлечение в работу мышц, несущих основную нагрузку в процессе соревновательной деятельности. Упражнения для развития гибкости акцентированы на повышении подвижности в плечевых и голеностопных суставах (Ф.В.Викторов, 1979).

Большое внимание уделяется совершенствованию соревновательной техники. Эта задача обычно решается параллельно с развитием физических качеств и имеет два аспекта: 1) совершенствование качественных особенностей двигательного навыка (формы и структуры движений) как основы повышения скоростных возможностей; 2) выработка экономичной и вариабельной техники движений как основы повышения специальной выносливости (Т.С. Тимакова, 1983).

Направленность средств и методов тренировки на этом этапе способствует улучшению координации двигательных и вегетативных функций, чему во многом способствует возросшая доля соревновательных упражнений. Их количество постепенно возрастает к окончанию второго этапа подготовительного периода. Это же касается и различных специально-подготовительных упражнений. В начале этапа они еще весьма далеки от соревновательных и способствуют избирательному воздействию на различные стороны специальной работоспособности, однако по мере повышения специальной подготовленности приобретают выраженный "интегральный" характер.

На рассматриваемом этапе, однако, не следует забывать и о необходимости сохранения достигнутого уровня общей физической подготовленности. Поддержание этого уровня — одна из важнейших пред-

посылок неуклонного роста специальной подготовленности (А.Р. Воронцов, 1977).

Основной задачейсоревновательного периодаявляется дальнейшее повышение уровня специальной подготовленности и возможно более полная ее реализация в соревнованиях, что достигается широким применением соревновательных и близких к ним специально-подготовительных упражнений (Т.С. Тимакова, 1983).

Специальная подготовка пловцов в соревновательный период осуществляется с учетом календаря основных соревнований, которых обычно от двух до четырех в течение макроцикла. В процессе специальной подготовки учитываются все конкретные особенности главных соревнований: от задач, стоящих перед пловцом, до состава предполагаемых участников.

На методику непосредственной подготовки к основным соревнованиям влияют и их продолжительность, и количество стартов, обусловленное длиной дистанции, и индивидуальные особенности спортсменов. Следует помнить о том, что величина соревновательных нагрузок во многом определяется уровнем соревнований и, естественно, более ответственные оказывают более глубокое воздействие на организм. При подготовке к ответственным стартам происходит значительное снижение общего объема тренировочной работы (А.Р. Гринь, 1978).

Вместе с тем, при длительном соревновательном периоде необходимо поддержание достигнутой подготовленности. И поэтому широко применяются специально-подготовительные упражнения, иногда весьма отличные от соревновательных.

По мнению В.П. Бачина (2001), при подготовке к ответственным соревнованиям следует обращать внимание еще на один существенный момент. В процессе тренировки у пловца   вырабатывается    определенный    ритм    колебаний    специальной работоспособности в течение дня, причем ее наивысший уровень отмечается в обычное время тренировочных занятий. Поэтому важно организовать основные занятия и контрольные старты в то время дня, когда предполагается проведение основных соревнований.

Географическое положение места соревнований может потребовать от спортсмена изменения суточного режима. И в этом случае следует заранее изменить кривую суточной работоспособности, чтобы ее "пик" приходился на время проведения соревнований. Если оно заранее неизвестно или пловец стартует несколько раз в течение дня, то имеет смысл планировать основные тренировочные занятия и контрольные соревнования в различное время, а также неожиданно изменять время их проведения.

Особенно тщательно следует планировать подготовку в дни, непосредственно предшествующие ответственным соревнованиям. Она строится сугубо индивидуально, не вписывается в стандартные схемы и на ее организацию влияют многие факторы: функциональное состояние пловца и уровень его подготовленности, устойчивость соревновательной техники, текущее психическое состояние, реакция на тренировочные и соревновательные нагрузки и т.д. Однако, несмотря на индивидуальный характер подготовки, ее рациональная организация обусловлена рядом общих положений. На данном этапе, в частности, не следует добиваться дальнейшего повышения функциональных возможностей основных систем и механизмов, определяющих уровень специальной выносливости, а лишь поддерживать их уровень, что, естественно, не требует большого объема интенсивной работы (Л.В.Селина, 1980).

В числе основных задачпереходного периода— полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года и макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности пловца к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи переходного периода определяют его продолжительность, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.д.

Переходный период обычно длится 1-4 недели, что зависит от планирования подготовки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и уровня основных соревнований, индивидуальных особенностей пловца.

По мнению С.М. Вайцеховского (1983), в практике сложились различные подходы к построению переходного периода. Один из вариантов – сочетание активного и пассивного отдыха, и его часто применяют, например, если спортсмены после основных соревнований прекращают тренировку и отдыхают. Другой вариант, после нескольких дней активного или пассивного отдыха, предполагает достаточно напряженную тренировку, построенную по принципу втягивающего мезоцикла первого этапа подготовительного периода. Третий вариант является промежуточным между первыми двумя и связан с использованием средств активного отдыха, а также неспецифических нагрузок, обеспечивающих поддержание основных компонентовтренированности. Каждый из указанных вариантов может оказаться   эффективным.   Например,   первый,   связанный   с   длительным отдыхом, приведет к угасанию функциональных возможностей спортсмена, требующих в дальнейшем достаточно продолжительной работы для их восстановления, но он способствует восстановлению психической сферы пловца и повышению его мотивации к дальнейшей тренировке. Этот вариант целесообразно использовать на этапе сохранения достижений. Второй вариант могут использовать пловцы, которые по каким-либо причинам (например, в связи с травмой) не выполнили программу предыдущего макроцикла и не получили запланированных нагрузок. Однако применение этих вариантов переходного периода целесообразно в частных случаях. При закономерном процессе подготовки наиболее рациональным и широко применяемым является третий вариант, преимущества которого обусловлены возможностью эффективного решения основных задач переходного периода — обеспечения полноценного восстановления физических и психических возможностей и поддержания достаточно высокого уровня развития двигательных качеств и функциональных возможностей основных систем организма.

Тренировка в переходный период характеризуется небольшим суммарным объемом работы и незначительными нагрузками. Объем работы по сравнению, например, с подготовительным периодом сокращается примерно в 3 - 4 раза; количество занятий в течение недельного микроцикла, как правило, не превышает 4 - 6; занятий с большими нагрузками не планируются. Резко изменяется направленность работы. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения, которые ранее не применялись. Занятия желательно проводить в лесу, на берегу моря, реки или иного водоема в зонах отдыха (В.Н. Платонов, 2001).

При подборе средств тренировки следует стремиться к широкому использованию упражнений, направленных на развитие двигательных качеств, что позволило бы, изменив характер тренировки, сохранить их высокий уровень. В переходный период целесообразно использовать занятия комплексной направленности с применением средств, способствующих развитию различных двигательных качеств. Такие занятия помогают сохранить подготовленность, достаточно эмоциональны и не перегружают психику спортсмена (Е.И. Иванченко, 1997).

Правильное построение переходного периода позволяет пловцу не только восстановить силы после прошедшего макроцикла и настроится на качественную работу в дальнейшем, но и выйти на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествовавшего года (С.М. Вайцеховский, 1983).

Тренировочный макроцикл может быть представлен также и как система средних циклов (мезоциклов) - структурных образований тренировочного процесса, состоящих из 3 - 8 микроциклов общей продолжительности от 3 до 6 - 8 нед. Следует различать втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные и соревновательные мезоциклы (Н.Ж. Булгакова, 1996).

Основной задачей втягивающих мезоциклов является постепенное подведение пловцов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы путем применения общеподготовительных упражнений, направленных на повышение возможностей систем кровообращения и дыхания. В определенной мере можно использовать вспомогательные и специально-подготовительные упражнения для повышения возможностей систем и механизмов, определяющих уровень разных видов выносливости, избирательного совершенствования скоростно-силовых качеств и гибкости, становления двигательных навыков и умений, обусловливающих эффективность последующей специфической работы.

В базовых мезоциклах внимание уделяется повышению функциональных возможностей организма пловца, развитию его физических качеств, становлению технической и психологической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется разнообразием средств и большими по объему и интенсивности нагрузками.

          Вконтрольно - подготовительныхмезоциклах синтезируются   достижение наивысших результатов в кульминационных соревнованиях года, объем специфических нагрузок достигает максимума.

         В предсоревновательных мезоциклах устраняются мелкие недостатки в подготовленности пловца, совершенствуя его технико-тактические возможности, в определенном объеме планируется работа     по совершенствованию различных компонентов соревновательной деятельности, приросту скоростных качеств и специальной выносливости. Однако основное внимание уделяется полноценному физическому и психическому восстановлению пловцов и созданию оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в организме после нагрузок предшествующих мезоциклов.

      Соревновательные мезоциклы строятся в строгом соответствии с календарем соревнований и отличаются невысокой тренировочной и высокой соревновательной нагрузкой, широким использованием средств восстановления (Л.П. Макаренко, 2000).

       Направленность тренировочного процесса изменяется от одного мезоцикла к другому. Реализуется это постепенным изменением направленности микроциклов в пределах мезоцикла. Например,  втягивающие мезоциклы обычно начинаются втягивающим микроциклом с малой нагрузкой и широким использованием упражнений, далеких по характеру и структуре от соревновательных. Это способствует повышению общей физической подготовленности пловцов и созданию предпосылок развития отдельных сторон  их специальной подготовленности. В конце втягивающего мезоцикла возврастает суммарная нагрузка отдельных микроциклов, значительно изменяется их преимущественная  направленность в сторону развития качеств и способностей, определяющих специальную подготовленность пловцов. Типом мезоцикла определяются сочетание и суммарная нагрузка отдельных микроциклов в мезоциклах, основные количественные характеристики их программ (С.М. Вайцеховский, 1983).

Таким образом, традиционная система подготовки пловцов-брассистов предполагает два аспекта работы: совершенствование техники плавания и планирование спортивной тренировки в течение ряда периодов. При этом аспект техники плавания в современной науке разработан достаточно подробно, что отражается на результатах спортивных состязаний разных уровней. Аспект же планирования тренировок имеет широкие возможности улучшения, что может также привести к улучшению результатов.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

   В соответствии с целью исследования были поставлены следующиезадачи:

1.  Выявить особенности планирования тренировки пловцов брассистов 13-15 лет по данным литературных источников

2.  Разработать методику подготовки юных пловцов-брассистов в годичном цикле тренировки

 3. Экспериментально обосновать методику подготовки юных пловцов-брассистов

2.2. Методы исследования

         Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ и обобщение научно-методической литературы
  2. Хронометрия
  3. Контрольные педагогические испытания
  4. Педагогический эксперимент
  5. Методы математической статистики

      Анализ научно-методической литературыосуществлялся путем изучения авторефератов диссертаций, монографий, учебников, учебно-методических пособий, статей в сборниках научных трудов и периодической печати. Всего был проанализирован 21 литературный источник. При анализе литературных источников основное внимание уделялось рассмотрению таких вопросов, как техника плавания способом брасс и планирование спортивной тренировки пловцов 13-15 лет в течении года.

Метод хронометриииспользовался для регистрации абсолютной скорости проплывания  25м,  50м, 100м, 200м, 400м, 800м основным способом-брассом и 25м, 50м, 100м, 200м, 400м дополнительным способом дельфином при помощи секундомера.

Контрольные педагогические испытаниябыли организованы в ходе исследования, с целью определения динамики скорости у пловцов-брассистов 13-15 лет на основной и дополнительной дистанциях в годичном цикле тренировки.

Педагогический экспериментосуществлялся с целью разработать методику тренировки пловцов брассистов и выявить её эффективность.

Методы математической статистикииспользовались для  полученных экспериментальных данных. Обработка полученных данных была проведена с помощью методов математической статистики. При этом вычислялись основные статистические показатели (Ю.Д. Железняк).

Для вычисления среднеарифметической величины использовали формулу:

         гдеxiзначение отдельного измерения,

n – число измерений (вариант) в группе.

      Для определения средней ошибки разности (t), вычислили в обеих группах стандартное (квадратическое) отклонение  ±σ по следующей формуле:

          - наибольший показатель в группе;

- наименьший показатель в группе;

K - табличный коэффициент определяемый по специальной таблице, который соответствует числу измерений в группе

      Вычислили стандартную ошибку среднего арифметического значения  (m) по формуле:

m =  ± ;

   По специальной таблице определили достоверность различий :P<0,05

       Для установления связи между факторами использовали ранговый коэффициент корреляции Спирмена. Вычислили коэффициент ранговой корреляции подставив значения по формуле:

  1. . Организация исследования

        Для изучения динамики скорости плавания в годичном цикле тренировки нами проводился эксперимент, в котором приняли участие 2 группы- контрольная и экспериментальная пловцов брассистов 13-15 лет.

       Эксперимент проводился на базе плавательного бассейна «Нептун» с сентября по май следующим образом. Каждую неделю спортсмены экспериментальной группы стартовали в полную силу основным или дополнительным способом на дистанциях от 25м до 800м. Спортсмены контрольной группы весь объем стартов равномерно распределили на весь период планирования.

    Современные экспериментальные методы и материально-техническая база позволяют организовать исследование, направленное на выявление зависимости между планированием тренировок и динамикой результатов подготовки.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

         Для рационального построения подготовки пловцов 13-15 лет важно знать количественные показатели, позволяющие объективно оценить состояние спортсменов. К числу таких показателей в первую очередь относится результат на основной и дополнительной дистанциях. Знания динамики этих результатов позволяют судить о развитии скоростных качеств и выносливости пловцов.

На примере тренировки в экспериментальной группе мы проследили динамику результатов на основной (брассом) и дополнительной (дельфином) дистанциях в течение годичного цикла.

Планирование проводилось по двухцикловой схеме. Первый цикл завершался на 21-й неделе, второй – на 36-й, к моменту наиболее ответственных соревнований. Каждый цикл имел подготовительный (с 1-й по 21-ю неделю в первом цикле и с 26-й по 35-ю неделю во втором) и соревновательный период (с 22-й по 24-ю неделю первого цикла и с 36-й по 37-ю второго). Каждую неделю спортсмены экспериментальной группы выборочно стартовали в полную силу на дистанциях 25, 50, 100, 400, 800м брассом (основным способом) или 25, 50, 200, 400м дельфином (дополнительным способом).

Представляет интерес уже сама по себе возможность построения тренировки с таким количеством стартов. Тренировка планировалась таким образом, что в подготовительном периоде происходило преимущественное нарастание объемов при незначительном увеличении интенсивности.

Наглядно динамика скорости плавания представлена на рис.1-4. Наибольшие темпы роста на длинных дистанциях совпадают с окончанием подготовительного периода (21 неделя). По мере исчерпания адаптационных возможностей на данном этапе подготовки рост скорости замедляется.

Так, результат на дистанции на дистанции 800м брассом за первый период улучшился в среднем на 20 с(рис.1).

На коротких дистанциях наибольшее улучшение результатов наблюдалось в соревновательном периоде. Здесь планировалось увеличение скоростей в тренировочных упражнениях при стабилизации и некотором уменьшении объема нагрузки. В этот период наиболее высоких результатов спортсмены добились на дистанциях основным способом.

Рис 1.Динамика скорости плавания основным способом

в экспериментальной группе

в первом цикле подготовки

Результат на дистанции 25м брассом улучшился в первом цикле на 1с,  на дистанции 50м брассом - соответственно на 2с, на дистанциях  100м и 200м брассом - более чем на 4с (рис.1).

      Оценивать развитие скорости и выносливости можно и по выполнению тренировочных упражнений «до отказа». Спортсмены экспериментальной группы выполнили ряд тренировочных упражнений от длинных отрезков (200, 300, 400м) до коротких (25, 50, 100м) с отдыхом 15 с между ними. Например, в нашем случае, средняя скорость проплывания серии 4 х 50м с отдыхом 15 с была близка к скорости на дистанции 100м, а средняя скорость

проплывания 8 х 100м с отдыхом 15 с была близка к скорости на дистанции 400м. В этом случае    изменения    средней    скорости    в    упражнениях    по    периодам наблюдались такие же, как и на отдельных дистанциях.

Рис 2. Динамика скорости плавания основным способом

в экспериментальной группе

во втором цикле подготовки

Таким образом, наряду с проплыванием основных дистанций для оценки состояния спортсменов можно выполнять стандартные тренировочные упражнения «до отказа» с заданной величиной отдыха. В этом случае скорость плавания будет отражать соотношение результатов на разных дистанциях.

По окончании соревновательного периода первого цикла и перед началом подготовительного периода второго цикла на всех дистанциях наблюдается некоторое ухудшение результатов (рис. 2).

Снижение результатов в этот период на коротких дистанциях было больше, чем на длинных. Это можно объяснить тем, что при тренировке на коротких дистанциях показатели анаэробного энергообеспечения не столь устойчивы, как при работе аэробного характера.

Во  втором цикле спортсмены показывали более  высокий уровень результатов, чем в первом (рис. 2). Так, на дистанции 800м брассом в подготовительном периоде скорость была во втором цикле выше, чем в первом, на 1,6%, а на дистанции 25м брассом к концу соревновательного периода на 2,2%.

Таким образом, наивысший уровень результата в основном способе наблюдается за 3 - 4 недели до завершения полугодичного цикла. Оставшееся время целесообразно отводить развитию специальной выносливости на дистанциях 100 и 200м, стабилизации выносливости в аэробной зоне.

Динамика скорости плавания дополнительным способом (дельфином) на первом этапе годичного цикла выглядит следующим образом (рис.3).

Наибольшие темпы роста на всех дистанциях совпадают с окончанием подготовительного периода (21 неделя).

Динамика скорости плавания на всех дистанциях дополнительным способом схожа. Так, на дистанции 25м дельфином скорость улучшилась с 1,74 м/с до 1,96 м/с, что привело к росту результата на 1,8 с (с 14,50 до 12,70 с) на этой дистанции. На дистанции 50м результат улучшился на 2 с; на 100м  - на 4с;  на 200м – на 10 с; на 400м – на 7 с соответственно.

Рис 3. Динамика скорости плавания на дополнительной дистанции

в экспериментальной группе

в первом цикле подготовки

          Динамика скорости плавания дополнительным способом (дельфином) на втором этапе годичного цикла представлена на рис. 4.

В этот период наилучших результатов спортсмены добились на дистанциях 50 и 400м дельфином. Так, результат на дистанции 50м вырос с 31.90 с до 30.20 с, а на дистанциях 400м – с 5.43.30 с до 5.39.00 с соответственно. В соревновательном периоде с 36 недели наблюдается стабилизация результатов на всех дистанциях дополнительным способом кроме результатов на дистанции 100 м  дельфином. На этой дистанции рост скорости продолжался вплоть до 37 недели.

Таким образом, наивысший уровень результатов в дополнительном способе, как и в основном, наблюдается за 3 - 4 недели до завершения полугодичного цикла, т.е. совпадает с окончанием подготовительного периода тренировки.

Рис 4. Динамика скорости плавания дополнительным способом

в экспериментальной группе

во втором цикле подготовки

  На примере тренировки в контрольной группе мы проследили динамику результатов на основной (брассом) дистанции в течение годичного цикла.

  Планирование проводилось по двухцикловой схеме. Первый цикл завершался на 21-й неделе, второй – на 36-й, к моменту наиболее ответственных соревнований. Каждый цикл имел подготовительный (с 1-й по 21-ю неделю в первом цикле и с 26-й по 35-ю неделю во втором) и соревновательный период (с 22-й по 24-ю неделю первого цикла и с 36-й по 37-ю второго). Спортсмены контрольной группы весь объём стартов на дистанциях 25м, 50м, 100м, 200м, 400м, 800м, распределили на весь период. Наглядно динамика скорости плавания представлена на рис.5.

Рис 5. Динамика скорости плавания на основной дистанции в контрольной группе

в годичном цикле подготовки

Наибольшие темпы роста на длинных дистанциях совпадают с окончанием подготовительного периода (декабрь). По мере исчерпания адаптационных возможностей на данном этапе подготовки рост скорости замедляется.

Так, результат на дистанции на дистанции 800м брассом за первый период улучшился в среднем на 15 с. На коротких дистанциях рост результатов наблюдался в соревновательном периоде. Здесь планировалось уменьшение объема нагрузки. В этот период наиболее высоких результатов спортсмены добились на дистанциях специализации (брассом).

         По окончании соревновательного периода первого цикла и перед началом подготовительного периода второго цикла на всех дистанциях наблюдается значительное ухудшение результатов (рис. 5).

Снижение результатов в этот период на коротких дистанциях было больше, чем на длинных.

Во  втором цикле у спортсменов наблюдалась стабилизация результатов в подготовительном периоде, и некоторое улучшение в соревновательном периоде, чем в первом (рис. 5). Наибольшие темпы роста наблюдались по окончанию подготовительного периода (апрель). Так, на дистанции 800м брассом в подготовительном периоде скорость была во втором цикле такая же как и в первом, а на дистанции 25м брассом в соревновательном периоде выше чем в первом на 1,2% .

Таким образом, наивысший уровень результата в основном способе наблюдается за 4-5 недель до завершения полугодичного цикла.

          Эффективность методики тренировки можно оценить по приросту скорости на дистанции 100 метров, в начале соревновательного периода второго цикла, по отношению к скорости в начале подготовительного периода первого цикла (таблица 2).

                                                                                       Таблица 2

Величины прироста скорости в группах испытуемых

Группы

n

Величины прироста скорости в (м/с).

Первая

7

0,3

0,6

0,4

0,5

0,3

0,5

0,4

Вторая

7

0,2

0,3

0,2

0,3

0,4

0,1

0,3

            До начала эксперимента контрольная и экспериментальная группы были однородными, т.е статистически достоверных различий  между ними было не выявлено ( р > 0,05). Результаты представлены в приложениях. Полученные в ходе вычисления результаты  говорят о том, что в ходе эксперимента различие в контрольной и экспериментальной группах после проведения эксперимента достоверны с  95% вероятностью: Р < 0,05.

       Нами получено два ряда измерений. В одном ряду (признак А) представлены показатели максимальной скорости, развиваемой пловцами на дистанции 100 метров брассом, а во втором (признак Б) результаты в плавании брассом на дистанции 100 метров (таблица 3).

                                                                                                         Таблица 3.

Показатели скорости у пловцов и их

результаты на дистанции 100 метров

Испытуемые

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

Признак А (м/с)

1.3

1.6

1.4

1.5

1.3

1.5

1.4

Признак Б (с)

1.16.5

1.14.8

1.15.8

1.15.0

1.16.7

1.15.6

1.16.0

   Полученные в ходе вычислений результаты говорят о том, что найденное значение коэффициента ранговой корреляции свидетельствует о наличиями между признаками А и Б сильной положительной связью таблице и проявление связи между признаками А и Б следует считать достоверными(Р < 0,05).

       Включение в график тренировок еженедельных стартов в полную силу на дистанции от 25 до 800 метров основным и дополнительным способами позволяет улучшить результат на40%.Возрастание скорости плавания при этом связано с увеличением функциональных  и скоростных возможностей спортсменов.

Выводы

1.  Анализ литературных источников свидетельствует о том, что планирование тренировки пловцов брассистов проходит с опережающим совершенствованием выносливости и соответственно с улучшением результатов на длинных дистанциях.

2.  Педагогические наблюдения показали, что при выполнении тренировочных упражнений «до отказа» с заданной величиной отдыха, наблюдалось увеличение скорости , что привело к улучшению результатов на дистанциях от 25 до 800м. Наибольшие темпы роста результатов на дистанциях основным и дополнительным способами  юные пловцы-брассисты показали в соревновательном периоде.

3. Разработанная методика свидетельствует о том, что планирование тренировок, заключающихся в еженедельном проплывании в полную силу дистанций от 25 до 800 метров основным и дополнительным способами, приводит к возрастанию  скорости и позволяет улучшить результат.

4. В результате проведения педагогического эксперимента выявлены статистически достоверные улучшения скорости и результатов на дистанциях от 25 до 800 м ( р < 0,05). Скорость на дистанции25м брассом улучшился с 1,70м/с до 1,79м/с;50м - с 1,42м/с до 1,53м/с;100м – с 1,20м/с до 1,30м/с;200м - с 1,01м/с до 1,13м/с;400м - 0,93м/с до 1,04м/с;800м – с 0,79м/с до 0,92м/с. Наивысший уровень результата на основной и дополнительной дистанциях наблюдался за 3-4 недели до завершения каждого полугодичного цикла.

           В результате исследования мы получили данные подтверждающие выдвинутую гипотезу: планирование графика тренировок, заключающаяся в еженедельном проплывании в полную силу на дистанциях от 25 до 800 метров основным и дополнительным способами оказывает положительное влияние на динамику скорости плавания юных пловцов-брассистов, по сравнению с традиционным планированием тренировок. Цель работы можно считать достигнутой.

Практические рекомендации

  1. На наш взгляд целесообразно использовать методику, подготовки направленную на еженедельное  проплывание дистанций от 25 до 800 метров основным и дополнительным способом с максимальной скоростью. При этом улучшения результатов будет наблюдаться за 3-4 недели до завершения полугодичного цикла.
  2. Наряду с проплыванием основных дистанций для оценки состояния спортсмена можно выполнять стандартные тренировочные упражнения «до отказа» с заданной величиной отдыха. В этом случае скорость плавания будет отражать соотношение результатов на разных дистанциях.
  3. При подготовки пловцов в течении года может планироваться два макроцикла, продолжительность и содержание каждого из них могут существенно различаться. При двухцикловом  планировании продолжительность макроциклов обычно составляет 4-5 месяцев, включающих в себя подготовительный, соревновательный и переходный периоды. При этом первый макроцикл является, в основном, базовым, во втором – тренировочный процесс становится более специфическим и предусматривает направленную подготовку к выступлению в ответственных соревнованиях на основных дистанциях.
  4. Обобщение такого сложного и многообразного материала, его анализ дают тренерам эффективный инструмент для творческой работы и подготовки перспективных пловцов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Абсалямов,  Т.М. Научное   обеспечение   подготовки пловцов [Текст] : Педагогические и медико-биологические исследования / Т.М. Асалямов,   Т.С. Тимакова. – К. : Физкультура и спорт, 1983.- 282 с.

2.Бачин В.П. Возрастные особенности применения средств повышения скоростных возможностей в многолетней подготовке пловцов [Текст]  : практическое пособие для аспирантов / В.П. Бачин. – М. : Омск, СибГАФК, 2001.-31с.

З.Булгакова И.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов [Текст]  : учебное пособие / Н.Ж. Булгакова. - М. : Физкультура и спорт,  1986-197с.

4. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание  [Текст]  : учебное пособие  для ВУЗов физ. Культ /  Н.Ж. Булгакова. - М. :ФОН, 1996.-264 с.

5. Научное обеспечение подготовки пловцов [Текст] : учебное пособие / под общей редакцией Т.Л. Асалямова.- М. : ФиС, 1983.- 190 с.

  1. Викторов Ф.В. Повышение скорости пловца на основе совершенствования структуры его движений [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук: защищена 18.02.82: / Ф.В. Викторов. -Москва, 1982. – 24 с.
  2. Викторов Ф.В. Характеристика биоэлектрической активности мышц в плавании [Текст] : учебное пособие / Ф.В. Викторов.-М. : Теория и практика физической культуры, 1979. - №7.

8.  Викулов А. Д. Плавание [Текст] : учебное пособие для ВУЗОВ / А. Д. Викулов.-М.: Чехов, 2004. -233с. –ISBN 5-305-00022-Х.

9.Воронцов А.Р. Определение спортивной одарённости в плавании на основе динамических наблюдений [Текст] : учебное пособие / А.Р. Воронцов. - М. :  1977. – 24 с.

Ю.Гринь А.Р. Совершенствование специализированных восприятий при тренировке пловцов высокой квалификации [Текст] : учебное пособие /А.Р. Гринь.- М. : Киев, 1978. – 23 с.

11. Иванченко Е.И. Прогрессивная техника движения на пловцов-брассистов [Текст] : учебное пособие / Е.И. Иванченко.- М. : Теория и практика физической культуры, 1973. – 247 с.- Издат.№ 7-24

12.Иванченко Е.И. Теория и практика спорта [Текст] : учебное пособие в 3-х ч / Е.И.  Иванченко - М. : 1997.- 208 с.

13. Мосунов Д.Ф. Номограмма соотношения основных параметров техники спортивного плавания [Текст] : учебное пособие /  Д.Ф. Моссунов.- М. : Теория и практика физической культуры, 1979. – 24 с.

14.Каунсилмен Д.Е. Наука о плавании [Текст] : учебное пособие / Д.Е. Каунсилмен; перевод с англ.- М. : Физк.и спорт, 1972. - 428 с.

15.Левицкий В.В. Исследование средств и методов совершенствования техники плавания спортсменов высших разрядов [Текст] : учебное пособие / В.В. Левицкий.- М. : Киев, 1978. – 20 с.

16.Макаренко Л.П. Техника спортивного плавания [Текст] : учебное пособие / Л.П. Макаренко.- М. : ФОН, 2000.- 136 с.

17.Макаренко Л.П. Техническое мастерство [Текст] : учебное пособие  /  Л.П. Макаренко - М. : Физкультура и спорт, 1975.- 147 с.

18.Платонов В.Н. Тренировка пловцов высокого класса [Текст] / В.Н. Платонов, С.М. Вайцеховский.- К. : Физкультура и спорт,1989 – 256 с. -ISBN 966-7133-40-0.

19.Радыгин Ю.И. Метод моделирования в гидродинамических исследованиях техники плавания [Текст] : учебное пособие / Ю.И. Радыгин.- М. : Теория и практика физической культуры, 1978. - 127 с.- Издат. №12

20.Селина  Л.В. Влияние      основных      факторов,      определяющих максимальную скорость плавания [Текст]  : автореф. дис. канд. пед. наук: защищена 25.07.80 / Л.В. Селина. – Москва, 1980. - 24 с.

21.Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловцов [Текст] : учебное пособие / Т.С. Тимакова - М. : Физкультура и спорт, 1983. – 144 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ТАБЛИЦЫ

Период

подготовки

Неделя дата

Время/ скорость на основной дистанции-брасс в экспериментальной группе

25

50

100

200

400

800

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

5 нед.

15.0

1,70

36.5

1,42

13.20.0

0,78

6 нед.

36.0

1,43

1.22.5

1,20

2.59.0

1,01

13.15.5

0,79

7 нед.

14.7

1,71

35.9

1,43

1.20.7

1,22

2.57.0

1,02

6.24.0

0,93

8 нед.

14.6

1,72

36.4

1,42

1.20.5

1,22

9 нед.

14.4

1,73

36.0

1,43

2.57.1

1,02

6.20.0

0,93

13.10.4

0,79

10 нед.

14.7

1,71

1.19.0

1,21

11 нед.

14.1

1,77

35.5

1,44

2.54.1

1,04

6.18.0

0,93

12 нед.

14.1

1,77

35.5

1,44

1.17.2

1,23

12.50.5

0,82

13нед.

35.2

1,45

2.52.0

1,04

6.00.0

0,96

14 нед.

14.6

1.72

34.7

1,47

2.48.2

1,07

5.59.0

0,96

12.35.0

0,84

15 нед.

14.6

1,72

34.7

1,47

1.17.0

1,23

16 нед.

1.16.4

1,24

2.46.0

1,09

5.52.5

0,97

12.18.0

0,86

17 нед.

14.3

1,76

34.6

1,49

2.45.9

1,09

18 нед.

14.1

1,78

34.6

1,49

1.15.2

1,25

5.44.6

1,0

19 нед.

1.14.8

1,26

2.43.5

1,11

5.40.0

1,02

20 нед.

14.1

1,78

34.4

1,5

1.14.5

1,27

12.00.0

0,90

21 нед.

14.1

1,78

2.41.0

1,13

5.37.0

1,03

22 нед.

23 нед.

34.0

1,52

1.14.2

1,28

5,34.0

1,04

11.56.5

0,91

14.0

1,79

33.9

1,53

1.13.9

1,30

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ

           ПЕРИОД

24 нед.

25 нед.

ПЕРЕХОДНЫЙ

     ПЕРИОД

26 нед.

15.0

1,70

1.14.7

1,26

2.47.0

1,10

27 нед.

14.6

1,72

35.5

1,44

5.42.5

1,02

12.01.0

0,90

28 нед.

14.6

1,72

35.7

1,43

1.14.3

1,27

2.46.0

1,10

29 нед.

35.2

1,45

1.14.2

1,28

5.37.5

1,04

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

30 нед.

14.3

1,75

2.40.0

1,14

11.54.5

0,91

31 нед.

14.6

1,72

35.0

1,46

1.14.3

1,28

2.38.7

1,15

5.34.3

1,05

32 нед.

14.5

1,73

34.6

1,48

1.14.1

1,29

2.37.5

1,17

11,45.0

0,93

33 нед.

14.2

1,76

34.5

1,5

5.32.0

1,07

34 нед.

14.2

1,76

1.14.0

1,29

2.36.8

1,18

СОРЕВНОВАТ. ПЕРИОД

35 нед.

14.2

1,76

33.8

1,53

1.13.5

1,31

36 нед.

14.1

1,77

33.8

1,53

2.36.0

1,19

37 нед.

Переходный период

Период подготовки

Неделя дата

Время/скорость на дополнительной. дист.-батт.в экспериментальной группе

25

50

100

200

400

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

5 нед.

14.3

1,74

32,0

1,56

1.15.3

1,36

6 нед.

31,80

1,57

2.43.1

1,23

7 нед.

14.0

1,77

1.12.6

1,38

5.45.0

1,06

8 нед.

31.23

1,59

2.41.8

1,24

9 нед.

13.91

1,79

31.0

1,61

1.11.0 1,40

10 нед.

13.6

1,83

2.38.0

1,27

5.41.0

1,07

11 нед.

30.81

1,62

1.10.2

1,41

12 нед.

13.26

1,88

30.3

1,64

5.34.5

1,11

13 нед.

1.08.5

1,44

2.36.1

1,30

14 нед.

13.1

1,90

30.1

1,66

1.08.2

1,45

15 нед.

2.35.0

1,31

5.31.7

1,13

16 нед.

12.9

1,93

30.01

1,66

17 нед.

12.8

1,95

1.07.0

1,47

18 нед.

30.0

1,66

2.33.0

1,33

5.29.0

1,15

19 нед.

12,7

1,96

1.06.0

1,49

5.28.0

1,17

20 нед.

30.0

1,66

2.33.0

1,33

21 нед.

12.7

1,96

29.8

1,68

Соревнов.

 период

22 нед.

23 нед.

1.05.0

1,51

2.30.0

1,35

Переходн.

период

24 нед.

25 нед.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

26 нед.

14.5

1,72

31.9

1,56

27 нед.

31.1

1,66

28 нед.

14.0

1,77

29 нед.

30.8

1,62

30 нед.

13.7

1,82

30.2

1,65

31 нед.

1.07.1

1,47

2.35.0

1,31

32 нед.

13.5

1,83

5.28.5

1,18

33 нед.

30.0

1,66

1.06.0

1,66

2.33

1,33

34 нед.

13.2

1,88

Соревн.

период

35 нед.

13.1

1,89

1.05.0

1,51

36 нед.

37 нед.

Переходный период

                                                                                                       Приложение 2

Месяцы

Время/скорость на основной дистанции-брасс в контрольной группе

25

50

100

200

400

800

сентябрь

15.2

1,68

36.5

1,42

1.22.6

1,20

2.59.7

1,0

6.28.5

0,90

13.20.0

0,78

октябрь

15.1

1,69

35.5

1,44

1.21.9

1,20

2.54.0

1,04

6.24.0

0,93

12.42.0

0,83

ноябрь

14.8

1,71

35.2

1,45

1.17.3

1,23

2.43.5

1,11

6.00.0

0,96

12.24.0

0,87

декабрь

14.6

1,73

34,7

1,47

1.15.0

1,25

2.38.2

1,17

5.40.0

1,02

12.20.0

0,87

январь

15.5

1,66

36.4

1,42

1.17.3

1,23

2.42.9

1,12

5.50.7

0,99

12.02.0

0,89

февраль

14.8

1,71

35.4

1,44

1.16.0

1,24

2.43.3

1,12

5.37.8

1,03

12.08.2

0,88

март

14.9

1,70

35.5

1,44

1.16.1

1,24

2.42.5

1,13

5.35.6

1,05

11.57.0

0,91

апрель

14.7

1,72

35.1

1,45

1,15.0

1,26

2.42.4

1,13

5,36.0

1,03

11.50.0

0,92

май

14.6

1,73

34.4

1,48

1,14.3

1,28

2.39.0

1,16

5.34.2

1,05

11.50.0

0,92

                                                                                    Приложение 3

№ испытуемых в соотв.

с табл.

Ряды измерений

Ранговые числа

Разность

А

Б

А1

Б1

d=А11

d2

2

0,6

1.14.8

1

1

0

0

6

0,5

1.15.6

2

3

-1

1

4

0,5

1.15.0

3

2

1

1

7

0,4

1.16.0

4

4,5

-0,5

0,25

3

0,4

1,16,0

5

4,5

0,5

0,25

5

0,3

1.16.7

6

7

-1

1

5

0,3

1.16.5

7

6

1

1

n=7

Предварительные расчеты для вычисления величины rp




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Варлам Тихонович Шаламова краткая биографическая справка. Мир лагерной реальности в цикле Колымские рассказы

2. Тренировочный процесс юных акробатов

3. РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ

4. Система оздоровительной тренировки в античности: реалии и древнегреческая терминология

5. Оперативное, текущее и перспективное планирование спортивной тренировки в велосипедном спорте

6. Овладение планированием тренировки велосипедистов на этапе начальной и углубленной специализации

7. Развитие быстроты методом сопряженной тренировки в единоборствах на примере САМБО

8. Учет биологических особенностей женского организма в построении тренировки велосипедисток-гонщиц

9. Обоснование методики развития скоростных качеств у юных хоккеистов 10-12 лет на основе учета сензитивного периода развития скоростных способностей

10. Подготовка голов свай