Использование знаний об особо охраняемых природных территориях в школьном курсе биологии



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Использование знаний об особо охраняемых природных территориях в школьном курсе биологии

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты использования знаний об особо охраняемых природных территориях в школьном курсе биологии…………………………6

1.1. Общая характеристика особо охраняемых природных территорий Забайкальского края………………………………………………………………6

1.2. Особо охраняемые природные территории как образовательный ресурс в системе биологического образования школьников……………………………16

Выводы по главе 1………………………………………………………………..28

Глава 2. Методические аспекты использования знаний об особо охраняемых природных территориях в школьном курсе биологии…………………………29

2.1. Программы по биологии: анализ, сравнительная характеристика………29

2.2. Описание реализации Года Экологии в Забайкальском крае на примере проведения «заповедных» уроков по изучению особо охраняемых природных территорий……………………………………………………………………….33

2.3. Описание программы элективного курса для учащихся 9 классов «Особо охраняемые природные территории Забайкальского края»…………………..37

Выводы по главе 2……………………………………………………………….47

Заключение……………………………………………………………………….48

Список литературы………………………………………………………………50

Приложения……………………………………………………………………...53

Введение

Для современной системы образования характерен принцип деятельностного подхода к обучению. Данный принцип определяет практическую направленность процесса изучения каждой образовательной области, использование инноваций в учебном процессе.

Курс биологии формирует экологические, природоохранные знания на всех этапах обучения. Одним из требований в биологической подготовке учащихся является формирование знаний и умений в области особо охраняемых природных территорий.

Природоохранное образование в школе идет по двум направлениям:

1. Изучение вопросов охраны в структуре учебных предметов (уроки, экскурсии и т.д.).

2. Внеклассная и внешкольная деятельность.

При формировании знаний об особо охраняемых природных территориях возможно использование различных форм обучения. В курсе биологии и в школьной практике принята следующая система форм организации учебной работы с учащимися по биологии: урок, экскурсии, домашние работы, внеурочная работа, внеклассная работа.

В данном исследовании объектом изучения являются особо охраняемые природные территории (ООПТ) Забайкальского края. Всего на 01.01.2017 г. на территории края насчитывается 7 ООПТ федерального статуса: биосферные заповедники «Даурский» и «Сохондинский», национальные парки «Алханай» и «Чикой», заказники «Цасучейский Бор» и «Долина дзерена», памятник природы «Ледники Кодара». Остальные ООПТ имеют региональный статус.

Изучение школьниками особо охраняемых территорий Забайкальского края может способствовать:

-расширению и углублению знаний о природных зонах, животном и растительном мире Забайкальского края, который нуждается в защите и охране, о роли животных и растений в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия;

- формированию убеждения в необходимости рационального использования ресурсов животного и растительного мира края, в реализации практических мер по его воспроизводству и охране;

- углублению представлений о силе давления деятельности человека на состояние животного и растительного мира края в целом и отдельных видов в частности.

Охраняемые территории – это, прежде всего наша Родина, наше достояние, которое стоит беречь, преумножать. Знакомство с заповедниками даст школьникам возможность увидеть красоту нашего Забайкальского края, его необыкновенные красоты и истинные жемчужины природы, воспитаетчувство долга, патриотизма и восхищения малой Родиной.

Анализ литературы показал, что лишь некоторые исследователи обращались в своих работах к проблеме просвещения школьников на базе особо охраняемых природных территорий: Т.Е.Абрамова, В.Н.Бисикалова, Л.Ф.Греханкина, Г.В. Губко, А.Н.Захлебный, Н.Р.Данилина, В.Б.Степаницкий, Л.Е.Халудорова, В.П.Чижова, Н.В.Шпиленок, В.А.Ясвин и др. В работах этих авторов особо отмечается, что эколого-просветительская работа на базе ООПТ опирается на их собственный уникальный научный, интеллектуальный и природоохранный потенциал и организуется в тесном сотрудничестве с различными партнерскими организациями, среди которых особое место занимают учреждения образования, науки и культуры, а также общественные экологические организации.

Цель исследования – изучив теоретические и методические аспекты, разработать программу элективного курса по изучению школьниками особо охраняемых природных территорий в школьном курсе биологии 9 класса.

Объект исследования – особо охраняемые природные территории как объект для изучения в курсе биологии.

Предмет исследования – методические аспекты изучения особо охраняемых природных территорий в курсе биологии 9 класса.

Задачи исследования:

1) представить общую характеристику особо охраняемых природных территорий Забайкальского края;

2) рассмотреть особо охраняемые природные территории как образовательный ресурс в системе биологического образования школьников;

3) провести анализ и сравнительную характеристику программ по биологии;

4) разработать программу элективного курса по изучению особо охраняемых природных территорий в курсе биологии 9 класса.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, систематизация, обобщение) и эмпирические (наблюдение, оценка продуктов деятельности).

Научная новизна исследования заключается в разработке программы элективного курса по изучению особо охраняемых природных территорий в курсе биологии 9 класса.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования в работе учителей биологии Забайкальского края.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты использования знаний об особо охраняемых природных территориях в школьном курсе биологии

1.1. Общая характеристика особо охраняемых природных территорий Забайкальского края

Задача данного параграфа – представить общую характеристику особо охраняемых природных территорий Забайкальского края.

Решая данную задачу, обратимся вначале к понятию «особо охраняемые природные территории». Официальное определение данного понятия представлено в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» (№33-ФЗ от 14.03.1995 г., в ред. от 28.12.2016 г.). В данном законе указано: «Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния» [ФЗ №33].

Охраняемые природные территории являются одним из ключевых инструментов сохранения крупных экосистем и поддержания стабильности природных условий в масштабах регионов. В условиях фрагментации ландшафтов из-за строительства линейных сооружений (дорог, линий электропередач трубопроводов и т.п.), расширения  сельхозугодий, разработки новых месторождений взятые под охрану природные территории становятся последним пристанищем для многих видов животных и растений, которым в противном случае грозит полное исчезновение. На особо охраняемых природных территориях  природные комплексы сохраняются в целом, со всей сложностью и многообразием их экологической структуры.

Площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в России на 2016 год составила около 12% от общей площади страны. Система ООПТ в России представлена 250 федеральными территориями (110 заповедников, 47 национальных парков, 65 федеральных заказников, 28 федеральных памятник природы) и более 12000 ООПТ регионального значения различных категорий.

Законодательством предусмотрено 7 категорий особо охраняемых природных территорий в зависимости от режима охраны и статуса находящихся на данной территории природоохранных учреждений: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Решением органов власти могут устанавливаться и другие виды особо охраняемых территорий. Например, территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территории государственных природных заповедников и национальных парков имеют федеральное значение. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут иметь федеральное значение, либо региональное значение. Природные парки имеют региональное значение. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. 

Регионы России разрабатывают свои нормативно-правовые акты и программы, касающиеся особо охраняемых природных территорий.

Так, на 01.01.2017 года на территории Забайкальского края действует Закон Забайкальского края «Об особо охраняемых природных территориях в Забайкальском крае (№338-ЗЗК от 9.03.2010 г., в ред. от 29.03.2016 г.).   Данный законрегулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае в целях прямого и превентивного сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, естественной среды обитания человека, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения Забайкальского края и оптимизации природопользования в интересах настоящего и будущих поколений.

Также на территории Забайкальского края была разработана и действовала краевая долгосрочная целевая программа «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае» (2012 – 2016 годы). Действие данной программы было прекращено Постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 г. №85. Целью программы являлось совершенствование государственного управления системой особо охраняемых природных территорий регионального значения, организация и обеспечение природоохранной, научно-исследовательской, экологопросветительской деятельности на ООПТ регионального значения.

В соответствии со Стратегией организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Забайкальского края от 20 октября 2009 года № 673-р, значительная роль отводится формированию экологических механизмов сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, пропаганде идей сохранения природного и культурного наследия среди широких слоев населения и экологическому туризму.

На территории Забайкальского края в настоящее время существует 93 ООПТ разных категорий, в том числе 88 - регионального значения. Наибольшая доля принадлежит категории «памятники природы», которые предназначены для охраны отдельных точечных объектов.

На 01.01.2017 г. в природно-заповедном фонде Забайкальского края представлены 2 природных биосферных заповедника, 2 национальных парка, 1 природный парк, 18 заказников, 65 памятников природы.

Особо охраняемые природные территории занимают 5,42% от общей площади региона, что не соответствует современным представлениям о доле охраняемых природных площадей. По площади большую часть земель под ООПТ в регионе занимают заказники. Семь заказников являются комплексными, остальные – зоологическими, созданными для поддержания численности охотничьих видов животных.

Итак, следует констатировать, что сеть ООПТ в регионе нерепрезентативна, т.е. в охраняемых территориях не представлены в достаточной мере экосистемы разных природных зон. Размещение ООПТ в крае также неравномерно. В основном они сосредоточены в центральных, южных, западных районах Забайкальского края, в то время как на севере Забайкалья образованы только памятники природы. В силу этого существующая сеть ООПТ в Забайкальском крае не представляет целостной системы, которая позволяла бы эффективно решать возлагаемые на нее природоохранные задачи. Для Забайкалья, учитывая его пограничный статус, система ООПТ должна также предусматривать ее развитие как части трансграничной системы охраняемых природных территорий.

На территории края насчитывается 7 ООПТ федерального статуса:

- биосферные заповедники «Даурский» и «Сохондинский»;

- национальные парка «Алханай» и «Чикой»;

- заказники «Цасучейский Бор» и «Долина дзерена»;

- памятник природы «Ледники Кодара».

Кроме того, выявлено более 600 объектов геологического наследия: стратиграфических, палеонтологических и минералогических. Особо охраняемые природные территории в Забайкалье распределены неравномерно, например, в таких районах как Тунгиро-Олёкминский, Могочинский, Чернышевский, Нерчинский, Шилкинский, Тунгокоченский, Оловяннинский, Сретенский, Нерчинско-Заводский и Калганский они вообще отсутствуют.

Часть из ООПТ – два заповедника (Сохондинский и Даурский), национальный парк (Алханай), природный парк (Арей) и 13 заказников – полностью или частично располагаются в бассейне Амура. Однако в границы данных ООПТ попали преимущественно мелкие водотоки. До недавнего времени край был практически лишён ООПТ в руслах рек, относящихся к категории крупных (длина более 500 км) и определяющих специфику региональной части Амурского бассейна–Шилки, Аргуни, Онона, Ингоды, Нерчи, Газимура и собственно Амура. Лишь незначительные их части оказались связаны с особо охраняемыми природными территориями. Так, истоки Ингоды охраняются в пределах заповедника «Сохондинский», а небольшая (около 10 км) часть регионального заказника «Агинская степь» выходит к левобережью Онона. 

В то же время, на приграничных китайских территориях по правобережью Аргунии Амура в последние годы созданы крупные заказники Ергуна, Вума и Бейдзикун. К настоящему времени почти всё китайское прибрежье в низовьях Аргуни на протяжении около 300 км вдоль границы с Россией занята особо охраняемыми природными территориями, активно используемыми, в частности, для развития сельского и экологического туризма.

Следует отметить также существенные различия в динамике площадей лесов на разных берегах Аргуни и Амура за последние годы, проявляющиеся в заметной фрагментации лесных площадей на российской стороне. Ключевые причины этого следует искать, в первую очередь, в трансграничных различиях в организации борьбы с лесными пожарами.

 Такого рода дисбаланс в подходах к путям природопользования и охраны природы уже в краткосрочной перспективе может привести к формированию крайне опасной в геополитическом плане ситуации, при которой благополучие и устойчивость приграничных китайских регионов будет обеспечиваться за счёт как экологосообразных форм хозяйственной деятельности, так и вывоза сырьевых ресурсов из Забайкалья. Данный дисбаланс способен вызвать не только долгосрочные экологические, но и серьёзные репутационные последствия, как для Забайкальского края, так и для страны в целом. Решение данной проблемы невозможно без поиска комплексных решений, но оно бесспорно должно включать в себя создание новых ООПТ как резервуара для сохранения биоразнообразия и потенциала для развития экотуристической деятельности, в том числе (и, может быть, в первую очередь) с привлечением китайских инвестиций и туроператоров. В каждом из этих случаев особое значение могут иметь те территории, которые географически привязаны к основным водотокам. 

В связи с этим в последние годы в Забайкальском крае активизировалась деятельность по созданию новых ООПТ, одной из функций которых было бы сохранение не только бассейнов, но и основных русел крупных водотоков. В следствие этого были подготовлены обоснования создания ряда региональных заказников, в первую очередь таких как «Реликтовые дубы», Верхнеамурский и Среднеаргунский.

Границы созданных и создаваемых ООПТ в российско-китайском приграничье отражены на рисунке (см. Приложение 1 к исследованию).

В настоящее время лишь для одного из вышеупомянутых заказников – «Реликтовые дубы» –  при поддержке Амурского филиала WWF России осуществлён полный цикл организационных мероприятий. Это позволило в 2011 году создать в Газимуро-Заводском районе Забайкальского края региональный заказник площадью30 399,8 га [4], который на всём своём протяжении (более 80 км) выходит на левобережье Аргуни, примыкая к китайскому заказнику Вума.

В 2013 году было подготовлено эколого-экономическое обоснование создания регионального заказника «Верхнеамурский» общей площадью 239 639 га, расположенного на территории Могочинского района. Заказник организован для охраны ценной природной территории, которая включает долины рек Аргунь, Шилка и Амазар в их нижнем течении, долину Амура в верхнем течении, а также бассейны их горных притоков. Своеобразным «каркасом» речной сети являются Шилка, Аргунь и образованный при их слиянии Амур. Всё левобережье Амура от места слияния до границы с Амурской областью протяжённостью 46 км располагается в пределах проектируемого заказника. Следует отметить примыкание данного заказника к китайским заказникам Вума и Бейдзикун. В настоящее время документы по созданию заказника находятся на стадии утверждения.

В 2014 году в регионе было подготовлено эколого-экономическое обоснование создания регионального заказника «Среднеаргунский» общей площадью 247 157 га, расположенного на территории Нерчинско-Заводского района. Территория заказника вытянута в меридиональном направлении преимущественно вдоль среднего (для российской части бассейна) течения р. Аргунь. Заказник организован для охраны левобережья и примыкающих экосистем в бассейне реки, включая её притоки, в том числе, часть бассейна такого крупного притока как р. Уров. Заказник «Среднеаргунский» примыкает к китайским заказникам Еэргуна и Вума. В настоящее время документы по созданию данного заказника проходят стадию согласования.

В верхнем течении Амура и в приустьевой части его основных составляющих Шилки и Аргуни идёт формирование целого кластера российских и китайских ООПТ. С китайской стороны это заказники Бейдзикун, Еэргуна иВума, с российской – действующие заказники «Реликтовые дубы» (в Забайкальском крае) и Урушинский (в Амурской области), а также создаваемые заказники Верхнеамурский и Среднеаргунский.  После завершения процесса их создания можно будет говорить о кластере из семи ООПТ общей площадью около 1,5–2,0 млн. га.

Потенциально это создаёт перспективы для организации международного сотрудничества в целях охраны природы и развития экологического и научного туризма. Результатом такого сотрудничества может явиться создание российско-китайского трансграничного резервата с возможным (в перспективе) экскурсионным посещением туристами сопредельных территорий, организации совместных программ и совместного поиска источников финансирования природоохранной деятельности на базе как национальных, так и международных фондов. Следует отметить, что работа по созданию новых ООПТ на ключевых водотоках Амурского бассейна в Забайкальском крае будет продолжена. В первую очередь это касается Нерчи – последней из больших рек бассейна, не имеющей собственных ООПТ. В настоящее время рассматривается несколько вариантов региональных заказников – в нижнем течении («Нерчинская степь»), среднем («Нерчинский») и верхнем («Нерчуганский»). Кроме того, в настоящее время готовится обоснование заказника «Дульдургинский», в состав которого войдут прибрежные экосистемы и часть русла р. Онон.

В таблице ниже обобщены основные задачи и принципы построения сети особо охраняемых природных территорий в Забайкалье с учетом природных и социально-экономических особенностей региона (табл. 1).

Таблица 1

Особенности формирования региональной сети ООПТ в Забайкальском крае

Основные задачи

Основные принципы

• Обеспечение экологической безопасности региона (через сохранение устойчивости экосистем);

• Обеспечение мониторинга экосистем и отдельных видов для получения объективной оценки их состояния;

• Обеспечение условий для развития неистощительных направлений хозяйства, рекреации, традиционного уклада жизни коренных народностей

• Обеспечение репрезентативности (охват всех основных типов экосистем);

• Учет экологических особенностей территории (экологической значимости, зависимости состояния природных комплексов от циклических изменений климата, трансграничного характера экосистем, наличия глобально значимых экорегионов и т.д.);

• Учет социально-экономических особенностей региона (сырьевая направленность экономики, приграничное периферийное положение региона, относительно низкий уровень жизни населения и его высокая зависимость от состояния природных ресурсов, другое)

Характерная для Забайкалья специфика, обозначенная в основных принципах формирования сети ООПТ края, подразумевает необходимость восприятия сети именно как составляющей инфраструктуры социально-экономического развития региона. Забайкалье богато природными ресурсами. Причем значимость их оценивается не столько с точки зрения сбалансированного развития края, сколько с точки зрения традиционных запросов центра страны, а в последние годы – интересов ближайшего соседа – Китая. Это связано как с периферийным положением региона относительно основных экономических и политических центров, так и с отсутствием на сегодняшний день адекватной маркетинговой оценки перспектив развития альтернативных по отношению к традиционным (основанным на добыче полезных ископаемых и лесозаготовке) отраслям экономики. В результате регион теряет богатство и разнообразие так называемых «возобновимых», а также универсальных природных ресурсов, ценность которых в современном мире возрастает быстрее, чем моноцелевых.

Актуальным остается вопрос обеспечения охраны и основной деятельности существующей сети региональных ООПТ Забайкальского края. На содержание и развитие сети ежегодно тратится не более 20 млн р. – менее 2 р. на 1 га территории. Это меньше четверти суммы экологических платежей, поступающих ежегодно в бюджет края (в целом на природоохранные мероприятия в крае тратится не больше трети этой суммы). Штат инспекторов, обладающих полномочиями контроля на территориях региональных ООПТ, не достигает 60 чел. (на 1 инспектора приходится около 17 тыс. га охраняемых территорий). Для сравнения: на содержание 1 га федеральной ООПТ выделяется в среднем около 47 р., на 1 инспектора приходится около 7–8 тыс. га охраняемых территорий.

Итак, существующая в Забайкалье сеть ООПТ не способна на сегодняшний день обеспечить сохранение природного каркаса региона. В свете климатических изменений и планов хозяйственного освоения природных ресурсов наиболее угрожаемой представляется ситуация в лесостепной зоне края. Ресурсная направленность экономики, периферийное положение края и трансграничные угрозы обусловливают высокий риск потери особо ценных экосистем и их компонентов в ближайшие годы. Поэтому основным направлением развития сети ООПТ региона должна стать превентивная организация ООПТ в зонах нового освоения. Научно обоснованная многофункциональная сеть ООПТ способна обеспечить необходимую базу для устойчивого развития Восточного Забайкалья, сохранение и альтернативное использование в условиях климатических изменений универсальных природных ресурсов (земельных, водных, биологических). Необходимо законодательное утверждение природоохранной стратегии Забайкалья до 2030 г. и схемы развития сети ООПТ края. Для реализации природоохранных инициатив в Забайкальском крае целесообразно активно использовать международные программы и инициативы в области охраны окружающей среды, в том числе в рамках профильных конвенций, ратифицированных Российской Федерацией.

1.2. Особо охраняемые природные территории как образовательный ресурс в системе биологического образования школьников

Задача данного параграфа – рассмотреть, каким образом и с помощью каких форм работы возможно организовывать изучение школьниками особо охраняемых природных территорий в системе школьного биологического образования.

Исследования специалистов показали, что особо охраняемые природные территории (ООПТ) можно рассматривать как ресурс в системе биологического образования школьников. При этом образовательный и просветительский потенциалы ООПТ являются доминирующими, наряду с информационным, эстетическим, природоохранным, научным, кадровым и др.

Н.В. Мех, изучая возможности использования ООПТ для экологического образования школьников, определила, что содержательно-смысловое насыщение компонентов образовательной среды ООПТ происходит с учетом их специфических особенностей: высокая природная, средообразующая, культурная, научная, природоохранная, патриотическая, эталонная, этическая и эстетическая ценность ООПТ. В целом образовательная среда ООПТ обладает признаками «творческой среды свободной активности», «личностно-ориентированной» и «социально-активной» образовательной среды. При использовании образовательной среды ООПТ в целях экологического образования и просвещения приоритетом является соблюдение особенностей режима охраняемой территории и реализация природоохранной и научно-исследовательской функции ООПТ.

Перечислим основные цели эколого-просветительской деятельности на базе ООПТ:

- расширение знаний и представлений о природе родного края, об уникальной ценности природных территорий;

- развитие бережного и ответственного отношения к живой природе;

- вовлечение в практическую исследовательскую и природоохранную деятельность.

Каждый заповедник и национальный парк разрабатывает свою стратегию ведения эколого-просветительской работы, опираясь как на собственный эколого-образовательный потенциал, так и на реальные возможности с учетом особенностей ООПТ и региона, в котором она расположена. 

Под образовательным потенциалом (ОП) заповедника или национального парка понимается совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для экологического образования и просвещения населения. Если рассматривать образовательный потенциал ООПТ с точки зрения педагогики, то можно констатировать, что они обладают достаточно высоким обучающим, воспитательным и развивающим потенциалом. 

Во-первых, образовательный потенциал ООПТ основывается, главным образом, на их уникальности. Каждый российский заповедник и национальный парк является природным эталоном на фоне окружающей среды, измененной в процессе антропогенной деятельности. В каждом регионе заповедники и национальные парки отражают уникальность местной природы и культуры, система ООПТ в целом отражает уникальность и многообразие природных и культурных особенностей России. 

Во-вторых, образовательный потенциал ООПТ позволяет реализовать принцип научности. Во многих регионах России ООПТ выступают в качестве носителя наиболее актуальной научной и объективной природоохранной информации, а мнение «заповедных» ученых является авторитетным в природоохранных кругах, т.к. основано на многолетних систематических полевых исследованиях. В отличие от системы общего образования изучение природных процессов и экологических проблем на базе ООПТ происходит не «по книгам», а непосредственно в «полевых условиях» или на основе результатов «полевых исследований». 

Однако непосредственное использование ООПТ в качестве объекта для организации познавательной, исследовательской и природоохранной деятельности учащихся имеет некоторые ограничения связанные с режимом охраны этих территорий. В этой связи в практике эколого-просветительской работы ООПТ широко используется просветительская, исследовательская и природоохранная работа со школьниками на сопредельных территориях в тесном сотрудничестве с другими природоохранными организациями, а также с учреждениями образования и культуры. В рамках этого сотрудничества, происходит внедрение в образовательный процесс актуальной природоохранной информации, накопленной специалистами ООПТ в рамках научной, охранной и эколого-просветительской деятельности. 

В эколого-просветительской практике ООПТ используется широкий спектр отечественных и зарубежных приемов и методов работы с различными возрастными и социальными группами населения. Большое значение при этом уделяется социально-экологическому аспекту взаимодействия человека с окружающей природной средой. Это связано с необходимостью переориентации прагматичного отношения общества к природным ресурсам от позиции «неисчерпаемости» к позиции «рациональности». В целом система эколого-просветительской работы на базе ООПТ направлена на развитие духовного, эстетического и природоохранного восприятия личностью окружающего мира, стимулирование позитивных изменений в развитии экологического сознания детей и взрослых, формировании экологической культуры населения. Именно в этом заложен гуманитарный компонент образовательного потенциала ООПТ. 

В эколого-просветительской деятельности большинства ООПТ приоритетной является работа со школьниками. Как показывает опыт большинства ООПТ, эколого-просветительская работа со взрослым населением не всегда приводит к изменению мировоззрения и стереотипов поведения. Взрослый человек представляет собой сформировавшуюся личность с определенными жизненными приоритетами и общественным статусом. В сознании взрослого человека экологические проблемы чаще всего занимают одно из последних мест, а основными жизненными приоритетами являются - здоровье, семья, материальное благополучие семьи, забота о детях и их будущем. Дети, в отличие от взрослых, имеют недостаточно сложившуюся систему представлений и стереотипов поведения, максимально восприимчивы и в то же время обладают уникальной возможностью неформального социального и психологического воздействия на взрослых. Педагогический опыт показывает, что в семье и своем обычном социальном окружении дети делятся своими впечатлениями и новыми знаниями и таким образом «транслируют» результаты своих исследований и полученных знаний на окружающих сверстников и взрослых. Овладев новыми моделями поведения и деятельности в природной среде, они могут не только сами принимать активное участие в решении локальных экологических проблем, но и стать «носителем» и «пропагандистом» норм ответственного отношения к природе в своем социуме (семье, классе, селе и др.). Таким образом, педагогический феномен этой модели заключается в том, что дети являются как бы «посредниками» и «коммуникаторами» между учеными-экологами и местным населением (родителями, родственниками, соседями, друзьями и др.). 

Большое значение для эффективности экологического просвещения имеет и выбор форм и методов работы со школьниками. Большинство эколого-просветительских мероприятий, реализуемых в рамках деятельности современных ООПТ, имеют проектный характер. Проектная деятельность -один из наиболее эффективных видов учебно-исследовательской деятельности учащихся, в ходе которой происходит не только углубление экологических знаний, но и совершенствование исследовательских, природоохранных и коммуникативных умений, реализация которых возможна как в учебном процессе, так и в обычном социальном окружении.

Основной педагогический принцип, используемый при работе со школьниками на базе ООПТ - обучение через деятельность. Интерес ребенка к любому виду деятельности во многом определяется тем, насколько он уверен в конечном успехе и в своей личной роли в его достижении. Основной предпосылкой для развития интереса у школьников к участию в проектной деятельности является то, что каждый проект должен быть направлен на решение вполне конкретной локальной экологической проблемы. 

Использование проектных технологий в образовательной и просветительской деятельности позволяет наиболее эффективно использовать образовательный потенциал ООПТ и способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в полноправного участника педагогического процесса, где он сам становится деятельной и творческой личностью. Весь образовательный процесс, ориентирован на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств, творческих способностей и социальной адаптации в обществе через исследовательскую, природоохранную и социальную деятельность. 

Для достижения главной цели проекта необходимо ставить учащихся в условия, близкие к жизненной и профессиональной практике, готовить их к активному включению в реальную природоохранную деятельность. «Лучше зажечь маленькую свечу, чем всю жизнь проклинать темноту!», говорил Конфуций. Этот афоризм можно считать основным девизом проектной экологической деятельности. Каждый эколого-просветительский или природоохранный проект, инициируемый ООПТ - это и есть та самая свеча, которую необходимо зажечь.

Учебная проектная деятельность является одним из эффективных средств подготовки учащихся к решению реальных проблем в сфере экологии. В рамках проектной деятельности учащиеся приобретают опыт организации собственной деятельности. Эколого-просветительские и природоохранные проекты имеют в основном прикладной характер и могут быть использованы для решения экологических проблем локального масштаба (на уровне села, участка реки, отдельного природного объекта и т.п.). Большое значение имеет обязательное публичное представление результатов проектной деятельности учащихся: в СМИ, на конференциях, в виде издания информационной эколого-просветительской продукции с использованием детских работ. Участвуя в проектной деятельности, школьники, с одной стороны, сами приобретают новые знания, умения и навыки в сфере охраны природы и рационального природопользования, а с другой стороны, передают эти знания, «транслируя» результаты своих исследований и практической деятельности внутри своего социального окружения, тем самым, способствуя формированию общественного экологического сознания внутри своего социума. 

Таким образом, привлечение к участию в проектной эколого-просветительской и природоохранной деятельности способствует формированию у подрастающего поколения ответственного отношения к природе, развитию умений анализировать экологические проблемы и прогнозировать последствия деятельности человека в природе, выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды. 

Направления проектной деятельности на базе ООПТ и прилегающих территорий могут быть весьма разнообразны и зависят от целей учебно-воспитательного процесса и возможностей территории. Основные направления проектов могут быть следующими: исследовательские, природоохранные, ресурсосберегающие, творческие, социологические, краеведческие и др. Систематическая работа в этом направлении в сотрудничестве с учреждениями общего и дополнительного образования очень актуальна для биологического образования школьников.

Формой обучения наиболее употребляемой при формировании знаний об особо охраняемых природных территориях является экскурсия.

По определению Н.М. Верзилина и В.М. Корсунской, школьная экскурсия – это форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях.

В зависимости от признаков деления экскурсии в биологии могут быть следующих видов:

По учебному содержанию:

Тематические

- природоведческие

- ботанические

- зоологические

- экологические и т.д.

Комплексные

По месту проведения:

В естественную среду

В искусственную среду

По местоположению в темах учебных разделов:

Вводные

Текущие

Заключительные

Во время экскурсий на ООПТ учитель имеет возможность познакомить школьников с самыми разнообразными сторонами жизни природных территорий, затронуть вопросы, касающиеся не только охраны природных территорий, но и показать растения и животных, которые нуждаются в охране.

Можно выделить следующие подготовительные моменты в проведении экскурсий в пределы ООПТ:

1. Необходимо рассмотреть и зафиксировать важнейшие биологические особенности и свойства, практическое использование редкого или исчезающего растения в пределах территории, предполагаемого исследования, т.к. школьники во время экскурсии в заповедную территорию, должны располагать точными сведениями о том, какие виды растений данного района, находятся под угрозой и нуждаются в охране.

2. Используя хорошие цветные рисунки этих растений и животных,