Профессиональная деятельность социального работника



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Последние десятилетия наша страна переживает очень сложные времена в социально-экономическом, политическом, демографическом, национально-этническом плане.  Людям приходится сталкиваться с рядом сложных жизненных проблем и особенно сильно страдают социально незащищенные категории населения: инвалиды, участники ВОВ, ветераны труда, дети-сироты, матери-одиночки, малоимущие граждане, лица без определенного места жительства, несовершеннолетние и т.д.  Возникла острая нужда в профессиональных кадрах для социальной поддержки нуждающихся слоев населения.

Эффективность социальной работы  во многом зависит от профессиональной подготовки кадров, их теоретической и практической базы знаний, наличия компетентности и готовности специалиста к этой работе. Социальный работник должен соответствовать профессиональным требованиям, которые закреплены законодательно в приказе Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник»» от 18.11.2013 N 677н и вПисьме Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 «О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения»

Данная профессия требует не только определенных профессиональных знаний, умение использовать самые эффективные для каждой конкретной ситуации формы, методы, технологии социальной работы, но и соответствующих личностных качеств, без которых многим она может показаться рутинной, слишком обременительной и морально тяжелой. Если специалист как личность не подходит для данной профессии, то о высокой эффективности его профессиональной деятельности не может быть и речи.

Степень научной изученности.Большой вклад в изучение проблемы формирования профессиональных и личностных качеств социального работника внесли следующие авторы: Е.И. Холостова, М.В. Фирсов, И.А. Зимняя, Л.В. Топчий, Н.Б. Шмелева, В.А. Сластенин. В трудах данных исследователей отражены условия формирования личности социального работника, процесс формирования профессионально значимых качеств личности социального работника и многие аспекты, важные для исследования данной проблемы. Вместе с тем изучение вопросов формирования профессионально-личностных качеств социального работника на наш взгляд, недостаточно глубоко изучена в трудах отечественных исследователей, нет четкого представления, как именно происходит процесс формирования профессионализма и личности социальных работников.

Объектом исследования является профессиональная деятельность социального работника.

Предмет исследования— процесс формирования профессионально значимых качеств  личности социального работника.

Цель данной  работы — провести подробный анализ профессионально важных и личностных качеств социального работника, которые способствуют эффективной профессиональной деятельности.

Для достижения указанной цели поставленыследующие задачи:

  1. Изучить научную литературу по теме исследования;
  2. Раскрыть содержание и структуру профессиональной деятельности и личности социального работника;
  3. Охарактеризовать основные требования, предъявляемые к личности социального работника;
  4. Установить,  какие  профессиональные качества личности способствуют эффективной деятельности социальных работников.

Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка литературы.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

1.1 Деятельность социальных работников в современных условиях

Начало социальной работы в России принято связывать с событиями 1991 г., когда 23 апреля 1991 г. в квалификационный перечень специальностей Советского Союза была введена специальность «социальный работник».

25 ноября 1991 г. в России под руководством ректора-организатора, доктора исторических наук, а в настоящее время — академика РАН Василия Ивановича Жукова было создано первое высшее учебное заведение по подготовке специалистов для социальной сферы — Российский государственный социальный институт (в настоящее время — Российский государственный социальный университет) —Жуков В.И. История социальной работы: учебник. — М.: Изд-во РГСУ, 2015. — С. 24..

С самого начала развития системы социальной работы, прежде всего, потребовалось ответить на следующие вопросы: какова роль социального работника в современном обществе?  Что именно имеет отношение к сфере его профессиональной деятельности, каковы, на сегодняшний день особенности деятельности социального работника именно  на современном этапе развития данной профессии?

На сегодняшний день с точки зрения профессиональной подготовки социальных работников учреждений социального обслуживания можно разделить на специалистов и неспециалистов. Не следует забывать, что специалисты социальной сферы имеют высшее и среднее профессиональное образование, профильное и непрофильное.

Социальных работников, работающих в учреждениях социального обслуживания, можно подразделить на 3 группы: квалифицированные, полуквалифицированные и неквалифицровнные работники. Все они имеют различный уровень профессиональной квалификации, подготовки и опыта. Необходимо отметить, что далеко не все специалисты по социальной работе готовы к успешному выполнению должностных обязанностей и  обладают высоким профессионализмом —Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы. Учебно-методическое пособие /Под ред. Воронцовой М.В. – Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. — С. 4-5..

На современном этапе формирования и развития социальной работы   закономерно, что большая роль отведена проблеме становления профессионализма социальных работников, расширению кадрового потенциала органов социальной защиты   путей ее улучшения,  подготовки  и  переподготовки  специалистов в области социальной работы.

На данный момент, профессиональная подготовка специалистов по социальной работе — это  вполне ожидаемый ответ на сложившуюся непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию в нашей стране, дорога к более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения —С.А.Давиденко. Состояние, проблемы и перспективы подготовки специалистов по социальной работе // Вестник Нижневартовского университета — 2012. №2. — С. 5-6..

Первой особенностью модели социальной работы на современном этапе ее развития является возрождение профессий «социальный работник» и «социальный педагог», которое произошло вовсе не на пустом месте. Становление и развитие данных профессий, было подготовлено многолетней дореволюционной историей широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи, а также опытом воспитательной, и просветительской работы среди населения в советский период. В этом, надо полагать, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы.

Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой — эта, некогда могучая традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе печально известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем внушительный исторический опыт, который не можем применить на практике без кардинальной трансформации, адаптации к условиям современной действительности практически. Другими словами, словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть преобразованы, но лишь формально — слишком уж различается исторический контекст их становления и развития, — и потому эффективность любого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как в те времена. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново создавать современную национальную систему социальной работы.

Третья особенность неотделимо связана со второй; т.к. бремя нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит социальных работников перед сложной проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, одновременно с этим занимаясь разработкой научной системы, отвечающей требованиям современности. Можно смело утверждать, что становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность таких сложных явлений, как социальная работа и социальная педагогика —Невлева И.М. Теория социальной работы: Учебное пособие. — Белгород: Кооперативное образование, 2005. — С. 152-154..

И, наконец, четвёртая особенность проявляется в тесной связи  таких социальных понятий как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России — это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом и правовом смысле.

Социальная работа и педагогика в России, будучи, без сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, частое противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы.

Что есть социальная работа? До сих пор в науке нет единого мнения по данному вопросу. Сейчас можно сказать одно: суть социальной работы нельзя рассматривать как понимание только одного из видов помощи или же к теоретическим исследованиям специфики социальной политики и способам её организации —Профессиональное взаимодействие в социальной работе: Учебно-метод.  комплекс. — УО «ВГУ им. П.М. Машерова». — Витебск, 2013. — С. 17..

Таким образом, выявленные тенденции развития социальной работы на современном этапе, позволяют охарактеризовать процесс становления профессии как противоречивый и разноплановый, значимыми факторами которого являются противоречия двух уровней: институционального и организационно-профессионального. Препятствиями развития профессии социального работника остаются рассогласованность в понимании самой сути социальной работы, специфический профессиональный статус, а также недостаточно выраженные условия обретения социальной работой статуса самостоятельной профессии —Шило А.С. Профессия социального работника в России: противоречия современного этапа развития // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — № 6 (50), 2015. — С. 121..

1.2 Профессиональная характеристика социального работника

Профессиональная характеристика — это описательная модель профессии, определяющая ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к профессиональной подготовке и контингенту обучаемых по данной специальности.

Социальный работник — это специалист, который оказывает помощь в быту, а также моральную и правовую поддержку нуждающимся  гражданам.

Объектами профессиональной деятельности работника сферы социальной защиты, являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной защите.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки «Социальная работа» —Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа»: Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 N 76 // СПС КонсультанПлюс. выпускник по данной специальности должен быть готов к выполнению задач профессиональной деятельности следующих типов:

  1. социально-технологический;
  2. организационно-управленческий;
  3. проектный;
  4. научно-исследовательский.

Функциональные обязанности и квалификационные  требования работников организаций социального обслуживания населения прописаны вПисьме  Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 «О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения», а также в профессиональном стандарте социального работника —Об утверждении профессионального стандарта "Социальный работник":Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 677н (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2013 N 30627) // СПС КонсультантПлюс.

.

Сфера деятельности социального работника очень широка:

— в микрорайонах и на предприятиях он выявляет лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической, материальной помощи;

— содействует интеграции деятельности различных государственных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической помощи населению;

— помогает в семейном воспитании;

— проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми;

— участвует в работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации;

— работает с несовершеннолетними нарушителями закона, с людьми, вернувшимися из мест заключения свободы.

Исходя из должностных обязанностей социального работника, можно выделить следующие задачи, возлагаемые на работника социальной сферы: —Козловская С.Н. Профессиограмма социального работника : Учебник . — 2-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — С. 7-9.

— оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального и духовного характера, неблагоприятно влияющие на него;

— помогать людям справляться с этими затруднениями с помощью мер поддерживающего, реабилитирующего, защитного и исправительного воздействия;

— защищать нуждающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации;

—  способствовать самостоятельности получателя социальных услуг, широкому использованию ими собственных возможностей для социальной самозащиты;

— использовать в рамках законодательства РФ все средства и источники для социальной поддержки нуждающихся категорий населения —Воронцова М.В. Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы. Учебно-методическое пособие —Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. — С. 38-39..

Требования к квалификации социального работника содержатся в Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 «О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения» —Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 «О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения» // СПС «Гарант»..

Требования к квалификации:

— начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

— среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

— высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

— высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Социальный работник  должен знать:

Специальность социального работника совмещает в себе ряд знаний по другим специальностям. В первую очередь по медицине, психологии, социологии, юриспруденции, педагогике, экономике и по ряду других специальностей. Будущие социальные работники должны уметь оказывать первую медицинскую помощь, так как их профессия сопряжена с незащищенными категориями граждан; проводить всевозможные практикумы, оказывать психологическую помощь; осуществлять консультативную деятельность по юридическим и экономическим вопросам в области социальной защиты населения.

П.Д. Павленок перечисляет следующие профессиональные функции специалиста социальной работы —Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. – М.: Издатель: скоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. — 592 с.

.

— Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей отдельного человека, группы граждан,  степени и влияние на них окружающей их среды и постановку «социального диагноза».

— Предупредительно-профилактическая  функция позволяет привести в действие социально-правовые, психологические, социально-медицинские, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений в обществе, организовать социально-бытовую, психолого-педагогическую, медицинскую, юридическую и иную помощь нуждающимся, обеспечить защиту прав нуждающихся групп населения.

— Правозащитная функция в социальной работе предполагает использования законодательных актов в сфере социальной защиты граждан

— Социально-педагогическая функция — выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различных организаций культурно-досугового  характера.

— Психологическая функция предполагает различные виды консультирования, социализации человека, адаптации его к изменившимся условиям жизни;

—  Социально-медицинская функция проявляется в организации работы по профилактике здоровья, помощи в овладении основами первой медицинской помощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, полового воспитания молодежи, развитию трудотерапии, способствовании формированию здорового образа жизни.

— Социально-бытовая функция. Социальный работник обязан в соответствии со своими должностными обязанностями способствовать в оказании необходимой помощи и поддержки незащищенным категориям населения в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта, помощи в поддержании чистоты и порядка в дома человека;

— Коммуникативная функция;

— Рекламно-пропагандистская функция социальной работы выражается в организации рекламы услуг служб социальной помощи, пропаганде социальной поддержки граждан;

— Нравственно-гуманистическая функция придаёт социальной работе высокие гуманистические цели, создаёт условия для достойной жизнедеятельности личности, групп и категорий общества;

— Организационная функции состоит в том, чтобы способствовать организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность, направлять деятельность социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищённым слоям и группам, отдельным личностям.

Таким образом, профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в стабильности и результативности и связан с индивидуальным стилем деятельности —Жуков В.И.Теория социальной работы: учебник. —  М.: Издательство РГСУ,2017.—C. 284..

Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

2.1 Условия формирования личности социального работника

Л.Н. Топчий отмечает, что в формировании профессионализма личности большую роль играет профессиональное призвание личности. Профессиональное призвание социального работника — это сложнейшаяразновидностькомплекса развитых качеств личности специалиста; внутренняя социально-психологическая готовность к профессиональной  деятельности —Топчий Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы / Л.В. Топчий. — М.: Квант Медия. — 2017. — С. 92..

Конечно, кто-то должен помочь молодому человеку выбрать именно эту профессию, исходя из реальных возможностей самого человека. Реальная возможность того, что человек выберет профессиюсоциального работника невелик, т.к. престиж данной профессии не высокий, а заработная плата низкая. В этих условиях очень важно помочь выпускникам школ совершить правильный выбор будущей профессии, то есть создать условия дляосознанного выбора.Такая деятельность может быть успешной в том случае, если, еще обучаясь в школе, в процессе волонтерской деятельности, будущий студент данной специальности  получит возможность раскрыть свои способности в работе с нуждающимися слоями населения и понять, подходит ли он для данной профессии.

Таким образом, проблема выбора профессии и формирования профессионально важных качеств зависит от хорошо налаженной системы профессиональной ориентации.


Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Проектирование информационной системы социального работника образовательного учреждения

2. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА И УСЛОВИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

3. Деятельность Фонда социального страхования

4. ТРАВМАТИЗМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

5. Профессиональная этика. Кодекс профессиональной этики

6. Профессиональная деформация сотрудников МВД, а также пути и способы ее предупреждения

7. Профессиональная гигиена полости рта и ее значение в профилактике стоматологических заболеваний. Алгоритм проведения

8. Авторитет работника в коллективе

9. Трудовая мобильность работника

10. Профессиональная компетентность сестринского процесса у медсестер различного профиля при психических расстройствах у пациентов с эпилепсией