Профессиональная деятельность социального работника



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Последние десятилетия наша страна переживает очень сложные времена в социально-экономическом, политическом, демографическом, национально-этническом плане.  Людям приходится сталкиваться с рядом сложных жизненных проблем и особенно сильно страдают социально незащищенные категории населения: инвалиды, участники ВОВ, ветераны труда, дети-сироты, матери-одиночки, малоимущие граждане, лица без определенного места жительства, несовершеннолетние и т.д.  Возникла острая нужда в профессиональных кадрах для социальной поддержки нуждающихся слоев населения.

Эффективность социальной работы  во многом зависит от профессиональной подготовки кадров, их теоретической и практической базы знаний, наличия компетентности и готовности специалиста к этой работе. Социальный работник должен соответствовать профессиональным требованиям, которые закреплены законодательно в приказе Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник»» от 18.11.2013 N 677н и вПисьме Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 «О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения»

Данная профессия требует не только определенных профессиональных знаний, умение использовать самые эффективные для каждой конкретной ситуации формы, методы, технологии социальной работы, но и соответствующих личностных качеств, без которых многим она может показаться рутинной, слишком обременительной и морально тяжелой. Если специалист как личность не подходит для данной профессии, то о высокой эффективности его профессиональной деятельности не может быть и речи.

Степень научной изученности.Большой вклад в изучение проблемы формирования профессиональных и личностных качеств социального работника внесли следующие авторы: Е.И. Холостова, М.В. Фирсов, И.А. Зимняя, Л.В. Топчий, Н.Б. Шмелева, В.А. Сластенин. В трудах данных исследователей отражены условия формирования личности социального работника, процесс формирования профессионально значимых качеств личности социального работника и многие аспекты, важные для исследования данной проблемы. Вместе с тем изучение вопросов формирования профессионально-личностных качеств социального работника на наш взгляд, недостаточно глубоко изучена в трудах отечественных исследователей, нет четкого представления, как именно происходит процесс формирования профессионализма и личности социальных работников.

Объектом исследования является профессиональная деятельность социального работника.

Предмет исследования— процесс формирования профессионально значимых качеств  личности социального работника.

Цель данной  работы — провести подробный анализ профессионально важных и личностных качеств социального работника, которые способствуют эффективной профессиональной деятельности.

Для достижения указанной цели поставленыследующие задачи:

  1. Изучить научную литературу по теме исследования;
  2. Раскрыть содержание и структуру профессиональной деятельности и личности социального работника;
  3. Охарактеризовать основные требования, предъявляемые к личности социального работника;
  4. Установить,  какие  профессиональные качества личности способствуют эффективной деятельности социальных работников.

Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка литературы.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

1.1 Деятельность социальных работников в современных условиях

Начало социальной работы в России принято связывать с событиями 1991 г., когда 23 апреля 1991 г. в квалификационный перечень специальностей Советского Союза была введена специальность «социальный работник».

25 ноября 1991 г. в России под руководством ректора-организатора, доктора исторических наук, а в настоящее время — академика РАН Василия Ивановича Жукова было создано первое высшее учебное заведение по подготовке специалистов для социальной сферы — Российский государственный социальный институт (в настоящее время — Российский государственный социальный университет) —Жуков В.И. История социальной работы: учебник. — М.: Изд-во РГСУ, 2015. — С. 24..

С самого начала развития системы социальной работы, прежде всего, потребовалось ответить на следующие вопросы: какова роль социального работника в современном обществе?  Что именно имеет отношение к сфере его профессиональной деятельности, каковы, на сегодняшний день особенности деятельности социального работника именно  на современном этапе развития данной профессии?

На сегодняшний день с точки зрения профессиональной подготовки социальных работников учреждений социального обслуживания можно разделить на специалистов и неспециалистов. Не следует забывать, что специалисты социальной сферы имеют высшее и среднее профессиональное образование, профильное и непрофильное.

Социальных работников, работающих в учреждениях социального обслуживания, можно подразделить на 3 группы: квалифицированные, полуквалифицированные и неквалифицровнные работники. Все они имеют различный уровень профессиональной квалификации, подготовки и опыта. Необходимо отметить, что далеко не все специалисты по социальной работе готовы к успешному выполнению должностных обязанностей и  обладают высоким профессионализмом —Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы. Учебно-методическое пособие /Под ред. Воронцовой М.В. – Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. — С. 4-5..

На современном этапе формирования и развития социальной работы   закономерно, что большая роль отведена проблеме становления профессионализма социальных работников, расширению кадрового потенциала органов социальной защиты   путей ее улучшения,  подготовки  и  переподготовки  специалистов в области социальной работы.

На данный момент, профессиональная подготовка специалистов по социальной работе — это  вполне ожидаемый ответ на сложившуюся непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию в нашей стране, дорога к более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения —С.А.Давиденко. Состояние, проблемы и перспективы подготовки специалистов по социальной работе // Вестник Нижневартовского университета — 2012. №2. — С. 5-6..

Первой особенностью модели социальной работы на современном этапе ее развития является возрождение профессий «социальный работник» и «социальный педагог», которое произошло вовсе не на пустом месте. Становление и развитие данных профессий, было подготовлено многолетней дореволюционной историей широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи, а также опытом воспитательной, и просветительской работы среди населения в советский период. В этом, надо полагать, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы.

Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой — эта, некогда могучая традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе печально известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем внушительный исторический опыт, который не можем применить на практике без кардинальной трансформации, адаптации к условиям современной действительности практически. Другими словами, словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть преобразованы, но лишь формально — слишком уж различается исторический контекст их становления и развития, — и потому эффективность любого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как в те времена. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново создавать современную национальную систему социальной работы.

Третья особенность неотделимо связана со второй; т.к. бремя нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит социальных работников перед сложной проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, одновременно с этим занимаясь разработкой научной системы, отвечающей требованиям современности. Можно смело утверждать, что становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность таких сложных явлений, как социальная работа и социальная педагогика —Невлева И.М. Теория социальной работы: Учебное пособие. — Белгород: Кооперативное образование, 2005. — С. 152-154..

И, наконец, четвёртая особенность проявляется в тесной связи  таких социальных понятий как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России — это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом и правовом смысле.

Социальная работа и педагогика в России, будучи, без сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, частое противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы.

Что есть социальная работа? До сих пор в науке нет единого мнения по данному вопросу. Сейчас можно сказать одно: суть социальной работы нельзя рассматривать как понимание только одного из видов помощи или же к теоретическим исследованиям специфики социальной политики и способам её организации —Профессиональное взаимодействие в социальной работе: Учебно-метод.  комплекс. — УО «ВГУ им. П.М. Машерова». — Витебск, 2013. — С. 17..

Таким образом, выявленные тенденции развития социальной работы на современном этапе, позволяют охарактеризовать процесс становления профессии как противоречивый и разноплановый, значимыми факторами которого являются противоречия двух уровней: институционального и организационно-профессионального. Препятствиями развития профессии социального работника остаются рассогласованность в понимании самой сути социальной работы, специфический профессиональный статус, а также недостаточно выраженные условия обретения социальной работой статуса самостоятельной профессии —Шило А.С. Профессия социального работника в России: противоречия современного этапа развития // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — № 6 (50), 2015. — С. 121..

1.2 Профессиональная характеристика социального работника

Профессиональная характеристика — это описательная модель профессии, определяющая ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к профессиональной подготовке и контингенту обучаемых по данной специальности.

Социальный работник — это специалист, который оказывает помощь в быту, а также моральную и правовую поддержку нуждающимся  гражданам.

Объектами профессиональной деятельности работника сферы социальной защиты, являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной защите.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки «Социальная работа» —Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа»: Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 N 76 // СПС КонсультанПлюс. выпускник по данной специальности должен быть готов к выполнению задач профессиональной деятельности следующих типов:

  1. социально-технологический;
  2. организационно-управленческий;
  3. проектный;
  4. научно-исследовательский.

Функциональные обязанности и квалификационные  требования работников организаций социального обслуживания населения прописаны вПисьме  Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 «О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения», а также в профессиональном стандарте социального работника —Об утверждении профессионального стандарта "Социальный работник":Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 677н (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2013 N 30627) // СПС КонсультантПлюс.

.

Сфера деятельности социального работника очень широка:

— в микрорайонах и на предприятиях он выявляет лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической, материальной помощи;

— содействует интеграции деятельности различных государственных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической помощи населению;

— помогает в семейном воспитании;

— проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми;

— участвует в работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации;

— работает с несовершеннолетними нарушителями закона, с людьми, вернувшимися из мест заключения свободы.

Исходя из должностных обязанностей социального работника, можно выделить следующие задачи, возлагаемые на работника социальной сферы: —Козловская С.Н. Профессиограмма социального работника : Учебник . — 2-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — С. 7-9.

— оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального и духовного характера, неблагоприятно влияющие на него;

— помогать людям справляться с этими затруднениями с помощью мер поддерживающего, реабилитирующего, защитного и исправительного воздействия;

— защищать нуждающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации;

—  способствовать самостоятельности получателя социальных услуг, широкому использованию ими собственных возможностей для социальной самозащиты;

— использовать в рамках законодательства РФ все средства и источники для социальной поддержки нуждающихся категорий населения —Воронцова М.В. Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы. Учебно-методическое пособие —Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. — С. 38-39..

Требования к квалификации социального работника содержатся в Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 «О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения» —Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 «О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения» // СПС «Гарант»..

Требования к квалификации:

— начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

— среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

— высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

— высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Социальный работник  должен знать:

Специальность социального работника совмещает в себе ряд знаний по другим специальностям. В первую очередь по медицине, психологии, социологии, юриспруденции, педагогике, экономике и по ряду других специальностей. Будущие социальные работники должны уметь оказывать первую медицинскую помощь, так как их профессия сопряжена с незащищенными категориями граждан; проводить всевозможные практикумы, оказывать психологическую помощь; осуществлять консультативную деятельность по юридическим и экономическим вопросам в области социальной защиты населения.

П.Д. Павленок перечисляет следующие профессиональные функции специалиста социальной работы —Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. – М.: Издатель: скоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. — 592 с.

.

— Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей отдельного человека, группы граждан,  степени и влияние на них окружающей их среды и постановку «социального диагноза».

— Предупредительно-профилактическая  функция позволяет привести в действие социально-правовые, психологические, социально-медицинские, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений в обществе, организовать социально-бытовую, психолого-педагогическую, медицинскую, юридическую и иную помощь нуждающимся, обеспечить защиту прав нуждающихся групп населения.

— Правозащитная функция в социальной работе предполагает использования законодательных актов в сфере социальной защиты граждан

— Социально-педагогическая функция — выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различных организаций культурно-досугового  характера.

— Психологическая функция предполагает различные виды консультирования, социализации человека, адаптации его к изменившимся условиям жизни;

—  Социально-медицинская функция проявляется в организации работы по профилактике здоровья, помощи в овладении основами первой медицинской помощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, полового воспитания молодежи, развитию трудотерапии, способствовании формированию здорового образа жизни.

— Социально-бытовая функция. Социальный работник обязан в соответствии со своими должностными обязанностями способствовать в оказании необходимой помощи и поддержки незащищенным категориям населения в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта, помощи в поддержании чистоты и порядка в дома человека;

— Коммуникативная функция;

— Рекламно-пропагандистская функция социальной работы выражается в организации рекламы услуг служб социальной помощи, пропаганде социальной поддержки граждан;

— Нравственно-гуманистическая функция придаёт социальной работе высокие гуманистические цели, создаёт условия для достойной жизнедеятельности личности, групп и категорий общества;

— Организационная функции состоит в том, чтобы способствовать организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность, направлять деятельность социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищённым слоям и группам, отдельным личностям.

Таким образом, профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в стабильности и результативности и связан с индивидуальным стилем деятельности —Жуков В.И.Теория социальной работы: учебник. —  М.: Издательство РГСУ,2017.—C. 284..

Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

2.1 Условия формирования личности социального работника

Л.Н. Топчий отмечает, что в формировании профессионализма личности большую роль играет профессиональное призвание личности. Профессиональное призвание социального работника — это сложнейшаяразновидностькомплекса развитых качеств личности специалиста; внутренняя социально-психологическая готовность к профессиональной  деятельности —Топчий Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы / Л.В. Топчий. — М.: Квант Медия. — 2017. — С. 92..

Конечно, кто-то должен помочь молодому человеку выбрать именно эту профессию, исходя из реальных возможностей самого человека. Реальная возможность того, что человек выберет профессиюсоциального работника невелик, т.к. престиж данной профессии не высокий, а заработная плата низкая. В этих условиях очень важно помочь выпускникам школ совершить правильный выбор будущей профессии, то есть создать условия дляосознанного выбора.Такая деятельность может быть успешной в том случае, если, еще обучаясь в школе, в процессе волонтерской деятельности, будущий студент данной специальности  получит возможность раскрыть свои способности в работе с нуждающимися слоями населения и понять, подходит ли он для данной профессии.

Таким образом, проблема выбора профессии и формирования профессионально важных качеств зависит от хорошо налаженной системы профессиональной ориентации.


Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА И УСЛОВИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

2. Проектирование информационной системы социального работника образовательного учреждения

3. Деятельность Фонда социального страхования

4. ТРАВМАТИЗМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

5. Профессиональная этика. Кодекс профессиональной этики

6. Профессиональная деформация сотрудников МВД, а также пути и способы ее предупреждения

7. Профессиональная гигиена полости рта и ее значение в профилактике стоматологических заболеваний. Алгоритм проведения

8. Трудовая мобильность работника

9. Авторитет работника в коллективе

10. Просветительская деятельность ИППО в 1907-1917 гг.: проблемы и пути их решения. Научная деятельность А.А. Дмитриевского.