Изучение теоретических основ учётной политики, её структуры и особенностей формирования. Составление бухгалтерской отчетности на примере ООО «Техкомплект»



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной экономики бухгалтерский учёт стал одним из самых важных участков деятельности предприятия. Учётная политика является частью регулирования системы бухгалтерского учёта, в связи с чем нельзя не оценить её влияние на формирование финансовых результатов предприятия и оптимизацию налогообложения. Грамотно подготовленная учётная политика позволяет эффективно управлять предприятием и обеспечивать необходимой информацией о его деятельности всех заинтересованных пользователей.

Целью написания работы является изучение теоретических основ учётной политики, её структуры и особенностей формирования, а также составление бухгалтерской отчетности на примере ООО «Техкомплект».

Цель определяет круг решаемых задач:

  1. Изучить нормативное регулирование формирования учётной политики для целей бухгалтерского учёта и налогообложения;
  2. Ознакомиться с экономической литературой по данному вопросу;
  3. Исследовать структуру учётной политики;
  4. Описать порядок оформления и учётной политики предприятием;
  5. Изучить порядок внесения изменений и дополнений в учётную политику предприятия;
  6. Исследование вариативности бухгалтерского учета на различных участках;
  7. Исследовать процесс формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности на примере ООО «Техкомплект».

Объектом исследования является учётная политика для целей бухгалтерского учёта и налогообложения и её влияние на бухгалтерскую отчётность.

Предметом исследования выступает изучение теоретических аспектов создания учетной политики на предприятии для целей бухгалтерского учета и налогового учета. Многие организации подходят к формированию учетной политики формально и не используют этот внутренний документ для упорядочивания бухгалтерского учета. В данной работе исследуется не только сущность учетной политики, но и описываются ее достоинства для ведения бухгалтерского учета в организации, а также демонстрируется вариативность в части разных участков бухгалтерского учета.

Методологическую и теоретическую основы работы составляют законодательные акты, учебные пособия, Интернет-ресурсы, справочно-правовая система «Консультант Плюс».

При написании курсовой работы задействованы следующие методы исследования:

Работа состоит из двух глав. В первой главе изложены теоретические аспекты, касающиеся сущности учётной политики и аспектов её формирования. Вторая глава носит практический характер и призвана показать пример ведения бухгалтерской отчетности на примере организации ООО «Техкомплект».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Сущность и нормативное регулирование учётной политики

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Предприятия, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, обязаны отражать все хозяйственные операции в бухгалтерском учёте. Исходя из отрасли деятельности, организационной структуры и других особенностей деятельности на предприятии формируется учётная политика на основе установленных государством общих правил ведения учета.

С. И. Церпенто, Н. В. Игнатова, Д. П. Церпенто представляют учетную политику как совокупность принципов и правил (вариантов) организации и технологии реализации способов (методов) бухгалтерского учета в организации с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации о ее предпринимательской деятельности [21, с. 162]

Согласно ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» (далее – ПБУ 1/2008), под учётной политикой понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Для более глубокого понимания сущности учетной политики следует уяснить, что способы ведения бухгалтерского учета призваны помочь осуществлять сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение учетных объектов. [15, с. 97]

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, обработки информации.

Первичное наблюдение – это целенаправленное восприятие фактов, являющееся начальным звеном в цепочке функционирования предпринимательской деятельности. Результатом первичного наблюдения является документ, в процессе используются такие способы как документация и инвентаризация.

Стоимостное измерение – способ денежного (стоимостного) выражения активов, обязательств, капитала, доходов и расходов при помощи оценки и калькуляции. [21, с. 110]

Текущая группировка – это процесс обеспечения сохранности информации о состоянии объектов бухгалтерского учета, наблюдения за происходящими изменениями с отражением их результатов с использованием счетов и двойной записи.

Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности – составление на основе данных текущего бухгалтерского учета бухгалтерской (финансовой) отчетности по установленным формам.

С точки зрения Ю. А. Бабаева, В. А. Бородина, Н. Д. Амаглобели [15, с. 240] учетная политика предприятия выполняет следующие функции:

В целом, выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. То есть, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Учетная политика формируется исходя из допущений и требований, установленных ПБУ 1/2008. При формировании учетной политики предполагается берутся во внимание следующие допущения:

В международной практике наряду с вышеописанными допущениями используются и другие принципы бухгалтерского учета: осторожности, существенности, стоимостной оценки объектов и т.д. В российской практике используется понятие «требования». В качестве требований к формированию учетной политики в ПБУ 1/2008 закреплены следующие:

Учетная политика организации может быть организована одним из следующих способов [16]:

Пользователей учетной политики можно разделить на внутренних, то есть, непосредственно работающих в организации, и внешних. К внутренним пользователям относятся бухгалтерская служба, менеджмент организации, внутренние аудиторы, собственники. В данном случае учетная политика может использоваться в следующих целях: для обеспечения достоверности отчетности, стандартизации учетных процессов, принятия управленческих решений, подтверждения достоверности отчетности. К внешним пользователям относятся государство в лице контролирующих органов, органы власти, аудиторы, инвесторы, кредиторы и другие внешние пользователи, которые могут использовать учетную политику в целях подтверждения достоверности отчетности и ее глубокого понимания.

Как для внутренних, так и для внешних пользователей учетная политика выполняет целый ряд практически важных функций [20]:

Согласно Н. П. Кондракову [18, с. 50], на выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

В зависимости от вида деятельности хозяйствующего субъекта учетную политику можно классифицировать на применяемую коммерческими организациями и применяемую некоммерческими организациями. ПБУ 1/2008 устанавливает правила формирования учетной политики для всех юридических лиц, за исключением кредитных организаций и государственных учреждений, что, однако не означает, что в кредитных организациях и государственных учреждениях учетная политика не используется.

В настоящее время в российской практике сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:

Первые три уровня системы оставляет за собой государство. Четвертый уровень формирует организация исходя из специфики своего хозяйствования.

Основным нормативным документом, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно п. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете

Основным документом, на основании которого организация формирует учетную политику, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н. Также используются все остальные положения по бухгалтерскому учету, потому что в них определяется порядок учета и оценки объектов. Формирование учетной политики регулируется и другими нормативными документами: Налоговым кодексом РФ; приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»; Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»; Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Итак, учетная политика – это внутренний документ, разрабатываемый на предприятии, основным назначением которого является налаживание правильной работы бухгалтерской службы предприятия. Учетная политика основана на требованиях и допущениях, закрепленных в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Процесс формирования учетной политики регулируется федеральными законами, приказами Минфина РФ, положениями по бухгалтерскому учету, методическими указаниями и другими нормативными документами. Данные бухгалтерского учета, сформированные на основе положений учетной политики, помогают принимать различные управленческие решения, основной целью которых является повышение прибыльности и эффективности функционирования предприятия.

1.2. Структура учетной политики для целей бухгалтерского учета

В соответствии с ПБУ 1/2008, учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При формировании учетной политики утверждаются следующие ее элементы:

В процессе формирования учетной политики организация осуществляет выбор одного способа из нескольких возможных по каждому направлению ведения бухгалтерского учета. При выборе следует руководствоваться законодательством и нормативными актами в области регулирования бухгалтерского учета. Если по какому-либо вопросу в нормативных документах не установлены допустимые способы ведения бухгалтерского учета, организация разрабатывает соответствующий способ самостоятельно, исходя из норм существующего законодательства, национальных и отраслевых стандартов.

Содержание учетной политики оформляется внутренним документом – приказом об учетной политике. Форма учетной политики нормативно не регламентирована. Сформированная учетная политика может иметь текстовый формат или излагаться в табличной форме. Табличная форма делает документ более структурированным, с наглядными ссылками на нормативные документы, являющиеся обоснованием для выбранного способа ведения бухгалтерского учета. Утвержденная учетная политика может также иметь приложения в виде разработанных организацией форм первичных учетных документов, детальных методик способов ведения бухгалтерского учета, рабочего плана счетов организации. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Вновь созданная организация оформляет учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

Основное условие применения учетной политики – ее единство в организации. То есть, применение избранных способов ведения бухгалтерского учета должно осуществляться всеми подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их местоположения, иначе формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой. В отношении каждого конкретного вопроса ведения бухгалтерского учета должен применяться только один способ, если законодательством не установлено иное.

Обычно учетная политика включает или совмещает два раздела [19, с. 11]:

  1. Организационно-технические способы ведения учета (для целей бухгалтерского и налогового учета);
  2. Методы, приемы и способы ведения учета.

Вариативность бухгалтерского учета в части осуществления учета, разработки рабочего плана счетов, выбора форм первичных документов, регистров и отчетности представлена в Таблице 1.1.

Таблица 1.1

Вариативность организационно-технических аспектов при формировании учетной политики

№ п/п

Элемент / способ ведения учета

Варианты

Нормативно-правовой акт

1

2

3

4

1

Осуществление бухгалтерского учета в организации

  1. Бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером;
  2. Бухгалтером;
  3. На договорных началах централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом;
  4. Лично руководителем организации.

ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете"

2

Форма бухгалтерского учета

  • Мемориально-ордерная;
  • Журнально-ордерная;
  • Автоматизированная;
  • Упрощенная и др.

ст. 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете"

3

Рабочий план счетов

Разрабатывается на основе типового плана счетов.

п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

4

Формы первичных учетных документов

Хозяйственные операции оформляются первичными учетными документами по предусмотренным типовым формам. Если по документу не предусмотрено типовой формы, он разрабатывается организацией самостоятельно с включением обязательных реквизитов.

ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете"; п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

Окончание таблицы 1.1

1

2

3

4

5

Организация документооборота

Документооборот организуется в соответствии с утвержденным графиком.

п. 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

6

Формы регистров бухгалтерского учета

Утверждаются руководителем организации. Регистры могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации.

ст. 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете"; п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

7

Формы бухгалтерской отчетности

Организация самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчетов.

ст. 14 Федерального закона "О бухгалтерском учете"; п. 3 Приказа Минфина РФ №66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"

8

Проведение инвентаризации имущества и обязательств

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

ст. 11 Федерального закона "О бухгалтерском учете"; п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

9

Способы оценки имущества, обязательств, хозяйственных операций

  1. В рублях и копейках;
  2. В рублях, с отнесением возникающих разниц на финансовые результаты.

п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

10

Критерий существенности

Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности.

п. 3 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности"

Изменение учетной политики организации должно быть обоснованным и допускается только в случаях:

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

Под раскрытием учетной политики понимается предание ее гласности. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

Таким образом, учетная политика формируется лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета в организации и утверждается приказом руководителя. Она используется как внутренними, так и внешними пользователями и должна быть едина для всей организации, включая подразделения. Учетная политика состоит из двух разделов: организационно-технических способов ведения учета и методических приемов ведения учета. Организация, исходя из своих условий хозяйствования, организационной структуры, выбирает один способ из нескольких возможных по каждому направлению ведения бухгалтерского учета.

1.3. Методические приемы и способы ведения учета, отражаемые в учетной политике

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/2001 «Учет основных средств», актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) Объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) Объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) Организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) Объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В учетной политике в части учета основных средств необходимо учитывать следующие важные моменты: способ оценки приобретаемых основных средств; лимит отнесения объектов основных средств к материально-производственным запасам; срок полезного использования основных средств; метод начисления амортизации; возможность переоценки и другие важные моменты, обусловленные спецификой деятельности организации. Основные варианты учета основных средств представлены в Таблице 1.2.

Таблица 1.2

Вариативность учета основных средств

№ п/п

Элемент / способ ведения учета

Варианты

Нормативно-правовой акт

1

2

3

4

1

Способ оценки ОС, приобретаемых за денежные средства

  1. По стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организации;
  2. По цене, по которой в сравнительных обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств

п. 11 ПБУ 6/2001 "Учет основных средств"

2

Лимит отнесения объектов основных средств к МПЗ

  1. 40 000 руб.;
  2. Менее 40 000 руб.

п. 5 ПБУ 6/2001 "Учет основных средств"

3

Срок полезного использования основных средств

  1. С учетом Классификации, утвержденной Постановлением Правительства №1;
  2. Без учета Классификации

п. 20 ПБУ 6/2001 "Учет основных средств"; Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 №1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"

4

Критерии формирования групп однородных объектов основных средств

Организация определяет критерии самостоятельно с учетом рекомендаций Минфина РФ

Письмо Минфина РФ от 01.02.2006 №07-05-06/20

5

Метод начисления амортизации

  1. Линейный;
  2. Уменьшаемого остатка;
  3. Списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  4. Пропорционально объему продукции (работ)

п. 18 ПБУ 6/2001 "Учет основных средств"

6

Коэффициент ускоренной амортизации (при способе уменьшаемого остатка)

Устанавливается организацией, но не выше 3

п. 19 ПБУ 6/2001 "Учет основных средств"

Окончание табл. 1.2

1

2




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Изучение теоретических основ оценки эффективности инвестиций

2. Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее значение. Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности

3. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО СК РГС-ЖИЗНЬ

4. РАЗРАБОТКА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОЦЕНКА ЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ФОН»)

5. Развитие теоретических основ кадровых технологий отбора, оценки муниципальных служащих

6. Аудит бухгалтерской отчетности

7. Анализ бухгалтерской отчетности организации

8. Пользователи информации бухгалтерской (финансовой) отчётности

9. Эволюция бухгалтерской отчетности в историческом контексте

10. Изучение особенностей формирования грамматического строя речи у детей с ОНР