Налогообложение субъектов малого предпринимательства: проблемы и пути их решения



Тема: Налогообложение субъектовмалого предпринимательства: проблемы и пути их решения

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

3

1.Теоретические основы налогообложения субъектов малого предпринимательства

7

1.1.Экономическая сущность и функция налога

7

1.2.Специфика налогов в контексте деятельности налоговых органов

13

1.3. Характеристика системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации

25

2. Анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства на примере ООО «Альтис» в 2014-2016гг.

31

2.1. Характеристика предприятия и анализ финансового состояния

31

2.2. Анализ влияния налогообложения субъектов малого предпринимательства на финансовые показатели его деятельности

43

3. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и пути их решения

48

Заключение

65

Список литературы

67

Приложения

71

Введение

Предприятия малого бизнеса являются важной сферой деятельности современной рыночной экономики. С развитием предпринимательства в Российской Федерации стремительно стали создаваться новые рабочие места, произошло оживление на рынке товаров и услуг, появилась возможность у большинства населения страны к поиску самостоятельного источника дохода, снизилась доля социальной нагрузке на расходы бюджетов Российской Федерации.

Основная особенность предприятий малого бизнеса – это деятельность в экономической среде с целью получения прибыли, экономической свободы, реализации товаров и услуг на рынке, гибкости и оперативности в принятии управленческих решений, более низкая потребность в наличии первоначального капитала, а также более высокая оборачиваемость собственного капитала вследствие осуществления финансовой деятельности.

Предприятия малого бизнеса выполняют важную роль, которая заключается в обеспечении населения рабочими местами, насыщение рынка товарами и услугами, выпуске специализированных товаров и услуг, а также удовлетворении нужд крупных предприятий.

Немаловажным является вклад малых предприятий в создание валового внутреннего продукта и в формировании федерального и регионального бюджета страны.

Малый бизнес, по своей сути,является базовой составляющей рыночной экономики, он играет огромную роль в формировании конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, которые способствуют лучшему удовлетворению потребностей населения общества в товарах и услугах.

Особенный интерес многочисленных перемен и изменений, которые вписываются в налоговый кодекс Российской Федерации, уделяется малым предприятиям.

Появления нового типа новой экономики многочисленными исследователями поясняется следующими отличительными чертами:

1. Повышение степени благосостояния населения, содействия к смягчению общественной напряженности;

2. Организация вспомогательных рабочих мест и содействие в самозанятости населения;

3. Увеличение конкурентоспособности крупных организаций, путем создание новых товаров и услуг;

4. Эластичность экономической системы посредством своевременного реагирования на перемены рынка.

В связи с этим тема является особенно актуальной в современных экономических условиях развития страны.

Актуальность исследования заключается в том, что процесс организации налогообложения малых предприятий на территории Российской Федерации постоянноизменяется и корректируется. С момента введения налоговой системы в правовую систему Российской Федерации были кардинально изменены как методика, так и способ вычисление налогов разных уровней бюджетов субъектов Российской Федерации (НДС, НДФЛ, налог на прибыль и пр.), многие налоги были вовсе отменены (налог на содержание жилищного фонда, налог с продаж), а также есть новые виды налогов.

Цель дипломной работы является изучение процесса налогообложения на примере конкретного хозяйствующего субъекта малого бизнеса, определение проблем и путей для их решения.

Для достижения поставленной цели определились следующие задачи исследования:

  1. Изучение и анализ теоретических основ налогообложения;
  2. Анализ и описание налогообложения субъекта малого предпринимательства на примере ООО «Альтис»;
  3. Выявление проблем налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и определение пути их решения.

Объектом дипломного исследования являетсясистема налогообложениясферы малого и среднего бизнеса.

Предмет дипломного исследования –особенности налогообложения предприятия малого бизнеса (на примере ООО «Альтис»).

В ходе исследования применялись следующие методы:

–метод анализа;

–метод синтеза;

–метод сравнение;

–метод обобщение;

–метод экспертных оценок.

При написании ВКР использовались следующие источники: нормативно-правовая литература, научная и отраслевая литература, научная литература, финансовый и бухгалтерский учет.

Теоретической базой исследования являются нормативно-правовые акты, анализ научной и отраслевой периодики, анализ научной литературы, связанной с проблемой исследования.

Работа состоит из трех глав.

В первой главе «Теоретические основы налогообложения» рассмотрены основы организации системы налогообложения, нормативно-правовое регулирование налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации.В главе поставлен акцент на раскрытие экономической сути налогов и тех функций, которые они выполняют в экономике (пополнение бюджета, выполнение социальных обязательств). Определены сущность и функции налогового органа. Раскрыты особенности системы налогообложения в Российской Федерации.

Во второй главе «Анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства на примере ООО «Альтис» представлен подробный анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия, исследуется система налогообложения, оцениваются факторы, влияющие на процесс налогообложения. Делается анализвлияния налогообложения субъектов малого предпринимательства на финансовые показатели его деятельности. Здесь конечно возможна дискуссия о том, необходимы ли малому и среднему бизнесу налоговые каникулы.

В третьей главе «Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и пути их решения» были изучены основные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса в рамках налогообложения, определены пути их решения. Конечно, данные меры не являются исчерпывающими и можно дискутировать по данному вопросу.

При написании работы использовались различные источники – нормативно-правовые документы, монографии, учебники, периодическая печать. Методологической базой работы стали воззрения Шеремета А.Д., Глазьева С.Ю. и других российских экономистов.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1.Экономическая сущность и функция налога

Налоги, которые взимает государство с налогоплательщиками, можно назватьсредствами, которые авансирует народ государство для того чтобы потом получить их обратно в форме собственной безопасности, образовательных, медицинских и иных услуг. Налогиявляются не только основным каналом доходной части бюджета страны, но они также включены во все основные звенья финансовой системы, формируяи определяя тем самым финансовые отношения в обществе. В российской экономической системе роль налогов особо возросла с переходом к рыночным отношениям.

В юридической и экономической литературе существует множество понятий определения налогов.

Изучение существующих в современной экономической литературе точек зрения на содержание понятий «налог» позволило сгруппировать их в следующие группы:

  1. Интерпретация налога в качества платежа, который обладает рядом признаков.

В условиях принятия налогового законодательства авторы научных дискуссий трактуют понятия «налог» исходя из ст. 8 НК РФ. При этом для многих исследователей налога как экономической категории, определение, которое используется в НК РФ, является единственным,другая группа авторов исходит из законодательного определения позиции, излагая свою теорию налога.

  1. Другая группа авторов рассматривает налог как своеобразную систему отношений;
  2. Налог считается определенной ценой за услуги, которые предоставляются государством.

Так, Химичева Н.И.дает определение налогу как обязательному безвозмездному платежу юридических и физических лиц, установленному органами государственной власти для зачисления в бюджетную систему страны, с определением конкретных сроков и размеров [46,с. 224].

Родионов В.М.определяет налог как обязательный платеж в бюджетный фонд в определенных размерах и установленные законодателем сроки [32, с. 96].

В исследованиях Черника Д.Г. налог определяется как плата за выполненные государством функции, отчисление части стоимости валового национального продукта на общественные потребности, без удовлетворения которых не может существовать современное общество[48, с. 97].

Пепеляева С.Г. определяет налог как единственно законную форму отчуждения собственности юридических и физических лиц на началах обязанности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспечения государственным принуждением, не носящий характер наказания, с целью обеспечения платежеспособности органов публичной власти[29, с. 129].

Привалова С.Г. определила налоги как регламентированные и закрепленные законом денежные отношения, которые выступают в виде относительно безвозмездного изъятия части ВВП в виде обязательных взносов юридических и физических лиц в бюджетные и внебюджетные фонды с целью обеспечения потребности общества.

У налога есть следующие отличительные черты:

  1. Налоги носят обязательный характер и в случае их неуплаты к неплательщиками применяются соответственные санкции;
  2. Налоги индивидуальные и безвозмездны. Налоги в виде денежных средств образуют бюджетный фонд страны, а затем с их помощью государство выполняет свои обязанности перед населением;
  3. Налоги постоянны, регулярны и взымаются в определенные законодателем сроки;
  4. Налоги должны быть выплачены по закону, и только закон может изменить или вовсе отменить налог.

В теории налогового права имеются ряд исследований налога как правовой категории.

Основоположник теории налогообложения Смит А. определял налог как бремя, налагаемое государством в законодательном порядке, в котором законодатель определил его размер, сроки и порядок уплаты.

Смит А. сформировал следующие принципы налога:

  1. Принцип справедливости. Данный закон объясняется тем фактом, что у всех людей размеры доходов различные, поэтому налоги должны взиматься в зависимости от их дохода;
  2. Принцип определенности. Такой принцип заключается в постоянном и систематическом уплате налогов;
  3. Принцип удобства. Уплата налогов должна производиться удобным способом;
  4. Принцип экономики.Административные расходы на сборы налогов должны осуществляться рационально.

Ст.8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственноговедения и оперативного управления денежными потоками в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований [2].

Налоги – это обязательные платежи в бюджетные и внебюджетные фонды, которые составляют государственные и муниципальные доходы страны, уплачиваемые различными субъектами РФ в установленном законодателем порядке, в определенные сроки и определенном размере.

Налогоплательщиками в соответствии ст. 11 НК РФ является граждане РФ, достигшие 18- летнего возраста, а также несовершеннолетние - по отдельным видам доходов[2].

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

В экономической науке имеется три группы ученых, которые разделили функции налогов следующим образом.

Первая группа исследователей. Майбурова И.А. выделяет три группы подходов к функции налогов. Горский И.В. выделяет исключительную функцию налогов.

Другая группа ученых, к которым можно отнести Брызгалина А.В., Пансова В.Г. считают, что сущность налогов довольно функциональная и раскрывается она посредством регулирующей, распределительной, контрольной функций.

Третья группы исследователей (Поляк Г.Б.. Романов А.Н., Черник Д.Г., Веткин А.С., Вишневская Е.Н.) считают, что налогам присуща фискальная и регулирующая функция.

Из множества определений сложно выбрать единое и четкое, поскольку они могут иметь нормативно-правовой и научно-методологический характер. На наш взгляд, более точной является формулировка третьей группы исследователей, которые придерживаются мнения, что налогам присуща фискальная и регулирующая функция.

Указанные на рисунке 1 функции носят сугубо объективный характер и существуют с момента появления налога.

Рисунок 1–Функции налогов [18, с. 1896].

Экономическая и правовая сущность определяет следующие функции налогов:

Основная функция налогов–фискальная, которая заключается в формировании государственного бюджета страны, а в дальнейшем государством исполняет свои функции и обязательства.

Помимо прочего налоги также имеют и другие функции:

Регулирующая функция.Посредством нее регулируется процесс производства и потреблениянапример, посредством установления косвенных налогов. Они влияют на сознание субъектов и стимулирует к сбережению, инвестициям.

Контрольная функция. Государство контролирует финансово-экономическую деятельность предприятий, граждан. С применением данной функции государство оценивает эффективность использования и применения налоговой политики.

Также у налогов имеются дополнительные функции, к которым следует отнести:

Функция распределение. Заключается в образовании бюджета страны с дальнейшим распределением какой – либо его части в виде социальных пособий, выплат и пр. помощь социально-незащищенным гражданам;

Дестимулирующая функция направлена на сворачивание производства. Такая функция рассматриваетсяв качестве подвида регулирующей функции;

Накопительная функция. Она имеет временный характер, который реализуется на определенном этапе с целью обогащения бюджета государства.

Таким образом, налог это обязательный, индивидуальный платеж физических и юридических лиц, осуществляемый на безвозмездной основе в пользу государства.

1.2.Специфика налогов в контексте деятельности налоговых органов

Спецификой налогообложения физических лиц в Российской Федерацииявляется то, что их налогообложение значительно проще, чем налогообложение юридических лиц, которые уплачивают множество налогов.

Соответственно, и налоговый контроль для физических лиц проще, чем дляюридических лиц.За последние несколько лет во многих субъектах Российской Федерации сложилась ситуация, при которой налогообложение физических лиц посвоей значимости для бюджетов фактически сравнялось со значимостью налогообложения юридических лиц. Сказанное означает, что налог на доходыфизических лиц вышел на лидирующее место в доходах бюджетов.

Налоги классифицируются по нескольким аспектам в зависимости от выполняемых ими функций, различий в возникновении налогового события, специфики базы налогообложения, а также объектов налогообложения.

1. С социальной и технической точки зрения налоги делятся на:

- персональные, устанавливаемые в зависимости от уровня платежеспособности налогооблагаемой физической или институциональной единицы. В зависимости от способа определения их размера в статистике и динамике они могут рассчитываться по твердой и по плавающей ставкам. К преимуществам налога по твердой ставке можно отнести стабильность, более высокую предсказуемость, а следовательно, лучшую собираемость. Налоги, определяемые по плавающей ставке, считаются более справедливыми с точки зрения динамики социально-экономической ситуации;

- реальные, возникающие в момент совершения акта покупки-продажи движимого или недвижимого имущества;

- прогрессивные, начисляемые с конкретного облагаемого минимума и растущие по мере увеличения размера налогооблагаемой базы;

- пропорциональные;

- фиксированные.

2. С экономической точки зрения налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно взимаются с доходов или имущества налогоплательщика. В принципе они берутся в момент получения дохода задолго до его предполагаемого расходования. Прямые налоги номинально сокращают доходы налогоплательщиков, так как объектами прямого налогообложения являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и др.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги налогоплательщика). Прямое налогообложение учитывает доходность и семейное положение налогоплательщика. Прямые налоги бывают реальными и личными.

Прямые реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщика (земли, дома, торгово-промышленных зданий, ценных бумаг). К ним в зависимости от объекта относятся земельный налог, подомовой налог, Промысловый налог и налог на ценные бумаги. При реальном налогообложении учитываются внешние признаки облагаемого объекта (размер, местоположение), а не величина фактического дохода, который объект приносит своему владельцу.

Прямые личные налоги представляют собой налоги на доходы и имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации. При этом, в отличие от реальных прямых налогов, объекты налогообложения учитываются индивидуально для каждого конкретного плательщика, а не усреднено. Основными личными прямыми налогами являются подоходный налог с населения, налог на прибыль с юридических лиц, налог на доходы от обработки капиталов, налог на сверхприбыль, имущественный налог.

Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги в виде над- банок к цене или тарифу. Собственного товара или лицо, предоставляющее услуги, является сборщиком налога, так как конечным его плательщиком выступает потребитель, который покупает этот товар или услугу по цене, превышающей себестоимость товара или услуги.

Теоретически если от прямого налога уклониться нельзя, то от косвенного можно путем отказа от приобретения товара или услуги.

С точки зрения социально-экономической статистики косвенные налоги не связаны напрямую с получаемым доходом или имуществом налогоплательщика. Налоги на самом деле не меняют номинальную величину дохода, но реально понижают возможность удовлетворения потребностей. Таким образом, эти налоги являются регрессивными по отношению к доходу налогоплательщика, так как чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде косвенных налогов.

Ставки косвенного налогообложения могут быть твердыми и долевыми. При твердой ставке налог исчисляется на единицу измерения товара или услуги; при долевой (чаще процентной) ставке налог берется в определенной доле к цене товара.

Более выгодны для фискальных целей, т.е. для активной части бюджета, долевые налоговые ставки, так как увеличение цены товара автоматически ведет к увеличению размера налога.

Поступления в бюджет от косвенных налогов могут расти за счет увеличения налогооблагаемой базы и повышения налоговых ставок. Помимо фискальных задач косвенные налоги играют регулирующую и стимулирующую роль в экономике, стимулируя или сдерживая развитие тех или иных отраслей, секторов экономики. Особенно эффективными для этих целей являются налог с оборота, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины ню др.

3. С точки зрения государственных (федеральных) властей, которые осуществляют сбор налогов, налоги делятся на общегосударственные (федеральные) и местные (локальные), в том числе муниципальные, районные и др.

Федеральные налоги служат источником финансирования не только федерального бюджета, но и бюджетов всех уровней. Один из основных федеральных налогов - налог на добавленную стоимость — косвенный налог на потребление. Для определения величины добавленной стоимости из объема реализации товаров вычитается стоимость закупок у поставщиков. Подобная база налогообложения весьма устойчива и не зависит от величины текущих материальных затрат. Налог взимается каждый раз, когда совершается акт покупки-продажи, до тех пор, пока продукт (работа, услуги) не дойдет до конечного потребителя.

Налог на прибыль предприятий и организаций поступает как в федеральный бюджет, так и в бюджеты прочих субъектов Федерации, поддерживая финансовое равновесие в стране. Он также служит регулятором фонда оплаты труда. Для исчисления размера облагаемой прибыли валовая прибыль (прибыль-брутто) увеличивается на сумму превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной. С помощью налоговых льгот налог на прибыль может стимулировать, например, развитие малого бизнеса, поощряя инвестиции собственной прибыли предприятий в реконструкцию и техническое перевооружение производства.

Подоходный налог с физических лиц складывается из совокупного годового дохода после вычета полагающихся налоговых льгот. Все граждане Российской Федерации уплачивают подоходный налог в момент получения заработной платы и других заработков. Кроме того, некоторые физические лица обязаны подавать налоговые декларации после окончания календарного или финансового года. Такая обязанность возложена на граждан, чей доход превышает величину облагаемого минимума, с которого удерживается первая ставка подоходного налога (12%), или поступает из двух или более источников.

Одной из статей доходов государства являются акцизы. Акцизы - косвенные налоги на однородные товары, преимущественно массового производства и потребления, и услуги институциональных физических и юридических единиц, включаемые в цену товара. Непосредственными сборщиками акцизов выступают собственники предприятий, производящих подакцизные товары и услуги, плательщиками - потребители в момент их оплаты. В Российской Федерации размер акцизов и определение подакцизных товаров и услуг регулируются Законом РФ «Об акцизах», принятым в 1991 г. Акцизами облагаются, как правило, обороты по реализации наиболее высокорентабельныхых изделий в целях изъятия в доход бюджета части получаемой от их производства (импорта) сверхприбыли. Традиционно к таким товарам относятся винно-водочные изделия и пиво, этиловый спирт, табачные изделия, шины, легковые автомобили, ювелирные изделия и пр.

Региональные налоги включают налог на имущество предприятий, лесной налог, плату за воду, налог на нужды учреждений народного образования и здравоохранения и т.д. Первые три налога обязательны для всех субъектов Российской Федерации. Последующие вводятся по усмотрению представительных органов субъектов Федерации и могут взиматься только с юридических лиц, а ставка налога не должна превышать 1% от годового фонда оплаты труда. С 1994 г. региональные власти получили право ввода и сбора других видов региональных налогов.

Следующим уровнем субъектов Российской Федерации, имеющих право вводить и собирать налог и, являются местные органы власти. К местным прямым налогам, взимаемым в пользу органов местного самоуправления, относятся налоги на:

- застроенные и незастроенные участки земли;

- жилище;

- доходную деятельность.

Налоги служат инструментом экономической политики, например для поощрения и увеличения капиталовложений, привлечения или элимирования иностранного капитала и инвестиций, развития конкуренции.

В процессе определения всех видов собираемых налогов, налоговой базы, объектов налогообложения необходимо устранять двойное налогообложение. В узком смысле двойное налогообложение означает одновременное налогообложение в разных странах (районах, регионах) одних и тех же доходов или имущества, принадлежащих одному объекту налогообложения. В широком смысле под двойным налогообложением понимают неоднократное (двойное, даже тройное) налогообложение компаний, так называемое экономическое двойное налогообложение. Например, производитель платит налог на прибыль первый раз как юридическое лицо, затем та же прибыль, если она распространяется среди акционеров в виде дивидендов, облагается налогом на дивиденд (вторичное налогообложение). Наконец, если прибыль репатриируется за границу (в случае деятельности совместных предприятий), то там доход может быть обложен налогом еще раз. Если последнее можно предупредить путем заключения международных соглашений, то экономическое двойное налогообложение устраняется только на законодательном уровне внутри страны.

При определении налоговой базы, размера налогов, а также объектов налогообложения социально-экономическая статистика использует принципы резидентства и реструктуризации потоков статистической информации.

Налоговые органы России представляют собой систему органов, которые осуществляют контроль за своевременностью и полнотой внесения налогов плательщиками. Основная цель, которая стоит перед налоговыми органами –гарантия правопорядка в процессе осуществления налоговых отношений.ФНС РФ – это орган финансового контроля, который курирует законность деятельность фирм в области налоговых и бюджетных правоотношений. Основная задача ФНС – обеспечение своевременности и полноты исполнения хозяйственными субъектами обязательств перед бюджетом в части предусмотренных платежей и сборов.

Структура налоговых органов в России представлена на рисунке 2.

Рисунок 2–Структураналоговых органов в Российской Федерации

ФНС России относится к главному налоговому органу, которая подчиняется непосредственно Министерству финансов России.

ФНС России относится к исполнительному органу государственной власти, который занимается регистрацией юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей, делами о банкротстве, определяет налоговые ставки. Руководитель ФНС России назначается и увольняется Правительство России.

Межрегиональные инспекции создаются с целью контроля над самыми крупными плательщиками налогов. Каждая инспекция контролирует только представителей одной отрасли.

Управления ФНС по субъектам России (УФНС) это элементы регионального уровня. В обязанности УФНС входят обеспечение контроля, координация работы инстанций нижнего уровня.

Межрайонные инспекции контролируют налоговый учеткрупных плательщиков на уровне регионов. Такие инспекции подчиняются не только ФНС, а также УФНС по субъекту.

Территориальные инспекции – это основной орган, который производит налоговый контроль по муниципальному образованию или по конкретному населенному пункту.