Обряды донских казаков: свадьба и рождение ребенка



Реферат на тему

« Обряды донских казаков: свадьба и рождение ребенка »

2

 Оглавление

Введение3-4 стр.

I.Основная часть 5-19 стр.

  1. Свадебный обряд 5-14 стр.
    1. Сватовство 7 стр.
    2. Своды 7-8 стр.
    3. Девичник/мальчишник 8-9 стр.
    4. Подушки 9-10 стр.
    5. День свадьбы 10-14 стр.
    6. Дни, в которые не совершаются свадьбы 14 стр.
    1. Рождение ребенка в семье казака 15-19 стр.

Заключение 20 стр.

Список источников и литературы 21 стр.

3

Введение

1.Данная работа написана на тему «Обряды донских казаков: свадьба и рождение ребенка».И это не случайно. Считаю, что каждый человек должен знать о своих исторических и культурных корнях, потому что это воспитывает в нем такие качества как: нравственность, доброта. И нам есть, чем гордится. Мы живем на прекрасной Донской земле, земле, которая славится своим народом - казаками! Народом вольнолюбивым, гордым, самобытным, с очень богатой историей и культурой.  Собирая материал об обрядах и традициях дончаков —Дончак-многозначное понятие: Дончак одно из кратких наименований донских казаков. Дончак название породы лошадей, выведенных на Дону. «Дончак» двухсекционный магистральный электровоз, выпускаемый с 2006 года., я заинтересовалась тем, как были обставлены свадьба и рождение ребенка. В какой - то момент я вдруг поняла, что живя на Дону, я в общем - то мало, что знаю об этом и решила узнать о традициях казаков, на который мы живем.

2.Я обратилась к теме «Обряды донских казаков: свадьба и рождение ребенка» потому, что мы живем на Дону, на Родине казаков. Людям интересно узнать о прошлом нашего края, изучить как проходили разнообразные праздники и обряды.

4

3. Работая над этой темой, я преследовала цель рассказать людям об интересных обрядах, происходивших на нашей родной земле много лет тому назад.Я попыталась проанализировать, почему именно таков был порядок, ритуал. Информации было много, но работая над рефератом, нужно было четко рассортировывать ее по хронологическому и пространственному критериям

4. Основная часть моего реферата посвящена теме «Свадебный обряд», который, с моей точки зрения, представляет наибольший интерес.

5. Считаю, что моя работа выполнена успешно, поскольку мне удалось рассказать о наиболее интересных обрядах.

5

       1.Свадебный обряд

Одним из регионов России является Донская земля, население которой составляли казаки. Этот значительный по территории, но слабо заселенный край играл в жизни страны значительную роль.

Наиболее интересным моментом в изучении казачества является культура и традиции, обряды. Исследование данной темы позволяет глубже разобраться в сущности происходивших в то время процессов, уяснить характер и, главное, понять такое специфическое явление русской жизни, как казачество.

Свадьба – сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В разное время она у казаков проводились по-разному.

В начале XVIII века петровские порядки проникают на Дон: женщине-хозяйке уже не запрещалось показываться гостям. Однако казаки продолжали жениться и разводиться по нескольку раз, и тогда императрица Елизавета Петровна грамотой от 20 сентября 1745 года запретила казакам «жениться от живых жен и четвертыми браками».

В старину свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Три века назад свадьба проходила упрощенным порядком. Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: «Ты, Федосья, будь мне жана», «Ты, Иван Семенович, будь мне муж». После чего они становились молодоженами

6

и принимали поздравления от атамана и казаков.Обычно сначала бывали смотрины, когда жених под благовидным предлогом с двумя-тремя родственниками появлялся в доме невесты. Сидели, беседовали о разном, а между делом разглядывали невесту. Если она нравилась старшим, то, уходя, они многозначительно говорили: — Бог даст, и она нас полюбит! Через несколько дней после смотрин к родителям невесты засылались сваты, которые, получив их согласие, били по рукам, восклицая: «В добрый час!» Потом до свадьбы происходил «сговор», во время которого веселились, пили вино и танцевали танцы «казачок» и «журавель». За день до свадьбы смотрели приданое, празднуя, как говорили казаки, подушки. А накануне бывал «девичник» — последний вольный праздник для невесты-девушки.

Казачья свадьба в начале ХIХ века состояла из нескольких отдельных частей: сватовство, смотрины, своды, вечеринка, свадьба. Благоприятным для бракасчитался возраст 18-20 лет. Свадьбы проводились, как правило, после уборки                                                                                                                           урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября или Пасхальных праздников – на Красную Горку. Прежде всего, наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами. После этого мать и отец одевались по-праздничному, обряжали сына и шли к будущим сватам. В каждом казачьем войске, были несколько различные, но в общих чертах схожие обряды сватовства.

7

Сватовство

Если правильно провести сватовство невесты, это поможет установить теплые отношения с будущими родственниками. Сроки от сватовства до свадьбы составляют примерно три-десять месяцев. Во время этого обряда принято дарить подарки родителям невесты: отцу, например, вино, матери – что-то тканное (полотенце, платок). Обязательны красивые букеты для невесты и ее матери. Сваты с порога заявляют о своем намерении. Желательно начать традиционно: «У вас товар, у нас купец…» Говорить должен сват, это может быть крестный отец жениха, друг, дядя. Основная цель сватовства – рассказать о положительных сторонах жениха и невесты. Заканчивается обряд соглашением отца невесты – согласен ли он отдать свою дочь в новую семью. Если вопрос решается положительно, тогда назначается дата смотрин. После сватовства будущие супруги официально становятся женихом и невестой.

Своды

К сводному обряду невеста сама готовила угощения для гостей — жениха с друзьями, будущих деверя и золовки (брата и сестры жениха), и для подруг. Во время сводов подруги невесты шли в отдельную комнату, в горнице рассаживались на стульях ее дед, бабка, дяди, тетки, братья, сестры и званные близкие. На почетном месте под святыми образами садились ее крестный отец и мать. На стол ставили два калача, солонка с солью.

8

Приехавшего с сопровождением жениха приглашали в дом, а невесту прятали в другой комнате среди подруг. В ту комнату приглашали жениха: «А что угадаешь кого и где искать?». Жених шел в комнату, где находил невесту, бралеё за руку и вместе с нею вставали в горнице. Входили друзья, друг жениха, им подносили рюмку водки или вина и говорили: «Кому подносишь?». Женихназывал имя и отчество невесты. Подавая рюмку невесте, дружка опять спрашивала: «От кого принимаешь?». Невеста называла имя-отчество своего жениха. Затем девушки пели обрядовые песни.

По окончании песен родители спрашивали молодых согласия на брак. Те отвечали: «Из воли родительской не выходим. Согласны». Теперь, сваточки родимые — предлагает женихов отец, — «давайте ударим по рукам, — детки наши согласны, брак принять». А чтобы сомнений никаких не оставалось предлагали свату руку. Отцы били друг друга по рукам.

По окончании обеда, гости, поблагодарив сватов за хлеб — соль, договаривались о дне свадьбы. Молодежь выбегала на улицу и веселилась. С этого времени девушка считалась «пропитой невестою».

Девичник/мальчишник

Весь период после сговора до свадьбы назывался «девичник». В девичник сходились к невесте ее подруги и пели ей прощальные песни. Вечерами устраивались посиделки. На них приходили парни и жених. Вечерние

9

сходбища продолжались иногда до полугода. Родители невесты всех угощали. Невеста же в это время ухаживала за женихом: подавала ему тулуп, шапку, шарф, помогала одеться. Молодые пытались получше узнать друг друга, поближе познакомиться.  Во время девичника невеста выбирала дружку,которой, как правило, становилась самая близкая, тайная, подруга невесты. Девушки примеряли подвенечное платье, делали прически. Мальчишник, как правило, состоял из застолья, песен и танцев.

 Подушки

У казаков среди свадебных ритуалов существует праздник «подушки», празднующийся за несколько дней до свадьбы. Этот праздник связан с переносом приданого в дом жениха. Приданое невесты «подушечники» несут к дому жениха, следом на телеге везут сундук. Родня жениха с его матерью принимают приданое и угощают участников «подушечного» поезда.Донская казачья подушка отличается от подушек других народов по многим параметрам: размером, формой, украшением, символическим назначением и местом в доме и самой семье. Кроме того, у Донских казаков в каждом доме

есть еще один вид подушек, имеющих особую свадебно-магическую символику. Такой подушкой в казачьем курене была подушка с названием «Надька».В хуторах и станицах на Дону в свадебных ритуалах были и есть свои особенности. В некоторых хуторах и станицах, играют свадьбы с

10

элементами старинного обряда — с дружкой и свахой, выкупом и караваем, с танцами и исполнением свадебных песен.

День свадьбы

День свадьбы в донском обряде расписан столь же скрупулёзно, как и предсвадебье, причем сюжет этого дня сохраняется в неизменности даже в современном исполнении ритуала. Этот день начинается с оголашивания невесты, играющей на заре печальные песни о расставании с родными, девичьей волей (сирота оголашивается на могилках родителей), причём этот ритуал представлен на Дону спорадически, потому что содержательно он чаще всего совершается накануне, на девичнике.

Далее последовательно совершаются:

- одевание невесты, с таким архаическим элементом, как стояние на полсти —Полсти-  полотнище, плющеная мякоть, толстый иплотный лоскут, иногда тканый (ковер), плетеный (половик), стеганый, чаще валеный, сбитый (кошма, войлок), или половинка звериного меху, на подстилку, на покрышку или завеску, отгорожу чего.  (войлоке) или вывернутой шубе (через них невеста «общается» с предками, надеясь на их благословение), а также с неизменными оберегами;

- отъезд храброго поезда жениха за невестой;

- сидение на посаде невесты в красном углу в ожидании приезда жениха;

11

- преодоление препятствий храбрым поездом жениха - наградой за «подвиги» становится его появление вблизи невесты;

- выкуп места - шуточный торг с его хранителями, становящимися после продажи объектом насмешек и укоризненных обличений;

- угощение гостей у невесты и прощание её с домом и родными - насыщенные песнями эпизоды;

- следование храброго поезда к церкви с появлением в этом эпизоде свадебного колдуна и венчание, проводимое в строгом соответствии с каноном;Свадебный колдун, известный и в русской традиции в момент отправления храброго поезда в церковь в том случае, если его забыли пригласить на свадьбу, а это случается потому, что он уже стар, дряхл, живет одиноко на краю хутора или станицы, не является родственником. Наказанияза пренебрежительное отношение к станичнику самые разнообразные: с

брички слетают колеса; лошади вмиг оказываются на свободе, или встают на дыбы, или разворачиваются мордами к бричке, или не трогаются с места; молодые и их гости неожиданно начинают скорбеть животами, или обращаются в соляные столбы, или испытывают непереносимую головную боль; свадебный кортеж кажется охваченным огнем, и т.д. и т.п. Цель всех этих «безобразий» - напомнить хозяевам свадьбы, что этот обряд искони носит

12

общественно значимый характер, что создаваемая семья непременно должна получить одобрение всего социума.

- встреча молодых в доме жениха с активным включением в обряд зрителей (глядельщики, смотрельщики), которым достаются не только конфеты, орехи и деньги во время обсыпания, но и кусочки встречника (сдобного хлеба, который разламывают над головой новобрачных);

- свадебный пир и дары, отличительной чертой которых в давнее время и особенно на свадьбах простых казаков была так называемая зеленая телушка, т.е. отложенный подарок: приплод скота, домашней птицы, который получают молодые после его появления на свет (напомним, что дары могут переноситься на второй день свадьбы);

- обкрутка невесты - замена девичьей прически (две косы) на женскую. Получившийся куль прячут в колпак илифальшонку —Фальшонка - кружевная косынка или шарф.,по которой всегда можно было определить донскую казачку; отводы в постель, в донской традиции совершаемые деликатно, незаметно, без привлечения внимания пирующих;

- вечерние гости - не везде соблюдаемое приглашение родных невесты на пиршество в дом жениха.

13

Из православной церкви новобрачные ехали в дом молодого мужа. При въезде их во двор приглашённые на «пир» гости-казаки стреляли из ружей. Считалось, что ружейный «гром» отпугивал нечистую силу. Перед крыльцом молодожёнов осыпали отборной пшеницей — «чтобы будущая жизнь их была в полном достатке».

В доме мужа молодой жене заплетали две косы и покрывали голову бабьим головным убором. «Пир» продолжался весь день. Вечером свахи, тысяцкий или дружки-казачки отводили молодых спать, а утром они же будили их и вели в баню мыться. До обеда гуляние шло в доме мужа, а затем все ехали к тёще на «пир» или «блинный стол», «на блины». Это было последним моментом обрядовой стороны праздника, далее начиналась уже настоящая гулянка. Из дома тёщи ехали пировать к родственникам невесты, начиналась так называемая «подворня».

На следующий день в доме новобрачных устраивался «похмельный стол» с выпивкой и закуской, после которого отправлялись в гости к родственникам жениха. «Гульба» продолжалась несколько дней. Нигде так много не выпивалось спиртного, как на свадьбе: на скромной свадьбе — от 10 до 15 ведер, на богатой — от 20 до 40.Иногда свадебные гуляния заканчивались только в следующее после венчания воскресенье. В завершение гуляний свадьбу «тушили» — выходили за ворота и устраивали костёр из большой

14

кучи соломы, вокруг него плясали, пели песни и частушки; это считалось финалом: «свадьба сгорела», огонь тушили и шли в дом «угощаться».

Дни, в которые не совершаются свадьбы

По вторникам, четвергам и субботам, накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжении постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжении святок - от 7 января (25 декабря ст. ст.) до 20 января (7 января ст. ст.); в течение сырной недели (седмицы, масленицы), начиная с Недели мясопустной, и в Неделю сыропустную; в течение пасхальной (Светлой) седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября (29 августа ст. ст.) и Воздвижения Креста Господня - 27 сентября (14 сентября ст. ст.)

15

  1. Рождение ребенка в семье казака

 

Казаки любили детей и были рады и мальчику, и девочке. Если казачка хотела, чтобы у нее родился сын, она некоторое время носила на себе сорочку той женщины, у которой рождались одни мальчики и т. п.

   Роды обычно проходили в каком-нибудь темном чулане. Принимала их бабка-повитуха, и только в самом конце 19 века в станицах появляются акушерки. Все уходили из дома, оставались в помощь бабке-повитухе только 2-3 пожилые, замужние родственницы.

    Для ускорения родов женщину заставляли прыгать с сундука или печи на пол, перегибаться на рукоятке кочерги и т. п. При трудных родах развязывали все узлы в доме, открывали все запоры, разряжали ружья, расплетали у роженицы косы, зажигали венчальные свечи, если это не помогало, просили священника открыть Царские врата.

   Новорожденного стремились как можно скорее окрестить, т. к. боялись, что его может подменить дьявол. Это же поверие о подмене ребенка известно и среди местных народов Кавказа. Как правило, ребенку старались дать имя бабки или деда. В кумовья выбирали уважаемых соседей или родственников. Существовал обычай: если в семье до этого умирали дети, то в кумовья приглашали первых встречных.

16

    Так завершается первый этап очищения. Только после этого все жители дома могли вздохнуть спокойно и не волноваться за свое будущее.

Следом наступает второй этап очищения младенца и матери. Заключается он в мытье матери и ребенка в бане.  Мать с ребенком оказывалась в бане, спустя несколько часов после родов, где там женщина повитуха совершала обряд очищения.

    Начинали всегда с ребенка. Прежде, чем вымыть тело младенца, повитуха обильно поливала камни водой, чтобы пар заполнил всю парилку. Это нужно было для того, чтобы тело стало мягким. Чтобы размягчить его, нужен был пар. Затем новорожденного клали на банный веник и приступали к «массажу» (в народе это называли «растягиванием»). Повитуха разминаларуки и ноги, голову, уши и нос ребенка, считая, что таким образом она придаст телу нужные формы и исправит любые родовые дефекты. Такой массаж улучшал кровообращение, помогал суставам приобрести гибкость, а коже эластичность.

   Родившая женщина, по поверью, считалась заново рожденной. Роль повитухи – ускорить процесс «рождения» женщины и очистить новорожденного. Банный обряд повторялся ежедневно, в течение недели (иногда дольше).За обрядом очищения следует церковный обряд крещения. Некрещеный ребенок вызывал у людей страх, его запрещали целовать,

17

разговаривать с ним, надевать на него вещи (ребенок всегда был в пеленках). В некоторых селах России даже запрещали матери называть его по имени. Младенец считался бесполым существом, его не причисляли к семье, в которой он родился.

  Родители тщательно выбирали крестных для своего ребенка, так как они считались духовными наставниками. Чаще всего крестными становились родственники, так как они не откажутся от крестника, будут всегда заботиться о нем, воспитывать, обучать. Самое интересное, что крестным (или крестной) могли становиться и дети от шести лет и старики, но предпочтение отдавалось людям одного возраста с родителями. Отказаться от роли крестного было невозможно, это считалось кровной обидой для родителей.

  Перед самым таинством ребенок находился на руках у повитухи, которая передавала его крестному отцу. Крестная мать готовила купель для обряда. Как ни странно, воду в купель наливали прямо из колодца, ни в коем случае не грели ее и не добавляли теплой воды. Считалось, что, опуская ребенка в ледяную воду (даже зимой), придают ему большую стойкость к болезням. Если во время крещения свечи в руках родственников дымили и горели плохо, считалось, что ребенок будет часто болеть или вообще скоро умрет, если же пламя было ярким – жизнь у него будет долгой.

18

  После завершения обряда священник передавал младенца крестным родителям: если мальчик, то крестной матери, если девочка, то крестному отцу, которые и несли ребенка в дом. После этого младенец становился полноправным членом семьи. На следующий день после крещения в дом родителей приходили родственники, друзья и близкие. Устраивали застолье, первые тосты всегда произносили за здоровье ребенка, его родителей и повитухи, принимавшей роды.

 В казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 15-17 раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли.

  Новорожденному, все родные и друзья отца  приносили в дар ружье, патроны, порох, пули, лук и  стрелы.

 Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем.

 По истечению сорока дней ребенка носили в церковь  для «получения молитвы». По возвращению из церкви домойотец, надевал на ребенка

19

портупею от шашки, сажал на коня и потом, возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком.

 Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять.

20

Заключение

Тема моего реферата необычайно интересна и представляет практическую ценность как для учащихся школы, так и для жителей Донского края. Традиции нашей родной земли многообразны и неповторимы. Сможем ли мы сохранить и передать дальше народные традиции и обряды? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений. Для сохранения прошлого первое, что мы должны делать-помнить. Ведь без воспоминаний, мы не сможем создать целостный образ настоящего. Второе, мы должны детям младшего возраста рассказывать, что и как происходило на Земле, не только в Донском краю. Благодаря этому у них формируется восприятие добра и зла. Третье, мы должны развить интерес людей к теме казачества, потому что эта тема актуальна на все времена. Если все это соблюдать, то тогда будет вечно жива казачья слава.

21

Список источников и литературы

  1. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 3-е изд. М.: Флинта; Наука, 2001. С.9.
  2. Бондарь Н.И. Традиционная духовная культура кубанского казачества (конец XIX – первая половина XX вв.) // Традиционная культура и дети. – Краснодар: Экспериментальный центр развития образования, 1994. – 271 с.
  3. Кашкаров А.П. Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака). Ростов н/Д.: Феникс, 2015. С.35–36.http://cossacksculture.mgutm.ru/kultura/traditsii-i-obychai-kazakov
  4. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/08/11/rodilnyy-obryad-v-kazachestve
  5. Хопко Фома (протоирей). Основы Православия. Минск., 1991.http://berdskasloboda.ru/obychai-semejnye-prazdniki/

http://studbooks.net/1879402/kulturologiya/svadebnye_obryady_donskih_kazakov




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Рождение PC (персонального компьютера)

2. Свадебные обряды на Руси

3. Права ребенка на неприкосновенность

4. Психологическая готовность ребенка к школе

5. Проблема защиты прав ребенка в России

6. Значение игр с правилами в подготовке ребенка к школе

7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ: КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ

8. Морфофункциональные особенности периодов развития прикуса ребенка

9. Развитие речи ребенка третьего года жизни

10. Процесс организации взаимодействия семьи, школы и ребенка