Алхимия как феномен культуры



Министерство образования и науки РФ

_______________________________________________

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)

_________________________________________________________

Кафедра философии

Алхимия как феномен культуры

реферат

Оглавление

Введение ................................................................................................................. 3

Глава 1. Что такое Алхимия ................................................................................. 4

Глава 2.Алхимия как феномен культуры ............................................................6

2.1 Алхимия Древнего мира…………………………………………..….. 6

2.2 Византийская и арабская алхимия………………………………….... 8

2.3 Алхимия средневековья ……………………………………………….9

2.4 Эпоха Возрождения и Просвещения………………………………. 10

Заключение ………………………………………………………………........... 13

Список использованной литературы.................................................................. 15

Введение

Познание мира – одно из наиболее важных и значимых действий человека в течение всей его жизни. Медленными шагами, как ребенок идет через темную комнату, мы прошли феноменальный путь развития от пещерных людей до высокоразвитых цивилизаций. Наша жизнь непрестанно менялась вместе с методами познания, благодаря которым эти изменения происходили. Изначально все наши знания основывались на эмпирическом методе познания окружающего мира, возникающих ощущениях от различных действий и предметов. С развитием человека и социума чувственный метод сменился на научный. Люди уже не могли полностью доверять своим ощущениям, что привело к масштабным, систематизированным исследованиям окружающего мира и последующим возникновением фундаментальных наук – физики, химии, биологии и т.д. Соответственно, каждая наука имела свои предпосылки возникновения и историю создания, но в особенности стоит упомянуть о прародительнице химии – алхимии.

Несмотря на факты о том, что многие алхимики являлись шарлатанами, невозможно не считаться с их исследованиями.Их открытия восхищали и одновременно пугали людей того времени, потому что они не знали, чего ждать от их экспериментов.Однако они не только заложили основы современной химии; они также внесли огромный вклад в культуру своего времени. Тысячи историй, спектаклей и других произведений искусства были связаны с загадочным образом «чародеев» того времени. Так что же такое алхимия и какое влияние она оказала на развитие культуры?

Глава 1  Что такое алхимия?

Алхимией называется оккультная наука, которая показывает, как достигнуть сути всех существующих вещей —http://fb.ru/article/219330/chto-takoe-alhimiya---nauka-ili-magiya-znamenityie-alhimiki

. Основной целью многих алхимиков было получение  алхимического золота и обогащение посредством его продажи, однако первоначальный смысл алхимии заключался в понимании сущности человека и всего мира, в движении сущего и стремлении его к развитию.

Что же касается происхождения алхимии, то считается, что впервые эта наука возникла в Древнем мире: в Греции, Египте и Риме, а затем она распространилась на Восток.  Существуют несколько теорий происхождения названия «алхимия»: первая - предполагает, что алхимия происходит от слова Chymeia, которое означает «настаивать», «наливать». Это обозначение связано с тем, что многие алхимики практиковали врачевание, своеобразное знахарство, то есть используя различные травы и настои. По другой версии, название произошло от слова Khem, которое символизирует черную землю, страну (Египет).

Три основные  цели алхимии:

1)Найти способ получить золото из простых металлов, чтобы обогатиться и получить власть;

2) Достигнуть бессмертия;

3) Обрести счастье.

Согласно теории Платона и Аристотеля из общей материи были созданы 4 основных: огонь, земля, вода и воздух – к которым алхимики добавили еще три:  ртуть(женское начало), серу(мужское начало), соль(передвижение). При смешивании всех этих элементов в разном порядке достигается трансмутация, в результате которой должен получиться философский камень, являющийся эликсиром бессмертия и целью всех исследований большинства алхимиков.

Алхимия сыграла немалую роль в истории развития человечества. Смысл алхимии заключается в том, чтобы все пропускать через себя, даже если это приносит огромный вред, от которого можно избавиться восстановлением  при помощи энергии, полученной на предыдущем этапе, ведь для получения желанного результата алхимик должен был сначала познать себя. Именно поэтому алхимию часто связывали с психологией – обе науки помогают человеку раскрыться как личности и достичь своих индивидуальных духовных целей.

Несмотря на то, что люди занимались алхимией со времен существования древних государств, самыми знаменитыми являются алхимики Средневековья, например, Никола Фламель(1330-1418), Ник Парацельс(1493-1541), Дени Зашер (1510-1556).  Все эти люди исследовали способы превращения различных металлов в золото и по некоторым данным достигли успеха в этой области, а также посвятили свою жизнь попыткам создать философский камень, с помощью которого хотели совершить прорыв в медицине и даже обрести бессмертие.

Глава 2 Алхимия как феномен культуры

2.1 Алхимия Древнего мира

Хоть родиной алхимии и считается Древний Египет, свои истоки алхимии берет именно в Александрийской  академии. До начала исследований греческими учеными в Египте имелась ремесленная химия, которую использовали в храмах для проведения специальных ритуалов. Рецепты и способы приготовления смесей записывались и хранились в недоступном для остальных людей месте. Так как египтяне верили в богов, связанных с природой, и их мистическую мощь, все обряды, как и  рецептуры, были связаны с космосом, астрологией и магией.

В Александрийской академии произошло соединение античных и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях, которые уже успели обнаружить ученые того времени. Покровителем новой науки стал бог луны, мудрости, счета и письма – Тот, покровитель наук, а основным объектом изучения – металлы, которые систематизировали, сопоставляя каждому известному металлу  планету и день недели. «Теоретической базой»  алхимии стала теория 4 элементов, созданная Платоном и Аристотелем. Согласно учению Платона,  Вселенная была создана высшей силой из Первичной материи. Она не обладает ни свойствами, ни качествами, и в то же время имеет все качества и свойства, так как содержит в себе возможность всего. До XVIII века алхимики считали, что объект может быть лишен своих свойств и низведен до первоматерии, из которой и были созданы огонь, земля, вода и воздух. Считалось, что все создано из этих четырех элементов, и различия между предметами и материалами объясняются разницей в пропорциях этих элементов.

Первым значительным представителем александрийской алхимии являлся БолосДемокритос из Менде (ок. 200 до н.э.) —https://royallib.com/read/rabinovich_vadim/alhimiya.html#1244872

. Он впервые сформулировал идею трансмутации металлов – превращения неблагородных металлов в золото. Элементы стихий способны превращаться друг в друга при добавлении определенных свойств, поэтому превращение одного металла в другой считалось лишь вопросом времени. Предпосылкой возникновения идеи трансмутации могло быть известное с древности изменение окраски и свойств металла при введении некоторых добавок. Например, в трудах Болоса описывается приготовление латуни – желтого сплава меди с цинком, который некоторые принимали за золото.

Алхимия была наукой для избранных, познавших мир и себя. Так, в энциклопедии Зосима Панонолитанского, в которой приводился список рецептур и все имеющиеся знания в этой науке, был прописан запрет о распространении тайн алхимического искусства.

Для «древней» алхимии характерна ремесленная и мыслительная составляющая. При изготовлении вещества алхимик думает не только о процессе его создания, но и его применении, создании нечто нового, изменении материи и самого себя. Таким образом вся алхимическая деятельность направлена на самоанализ через изучение изменения существующих веществ – трансмутация неблагородных металлов в совершенные, а в отражении на человека – возможность совершенствования человека, как  металла.

В странах Древнего Востока алхимия играла наибольшую роль в культуре Древнего Китая,  в отличии от Древней Индии, где алхимия только спустя долгое время стала отождествляться с золотом и бессмертием.Китайская алхимия представляет собой весьма существенный аспект традиционного китайского природознания, которое в основном было нацелено на медицинские цели, познание духовного мира человека и мира —http://www.ec-dejavu.net/a/Alchemy_East.html. Ее уже не так часто сравнивают с шарлатанством, а, наоборот, приближают к даосизму, религии, цель которой является познание всего сущего.

2.2 Византийская и арабская алхимия

Источником алхимических идей в Европе стала Византия IV века. После завоевания арабами Египта в VII веке они принесли наследие александрийской школы в виде теории первоэлементов и египетской технологии трансмутации.  Эти учения были развиты арабским алхимиками (Джабир ибн Хайян, Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази и др.) —http://magic.forum2x2.net/t18257-topic

. SummaPerfectionis арабского алхимика Джабира известна как первый дошедший до нас классический труд по практической алхимии.

Именно теория Аристотеля о взаимопревращаемости элементов стала теоретической основой арабской алхимии. Однако для интерпретации опытных данных, касающихся свойств металлов, теория Аристотеля оказалась не слишком удобной, поскольку описывала только физические свойства вещества, тогда как развитиеалхимии требовало теории, основанной на химических свойствах.

Абу Муса Джабир ибн Хайян (721-815) разработал ртутно-серную теорию происхождения металлов, которая рассматривала все вещества с точки зрения их химического свойств. Она более конкретно объясняла особенности металлов и обосновывала возможность трансмутации, проблема которой в данной теории сводилась к получению эликсира, а также являлась попыткой теоретического обобщения опытных данных. Сутью данной теории было предположение, что помимо четырех основных элементов Аристотеля существуют еще два: ртуть и сера, отвечающие за определенные свойства.

По мнению алхимиков, процесс изменения "несовершенных металлов" может быть отождествлён с "излечением" металлов. Поэтому эликсир должен был обладать магическими свойствами – исцелять болезни и давать бессмертие. Именно поэтому арабская алхимия всегда была тесно связана с медициной. Например,среди арабских учёных выделяется знаменитый бухарский врач Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна, который критиковал идеи трансмутации и считал основным задачей алхимии- приготовление лекарственных средств.

Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (864-925), в европейской литературе известный как Разес, внёс в ртутно-серную теорию некоторые изменения. Поскольку свойства солей металлов сложно объяснить двумя принципами, Ар-Рази добавил к ним принцип растворимости (хрупкости). Ртуть и Сера, по его мнению, образуют твёрдые вещества лишь в присутствии Соли. В таком виде теория приобрела логическую завершённость и просуществовала несколько веков.

Результатом арабского этапа было создание основных теорий алхимии, понятийного аппарата и методик экспериментов. Арабские алхимики добились огромных успехов в развитии медицины, а также выделили сурьму, мышьяк, фосфор, уксусную кислоту и растворы некоторых минеральных кислот. Однако, несмотря на немалые успехи и ограничение количества мистических элементов, после XII века арабская алхимия начала приходить в упадок.

2.3 Средневековая алхимия

  В 12-13 веке алхимия вступает во взаимоотношения с культурой европейского средневековья. На данном этапе она является промежуточной фазой между практической химией и «естественной философией», основанной на учении Аристотеля. —https://royallib.com/read/rabinovich_vadim/alhimiya.html#1265352

В религиозном средневековом обществе алхимические занятия считались кощунственными. Однако особенности алхимического мышления и цель исследований алхимиков способствовали созданию своеобразной гармонии между религией и алхимией.

А вот с другими науками того времени алхимию уже было трудно совместить.Учение об алхимических началах-принципах противостоит двум основным направлениям средневековогоприродознания (13 в.): созерцательному опыту Оксфордской школы (Р. Бэкон, Роберт Гроссетест) и схоластике Альберта Великого—Фомы Аквинского. Но в этом противостоянии оно как бы примиряетсредневековые номинализм и реализм и тем самым предвосхищает метод науки Нового времени, оперирующей с реальными веществами. Учение об алхимической субстанции и акциденции (сущность всех металлов едина) обусловливает “врачующий” характер деятельности алхимиков, совершенствующих металл, освобождающих его от порчи. Разрушение видимых форм вещества, физическоеи физико-химическое воздействие на вещество (дробление, измельчение, растирание, обжиг, растворениевещества в минеральных кислотах и другое) способствует выявлению сокровенной сущности — квинтэссенции, формы форм, лишенной каких-либо свойств кроме идеального). Зооморфные, антропоморфные, анимистические представления овеществе, “исцеление” вещества с помощью “медикамента” — “философского камня” ведут к формированиюидеи химической индивидуальности. Деятельность алхимиков к концу второго этапа складывается из трех составляющих:

1) ритуально-магический опыт, в котором препаративные процедуры сопровождаются соответствующими заклинательнымиформулами, выражаемыми особым символическим языком ;

2) система определенныхлабораторных приемов, направленных на недостижимый, как теперь ясно, результат;

3) синтетическоеискусство, с помощью которого изготавливают конкретную вещь. Так в рамках алхимии воспроизводитсяособый тип познавательно-практической деятельности, предшествовавший химии Нового времени.

2.4 Эпоха Возрождения и Просвещения

  Уже у Данте—а это был лишь конец XIII столетия —читаем о двух алхимиках, подделывавших металлы и обреченных за это на вечные муки в десятом рву восьмого круга Ада. Алхимия у Данте—наука вполне жульническая и ни на что более не годная. Ее адепты—сплошь мошенники и, стало быть, грешники. Иных целей у алхимии нет и быть не может —http://www.cult-and-art.net/society/84320-vadim_rabinovich_alhimija_prodolzhenie. Главная же — злато-сереброискательская — ее идея  заведомо недостижима. Еще резче говорит об алхимии Петрарка (XIV в.). Им принят во внимание ее тысячелетний неудачный опыт.

Мыслители эпохи Возрождения отождествляли алхимию со средними веками и считали ее самым безобразным образом того времени. Теперь алхимия действительно считалась лженаукой и высмеивалась в трудах известнейших философов.

Но не только неудачи практического свойства и приверженность к средним векам вызывали нападки на алхимию. Важна была и нравственная сторона дела. Золото — венец алхимических исканий — было доступно только богатым и влиятельным и людям, а эпоха Просвещения характеризуется борьбой за «равенство и братство».

Например, анти алхимические стихи «Кентерберийских рассказов» Чосера (XIV в.), карикатуры Гольбейна Младшего (XVI в.), «Подсвечник» Джордано Бруно (XVI в.), сатиру испанца Франсиско Кеведо (XVI—XVII в),рисунки Брейгеля Старшего (XVI в.), изобразившего алхимика-неудачника, который в поисках алхимического злата пустил по миру собственную семью. Свидетельство возрожденческого смеха над алхимией, непутевой дочерью средних веков, так и оставшейся никому не нужной. Возрождение критикует средние века, а значит, и алхимию. Мишень для критики предельно упрощена. Тысячелетний опыт—опыт неудач. Он-то и есть предмет для нападок. Возрождение критикует «корыстную» алхимию за невезение, забыв о безграничном ее же бескорыстии.

 

Заключение

Говорить о дальнейшем развитии алхимии уже не имеет смысла, так как именно в эпоху Возрождения начинают развиваться естественные науки, влияние которых только усиливалось. Они развинчивали все устои алхимии приводя ее в небывалый упадок. Вплоть до наших дней алхимией занимались малые группки чернокнижников, все еще лелеющих надежду обрести вечную жизнь.

Алхимия оказала колоссальное влияние на развитию культуры своего времени. Не смотря на выказывающееся к ней недоверие, многие люди занимались ей, стараясь постичь мир и самого себя. Именно благодаря учениям о трансмутации алхимики пытались понять как происходят изменения внутри человека, чтобы преобразовать эту идею к металлам. В этом и заключалась философская страна алхимии. Они верили, что познав природу вещей, процесс ее изменения, человек и сам сможет не просто приблизиться  к осознанию своей сущности, но и сможет ее менять, как алхимики « превращают» неблагородные металлы в золото.

И все же железо так и не стало золотом, а эликсир бессмертия так и остался сказкой. Являлись ли труды алхимиков напрасными? Сложно ответить на этот вопрос, поскольку они добились немалых успехов в развитии химии, медицины, самопознании. Люди, восхищаясь или же страшась ими, создавали стихи, оды, картины и тому подобное, посвящая свои творения алхимикам и их жизням.

 

Список использованных источников

  1. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. / [Электронный ресурс].URL:https://royallib.com/read/rabinovich_vadim/alhimiya.html#1265352

http://www.cult-and-art.net/society/84320-vadim_rabinovich_alhimija_prodolzhenie(дата обращения: 20.04.18)

  1. Научно-познавательный журналFB.Ru/ [Электронный ресурс].URL:http://fb.ru/article/219330/chto-takoe-alhimiya---nauka-ili-magiya-znamenityie-alhimiki(дата обращения: 20.04.18)
  2. Энциклопедия культур/ [Электронный ресурс].URL:http://ec-dejavu.ru/ (дата обращения: 21.04.18)




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Феномен анонимности в истории культуры и его место в эпоху новых медиа

2. Феномен американизма

3. Феномен молодежного лидерства

4. РЕКЛАМА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

5. Интернет вещей как коммуникативный феномен

6. Феномен коллекционирования в провинции на рубеже XX-XXI веков

7. Футбол как общественный феномен современной Турции

8. Національний феномен Кирило-Мефодіївського товариства

9. Феномен Тульпы и работа с ним в учебном процессе

10. Фашизм как феномен ХХ века. Сущность Фашизма