Стили родительского поведения и их влияние на самооценку дошкольника



ПЛАН

Вопрос 1. Стили родительского поведения и их влияние на

                 самооценку дошкольника ……...…………………...……...………..….2

Вопрос 2. Семья в жизни ребенка ……...…………………...…………………..….6

3. Практическая часть по определению уровня развития самооценки детей,

стиля общения взрослых с ребенком и установления взаимосвязи

между ними ………...……………………………………………………...…..….…8

Вопрос 4. Составление таблицы типов семейного воспитания ……..………….12

Список использованной литературы ……………………………………………..13

Приложения ………………………………………………………………………...14

Приложение 1. Материалы для проведения эксперимента «Лесенка»

                          (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур) ………………………………………..14

Приложение 2. Материалы для проведения эксперимента с родителями

                          (анкета-опросник) ………………………………………………..16

Вопрос 1. Стили родительского поведения и их влияние на самооценку дошкольника.

Одним из важнейших условий гармоничного развития детей дошкольного возраста является их успешность в семье, доброжелательное отношение к ним со стороны взрослых, проявление ими любви к своему ребёнку. Особенности поведения родителей в рамках семейных взаимоотношений характеризуются в педагогике как стиль родительского воспитания, определяющий специфику воздействия на ребенка.

Очевидным является тот факт, что в поведении всех родителей в большей или меньшей степени выражено предметное начало, проявляющееся в предъявлении ими некоторых требований к своему ребёнку, оценивании его способностей и качеств. Указанное свойство является вполне естественным, так как связано с наличием у каждого родителя определённой системы ценностей, установок и ориентиров, а также представлений о том, каким должен быть           его ребёнок, какими навыками и способностями он должен обладать к определённому возрасту.

Практические данные в рассматриваемой области позволяют сделать вывод о том, что повышение требований близких взрослых к детям по мере их взросления нередко не адекватно уровню их развития. Кроме того, родители часто не учитывают индивидуальных и возрастных различий дошкольников, а также необходимости систематического удовлетворения потребности ребёнка в получении внешней оценки. При этом анализ специальной литературы по данному вопросу позволяет выделить следующие стили общения взрослого со            своим ребёнком:

1.Авторитарный стиль, основанный на послушании и силовых методах воздействия, ограничении свободы и автономии детей. Это достаточно жёсткий стиль руководства, построенный с опорой на наказания, подавление инициативы и принуждение. Как правило, родители, использующие этот стиль, требуют от ребенка достижений, превосходящих его возможности. Безусловно, такое поведение взрослых нельзя считать удовлетворяющим интересам развития дошкольника.

2.Разрешительно-попустительский стиль, характеризующийся отсутствием каких-либо сдержек и ограничений, базирующийся на принципе вседозволенности. Недостатком данного стиля является тот факт, что ребёнок, лишаясь представлений о том, что можно и чего нельзя, не сможет вовремя и нормально войти в социальное пространство человеческих отношений, ориентироваться в мире прав и обязанностей.

3.Демократический стиль воспитания, основанный на авторитете родителей, который обусловливается рациональным контролем взрослых, преимущественным использованием обсуждения, убеждения и подкрепления в качестве методов воздействия на поведение детей.

Указанный стиль учитывает ценностное отношение к ребёнку и понимание необходимости его нормальной и своевременной социализации и поэтому является одним из наиболее эффективных, так как опирается на потребности дошкольника в положительных эмоциях и в реализации притязаний на признание.

4.Содействующий стиль, связанный с наличием у родителя понимания необходимости оказания помощи ребёнку, умением определять момент возникновения такой необходимости.

5.Сочувствующий стиль, характеризующийся проявлением сочувствия взрослого к дошкольнику в условиях конфликтной ситуации при отсутствии совершения им конкретных действий.

6.Ситуативный стиль, обусловленный отсутствием универсальной стратегии воспитания ребёнка и гибкостью при принятии решений.

7.Зависимый стиль, характеризующийся неуверенным отношением родителя к себе, надеждой на помощь и поддержку со стороны более компетентного окружения, значительным влиянием специальных знаний, полученных из психолого-педагогической литературы, на взаимодействие с дошкольником и его воспитание.

На мой взгляд, наиболее предпочтительными с точки зрения положительного влияния на развитие самооценки являются третий и четвёртый стили родительского воспитания, так как их применение имеет более систематический, обдуманный характер. Кроме того, указанные стили предполагают высокий уровень автономии дошкольников в принятии самостоятельных решений, что в сочетании с преимущественно положительной, но вместе с тем критической, оценкой результатов их деятельности со стороны взрослых, позволяет сформировать достаточно высокую самооценку.

Говоря о последней, отмечу, что в теории педагогической науки самооценка непосредственно связана с категорией самосознания, под которым понимается осознанное отношение индивида к самому себе, своим потребностям, физическим и умственным способностям, поступкам, мотивам поведения, своим возможностям, целям; отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. При этом уровень самосознания может быть изменён путём целенаправленного воздействия и саморазвития.

Самооценка же является компонентом самосознания и представляет собой оценку субъектом самого себя, своей внешности, черт характера, способностей, поведения, личностных качеств и своего места в обществе. Это важнейшая личностная характеристика, выступающая в качестве одного из регуляторов поведения человека.

Самооценка является абстрагированной от знания аффективной частью образа самого себя, возникающей на определённом этапе возрастного развития личности. Она способна обусловливать личностный комфорт или дискомфорт, а также служит источником пополнения знаний о себе. Процесс становления этой важнейшей части самосознания начинается на четвёртом году жизни, а её черты меняются по мере взросления ребёнка.

Так, в младшем и среднем дошкольном возрасте самооценка является весьма неустойчивой, не носит обобщающего характера и чаще всего бывает резко завышенной. В науке принято обозначать такую самооценку как неадекватную, то есть не соответствующую объективной ценности индивида. При этом, однако, стоит отметить, что единообразного подхода к выявлению основных характеристик, определяющих указанную объективную ценность, на данный момент не существует.

В старшем дошкольном возрасте самооценка становится более объективной. Это выражается в способности ребёнка оценить свои умения, связанные с выполнением им практической деятельности. При этом качества, подлежащие оценке, имеют достаточно очевидные внешние показатели. Наряду с этим формируется адекватная самооценка моральных качеств, которая находит своё выражение в подчинении или неподчинении детей принятым в обществе правилам поведения.

Надо сказать, что самооценка может быть не только адекватной или неадекватной, но и общей и конкретной. Общая самооценка представляет собой целостное отношение ребёнка к себе как к любимому окружающими, важному для них или, напротив, незначимому существу. Конкретная же самооценка выражает отношение дошкольника к успеху своего отдельного действия или поступка.

Таким образом, можно говорить о том, что факторами, оказывающими непосредственное влияние на развитие самооценки дошкольников, являются:

1) оценка действий и поведения ребёнка окружающими людьми (как взрослыми, так и сверстниками);

2) успешность дошкольника в совместной с другими детьми практической или игровой деятельности;

3) стиль воспитания, выбранный родителями дошкольника.

Таким образом, можно утверждать, что оценка ребёнком собственных умений и моральных качеств во многом зависит от соответствующей оценки его личности со стороны взрослых. Негативное отношение взрослого человека к дошкольнику напрямую влияет на поведение последнего, способствует развитию у ребёнка отрицательных типов реакций (грубости, агрессивности или, наоборот, замкнутости, необщительности), а также предопределяет формирование у него заниженной самооценки и понижение общей активности.

Вопрос 2. Семья в жизни ребенка.

В соответствие с определением, предложенным в философском словаре под редакцией И.Т. Фролова, семья представляет собой вид социальной общности, важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Существование семьи является оплотом стабильности и необходимым условием развития для всех ее членов и, прежде всего, для самых младших из них – детей раннего и дошкольного возраста.

Большинство отечественных ученых-педагогов отмечают определяющее значение семьи и форм общения дошкольника с родителями для формирования его личности, закрепления особых стереотипов поведения и уяснения ребенком принятых в обществе моральных норм и правил. Так, по мнению                   О.В. Дыбиной, семья является ориентиром, моделью в усвоении дошкольником норм человеческих отношений, в приобретении социального опыта, в формировании личности ребенка как субъекта деятельности. Стоит отметить, что автор относит семью к объектам окружающей действительности, так как для дошкольника данный институт выступает именно в таком качестве.

Исходя из этого, О.В. Дыбина предлагает выделять категорию направленности на мир семьи, под которой понимается сосредоточенность мышления ребенка, его чувств и эмоций на мире семьи с целью его изучения, осмысления, восприятия, присвоения и преобразования. В структуре рассматриваемой категории выделяются четыре основных компонента:

1) интеллектуальный, определяющий уровень знаний и представлений о семье и уровень развития способов действий по освоению опыта семьи;

2) эмоционально-чувственный компонент, включающий эмоции и чувства, отражающий отношение к миру семьи;

3) мотивационно-потребностный, представляющий систему потребности в деятельности и ее мотивов;

4) поведенческий компонент, выражающий степень сформированности    и устойчивости умений и навыков реализации собственной позиции                   к миру семьи.

Формирование рассматриваемой направленности происходит в старшем дошкольном возрасте, так как именно в этот период у детей появляются необходимые для данного процесса психофизиологические черты. При этом особое значение имеет усиление влияния членов семьи на поведение и личность ребенка, установление содержательных социальных контактов с миром семьи, предусматривающих совместную деятельность, и так далее.

Как отмечает, В.С. Мухина, после трех лет ребенок неминуемо переживает сильное потрясение от своего открытия, заключающегося в том, что он больше не является центром мироздания и, кроме того, центром своей семьи. Осознание того факта, что родители также имеют определенные отношения друг с другом и могут общаться и без его участия, нередко вызывает возмущение у дошкольника, заставляет его капризничать, ревновать.

В целом же можно говорить, что в младшем и среднем дошкольном возрасте происходит становление и развитие в семье новых форм общения, в рамках которых ребенок наделяется большей самостоятельностью, но и получает меньше внимания и эмоциональных всплесков в своей адрес, чем это было во младенчестве и раннем возрасте.

Педагогическая практика часто сталкивается с случаями болезненного реагирования детей на осознание ими своего места в семье. В частности, в исследовании Г.Т. Хоментаускаса нередко приводятся примеры отклоняющегося поведения дошкольников, связанного с изменением отношения к ним со стороны родителей. Чаще всего такое поведение проявляется при появлении в семье второго ребенка и переключением внимания родителей на нового члена семьи. В указанной ситуации правильное отношение родителей приобретает особую важность.

Другими словами, стратегия поведения взрослых по отношению к ребенку, наличие в их словах и действиях проявлений внимания, уважения, любви и заботы о нем, грамотное общение, построенное на воспитании у дошкольника чувства личности и определенного уровня ответственности, являются важнейшими факторами в процессе становления его ценностных и нравственных ориентировок. Как отмечает В.С. Мухина, особенной важностью в данном процессе обладает личный пример родителей, отсутствие давления с их стороны, предоставление ими возможности осуществлять допустимые желания ребенка и так далее.

Следовательно, можно говорить об определяющем влиянии семьи на формирование личности дошкольника, развитие у него позитивно-оцениваемых черт характера, эффективность усвоения ребенком программного материала в дошкольном образовательном учреждении, а позже и в школе. В этой связи особое значение приобретает оказание профессиональной педагогической помощи современной семье, просвещение ее на тему особенностей становления направленности на мир семьи у детей дошкольного возраста.

3. Практическая часть по определению уровня развития самооценки детей, стиля общения взрослых с ребенком и установления взаимосвязи между ними.

В соответствие с методическими указаниями, данный вопрос носит практический характер, поэтому для ответа на него я провела два эксперимента с детьми и их родителями. Для этого мною было выбрано пять детей старшей группы детского сада, с которыми я провела первый эксперимент по методике исследования уровня развития самооценки детей С.Г. Якобсон, В.Г. Щур, после чего мною также было проведено анкетирование их родителей в соответствие с опросником, представленным в методических указаниях. Ниже я охарактеризую оба исследования.

Исследование уровня развития самооценки старших дошкольников (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)

1.Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и его представления о себе с позиции категорий «счастье», «здоровье» и «ум».

2.Материалы и оборудование: лист бумаги с 3 нарисованными лесенками одинакового размера, состоящими из 5 ступеней, с градациями «счастливый – несчастный», «здоровый – больной», «умный – глупый», плоскостные изображения мальчика и девочки.

3.Методика проведения эксперимента: я провожу с каждым ребенком беседу, в процессе которой даю ему каждую из трех лесенок и говорю: «На каждую из этих лесенок посадили детей. Например, на эту (показываю на лесенку «Счастье») от самых счастливых до самых несчастных. Вверху находятся счастливые дети, внизу – несчастные. Как ты считаешь, на какой лесенке находишься ты?». После этого дети ставят фигурку на выбранную ступеньку. Так проводится работа с каждой лестницей.

В зависимости от того, какую ступеньку на каждой лестнице выбрал ребенок, я присваиваю ему баллы. Затем баллы суммируются, что позволяет выявить общий уровень самооценки.

4.Результаты проведения эксперимента:

Я проводила эксперимент среди пяти детей – девочек Даши и Дианы и мальчиков Коли, Максима и Паши. Результаты исследования распределились следующим образом:

1. Даша: 14 баллов (баллы по «лесенкам»: 5 – 4 – 5) – завышенная самооценка.

2. Диана: 11 баллов (баллы по «лесенкам»: 4 – 4 – 3) – адекватная самооценка.

3. Коля: 5 баллов (баллы по «лесенкам»: 2 – 1 – 2) – заниженная самооценка.

4. Максим: 13 баллов (баллы по «лесенкам»: 4 – 5 – 4) – адекватная самооценка.

5. Паша: 8 баллов (баллы по «лесенкам»: 3 – 3 – 2) – адекватная самооценка, стремящаяся к заниженной.

Анализ приведенных результатов позволяет сделать вывод о том, что в целом большинство детей проявили адекватную самооценку, нормальную для своего возраста. Завышенная самооценка, сформировавшаяся у Даши, также не вызывает особых опасений, так как не отражается на поведении девочки в группе, не мешает ей взаимодействовать со сверстниками.

Однако Коля заслуживает особого внимания, так как у него была выявлена заниженная самооценка. Отмечу, что мальчик не проявляет особой активности в общих играх, не стремиться занимать лидерские позиции, часто выглядит болезненным и уставшим. На мой взгляд, к нему должны быть применены специальные меры – создание ситуации успеха, закрепление позитивных эмоций, развитие и поддержание эмоционального комфорта.

Исследование стиля родительского общения

1.Цель исследования: выявить отношение к детям и определить стили общения взрослого с ребенком.

2.Материалы и оборудование: анкеты, содержащие тест-опрос.

3.Методика проведения эксперимента: я предложила родителям детей, принимавших участие в первом эксперименте, анкету с вопросами об их отношении к детям. Опрос был оформлен в виде таблицы, при ответе необходимо было вписать «Да» или «Нет» в специальный столбец.

Ожидаемые варианты ответа:

1) ответ «Да»: вопросы 1, 2, 4, 6, 14, 19, 21, 22, 24, 25, 28, 29, 30;

2) ответ «Нет»: вопросы3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 23, 26, 27.

4.Результаты проведения эксперимента:

1. Мама Даши: ответы распределились в соответствие с ожидаемыми.

2. Мама Дианы: практически все ответы распределились в соответствие с ожидаемыми, но были и отклонения (вопросы 13, 23, 26).

3. Мама Коли: многие ответы отклонялись от ожидаемых (например, ответы на вопросы 3, 5, 9, 11, 17, 22 и так далее).

4. Мама Максима: ответы распределились в соответствие с ожидаемыми, за исключением ответа на вопрос 15.

5. Мама Паши: около трети ответов не совпало с ожидаемыми (например, ответы на вопросы 6, 12, 13, 23 и другие).

Анализ анкет позволил определить, что при общении со своими детьми мамы Даши, Дианы и Максима используют демократический стиль общения, мама Коли – попустительский, а мама Паши – авторитарный. В целом, все родители проявили положительное отношение к своим детям, однако мамы Коли и Паши недовольным результатами воспитания и обучения своих детей.

ВЫВОД

Сравнение результатов обоих экспериментов позволило мне выявить связь между стилем общения родителя со своим ребенком и самооценкой последнего. Так, дети взрослых, использующих демократический стиль общения, проявили адекватную или завышенную самооценку. Поведение таких детей отличается уверенностью, они стремятся принимать участие в самых разных видах активности в ДОУ, демонстрируют уважительное отношение к педагогам и сверстникам.

Паша, мать которого использует авторитарный стиль в общении и оценивает его успехи, как средние, демонстрирует адекватную самооценку, стремящуюся к заниженной, и невысоко оценивает свои умственные способности. Отмеченное качество, по всей видимости, мешает ему лучше проявлять себя на занятиях в группе.

Коля, в отношении которого используется попустительский стиль общения, не может сконцентрироваться на выполняемой деятельности, часто грустит и действительно не может похвастаться успехами в освоении программного материала. Последнее обстоятельство часто негативно воспринимается его мамой, что заставляет мальчика чувствовать себя никчемным, еще больше замыкаться в себе.

На мой взгляд, две последние ситуации требуют педагогического воздействия. С родителями Паши и Коли должна быть проведена педагогическая беседа на тему стилей родительского общения, порекомендованы меры для улучшения сложившегося положения.

Вопрос 4. Составление таблицы типов семейного воспитания.

Тип семейного воспитания

Его основные характеристики

1.

Гипопротекция

1. Полная безнадзорность или недостаток и опеки.

2. В условиях нормального материального обеспечения внимание к потребностям ребёнка отсутствует, он предоставлен сам себе в духовной жизни.

3. Формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение.

2.

Доминирующая гиперпротекция

1. Чрезмерная опека, мелочный контроль.

2. Родитель подавляет самостоятельность ребёнка, лишает его возможности учиться на собственном опыте.

3. Не формируется достаточная ответственность, чувство долга.

4. Усиливается реакция эмансипации, непослушания.

3.

Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи»)

1. Чрезмерное покровительство ребёнку со стороны родителей.

2. Восхищение, в том числе и мнимыми талантами.

3. Культивирование эгоизма.

4.

Эмоциональное отвержение

1. Ребёнком тяготятся, его потребности игнорируются.

2. Родители считают ребёнка обузой и проявляют общее недовольство им.

3. Вариант – скрытое эмоциональное отвержение, когда родители не признаются в подобном отношении к ребёнку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребёнка и мелочным контролем.

4. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие дошкольника.

5.

Жестокие взаимоотношения

1. Часто сочетаются с крайней степенью отвержения ребёнка.

2. Могут проявляться открыто, когда на ребёнке «срывают зло», применяя насилие.

6.

Повышенная моральная ответственность

1. От ребёнка требуют честности, порядочности, не соответствующих его возрасту.

2. На него возлагается ответственность за благополучие близких.

7.

Сотрудничество, партнёрские взаимоотношения

1. Потребности ребенка учитываются, ему дают ограниченное право на автономию.

2. При необходимости родителями оказывается помощь (как правило, в сложных ситуациях, требующих участия взрослого).

3. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.

4. У дошкольника вырабатывается чувство ответственности, адекватное его возрасту.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста: науч. статья /                   О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. –2015. – № 4. – С. 31–38.

2. Малявко Н.Л. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка-дошкольника: науч. статья / Н.Л. Малявко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 30. – С. 36 – 40.

3. Мамайчук И.И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции: науч. статья / И.И. Мамайчук // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 80–85.

4. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 608 с.

5. Позднякова О.В., Смолярчук И.В. Соотношение стиля семейного воспитания и уровня социальной адаптации дошкольников 5 – 7 лет: науч. статья / О.В. Позднякова, И.В. Смолярчук // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 7. – С. 297 – 302.

6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Издательство «Республика», 2016. – 719 с.

7. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка: пособие /                           Г.Т. Хоментаускас. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. – 240 с.ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Материалы для проведения эксперимента «Лесенка»     (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)

1. Лесенка с градациями «счастливый – несчастный» («Счастье»).

2. Лесенка с градациями «здоровый – больной» («Здоровье»).

3. Лесенка с градациями «умный – глупый» («Ум»).

Приложение 2. Материалы для проведения эксперимента с родителями (анкета-опросник)

Содержание вопроса

Ответ

(Да / Нет)

1

Я всегда сочувствую своему ребенку?

2

Я уважаю своего ребенка?

3

Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы?

4

Я испытываю к ребенку чувство расположения?

5

Мой ребенок часто неприятен мне?

6

Я всегда стараюсь помочь своему ребенку?

7

Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку?

8

Мой ребенок ничего не добьется в жизни?

9

Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком?

10

Мой ребенок часто совершает такие поступки, что кроме презрения ничего не стоят?

11

Для своего возраста мой ребенок немного незрелый?

12

Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне?

13

Моего ребенка трудно научить хорошим манерам?

14

Я принимаю участие в жизни моего ребенка?

15

К моему ребенку липнет все дурное?

16

Мой ребенок не добьется успехов в жизни?

17

Мой ребенок впитывает в себя все дурное как губка?

18

Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне хотелось бы?

19

Я жалею своего ребенка?

20

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению и по рассуждению?

21

При принятии семейных решений родители должны учитывать мнение ребенка?

22

В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он прав?

23

Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек?

24

Я всегда считаюсь с ребенком?

25

Я испытываю к ребенку дружеские чувства?

26

Невозможно нормально отдохнуть, если проводишь отпуск с ребенком?

27

Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее?

28

Мне мой ребенок нравится таким, какой он есть?

29

Нередко я восхищаюсь своим ребенком?

30

Я разделяю увлечения своего ребенка?




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

2. СОВРЕМЕННЫЕ СТИЛИ ДИЗАЙНА В ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ

3. СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ЦЕНТРА

4. Состояние речи дошкольника с моторной алалией

5. Психолого-педагогическая экспертиза игрушек современного дошкольника

6. Понятие, социальные и психологические причины девиантного поведения. Основные подходы к классификации девиантного поведения

7. Определение целей и задач обучения, воспитание и развитие личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений

8. Развитие диалогической речи старшего дошкольника с общим недоразвитием речи

9. Сущность манипулятивного поведения

10. Особенности волевого поведения