Внешняя среда организации



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….…..3

Внешняя среда организации……………………………………………….…..4

Внутренняя среда организации…………………………...……………..…….8

Заключение…………………………………………………………………….11

Список литературы…………………………………………………………....12

ВВЕДЕНИЕ

          Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности. Все факторы внешней среды находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменение одного из факторов обязательно приводит к тому, что происходит изменение других факторов. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменения одного фактора, но и с условием того, как они изменения скажутся на других факторах.

В связи с вышесказанным, целью данной работы является  рассмотреть элементы внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии.  Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Определить понятие «внешняя и внутренняя среда»;

2. Указать факторы взаимодействия;

3. Рассмотреть виды и функции внешней и внутренней среды.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Внешняя среда — совокупность факторов (условий и организаций), оказывающих воздействие на деятельность фирмы. Внешняя среда разделяется на два фактора[2,с 52].

Первым фактором являетсямакросреда — то есть факторы косвенного воздействия, оказывающие влияние на все организации, действующие в одной отрасли (Схема 1).

Схема 1. Факторы косвенного воздействия

К косвенным факторам относят среды, характеризующие развитие национальной экономики в целом:

Для того чтобы наиболее эффективно изучать внешнюю среду, должна быть создана специальная структура в организации. Наиболее часто применяются следующие способы наблюдения: анализ материалов, опубликованных в специальных источниках; участие в профессиональных конференциях; анализ опыта деятельности организации; проведение внутрифирменных дискуссий.

Еще одним фактором внешней среды организации выступает микросреда — то есть факторы, оказывающие влияние на деятельность конкретной организации и определяющие ее конкурентоспособность в сравнении с другими организациями  той или иной отрасли (Схема 2) [3,c 54].

Схема 2. Факторы прямого воздействия

К ним относятся:

— местные органы власти;

— аудиторские и консалтинговые фирмы;

     — независимые средства массовой информации.

Все факторы внешней среды организации неотъемлемо связанны между собой, изменение одного фактора влияет и действует на другиеСложность внешней среды обуславливается множественным числом факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения. Скорость, с которой происходят изменения в окружении организации, называется –подвижность среды.

Существует соотношение между количеством информации о среде, и уверенностью в точности этой информации, то естьнеопределенность внешней среды. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. В условиях высокой неопределенности внешней среды организация может использовать два подхода.

1. Адаптация к условиям среды предусматривает создание такой структуры организации, которая способна реагировать на изменения во внешней среде, в которой имеется постоянный мониторинг изменений внешней среды. Любые изменения внешней среды требуют повышения гибкости структуры организации, способности к быстрому и экономичному перераспределению функций и задач, решаемых тем или иным подразделением организации или отдельными ее сотрудниками.

2. Влияние на внешнюю среду предусматривает реализацию мер по целенаправленному воздействию на факторы внешней среды. В качестве таких мер могут использоваться: стратегия конкуренции как фактор борьбы на рынке; реклама, как метод управления спросом; связи с общественностью, как метод повышения имиджа; политическая деятельность, как стремление влияния на государство.

Организация в рыночном хозяйстве находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, которая является источником, с одной стороны, шансов получения прибыли и устойчивого развития, расширения рынков, с другой — опасностей и угроз утери завоеванных рыночных позиций, падения спроса на продукцию (услуги), морального старения технологии, нововведений конкурентов и т. п.

ВНУТРЕНЯЯ СРЕДА

Внутренняя среда организации – совокупность встроенных элементов, которые определяют способность и степень интеграции организации во внешнюю среду. Внутреннюю среду можно рассматривать как в статичном состоянии, выделяя состав элементов и культуру, так и в динамике, изучая процессы, протекающие под действием ряда факторов [4,с 14].

К элементам внутренней среды можно отнести цели и задачи организации, самих работников и применяемые в производстве технологии, финансовый и информационный ресурсы, а также организационную культуру [1;с 486]. Все эти переменные требуютвнимания руководства (Схема 3).

Схема3. Основные внутренние переменные организации

Особое место во внутренней среде занимают люди. Их способности, уровень квалификации, опыт работы, образ мышления, мотивация и преданность определяют конечный результат работы организации.

Как известно, основным фактором производства и ресурсом в организации является труд сам по себе.

Рабочая сила, т.е. работники, осуществляющие трудовую деятельность, являются основой деятельности всей организации. Персонал и его отношения определяют социальную подсистему организации.

Производственно-техническая подсистема включает в себя совокупность основных фондов (машины, оборудование), различные виды сырья, материалов, которые идут на изготовление продукта, инструменты, необходимые для создания благ, преобразования материалов в готовый продукт. Главной составляющей производственной подсистемы является электроэнергия: она обеспечивает работу оборудования и служит единственным источником освещения. Свет – одно из необходимых условий для успешного выполнения работы.

         Элементами, характеризующими данную подсистему, являются:

  1. используемые технологии. Для того чтобы эффективно развиваться, организация должна регулярно осваивать последние достижения науки и техники, внедрять на производство новые технологии;
  2.  производительность труда — качественная характеристика затрат труда и показатель их эффективности. Чем выше данный показатель, тем лучше функционирует организация;
  3.  издержки производства – совокупные расходы предприятия как на покупку необходимых ресурсов и оборудования, так и на оплату труда работников (заработную плату, премии). Кроме того, к издержкам также относят налоговые отчисления;
  4. качество продукции – совокупность свойств, делающих ее пригодной к потреблению в соответствии с назначением. Данный показатель непосредственно зависит от качества исходного сырья, способов его обработки и квалификации работников. Качество товара – фактор конкурентоспособности организации на рынке;
  5.  объем запасов на предприятии – необходим для дополнительного изготовления продукта, когда спрос на него значительно превышает предложение.

Финансовая подсистема внутренней среды представляет собой движение и использование денежных средств в организации (например, создание инвестиционных возможностей, поддержание рентабельности и обеспечение прибыльности). Маркетинговая подсистема получила свое развитие в рыночной экономике (от англ. market– «рынок»). Данная подсистема призвана устанавливать связи организации с рынком: удовлетворение потребностей клиентов, создание системы сбыта и эффективной рекламы.

Взаимосвязь внутренних переменных можно рассмотреть как модель внутренних социотехнических подсистем организации. Внутренние переменные называют социотехническими подсистемами, т.к. имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные) (Схема 4).

Схема 4. Взаимосвязанность внутренних переменных

Таким образом, внутренняя среда организации – это совокупность подсистем, которые, функционируя как единое целое, обеспечивают конкурентоспособность организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для функционирования любой организации необходимы внутренняя и внешняя среда. Они позволяют данной организации успешно функционировать, либо ограничивают возможности развития, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внешняя среда – это  источник, предоставляющий организации ресурсы, необходимые для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Так как ресурсы внешней среды ограничены, на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует конкуренция и возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Для того чтобы у руководства была возможность оценить возможности компании – необходимо изучение внутренней среды организации.

Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем.

Таким образом, внешняя и внутренняя среда предприятия, а точнее ее изучение – является неотъемлемой частью для продуктивного функционирования организации.

Список литературы

  1. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. c англ. – М.: ЮНИТИ, 2003.
  2. Основы менеджмента. Учебное пособие. Под редакцией д.э.н., проф. И.Ю. Солдатовой, д.э.н., проф. М.А. Чернышёва, глава 3.2,Изд.: ИТК "Дашков и К", Наука/Интерпериодика  МАИК, Наука-Пресс 2006 г.
  3. Румянцева З.П.Общее управление организацией. Теория и практика, М: Высшее образование 2006 г.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Внутренняя и внешняя среда организации отчет по практике

2. Внешняя среда предприятия

3. Внешняя деловая среда предприятия

4. Внутренняя среда организации

5. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МОНГОЛИИ (1991-2014)

6. Внешняя политика Александра I (1801-1825)

7. Внешняя торговля и экономика стран БРИКС

8. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ: СТРУКТУРА, ДИНАМИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ

9. Британская внешняя разведка в годы Второй мировой войны

10. Внутренняя и внешняя структура МБУК «Централизованная Библиотечная Система»