Общая характеристика отраслей права



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВО «АмГУ»)

Факультет Юридический

Кафедра Конституционного права

Специальность 38.03.01 – Экономика

РЕФЕРАТ

на тему: Общая характеристика отраслей права

по дисциплине «Основы правовых знаний»

Исполнитель

студент группы 571об-1                   ___________

Руководитель

доцент, к.и.н.                               ___________

Благовещенск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                       3

1 Отрасль права: понятие и классификация                                                              5

2 Критерии деления права на отрасли и институты                                                 9

3 Общая характеристика отраслей Российского права                                          12

Заключение                                                                                                                19

Библиографический список                                                                                     21

ВВЕДЕНИЕ

Право — это не просто совокупность правовых норм, а упорядоченная система, действующая на основе определенных взаимозависимостей и взаимосвязей. Особо нужно подчеркнуть, что система права обусловливает его форму, т.е. структуру законодательства и неразрывно с ней связана. Чтобы познать эту систему, необходимо определить критерии интеграции и дифференциации юридических норм. В литературе для этого используются различные подходы, раскрывающие формы существования и логику развития права.

При выявлении структурных взаимосвязей в системе права обычно выделяют нормы, институты и отрасли права. Их упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность обусловлены структурированностью общественных отношений и целенаправленностью их правового регулирования. Такой подход в настоящее время является наиболее распространенным, и в современном понимании система права — это внутренняя структура взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. В ее фундаменте лежат нормы права, которые объединяются в более крупные образования — институты, подотрасли, отрасли. Все элементы такой системы непротиворечивы, внутренне согласованы, что делает ее целостной и единой. В основе этого единства объективный характер существующих общественных отношений и обусловленность социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами.

Значение конкретной правовой системы определяется тем, что право в любом обществе выступает средством разрешения общественных противоречий. В правовом государстве правовые механизмы в своей совокупности — это мощный катализатор формирования гражданского общества, его нормального функционирования в демократическом режиме, реализации гуманистических принципов свободного развития личности, что достигается благодаря системе специальных юридических гарантий, закрепленных в конституции и других нормативных правовых актах. Они обеспечивают гражданам правовую защищенность, беспрепятственное и полное осуществление своих прав и свобод.

В целом правовая система обеспечивает целостность, организованность и стабильность общественных связей, противостоит негативным явлениям в общественной жизни. Разумеется, эта целостность достигается по-разному в различных государствах. При антидемократических режимах государство, используя право как орудие принуждения, пытается подчинить общество своему влиянию, ликвидировав дестабилизирующий режим силы и таким образом сохраняя целостность общества. Демократическая правовая система, устанавливая пределы государственной власти, создает условия для конструктивного взаимодействия различных общественных сил на добровольных, гуманистических принципах. При этом в правовой системе, как в фокусе, преломляются многие этические, религиозные, традиционные ценности, сложившиеся за многовековую историю человечества. С одной стороны, правовая система вбирает в себя исторический опыт исторического развития и сохраняет его. С другой — она вырабатывает собственные новые ценности, которые становятся достоянием всего общества, передаются будущим поколениям, вписываются в жизнь, регулируя межчеловеческие отношения.

Более подробному рассмотрению и изучению такого важного понятия, как отрасль права, а также критериям, по которым эти отрасли принято отделять друг от друга будет посвящена данная  работа. Таже в качестве примера разделения и функционирования различных видов отраслей права в работе будут представлены основные отрасли правовой системы современной России.

        1 Отрасль права: понятие и классификация

Отрасль права - основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качественно однородную область общественных отношений

Отрасль права обычно имеет двухуровневое строение. В ней выделяются общая и особенная части. В общей части формулируются нормативные предписания, являющиеся основополагающими для конкретных норм, институтов отрасли. Нормы общей части развиваются и конкретизируются в институтах и отдельных положениях особенной части. Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли.

Крупные по объему и сложные по структуре отрасли права подразделяются на подотрасли. Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов отрасли права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное право.

Отрасли права классифицируются по различным основаниям.Классификация отраслей права представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. – Классификация отраслей права

Все отрасли права по назначению делятся на две разновидности : материальные и процессуальные.

Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, уголовное право и др.).

Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.).

По предметному единству отрасли делятся:

на основные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.). Основные отрасли еще называются первичными или фундаментальными. Эти отрасли складывались в длительном историческом процессе правового развития общества, являются изначальными и восходят к древности;

вторичные - они складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права). Методы правового регулирования вторичных отраслей сохраняют черты преемственности с методами основных отраслей права;

с 40-х годов XX в. в юридической литературе высказывается идея о сложении в системе права комплексных  отраслей права.

Комплексные отрасли состоят из норм и институтов, входящих в различные отрасли права. У таких отраслей отсутствует собственный метод правового регулирования.

Пo регулируемым отношениям (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в лице его компетентных органов.

Состав публичного права представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. – Состав публичного права

Частное право представляет собой другую подсистему права, регулирующую отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях. Состав частного права представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. – Состав частного права

Деление права на публичное и частное восходит к античной древности. Авторы деления права на публичное и частное — римские юристы. Они сами отмечали условность этого деления, ибо государство так или иначе может принимать или принимает участие и в частном праве. В современных условиях государство все активнее вторгается в регулирование экономических отношений. Это является свидетельством того, что «частная жизнь» потеряла свой сугубо автономный характер.

Отметим, что в Советском государстве концепция частного права вообще не признавалась. Все отрасли права считались публичными.

Признаки отрасли права:

- особый предмет и метод правового регулирования, свой режим правового регулирования;

- специфические отраслевые принципы;

- способность взаимодействовать с другими отраслями права;

- количественная достаточность норм права, обеспечивающая переход в отраслевое качество;

- наличие обособленного и, как правило, кодифицированного законодательства.

В зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение. Ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное право. За ним в системе права следуют остальные отрасли права: административное, финансовое, земельное, сельскохозяйственное, гражданское, трудовое, экологическое, семейное, уголовное, исправительно-трудовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.

Особое место среди отраслей  права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются не внутригосударственные, а межгосударственные отношения.

2 Критерии деления права на отрасли и институты

В основе деления системы права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Первый критерий – предмет правового регулирования – считается главным, второй – метод правового регулирования – вспомогательным (рис. 4).

Критерии выделения отраслей в системе права

Рисунок 4. Критерии деления права на отрасли

Предмет правового регулирования представляет собой совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права, т.е. предмет – это регулируемые общественные отношения. Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей.

Метод правового регулирования обусловливается объективными жизненными обстоятельствами. Он непосредственно определяется характером и содержанием регулируемых отношений, предметом правового регулирования.

В зависимости от особенностей регулируемых отношений метод правового регулирования может выражаться различными путями. Например, прямое предписание определенных действий, рекомендации или предоставление возможности свободного выбора различных вариантов поведения. Это могут быть и другие способы воздействия норм права на общественные отношения.

В научной и юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования, которые хорошо иллюстрируются примером двух отраслей права: уголовного и гражданского [6; 301].

Авторитарный метод (административный, императивный, метод субординации, властных отношений) представляет собой такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам – участникам (субъектам) правоотношений предоставляется лишь один, строго определенный вариант поведения. При этом нормами права точно определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон – участников общественных отношений, урегулированных с помощью данных норм права.

Этот метод широко применяется главным образом в административном, финансовом и ряде других отраслей российского права. Характерной особенностью норм этих отраслей является то, что одной из сторон в возникающих на их основе правоотношениях является государственный орган, который обладает определенными правами и не несет при этом никаких по отношении к другим участникам данных правоотношений обязанностей.

Авторитарный метод правового регулирования может проявляться в установлении не только властных предписаний, но и правовых запретов на совершение недозволенных с точки зрения законодателя действий. Типичный пример использования запретов как способа воздействия законодателя на общественные отношения и поведение людей – уголовное право.

Второй метод правового регулирования – метод автономии (диспозитивный метод, гражданский, демократический) – заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего взаимного поведения, самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности.

Данный метод регулирования применяется главным образом в гражданском, коммерческом и других отраслях российского права, где стороны – участники правоотношений – выступают как равноправные субъекты. Принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному согласию.

Необходимо учитывать, что выбор законодателем метода правового регулирования во многом зависит от предмета регулирования, т.е. определяется характером самих регулируемых общественных отношений. Метод правового регулирования является дополнительным критерием для выделения отрасли права как самостоятельного подразделения системы права, т. к. в арсенале законодателя методов правого регулирования значительно меньше, чем отраслей права.

Помимо рассмотренных выше основных методов правового регулирования используются также и иные методы. К ним относится метод рекомендаций, при котором используются рекомендательные нормы права, не имеющие санкций. Они обычно адресуются негосударственным организациям (предприятиям) или физическим лицам и устанавливают варианты поведения, желательного для государства, но т. к. они не снабжены санкциями, их соблюдение не обеспечивается принуждением силой государства. Поэтому у субъектов, к которым обращены эти нормы, есть возможность свободного выбора поведения, т.е. они могут и не следовать велению такой правовой нормы.

Расширение сферы применения рекомендательных норм означает сокращение государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики и смягчение методов правового регулирования.

Возможно также применение метода поощрения, суть которого в том, что для стимулирования социально активного и полезного для общества поведения используются поощрительные нормы права, содержащие так называемые позитивные (поощрительные) санкции, указывающие на благоприятные последствия такого поведения. Поощрительными нормами административного права устанавливается порядок награждения особо отличившихся граждан различными государственными наградами, а также условия присвоения почетных званий.

3 Общая характеристика отраслей Российского права

В зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение. Ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное (государственное) право. За ним в системе права следуют остальные отрасли права, а именно: административное право, финансовое право, земельное право, сельскохозяйственное право, гражданское право, трудовое право, экологическое право, семейное право, уголовное право, исправительно-трудовое право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и другие отрасли права.

Отрасли права Российской Федерации могут быть подразделены на три основных звена:

1. Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; базовая отрасль всей системы — конституционное право; материальные отрасли — гражданское, административное; уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли. Именно здесь, в этой группе сконцентрированы главные, первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.

2. Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, право социального обеспечения семейное право, исправительно-трудовое право.

3. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, торговое, право, прокурорского надзора, морское право. [1 С. 63]

Рассмотрим более подробно каждую из основных отраслей современной правовой системы современной России.

1. Государственное (конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

В правовой системе РФ конституционное право считается ведущей отраслью, включающей совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные отношения в государстве. К предмету конституционного права относятся такие отношения, как формирование и структура органов представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности; политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно — территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др.

Поскольку основным источником конституционного права является Конституция РФ, система отрасли выстраивается применительно к структуре Конституции. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем др. источникам права. Другими источниками конституционного права являются федеральные законы, регулирующие отношения, входящие в сферу конституционного регулирования — избирательное законодательство, законодательство об общественных объединениях и др., а также решения Конституционного Суда РФ, нормативные договоры, декларации и др.

Главным методом правового регулирования является учредительно-закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.

2. Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государства. В него входят нормы, определяющие общие принципы деятельности исполнительных органов, порядок прохождения государственной службы, полномочия и порядок деятельности Правительства субъектов РФ, министерств и ведомств, местных администраций, руководства предприятий и учреждений. В эту отрасль включается также установленный Кодексом об административных правонарушениях РФ порядок применения санкций за административные правонарушения.

3. Финансовое право – это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства (РФ и ее субъектов), а также субъектов местного самоуправления. Предмет финансового права — финансовые отношения, формирование и исполнение бюджета, денежное обращение, банковские операции, государственные, региональные и муниципальные кредиты, займы, а также налоговые правоотношения. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица, государственные органы, органы местного самоуправления. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным правом и административным правом, т.к. сферы регулирования этих 3-х отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере имеет исполнительно-распорядительный характер. Метод правового регулирования — императивный, подкрепляемый методами контроля и проверки исполнения. Основные источники — Конституция РФ, БК РФ, НК РФ, др. законы, а также нормативные правовые акты РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления. [6 С. 94]

4. Земельное право — отрасль права, нормы которой регулируют земельные отношения в целях обеспечения научно обоснованного, рационального и результативного использования и охраны земель, создания условий повышения эффективности их использования, охраны прав организаций и граждан как собственников земли, землепользователей или землевладельцев, укрепление законности в области земельных отношений. Земельное право подразделяется на подотрасли — лесное, водное и горное право.

Земельное право в РФ базируется на земельном законодательстве РФ и регулирует отношения собственности на землю, землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением (государственные, колхозные, совхозные, фермерские, арендные, городские и т.д.).

5. Гражданское право — наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные Сними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.

6. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека: формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых договоров (контрактов), коллективных договоров; отношения в сфере социального страхования, охраны труда, техники безопасности; занятости населения. Нормы трудового права регламентируют трудовые отношения: рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения труда; отношения работодателя с трудовым коллективом по поводу установления и применения условий труда; отношения по рассмотрению трудовых споров; отношения по охране труда и ряд других. Субъектами трудовых отношений выступают работники (рабочие и служащие), работодатели (организации и индивидуальные предприниматели, использующие труд наемных работников), профсоюзы. Основные методы регулирования — поощрение и стимулирование. Нормы трудового права содержатся в законодательстве РФ о труде. [2 С. 183]

7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.

8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения.

9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое.

10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания. [4 С. 320]

Особое место среди отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Нормы международного права создаются в результате соглашения между его субъектами — суверенными государствами и содержатся в дву- и многосторонних межгосударственных договорах. Также они формируются в виде международных обычаев. Общепризнанные нормы и принципы международного права также являются обязательными для субъектов международного права; большинство из них закрепляются в международных договорах и обычаях. К источникам этого вида права в определенных случаях относятся также решения и постановления международных организаций (напр. Совета Безопасности ООН), решения международных судов, а также те нормы национального права, которые трансформированы в нормы международного права.

Основу международного права составляет принцип равенства его субъектов: оно в равной мере служит всем государствам независимо от их государственного или политического устройства. Главной его функцией является установление общих критериев деятельности государств в различных сферах международных отношений -политической, экономической, военной, культурной и др., в которых осуществляется международное сотрудничество. Нормы международного права обеспечивают согласованность национальных и межгосударственной правовых систем, институциональное взаимодействие государств и международных организаций, нормативно-правовое регулирование прав и свобод человека (в рамках международного гуманитарного права), определяют правила принятия согласованных и совместных решений, использования процедур рассмотрения международных споров и разрешения конфликтов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Структура права определяется как характеристика внутреннего строения права. В качестве структурных элементов системы права обычно выделяют: нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права, а также сферы права.

В качестве основных критериев, которые лежат в основе выделения отраслей в системе права необходимо отметить материальный критерий, т.е. предмет правового регулирования, и юридический критерий, т.е. метод правового регулирования.

К элементам предмета правового регулирования относятся: круг потенциальных участников правоотношений; обстоятельства, с которыми связывается действие нормы права; варианты возможного и требуемого поведения; объекты правовой деятельности.

К элементам метода правового регулирования относятся: общее правовое положение субъектов правоотношения; основание возникновения субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношения; характер мер юридического воздействия; способы возникновения субъективных прав и юридических обязанностей у субъектов правоотношений; средства гарантирования (обеспечения) субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.

Выделяют четыре основных метода правового регулирования: авторитарный (императивный), диспозитвный, рекомендательный и поощрительный.

Среди отраслей, входящих в систему права, центральное, определяющее место занимает конституционное (государственное) право, предметом которого являются отношения, связанные с принципом организации и работы органов государственной власти, государственного суверенитета, правового положения личности и т.д.

Также выделяются такие отрасли, как административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, уголовное, природоресурсовое (экологическое), право социального обеспечения, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовно-исполнительное, международное публичное и международное частное право.

Право как систему можно разделять на составные части и по другим основаниям. Так в системе действующего права можно выделить три составные части: конституционное право как основополагающее звено права, материальные и процессуальные отрасли.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Шумилов. В.М. Правоведение: учебник для бакалавров/ В.М. Шумилов. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2013. – 423 с. (10 экз.)

2 Смоленский М.Б. Правоведение: Учебник /М.Б. Смоленский. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. – 430 с. (5 экз.)

3 Пугинский Б.И. Правоведение: Учебник / отв. ред. Б.И. Пугинского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2012. – 480 с. (5 экз.)

4 Масликов И.С. Юридический словарь. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 320 с

5 Волков А.М. Основы права. Учебное пособие / А.М.Волков, А.Б. Зеленцов, Е.А. Лютягина, Р.Б. Позднякова / Отв. Ред. А.М. Волков. – М.: РУДН, 2013. – 405 с.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Общая характеристика гражданского права

2. Трудовое право, как отрасль права Республики Беларусь: общая характеристика

3. Общая характеристика морфологии. Краткая характеристика имени существительного, имени прилагательного и числительного

4. Общая характеристика предприятия

5. ГОСУДАРСТВО: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

6. Общая характеристика государственной тайны

7. Отряд воробьинообразные: общая характеристика

8. Общая характеристика деятельности и её мотивация

9. Общая характеристика туристских услуг

10. Общая юридическая характеристика приложений к Соглашению о ВТО