Динамика и проблемы оптимизации государственных заимствований



титульник

Содержание

Введение

Государственный долг – это обязательство страны перед частными лицами, компаниями и другими странами. Госдолг бывает внутренним и внешним. Внутренний формируется за счет продажи экономическим агентам (компаниям и домохозяйствам) государственных облигаций, внешний – за счет размещения суверенных облигаций на открытом рынке и получения суверенных кредитов от иностранных государств.

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью повышения эффективности управления государственными финансами, особенно в условиях принятия дефицитного бюджета. Заимствования, которые влекут за собой накопление государственного долга, влияют на исполнение бюджетов по доходам. Практическая работа финансовых органов по организации управления государственным долгом играет исключительно важную роль в управлении в целом государственными финансами.

Целью работы является анализ проблем государственного долга и пути их решения.

Объект исследования – правовые основы и масштабы государственного долга.

Предмет исследования – государственный долг.

Задачами исследования является:

– дать рекомендации по совершенствованию управления государственным долгом России с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Структура работы обусловлена ее целью. Курсовая  работа состоит из двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Экономическое содержание государственного долга Российской Федерации

  1. Сущность государственного долга и причины его возникновения

Согласно ст. 6 БК РФ государственный долг представляет собой передачу в собственность субъекту Российской Федерации, который обязан погасить вместе с уплатой процентов (платы) на сумму предоставленного займа.

БК РФ (гл. 15) понятие «государственный долг» впервые применено к правоотношениям, в которых субъект РФ выступает в качестве кредитора (причем только иностранных государств). В этих же случаях, когда субъект РФ выступает в лице заемщика временно свободных финансовых ресурсов физических и юридических лиц и зарубежных государств, как субъектов международного права и пр.

В настоящее время общепринятого понятия государственного долга в действующих международно-правовых документах не существует. К примеру, в Венской (1983 г.) конвенции о правопреемстве государств относительно государственных архивов, государственной собственности и государственных долгов под государственным внешним долгом понимается совокупность всех финансовых обязательств государства. Данная Конвенция еще не вступила в силу, но это не мешает государствам использовать дефиниции, содержащиеся в ней, в заключаемых ими соглашениях. Данное понятие было использовано государствами - членами СНГ при заключении соглашений о правопреемстве в отношении внешних долгов и активов бывшего СССР.

При этом в российской и зарубежной экономической литературе нет однозначной позиции в отношении понятия государственного долга.

В зарубежной литературе дается понятие государственного долга как анализ дефицита государственного бюджета. И государственный долг - это есть ничто иное как общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицита, которые имели место быть.

Также, следует отметить, что экономисты также несколько по-разному интерпретировали долг, отражая те или иные отдельные ее стороны. Так, экономисты в ключевом аспекте уделают внимание материальному содержании указанной категории. Некоторые выделяют государственный долг как накопленную задолженность государственных органов, а другие - как размер накопленных регионом за установленный период бюджетного дефицита за минусом накопленного профицита. Есть экономисты которые характеризуют государственный долг, как размер прямых долговых обязательств территориальных органов государственного управления перед хозяйственными единицами других сегментов экономики внутри региона (внутренний долг), а также перед иностранными кредиторами (внешний долг) —Экономика: Учебник. Под ред. А.С. Булатова. М., 2017. С. 760.

Законодатель же вкладывают в эту категорию, на практике, обязующий фактор, указывая на то, что государственный долг субъекта РФ - это прежде всего обязательства региональных государственных властей государства перед своими кредиторами (заимодавцами), состав которых зависит от рамок и правил, которые установлены или санкционированных государством —Златкис Б.И. Долговая проблема - модная дискуссия или насущная забота государственной власти? // Финансы. 2016. N 12. С. 3..

За рубежом традиционно сложилось деление долга на государственный долг (publiс debt, la dette publique) и частный долг (private debt, la dette privee). Под частным долгом понимается задолженность негосударственных институтов —Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. М.: ВШЭ, 2015 С. 21..

Отношения частного кредита, а следовательно, и образование частного долга, являющиеся объектом регулирования частного права, выведены за рамки данного исследования.

Под государственным долгом понимается задолженность, должником или гарантом по которой выступает государство.

В странах Запада определена своя классификация обязательств, которая основана на противопоставлении частных и общественных обязательств. Английский термин peublic debit является по своему значению понятным отечественной терминологии «государственный долг». Основное отличие между указанными понятиями состоит в том, что к английскому термину государственный долг относят долговые обязательства международных институтов, которые по своему назначению являются надгосударственными образованиями. В нашей стране обязательства международных институтов не относится к государственному долгу.

Частный долг как вторая часть совокупного долга представляют собой обязательства негосударственных институтов. Классически он определялся как обязательства крупных компаний. Но в последнее время учитывая новые тенденции развития финансового рынка из общего размера негосударственного долга определяются обязательства финансовых институтов (небанковских финансовых институтов и банков).

В зависимости от уровня органов государственной власти, осуществляющих заимствования, можно выделить долг центрального правительства и долги региональных органов исполнительной власти, долги субъектов Федерации, а также муниципальные долги органов местного самоуправления.

Перед нами карта стран мира по величине внешнего долга (см. Рисунок 1.1).

Рисунок 1.1- Общемировой показатель госдолга в 2016 году

Если у страны много долгов, значит внутри нее много денег. Эти деньги всегда работают, они не могут лежать просто так. На них строятся заводы, покупаются товары, осуществляются исследования и т.д.

И даже если эти деньги украдены, все равно они куда-то тратятся в стране, а значит, они работают. Интересная формула подсчета величины долга, которую может позволить себе страна. Она основывается на величие ВВП государства. Если ваши доходы, обеспеченные взятыми кредитами, растут быстрее, чем долги, значит, вы ведете правильную финансовую политику. Размер долга является приемлемым до тех самых пор, пока рост вашего богатства (в случае страны – ВВП), обеспеченный им превышает объем текущих обязательств по погашению.

Если экономика растет со средним темпом 3% в год, а ежегодные выплаты составляют 2% от размера ВВП — это абсолютно нормальный показатель. Соединенные штаты на протяжении своей истории были самым большим, при этом – наиболее надежным заемщиком на планете. При том, что были периоды истории, когда дефицит бюджета доходил и превышал 100% ВВП. Тем не менее, американские суверенные облигации остаются самой тихой (потому и самой низкодоходной) гаванью планеты.

Таким образом, можно сделать вывод, что высокий размер государственного долга отнюдь не означает, что страна находится в кризисе. С практической точки зрения большой государственный долг часто является показателем доверия к государству.

Часто страны с большим долгом имеют развитую экономику и высокий уровень жизни. Впрочем, нельзя утверждать, что долг – это какой-то абсолютный показатель развитой экономики, ведь вполне реально встретить страну, имеющую огромные долги и находящуюся в глубоком кризисе. —Интернет-источник:URL: http://nonews.co/economica/takoe-gos-dolg-strany

Лидером по внешнему долгу в денежном эквиваленте являются США, они должны кредиторам приблизительно 19 трлн долларов. Это 109% американского ВВП. Общий долг стран ЕС составляет почти 18 трлн. долларов, что немного превышает общий европейский ВВП. Зато долговые обязательства Китая всего лишь 748 млрд долларов, что равняется 9% ВВП страны. В целом долг развитых стран обычно от 50 до 100 процентов ВВП и никто не делает из этого трагедии. Основным вопросом является то, насколько быстро развивается экономика. В США с этим нет абсолютно никаких проблем. Экономика страны быстро растет, инвесторы верят в национальную валюту.

  1. Виды и структура государственного долга Российской Федерации

За последнее время проблемы внешней задолженности стран все больше стали вызывать интерес экономистов. Внешний государственный долг является неотъемлемой частью денежно-кредитной политики любого государства. Практически все страны прибегают к внешним заимствованиям для решения социально-экономических проблем.

Внешний долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве любого государства. Но ограниченность собственных финансовых ресурсов, не всегда рациональное использование заемных средств, нарушение сроков погашения займов обусловили значительный рост внешних заимствований во многих странах.

Государственный долг – это результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Внешний долг – это задолженность правительства гражданам и организациям других стран.

Внутренний долг – это долговые обязательства правительственных органов перед юридическими и физическими лицами своей страны. Причинами возникновения государственного долга являются, прежде всего, трудные периоды для экономики: военные действия, глубокие и длительные экономические спады (кризис).

Также в последнее время к причинам возникновения государственного долга относят банковские проблемы.

Как правило, рост государственного долга влечет за собой негативные экономические последствия, подрывает экономическую стабильность страны. Это можно объяснить тем, что:

1. При выплате процентов по государственному внутреннему долгу увеличивается неравенство в доходах населения.

2. Государство использует повышение налоговых ставок, что усиливает социальную напряженность в обществе.

3. При наличии внешнего долга часть созданного продукта внутри страны передается за рубеж.

4. Происходит рост ставки процента на капитал.

Важнейшими мерами по управлению государственным долгом являются конверсия и консолидация. Конверсия – изменение доходности займа.

Для того чтобы снизить расходы по выплатам долга, государство обычно снижает размер процентов по займам. Конверсия предполагает изменение ставки процента или срока выплаты долга.

Правительство государства обычно стремится отложить срок погашения долга, что превращает государственный долг из краткосрочного в среднесрочный или долгосрочный.

Существует три вида конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. Добровольная конверсия – ситуация, когда кредитор может согласиться с новыми условиями погашения займа или же может оставить прежние условия выплаты. В ситуации принудительной конверсии кредитор обязан согласиться с новыми условиями погашения займа.

При факультативной конверсии кредитор имеет право выбора новых условий выплаты. —Алехин Б.И. Государственный долг / Б.И. Алехин. – Изд.: Юнити- Дана, 2014. – 335 с

Консолидация государственного долга предполагает продление срока выплат краткосрочных и среднесрочных займов, а затем превращая все займы в один большой долгосрочный долг.

Другие меры по управлению государственным долгом:

1. Аннуляция – полная отмена выплаты долга. Аннуляция применяется только в том случае, когда государство признает себя банкротом в качестве должника.

2. Пролонгация – продление срока выплаты долга, но с погашением процентов.

3. Секьюритизация – перепродажа государственных облигаций на фондовой бирже.

4. Капитализация – перевод государственных облигаций в частные акции для продажи на бирже.

5. Новация – представляет собой соглашение кредитора и заемщика о прекращении долговых обязательств или заменой их другими обязательствами, предусматривающие иные условия погашения долгов.

6. Унификация – представляет собой процесс принятия решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, превращение их в новые займы.

7. Отсрочка платежа – происходит в ситуациях, когда государство не может вовремя погасить долг, но при этом выпуск новых займов не эффективен.

8. Обмен по регрессивному соглашению является самым нежелательным методом, т.к. предполагает отказ государства от части своих долгов.

Любое государство устанавливает предельные объемы внешнего и внутреннего долга на очередной финансовый год.

В целом, предельный объем государственного долга не должен превышать объем расходов бюджета государства —Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. – 2000-2016. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/..

Своевременная невыплата займов, невыполнение своих обязательств создает государствам такую угрозу как дефолт. Дефолт это – своевременная невыплата займов, невыполнение своих долговых обязательств.

Дефолт имеет множество отрицательных последствий, сред и них можно выделить следующие:

1. Репутация государства как заемщика снижается;

2. Подрывается доверие к правительству государства, к его политике;

3. Правительство отказывается от своих обязательств, что может повлечь за собой изоляцию государства на международной арене;

4. Кредиторы оказывают политическое давление на должника;

5. Арест имущества должника, которое находится за рубежом —Информационный портал «РИАНОВОСТИ» [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://ria.ru/.

Рост величины государственного долга негативно сказывается на экономике страны, подрывает экономическую стабильность. В виду этого важно разумное управление внешним государственным долгом —Толстоброва Н.А. Влияние государственного долга на динамику раз- вития Российской Федерации / Н.А. Толстоброва // Бюджетная система. – 2013. – № 20 (548)..

В нынешней же ситуации принятие новых обязательств по предоставлению кредитов иностранным заемщикам сопряжено с повышенными рисками, в том числе с рисками неисполнения данных обязательств.

На протяжении многих десятилетий для большинства стран мира остается актуальной проблема суверенных долгов. Почти у всех стран мира наблюдается долговая экономическая система.  Возникает государственный долг по многим причинам,  а  самыми  главными  из  них  являются  проблемы  бюджетного дефицита,  наличие  свободных  денежных  средств  у  населения  и  прочие государственные  заимствования,  связанные  с  решением  социально-экономических проблем.

На  основе  государственных  задолженностей  различных  стран функционирует  международный  рынок  суверенных  долгов,  который представляет  собой  совокупность  экономических  отношений  между участниками  мирового  финансового  рынка  по  поводу  заимствования финансовых ресурсов и предоставлении их в кредит.

Внутренний государственный долг возникает путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Внешний государственный долг возникает при предоставлении финансовых ресурсов со стороны правительственных учреждений, банков, организаций, находящихся за границей. Основными держателями внешнего долга являются компании, государственные учреждения различных стран, банки, а также финансовые международные организации.

На сегодняшний день существуют несколько широко известных методов и способов управления государственным долгом, осуществляемого государством, к ним относят:

1) рефинансирование государственного долга, под которым понимается система погашения первоначальной государственной задолженности путем выпуска новых займов. Государство с помощью Центрального банка страны использует данный метод в случаях дефицита бюджета или увеличения государственной задолженности.

2) конверсия, представляющая собой изменение доходности займов, при котором государство снижает расходы по управлению государственным долгом путем снижения размера выплачиваемых процентов по займам;

3) консолидация государственного долга представляет собой изменение условий займов с целью удлинения, реже сокращения, его срока. Консолидация проводится через обмен облигаций предыдущего займа на новый.

4) унификация займов является методом, упрощающим управление государственным долгом и сокращающим расходы по его обслуживанию, поскольку при объединении несколько займов в один, происходит уменьшение количества ценных бумаг;

5) новация, как метод замены исходной договоренности между сторонами другой договоренностью между этими же сторонами, предусматривающей другой способ исполнения;

6) аннулирование государственного долга – полный отказ государства от обязательств по выпущенному займу. При этом данный метод является менее предпочтительным, так как может подорвать авторитет государства, который зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки. Также существует способ обмена по регрессивному соотношению облигаций предыдущих займов на новые. Такой метод проводится с целью сокращения государственного долга, но также как и аннулирование является одним из нежелательных, так как представляет собой частичный отказ государства от своих долгов.

Выбирая методы управления государственным долгом, необходимо помнить о том, что основная задача заключается в изменении долговой стратегии с отсрочки платежей на сокращение долга.

Глава 2.Динамика и проблемы оптимизации государственных заимствований

2.1 Анализ динамики государственных заимствований Российской Федерации

За первый месяц 2017 г. внутренний долг Российской федерации вырос на 70 млрд. рублей. Таким образом, обязательства государства превысили 8 трлн. 73 млрд. рублей.

В прошлом году Россия активно наращивала свои внутренние долговые обязательства — за 2016 г. они прибавили почти 696 млрд. рублей. Наша страна стала чаще обращаться за финансированием в рублях после введения санкций против России и обвалом нефтяных котировок. Так, за 2014 г. внутренний долг вырос на 1,5 трлн. рублей, в то время как внешний упал на 1,4 млрд. долларов (по текущему курсу около 83 млрд. рублей).

Источник: Минфин

Рисунок 1 -Внутренний долг России (млрд. руб.)

Однако падающие цены на «черное золото», а вместе с ним и снижение курса рубля, оттолкнули иностранных инвесторов от кредитования нашей страны. За 2015 г. общий внутренний долг России вырос всего лишь на 66 млрд. рублей, это меньше, чем за первый месяц 2017 г.

Министерство финансов пользуется ажиотажным спросом на российский суверенный долг, размещая рекордные объемы ОФЗ. За последние 6 лет январь обычно являлся периодом погашения задолженности. Этот год стал исключением, когда она увеличилась 70 млрд. рублей.

По заявлению Министра финансов Антона Силуанова этот год мы все же можем закончить, не потратив все средства из Резервного фонда. Это будет возможно при ценах на нефть выше 50 долларов за баррель, а также при росте объемов заимствования, чем сейчас подконтрольное ему ведомство и занимается.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, средний объем государственный внешний долг Российской Федерации в период 2010-2014 гг. составил 3118,4 млрд. долл. США.

Таблица 1 - Внешний долг Российской Федерации (млн. долларов США)  —Официальный сайт Министерства финансов РФ -http://minfin.rinet.ru




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Динамика и проблемы оптимизации государственных заимствований

2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

3. Особенности и проблемы аттестации государственных гражданских служащих

4. Фонетическое освоение английских заимствований в русском языке

5. Динамика регулирования ТУ АЕС

6. Методы оптимизации Курс лекций

7. Решение задач оптимизации в среде Mat Lab

8. Математическая модель оптимизации системы теплоснабжения

9. Динамика и регулирование гидро- и пневмосистем

10. Динамика. Инерциальные и неинерциальные системы

 

01.01.2014

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017  (оценка)

Всего

728 864

599 901

518 418

518 661

Органы государственного управления

61 743

41 606

30 551

37 500

Федеральные органы управления

60 962

41 027

29 987

37 290

Новый российский долг

58 949

39 257

28 747

36 244

кредиты международных финансовых организаций

1 570

1 195

999

861

МБРР

1 210

894

755

673

прочие

360

301

244

187

прочие кредиты

157

46

0

0

ценные бумаги в иностранной валюте

27 821

21 484

12 646

11 825

ценные бумаги в российских рублях

29 023

16 139

14 735

23 189

прочая задолженность

378

393

366

369

Долг бывшего СССР

2 012

1 770

1 240

1 046

социалистическими странами

964

862

414

396

официальными кредиторами

1 026

887

805

629