Расчет годовой программы работы станции технического обслуживания автомобилей



Содержание

Введение.....................................................................................................................

1. Разработка технологического процесса на СТОА и электротехническом участке...........................................................................................................................

1.1. Разработка и характеристика технологических процессов станции технического обслуживания автомобиля СТОА....................................................

1.1.1. Характеристика видов работ производимых на СТОА...............................

1.1.2. Характеристика технологического процесса работы с клиентами и обслуживаемым транспортом..................................................................................

1.1.3. Назначение и характеристика производственных участков СТОА...........

1.2. Разработка операционной технологии электротехнического участка..........

1.2.1. Разработка операций, выполняемых на электротехническом участке.......

1.2.2. Примерная технология постового обслуживания генератора модели 37.3701 на электротехническом посту и его контрольного стендового испытания на электротехническом участке...........................................................

2. Расчет годовой программы работы станции технического обслуживания автомобилей...............................................................................................................

2.1. Исходные данные...............................................................................................

2.2. Общее годовое число автомобилезаездов на СТОА.......................................

2.3. Предварительный расчет общего числа постов СТОА...................................

2.5. Расчет числа постов и участков........................................................................

2.6. Расчет численности основного рабочего персонала по постам и участкам.

2.7. Трудоемкость вспомогательных видов работ..................................................

2.8. Численность вспомогательного рабочего персонала......................................

2.9. Численность автомобилемест хранения и ожидания......................................

2.10. Расчет площади постов....................................................................................

2.11. Расчет площади участков.................................................................................

2.12. Расчет площади складских помещений..........................................................

2.13. Расчет площадей вспомогательных помещений...........................................

2.14. Площади административных помещений и помещений для клиентов СТОА..........................................................................................................................

3. Подбор технологического оборудования для электротехнического участка СТОА и разработка производственной структуры персонала..............................

3.1. Подбор технологического оборудования и его характеристика....................

3.2. Организационная структура производственного персонала СТОА..............

4. Зонирование и планировка СТОА и электротехнического участка.................

4.1. Зонирование станции технического обслуживания.......................................

4.2. Компоновка электротехнического участка СТОА.........................................

4.3. Разработка предложений по экологии и ресурсосберегающим технологиям в производственном процессе СТОА....................................................................

5. Техника безопасности..........................................................................................

5.1. Общие правила техники безопасности.............................................................

5.2. Пожаробезопасность..........................................................................................

5.3. Электробезопасность...............................................................................................

5.4. Техника безопасности на рабочих местах и виды производственных инструктажей, производимых главным инженером СТОА..................................

Заключение.................................................................................................................

Список литературных источников...........................................................................

Введение

Электрическая часть автомобиля - одна из особо ответственных его составляющих. От исправности всех электрических цепей и приборов электроснабжения зависит работоспособность автомобиля в целом. Все современные автомобили, а иностранные в особенности, настолько насыщены электроникой, что общая длина электрических проводов на автомобиль может превышать 10 км. Неисправности в системе управления могут стать причиной полного отказа в функционировании находящихся под ее контролем узлов или агрегатов.

Это требует постоянного технического обслуживания электроники автомобиля, проведения своевременных работ по замене пришедших в негодность электронных компонентов и расходных материалов электрической части - в особенности узлов световой и звуковой сигнализации и освещения. Поэтому востребованность в услугах автоэлектрики в современных условиях все более возрастает.

Не на всех станция технического обслуживания сегодня имеются электротехнические участки. Это объясняется тем, что ремонт электроники и автоэлектрики является достаточно сложным процессом, требующим постоянного повышения профессионализма работников и улучшения материальной базы электротехнического участка.

Следует учитывать и то, что ремонт и диагностика электронных систем конкретного автомобиля является зачастую дорогостоящим и трудоемким процессом. также большинство электрических компонентов не подлежит ремонту, а только заменяется новыми, что создает предпосылки для удорожания стоимости услуг. Напротив, генераторные установки и стартерные узлы подлежат ремонту, а также должны испытываться для выявления действительного технического состояния. Это требует от автосервиса оборудовать электротехнический участок не только ремонтным оборудованием но и средствами диагностических воздействий и комплексных испытаний приборов электроснабжения.

Исходя из этого, настоящий курсовой проект ставит задачи:

- составление списка работ на станции технического обслуживания автомобилей (СТОА);

- разработка технологических процессов обслуживания на постах и участках СТОА, а также на электротехническом участке - в особенности;

- разработка технологических процессов обслуживания одного из узлов электрической части автомобиля - генераторной установки переменного тока;

- обоснование и расчет годовой технологической программы работы СТОА для различных услуг;

- обоснование планировки и зонирования СТОА в целом по результатам технологического расчета и в отдельности - планировки электротехнического участка с указанием расположения оборудования, источников жизнеобеспечения и рабочих мест;

- принятие решений по комплектованию электротехнического участка технологическим оборудованием с указанием основных его характеристик, функционального назначения и стоимости;

- разработка организационной структуры основного, вспомогательного и административного персонала СТОА;

- разработка мероприятий по охране труда, экологической безопасности СТОА, а также мероприятий по ресурсосбережению на СТОА.

Указанные задачи решаются в курсовом проекте в объеме 5 разделов пояснительной записки и четырех листов графической части формата А2.

1. Разработка технологического процесса на СТОА и электротехническом участке

1.1. Разработка и характеристика технологических процессов станции технического обслуживания автомобиля СТОА.

1.1.1. Характеристика видов работ производимых на СТОА.

Станция технического обслуживания специализируется на техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей полной массой до 3,5 т. Предоставляемые СТОА услуги клиентам:

- контрольно-диагностические работы;

- техническое обслуживание в полном объеме;

- электротехнические работы;

- ремонт приборов системы питания;

- ремонт тормозных систем;

- регулировка углов установки управляемых колес;

- смазочно-заправочные работы;

- агрегатный ремонт;

- уборочно-моечные работы (обязательные технологические);

- приемка и выдача а/м (обязательные технологические).

1.1.2. Характеристика технологического процесса работы с клиентами и обслуживаемым транспортом.

Общая схема технологического процесса обслуживания автомобиля на СТОА приведена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Схема выполнения технологического процесса

на участках СТОА

В основу организации технологического процесса положена единая схема обслуживания. Автомобили, прибывающие на СТОА для проведения обозначенных в п. 1.1 работ по ТО и ТР, попадают на участок приемки автомобилей напрямую или через участок уборочно-моечных работ – в зависимости от степени загрязнения шасси и кузова. При работе с клиентом выделяются следующие основные стадии:

- прием заявки от клиента;

- подготовка к выполнению заказа в согласованные сроки;

- прием автомобиля в ремонт;

- технический ремонт или техническое обслуживание;

- заключительный технический контроль;

- передача автомобиля владельцу после оплаты стоимости ремонта.

На посту приемки автомобиля проводится контрольный осмотр автомобиля и вместе с владельцем составляется заказ-наряд на проведение ТО или ТР. В заказе-наряде указывается причина обращения, комплектность автомобиля при поступлении в обслуживании и начальные внешние видимые дефекты кузова во избежание разногласий с клиентом. Объем работ и примерное время их выполнения определяется непосредственно при приемке или в дальнейшем во время проведения работ, но в обязательном порядке указывается в заказе-наряде.

При отсутствии свободных постов обслуживания автомобиль направляется в предварительную зону ожидания, клиент в это время в зависимости от сроков проведения работ может ожидать в зоне отдыха или покинуть СТОА. При оставлении автомобиля на длительный срок обслуживания с клиентом поддерживается обратная связь от лица мастера-приемщика СТОА.

При наличии свободных постов из зоны ожидания автомобиль попадает на необходимый пост. Это может быть пост диагностики, где уточняются дополнительные обстоятельства неисправности автомобиля и оценивается остаточное техническое состояние отдельных его узлов, агрегатов и систем. При видимых причинах возникновения неисправности автомобиль направляется непосредственно на пост обслуживания, согласно специализации выполняемых работ.

При необходимости снятия узла, агрегата и невозможности его обслуживания непосредственно на посту, а также необходимости специализированной стендовой регулировки, указанный узел или агрегат направляется с основного поста обслуживания на специализированный участок – агрегатный, электротехнический, ремонта приборов систем питания и т.д.

Отдельными специализированными постами в зоне ТО и ТР являются пост регулировки углов управляемых колес и шиномонтажный пост.

После устранения обнаруженных неисправностей автомобиль покидает пост обслуживания и направляется в зону ожидания для выдачи клиенту. После заключительного контроля выполненных работ в присутствии клиента (непосредственный осмотр или пробная поездка с мастером-приемщиком) клиент оплачивает стоимость работ и покидает СТОА.

При разногласиях в объеме и качестве обслуживания в присутствии клиента составляется акт о несоответствии выполненных работ заявленным (в случае обоснованности претензий со стороны клиента). В этом случае цикл поступления автомобиля в ремонтную зону и на посты и участки обслуживания повторяется до выдачи автомобиля клиенту.

1.1.3. Назначение и характеристика производственных участков СТОА.

Участок уборочно-моечных работ. Технологический процесс уборочно-моечных работ включает в себя: уборку салона автомобиля, мойку кузова автомобиля, шасси и двигателя, сушку и полировку кузова. Данные работы выполняют на отдельном изолированном участке, оборудованном водоочистительными сооружениями и аппаратами высокого давления.

Участок приемки и выдачи автомобиля. Данный участок является начальным и конечным пунктом пребывания автомобилей на СТОА. Здесь клиент передает свой автомобиль обслуживающему персоналу и получает его обратно. При приемке автомобиля выполняются следующие работы: проверка агрегатов и узлов на неисправность которых указывает в заявке клиент; внешний осмотр автомобиля и проверка его комплектности; проверка агрегатов, узлов и систем, влияющих на безопасность автомобиля в движении, проверка технического состояния автомобиля с целью выявления дефектов, не заявленных владельцем.

Участок диагностики автомобилей. Диагностический участок выполняет функции измерительного органа на СТОА. Он служит для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без их разборки и представляет собой технологический элемент ТО и ТР и основной метод выполнения контрольных работ.

Участок технического обслуживания и технического ремонта. Работы ТО выполняются на рабочих постах и включают в себя крепежные, диагностические, регулировочные, а также смазочно-заправочные и шиномонтажные. Работы по ТО автомобиля могут выполняться на одних и тех же постах, что и работы по ТР автомобиля при родственности работ. Технический ремонт автомобиля носит характер заявочного и включает в себя кроме обозначенных выше работ – ремонтно-восстановительные по любым узлам, агрегатам и системам автомобиля. Как правило, посты ТО и ТР выполняются на СТОА легковых автомобилей тупиковыми и технологически тяготеют к специализированным ремонтным участкам, расположенным в непосредственной близости от постов.

Агрегатно-механический участок выполняет разборочно-сборочные, моечные и ремонтно-восстановительные и контрольно-испытательные по двигателю, агрегатам трансмиссии и другим съемным с автомобиля узлам.

Участок ремонта электрооборудования выполняет проверку и ремонт приборов электроснабжения, снятых с автомобиля, при невозможности ремонта их на постах ТР.

Участок по ремонту топливной аппаратуры производит ремонт систем питания бензиновых и дизельных двигателей, а также стендовую проверку их работоспособности с последующей регулировкой.

Шиномонтажный участок выполняет работы по обслуживанию и ремонту колес и шин ходовой части автомобилей, а также хранение шин на смежном складе шин и РТИ.

1.2. Разработка операционной технологии электротехнического участка.

1.2.1. Разработка операций, выполняемых на электротехническом участке.

Надежность работы электрооборудования автомобилей обеспечивается выполнением определенного перечня работ через установленные промежутки времени. Для электрооборудования имеется определенный перечень работ, связанный с выполнением ежедневного осмотра (ЕО), технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) и заявочного ремонта (ТР).

При ЕО контролируют работу приборов освещения, стеклоочистителей, системы вентиляции и отопления, контрольно-измерительных приборов. Кроме этого, производят очистку от грязи и пыли все приборы освещения и световой сигнализации.

При ТО-1, прежде всего, выполняют операции ЕО. Затем очищают поверхность аккумуляторной батареи от загрязнений и проверяют ее состояние. При этом контролируют уровень электролита в банках батареи и при необходимости доливают дистиллированную воду. При ТО-2 обязательно выполняют все операции ТО-1. Затем в аккумуляторной батарее проверяют и доводят до нормы плотность электролита, при необходимости батарею заряжают. Проверяют состояние и крепление приборов электрооборудования и электрических проводов системы зажигания. Проверяют и регулируют натяжение приводных ремней генератора, работу реле-регулятора. После вывертывания искровых свечей зажигания контролируют их состояние, очищают и регулируют зазор между электродами. Очищают внутреннюю поверхность крышки прерывателя-распределителя, проверяют и регулируют зазор между подвижными и неподвижным контактами. Проверяют правильность установки фар и при необходимости производят их регулировку.

При сезонном обслуживании (СО) выполняют все операции ТО-2. Проводят регулировку реле-регулятора на напряжение, проверяют и доводят до нормы плотность электролита в батарее в соответствии с временем года.

После пробега 25-30 тыс. км для легкового автомобиля обычно выполняют следующие плановые операции:

- снятие генератора, проверка его коллекторной части (контактных колец), щеток, подшипников;

- проверка работы генератора на специализированном стенде типа Э250М, 523М и т.д.;

- устранение выявленных в генераторной установке неисправностей и установка генератора на место;

- снятие стартера с двигателя;

- проверка состояния коллекторной части стартера, проверка контактов тягового реле, подшипников и других деталей;

- проверка работы стартера на вышеуказанных стендах, устранение выявленных неисправностей, регулировка хода шестерни зацепления;

- установка стартера на место;

- снятие прерывателя-распределителя с двигателя;

- проверка состояния подшипника подвижного диска прерывателя, рычажка, валика и кулачка;

- проверка на стенде Э250М угол замкнутого состояния контактов прерывателя, угол чередования искрообразования, его бесперебойность, работу вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания;

- устранение выявленных неисправностей прерывателя-распределителя, установка прибора на место.

Общий процесс ремонта любой детали или узла электрооборудования поступившего в случае ТР (заявочного) на электротехнический участок приведен на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Технологический процесс выполнения работ на электротехническом участке СТОА

Узел, снятый в сборе с автомобиля на участке ТР, поступает на электротехнический участок. Там происходит его очистка от механических загрязнений, разборка на составные части и определение их остаточного технического состояния. Годные детали поступают на промежуточное стеллажное хранение на участке. Негодные складируются и утилизируются впоследствии. Детали, требующие ремонта могут быть отремонтированы механическим воздействием, либо заменой изношенной части на новую. Обычно расходные детали, такие как подшипники, сальники и втулки скольжения ремонту не подлежат. После завершения промежуточных ремонтных этапов с отдельными деталями узла электрооборудования, их комплектуют и собирают в общий узел. Собранный узел испытывается стендовым способом, выявляется соответствие функциональных параметров узла номинальным показателям (напряжение, сила тока, угол замкнутого состояния контактов, момент искрообразования и т.д.). Испытанный узел при незначительном расхождении с базовыми параметрами допускается к сдаче в зону технического ремонта СТОА, где устанавливается на автомобиль.

1.2.2. Примерная технология постового обслуживания генератора модели 37.3701 на электротехническом посту и его контрольного стендового испытания на электротехническом участке.

При техническом обслуживании или ремонте генератора автомобиля модели 37.3701 (переднеприводные модели ВАЗ) он может быть подвергнут обслуживанию непосредственно на автомобиле, а при необходимости – снят и передан для ремонта и контрольного стендового испытания на электротехнический участок.

Общий вид генератора приведен на рисунке 1.3.

К работе с генератором автомобиля может быть допущен специалист-электрик разряда работы не менее 3-4. Примерная продолжительность выполнения операции по постовому техническому обслуживанию составляет 0,3 чел-час, стендовая контрольная проверка составляет 0,35 чел-час.

При техническом обслуживании и стендовом контроле широко распространенного на отечественных моделях генератора 37.3701 используются следующие инструменты и принадлежности:

- гаечные ключи открытого хвата по ГОСТ 2839-80 размеров зева 10×12, 11×14 и 14×17;

- плоскогубцы ГОСТ 5547-86;

- стеклянная шлифовальная бумага ГОСТ 5009-82 зернистости 80-100 единиц;

- обтирочная ветошь ТУ 68-178-77-82.

В качестве контрольно-испытательного стенда выступает стенд модели Э250М, технические характеристики которого приведены в разделе 3.

Рисунок 1.3 – Генератор 37.3701

1 – крышка со стороны контактных колец; 2 – выпрямительный блок; 3 – вентиль выпрямительного блока; 4 – винт крепления выпрямительного блока; 5 – контактное кольцо; 6 – задний шарикоподшипник; 7 – конденсатор; 8 – вал ротора; 9 – вывод "30" генератора; 10 – вывод "61" генератора; 11 – регулятор напряжения; 12 – вывод "В" регулятора напряжения; 13 – щетка; 14 – шпилька крепления генератора к натяжной планке; 15 – шкив с вентилятором; 16 – полюсный наконечник ротора; 17 – дистанционная втулка; 18 – передний шарикоподшипник; 19 – крышка со стороны привода; 20 – обмотка ротора; 21 – статор; 22 – обмотка статора;

23 – полюсный наконечник ротора; 24 – буферная втулка;

25 – втулка; 26 – поджимная втулка

а. Постовое техническое обслуживание генератора модели 37.3701.

1. Проверить надежность крепления генератора к двигателю, крепление шкива генератора, натяжение ремня привода (прогиб ремня в пределах 10 мм под усилием 45 Н), а также соединение проводов с выводами генератора и регулятора напряжения;

2. Осмотреть щеточный узел и удалить продувкой сжатым воздухом щеточную пыль из корпуса генератора и щеточного узла;

3. Проверить надежность соприкосновения щеток с контактными кольцами, имеется ли заедание щеток в щеткодержателях.

Вышеуказанные п.п. 1-3 входят в регламент времени постового обслуживания в пределах трудоемкости 0,3 чел-час. Для периодического регламентного обслуживания после пробега легковым автомобилем 25000 км генератор снимается и направляется для частичной разборки на электротехнический участок. Основная цель – определить остаточное состояние коллекторной части узла и очистка от пыли и грязи.

Для выполнения указанных операций необходимо на посту обслуживания:

- отсоединить аккумуляторную батарею от питания бортовой сети автомобиля снятием клеммы «-», так как плюсовая клемма находится под напряжением;

- снять генератор с автомобиля ослабив ремень привода и развернув кронштейн крепления.

На электротехническом участке производятся работы по дефектации коллекторной части генератора и ее очистки от загрязнений:

1. Снять крышку со сторону контактных колец, очистить ветошью,  смоченной в бензине детали генератора от пыли и грязи;

2. Проверить высоту щеток (не менее 8 мм от посадочной площадки пружины до основания щеток), при необходимости щетки заменить;

3. При замене щеток проточить контактные кольца при износе 0,5 мм по диаметру (минимально допустимый диаметр колец – в пределах 29,2 мм);

4. Собрать генератор, направить его для установки на автомобиль в зону ТР СТОА.

б. Контрольная проверка генератора 37.3701 в объеме трудоемкости 0,35 чел-час.

Исправность генератора и правильность его сборки при необходимости проверяется стендовым контролем частоты вращения ротора генератора в минуту времени, при которой достигается напряжение 12,5В по контрольному вольтметру стенда Э250М. При этом проверка выполняется для оборотов холостого хода двигателя и оборотах полной нагрузке (имитируемых на роторе контрольного стенда).

Контрольная проверка проводится следующим образом:

1. Установить генератор на стенд (рисунок 1.4);

2. Соединить генератор с контактными выводами стенда:

- выводыII иV стенда с клеммой «+» генератора;

- вывод М стенда с заземленной частью стенда;

- вывод П стенда с клеммой низкого напряжения прерывателя-распределителя, устанавливаемого рядом на стенде;

Рисунок 1.4 - Схема стендовой контрольной проверки генератора

на стенде Э250 М

3. Установить нуль контрольного тахометраnДВС стенда Э250М;

4. Поставить переключатель контрольного амперметра А3 стенда в положение 50 А;

5. Включить стенд переключателем и плавно увеличивая частоту вращения приводного ротора отметить обороты, при которых контрольное напряжение по вольтметруV1 стенда составит ровно 12,5В. Частота вращения не должна превышатьnДВС=900 об/мин. Превышение на 50-70 об/мин указывает на неисправность генератора.

6. Не останавливая ротор стенда включить реостат нагрузки и регулируя частоту вращения ротора и величину тока нагрузки генератора, установить напряжение ровно 12,5В и ток нагрузки 28А. На исправное состояние генератора указывает частота вращения контрольного тахометра не превышающаяnДВС=1100 об/мин.

После проведения указанных действий генератор 37.3701 в сборе может быть доставлен в зону ТР СТОА для установки на автомобиль.

Таблица 1.1 – Технологическая карта

контрольной проверки генератора 37.3701

2. Расчет годовой программы работы станции технического обслуживания автомобилей.

2.1. Исходные данные.

- количество обслуживаемых в год автомобилейNa=1200 ед;

- тип автомобилей - легковые;

- среднегодовой пробег в г. Астрахань - 15000 км;

- число рабочих дней в году ДР=305;

- число смен С=1;

- продолжительность смены Тсм=8 часов;

- специализация СТОА - городская комплексная, без постов кузовного и малярного ремонта.

2.2. Общее годовое число автомобилезаездов на СТОА.

Расчет ведется по следующему выражению:

АЗ=Nanг=1200∙2=2400 заездов(2.1)

гдеNa - число автомобилезаездов в год на СТОА общее,nг - число годовых заездов одного автомобиля.

2.3. Предварительный расчет общего числа постов СТОА.

Используется следующая расчетная формула [2]:

ХпЗ/nп = 2400/240 = 10 постов(2.2)

где АЗ - число годовых автомобилезаездов,nп - примерная годовая вместимость одного поста обслуживания.

2.4. Расчет годовой трудоемкости основных видов работ.

Трудоемкость основных видов работ определяется по следующему расчетному выражению:

ТТОиТРi= АЗti∙Δi чел/час(2.3)

где АЗ - число годовых автомобилезаездов,ti - удельная трудоемкость одного автомобилезаезда по виду обслуживания, чел/час, Δi - процентное соотношение видов обслуживания в годовой программе.

Показатели удельной трудоемкостиti и соотношения Δi основных видов работ представлены в таблице 2.1. Там же приведены все рассчитанные показатели трудоемкости каждого вида работ ТТОиТРi.

Таблица 2.1 - Расчет показателей трудоемкости

основных видов работ на СТОА

Вид работ

Соотношение, %

Заезды

Удельная трудоемкость, чел/час

Трудоемкость годовая, чел/час**

Трудоемкость объединенная, чел/час**

1

2

3

4

5

6

Контрольно-диагностические