Здоровье школьников в зависимости от организации уроков физической культуры



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

КАФЕДРА анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Выпускная квалификационная работа

Здоровье школьников в зависимости от организации уроков физической культуры

СОДЕРЖАНИЕ

СОКРАЩЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ…...………..………..

ВВЕДЕНИЕ …………...……………………………………………………

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И ПУТИ ЕГО СОХРАНЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ…………………………………………………………...

1.1. Состояние здоровья современных школьников …………………….

1.2. Роль физического воспитания в формировании и сохранении здоровья……………………………………………………………………..

1.3. Морфофункциональные показатели и физическая подготовленность школьников в зависимости от организации уроков физической культуры………………………………………………………

ГЛАВА 2. КОНТИНГЕНТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………

2.1. Характеристика исследуемого контингента…………………………

2.2. Организация и методики исследования ……………………………..

ГЛАВА 3. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ И УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 1-11 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ЦИКЛОВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ……

3.1. Показатели физического развития школьников……………………..

3.2. Динамика показателей кардиореспираторной системы и физической работоспособности школьников ……………………………

3.3. Особенности динамики уровня физического здоровья и физической подготовленности школьников в условиях цикловой организации уроков физической культуры. ……………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………………………...

3

4

6

6

11

12

20

20

20

30

30

34

39

45

50

Сокращения и условные обозначения

АД – артериальное давление

Б – шести минутный бег

БС – бег 30 метров

БЧ – челночный бег 3х10 метров

В – вис на перекладине

ДАД – диастолическое артериальное давление

ДП – двойное произведение

ДТ -  длина тела

ЖЕЛ – жизненная емкость легких

ЖИ – жизненный индекс

ИК – индекс Кетле

ИКС – индекс кистевой силы

ИСС – индекс становой силы

КГ -  контрольная группа

МТ – масса тела

М-тест – массовый тест

Н - наклон вперед из положения сидя

О – сгибание и разгибание рук в упоре лежа

П – прыжки в длину с места

ПЭК – показатель эффективности кровообращения

С – поднимание туловища из положения лежа

САД – систолическое артериальное давление

ССС – сердечно-сосудистая система

УФЗ – уровень физического здоровья

УФП – уровень физической подготовленности

ФР – физическая работоспособность

ЭГ – экспериментальная группа

ВВЕДЕНИЕ

Современная школа на сегодняшний день требует от учеников больших физических и умственных усилий. В этих условия ставится под угрозу состояния физического здоровья и физической подготовленности школьников. За последние годы тенденция к ухудшению здоровья детей продолжает сохраняться (Ботникова Е.А., 2002; Кац Е.Л., 2007; Жигарева Н.С., 2008; Кунцевич С.А., 2010; Ямалетдинов А.Ш., 2010; Сидорова И.Ю., Герасимова И.Н., Ларина М.В., Лебединский В.Ю., 2012;  Межидов С.К., 2012). Большинство школьников имеют хронические заболевания, отклонения в психосоматическом развитии. Отрицательная тенденция состояния здоровья учащихся общеобразовательных школ во многом связана с недостаточной двигательной активностью детей в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием (Семенова И.И., 2007). Физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях призвано формировать и сохранять здоровье учащихся,  способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни (Сидорова И.Ю., Герасимова И.Н., Ларина М.В., Лебединский В.Ю., 2012).

В этих условиях необходим поиск новых более эффективных форм организации физического воспитания учащихся,  которые бы содействовали улучшению здоровья подрастающего поколения (Шелегина А.В., 2009; Поляков В.К., 2011).

Цель исследования: выяснить особенности влияния уроков физической культуры при цикловой форме организации на морфофункциональные показатели здоровья и физическую подготовленность школьников 1-11классов.

Задачи исследования:

1. Оценить влияние уроков физической культуры при цикловой форме организации на показатели физического развития школьников.

2. Выяснить влияние уроков физической культуры при цикловой форме организации на показатели кардиореспираторной системы и физической работоспособности школьников.

3. Выявить особенности динамики физического здоровья и физической подготовленности школьников в условиях цикловой организации уроков физической культуры.

ГЛАВА I.  СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И ПУТИ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1. Состояние здоровья современных школьников

В формировании здоровья ребенка особое место занимает школа. Именно в процессе обучения в школе происходит формирование стереотипов поведения, становление жизненно важных систем и адаптивных возможностей растущего организма (Иванова В.Н., 2000).

Детский организм в значительной мере отличается от взрослого незавершенностью процессов биологического и психического развития. Это является причиной того, что детский организм особенно подвержен влиянию неблагоприятных факторов, которые могут способствовать  развитию патологических изменений в организме (Прасолова О.В., 2005).

В работе С.С. Слободника  (2003) показано, за период обучения в школе здоровье учащихся снижается в 4-5 раз. Примерно 10% выпускников школ являются здоровыми, остальные имеют различные отклонения в здоровье (Подунова Л.Г., 1995; Абаскалова Н.П., 2000; Сидорова И.Ю., Герасимова И.Н., Ларина М.В., Лебединский В.Ю., 2012). За период обучения в школе с 1-го по 11-ый класс количество  учащихся, страдающих близорукостью, увеличивается с 3 до 30%,  с нервно-психическими расстройствами с 15 до 40% (Подунова Л.Г., 1995; Казин Э.М., Заруба Н.А., Кураев Г.А., Петухов С.И., 1999).

Состояние здоровья детей младшего школьного возраста оценивается как неудовлетворительное. Это выражено в слабой физической подготовленности, низких показателях физического развития, частой заболеваемости. По мне6нию авторов каждый третий ученик испытывает постоянные учебные перегрузки, что способствует ухудшению и без того низких показателей здоровья школьников (Веневцев С.И., 2004; Шульпина В.П., 2006).

По данным Н.С. Жигаревой (2008), заболеваемость мальчиков за период обучения в начальной школе увеличивается на 16,4%, а девочек - на 34,8%.  Количество школьников с показателями нормального физического развития достоверно снизилось к четвертому классу (79,5% до 66,2%). При поступлении в первый класс избыточная масса тела была выявлена у 10,6% мальчиков и 5,2% девочек, дефицит массы тела у 4,8% и 16,7% соответственно, ожирение диагностировано у 1,9% мальчиков. К четвертому классу избыточная масса тела и ожирение обнаружено у 15,6% и 8,6% мальчиков, 7,8% и 4,6% девочек, дефицит массы тела у 10,9% и 19% соответственно. Установлено, что 49,8% мальчиков и 35,4% девочек имеют низкий уровень здоровья (Жигаревой Н.С., 2008).

Согласно данным М.М. Безруких и Т.А. Филипповой (2012), доля неблагоприятных факторов  влияния школы, отрицательно сказывающихся на состояние здоровья школьников, составляет от 20  до 40%. За период 2002-2012 года число школьников с хронической патологией возросло в  2,1 раза. При этом за период обучения в школе 70% функциональных расстройств перешло в стойкую хроническую патологию. Заболеваемость органов зрения возрастает в 4 – 5 раз, органы пищеварения в 3 раза, нервно-психические расстройства в 2 раза. По данным К.С. Межидова (2012) из 6 миллионов подростков 15-17 лет, прошедших профилактический осмотр, у 94,5% детей зарегистрированы различные заболевания. Почти треть юношей по медицинским показателям не годятся для службы в Вооруженных силах РФ.

Возрастает количество страдающих хроническими патологиями и инвалидов. Предпатологическое состояние и патология  выявлена у 59,2% школьников общеобразовательных учреждений. Динамический анализ свидетельствует об увеличении распространенности соматических заболеваний за последние 10 лет на 106,6% (Матвеева С.К., 2006).

Количество учащихся имеющих патологии в состоянии здоровья увеличивается с первого к одиннадцатому классу  на 49%, в 1,5 раза увеличивается доля хронических больных детей и в 2 раза уменьшается количество абсолютно здоровых детей. Низкий уровень физического развития наблюдался у 16,7% мальчиков и у 5,8% девочек.  Большая часть детей имеют среднее физическое развитие (73,7%), высокое физическое развитие наблюдалось у 13,6% всех обследуемых. Среди мальчиков высокий уровень физического развития был достоверно ниже (9,1%), чем  у девочек (19,2%). Очень высокого и очень низкого уровней физического развития среди детей участвующих в обследовании, обнаружено не было. Дефицит массы тела обнаружен у 61,2% мальчиков и 74,5% девочек. Оценка половой зрелости детей показала, что 28,8% подростков имеют отклонения полового созревания в основном в его отставании. Процент часто болеющих мальчиков (21,2%) статистически значимо выше, чем доля девочек (9,6%), переболевших ОРВИ более 4 раз за год. Распределение детей по группам здоровья показало, что наименьшее количество учащихся оказалось в 1 группе здоровья (5,9%), к 2 группе здоровья отнесли 76,3% школьников, в 3 группу здоровья попали 17,8% учеников. Представителей 4 и 5 групп здоровья  обнаружено не было (Кац Е.Л., 2007).

Быстрыми темпами ухудшается здоровье школьниц. За последние десять лет число здоровых девушек – выпускниц уменьшилось с 28,3% до 6,3%. Доля девушек с хроническими заболеваниями увеличилось с 40% до 75% (Сидорова И.Ю., Герасимова И.Н., Ларина М.В., Лебединский В.Ю., 2012).

В школах нового типа, где учебная нагрузка еще выше,  показатели состояния здоровья учащихся еще ниже. Вегетативно-сосудистые расстройства в инновационных школах обнаружены у 19,3% учащихся, при 3,8% в традиционных школах, нейроциркуляторная дистония (10,4% и 2,9%), неврологические расстройства (14,0% и 3,2%) (Безруких М.М., Филиппова Т.А., 2012).  Сравнительный анализ данных школьников, обучающихся по разным учебным программам, показывает, что у занимающихся по усложненной программе уровень ЧСС выше (87,4 уд/мин) по сравнению с обучающимися   по стандартной школьной программе (81,6 уд/мин). К концу учебного года у первоклассников наблюдается увеличение доли детей с напряжением механизмов адаптации по сравнению с началом учебного года (с 41,2% до 45,7%), увеличивается количество детей с неудовлетворительной адаптацией (с 30,0% до 33,7%). Удовлетворительная адаптация в конце года отмечена у 20,4% по сравнению с 26,2% в начале учебного года (Филиппова И.В., 2005).

Другие авторы также отмечают, что за период школьного обучения в обычных общеобразовательных учреждениях число детей имеющих хронические заболевания увеличивается в 1,6 раза, тогда как в учреждениях повышенным уровнем образования в 2 раза (Слободник С.С., 2003; Павлычева Л.И., 2004; Ямалетдинов А.Ш., 2010).

Кроме того, немаловажное значение имеет профиль обучения. Так, учащиеся классов с углубленным изучением гуманитарных дисциплин имеют более низкий уровень состояния здоровья, сложнее адаптируются к дифференцированному обучению на первом году и вынуждены работать на максимальном пределе своих психофизиологических возможностей по сравнению со сверстниками в физико-математических классах. Уровень заболеваемости учеников лицея составил 992,9 случаев на 1000. Первое место в структуре заболеваний занимают болезни органов дыхания (70%), из них преобладают  острые респираторные заболевания (62,1%). На втором месте – инфекционные и паразитарные (6,5%), на третьем – травмы и отравления (5,4%). В структуре хронических заболеваний у учащихся лицея ведущее место занимают болезни костно-мышечной, нервной и пищеварительной систем, а у учащихся общеобразовательных школ превалировали заболевания костно-мышечной, дыхательной и нервной систем. Болезни нервной системы (преимущественно вегетативная дисфункция) наблюдалась у лицеистов в 2 раза чаще, болезни глаза в 1,5 раза чаще, чем у учащихся общеобразовательных учреждений. У девушек лицеисток в 5,5 раз  выше показатели заболеваемости женской половой сферы. Морфофункциональные отклонения наблюдались у 58,3% лицеистов. Функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы 38,1%, увеличение лимфатических узлов (15,4%). Морфофункциональные отклонения пищеварительной системы (24,7%). У 37% подростков зарегистрировано увеличение щитовидной железы, у 15% - нарушение осанки или уплощения свода стопы. У 90%  лицеистов и учащихся общеобразовательных учреждениях имели сниженную мышечную силу кистей рук. Более половины лицеистов часто испытывают внутреннюю напряженность, беспокойство, страх, раздраженность, озлобленность, в то же время в общеобразовательных учреждений данные симптомы наблюдались у 20% учащихся (Павлычева Л.И., 2004).

Показано, что учащиеся первого класса, занимавшиеся по углубленной программе к концу учебного года, имели более высокое систолическое артериальное давление (107,1 мм рт. ст. и 102,7 мм рт. ст.) и диастолическое артериальное давление (71,5 мм рт. ст. и 67,5 мм рт. ст.), чем учащихся занимавшихся по традиционной программе. При исследовании максимального потребления кислорода меньшая величина наблюдалась у школьников, занимавшихся по углубленной программе (1091 мл и 1216 мл, соответственно). Индекс здоровья был достоверно ниже у учеников второго (41,6% и 59,2%) и третьего (33,3% и 49,3%) года обучения, занимавшихся по усложненной программе обучения. Повышенная учебная нагрузка не оказала негативного влияния на физическую подготовку, так как результаты физических тестов не имели достоверных отличий (Малых Т.В., 2005).

К третьему классу увеличение темпа прироста заболеваний до 3,5 раз по сравнению с первым. Доля хронических заболеваний к пятому году обучения у мальчиков увеличивается в 1,2 раза, у девочек в 1,8 раза. При ортопедическом осмотре было выявлены отклонения у 63,3% учеников. Органические патологии установлены у 15,6% пятиклассников. Доля школьников относящихся к 1 группе здоровья уменьшилась в течение обучения с первого по пятый класс с 18,6% до 11,8%. 2 группа здоровья к пятому классу увеличилась с 68,3% до 71,1%, так же увеличилось количество детей относящихся к 3 группе здоровья с 10,7% до 14,7%. 4 группы здоровья зарегистрировано не было не в одном из случаев, а количество детей с 5 группой здоровья не изменилось за 5 лет обучения и составило 2,4 %. Отклонения в физическом здоровье обнаружено у 58,4% пятиклассников. Гармоническое физическое развитие отмечалось лишь у 61,3% мальчиков и 56,1% девочек (Кунцевич С.А., 2010).

Уровень гармонично развитых мальчиков  с первого до третьего года обучения имел тенденцию к снижению в лицеи - на 21,8%, гимназии - на 8,3% и традиционной школе - на 2,3%.  У девочек число гармонично развитых детей в лицеи уменьшилось на 10,5%, в гимназии и традиционной школе увеличилось на 7,2% и 10,5%. Урежение ЧСС у мальчиков лицея составило 4,5%, гимназии на 6,7%, в обычной школе на 7,9%. У девочек урежение ЧСС было зарегистрировано только у учениц традиционной школы. Время задержки дыхания на вдохе за период обучения в начальных классах увеличился у мальчиков лицея на 18,3%, гимназии на 33% и обычной школы на 23,1% у девочек прирост данного показателя составил 27,2%, 36,4%, 37,5%.

В связи с тенденцией к ухудшению здоровья детского населения РФ, необходимо совершенствование организации физического воспитания в общеобразовательных школах, что содействовало бы улучшению показателей состояния здоровья школьников.

1.2. Роль физического воспитания в формировании и сохранении здоровья

Одним из самых мощных факторов формирования и сохранения здоровья является двигательная активность. Регулярные занятия физическими упражнениями приводят к гармоничному физическому развитию, улучшению работы всех систем организма, повышению уровня работоспособности,  совершенствованию двигательных навыков, к точности, экономичности, быстроте и координации движения (Меерсон, 1993; Ендропов О.В., 1996; Кончиц Н.С., 2007; Рубанович В.Б., Айзман Р.И., 2011 и др.).

При выполнении физических нагрузок в организме происходят значительные изменения в функционировании систем организма. Систематические занятия физкультурой приводят к адаптации человеческого организма к выполняемой физической работе. В основе адаптации лежат изменения мышечных тканей и различных органов в результате тренировок. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышении физической подготовленности (Куликов В.П., Киселев В.И., 1998).

Адаптация – это способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. То есть адаптация, это реакция морфофункционального преобразования организма, в результате чего повышается его структурно-энергетический потенциал, тем самым его рабочие возможности. В процессе адаптации организм не только приспосабливается к изменившимся условиям среды, но и что более важно перестраивает свои физиологические функции. Под воздействием физических нагрузок организм адаптируется за счет изменения состояния. Известно, что тренированный организм способен выполнять более значительную мышечную работу, более экономичен в покое и при физической нагрузке и обладает повышенной устойчивостью к повреждающим  факторам (Аршавский И.А., 1990).

1.3. Морфофункциональные показатели и физическая подготовленность школьников в зависимости организации уроков физической культуры

Учитывая приведенные выше данные о состоянии здоровья современных школьников (гл. 1.1), надо полагать, что физическое воспитание в школе не справляется со своей основной задачей – оздоровительной. При этом низкая оздоровительная эффективность уроков физической культуры находится на низком уровне не только из-за недостаточного количества уроков, но и потери мотивации учащихся, а иногда даже негативного отношения к занятиям физической культуры на уроках и   внеурочное время. Уроки физической культуры подчинены сдаче нормативов, однообразны в проведении и в большинстве не учитывают  индивидуальность школьников (Левушкин С.П., 2005; Соболев А.М., 2006).  Необходимо учитывать интересы учащихся при выборе средств занятий, подбору объема и интенсивности физических нагрузок. Применение типовых программ по физической культуре на уроках не всегда оказывается достаточным для повышения морфофункциональных возможностей детей и развития основных физических качеств. В настоящее время наблюдается процесс совершенствования программ  по физическому воспитанию за счет изменения  формы организации уроков физической культуры, средств, методов, перераспределения учебного материала (Власкин Д.М., 2006).

Корчагина Л.Б. (1979) в своей работе доказала, что систематическое применение физических упражнений статического и статико-динамического характера на уроках физической культуры способствует не только эффективному развитию мышц брюшного пресса девочек 10-14 лет, но и оказывает положительное воздействие на развитие мышц сгибателей кисти, разгибателей спины, ног и дыхательные мышцы.

Проведение уроков физической культуры на основе комплексных занятиях физическими упражнениями способствовало достоверному приросту показателей общей физической подготовки школьников пятых и шестых классов. Комплексные занятия заключались в использовании физических упражнений на развитие силы, быстроты и скоростно-силовых качеств. В классах, в которых в основном применялись физические упражнения скоростно-силового характера, наблюдался оптимальный сдвиг в росто-весовом показателе. Максимальный прирост показателя спирометрии был обнаружен в классах, в которых развивали такие физические качества как быстрота и скоростная сила. Лучшие показатели динамометрии кисти и станометрии в классах, где преимущественно использовались упражнения на силу, быстроту и скоростную силу (Булкина В.А., 1968).

В.Г. Романов  (2004) разработал программу по физической культуре для учащихся 3 – 4 классов на основе лыжного спорта с учетом трех часов в неделю, которая включает в себя специальную лыжную и всестороннюю физическую подготовку (20% и 80%, соответственно). Данная программа обеспечила повышение показателей физической подготовленности: выносливости – на 9,8%, силы – на 9,1%, быстроты – на 8,8%. Реализация этой программы способствовала увеличению показателей физической работоспособности у мальчиков экспериментальной группы на 8,6 %, а у девочек на 6,0% выше, чем у контрольной группы. Величины максимального потребления кислорода превосходили у экспериментальной группы относительно контрольной группы на 5,3% у мальчиков и 4,4%  у девочек. Индекс здоровья учащихся к концу эксперимента в экспериментальной группе имел более высокое повышение по сравнению с контрольной группой и, кроме того, наблюдалось достоверное снижение показателя часто и длительно болевших детей. Данная программа способствовала повышению социально значимых личностных качеств учащихся, в среднем на 44,7%.

Т.Г. Климанова (2007) также отмечает, что проведение уроков физической культуры с использованием средств туризма повлияло на  показатель частоты заболевания в экспериментальной группе, который достоверно уменьшился по отношению к контрольной группе (9,1 и 14,3%, соответственно). Количество ни разу не болевших учеников увеличилось на 11,1% в экспериментальной группе и 3,2% в контрольной группе. Индекс здоровья в экспериментальной группе в 1,5 раза больше за 2003-2004 учебный год и в 2 раза больше за 2004-2005 учебный год, относительно контрольной группы. При этом показатели физической подготовленности в экспериментальной группе были достоверно выше по сравнению с контрольной: выносливость на 33,8%, скоростно-силовые способности и сила на 20%, координация и быстрота на 12,6%, а гибкость - на 10%.

В работе  А.В. Куликовского (2002)  показана целесообразность  оценивать рост личных показателей, учитывая при этом процесс их достижения, а так же отношение и мотивацию ученика. То есть оценивать ученика не по сравнению результата ребенка с физиологическим нормативом, а по динамике сдачи норматива в начале года и в конце. Если динамика положительная, то выставляется оценка «5» если осталась без изменений «4», ухудшилось «3». Даная оценочная деятельность к концу учебного года способствовала улучшению личных показателей у 66% учеников, у 28% прирост был не значительным и 6% школьников показали результаты хуже, чем в начале учебного года.

Е.Н. Купчина (2008) в своей работе  предлагает: 1) изменить действующую вариативную часть в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями учащихся; 2) усилить и расширить образовательную направленность школьной физической культуры; 3) внедрить современные информационные образовательные технологии; 4) формирование и развитие у педагогов физической культуры теоретической составляющей профессиональной компетентности в соответствии с современными достижениями практики и теории физической культуры; 5) обеспечить материально-техническое условия для уроков физической культуры, что способствовало бы качественному обучению и безопасности детей. Данные изменения  в экспериментальной группе повысили успеваемость учащихся до 4,8 балла, значительно уменьшилось количество прогуливающих уроки физической культуры без уважительной причины до 2,5 от общего числа учащихся из них 1,9% - девушки, 0,6% – юноши.

Анализ научно-методической и специальной литературы  по физическому воспитанию детей начальной школы, свидетельствует о том, что подвижные игры являются наиболее эффективным средством физической культуры у детей 8-10 лет (Елина Н.В., 2008). Подвижные игры несут образовательную, воспитательную, оздоровительную функции, способствуют увеличению двигательной активности, физическому развитию, формирования лично-общественных и морально-волевых качеств детей. Применение подвижных игр на уроках физической культуры в начальной школе способствуют приросту показателей гибкости – на 87%, силы – на  25%, силовой выносливости – на 90%, скоростно-силовых качеств – на 37,7%, координационных способностей – на 15,1%, общей выносливости – на 26,6%, быстроты – на 17,7%. При этом установлено, что показатель жизненной емкости легких в экспериментальной группе увеличился – на 34,4%, максимальное потребление кислорода – на  21,2%, индекс здоровья достоверно улучшился – на  76,1%.

По данным М.Ю. Богданова (2010) использование средств баскетбола на уроках физической культуры способствует приросту показателей физической подготовленности за период эксперимента на 11% у мальчиков и 6,4% у девочек экспериментальной группы.  Динамика показателей физической подготовленности в контрольной группе составила у мальчиков 5,2% , у девочек 3,9%.

Применение настольного тенниса в условиях трех уроков физической культуры (Чуева И.А., 2006), способствовало улучшению к концу учебного года скоростных способностей. В беге на 20 метров с ходу у девочек в экспериментальной группе результат уменьшился на 0,44сек и на 0,29сек у сверстниц из контрольной группы,  мальчиков  на 0,51сек  и 0,38сек соответственно. Показатель прыжка в длину у девочек экспериментальной группы прирост составил 8,8см, в то же время даны показатель у учениц контрольной группы увеличился всего лишь на 6,0см за учебный год, у мальчиков экспериментальной группы прирост составил 9,0см и 7,1см в контрольной группе. В тесте сгибания и разгибания туловища из положения лежа за 10сек девочки обеих групп показали примерно равную динамику результатов,   но динамики показатели мальчиков в экспериментальной группе была более благоприятной и составила 1,8 раза, динамика показатель мальчиков контрольной группы ухудшилась к концу года. В челночном беге 3х10 метров девочки экспериментальной группы уменьшили количество времени затраченного на выполнения данного теста на 1,3 сек, при 1,0 у девочек контрольной группы. Обе группы мальчиков достоверно улучшили свои результаты. В наклоне вперед из положения сидя девочки обеих групп увеличили свой результат на 1,5 см, однако эти улучшения в обеих группа оказалось не достоверными. Мальчики контрольной группы улучшили результат на 2 см, а сверстники из экспериментальной группы на 1,6 см. Динамика показателя в 5 минутном беге у девочек экспериментальной и контрольной групп существенно не изменилась в течение года и не имела достоверных отличий, похожая тенденция наблюдалась и у мальчиков.

Эффективность блочно-модульного планирования учебного материала уроков физической культуры в старших классах заключалось, в том, что все уроки были разделены на модули, 40% уроков отводилось на общую физическую подготовку, с применением прикладных видов спорта, 60% - занятия атлетической гимнастикой. Третий урок физической культуры проводился  с оздоровительной направленностью и содержал средства игры в баскетбол. За период эксперимента произошло улучшение показателей скоростной выносливости в беге на 100 метров на 1,29 сек (9,0%), в беге на 3000 метров на 96,92 сек (12,2%), подтягивание на высокой перекладине на 5,54 раза (48,9%), в контрольной группе на 100 метрах на 0,99сек (6,9%), в беге на 3000 метров на 33,89сек  (4,4%), подтягивание на высокой перекладине на 2,2 раза (22,2%). Занятия с отягощение на основе атлетической гимнастики способствовали  боле высокому приросту показателей силовых способностей у учеников экспериментальной группы, по сравнению с контрольной. Прирост динамометрии правой кисти составил 26,5%, становой динамометрии 20,0%, жим штанги лежа 32,3%, жим ногами 34,4%, в контрольной группе достоверное увеличение показателей были замечены  в динамометрии правой и левой кистей и жиме ногами. Жизненная емкость легких увеличилась на 8,2%, обхват грудной клетки – на 4,2 см, жизненный индекс - на 5,0%. Увеличились величины работоспособности ФР170 - 90,0%, , максимальное потребление кислорода - 14,6%, коэффициент здоровья - 8,17%, снижение ЧСС – 9,7%, в то же время в контрольной группе ФР170 – 71,1%, ЧСС – 4,9%, максимальное потребление кислорода – 12,6%, коэффициент здоровья – 5,1% (Власкин Д.М., 2006).

Использование на уроках физической культуры физических упражнений силового и скоростно-силовогого характера в сочетании с беговыми упражнениями приводит к улучшению показателя выносливость у школьников 11- 14 лет (Булкина Н.П., 1991). За период прохождения педагогического эксперимента выносливость в зонах максимального, субмаксимального и большой мощности увеличилась у мальчиков 11 – 12 лет соответственно на 10 – 7 – 9 %, у мальчиков 12 – 13 лет на 7 – 9 – 10 %, у мальчиков 13 – 14 лет на 9 – 14 – 18%.

Антонюк С.Д. (1991) в своей работе полагает, что комплексное воздействие на развитие двигательных качеств детей 11 – 12 лет является наиболее эффективным режимом развития физических качеств. В комплексный режим входили упражнения на развитие общей выносливости, скоростно-силовых качеств, силы и ловкости в равном соотношении. У мальчиков к концу эксперимента наблюдалось увеличение показателей силы на 16,3%, статической выносливости на 10,7%, у девочек сила – 11,7%, статическая выносливость на 9,6%, в то же время в контрольной группе у мальчиков 6,4% и 8,3%, у девочек 8,6% и 6,9 % соответственно.

Малыгина Л.С. и Семенова А.В. (1991) считают, что использование беговых упражнений умеренной интенсивности в сочетании с быстрой ходьбой в объеме 40% способствует развитию не только физической работоспособности, но и быстроты и координационных способностей школьников. Эксперимент положительно повлиял на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приведя к урежению частоты сердечных сокращений в покое с 84 до 72 удара в минуту, а после беговой нагрузки с 186 до 170 ударов в минуту.

Результаты исследования влияния на развитие детей одного, двух и трех уроков физической культуры в неделю показало несомненное преимущество в пользу большего количества уроков (Юрко Г.П., 1963). Согласно данным Подойникова С.А. (1989) наиболее эффективным является использование 4 уроков физической культуры (2 урока и 2 дополнительных занятия). Уровень физической подготовленности  школьников занимающихся в экспериментальной группе имел более значительный прирост показателей по отношению к детям контрольной группы.

Некрасов К.Г. и Смущук В.В. (1991) считают, что посещение трех и более уроков физической культуры в неделю способствуют более легкому усвоению учебного материала и выполнению требований школьной программы.

Аникиев В.Ф. (1991) изучал влияние на физическое развитие и физическую подготовленность учащихся 13 – 14 лет по трем вариантам школьной программы. 1 вариант заключался в совместном занятии мальчиков и девочек по 2 часа в неделю; 2 вариант – совместное занятие мальчиков и девочек по 3 часа в неделю; и 3 вариант – раздельное занятие мальчиков и девочек по 4 часа в неделю, в том числе один час теоретический. Сравнительный анализ исходных и  итоговых показателей физического развития и физической подготовленности учеников, показал положительную динамику всех вариантов. Однако наиболее существенный прирост показателей физического развития и физической подготовленности учеников  наблюдался по второму и особенно третьему варианту программы.

Подводя итог можно отметить, что повышение эффективности уроков физической культуры в условиях общеобразовательных учреждениях, согласно литературным данным, можно повысить несколькими путями: 1 – за счет изменения содержания и организации уроков физической культуры; 2 – за счет увеличения количества уроков физической культуры; 3 – формирование мотивации на уроках физической культуры к самостоятельным занятиям во внеурочное время.   Учитывая низкий уровень здоровья и физической подготовленности современных школьников, физическое воспитание в школе требует кардинальных изменений.

Поскольку совершенствование физического воспитания в общеобразовательных учреждениях направлено на укрепление здоровья, то это содействует обеспечению безопасности учащихся в различных условиях жизнедеятельности.

ГЛАВА 2. КОНТИНГЕНТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика исследуемого контингента.

Для решения поставленных задач нами было проведено обследование учащихся первых, седьмых и одиннадцатых классов школы № 206 и НОУ «Наша Школа» города Новосибирска в возрасте от 7 до 17 лет. Учащиеся школы № 206 (38 мальчиков и 36 девочек) составили контрольную группу (КГ), а учащиеся НОУ «Наша Школа» (39 мальчиков и 34 девочки) - экспериментальную группу (ЭГ).

2.2. Организация и методики исследования

Учащиеся контрольной группы  занимались физической культурой по обычной школьной программе физического воспитания 3 раза в неделю по 1 часу. Школьники экспериментальной группы занимались по цикловой организации уроков физической культуры,  схема которой представлена на рис.1.

 Особенность цикловой организации заключалась в том, что школьная программа по физическому воспитанию в экспериментальных классах была распределена на 4 цикла в  учебном году (3 цикла по 2 месяца и 1 цикл 2,5 месяца). Первый, второй и четвертый циклы состояли из 1 месяца, а третий цикл – из 1,5 месяцев погружения. В периоды погружения объем нагрузок в каждом из циклов составлял по 5 часов в неделю (3 раза в неделю по 1 часу, а 4-е занятие было по 2 часа, причем, 1 час из них школьники занимались плаванием). Между периодами  погружения в каждом из 4-х циклов занятия проводились, но только 2 раза в неделю по 1 часу. Итоговое количество часов за счет перераспределение уроков физической культуры не изменилось.

где ЭГ – экспериментальная группа; КГ – контрольная группа

Рисунок 1. Схема организации занятий по физической культуре у школьников экспериментальной и контрольной групп

В ходе исследования нами была изучена динамика морфофункциональных показателей и показателей физической подготовленности школьников 1-11 классов в условиях традиционной и цикловой формы организации уроков физической культуры за период учебного года.

Исследование исходных морфофункциональных показателей  и показателей физической подготовленности  детей контрольной и экспериментальной групп проводилось в сентябре 2012 года, а повторное исследование  было проведено в мае 2013 года.

Обследование детей осуществлялось в первой половине дня с 8 до 12 часов. По состоянию здоровья все обследованные относились к основной медицинской группе. Девочки и девушки обследовались в фолликулиновую фазу менструального цикла.

Антропометрические исследования включали в себя измерения массы, длины тела стоя, силы мышц сгибателей кистей и разгибателей спины (кистевая и становая динамометрия).

Масса тела (МТ) измерялась с помощью весов. Обследуемый становится на середину площадки весов. Точность взвешивания до 50 гр.

Длина тела (ДТ) стоя определялась с помощью ростомера. При этом обследуемый стоит на площадке ростомера в положении «смирно», руки по швам, пятки вместе, прислонившись к стойке ростомера пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова расположена так, чтобы верхний край козелка ушной раковины и наружный угол глаза находились на одной горизонтальной линии. Скользящую планку ростомера опускают до соприкосновения с головой. Точность измерения 0,5 см.

Индекс Кетле (ИК) рассчитывался по формуле (1):

                                                                              (1)

где ИК – индекс Кетле (кг/м²); МТ – масса тела (кг); ДТ – длина тела (м²).

Силу кисти измеряли с помощью кистевого динамометра. Для этого необходимо взять динамометр удобно в ладонь, отвести руку вперед - в сторону и максимально сжать его. Измерение проводится по 2-3 раза правой и левой рукой и записываются лучшие результаты с точностью до 1 кг. Между попытками 30 - 60 сек перерыв.

Индекс кистевой силы (ИКС) рассчитывался по формуле (2):

где ИКС – индекс кистевой силы (кг/кг); П – сила правой кисти (кг); Л – сила левой кисти (кг); МТ – масса тела (кг).

Становая сила исследуется становым динамометром. Обследуемый встает на площадку, рукоятка динамометра устанавливается так, чтобы она была строго на уровне подколенной ямки. Обследуемый, выпрямляя спину, тянет за рукоятку динамометра максимально вверх, но без рывка. При этом ноги должны быть выпрямлены в коленных суставах. Измерение проводится 2 раза и записывается лучший результат с точностью до 2 кг.

Индекс становой силы (ИСС) рассчитывался по формуле (3):

                                                                      (3)

где ИСС – индекс становой силы (кг/кг); СС – становая сила (кг);

МТ – масса тела (кг).

Во время измерения обхвата грудной клетки, обследуемый стоит прямо, не поднимая плечи и не напрягая мышц. Руки опущены вдоль туловища. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток. Спереди у мужчин и детей под сосками, а у женщин над молочной железой по месту прикрепления четвертого ребра к грудине. Точность измерения 0,5 см.

Обхват плеча измеряли сантиметровой лентой на правой руке, согнутой в локтевом суставе, при максимальном напряжении двуглавой мышцы. Измерение проводят в самой широкой  части. Точность измерения 0,5 см.

Обхват голени измеряют сантиметровой лентой на правой ноге в самой широкой части икроножной мышцы. Точность измерения 0,5 см.

По схеме Б.Х. Хит - Дж. Е. Л. Картер (1969) определяли выраженность трех первичных морфологических компонентов тела - эндоморфии, мезоморфии и эктоморфии (в баллах). Эндоморфия связана с жироотложением, мезоморфия - с состоянием скелета и мускулатуры, эктоморфия - с относительной вытянутостью тела.

Функцию системы внешнего дыхания оценивали по величине жизненной емкости легких (ЖЕЛ). ЖЕЛ определяли с помощью сухого спирометра. Исследование проводится в положении стоя. Вначале обследуемый делает 1-2 свободных вдоха и выдоха, затем делает глубокий максимальный вдох, берет мундштук спирометра в рот, плотно обхватывает её губами и, зажав нос пальцами свободной руки, делает плавный, максимально возможный выдох в течение 5-7 сек. Записывают лучшую из 2-3 попыток. Интервал между попытками 30-60 сек. Точность измерения 50 мл.

Жизненный индекс (ЖИ) рассчитывался по формуле (4):

                                                                                           (4)

где ЖИ –жизненный индекс (мл/кг); ЖЕЛ – жизненная емкость легких (мл);

МТ – масса тела (кг).

Определяли максимальную  продолжительность произвольной задержки дыхания после субмаксимального вдоха (проба Штанге) и после максимального выдоха (проба Генче). Точность измерения до 1 сек.

Состояние сердечно-сосудистой системы оценивали в условиях относительного покоя и после стандартной степ-эргометрической нагрузки мощностью 10 и 12 кгм/мин·кг (для девочек и мальчиков, соответственно). Измерение ЧСС проводилось пальпаторным (ручным) методом в области запястья внутри от лучевой кости, на 2-3 см выше основания большого пальца обследуемого. Артериальное давление (АД) измерялось с помощью тонометра по методу Короткова в положении сидя.

Двойное произведение (ДП)  рассчитывалось по формуле (5):

                                                                                                 (5)

где ДП – двойное произведение (усл.ед); САД – систолическое артериальное давление (мм рт. ст.); ЧСС – частота сердечных сокращений (уд/мин).

Физическую работоспособность (ФР) оценивали по пробеPWC170 при этом использовали так называемый  массовый тест (М-тест). Для проведения М-теста надо иметь две скамейки высотой 30 см и 3-5 м длиной, которые ставятся параллельно на расстоянии около метра друг от друга. Одна скамейка для ожидания выполнения нагрузки, измерения ЧСС и АД после нагрузки, а вторая для выполнения степ - теста. Частота восхождения для мальчиков основной медицинской группы 30 подъемов в минуту, а для девочек 25 подъемов в минуту. Один подъем состоит из четырех движений:

  1. обследуемый ставит на ступеньку одну ногу;
  2. ставит на ступеньку вторую ногу (при этом обе ноги выпрямлены в коленных суставах);
  3. опускает на пол одну ногу, с которой начинал восхождение на ступеньку;
  4. ставит на пол вторую ногу.

Продолжительность нагрузки 3 минуты. Исследование начинается с измерения ЧСС (за 30 сек) и АД в покое. Затем включается метроном и секундомер, и испытуемый №1 начинает  в заданном темпе выполнять степ-тест. Через минуту к нему присоединяется испытуемый №2, еще через минуту испытуемый №3. По истечению трех минут с начала выполнения теста обследуемый №1 садится на соседнюю скамейку, а №4 присоединяется к №2 и №3. У №1 быстро замеряется ЧСС (за 10 сек) и сразу же АД (30 - 40 сек). Результат записывается в протокол. Таким образом, через 4 минуты с начала теста начинает испытуемый №5, а №2 останавливается для измерения ЧСС и АД. По такой организационной схеме исследуются вся группа.

Показатель эффективности кровообращения (ПЭК) оценивался по формуле (6):

                                                                                                  (6)

где ПЭК – показатель эффективности кровообращения (усл.ед.);  САД – систолическое артериальное давление (мм рт. ст.);   ЧСС – частота сердечных сокращений (уд/мин).

Физическая работоспособность (PWC 170) определяется по формуле (7):

гдеPWC 170 – физическая работоспособность при частоте сердечных сокращений 170 ударов в минуту (кгм/мин/кг); f0 – частота сердечных сокращений в покое (уд/мин); f1 – частота сердечных сокращений после нагрузки (уд/мин); N – мощность нагрузки (кгм/мин/кг).

На основе полученных данных физического развития и функционального состояния оценивался интегральный уровень физического здоровья по программе «Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ» (Айзман Р.И. с соавт., 2010). Выше перечисленные показатели (ИК, ЖИ, ИКС, ДП, ПЭК, ФР170) оценивались по балльной системе.

Уровень физической подготовленности (УФП) оценивался по 8 физическим упражнениям. Результаты учащихся сопоставляли с нормой с учетом пола и возраста.

Вис на перекладине (В). - Хват за перекладину руками спереди сверху. Фиксируется время удержания при положении подбородка на уровне перекладины. Время выполнения теста заканчивается, когда перекладина окажется на уровне глаз испытуемого.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (О). - При выполнении упражнения голова, туловище и ноги должны быть на одной прямой линии. Обследуемый сгибает руки до касания грудью пола, а затем полностью разгибает. При выполнении необходимо следить за правильным  положением головы, туловища и ног. Тест производится в свободной форме и оценивается количество правильно выполненных повторений.

Поднимание туловища из положения лежа на спине (С). - Исходное положение на спине, руки за головой в «замок», ноги согнуты в коленях, стопы закреплены. Каждое поднимание производится до касания колен локтями, а опускание до касания лопатками пола. Учитывается количество правильных повторений, время выполнения 30 сек.

6-ти минутный бег (Б). - Задача испытуемого пробежать максимальное расстояние за 6 минут. Фиксируется расстояние, преодоленное обследуемым, с точностью до 1 метра.

Гибкость (Н) определяли выполнением наклоном вперед из положения сидя (рис 2).

где А – сторона отрицательного значения результата (см); В – сторона положительного значения результата (см).

Рисунок 2. Разметка для наклона вперед из положения сидя.

На полу проводятся 2 перпендикулярные линии, как изображено на рисунке 2. Испытуемый (без обуви) садится со стороны « - », так, что бы его пятки приближались к линии «АВ» но её не касались. Расстояние между пятками 20-30 см. Ступни вертикально. Руки вперед – внутрь, ладони вниз. Партнер прижимает колени к полу, не позволяя сгибать во время наклона. Выполняется три предварительных наклона, на четвертых наклон фиксируется на 3 секунды. Результат с точностью до 0,5 см засчитывается по кончикам пальцев (результат может быть положительным или отрицательным).

Бег 30 метров (БС). - Проводится на ровной дорожке с твердым покрытием. В каждом забеге участвуют 2 испытуемых, что бы обеспечить соревновательную форму проведения данного теста. Выполняется из высокого старта, по команде «На старт» испытуемый подходит к стартовой линии, по команде «Внимание» фиксируется в удобном для него положении, «Марш» стартует и с максимальной скоростью бежит к линии финиша. Учитывается время от команды «Марш» до момента пересечения финишной линии. С точность до 0,1 сек.

Челночный бег 3х10 метров (БЧ). - Испытуемый по команде «марш» с максимальной скоростью пробегает первые десять метров, касается линии нарисованной на полу, после чего бежит обратно к линии старта, добежав до линии старта, касается её рукой, опять разворачивается, преодолевает последние 10 метров, перебегая финишную линию. Фиксируется время, затраченное на выполнение данного упражнения, с точностью до 0,1 сек.

Прыжки в длину с места (П). - На полу делается разметка. Испытуемый становится к линии прыжка носками (ноги параллельно), как можно ближе но, не наступая на линию. Прыжок выполняется толчком двумя ногами одновременно. При приземлении фиксируется на месте, для определения результата по ближайшей части тела к линии прыжка, опирающейся на пол. Записывается лучший результат из трех попыток. С точностью до 1 см.

Все полученные результаты  в тестах по физической подготовленности заносятся в рабочий протокол, а затем в программу мониторинг здоровья, где автоматически оценивались.

Интегральная оценка уровня физической подготовленности рассчитывалась автоматически на компьютере по формуле (8). Полученный результаты переводили в баллы (табл. 1).

                                                                                                              (8)

где В – вис на перекладине (сек);  О – сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз); С – поднимание туловища из положения лежа на спине (сек); Б – шести минутный бег (м); Н – наклон вперед из положения сидя (см);  БС – скоростной бег на 30 метров (сек);  БЧ – челночный бег 3х10 (сек); П – прыжок в длину с места (см).

Таблица 1 – Оценка уровня физической подготовленности

Значение УФП, усл.ед.

Оценка

0,61 и выше

5

0,21 до 0,60

4

- 0,20 до 0,20

3

-0,60 до -0,21

2

-0,61 и ниже

1

Математическую обработку полученных данных осуществляли с использованием методов статистического анализа и достоверности различий поt-критерию Стьюдента и считали  достоверными приp ≤ 0,05.

ГЛАВА 3. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ И УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 1-11 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ЦИКЛОВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.1. Показатели физического развития школьников

Согласно исследованиям многих авторов за период обучения в общеобразовательных учреждениях состояние здоровья и физической подготовленности учащихся значительно ухудшается.   Такая ситуация определяет необходимость совершенствования организации физического воспитания и оценки его оздоровительной эффективности. В связи с этим было проведено обследование учащихся первых, седьмых и одиннадцатых классов двух общеобразовательных учреждений с традиционной и цикловой формой организации уроков физической культуры. Исследование было направлено на выяснение физического здоровья и физической подготовленности учащихся в зависимости от организации уроков физической культуры.

Одним из показателей здоровья является физическое развитие. По результатам исследования антропометрических показателей у мальчиков и девочек первого класса КГ в течение учебного года  наблюдался достоверный прирост индекса Кетле на 1,2 кг/м2. Увеличение данного показателя произошло за счет увеличения массы тела у мальчиков на 8,9%, у девочек на 10,0%, тогда как показатели длины тела увеличились на 2,0 и 1,5% (табл. 2; 3). При этом эндоморфный  компонент телосложения существенно возрос (на 17,2 и 19,4%, соответственно). Изменение показателя мезоморфного и эктоморфного компонентов не были достоверны как у мальчиков, так и у девочек. В то же время в ЭГ показатели индекса Кетле и выраженности эндоморфии практически не изменились, но при этом выявлено значительное увеличение мезоморфного компонента телосложения (p<0,05). Это сопровождалось увеличением показателей кистевой силы мальчиков и девочек (табл. 2) первого класса ЭГ (p<0,05). Что касается показателей становой силы, то ее существенное увеличение выявлено только у девочек ЭГ, тогда как  в остальных группах наблюдалась только тенденция к повышению изученного показателя.

Таблица 2 - Показатели физического развития мальчиков 1 классов (M±m)

показатели

КГ

ЭГ

осень

весна

осень

весна

ДТ, см

126,1±1,2

128,8±0,9

125,0±0,9

128,5±0,7

МТ, кг

26,5±1,0

29,1±0,6*

25,3±0,9

26,3±0,4

ИК, кг/м²

16,6±0,3

17,8±0,5*

16,2±0,4

16,1±0,3

Кист. сила (П+Л)/2, кг

10,7±0,9

11,1±0,9

9,8±0,8

12,1±0,6*

КИ, кг/кг

0,40±0,03

0,39±0,02

0,38±0,02

0,45±0,02*

Становая сила, кг

24,8±2,7

26,1±2,4

25,2±2,6

27,9±2,4

ИСС, кг/кг

0,9±0,1

0,9±0,1

0,9±0,1

1,0±0,1

Эктоморфия, баллы

2,7±0,2

2,5±0,2

2,7±0,2

3,1±0,2

Мезоморфия, баллы

5,0±0,3

4,6±0,2

4,9±0,2

5,4±0,2*

Эндоморфия, баллы

2,4±0,1

2,9±0,3*

2,2±0,1

1,9±0,2

Примечание:*- достоверные различия между началом и концом учебного года при p<0,05.

Таблица 3 - Показатели физического развития девочек 1 классов (M±m)

показатели

КГ

ЭГ

осень

весна

осень

весна

ДТ, см

128,8±1,0

130,8±0,8

129,4±0,7

132,4±0,7

МТ, кг

27,7±1,2

30,8±1,3*

27,4±0,8

29,0±0,7

ИК, кг/м²

17,0±0,6

18,2±0,5*

16,8±0,4

16,7±0,5

Кист. сила (П+Л)/2,кг

9,5±0,8

10,2±0,7

9,3±0,6

11,2±0,6*

КИ, кг/кг

0,35±0,03

0,34±0,02

0,33±0,01

0,38±0,01*

Становая сила, кг

19,9±1,8

23,1±2,4

20,4±1,1

23,2±1,1*

ИСС, кг/кг

0,6±0,1

0,6±0,1

0,6±0,1

0,8±0,1*

Эктоморфия, баллы

3,0±0,3

2,7±0,2

2,9±0,2

2,8±0,2

Мезоморфия, баллы

4,2±0,2

3,9±0,1

4,0±0,1

4,4±0,2*

Эндоморфия, баллы

2,9±0,3

3,6±0,2*

2,8±0,2

2,9±0,1

Примечание:*- достоверные различия между началом и концом учебного года при p<0,05.

По данным исследования весо-ростовых показателей  у семиклассников КГ и ЭГ в динамике существенных изменений не было (табл. 4; 5). Однако при изучении компонентов телосложения выявлены различия между группами школьников в зависимости от организации физического воспитания. Так, в динамике наблюдений обнаружено  существенное увеличение эндоморфного компонента у мальчиков и девочек только  КГ, а прироста мезоморфного компонента телосложения – только у мальчиков ЭГ.

Таблица 4 - Показатели физического развития мальчиков 7 классов (M±m)

показатели

КГ

ЭГ

осень

весна

осень

весна

ДТ, см

163,5±2,1

167,3±2,3

162,9±2,2

167,0±2,8

МТ, кг

51,4±2,6

55,8±2,9

53,3±2,7

56,1±2,1

ИК, кг/м²

19,4±0,4

20,0±0,4

20,1±0,3

20,2±0,2

Кист. сила (П+Л)/2, кг

24,3±1,5

28,1±1,3

25,0±1,1

30,7±1,3*

КИ, кг/кг

0,47±0,02

0,50±0,01

0,47±0,02

0,54±0,02*

Становая сила, кг

68,3±3,7

71,3±3,3

73,0±3,1

86,1±2,8*

ИСС, кг/кг

1,3±0,1

1,3±0,1

1,3±0,1

1,6±0,1*

Эктоморфия, баллы

3,6±0,4

3,3±0,4

3,3±0,4

3,9±0,3

Мезоморфия, баллы

3,6±0,4

3,8±0,2

3,5±0,1

3,9±0,1*

Эндоморфия, баллы

3,2±0,2

3,8±0,2*

2,5±0,1

2,6±0,1

Примечание:*- достоверные различия между началом и концом учебного года при p<0,05.

Таблица 5 - Показатели физического развития девочек 7 классов (M±m)

показатели

КГ

ЭГ

осень

весна

осень

весна

ДТ, см

161,3±1,8

163,5±1,7

157,5±1,1

159,9±1,4

МТ, кг

54,6±2,7

58,0±2,1

49,0±2,4

52,1±2,4

ИК, кг/м²

21,1±0,5

21,9±0,5

19,9±0,4

20,3±0,1

Кист. сила (П+Л)/2, кг

21,7±0,7

25,6±0,7*

21,8±1,3

26,2±1,1*

КИ, кг/кг

0,39±0,02

0,44±0,02

0,44±0,02

0,50±0,02*

Становая сила, кг

43,7±1,4

47,6±1,6

44,0±1,6

52,5±1,8*

ИСС, кг/кг

0,8±0,1

0,8±0,1

0,8±0,1

1,0±0,1*

Эктоморфия, баллы

2,6±0,4

2,5±0,4

3,0±0,4

2,9±0,3

Мезоморфия, баллы

3,3±0,3

2,9±0,3

3,9±0,3

4,1±0,2

Эндоморфия, баллы

3,4±0,2

3,8±0,1*

2,8±0,2

3,0±0,2

Примечание:*- достоверные различия между началом и концом учебного года при p<0,05.

Что касается показателей мышечной силы, то в КГ семиклассников в основном наблюдалась лишь тенденция к увеличению показателей (табл. 4; 5), и лишь абсолютные величины кистевой силы девочек возросли существенно. В то же время в ЭГ наблюдался значительный прирост всех изученных показателей мышечной силы  (p<0,05).

По данным оценки физического развития учащихся 11 классов (табл. 6)

Таблица 6 - Показатели физического развития мальчиков 11 классов  (M±m)

показатели

КГ

ЭГ

осень

весна

осень

весна

ДТ, см

178,8±1,3

180,1±1,3

180,0±2,2

180,4±1,5

МТ, кг

67,8±1,5

69,2±1,9

68,8±2,8

71,0±2,3

ИК, кг/м²

21,1±0,5

21,3±0,4

21,2±0,7

21,9±0,6

Кист. сила (П+Л)/2, кг

43,1±0,8

44,1±0,8

42,9±1,2

47,8±1,1*

КИ, кг/кг

0,63±0,02

0,64±0,02

0,63±0,03

0,69±0,02*

Становая сила, кг

104,5±4,6

111,4±4,2

115,2±5,0

130,8±4,1*

ИСС, кг/кг

1,6±0,1

1,6±0,1

1,6±0,1

1,9±0,1*

Эктоморфия, баллы

3,6±0,2

3,7±0,3

3,6±0,3

3,2±0,3

Мезоморфия, баллы

4,1±0,1

4,1±0,3

4,6±0,1

5,0±0,1*

Эндоморфия, баллы

2,9±0,2

3,3±0,2

2,4±0,1

2,4±0,2

Примечание:*- достоверные различия между началом и концом учебного года при p<0,05.

Таблица 7 - Показатели физического развития девочек 11 классов (M±m)

показатели

КГ

ЭГ

осень

весна




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2. Повышение общей физической работоспособности учащихся основной школы на уроках физической культуры

3. Урок физической культуры

4. Гандбол на уроках физической культуры в школе

5. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры

6. Развитие физической культуры и спорта на территории г. Рубцовска

7. Подвижные игры на уроках физической культуры в начальных классах

8. Развитие общей выносливости у юношей 11 классов на уроках физической культуры

9. Особенности физического развития и функциональных возможностей обучающихся факультета физической культуры

10. Исследование зависимости уровня мотивации учебной деятельности от возраста школьников