ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ В УГЛУБЛЕННОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ



ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ ВУГЛУБЛЕННОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСЕ

ИНФОРМАТИКИ …………………………………………………………. 7

ВЛИЯНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НА ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОПРОСОВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ………………………………………………………. 7

НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕННОСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В

КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ………………………………………………... 15 ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ИСПОЛЬТЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ

В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ……………………………………………………. 20

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА ЗАДАЧ ……….20

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСВОЕНИЮ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ …………………………………28

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ

В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ……………………………………………………. 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 53 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………54

ВВЕДЕНИЕ

Информационные технологии с каждым годом оказывают все большее влияние, как на экономику, так и на повседневную жизнь людей. Этапы качественного развития большинства отраслей (медицины, энергетики, торговли, образования, страхования, финансового сектора, и др.) и государственного управления, в том числе в военной сфере, связаны с внедрением информационных технологий.[20]

Наступает эра электронного взаимодействия. По оценкам специалистов, уже в ближайшие десять лет более 90% от всего количества составлять будут электронные документы, связанные с обслуживанием экономических и общественных процессов. С каждым годом информационные технологии открывают все более широкие перспективы для повышения эффективности бизнеса и качества жизни граждан.

Государственная политика в отношении создания условий и обозначения приоритетов для развития российской отрасли ИТ во многом определит ее облик на 2014 - 2020 годы и перспективу до 2025 года.[20]

Значительно возрастет востребованность специалистов  по внедрению решений, основанных на ИТ.Система образования обязана учитывать эти аспекты в полной мере.

В части развития общего образования необходимы дальнейшее совершенствование физико-математического образования и подготовки в сфере ИТ, поддержка общеобразовательных организаций, специализирующихся по этим направлениям, и увеличение их общего количества. Сильные лицеи, школы, интернаты и гимназии физико- математического профиля в крупных городах являются основой для формирования огромного количества профессионалов отрасли высокого уровня. Планируется их поддержка в первоочередном порядке, в том  числе на региональном и муниципальном уровне. Умения использовать возможности ИКТ для достижения положительных результатов     становятся

неотъемлемым компонентом деятельности обучающегося и важнейшим аспектом его образования. В ситуации перехода на новые образовательные стандарты требуется расширение диапазона инструментария ученика за счет новых возможностей доступа к информационным источникам и информационным средствам, повышающим эффективность и качество его образовательного процесса.

Средства ИКТ и электронные образовательные ресурсы перевернули информационно-образовательную среду школы и внесли огромный вклад в развитие методической системы обучения. Невероятное многообразие подходов к обучению в условиях информатизации образования позволяют обеспечивать индивидуальные потребности учащихся, профильные интересы детей, то есть повсеместно в массовой школе реализовать педагогику развития ребенка. Классические методики обогатились новыми мощными наглядными средствами обучения (интерактивная доска, мультимедиа проектор, документ камера, графический планшет, цифровой микроскоп), которые позволяют не только усилить визуальный ряд по предмету, особенно при работе с картами, слайд-шоу, видео, но и реализовать фронтальную демонстрацию мелкой моторики вживую: проведения опыта, моторики манипуляций с реактивами, демонстрации исследовательского наблюдения, мелких демонстраций по биологии, химии, технологии, физике, и т.д.

Новые методы развития деятельностных подходов в обучении детей также нужно отметить. Это использование всевозможных компьютерных лабораторий, интерактивных технологий, баз данных, поисковых систем, которые позволяют оснастить новыми информационными массивами исследовательскую и поисковую работу учащихся, включая анализ, сбор и обработку отобранной или подготовленной детьми самостоятельно информации.

В целом, потребности в электронных образовательных ресурсах в общем   виде   можно   опосредовано   определить,   исходя   из   анализа    их

дидактических возможностей – это доступ к новым источникам знаний, оперативность контроля, визуализация учебного материала, повышение интерактивности обучения, и т.д. Изменения методической  системы обучения предмету должны отслеживаться учителем-предметником.

При создании современных учебников, проектировании учебных ситуаций, составляющих его содержание, авторы и издатели ориентируются на использование (для поддержки планируемой учебной деятельности школьников) различных электронных образовательных ресурсов.[21] Таким образом, ИКТ стали неотъемлемой частью обучения.

В настоящее время существует противоречие между существующими подходами к изучению телекоммуникационных технологий в курсе информатики старшей школы и отсутствием методических разработок по изучению телекоммуникационных технологий с опорой на возможности облачных сервисов в условиях новой информационной образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Это существенно влияет на изменение методических подходов к изучению информационных и коммуникационных технологий в курсе информатики старшей школы.

Актуальность:в необходимости совершенствования методики обучения телекоммуникационным технологиям с акцентом на применение облачных сервисов в курсе информатики старшей школы для обеспечения достижения учащимися результатов в соответствии с требованиями ФГОС СОО.

Объект исследования: процесс обучения информатике в старшей школе.

Предмет исследования:возможности облачных сервисов  для изучения телекоммуникационных технологий в углубленном курсе информатики.

Цель:разработать учебно-методические материалы для изучения телекоммуникационных технологий с опорой на возможности облачных сервисов в старшей школе.

Задачи:

  1. Провести анализ научной и методической литературы, связанной с процессом обучения информатике в школе, а также основополагающих нормативных документов и выделить изменения, которые необходимо учесть в содержании курса информатики старшей школы.
  2. Обосновать необходимость совершенствования методики обучения линии "информационные технологии" в соответствии с требованиями к освоению основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО.
  3. Предложить теоретическое содержание тем, относящихся к телекоммуникационным технологиям с опорой на облачные сервисы, систему задач и методические подходы к их изучению в курсе информатики старшей школы.
  4. Описать результат апробации предлагаемых материалов в курсе информатики старшей школы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

ВЛИЯНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НА ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОПРОСОВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предъявляют новые требования к образовательным учреждениям: к составу и содержанию учебного плана к структуре образования, к учебно- методическим материалам, к методике преподавания, к материально- технической базе, к квалификации кадрового состава, а также указывают, что

«Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой».[19]

Так, пункт 26 федерального государственного образовательного стандарта общего образования определяет информационно-образовательную среду как комплекс информационных образовательных ресурсов, в число которых входят цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Далее в тексте пункта 26 федерального государственного образовательного стандарта  общего образования перечисляются  требования

к информационно-образовательной среде, информационно- образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

  1. информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  2. планирование процесса обучения и его ресурсного обеспечения;
  3. мониторинг и фиксацию хода и результатов процесса обучения;
  4. мониторинг состояния здоровья обучающихся;
  5. современные процедуры поиска, создания, анализа, сбора, хранения, обработки и представления информации;
  6. дистанционное взаимодействие всех участников процесса обучения (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
  7. дистанционное взаимодействие учебного заведения с другими организациями социальной сферы: учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования детей, спорта, здравоохранения, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  8. Функционирование информационно-образовательной  среды должно соответствовать законодательству РФ.
  9. информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета, поиск документов по любому критерию, создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных);

  1. укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в числе которых учебники с электронными приложениями, которые являются их составной частью, учебно- методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы  основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой;
  2. Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно- техническую литературу; издания по музыке, изобразительному искусству, физической культуре и спорту, правилам безопасного поведения на дорогах, экологии; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по профессиональному и социальному самоопределению обучающихся;
  3. Учебное заведение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Таким образом, информационно-образовательную среду можно представить в виде следующей схемы (см.Рисунок 1):

Рисунок 1

А традиционные средства обучения предстают в инновационном виде:

Рисунок 2

Данная среда сильно ИКТ насыщена, огромное количество взаимодействий  теперь  происходит  с  помощью  сетевых  технологий.  И   в

данной среде ни у ученика, ни у учителя не должно возникать проблем взаимодействия с данной средой.

Получение необходимой ИКТ компетенции как учеником, так и учителем, наиболее четко иллюстрирует следующая схема (см.Рисунок 3)

Рисунок 3

Подводя итог всему выше сказанному, при переходе на ФГОС ОО необходимо преобразовывать структуру методики обучения телекоммуникационным технологиям в курсе информатики. Потому, что именно на уроках информатики в обучающегося закладываются те необходимые знания, умения, навыки, которые помогут ему во взаимодействии с ИОС новой школы.

В 2017 году уже с полной уверенностью можно говорить, что облачные технологии используются повсеместно, наиболее распространены файловые хранилища на основе «облаков», а также офисные приложения, развернутые в «облаке», такие какGoogleDocs.

Чтобы учить детей использованию этих технологий, необходимы изменения в информатике как школьной дисциплине, в частности, обновление линии телекоммуникационных технологий.

В чем может быть преимущество изучения облачных технологий для образовательного учреждения? Как известно, существующие программные продукты, работе с которыми обучаются дети в основной и старшей школе, являются лицензионными, а значит, они стоят немалых для школы денег. Использование облачных сервисов, может решить эту проблему, так как сейчас облачные офисные пакеты уже полностью дублируют функционал существующих офлайн-прототипов. В российских образовательных учреждениях изначально облачные сервисы появились преимущественно как бесплатные хостинги почтовых служб. Прочие многочисленные решения в среде облачных вычислений для образования практически не использовались из-за малого количества информации о них и отсутствия практических навыков их использования для образовательных целей. Относительно недавно ученическое сообщество и преподаватели по стали по достоинству оценивать современные ИТ-приложения.

Сетевым технологиям и использованию социальных сетевых сервисов сети Интернет для нужд образования посвящены многие работы  российских и зарубежных авторов. К примеру, основные социальные сетевые сервисы сети Интернет описаны в работе российских авторов К.Г. Кречетникова и И.В. Кречетниковой. Российский порталe-education.ru посвящен вопросам Интернет-обучения, а также организации единой международной виртуальной среды для реализации образовательных услуг различными учебными заведениями мира.

Многие авторы отмечают, что до сих пор имеют место быть мало изученность вопроса использования облачных сервисов, а также    отсутствие

актуальной информации о различных сервисах, появившихся в недавнее время.

НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕННОСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Информатика формирует системно-информационный подход к анализу окружающего мира как одна из фундаментальных областей научного знания, изучает информационные процессы, а также является образовательным фундаментом для решения задач различных  специальностей, опирающихся на использование информационных технологий.

В последнее время информатика уже расширила свою предметную область – и из технологической дисциплины о методах и средствах обработки информации она постепенно превращается в фундаментальную науку об информационных процессах, протекающих повсюду.

Так, учитывая выше отмеченный многоаспектный характер использования информационных технологий, было бы правильно проводить изучение информационных и телекоммуникационных технологий в школьном курсе на более глубоком уровне, дающим представление о самых перспективных сферах применения этих технологий в современном информационном обществе.

Именно это и требует ФГОС ОО, предъявляя следующие требования к учащимся:

  1. Знание и понимание обучающимися назначения и функций информационных и коммуникационных технологий.
  2. Умения:
    • создавать информационные объекты (списки, тексты, диаграммы, графики, электронные таблицы);
    • создавать чертежи, рисунки с использованием графических редакторов;

Актуальность изучения темы телекоммуникационных технологий в школьном курсе вызвана целым рядом обстоятельств, в том числе:

  1. Повсеместное внедрение ФГОС;
  2. Проникновением телекоммуникационных систем абсолютно во все сферы деятельности человека, даже в те, где ранее они не были задействованы;
  3. Использованием компьютерных систем для нужд дистанционного образованию;
  4. Использованием телекоммуникационных систем в области управления образовательным учреждением и т.д.;

И как уже было сказано выше, при внедрении ФГОС ОО, создается новая ИОС, в которой обучающийся должен чувствовать себя как "рыба в воде".   Только   в   этом   случае   все   меры,   направленные   на  насыщение

образовательных учреждений ИКТ, будут оправданы, только в этом случае

ИКТ помогут достичь желаемых образовательных результатов. А для того, что обучаемый комфортно чувствовал себя в новой ИОС школы необходимо совершенствовать методику обучения телекоммуникационным  технологиям в курсе информатики.

Рассмотрим, как представлена тема «облачных вычислений» в учебно- методических комплектах для старшей школы:

  1. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. (Информатика (базовый и углубленный уровень)) - в учебнике для 11 класса в рамках Главы 4 «Телекоммуникационные сети.Интернет» параграфа 42

«Сервисы Интернета» рассматриваются услуги, предоставляемые Сетью, однако, облачные технологии там не рассматриваются[4];

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. (Информатика. Базовый уровень) – в разделе «Технологии использования и разработки информационных систем» рассматриваются различные технологии, в том числе офисные приложения, однако не рассмотрен их «облачный» вариант, таким образом, темы облачных вычислений в учебно- методическом комплекте так же не представлена[19];
  2. Калинин И.А., Самылкина Н.Н. (Информатика. Углубленный уровень) – в учебнике для 11 класса в главе 5 «Сети и сетевые технологии» в параграфе 20 «Современные сетевые сервисы» рассмотрены облачные вычисления. Дано определение облачных вычислений, перечислены возможности «облаков», кратко описан принцип работы.Практическая часть отсутствует[16];
  3. Поляков К.Ю., Еремин Е.А. (Информатика. Углубленный уровень) – в разделе «Компьютерные сети» облачные технологии не рассматриваются и не упоминаются[15];
  4. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. (Информатика.Углубленный уровень) – рассматриваются технологии обработки

текстовой информации и табличных вычислений, однако облачные технологии так же игнорируются и не упоминаются;

  1. Фиошин М.Е., Рессин А.А, Юнусов С.М. / Под ред. Кузнецова А.А. (Информатика. Углублённый уровень) – в модуле «Сетевые информационные технологии» так же не рассмотрены облачные технологии[24].

Как мы видим, за единичным исключением, современный курс информатики, обходит стороной облачные сервисы. Вернемся к высказанной ранее идее о необходимости получения навыков работы с облачными сервисами, обладающими функционалом офисных пакетов. В основной школе учащиеся изучают теоретические аспекты обработки текстовой, числовой     и     мультимедиа-информации.     Практическая     часть     линии

«информационные технологии» в основной школе содержит в себе работу с текстовым процессором (реализуется с использованиемMicrosoftWord), работу с табличным процессором (реализуется с использованиемMicrosoftExcel), работу по созданию мультимедиа-презентаций (реализуется с использованиемMicrosoftPowerPoint). Однако, возможны замены данных продуктов на существующие свободно распространяемые аналоги, содержащиеся в офисных пакетахOpenOffice.Org (LibreOffice):OpenOfficeWriter,OpenOfficeCalc,OpenOfficeImpress соответственно.

Курс старшей школы подразумевает углубление знаний по использованию данных продуктов. Ранее мы выяснили, что существуют облачные сервисы, которые почти полностью дублирующие функционал традиционных офисных пакетов, поэтому в курсе старшей школы возможно изучить как сам принцип данных технологий, так и рассмотреть работу с ними на практике.

Вывод: в соответствии с требованиями ФГОС СОО, изучение телекоммуникационных технологий в школе в нынешнем виде не создает у обучающихся   полного   представления   о   современных   технологиях,  т.к.

облачные технологии почти во всех учебно-методических комплектах игнорируются. В связи с этим, необходимы изменения в курсе информатики.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ИСПОЛЬТЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА ЗАДАЧ Исторические аспекты.

Концепция современных «облачных вычислений» публично была озвучена в 1970 году Джозефом Карлом Робнетом Ликлайдером (JosephCarlRobnettLicklider). Дж. К. Р. Ликлайдер, в тот момент ответственный за разработку проектаARPANET (AdvancedResearchProjectsAgencyNetwork – компьютерная сеть, проект Агентства Министерства Обороны США, прототип современного Интернета), высказал идею, смысл которой заключался в том, что если каждый пользователь подключен к Сети, то он может из нее получать не только данные, но и программы. В то же время, создатель термина «искусственный интеллект» Джон Маккарти (JohnMcCarthy) считал, что можно предоставлять как услугу вычислительные мощности компьютера.

Так или иначе, до начала 90-х годов облачные технологии не развивались. Но позже все же идеи Ликлайдера и Маккарти получили свое развитие в связи с:

Такой вариант предоставления услуг называется «программное обеспечение как услуга»;

Основные понятия.

Согласно специальной литературе, облачные вычисления (cloudcomputing) – есть технология распределенной обработки данных, в которой все компьютерные ресурсы и имеющиеся мощности предоставляются пользователю в формате интернет-сервиса. При этом под интернет-сервисом понимают помимо доступа к Сети, еще и доступ через обычную сеть с использование веб-технологий[27].

Основные достоинства облачных вычислений:

Обратимся к недостаткам:

злоумышленника, он получит доступ к огромным массивам данных;

Какие виды услуг предоставляются облачными сервисами:

«облака»;

для сотрудников и осуществляет выбор и установку программного обеспечения;

Облачные сервисы, предоставляющие услуги можно еще классифицировать как частные, публичные и гибридные.

·Гибридный облачный сервис – используется рядом организаций, сочетает в себе черты частных и публичных облачных сервисов. Как правило, это частное «облако», использующее в случае необходимости мощности публичного.

Отбор содержания.

Прежде,  чем  решать,  как  именно  реализовать  практическую     часть

«облачных  вычислений»  в  курсе  старшей  школы,  необходимо определить

«теоретический минимум», который мы будем давать обучающимся.

Однозначно, необходимо определение облачных вычислений (технология распределенной обработки данных, в которой все компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю в формате интернет- сервиса). Для наглядности можно использовать схематичное изображение Сети, где «облаком» закрыта ее часть, так же, как и в при реальном облачном развертывании пользователь не видит инфраструктуру сети.

Классификацию «облаков» как услуги имеет смысл сократить, отдельно остановившись на тех группах, которые наиболее знакомы школьникам либо актуальны для образовательного процесса, то естьDaaS (DataAsAService – данные как услуга), оно же облачное хранилище, как пример, обучающиеся могут вспомнитьiCloud илиDropbox; иSaaS (SoftwareAsAService – программное обеспечение как услуга), представленное в виде офисных пакетовGoogleDrive.

Далее необходимо рассказать про возможности облачных технологии и их особенности и уже переходить к практической части.

Очевидно, что «облачные» офисные пакеты надо рассматривать в тех разделах, где основную сложность для учащихся вызывает не использование офисного пакета, а конкретно данные, с которыми в этом продукте приходится работать. Если обратиться к учебно-методическому комплекту К.Ю.Полякова, Е.А.Еремина, в 10 классе в учебнике для  углубленного уровня есть раздел «Компьютерные сети», где можно дать этот небольшой экскурс по теме «Облачные технологии», чтобы их использовать в курсе позже.

Очевидно, что при изучении численных методов, школьного математического    аппарата    недостаточно    и    этот    раздел,    в частности

практические работы по нему вызывают сложности. Речь идет о параграфах 70-74 (Оптимизация, решение уравнений, обработка результатов эксперимента и статистические расчеты).

Теперь необходимо определиться с тем, какой формат урока и практической работы нужно выбрать.

Но прежде, чем это сделать, обратимся к федеральному государственному образовательному стандарту ФГОС СОО. Согласно данному документу, изучение дисциплины информатика должно обеспечить сформированность представлений о роли информатики в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. В  требованиях к предметным результатам освоения курса информатики, мы можем обнаружить «владение компьютерными средствами представления и анализа данных» (базовый уровень), «сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях  развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях    операционных    систем;    об    общих    принципах    разработки и функционирования      интернет-приложений»      (углубленный     уровень),

«сформированность   представлений   о   компьютерных   сетях   и   их   роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ» (углубленный уровень).

Как мы выяснили, на данный момент, изучение телекоммуникационных технологий в школе не предполагает в основной массе своей даже упоминания облачных сервисов как технологии. Так как

«облака»  используются  повсеместно,  мы  имеем  некоторое  противоречие с

ФГОС СОО. Заключается оно в том, что игнорирование этих сервисов не

дает полное представление о тенденциях о развитии современных информационных технологий и функционировании интернет-приложений, так как любой облачный сервис, безусловно, является интернет- приложением.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСВОЕНИЮ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГТЙ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

Прежде, чем допустить возможность использования облачных технологий в школе, необходимо определиться с «поставщиком» данных услуг и сравнить его с традиционными программными продуктами. Рассматривать будем на примере офисных пакетов.

СравнениеGoogleDrive иMicrosoftOfficeOnline

Будем сравнивать три «базовых» продукта – в классическомMicrosoftOffice этоWord,Excel,PowerPoint.

Для персонального использования оба продукта бесплатны, потому будем рассматривать исключительно их возможности.

Оба продукта имеют стандартный офисный интерфейс, уGoogleDocs он напоминаетMicrosoftOffice 2003, уOfficeOnline этоMicrosoftOffice 2013 с сильно «урезанным» функционалом.

WordOnline иGoogleDocs

Сейчас уже прошли времена, когдаGoogleDocs не мог распознавать файлы расширениемdocx, поэтому нужно сравнивать конкретный функционал.

Word Online:

и т.п.

Google Docs:

Таким образом, можно создавать простейшие документы в обоих продуктах без особых различий с настольной версией.

ExcelOnline иGoogleSpreadsheet

По сути, оба продукта позволяют работать с встроенными  в настольныйExcel функциями, однако, если в таблицы присутствуют макросы, толькоGoogle сможет открыть данный документ. Так же, вGoogleSpreadsheet существуют подключаемые модули, которые могут заменить некоторые возможности настольной версииExcel (например,Solver). Единственный минусGoogleSpreadsheet – при импорте документа может быть уничтожено форматирование.

Вывод: в электронных таблицахGoogleDrive превосходитMicrosoftOnline.

PowerPointOnline иGoogleSlides

PowerPointOnline иGoogleSlides сопоставимы для создания простых презентаций с минимумом эффектов. Далее начинаются существенные различия. Что присутствует вGoogleSlides и отсутствует вPowerPointOnline:

Вывод: наиболее полной заменой классическому офисному пакету для требований школьной общеобразовательной программы может считатьсяGoogleDrive.

Основными элементами облачных сервисов являются:

Для начала, определим теоретическое содержание темы «облачные технологии» для старшей школы.

Необходимо дать определение понятия «облачные технологии». Через определение транслируется мысль о том, что «облака» есть предоставление мощностей пользователю, поэтому следующим шагом в объяснении того, что такое облачные технологии, идет классификация этих технологий по модели развертывания (частные, публичные, гибридные). После этого, можно перейти к классификации «облаков» по предоставляемым услугам, отдельно выделив некоторые, наиболее часто используемые (данные как услуга и программное обеспечение как услуга). Далее можно привести примеры существующих на российском рынке программных продуктов. Все это вписывается в тему «компьютерные сети» курса информатики.

Рассмотрим практическую сторону изучения. Работу с текстовым документом и работу по созданию презентаций по большей части изучают в основной школе. В федеральном государственном  образовательном стандарте СОО на базовом и углубленном уровне как результат фигурирует владение компьютерными средствами представления и анализа данных. Достижение этого результата реализуется в том числе через изучение дополнительных возможностей табличного процессораMicrosoftExcel. Однако, эти возможности реализуемы через облачный сервисGoogleDrive, с использованиемGoogleSpreadsheets и подключаемого модуля-аналога средстваSolver. Задачи по оптимизации, требующие решения через табличный процессор, можно адаптировать дляGoogleSpreadsheets.

Рассмотрим, как реализуется изучение телекоммуникационных технологий в курсе информатики старшей школы. В каждом из учебно- методических комплектов изучаются как компьютерные сети, так и расширенные возможности табличного процессора:

  1. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. (Информатика (базовый и углубленный уровень)) - в учебнике для 11 класса в рамках

Главы   4   «Телекоммуникационные   сети.   Интернет»   параграфа   42

«Сервисы Интернета» рассматриваются услуги, предоставляемые Сетью. В учебнике 10 класса в главе «Моделирование процессов живой и неживой природы» рассматривается применение дополнительных возможностейMicrosoftExcel для обработки результатов эксперимента[4];

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. (Информатика. Базовый уровень) – тема 9 «Модель оптимального планирования». Учащиеся получают знание о том, что такое оптимальное планирование;  что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов; что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены; в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана; какие существуют возможности у табличного процессора для решения задач линейного программирования. На практике учащиеся решают задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора («Поиск решения» или «Solver» вMicrosoftExcel).Тема 3

«Организация и услуги Интернета» содержит изучение основных понятийWWW[16];

  1. Калинин И.А., Самылкина Н.Н. (Информатика. Углубленный уровень) – в учебнике для 11 класса в главе 5 «Сети и сетевые технологии» в параграфе 20 «Современные сетевые сервисы» рассмотрены облачные вычисления[19];
  2. Поляков К.Ю., Еремин Е.А. (Информатика. Углубленный уровень) – учебник 10 класса, глава 9 «Решение вычислительных задач на компьютере» – реализуется требование ФГОС «сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных», учебник 10 класса, глава 7 «Компьютерные сети» - реализуется

требование ФГОС «сформированность представлений о тенденциях развития компьютерных технологий» [15];

  1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. (Информатика. Углубленный уровень) – учебник 10 класса, раздел «Компьютерные телtкоммуникации», параграфы 4.1 «Организация локальных ком- пьютерных сетей», 4.2 «Глобальные компьютерные сети», реализуется требование «Сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых  принципов организации и функционирования компьютерных сетей». Учебник 10 класса, раздел «Электронные таблицы», параграф 3.3 «Технологии табличных вычислений», реализуется требование «наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных».

В учебно-методических комплектах, которые не содержат изучения облачных сервисов, теоретические их аспекты можно изучить в главах, посвященным компьютерным сетям или технологиям сети Интернет, а практическую часть тем «Моделирование» или «Обработка числовой информации» адаптировать для использованияGoogleSpreadsheets.

Применяются ли сейчас облачные технологии в школе? Как пример применения облачных сервисов в образовании, можно назвать электронные журналы, школьные порталы и электронные дневники, личные кабинеты для учителей и учащихся, интерактивная приемная и другое. Это и тематические форумы, где обучающиеся могут обмениваться информацией, искать информацию, где обучающиеся могут решать как индивидуально, так и совместно, ряд учебных задач даже в отсутствии педагога или под его руководством.

Для этих целей можно использовать:

Рассмотрим облачные сервисы, которые можно применить в школе:

Box.com,Disk.yandex.ru,Dropbox.com. Данные сервисы представляют особые сервисы хранения и синхронизации файлов. Облачное файловое хранилище – некоторое место для хранения информации, расположенное у поставщика облачного сервиса, при этом не относящееся к конкретному оборудованию и доступное при наличии доступа к сети Интернет. Позволяют хранить документыAccess,PowerPoint,Word,Excel аудио, видео и прочие файлы, открывать к ним доступ коллегам и обучающимся. Также дают возможность осуществлять кроссплатформенную синхронизацию файлов.

Diigo.com, Del.icio.us, OneNote (от Microsoft).Данные сервисы – сервисы хранения закладок. Данные ресурсы позволяют сохранять веб- страницы в закладки, объединять их в группы, открывать к ним доступ и дают возможность сохранять заметки к этим ресурсам, различные закладки, комментировать их. Особенность заключается в том, что имеется возможность обеспечить коллективный доступ к закладкам с совместным редактированием и возможность организовать работу с любого веб-браузера или устройства.

GoogleApps для образовательных учреждений. ИТ-корпорацияGoogle предоставляет и разрабатывает множество сервисов и приложений, доступ к которым возможен в окне абсолютно любого браузера (InternetExplorer,Opera,GoogleChrome,MozillaFirefox,Safari и др.) при наличии подключения к сети Интернет. Отдельное место среди них занимаетGoogleApps – это службы, которые предоставляет компанияGoogle для использования своего доменного имени с возможностью работы с веб-сервисами отGoogle. Регистрация доменного имени возможна через регистратора, авторизованного компаниейGoogle.GoogleApps представлен двумя пакетами: бесплатным базовым и профессиональным. Для учебных целей разработанGoogleAppsEducationEdition – это бесплатный пакет для образовательных учреждений, включающий в себя абсолютно все возможности, входящие в профессиональный пакет.GoogleAppsEducationEdition – этоWeb-сервисы, построенные на основе облачных вычислений, предоставляющие обучающимся и преподавателям образовательных учреждений инструменты, необходимые для продуктивного общения и совместной работы.

СервисыGoogle для образовательных учреждений, по мнению разработчиков, содержат бесплатный (и абсолютно свободный от рекламы) набор инструментов, который позволяет преподавателям и обучающимся более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться. Онлайн-сервисы для образовательных учреждений отGoogle обладают рядом достоинств, что дает возможность использовать их в любой образовательной среде, где есть доступ к сети Интернет.

Основные плюсы от использованияGoogleAppsEducationEdition в процессе обучения с точки зрения рядового пользователя:

Современные компьютерные технологии позволяют обучающимся и преподавателям использовать для общения и работы несколько устройств: ноутбуки, компьютеры, смартфоны, планшетные компьютеры и т.д. ИнструментыGoogleApps поддерживаются самыми разными устройствами, поэтому являются общедоступной и универсальной ИТ-технологией для работы в образовательной среде.

Рассмотрим основные облачные сервисы, предоставляемыеGoogle для образовательных учреждений.

Gmail является полнофункциональный почтовым клиентом с встроенным обменом мгновенными сообщениями через собственный месенджер, голосовым и видеочатом, мобильным доступом, а также встроенной защитой от спама и вирусов. Основной особенностью данного почтового сервиса, по мнению разработчиковGoogle, является мощный алгоритм поиска по почтовой корреспонденции. Продуманная иерархия сообщений вGmail, позволяет видеть сообщения в контексте и, если существуют  ответы  на  отправленное  или  полученное  сообщение, система

Gmail автоматически отображает их в хронологическом порядке вместе с исходным сообщением. Эта цепочка сообщений позволяет отслеживать все сообщения и продолжать обсуждение в одном месте.

КалендарьGoogle – это, прежде всего, инструмент планирования и управления. Создание календаря общешкольных или классных мероприятий, календарное планирование работы над различными проектами, совместное использование календарей для просмотра и создания расписаний занятий и внеурочных мероприятий – вот несколько примеров возможностей сервиса КалендарьGoogle.

ДискGoogle. Предоставляет доступ к своим файлам или целым папкам отдельным пользователям или всей команде проекта. Присутствует возможность писать и отвечать на комментарии к файлам.

СайтыGoogle. Представляет собой простой конструктор сайтов с возможностью публикации видеофайлов, изображений, документов. Цель сервиса, по словам разработчиков, – «организовать единое Интернет- пространство, где пользователи будут делиться информацией».  Сервис СайтыGoogle позволяет добавлять на сайт самую разнообразную информацию – календари, видео, изображения, документы и др.; определить параметры доступа к сайту.

СейфGoogle предоставляется дополнительно и дает возможности архивации, электронной передачи документов и управления информацией.

Так жеGoogle предлагает такие сервисы, какAppsMarketplace, который позволяет найти, приобрести и внедрить веб-приложения, совместимые сGoogleApps для образовательных учреждений;Google Модератор, который позволяет создавать категории для вопросов, которые вы хотите обсудить в классе или в школе, и открывать их для тех, кто хочет внести идеи или предложения иYouTube для учебных заведений.

ПомимоGoogle,Microsoft так же предлагает ряд облачных сервисов для образования.MicrosoftOffice 365 для учебных заведений позволяет пользоваться всеми возможностями «облачных» служб, а также повышает работоспособность обучающихся и сотрудников. Базовый функционал, включающий в себя облачные реализацииOfficeWebApps,SharePointOnline иExchangeOnline, а такжеLyncOnline с возможностью видеоконференций будет предоставляться абсолютно бесплатно.Office 365 для учебных заведений сочетает возможности знакомых приложенийMicrosoftOffice для настольных компьютеров с веб-версиями нового поколения службMicrosoft для связи и коллективной работы.Office 365 прост в использовании и администрировании, обладает устойчивой системой безопасности и уровнем надежности, характерным для ведущего мирового поставщика услуг.

WindowsAzureineducation предоставляет возможность включить в свой процесс обучения одну из наиболее инновационных и быстро развивающихся технологий, как в теоретическую, так и в его практическую часть.

Для чего вводить облачные технологии в образование? Как известно, облачные технологии – это не только будущее, во многом это уже настоящее. Однако, недостаточное оснащение техникой, низкая скорость доступа в интернет, контентная фильтрация, а также ограничение доступа в поисковики, блоги, сайты дистанционных конкурсов, олимпиад (так как всё это не входит в перечень федеральных образовательных ресурсов) – известные проблемы и камень преткновения в вопросе введения облачных технологий в образовательный процесс.

В процессе обучения информатике, использование облачных технологий приходит с задержкой или, порой, вовсе не находит применения. Современные дети читают о подобных сервисах, используют некоторые в своей личной деятельности, но не понимают полного их потенциала.

Так как в рамках обычной школьной программы реализовать весь потенциал облачных технологий сложно, можно организовать дополнительную или проектную деятельность обучающихся, основываясь на облачных вычислениях.

Школьное техническое оснащение совместно с домашними ресурсами обучающихся позволят воплотить в жизнь такой проект в полной мере.

Для того чтобы обучающиеся осваивали облачные вычисления с особым интересом, этот процесс можно организовать следующим образом: предложить им участие в проекте «Облачная школа». Минимальная длительность проекта – учебный год. Во время реализации проекта школьники освоят облачные сервисы и технологии и получат возможность попробовать себя в самых разных профессиях. Сопутствующим результатом выполнения проекта станет сплочение обучающихся в школе и создание ими необычного и уникального сайта для школы.

В рамках проекта ученики примеряют на себя разные роли: репортёров, писателей, фотографов, а также избирателей. Ведь особенность «Облачной Школы» в том, что предлагаемые учениками новости для сайта сначала обсуждаются всеми учащимися школы, редактируются, выносятся на всеобщее голосование «Стоит ли публиковать этот документ» и лишь после одобрения ответственного за проект, занимающегося сайтом, публикуются. Это напоминает тест на профориентацию, но проводимый вживую и в течение долгого времени, а не в форме теста с заранее определёнными ответами.

Как же конкретно связаны облачные технологии с проектом «Облачная Школа» и почему необходимо объяснить школьникам важность облачных технологий в принципе?

Рассмотрим на примере сервисовGoogleДиска.

Сколько времени занимает обсуждение различных планов/отчётов, когда кого-то из учителей нет на рабочем месте? Сколько раз подобные документы перепечатываются? С какой долей вероятности принятые поправки не устроят кого-то, ранее приславшего свои сведения? (Например, составление расписания отпусков)

Очевидные ответы – всё это длится очень и очень долго и требует большого количества внимания и нервов. Лёгким и разумным решением проблемы были бы документы, хранящиеся в облаке и доступные всем, кому это необходимо. Ведь, таким образом, доступ к таким документам можно осуществить с любого удобного устройства (телефон, планшет, компьютер), которые обычно под рукой даже в отпуске.

Одобрить фотоотчёт о последнем звонке так, чтобы его заранее и в кротчайшие сроки одобрили все участники? Нет ничего проще сGoogleSlides илиGoogle Фото (в прошлом,Picasa).

Случаются ситуации, когда учителя никак не могут наладить общение с родителями, так как последние постоянно на работе / не хотят общаться с учителем или электронным журналом / ребёнок не передаёт просьбы учителя / и т. д. Звонить учителю не всегда удобно, а вот написать письмо на почту – отличный выход. И «Google почта» отлично справится с этой задачей, так как там легко и удобно создать, к примеру, группу по каждому классу, параллели (или любому иному принципу) и можно лично следить за статусом посланий.

Теперь рассмотрим особенности проекта «Облачная Школа».

Документ – в рамках проекта, это предложенная учеником или учителем (далее именуется пользователем) новость в форме фото/видеоотчёта, презентации, текстового документа (статья, формальный отчёт, предложение-обращение и тд).

Требования к документу:

  1. Орфографическая грамотность.
  2. Содержание документа имеет в себе достаточный вес для обсуждения на различных уровнях доступа (класс, параллель, школа).
  3. Отсутствие критики учащимися других учащихся или учителей.
  4. Отсутствие в документе компрометирующей информации о школе или её сотрудниках.
  5. Запрещается употребление жаргонизмов.
  6. Ссылка на используемые ресурсы. Права пользователей:
    • Рядовой пользователь – создание и изменение документа.
    • Редактор – изменение качества документа, но не его содержания.
    • Главный редактор – изменение качества документа, но не его содержания и право совместного с модератором принятия решения о размещении/не размещении документа на сайт.
    • Модератор – решение о размещении/не размещении документа на сайт.

Порядок создания документа и размещения его на сайт.

Пользователь создаёт документ на базе облачных технологий сервисаgmail.com, который поступает в совместный доступ ко всем пользователям, зарегистрированным и объединённым в группу школы,  параллели, класса. Все желающие имеют право редактировать (изменять, дополнять) этот документ, но не удалять. Утверждённый пользователями итоговый вариант документа отправляется на просмотр редакторам, а после них к модератору (ответственному лицу, занимающемуся ведением сайта). Модератор советуется с главными редакторами (если таковые имеются) и принимает решение о размещении/не размещении документа на сайт школы.

Ниже приведены схемы, иллюстрирующие стадии изменения документа до момента его финальной версии, публикуемой на сайте школы (см.Рисунок 4 и Рисунок 5).

Рисунок 4

Рисунок 5

Результатом выполнения проекта может быть конференция, где публично будут награждены самые активные участники проекта, а также демонстрация полученного сайта.

При успешном выполнении проекта, он может быть продлён на следующий учебный год. В таком случае, активистам, обладающим достаточными навыками, может быть предложено «повышение» в форме присвоения новых прав.

Данный проект можно рассматривать и как профориентационную работу, так как он реализует следующие аспекты:

Учебные материалы для урока по теме: «Облачные технологии»

(Начать с вопроса, каким программным обеспечением пользуются обучающиеся. Попросить описать свойства, которыми это программное обеспечение обладает. Добиться понимания того, что большая часть этого ПО должна быть установлена на персональном компьютере) Под облачными сервисами, как правило, понимается предоставление услуг  пользователю, при этом программное обеспечение, предоставляемое пользователю, размещено на удаленных серверах.

Модель развертывания – способ размещения ресурсов на удаленных серверах. (Поинтересоваться у обучающихся, как они понимают размещение на удаленных серверах, откуда эти сервера берутся, кому принадлежат) Модели развертывания бывают:

Учебные материалы для урока по теме: «Использование табличного процессораGoogleSpreadsheets и подключаемого модуляSolver для оптимизации расчетов»

Учащимся демонстрируется сервисGoogleDrive и его продуктGoogleSpreadsheets. Указывается подобие этого продукта иMicrosoftExcel. Демонстрируется подключение модуляSolver (можно найти в расширениях кGoogleSpreadsheets).

Задание 1. Из листа бумаги (1000 мм х 2000 мм) склеивают бумажный лоток путем отрезания одинаковых квадратов по углам прямоугольного листа и загибание получившихся сторон. Необходимо вычислить максимальный объем бумажного лотка, используя формулу объема лотка и дополнительного средстваGoogleSpreadsheetsSolver”. Так же указать сторону вырезаемого квадрата.

Решение: Если принять за Х сторону искомого квадрата и расположить ее в ячейке А1, то формула для нахождения объема лотка будет выглядеть как =А1*(1000-2*А1)*(2000-2*А1).

Ограничения, накладываемые на Х – значение Х больше 0 и меньше, чем 500мм.

При вызовеSolver как целевую ячейку указывать ячейку, в которой находится объем лотка, вычислять максимальное значение. Изменять ячейку со стороной Х. Ограничения: Х>=0,X<=500.

Задание 2. Фирма организует концерт исполнителя и заказывает у другой компании рекламу. Рекламу фирма заказывает у четырех каналов. Длина ролика – 1 минута.

Оптимизировать таблицу:

Канал

Аудитория

Цена за 1 минуту

Кол-во роликов

Расходы

Охват

Первый

30000

2000

1

2000

30000

Второй

10000

1000

2

2000

20000

Третий

15000

1200

3

3600

45000

Четвертый

60000

3000

4

12000

240000

Разместить можно не более 8 роликов. Как обеспечить охват 500000 человек, затратив при этом минимальную денежную сумму?

Решение:

Значения в столбцах с расходами и охватом переписать, используя формулы (расходы = число роликов * цена за минуту, охват = число  роликов

* аудитория).

Добавить ячейки, в которых вычисляется суммарный охват и общая сумма затраченных средств.

При вызовеSolver как целевую ячейку указывать ячейку, в которой находится общая сумма расходов, вычислять минимальное значение. Изменять ячейки столбца с количеством роликов. Ограничения указать на каждую изменяемую ячейку число роликов – целое, не превышает 8. Также в ограничениях указать, суммарный охват >= 500000.

Задание 3. Найти размеры цилиндра, максимальный объем которого равен 500 см2.

Задание 4. Найти размеры цилиндра, минимальная площадь поверхности которого равна 1 м2.

Решение: аналогично заданию 1, используемSolver, применяя форумы из курса геометрии.

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Апробация предлагаемых учебных материалов была осуществлена в педагогическом эксперименте МБОУ «Лицей» г. Реутов в рамках курса информатики.

На первом этапе обучающиеся 10 класса (профиль физико- математический) выполняли задания, основанные на  материале основной школы. Результаты проведенного контроля показали высокий уровень подготовки обучающихся.

На втором этапе эксперимента решались следующие задачи:

На третьем этапе проводилась проверка эффективности предложенной методики. В опытной проверке участвовало 25 учеников 10 класса.

В ходе педагогического эксперимента обращалось внимание на проявление обучающимися максимальной самостоятельности.

В ходе данного этапа педагогического эксперимента с целью проверки доступности и усвоения предложенного материала была проведена проверочная работа.

Таблица 1 – Результаты проверочной работы

№ задания

Верно выполнили

Неверно выполнили

Не приступили к выполнению

1

100%

0%

2

92%

8%

3

72%

24%

4%

4

60%

0%

40%

Эксперимент проводился в апреле 2017 года в рамках изучения темы «оптимизация с помощью табличных процессоров».

Вывод: анализ приведенных результатов показал, что материал хорошо усвоен учащимися. В результате опытной проверки материалов на занятиях удалось убедиться в эффективности проводимой работы. Важным результатом педагогического эксперимента стало понимание учащимися неполноты своих математических знаний.

Апробация проекта «Облачная школа» была осуществлена в педагогическом эксперименте МБОУ «Лицей» г. Реутов в рамках курса информатики.

На первом этапе обучающиеся 10 класса выполняли задания, выявляющие степень владения офлайн-аналогами  облачных приложений, необходимых для работы в проекте. Результаты проведенного контроля показали высокий уровень подготовки обучающихся.

На втором этапе эксперимента решались следующие задачи:

На третьем этапе проводилась проверка эффективности предложенной методики. В опытной проверке участвовало 32 ученика.

В ходе педагогического эксперимента обращалось внимание на проявление обучающимися максимальной самостоятельности.

В ходе данного этапа педагогического эксперимента с целью проверки выполненной работы была проведена конференция, на которой учащиеся защищали результаты проекта.

Эксперимент проводился в ноябре-апреле 2017 .

Вывод: анализ приведенных результатов показал, что материал хорошо усвоен учащимися. В результате опытной проверки материалов на занятиях удалось убедиться в эффективности проводимой работы. Важным результатом педагогического эксперимента стало формирование слаженной командной работы в коллективе учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведения данного исследования были решены следующие задачи:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афонина Е. С. Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создании единого информационного пространства школы // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 68-71.

2.Богатырева Юлия Игоревна. Подготовка будущих педагогов к обеспечению информационной безопасности школьников: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Богатырева Юлия Игоревна;[Место защиты: Тульский государственный университет].- Тула, 2014.- 416 с.

3. Воробьёв Андрей Игоревич. Модели и методы повышения эффективности предоставления информационных услуг в центрах обработки данных : диссертация ... кандидата технических наук :

05.13.01 / Воробьёв Андрей Игоревич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. электротехн. ун-т (ЛЭТИ)]. - Санкт-Петербург, 2012. - 142 с.

  1. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А.

  1. Гурова, В.Н. Проблемы внедрения ФГОС общего образования второго поколения и решение других актуальных проблем образовательного комплекс: Миякинский район Республики Башкортостан. Методические разработки и материалы. – Вып.1/ Общ. Ред. В.Н. Гурова. – Уфа, Мияки, 2012.– с.160.
    1. Кирюхин, В. М. Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике [Электронный ресурс] : всероссийская олимпиада школьников / В. М. Кирюхин. - 2-е изд. - (эл.). - М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2012. - 271 с.: ил., [8] с. цв. вкл.

  1. М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, М.И.Рагулина и др.

/под ред. М. П. Лапчика -Теория и методика обучения информатике : учебник / — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 624 с.

  1. Медведев А. Облачные технологии: тенденции развития, примеры исполнения // Современные технологии автоматизации.2013.

№ 2. С. 6–9

  1. Облачные вычисления (Cloudcomputing). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Облачные_вычисления_(Cloud_computing). – (дата обращения 18.04.2017)
    1. Общая методика обучения информатикеI часть: Учебное пособие / Кузнецов А.А., Захарова Т.Б., Захаров А.С. - М.:МПГУ, 2014.

- 300 с.

  1. Орландо Д. Модели сервисов облачных вычислений: инфраструктура как сервис. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.ibm.com/developerworks/ru/library/cl-cloudservices1iaas/.– (дата обращения 20.03.2017)
  2. Орландо Д. Модели сервисов облачных вычислений: платформа как сервис. [Электронный ресурс]. – Режим доступа.:http://www.ibm.com/developerworks/ru/library/cl-cloudservices2paas/.– (дата обращения 20.03.2017)
  3. Орландо Д. Модели сервисов облачных вычислений: программное обеспечение как сервис. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.ibm.com/developerworks/ru/library/cl-cloudservices3saas/. - (дата обращения 20.03.2017)
  4. Основы общей теории и методики обучения

информатике [Электронный ресурс] : учебное пособие / под ред. А.А. Кузнецова. - 2-е изд.(эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 207 с.: ил. - (Педагогическое образование).

  1. Поляков К. Ю. Информатика. 10–11 классы. Базовый и углубленный уровни : методическое пособие / К. Ю. Поляков, Е. А. Ере- мин.—М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2016.—128 с.: ил.
  2. Самылкина Н. Н. Информатика. 10–11 классы : методическое пособие / Н. Н. Самылкина, И. А. Калинин. — М. : БИНОМ.Лабо- ратория знаний, 2016. — 96 с .
  3. Самылкина, Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения [Электронный ресурс] / Н.Н. Самылкина. - 2-е изд.(эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 172 с.: ил. - (Педагогическое образование).
  4. Сафарова Раиса Сахауновна. Формирование информационно-логической культуры учащихся в современной школе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Сафарова Раиса Сахауновна. – Тюмень, 2005. - 188 с.
  5. Семакин И. Г. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень : методическое пособие / И .Г. Семакин. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 64 с. : ил.
  6. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г.

N 2036-р)

  1. Учебник в составе новой информационно- коммуникационной образовательной среды [Электронный ресурс] : методическое пособие / А.А. Кузнецов, С.В. Зенкина. - 2-е изд.(эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 63 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (10-11 кл.)[Электронный ресурс] Режим доступа:http://минобрнауки.рф/документы/2365

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)[Электронный ресурс] Режим доступа:http://минобрнауки.рф/документы/938
  2. Фиошин М. Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. «Информатика и ИКТ» Учебник для 10-11 классов.В 2-х ч (профильный уровень) – М.: ДРОФА, 2010
  3. Цветкова М.С. Модели непрерывного информационного образования [Электронный ресурс] / М.С. Цветкова. – 2-е изд.(эл.). – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 326. : ил. – (Информатизация образования).
  4. Цветкова М.С. Интерактивный УМК - системный интегратор традиционных и цифровых учебных материалов.Проблемы современного образования. 2012. № 2. С. 125-146
  5. Широкова Е. А. Облачные технологии [Текст] // Современные тенденции технических наук: материалы Междунар. науч. конф.(г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 30-33.
  6. http://kpolyakov.spb.ru/download/practice10-9.doc
  7. Amrhein D., Quint S. Cloud computing for the enterprise: Part 1: Capturing the cloud.[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.ibm.com/developerworks/websphere/techjournal/0904_amrhein/ 0904_amrhein.html. - (дата обращения - 20.03.2017)
  8. GoogleAppEngine. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://en.wikipedia.org/wiki/Google_App_Engine . - (дата обращения – 12.02.2017)
  9. WindowsAzure. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://en.wikipedia.org/wiki/Windows_Azure.- (дата обращения – 12.02.2017)




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ PYTHON В УГЛУБЛЕННОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ COURSERA

2. ИЗУЧЕНИЕ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СРЕДЕA NYLOGIC В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

3. Эффективность использования облачных сервисов

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ В СОЗДАНИИ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ШКОЛЬНОМУ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ

5. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

6. ИЗУЧЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОСТА УИТСТОНА

7. Изучение возможностей восприятия устной речи у детей с нарушенным слухом, обучающихся совместно со слышащими сверстниками (инклюзивное образование)

8. Обучение технологии обработки текстовой информации с применением программных средств на основе облачных технологий

9. Услуги онлайн-сервисов банка

10. Интегрирование сервисов Web 2.0 в процесс преподавания истории в школе