Информационные технологии в системе оценивания компетенций студентов (практический курс японского языка)



Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт иностранных языков

Кафедра японского языка

Информационные технологии в системе оценивания компетенций студентов (практический курс японского языка)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ………………………………..6

1.1 Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения студентов……………………………………………………………………………..6

1.2 Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования…………..………………………….…11

1.3 Технологическая карта дисциплины как инструмент управления учебной деятельностью обучающихся.......…………………………………………………14

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ………………………………..................19

2.1 Инструменты электронного учета успеваемости обучающихся……………19

2.2 Особенности оценивания знаний студентов в системе дистанционного управления курсами «MOODLE» ………………………………………………...23

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА……………………………………………………………………………...30

3.1 Определение объектов контроля для конструирования технологической карты дисциплины………………………………………………………..………...30

3.2 Разработка системы ведения электронной документации учета успеваемости по дисциплине «Практический курс первого восточного языка» ……………...36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….48

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...50

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….55

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, когда происходят изменения в федеральных образовательных государственных стандартах, когда акцент сдвигается на формирование компетенций будущих выпускников, меняется и подход к оцениванию результатов обучения в том числе и с помощью технологических карт. Технологические карты являются одной из базовых составляющих в системе оценивания обучающихся в высших учебных заведениях, поскольку в них прописаны конкретные условия – при каких условиях предмет может быть зачтен или не зачтен студенту, и какое минимальное / максимальное количество баллов должно быть набрано за каждое отдельно выделенное задание для получения зачета / экзамена. Все это требует от преподавателя точных математических расчетов, что в современно время проще делать с помощью информационных технологий. Особенно этот вопрос актуален для практических дисциплин, которые подразумевают работу над большим количеством аспектов. Если для средней образовательной школы давно изобретена единая система электронных журналов, то, к сожалению, в вузах данные технологии не применяются. Поэтому представляется необходимым рассмотреть возможность разработки системы ведения электронной документации по оцениванию компетенций, сформированных у студентов в процессе обучения.

В данной работе с опорой на рабочую программу и фонд оценочных средств дисциплины,  будет предпринята попытка создать электронный журнал документ, или совокупность документов в электронной форме, доступный для просмотра на мобильном устройстве или на компьютере для «практического курса первого восточного языка», что позволит существенно сократить время преподавателя на тщательные расчеты,  позволит отслеживать не только итоговую, но и текущую успеваемость как самому преподавателю, так и студентам.

Объектом данного исследования выступает процесс оценивания компетенций студентов, сформированных в процессе обучения дисциплине «Практический курс первого восточного языка».

Предметом являются информационные технологии, позволяющие осуществлять учет успеваемости обучающихся.

Исходя из объекта и предмета исследования,цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть возможности информационных технологий для оценивания компетенций студентов, формируемых в ходе дисциплины «Практический курс первого восточного языка».

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующиезадачи:

  1. Дать общую характеристику современной системе оценивания компетенций студентов.
  2. Рассмотреть инструменты электронного учета успеваемости обучающихся.
  3. Исследовать возможности системы управления курсами «Moodle» для оценивания учебной деятельности студентов.
  4. Исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов, рабочих программ по дисциплине «Практический курс первого восточного языка», определить объекты контроля для дисциплины «Практический курс первого восточного языка» и критерии их оценивания.
  5. Разработать электронный журнал учета успеваемости обучающихся по дисциплине «Практический курс первого восточного языка».

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы: изучение, анализ и обобщение литературы по теме исследования, а также моделирование журнала итоговой аттестации.

Теоретическаязначимость работы заключается в том, что в ней будут выделены объекты контроля текущей аттестационной работы по дисциплине «Практический курс первого восточного языка», и сформулированы критерии их оценки.

Возможность использовать разработанный журнал на базе выделенных критериев на практике в вузе обусловливаетпрактическую значимость исследования.

Структура работы.Выпускная квалификационная работа состоит из __ страниц и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

Список литературы представлен __ наименованиями.

.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

1.1 Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения студентов

    Существует теория, что понятие «компетенция» пришло в Россию из англосаксонских традиций образования. Однако понятие «компетенция» начало зарождаться в России во второй половине XX века, когда начали происходить изменения образовательной парадигмы. Научная педагогическая парадигма базировалась на педагогических теориях воспитания и образования, согласно стандарту тех времен. О необходимости разработки профессиональных стандартов начали говорить уже в 60-х годах XX века. В 1978 году Советом Министров СССР были введены характеристики профессиональной деятельности, и уже в 1988 году были приложены усилия для разработки характеристик специалистов нового поколения [16]

Таким образом, развитие компетентностного подхода в России делят на три этапа.

Первый происходил в 1960–1970 годах, когда только вводилось само понятие и создавались предпосылки для их разграничения.

Второй этап относится к 1970–1990 годам. Тогда понятия компетенции и компетентности начали использовать как в теории, так и на практике во многих видах деятельности, включая процесс обучения общению и языкам.

Третий этап произошел в 1990–2001 годах, когда понятия компетентности и компетенции начинали активно использовать в образовании [9]

Долгое время стоит вопрос об отличиях компетентности и компетенций. Во многих энциклопедических словарях данные определения имеют разные значения. Многие исследователи дают свои определения данным понятиям. Например, Коляда С.В. считает, что «компетентность – то, что человек умеет, знает. Компетенция – круг прав и полномочий, в рамках которых человек должен уметь и знать то, что требуется» [21].  Гоферберг А.В. отмечает, что компетентность связана со способностью решать проблемы, и что природа компетентности, как продукт обучения, есть следствие саморазвития индивида и его личностного роста [21]. Согласно Лукашенко А.М. «компетентность – это характеристика качеств личности, которые являются результатом подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях. Компетенция же выступает как предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению конкретной деятельности» [7].

Наиболее соответствующим нашему исследованию является определение Исаевой Т.Е., которая считает, что компетенция – это способность личности использовать полученные знания, умения, создавать новые смыслы, информацию в процессе непрерывного личностного самосовершенствования [23].

Зимняя И.А. считает, что компетентность состоит из трех видов компетенций.

Первая группа компетенций относится к самому человеку как личности, субъекту общения и деятельности. Что является сутью компетенций, смысловой ориентацией, самосовершенствованием, саморазвитием, саморегулированием, предметной и личностной рефлексией.

    Вторая группа включает в себя компетенции, связанные с человеческой деятельностью. Здесь выделяют компетенции информационных технологий и познавательную деятельность.

    К третьей доктор психологических наук И.А. Зимняя отнесла компетенции, включающие в себя связь социальной сферы с социальным взаимодействием человека. Она также включила в эту группу: «диалог, монолог, деловую переписку, письменное и устное общение, знание и соблюдение традиций, делопроизводство, общение на иностранном языке, коммуникативные задачи» [7].

    В компетентностном подходе в отчетах ЮНЕСКО выделяется четыре основания, которые рассматриваются как базисы образования человека в течении всей его жизни: развитие своего потенциала; учиться жить вместе; учиться знать; учиться делать. Эти основания и определяют качество нынешнего образования.

    Основные положения компетенций для конкретной сферы деятельности выделены в федеральных государственных образовательных стандартах (далее – ФГОС). ФГОС – это совокупность требований, которые являются обязательными при реализации учебных программ на разных стадиях дающих образование учреждений, имеющих аккредитацию [21].

История разработки стандартов государственных образовательных стандартов (далее – ГОС) насчитывает три поколения.

До 2000 года Правительством Российской Федерации применялся единый ГОС высшего профессионального образования (далее – ВПО).  ГОС ВПО первого поколения создавались в период стагнации экономики, поэтому в большинстве случаев они базировались на требованиях академических сообществ. При этом использовался советских подход к образованию, который подразумевал фундаментальную подготовку специалистов, владеющих широким кругом знаний. При этом модели магистратуры и бакалавриата предполагали подготовку выпускников только к научной и научно-педагогической работе.

Следует отметить, что в ГОС первого поколения вместе с требованиями к уровню подготовки выпускников в профессиональной сфере уже содержались и общие требования к развитию личности [29].

В 2000 году были введены в действие ГОС ВПО второго поколения. Среди положительных моментов новых стандартов можно выделить   наличие согласованности с тарифно-квалифицированными характеристиками Министерства труда России и согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими роль работодателей. Однако обновленные стандарты все еще были ориентированы на информационно-знаниевую модель высшего профессионального образования [29].

В 2009–2011 годах выходят ФГОС ВПО третьего поколения,главной целевой установкой которых является реализация компетентностного подхода к образованию. При этом новый подход не противопоставляется традиционному образованию, а усиливает его практическую ориентированность. Компетентностный подход подразумевает, что роль обучающегося в учебном процессе должна измениться. Он должен уметь работать с информацией, моделировать, рефлексировать, самостоятельно мыслить, быть готовым решать различные жизненные ситуации [6;  с. 46–48].

В ФГОС ВПО третьего поколения прописано, что в результате освоения программы бакалавриата, у выпускника должны быть сформированы общекультурные (далее – ОК), общепрофессиональные (далее – ОПК) и профессиональные компетенции (далее – ПК) [12].

ОК – базовая компетентность личности, базирующаяся на способности ориентироваться в социуме, владеть культурой межнационального общения [22], а также культурой речи.

ПК – способность обучающегося на основе усвоенных навыков и знаний, анализировать и решать профессиональные проблемы. Важнейшим его компонентом является понимание [17].

ОПК – готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования и владением основами профессиональной этики [32].

То, как компетентностный подход реализуются в рамках каждой конкретной образовательной программы, прописано в фондах оценочных средств (далее – ФОС) дисциплин, которые входят в эту программу.

ФОС – это комплект упорядоченных оценочных, контрольно-измерительных и организационно-методических материалов, цель которых выявить уровни подготовки обучающихся на конкретном этапе изучения дисциплины и соответствия данных результатов ожидаемым. Иными словами, в нем представлены требования к оценке качества контроля успеваемости завтра В данных документах и прописываются компетенции, которыми должен овладеть студент.  В них могут входить самые разные критерии, от способности понимания социальной значимости своей профессии и умения критиковать свои собственные действия, до умения использовать профессиональные качества в различных ситуациях. Также ФОС позволяют отслеживать текущие оценки, промежуточные аттестации и в конечном счете итоговую аттестацию.

    Четко прописанные ФОС помогают понять обучающемуся, что конкретно от него будет ожидаться и по каким критериям он будет оцениваться, а преподавателям позволяют сконцентрировать свое внимание на конкретных задачах в ходе преподавания.

    В структуру ФОС могут входить следующие составляющие:

1) Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине, в котором обозначены:

- трудовое действие, которому студент обучается в ходе изучения дисциплины;

- конкретный компетенции, которые формируются у обучающихся в процессе изучения дисциплины;

- структура компетенций, т.е. то, какие знания, умения и навыки формируют каждую конкретную компетенцию;

- темы занятий, на которых формируется каждая конкретная компетенция;

- вид аттестации, куда входят текущий контроль сформированности компетенции и промежуточная аттестация с пометкой формы ее сдачи – зачет или экзамен;

- оценочные средства сформированности компетенций (домашние задания, текущие письменные и контрольные работы, итоговые контрольные за семестр, устные ответы на вопросы преподавателя, проекты, доклады [15].

2) Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине. По сути это комплекты заданий для оценки сформированности компетенций со шкалой оценивания в 100 баллов.

Подробнее о балльно-рейтинговой системе оценивания речь пойдет в следующем параграфе.

1.2 Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования

     Балльно-рейтинговая система является одним из результатов Болонского процесса 1999 года [19]. Целью его была гармонизация систем образования стран Европы. Образовательное пространство хотели сделать «прозрачнее», однотипным, что объясняет повсеместное введение в высших учебных заведениях бакалавриата и магистратуры, и внедрение систем, которые легко бы поддавались пересчету кредитов. Россия вошла в этот процесс лишь в 2003 году [18]. Но, не смотря на принятие Россией участия в Болонском процессе, балло-рейтинговые системы в европейских и российских вузах имеют совершенно разные приоритеты [31]. Отличие состоит в том, что в Европе существует своя система перевода и накопления зачетных единиц ECTS (European Credit system and Accumulation system) и ECVET (The European Credit system for Vocational Education and Training), что учитывается при переходе из одного ВУЗа в другой и способствует мобильности студентов практически по всему миру. Применение балльно-рейтинговой системы в России прежде всего связано с внедрением компетентностной модели обучения.

Основной целью балльно-рейтинговой системы можно назвать оценку результатов освоения обучающимися дисциплин, практик, выполнения научно-исследовательской работы через балльные оценки, накапливаемые в процессе освоения образовательных программ, и рейтинги качества сформированности компетенций[10; с. 10].  

Данная система рассматривается не только как часть контроля. Ее можно рассматривать как инструмент:

Прежде чем рассматривать балльно-рейтинговую систему оценивания в целом, необходимо рассмотреть ее отдельные компоненты. Рейтингом называют успеваемость отдельных или вместе взятых обучающихся в определенный промежуток времени. В институтах принято выделять для этого семестр и сессионный период.

Сам рейтинг представляет собой некую числовую величину, выраженную, как правило, по многобалльной шкале (в МГПУ по стобалльной шкале) [24]. Рейтинг по конкретной дисциплине формируется на основании набранного за определенный период количества баллов, которое складывается из баллов за выполненные домашние задания, подготовленные доклады, активное участие в семинарах, результаты контрольных работ и т.п.  

Перевод оценок из балльной шкалы в академические производится следующим образом. Каждый ВУЗ определяет промежуточное количество баллов, соответствующее той или иной оценке. В МГПУ ИИЯ такая шкала представлена следующим образом:

«отлично» – от 81 до 100 баллов;

«хорошо» – от 66 до 80 баллов;

«удовлетворительно» – от 51 до 65 баллов;

«неудовлетворительно» – от 0 до 50 баллов.

В случае, когда студент не набирает хотя бы минимальное количество баллов на «удовлетворительную» оценку, ему назначают дополнительные часы отработки, где выполнив заранее выданное задание, ему необходимо предоставить его преподавателю в полном объеме. Или же обучающегося могут отправить на пересдачу, в ходе подготовки к которой студент обязан освоить весь ранее пройденный материал по дисциплине. Если студент по каким-либо причинам не может сдать дисциплину более двух раз, то назначается комиссия для объективной оценки знаний студента и исключения личностного отношения преподавателя в ходе оценивания «должника». Если говорить о студенте, набравшем в течении семестра количество баллов от 51 и выше, то ему предоставляется возможность не идти на зачет / экзамен в случае, если он согласен с текущей оценкой. При этом за студентом остается право сдавать зачет / экзамен при желании поднять свой рейтинг / оценку.

Одним из самых важных условий успешного использования балльно- рейтинговой системы является открытость. Каждый педагог обязан в начале учебного семестра предоставить студента Технологические карты по всем дисциплинам, которые он ведет [5]. Студентам необходимо объяснить, как будет оцениваться их деятельность во время учебного процесса по конкретной дисциплине, какое минимально-необходимое и максимально-возможное количество баллов можно получить в ходе изучения конкретное темы / раздела или выполнения конкретных заданий.

Рассмотрим роль технологических карт в учебном процессе в следующем параграфе.

 1.3 Технологическая карта дисциплины как инструмент управления учебной деятельностью обучающихся

Образовательный процесс должен иметь степень и уровень технологичности. Такой механизм обучения подразумевал повышение результатов образования и ее оптимизацию. Механизм технологизации процесса, прежде всего, ориентирован на конечный результат и анализ его условий. Главный критерий, чтобы она была понятна как преподавателю, так и обучающимся. В нем четко прописаны роли и действия каждого элемента процесса обучения. Технологическая карта – это ни что иное, как поэтапное описание последовательности всего процесса: средств, методов, результатов, технологий и их форм [27]. Технологические карты используются во многих сферах деятельности и могут включать в себя от стандартов приготовления набора блюд в конкретных учреждениях до проектов строительства. В образовательной сфере технологические карты, наряду с ФОС, являются неотъемлемой частью построения плана дисциплины. Сам термин пришел в сферу образования из технических производств. Технологическая карта является некой формой документации, в которой дано описание процесса, его составные части, инструменты, технологические режимы, время. Ее также можно назвать современной формой планирования взаимодействия преподавателя и студентов [8] и графическим сценарием дисциплины. Технологические карты дают возможность преподавателям идти по намеченному плану, имея перед собой уже готовую таблицу с заранее определенным количеством баллов за каждую конкретную «текущую аттестацию». Также они позволяют планировать свою деятельность на семестр, диагностировать планируемые результаты обучающихся на каждом из этапов освоения темы [20].

В процессе ее разработки можно столкнуться с такой проблемой, как отсутствие механизмов внедрения. Наиболее сложным пунктом в технологической карте является определение средств и правила их использования, которые в свою очередь направлены на потребности личности, и достижения определенного результата. Процесс внедрения подобных технологий носит в настоящее время весьма хаотичный характер, отсутствуют единые концепции и подходы. Введение технологических карт вынуждает преподавателя пересмотреть систему оценки и знаний студентов. Ряд проблем может возникнуть не только с разработкой, но и освоением студентами дисциплин согласно технологическим картам. В каждом предмете существует свой перечень базовых вещей, которые студенту нужно освоить. Для этого нужны усилия и время. Но далеко не каждый способен распределить силы и время, в попытках успешно выполнить задания по всем имеющимся дисциплинам.

При составлении технологической карты дисциплины необходимо учитывать следующее:

1.     требования ФГОС, образовательного учреждения, преподавателя;

2.     образ обучающегося, по окончанию обучения;

3.     обоснованный выбор технологий, методов, средств;

4.     перечень средств, для достижения результата:

a.     перечень и содержание учебных дисциплин, модулей;

b.     материально-техническое обеспечение;

c.      систему оценки качества;

d.     учебно-методическое обеспечение.

5.  согласование всех вышеперечисленных аспектов образовательного процесса.

Стандартная технологическая карта дисциплины состоит из нескольких разделов, в первую очередь информационной части, где указаны базовые сведения о дисциплине. К ним относятся:

  1. название дисциплины;
  2. уровень образования (бакалавриат или магистратура);
  3. статус приведенной дисциплины в рабочем учебном плане;
  4. количество зачетных единиц или кредитов;
  5. форма отчетности (зачет или экзамен);
  6. курс обучения студентов и семестр, в котором будет читаться дисциплина.

После основной информации указываются смежные дисциплины по учебному плану, которые являются базой для освоения данной дисциплины.

После этого следует «Вводный модуль», который предполагает проверку остаточных знаний.

Проверить сформированность компетенций позволяет «Базовый модуль», в котором указываются:

  1. Тема занятий или задание текущей аттестационной работы, это может быть выполнение конкретных заданий, устные выступления, текущие и итоговые контрольные работы и т.п.
  2. Виде текущей аттестации, т.е. то, в какой форме будет оцениваться каждая тема или задание.  
  3. Аудиторная или внеаудиторная работа предполагается для освоения каждой темы или выполнения задания.
  4. Минимальное количество баллов, которое студент должен набрать за семестр по каждой теме или заданию, и максимально возможное количество баллов, которое можно получить. При этом минимальное количество баллов за тему или задание составляет 51% от максимально возможного.

В технологических картах по практическим курсам первого восточного языка указывается, что студент за семестр может набрать максимально 100 баллов. У студента есть возможность отказаться сдавать промежуточную аттестацию и получить зачет / экзамен «автоматом», основываясь на количестве набранных в течение семестра баллов.Студенты, не набравшие минимально необходимый 51 балл, проходят промежуточную аттестацию по дисциплине с целью определить сформированность умений и навыков, полученных при изучении данной дисциплины в форме зачета / экзамена. Максимально на зачете можно получить 100 баллов. Количество баллов за зачет рассчитывается пропорционально проценту правильных ответов. Итоговое количество баллов высчитывается как среднеарифметическое количество баллов между текущим количеством баллов, набранным студентом за семестр, и баллами, набранными на зачете. Итоговое количество баллов у студентов, пропустивших большую часть занятий по уважительной причине (стажировка / декрет / свободный график посещения), высчитывается как среднеарифметическое между баллами, набранными за написание итоговой контрольной работы за семестр, и баллами, полученными на зачете (в равныхдолях) [11].

Однако, например, в технологических картах дисциплин, связанных с английским языком, ситуация иная. Многие из них составлены так, что максимальный текущий итоговый балл за семестр будет равен, например, 70 баллам, или не будет дотягивать даже до оценки «удовлетворительно». В таких технологических картах зачет / экзамен включен в базовый модуль, и на него отводится то количество баллов, которое в сумме максимальным текущим баллом за семестр дает 100. Это сделано с той целью, чтобы максимально мотивировать или принудить студентов сдавать зачет / экзамен.

После базового модуля в технологической карте идут дополнительные модули, благодаря которым, обучающийся может набрать дополнительные баллы, например, за пропущенную по болезни тему, и выйти на лучший результат.  

Дополнительные модули делятся на два типа: для успевающих и отстающих студентов. В них могут быть представлены такие виды работ, как доклад с презентацией по пройденной теме, выполнение различного рода письменных заданий и т.п. Как правило, задания из этого модуля являются добровольными.

В конце технологической карты идет примечание, где описывается, при каком количестве баллов и при каких условиях предмет может быть зачтен обучающемуся. Также приводится соотношение баллов с оценкой по пятибалльной системе.

Если технологическая карта составлена грамотно и понятно, она, безусловно, облегчает процесс обучения. Однако необходимо отметить, что соблюдение требований технологических карт подразумевает точные математические расчеты, что при большом количестве часов на дисциплину и многообразии заданий текущей аттестационной работы может усложнить работу педагога. Чтобы этого не произошло, необходимо наличие электронных журналов, в которых была бы возможность вести автоматический учет баллов. Поэтому во 2 главе мы видим необходимость рассмотреть существующие возможности электронного учета успеваемости студентов.

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2.1 Инструменты электронного учета успеваемости обучающихся

В настоящее время, информационные технологии стали неотъемлемой частью во многих сферах жизни. Общеобразовательная среда не стала исключением. Использование информационных технологий в сфере обучения и контроля знаний обучающихся, имеет ряд преимуществ:

В школах такой системой является «электронный журнал», единая система, которая облегчает работу учителей по всей стране. Он позволяет автоматизировать процесс контроля успеваемости, вести контроль оценок учащихся, дублировать записи школьного журнала. Самый первый подобный журнал был разработан ещё в 1975 году американцем Сэмом Питродом [28], но лишь спустя двадцать лет технологии достигли необходимого уровня для осуществления его идеи.

В России электронные журналы начали постепенно использовать лишь с 2009 года. В настоящее время существует несколько платформ для электронных журналов, однако самые распространенные это – «Дневник.ру» и электронный журнал на «Портале государственных услуг». Каждое учебное учреждение выбирает для себя наиболее удобную и проходит обязательную регистрацию. То есть отдельные педагог не может самостоятельно выбирать, каким журналом пользоваться.

Однако использование «электронных журналов» пока активным образом реализуется лишь в сфере среднего общего образования. В ВУЗах не существует единой системы учета успеваемости и посещаемости студентов, чаще всего преподаватели ведут этот учет с помощью бумажных журналов.

Электронный журнал в школе представляет собой дублирование бумажного журнала с возможностью введения дополнительной информации. Хотя стоит отметить, что в некоторых школах начинают полностью отказываться от бумажных версий журналов.  Такие функции, как видеть оценки, посещаемость, замечания – доступны учителям, родителям и администрации школы. Электронным журналом может пользоваться и постороннее лицо, например, няня или родственник. При этом доверенное лицо, пройдя специальную регистрацию, получает приглашение и может просматривать лишь те категории, которые откроет ему родитель.

Электронный журнал позволяет, в первую очередь, контролировать непосредственно ученику и его родителям среднюю оценку и работать над улучшением результатов [35].  Также с их помощью осуществляется контроль полноты выставляемых оценок и их количества, дается возможность квалифицировать пропуски по болезни, уважительной и неуважительной причинам. В добавок ко всему на страницах электронного журнала различаются оценки за самостоятельные и контрольные работы. Также электронный журнал предоставляет сведения о расписании, технологическом развитии образовательного процесса [13], содержании образовательной деятельности учащихся.

Помимо вышерассмотренных общепринятых электронных журналов можно рассмотреть программу «Mapsmaker» или «Генератор технологических карт (урока)» [3]. Данная программа позволяет рассчитывать успеваемость класса, как среднюю, так и д