Информационные технологии в системе оценивания компетенций студентов (практический курс японского языка)



Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт иностранных языков

Кафедра японского языка

Информационные технологии в системе оценивания компетенций студентов (практический курс японского языка)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ………………………………..6

1.1 Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения студентов……………………………………………………………………………..6

1.2 Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования…………..………………………….…11

1.3 Технологическая карта дисциплины как инструмент управления учебной деятельностью обучающихся.......…………………………………………………14

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ………………………………..................19

2.1 Инструменты электронного учета успеваемости обучающихся……………19

2.2 Особенности оценивания знаний студентов в системе дистанционного управления курсами «MOODLE» ………………………………………………...23

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА……………………………………………………………………………...30

3.1 Определение объектов контроля для конструирования технологической карты дисциплины………………………………………………………..………...30

3.2 Разработка системы ведения электронной документации учета успеваемости по дисциплине «Практический курс первого восточного языка» ……………...36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….48

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...50

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….55

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, когда происходят изменения в федеральных образовательных государственных стандартах, когда акцент сдвигается на формирование компетенций будущих выпускников, меняется и подход к оцениванию результатов обучения в том числе и с помощью технологических карт. Технологические карты являются одной из базовых составляющих в системе оценивания обучающихся в высших учебных заведениях, поскольку в них прописаны конкретные условия – при каких условиях предмет может быть зачтен или не зачтен студенту, и какое минимальное / максимальное количество баллов должно быть набрано за каждое отдельно выделенное задание для получения зачета / экзамена. Все это требует от преподавателя точных математических расчетов, что в современно время проще делать с помощью информационных технологий. Особенно этот вопрос актуален для практических дисциплин, которые подразумевают работу над большим количеством аспектов. Если для средней образовательной школы давно изобретена единая система электронных журналов, то, к сожалению, в вузах данные технологии не применяются. Поэтому представляется необходимым рассмотреть возможность разработки системы ведения электронной документации по оцениванию компетенций, сформированных у студентов в процессе обучения.

В данной работе с опорой на рабочую программу и фонд оценочных средств дисциплины,  будет предпринята попытка создать электронный журнал документ, или совокупность документов в электронной форме, доступный для просмотра на мобильном устройстве или на компьютере для «практического курса первого восточного языка», что позволит существенно сократить время преподавателя на тщательные расчеты,  позволит отслеживать не только итоговую, но и текущую успеваемость как самому преподавателю, так и студентам.

Объектом данного исследования выступает процесс оценивания компетенций студентов, сформированных в процессе обучения дисциплине «Практический курс первого восточного языка».

Предметом являются информационные технологии, позволяющие осуществлять учет успеваемости обучающихся.

Исходя из объекта и предмета исследования,цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть возможности информационных технологий для оценивания компетенций студентов, формируемых в ходе дисциплины «Практический курс первого восточного языка».

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующиезадачи:

  1. Дать общую характеристику современной системе оценивания компетенций студентов.
  2. Рассмотреть инструменты электронного учета успеваемости обучающихся.
  3. Исследовать возможности системы управления курсами «Moodle» для оценивания учебной деятельности студентов.
  4. Исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов, рабочих программ по дисциплине «Практический курс первого восточного языка», определить объекты контроля для дисциплины «Практический курс первого восточного языка» и критерии их оценивания.
  5. Разработать электронный журнал учета успеваемости обучающихся по дисциплине «Практический курс первого восточного языка».

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы: изучение, анализ и обобщение литературы по теме исследования, а также моделирование журнала итоговой аттестации.

Теоретическаязначимость работы заключается в том, что в ней будут выделены объекты контроля текущей аттестационной работы по дисциплине «Практический курс первого восточного языка», и сформулированы критерии их оценки.

Возможность использовать разработанный журнал на базе выделенных критериев на практике в вузе обусловливаетпрактическую значимость исследования.

Структура работы.Выпускная квалификационная работа состоит из __ страниц и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

Список литературы представлен __ наименованиями.

.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

1.1 Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения студентов

    Существует теория, что понятие «компетенция» пришло в Россию из англосаксонских традиций образования. Однако понятие «компетенция» начало зарождаться в России во второй половине XX века, когда начали происходить изменения образовательной парадигмы. Научная педагогическая парадигма базировалась на педагогических теориях воспитания и образования, согласно стандарту тех времен. О необходимости разработки профессиональных стандартов начали говорить уже в 60-х годах XX века. В 1978 году Советом Министров СССР были введены характеристики профессиональной деятельности, и уже в 1988 году были приложены усилия для разработки характеристик специалистов нового поколения [16]

Таким образом, развитие компетентностного подхода в России делят на три этапа.

Первый происходил в 1960–1970 годах, когда только вводилось само понятие и создавались предпосылки для их разграничения.

Второй этап относится к 1970–1990 годам. Тогда понятия компетенции и компетентности начали использовать как в теории, так и на практике во многих видах деятельности, включая процесс обучения общению и языкам.

Третий этап произошел в 1990–2001 годах, когда понятия компетентности и компетенции начинали активно использовать в образовании [9]

Долгое время стоит вопрос об отличиях компетентности и компетенций. Во многих энциклопедических словарях данные определения имеют разные значения. Многие исследователи дают свои определения данным понятиям. Например, Коляда С.В. считает, что «компетентность – то, что человек умеет, знает. Компетенция – круг прав и полномочий, в рамках которых человек должен уметь и знать то, что требуется» [21].  Гоферберг А.В. отмечает, что компетентность связана со способностью решать проблемы, и что природа компетентности, как продукт обучения, есть следствие саморазвития индивида и его личностного роста [21]. Согласно Лукашенко А.М. «компетентность – это характеристика качеств личности, которые являются результатом подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях. Компетенция же выступает как предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению конкретной деятельности» [7].

Наиболее соответствующим нашему исследованию является определение Исаевой Т.Е., которая считает, что компетенция – это способность личности использовать полученные знания, умения, создавать новые смыслы, информацию в процессе непрерывного личностного самосовершенствования [23].

Зимняя И.А. считает, что компетентность состоит из трех видов компетенций.

Первая группа компетенций относится к самому человеку как личности, субъекту общения и деятельности. Что является сутью компетенций, смысловой ориентацией, самосовершенствованием, саморазвитием, саморегулированием, предметной и личностной рефлексией.

    Вторая группа включает в себя компетенции, связанные с человеческой деятельностью. Здесь выделяют компетенции информационных технологий и познавательную деятельность.

    К третьей доктор психологических наук И.А. Зимняя отнесла компетенции, включающие в себя связь социальной сферы с социальным взаимодействием человека. Она также включила в эту группу: «диалог, монолог, деловую переписку, письменное и устное общение, знание и соблюдение традиций, делопроизводство, общение на иностранном языке, коммуникативные задачи» [7].

    В компетентностном подходе в отчетах ЮНЕСКО выделяется четыре основания, которые рассматриваются как базисы образования человека в течении всей его жизни: развитие своего потенциала; учиться жить вместе; учиться знать; учиться делать. Эти основания и определяют качество нынешнего образования.

    Основные положения компетенций для конкретной сферы деятельности выделены в федеральных государственных образовательных стандартах (далее – ФГОС). ФГОС – это совокупность требований, которые являются обязательными при реализации учебных программ на разных стадиях дающих образование учреждений, имеющих аккредитацию [21].

История разработки стандартов государственных образовательных стандартов (далее – ГОС) насчитывает три поколения.

До 2000 года Правительством Российской Федерации применялся единый ГОС высшего профессионального образования (далее – ВПО).  ГОС ВПО первого поколения создавались в период стагнации экономики, поэтому в большинстве случаев они базировались на требованиях академических сообществ. При этом использовался советских подход к образованию, который подразумевал фундаментальную подготовку специалистов, владеющих широким кругом знаний. При этом модели магистратуры и бакалавриата предполагали подготовку выпускников только к научной и научно-педагогической работе.

Следует отметить, что в ГОС первого поколения вместе с требованиями к уровню подготовки выпускников в профессиональной сфере уже содержались и общие требования к развитию личности [29].

В 2000 году были введены в действие ГОС ВПО второго поколения. Среди положительных моментов новых стандартов можно выделить   наличие согласованности с тарифно-квалифицированными характеристиками Министерства труда России и согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими роль работодателей. Однако обновленные стандарты все еще были ориентированы на информационно-знаниевую модель высшего профессионального образования [29].

В 2009–2011 годах выходят ФГОС ВПО третьего поколения,главной целевой установкой которых является реализация компетентностного подхода к образованию. При этом новый подход не противопоставляется традиционному образованию, а усиливает его практическую ориентированность. Компетентностный подход подразумевает, что роль обучающегося в учебном процессе должна измениться. Он должен уметь работать с информацией, моделировать, рефлексировать, самостоятельно мыслить, быть готовым решать различные жизненные ситуации [6;  с. 46–48].

В ФГОС ВПО третьего поколения прописано, что в результате освоения программы бакалавриата, у выпускника должны быть сформированы общекультурные (далее – ОК), общепрофессиональные (далее – ОПК) и профессиональные компетенции (далее – ПК) [12].

ОК – базовая компетентность личности, базирующаяся на способности ориентироваться в социуме, владеть культурой межнационального общения [22], а также культурой речи.

ПК – способность обучающегося на основе усвоенных навыков и знаний, анализировать и решать профессиональные проблемы. Важнейшим его компонентом является понимание [17].

ОПК – готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования и владением основами профессиональной этики [32].

То, как компетентностный подход реализуются в рамках каждой конкретной образовательной программы, прописано в фондах оценочных средств (далее – ФОС) дисциплин, которые входят в эту программу.

ФОС – это комплект упорядоченных оценочных, контрольно-измерительных и организационно-методических материалов, цель которых выявить уровни подготовки обучающихся на конкретном этапе изучения дисциплины и соответствия данных результатов ожидаемым. Иными словами, в нем представлены требования к оценке качества контроля успеваемости завтра В данных документах и прописываются компетенции, которыми должен овладеть студент.  В них могут входить самые разные критерии, от способности понимания социальной значимости своей профессии и умения критиковать свои собственные действия, до умения использовать профессиональные качества в различных ситуациях. Также ФОС позволяют отслеживать текущие оценки, промежуточные аттестации и в конечном счете итоговую аттестацию.

    Четко прописанные ФОС помогают понять обучающемуся, что конкретно от него будет ожидаться и по каким критериям он будет оцениваться, а преподавателям позволяют сконцентрировать свое внимание на конкретных задачах в ходе преподавания.

    В структуру ФОС могут входить следующие составляющие:

1) Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине, в котором обозначены:

- трудовое действие, которому студент обучается в ходе изучения дисциплины;

- конкретный компетенции, которые формируются у обучающихся в процессе изучения дисциплины;

- структура компетенций, т.е. то, какие знания, умения и навыки формируют каждую конкретную компетенцию;

- темы занятий, на которых формируется каждая конкретная компетенция;

- вид аттестации, куда входят текущий контроль сформированности компетенции и промежуточная аттестация с пометкой формы ее сдачи – зачет или экзамен;

- оценочные средства сформированности компетенций (домашние задания, текущие письменные и контрольные работы, итоговые контрольные за семестр, устные ответы на вопросы преподавателя, проекты, доклады [15].

2) Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине. По сути это комплекты заданий для оценки сформированности компетенций со шкалой оценивания в 100 баллов.

Подробнее о балльно-рейтинговой системе оценивания речь пойдет в следующем параграфе.

1.2 Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования

     Балльно-рейтинговая система является одним из результатов Болонского процесса 1999 года [19]. Целью его была гармонизация систем образования стран Европы. Образовательное пространство хотели сделать «прозрачнее», однотипным, что объясняет повсеместное введение в высших учебных заведениях бакалавриата и магистратуры, и внедрение систем, которые легко бы поддавались пересчету кредитов. Россия вошла в этот процесс лишь в 2003 году [18]. Но, не смотря на принятие Россией участия в Болонском процессе, балло-рейтинговые системы в европейских и российских вузах имеют совершенно разные приоритеты [31]. Отличие состоит в том, что в Европе существует своя система перевода и накопления зачетных единиц ECTS (European Credit system and Accumulation system) и ECVET (The European Credit system for Vocational Education and Training), что учитывается при переходе из одного ВУЗа в другой и способствует мобильности студентов практически по всему миру. Применение балльно-рейтинговой системы в России прежде всего связано с внедрением компетентностной модели обучения.

Основной целью балльно-рейтинговой системы можно назвать оценку результатов освоения обучающимися дисциплин, практик, выполнения научно-исследовательской работы через балльные оценки, накапливаемые в процессе освоения образовательных программ, и рейтинги качества сформированности компетенций[10; с. 10].  

Данная система рассматривается не только как часть контроля. Ее можно рассматривать как инструмент:

Прежде чем рассматривать балльно-рейтинговую систему оценивания в целом, необходимо рассмотреть ее отдельные компоненты. Рейтингом называют успеваемость отдельных или вместе взятых обучающихся в определенный промежуток времени. В институтах принято выделять для этого семестр и сессионный период.

Сам рейтинг представляет собой некую числовую величину, выраженную, как правило, по многобалльной шкале (в МГПУ по стобалльной шкале) [24]. Рейтинг по конкретной дисциплине формируется на основании набранного за определенный период количества баллов, которое складывается из баллов за выполненные домашние задания, подготовленные доклады, активное участие в семинарах, результаты контрольных работ и т.п.  

Перевод оценок из балльной шкалы в академические производится следующим образом. Каждый ВУЗ определяет промежуточное количество баллов, соответствующее той или иной оценке. В МГПУ ИИЯ такая шкала представлена следующим образом:

«отлично» – от 81 до 100 баллов;

«хорошо» – от 66 до 80 баллов;

«удовлетворительно» – от 51 до 65 баллов;

«неудовлетворительно» – от 0 до 50 баллов.

В случае, когда студент не набирает хотя бы минимальное количество баллов на «удовлетворительную» оценку, ему назначают дополнительные часы отработки, где выполнив заранее выданное задание, ему необходимо предоставить его преподавателю в полном объеме. Или же обучающегося могут отправить на пересдачу, в ходе подготовки к которой студент обязан освоить весь ранее пройденный материал по дисциплине. Если студент по каким-либо причинам не может сдать дисциплину более двух раз, то назначается комиссия для объективной оценки знаний студента и исключения личностного отношения преподавателя в ходе оценивания «должника». Если говорить о студенте, набравшем в течении семестра количество баллов от 51 и выше, то ему предоставляется возможность не идти на зачет / экзамен в случае, если он согласен с текущей оценкой. При этом за студентом остается право сдавать зачет / экзамен при желании поднять свой рейтинг / оценку.

Одним из самых важных условий успешного использования балльно- рейтинговой системы является открытость. Каждый педагог обязан в начале учебного семестра предоставить студента Технологические карты по всем дисциплинам, которые он ведет [5]. Студентам необходимо объяснить, как будет оцениваться их деятельность во время учебного процесса по конкретной дисциплине, какое минимально-необходимое и максимально-возможное количество баллов можно получить в ходе изучения конкретное темы / раздела или выполнения конкретных заданий.

Рассмотрим роль технологических карт в учебном процессе в следующем параграфе.

 1.3 Технологическая карта дисциплины как инструмент управления учебной деятельностью обучающихся

Образовательный процесс должен иметь степень и уровень технологичности. Такой механизм обучения подразумевал повышение результатов образования и ее оптимизацию. Механизм технологизации процесса, прежде всего, ориентирован на конечный результат и анализ его условий. Главный критерий, чтобы она была понятна как преподавателю, так и обучающимся. В нем четко прописаны роли и действия каждого элемента процесса обучения. Технологическая карта – это ни что иное, как поэтапное описание последовательности всего процесса: средств, методов, результатов, технологий и их форм [27]. Технологические карты используются во многих сферах деятельности и могут включать в себя от стандартов приготовления набора блюд в конкретных учреждениях до проектов строительства. В образовательной сфере технологические карты, наряду с ФОС, являются неотъемлемой частью построения плана дисциплины. Сам термин пришел в сферу образования из технических производств. Технологическая карта является некой формой документации, в которой дано описание процесса, его составные части, инструменты, технологические режимы, время. Ее также можно назвать современной формой планирования взаимодействия преподавателя и студентов [8] и графическим сценарием дисциплины. Технологические карты дают возможность преподавателям идти по намеченному плану, имея перед собой уже готовую таблицу с заранее определенным количеством баллов за каждую конкретную «текущую аттестацию». Также они позволяют планировать свою деятельность на семестр, диагностировать планируемые результаты обучающихся на каждом из этапов освоения темы [20].

В процессе ее разработки можно столкнуться с такой проблемой, как отсутствие механизмов внедрения. Наиболее сложным пунктом в технологической карте является определение средств и правила их использования, которые в свою очередь направлены на потребности личности, и достижения определенного результата. Процесс внедрения подобных технологий носит в настоящее время весьма хаотичный характер, отсутствуют единые концепции и подходы. Введение технологических карт вынуждает преподавателя пересмотреть систему оценки и знаний студентов. Ряд проблем может возникнуть не только с разработкой, но и освоением студентами дисциплин согласно технологическим картам. В каждом предмете существует свой перечень базовых вещей, которые студенту нужно освоить. Для этого нужны усилия и время. Но далеко не каждый способен распределить силы и время, в попытках успешно выполнить задания по всем имеющимся дисциплинам.

При составлении технологической карты дисциплины необходимо учитывать следующее:

1.     требования ФГОС, образовательного учреждения, преподавателя;

2.     образ обучающегося, по окончанию обучения;

3.     обоснованный выбор технологий, методов, средств;

4.     перечень средств, для достижения результата:

a.     перечень и содержание учебных дисциплин, модулей;

b.     материально-техническое обеспечение;

c.      систему оценки качества;

d.     учебно-методическое обеспечение.

5.  согласование всех вышеперечисленных аспектов образовательного процесса.

Стандартная технологическая карта дисциплины состоит из нескольких разделов, в первую очередь информационной части, где указаны базовые сведения о дисциплине. К ним относятся:

  1. название дисциплины;
  2. уровень образования (бакалавриат или магистратура);
  3. статус приведенной дисциплины в рабочем учебном плане;
  4. количество зачетных единиц или кредитов;
  5. форма отчетности (зачет или экзамен);
  6. курс обучения студентов и семестр, в котором будет читаться дисциплина.

После основной информации указываются смежные дисциплины по учебному плану, которые являются базой для освоения данной дисциплины.

После этого следует «Вводный модуль», который предполагает проверку остаточных знаний.

Проверить сформированность компетенций позволяет «Базовый модуль», в котором указываются:

  1. Тема занятий или задание текущей аттестационной работы, это может быть выполнение конкретных заданий, устные выступления, текущие и итоговые контрольные работы и т.п.
  2. Виде текущей аттестации, т.е. то, в какой форме будет оцениваться каждая тема или задание.  
  3. Аудиторная или внеаудиторная работа предполагается для освоения каждой темы или выполнения задания.
  4. Минимальное количество баллов, которое студент должен набрать за семестр по каждой теме или заданию, и максимально возможное количество баллов, которое можно получить. При этом минимальное количество баллов за тему или задание составляет 51% от максимально возможного.

В технологических картах по практическим курсам первого восточного языка указывается, что студент за семестр может набрать максимально 100 баллов. У студента есть возможность отказаться сдавать промежуточную аттестацию и получить зачет / экзамен «автоматом», основываясь на количестве набранных в течение семестра баллов.Студенты, не набравшие минимально необходимый 51 балл, проходят промежуточную аттестацию по дисциплине с целью определить сформированность умений и навыков, полученных при изучении данной дисциплины в форме зачета / экзамена. Максимально на зачете можно получить 100 баллов. Количество баллов за зачет рассчитывается пропорционально проценту правильных ответов. Итоговое количество баллов высчитывается как среднеарифметическое количество баллов между текущим количеством баллов, набранным студентом за семестр, и баллами, набранными на зачете. Итоговое количество баллов у студентов, пропустивших большую часть занятий по уважительной причине (стажировка / декрет / свободный график посещения), высчитывается как среднеарифметическое между баллами, набранными за написание итоговой контрольной работы за семестр, и баллами, полученными на зачете (в равныхдолях) [11].

Однако, например, в технологических картах дисциплин, связанных с английским языком, ситуация иная. Многие из них составлены так, что максимальный текущий итоговый балл за семестр будет равен, например, 70 баллам, или не будет дотягивать даже до оценки «удовлетворительно». В таких технологических картах зачет / экзамен включен в базовый модуль, и на него отводится то количество баллов, которое в сумме максимальным текущим баллом за семестр дает 100. Это сделано с той целью, чтобы максимально мотивировать или принудить студентов сдавать зачет / экзамен.

После базового модуля в технологической карте идут дополнительные модули, благодаря которым, обучающийся может набрать дополнительные баллы, например, за пропущенную по болезни тему, и выйти на лучший результат.  

Дополнительные модули делятся на два типа: для успевающих и отстающих студентов. В них могут быть представлены такие виды работ, как доклад с презентацией по пройденной теме, выполнение различного рода письменных заданий и т.п. Как правило, задания из этого модуля являются добровольными.

В конце технологической карты идет примечание, где описывается, при каком количестве баллов и при каких условиях предмет может быть зачтен обучающемуся. Также приводится соотношение баллов с оценкой по пятибалльной системе.

Если технологическая карта составлена грамотно и понятно, она, безусловно, облегчает процесс обучения. Однако необходимо отметить, что соблюдение требований технологических карт подразумевает точные математические расчеты, что при большом количестве часов на дисциплину и многообразии заданий текущей аттестационной работы может усложнить работу педагога. Чтобы этого не произошло, необходимо наличие электронных журналов, в которых была бы возможность вести автоматический учет баллов. Поэтому во 2 главе мы видим необходимость рассмотреть существующие возможности электронного учета успеваемости студентов.

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2.1 Инструменты электронного учета успеваемости обучающихся

В настоящее время, информационные технологии стали неотъемлемой частью во многих сферах жизни. Общеобразовательная среда не стала исключением. Использование информационных технологий в сфере обучения и контроля знаний обучающихся, имеет ряд преимуществ:

В школах такой системой является «электронный журнал», единая система, которая облегчает работу учителей по всей стране. Он позволяет автоматизировать процесс контроля успеваемости, вести контроль оценок учащихся, дублировать записи школьного журнала. Самый первый подобный журнал был разработан ещё в 1975 году американцем Сэмом Питродом [28], но лишь спустя двадцать лет технологии достигли необходимого уровня для осуществления его идеи.

В России электронные журналы начали постепенно использовать лишь с 2009 года. В настоящее время существует несколько платформ для электронных журналов, однако самые распространенные это – «Дневник.ру» и электронный журнал на «Портале государственных услуг». Каждое учебное учреждение выбирает для себя наиболее удобную и проходит обязательную регистрацию. То есть отдельные педагог не может самостоятельно выбирать, каким журналом пользоваться.

Однако использование «электронных журналов» пока активным образом реализуется лишь в сфере среднего общего образования. В ВУЗах не существует единой системы учета успеваемости и посещаемости студентов, чаще всего преподаватели ведут этот учет с помощью бумажных журналов.

Электронный журнал в школе представляет собой дублирование бумажного журнала с возможностью введения дополнительной информации. Хотя стоит отметить, что в некоторых школах начинают полностью отказываться от бумажных версий журналов.  Такие функции, как видеть оценки, посещаемость, замечания – доступны учителям, родителям и администрации школы. Электронным журналом может пользоваться и постороннее лицо, например, няня или родственник. При этом доверенное лицо, пройдя специальную регистрацию, получает приглашение и может просматривать лишь те категории, которые откроет ему родитель.

Электронный журнал позволяет, в первую очередь, контролировать непосредственно ученику и его родителям среднюю оценку и работать над улучшением результатов [35].  Также с их помощью осуществляется контроль полноты выставляемых оценок и их количества, дается возможность квалифицировать пропуски по болезни, уважительной и неуважительной причинам. В добавок ко всему на страницах электронного журнала различаются оценки за самостоятельные и контрольные работы. Также электронный журнал предоставляет сведения о расписании, технологическом развитии образовательного процесса [13], содержании образовательной деятельности учащихся.

Помимо вышерассмотренных общепринятых электронных журналов можно рассмотреть программу «Mapsmaker» или «Генератор технологических карт (урока)» [3]. Данная программа позволяет рассчитывать успеваемость класса, как среднюю, так и для каждого ученика в отдельности. Хоть данный ресурс рассчитан на среднеобразовательные учебные заведения, однако, т.к. программу может купить каждый педагог в отдельности, а не учебное заведение в целом, то теоретически ей может воспользоваться и преподаватель высшей школы для того, чтобы в конце семестра было проще подсчитывать итоговые баллы обучающихся.

Подобных онлайн-калькуляторов оценок существует достаточно много [1][3]. Работают он следующим образом [1]: необходимо ввести общее количество оценки каждой категории, от пятерки до двойки; затем, после нажатия кнопки «рассчитать», программа выдает «средний балл», а также дает дополнительную информацию – сколько необходимо набрать «пятерок» или «четверок» для положительной оценки.

    Помимо онлайн программ, существуют и приложения на гаджеты, которые посредством ввода всех оценок от одного до пяти / десяти / двенадцати, в зависимости от балльной системы учебного заведения, без подсчета количества оценок одного вида, способны также вывести среднее арифметическое. В основном такие программы носят аналогичное название «Средняя оценка».

Главным недостатком использования подобных калькуляторов в высших учебных заведениях является то, что они способны лишь вывести среднюю арифметическую оценку. Они не способны подсчитать средний балл по стобалльной шкале или вести учет посещаемости обучающихся. Однако, возможно такие онлайн калькуляторы будут полезны некоторым преподавателям.

Самой распространенной электронной программой учета успеваемости студентов является до сих пор программа «Microsoft Excel». Некоторые преподаватели используют данную программу только лишь для создания стандартной таблицы, в которой отмечают присутствие студентов и фиксируют выполнение домашних заданий, не беря в расчет, что «Microsoft Excel» удобен благодаря возможности вводить необходимые формулы для автоматического подсчета данных. Это свидетельствует о том, что многие преподаватели не владеют необходимым навыком работы в данной программе на достаточном уровне. В таком случае нам видится возможным привлекать студентов для разработки таких таблиц. При этом они не только помогут преподавателю, но и сами будут более четко понимать критерии оценивания их учебной деятельности в течении семестра.

Так, например, студенты Высшей Школы Экономики разработали свою таблицу контроля знаний и посещения студентов. Она разделена на две части:

1) учет контроля за «модуль»;

2) расчет итоговой оценки с учетом зачета или экзамена.

Рядом с таблицей прописаны инструкции: сколько процентов от итоговой оценки отводится на устные и письменные тестирования в целом; какое количество баллов вычитается за пропуски, в том числе без подтверждающих документов. Программа автоматически рассчитывает среднее значение за устные и письменные работы, а информацию в остальные ячейки, такие как «количество пар» и «объективная оценка», преподавателю необходимо ввести самому.

    Еще одним вариантом программы «Microsoft Excel» следует назвать онлайн программу «Google таблицы». В отличии от «Microsoft Excel», эту таблицу может видеть как преподаватель, так и студенты, но вносить изменения и правки может, соответственно, лишь преподаватель. Это позволяет студентам отслеживать свою успеваемость, понимать, на какую оценку они претендуют, какое количество баллов им необходимо добрать для желаемого результата. Кроме того, есть возможность проверять свою посещаемость, поскольку зачастую по болезни или иным причинам обучающийся не ведет подсчет пропущенных занятий, что в конце семестра может привести к соответствующим проблемам. Преподаватель может выделять пропуски студентов по уважительной причине, используя возможности цветовой палитры. Так же, как и программа «Microsoft Excel», в «Google таблицах» можно использовать формулы для автоматического подсчета успеваемости студентов.

Говоря об информационных технологиях в учете успеваемости обучающихся, необходимо также рассмотреть особенности такого учета в системе управления курсами «MOODLE». Поскольку данной системе сейчас уделяется особое внимание в вузах в целом и в МГПУ в частности, мы считаем целесообразным посвятить этому вопросу отдельный параграф.

2.2 Особенности оценивания знаний студентов в системе дистанционного управления курсами «MOODLE»

«MOODLE», в переводе с английского «система управления обучением» или «виртуальная обучающая среда», являясь по своей сути системой дистанционного управления курсами, сочетает в себе ряд особенностей, благодаря которым появляется возможность:

Журнал содержит удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок. Рассмотрим подробнее преимущества электронного журнала «MOODLE»:

Исходя из вышесказанного можно предположить, что с помощью системы  «MOODLE» можно организовать продуктивную самостоятельную работу студентов, на которую в учебных программах отводится достаточно большое количество часов, и контролировать ее. Это возможно сделатьблагодаря следующим видам заданий, которые реализовываются в системе:

1) Выполнение«задания» – это вид деятельности студента, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе Moodle (при помощи встроенного визуального редактора). Преподаватель может оперативно проверить сданные студентом файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать в каких-то направлениях. Если преподаватель считает это необходимым, он может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме.  

Если это разрешено преподавателем, каждый студент может сдавать файлы неоднократно – по результатам их проверки; это дает возможность оперативно корректировать работу обучающегося, добиваться полного решения учебной задачи.

Все созданные в системе тексты, файлы, загруженные студентом на сервер, хранятся в портфолио [30].

2)Форум удобен для учебного обсуждения проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки студентами файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга.

При добавлении нового форума преподаватель имеет возможность выбрать его тип из нескольких: обычный форум с обсуждением одной темы, доступный для всех общий форум или форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя.

Форум Moodle поддерживает структуру дерева. Эта возможность удобна как в случае разветвленного обсуждения проблем, так, например, и при коллективном создании текстов по принципу «добавь фрагмент» – как последовательно, так и к любым фрагментам текста, сочиненным другими студентами.

Сообщения из форума могут, по желанию преподавателю, автоматически рассылаться студентам по электронной почте через 30 минут после их добавления (в течение этого времени сообщение можно отредактировать или удалить).

Все сообщения студента в форуме также хранятся в его портфолио [30].

3)  Элемент курса«Wiki»позволяет осуществлять полезную функцию - коллективно редактировать тексты. Благодаря такому виду заданий студенты могут в группах осуществлять совместную деятельность, например, по переводу текста или подготовке выступления для круглого стола.

4) Элемент курса«Лекция» позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Настроенная преподавателем система проконтролирует, чтобы по результатам контроля, студент был переведен на следующий этап изучения материала или был вынужден вернуться к предыдущему. Этот элемент курса удобен еще и тем, что он позволяет проводить оценивание работы обучающихся в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого студента общую за оценку и заносит ее в ведомость [30].

Следует отметить, что, несмотря на то, что данный элемент курса носит название «Лекция», он может быть использован и в ходе практических занятий, например, для самостоятельного изучения студентами грамматического материала.

5) Элемент курса«Тесты» дает возможность преподавателю создавать тесты с использованием вопросов различных типов:

Все вопросы тестов хранятся в базе данных, поэтому могут использоваться повторно в том же самом или другом курсе. Для того, чтобы пройти тест может быть дано несколько попыток. Есть возможность установить ограничение по времени на работу с тестом. Можно настроить параметры подсказок и правильных ответов по окончанию тестирования. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом и просто показать правильные ответы на вопросы теста.

Тесты могут проводиться со следующими целями:

- мини-тесты в конце темы;

- тесты для самооценки или самопроверки;

- тест, как экзамен по курсу и пр.

В системе оценивания такого рода контроля знаний, для расчета итоговой оценки, могут использоваться следующие методы:

- лучшая оценка с учетом попыток;

- средняя оценка с учетом попыток;

- первая попытка, где последующие попытки не учитываются;

- последняя попытка, где не учитываются предыдущие попытки.

При каждом прохождении тестирования вопросы могут перемешиваться случайным образом. Данный параметр возможно применить лишь к тесту на соответствие или множественному выбору. Взаимодействие студентов с вопросами может происходить разными способами. Например, при ответе на каждый из них студент имеет возможность сразу получить комментарий или отзыв и, если ему не удалось с первой попытки ответить верно на поставленный вопрос, программа может дать право на дополнительную попытку, но уже с наименьшим баллом по итогу.

    Отдельно можно отметить, что в информационном пространстве «MOODLE» одним из видов тестирования выделяется «опрос», включающий в себя множество выбора, что подразумевает собой наличие нескольких вариантов ответа на один представленный вопрос. Результаты могут быть опубликованы анонимно, с именами студентов, или вовсе не указаны. В образовательной среде, опросы используются для общей проверки знаний пройденного курса или материала, позволяющие вывести пробелы в изученном материале.

    Вариантов настройки опроса может быть несколько:

- Можно изменять ответы, или ограничить вопрос одной попыткой.

- Можно внести ограничение в количество студентов, выбирающих один и тот же вариант ответа. В таком случае по достижению заранее выбранного числа людей, этот вариант исчезнет из перечня возможных.

- Есть возможность оставить вариант ответа пустым.

Результаты опроса могут отображаться либо после того, как вся группа пройдет опрос, либо после конкретно указанного времени.

Каждый из вышеперечисленных тип задания имеет определенный лимит времени, который задает преподаватель. Он может длиться и тридцать минут, и несколько недель. При выкладывании студентом ответа на конкретное задание, система фиксирует во сколько был дан его ответ и вошел ли он в ограниченный лимит времени. По истечению временного лимита, дать ответ невозможно, система блокирует эту функцию, хотя преподаватель имеет возможность разрешить продлить срок выполнения задания конкретному студенту или группе студентов.  

В завершении данного параграфа необходимо отметить, что при всех своих достоинствах система «MOODLE» имеет очевидный недостаток – она не позволяет учитывать результаты аудиторной работы, т.е. посещаемость занятий, результаты контрольных работ, устные ответы и т.п. Поэтому, поскольку в ходе исследования мы не нашли универсальный инструмент для электронного учета успеваемости студентов, представляется необходимым рассмотреть возможность интегрирования данных об успеваемости студентов из системы «MOODLE» в специально разработанные таблицы в «Microsoft Excel» или «Google таблицы». О возможности реализовать это речь пойдет в следующей главе.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА

3.1 Определение объектов контроля для конструирования технологической карты дисциплины

    Для создания своей программы для учета успеваемости студентов, необходимо в первую очередь выделить критерии оценивания обучающихся из прописанных в ФГОС 3+ компетенций. Для примера будет взят 8 семестр обучения по направления подготовки 41.03.03 «Востоковедение и африканистика», профиль подготовки «Языки и литературы стран Азии и Африки (японский язык)», дисциплина «Практический курс первого восточного языка». На основе выделенных критериев будет расписан общий алгоритм составления технологической карты, который можно будет применить относительно другие семестров и / или других дисциплин.

    В настоящее время в ФОС для программы «Практический курс первого восточного языка» прописано, что в ходе обучения у студентов должны быть сформированы следующие компетенции [15]:

а)Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5).

Согласно этой компетенции, обучающийся в первую очередь должен знать правила оформления устной и письменной речи, уметьиспользовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации, владеть культурой общения.

Исходя их этого можно в качестве объектов контроля выделить:  

- умение грамотно строить устную и письменную речь, используя грамматические, лексические, фонетические нормы языка;

- участие в дискуссии по знакомой проблеме, умение публично обосновывать и корректно отстаивать свою точку зрения;

- устный переводсо строгим соблюдением стилистических форм переводимого материала.

б) Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).

Для сформированности этой компетенцией студент должен знать основы организации работы в коллективе, уметь устанавливать и поддерживать конструктивные отношения с коллегами, решать разнообразные коммуникативные задачи с опорой на знание ценностных ориентаций и культурного своеобразия иноязычной культуры, владеть навыками работы в коллективе на основе принятых моральных и правовых норм, а также  способностью к эффективному ведению диалога на основе знаний собственной культуры и культуры партнера.

В данном случае объектами контроля могут выступать:

- готовность и умение работать в парах / группах;

- умение выслушать оппонента, не перебивая, корректно донести свою точку зрения во время участия в дискуссиях, обсуждениях,

- умение решать поставленные учебные задачи в интерактивных формах.

в)Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

Исходя из требований к формированию этой компетенции студенты должны знатьособенности профессионального развития, уметь адекватно оценивать собственный образовательный уровень, выбирать пути и средства самообразования и саморазвития, планировать самостоятельный трудовой процесс, владеть навыками развития профессионального мастерства и повышения уровня квалификации, а также навыками организации своего трудового процесса.

Опираясь на описание компетенции в качестве объекта контроля стоит выделить:

- самостоятельную работу студентов.

Как ранее было указано, самостоятельную работу возможно организовать и контролировать с помощью системы дистанционного управления курсами «MOODLE». Так, например, можно выделить самостоятельное выполнение различного рода заданий, тестов, самостоятельную проверку обучающимися ранее выполненных ими письменных работ, которые они выкладывают в электронную систему, с помощью полученных от преподавателя ответов. Самостоятельно проверяя свои работы, студент учится критически оценивать свою трудовую деятельность. Выполнение упражнений со множественностью вариантов ответа или на составление собственных примеров подразумевают в том числе формирование навыка самостоятельного использования электронных словарей и работы с корпусами данных.

г)Способность понимать, излагать и критически анализировать информацию о Востоке, свободно общаться на основном восточном языке, устно и письменно переводить с восточного языка и на восточный язык тексты культурного, научного, политико-экономического и религиозно-философского характера (ПК-2).

Согласно этой компетенции, студенты должны знать лексико-грамматический строй японского языка, уметь свободно говорить на иностранном языке на общественно-политические, специальные и бытовые темы, вести беседу, владеть всеми видами речевой деятельности на изучаемом языке в объеме, необходимом для обеспечения основной профессиональной деятельности.

В качестве объектов контроля данной компетенции можно выделить:  

- знание всех языковых аспектов языка: грамматики, лексики и фразеологии, иероглифики;

- владение всеми видами речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо;

- навык общения с носителем язык (с учетом особенностей коммуникативного поведения носителей изучаемого языка в стандартных коммуникативных ситуациях в сравнении с отечественными коммуникативными стандартам);

- навык устного и письменного перевода текстов разных стилей с японского языка и на японский.

д) Способность применять на практике полученные знания управления в сфере контактов со странами афро-азиатского мира (ПК-11).

Данная компетенция предполагает, что студенты знаютосновы межкультурной коммуникации; основные характеристики культур и социумов страны изучаемого языка, умеют создавать модели межкультурного общения, владеют опытом межкультурной коммуникации в конкретных ситуациях общения на иностранном языке, позволяющим преодолевать трудности межнационального общения.

Основываясь на описание компетенции объектом контроля определим:

- навык межкультурного общения на японском языке, как с преподавателем, который является носителем языка, так и в ходе общения с приглашенными японцами, например, во время круглых столов, участие в которых может быть обозначено в Дополнительном модуле технологической карты дисциплины.

Исходя из выделенных объектов контроля сформированности компетенций при составлении технологической карты для 8 семестра дисциплины «Практический курс первого восточного языка» (см. Приложение А)совместно со старшим преподавателем кафедры японского языка ИИЯ МГПУ Савинской А.В. были выделены следующие аспекты текущей аттестационной работы:

1) Посещаемость и активность на занятии (активное участие во всех видах аудиторной учебной работы, в том числе интерактивных, подразумевающих парную или групповую работу).

2) Самостоятельная работа студентов (организованная в системе дистанционного управления курсами «MOODLE»).

3) Контрольные работы по каждой теме, которые направлены на проверку следующих языковых навыков и речевых умений:

I. Лексика:

- «Слова на узнавание», т.е. умение прочитать японские лексические единицы, записанные иероглифами, и перевести их на русский язык (контроль проводится до начала работы с основным текстом каждой темы).

- «Перевод слов с русского на японский язык», подразумевающий и навык записи слов иероглифами (контроль проводится по завершению изучения каждой темы).

- «Фразеология», знание основных устойчивых оборотов речи и выражений, свойственных японскому языку.

II. Иероглифика:

- «Разбор иероглифов», проверка знания всех чтений и значений иероглифов.

- «Иероглифы в предложениях», умение читать иероглифы в предложениях и переводить соответствующие предложения с японского на русский язык.

III. Грамматика:

- «Основная грамматика», проверка усвоения студентами основных грамматических конструкций по каждой теме, умение использовать их при переводе с русского на японский язык предложений с соблюдением лексических норм языка и правильного написания иероглифов.  

- «Дополнительная грамматика», проверка пассивного владения грамматическими конструкциями, подразумевающая перевод предложений с японского на русский язык.

IV. Перевод отрывка из текста.

Подразумевается контроль навыков письменного перевода с японского на русский язык и уровня сформированности лексических, грамматических и иероглифических навыков по каждой теме.  

4) Работа на занятиях с носителем языка, которая направлена на формирование следующих речевых умений:

I. Аудирование.

II. Чтение.

Необходимо уточнить, что аудирование и чтение выступают не только целью обучения, но и средством, т.е. с их помощью можно формировать другие речевые умения, например, умение выражать свое мнение относительно услышанного / прочитанного в устной (в виде монолога или дискуссии) или письменной форме (сочинение).

5) Итоговый перевод, который подразумевает перевод текста с русского на японский язык без словаря всеми доступными обучающемуся методами перевода (допускаются описательный перевод, замены, опущения и т.п.). Предлагаемые тексты соответствуют содержанию учебной программы и включают в себя лексику, фразеологию, грамматику из всех пройденных за семестр тем.  

Кроме того, согласно технологической карте часть сформированных навыков может быть проверена в дополнительных модулях технологической карты дисциплины, особенно в модуле не для отстающих, а для успевающих студентов, в котором прописаны такие задания, как подготовка докладов с презентациями и участие в круглых столах.

При этом следует отметить, что такому аспекту, как «владение устной речью на японском языке» в данной технологической карте уделено незначительное внимание, поскольку формирование навыков устной коммуникации предполагается в ходе изучения смежной дисциплины «Практикум по межкультурной коммуникации».

О том, как каждый аспект может быть оценен и учтен в электронном журнале, речь пойдет в следующем параграфе.

3.2 Разработка системы ведения электронной документации учета успеваемости по дисциплине «Практический курс первого восточного языка»

    В технологической карте дисциплины «Практический курс первого восточного языка» каждому из рассмотренных ранее в параграфе 3.1 аспектов текущей аттестационной работы присвоен минимально необходимый и максимально возможный балл, который студенты могут набрать за семестр. При этом в сумме за все аспекты можно получить максимально 100 баллов и необходимо набрать минимально 51 балл. Распишем в Таблице 1 подробнее, сколько баллов присваивается каждому из аспектов:

Таблица 1 – оценка заданий текущей аттестационной работы в технологической карте

Тема или задание текущей аттестационной работы

Минимальное количество

баллов

Максимальное количество баллов

Посещаемость и активность на занятии

3,6

7

Самостоятельная работа студентов

3,8

7,5

Контрольные работы по каждой пройденной теме

- «слова на узнавание»

- «перевод слов с русского на японский язык»

- «фразеология»

- «разбор иероглифов»

- «иероглифы в предложениях»

- «основная грамматика»

- «дополнительная грамматика»

- «перевод отрывка из текста»

32,2

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

7

3,6

3,6

63

7

7

7

7

7

14

7

7

Работа на занятиях с носителем языка

- «аудирование» (как цели и средство)

- «чтение» (как цели и средство)

7,6

3,8

3,8

15

7,5

7,5

Итоговой перевод

3,8

7,5

Итого:

51

100

Из данной таблицы видно, что технологическая карта составлена таким образом, чтобы каждый из аспектов текущей аттестационной работы оценивался приблизительно одинаковым количеством баллов: 7 или 7,5 баллов (только аспект «основная грамматика» оценивается в 14 баллов, т.е. можно сказать, имеет коэффициент сложности 2, т.к. при переводе предложений с русского на японский язык проверяется и знание ранее изученной грамматики, а также лексические и иероглифические навыки). Это было сделано с той целью, чтобы из-за незначительной разницы в баллах была возможность уравнять все аспекты между собой. Это облегчило возможность разработать систему ведения электронной документации учета успеваемости, в которой каждый аспект оценивался бы по 100 процентной шкале усвоения материала, и итоговый результат получался путем среднеарифметического подсчета.

В результате с помощью программы «Microsoft Excel» был разработан электронный журнал (см. электронное прил. к диплому). Он состоит из 4 листов. Первый лист лист контроля посещаемости и активности на занятиях. Второй и третий листы преподаватели заполняют по-отдельности. Второй лист предназначен для заполнения российским преподавателем, третий – японским. На последнем, четвертом листе, располагается таблица итоговых результатов по каждому заданию текущей аттестационной работы. Данные в нее автоматически переносятся из первых трех листов. Преподавателю необходимо только ввести вручную результаты итогового перевода и данные по самостоятельной работе студентов из системы «Moodle».

Далее будет рассмотрена специфика оценивания каждого задания текущей аттестационной работы и то, как результаты оценивания будут занесены в электронный журнал, созданный с помощью программы «Microsoft Excel».  

    Посещаемость и активность на занятии  

За то, что студент просто присутствует на занятии, он не получает баллов. Балл присваивается за активную работу на занятии, куда входят: ответы на вопросы преподавателя, участие в парной и групповой учебной работе, дискуссиях и т.п. Итоговый процент посещаемости и активности на занятиях рассчитывается, исходя из максимально возможного количества набранных баллов за семестр.  Например, в 8 семестре 10 недель, 3 занятия в неделю. Получается, что за семестр каждый студент может набрать максимально 30 баллов, что приравнивается к 100 процентной посещаемости. Так, например, если студент был активен, но пропустил 3 занятия, его «посещаемость и активность на занятиях» за семестр будут равны 90%.

При создании электронного журнала в системе «Microsoft Excel» было решено для учета посещаемости и активности студентов на занятиях выделить отдельный лист и создать в нем отдельную таблицу для российского преподавателя (РП) и отдельнуюдля японского (ЯП). В данных таблицах преподавателям необходимо поставить «1», если студент присутствовал на занятии и был активен, и «0» (или можно ничего не ставить), если студент отсутствовал или не участвовал в учебной деятельности.

Рис. 1 Пример таблицы учета посещаемости и активности студентов

Чтобы рассчитать процент посещенных занятий, на которых студент принимал активное участие, в электронном журнале будут использованы специальные формулы, которые позволят приравнять количество всех занятий за выделенный семестр к 100 процентам и автоматически рассчитать процент посещаемости за семестр или текущий период. Смотрите формулы в Приложении В.

    Самостоятельная работа студентов

Данный вид заданий выполняются в электронной системе «MOODLE», где система самостоятельно суммирует количество баллов, которые студент набирает за семестр (см. п. А на Рис. 2), обозначает максимально возможное количество баллов за семестр (см. п. Б на Рис. 2), высчитывает процент выполненных заданий (см. п. В на Рис. 2) и указывает рейтинг студента среди всех обучающихся (см. п. Г на Рис. 2).

Рис. 2 Итоговые результаты одного студента за семестр из системы «Moodle»  

    Преподавателю остается на 4-ой странице электронного журнала вручную внести данные из столбца В системы «MOODLE» в соответствующую колонку L (см. Рис. 3).

Рис. 3 Колонка для результатов самостоятельной работы студентов

Контрольные работы по каждой пройденной теме

«Слова на узнавание». Контрольная состоит из 10 слов, написанных иероглифами или азбукамихирагана иликатакана. Студентам необходимо написать чтения слов с помощью японской азбукихирагана,если слова записаны иероглифами, и перевод каждого слова. Каждое слово оценивается в 10 баллов. 5 баллов ставится за чтение слова и 5 баллов за перевод. Если слово изначально записано азбукойхирагана иликатакана, перевод этого слова равен 10 баллам. За незнание каждого чтения и перевода из 100 максимальных баллов (т.е. 100 процентного выполнения задания, т.к. здесь и далее максимальный процент выполнения задания можно приравнять к 100 максимальным баллам за него) вычитается по 5 баллов, и 10 баллов в случае, если слово было записано азбукойхирагана иликатакана. Если имеются незначительные ошибки, такие как отсутствие «панигори» или «нигори», неправильная долгота слога, перепутана переходность глагола при переводе, то такие ошибки рекомендуется оценивать в -2,5 балла.

Таблица 2. Критерии оценивания задания «слова на узнавание»

Всего

Каждое слово

Неправильное написание чтения слова или его отсутствие

Неправильный перевод слова или его отсутствие

Незначительная ошибки

100 баллов

за 10 слов

10 баллов

-5 баллов

-5 баллов

(-10 баллов, если слово написано азбукойхираганаиликатакана)

-2,5 балла

Например:

逮捕

たいほ

арест

10 баллов

逮捕

たいほ

--- -5

5 баллов

逮捕

たいほ -2,5

арест

7,5 баллов

«Перевод слов с русского на японский». Данное задание подразумевает перевод 10 слов с русского языка на японский, при этом каждое слово также оценивается в 10 баллов, из них 4 балла ставится за знание слова, т.е. как оно произносится, и 6 баллов за его иероглифическое написание.  Как и в предыдущем задании незначительная ошибка (отсутствие «панигори» или «нигори», неправильная долгота слога, отсутствие одной черты, в целом не мешающее узнаванию иероглифа, или не совсем корректное написание черты и т.п.) оценивается в половину от 4 и 6 баллов соответственно. При наличии иероглифического написания слова 6 баллов делится пропорционально количеству иероглифов в слове. Например, если слово состоит из двух иероглифов, то за каждый дается по 3 балла, если из трех иероглифов, то правильное написание каждого из них оценивается в 2 балла и т.д. При этом преподаватель вправе не учитывать совсем легкие ранее изученные иероглифы.

Таблица 3. Критерии оценивания задания «слова на узнавание

Всего

Каждое слово

Неправильное написание чтения слова или его отсутствие

Незначитель-ная ошибка в чтении

Неправиль-

ное написание иероглифов или его отсутствие

Незначительная ошибка в одном из иероглифов

100 баллов

за 10 слов

10 баллов

-4 балла

-2 балла

-6 баллов

-3 балла за каждый иероглиф в слове из 2 иероглифов

-1,5 балла

Например:

арест

たいほ

逮捕

10 баллов

арест

たいほ

--- -3

7 баллов

арест

たいほ -2

-3

5 баллов

   «Фразеология».  В контрольной работе студентам необходимо перевести 5 фраз с русского на японский язык. Каждая фраза оценивается в 20 баллов, из них 10 баллов дается за само знание фразы, а 10 баллов – за ее иероглифическое написание. Если присутствуют незначительные ошибки, например, неправильный падежный показатель, то вычитается 5 баллов. Баллы за иероглифическое написание фразы снижаются исходя из общего количества иероглифов.

Таблица 4. Критерии оценивания задания «фразеология»

Всего

Каждое фраза

Значитель-

ные ошибки во фразе или отсутствие фразы

Незначительные ошибки в фразах

Неправильное написание иероглифов во фразе или их отсутствие

Незначительные ошибки в иероглифах

100 баллов

за 5 фраз

20 баллов

-10 баллов

-5 баллов

-10 баллов

-5 баллов

(или пропорцио-

нально количеству иероглифов во фразе)

Например:

Не будет преувеличением сказать

と言っても過言ではない

20 баллов

Не будет преувеличением сказать

と言ってもかごんではない -10

10 баллов

Не будет преувеличением сказать

とかげんではない -10 / -10

0 баллов

«Разбор иероглифов».В контрольной студентам предлагается5 иероглифов, каждый из которых соответствует 20 баллам.  Обучающимся необходимо написать всеонные икунные чтения иероглифов, а также их переводы. Количество снимаемых баллов за ошибки предлагаем считать следующим образом: в иероглифе 3 чтения и 2 перевода. 20 делим на 5, получаем 4, т.е. каждое чтение и его значение равно 4 баллам, соответственно незначительные ошибки (неправильная долгота, неправильно указанаокуригана, перепутана переходность глаголов и т.п.) оцениваются в половину от 4 баллов, т.е. равны 2 баллам.

Таблица 5. Критерии оценивания задания «разбор иероглифов»

Всего

Каждый иероглиф

Ошибка в чтении или значении, или его отсутствие

Незначительная ошибка

100 баллов

за 5 иероглифов

20 баллов

-4 балла

-2 балла

Например:

レツ

(ける)

()

рваться

рвать

20 баллов

レツ

(ける)

()

рвать -2

рваться -2

16 баллов

レツ

() -2

--- -4

рваться

-4

10 балло

«Иероглифы в предложениях».В контрольной студентам предлагается 5 предложений на японском языке, каждое из которых стоит 20 баллов. Задание состоит в том, чтобы подписать чтения всех подчеркнутых иероглифов (10 баллов) и перевести все предложение на русский язык (10 баллов). Количество снимаемых баллов за ошибки в чтениях иероглифов будет зависеть от количества слов в предложении, у которых нужно подписать чтения. Так, например, если их 2, то каждое равно 5 баллам. Как и ранее незначительные ошибки равняются половине баллов за слово, т.е. в данном случае 2,5 балла.  Правильность перевода оценивается пропорционально его правильности и полноте, где каждые 10 процентов равны 1 баллу. Так, например, если предложение переведено на 75 процентов, то за него выставляется 7,5 баллов.

Таблица 6. Критерии оценивания задания «иероглифы в предложении»

Всего

Каждое предложение

Неправильно написанные все чтения или их отсутствие

Незначительные ошибки

Полностью

неправиль-

ный перевод

Ошибки в переводе

100 баллов

за 5 предложений

20 баллов

-10 баллов

равны половине стоимости каждого слова

-10 баллов

высчитыва-

ются пропорцио-

нально правильности и полноте перевода

Например:

蒸気が凝縮して水になる。

じょうき、ぎょうしゅく

Пар конденсируется и становится водой

20 баллов

蒸気が凝縮して水になる。

---, ----10

Пар конденсируется и становится водой

10 баллов

蒸気が凝縮して水になる。

じょ-2,5 ----5

Пар становится водой-5

7,5 баллов

«Основная грамматика». Для данного задания мы не представляем возможным разработать единых критериев оценивания, поскольку предложения могут быть разными по насыщенности грамматическим, лексическим и иероглифическим материалом, возможно использование синонимов. Поэтому проверка данного задания может носить некоторый субъективный характер.  Савинская А.В. предлагает оценивать каждое предложение или в случае необходимости его синтагмы по 100 процентной шкале и затем выводить среднеарифметический процент грамотно переведенных предложений.

«Дополнительная грамматика».Студентам предлагаются предложения на японском языке, в которых содержатся пассивные грамматические конструкции. Задача обучающихся – перевестиих на русский язык.Оценивать перевод предлагается также, как и задание по основной грамматике.

«Перевод отрывка».Данное задание предполагает перевод с японского на русский язык отрывка из текста пройденной темы. Для оценивания можно использовать тот же подход, что и при оценивании знания основной грамматики.

Результаты каждого пункта контрольной работы по каждой теме заносятся в электронный журнал на второй лист (см. формулы в соотв. Ячейках программы), где происходит вычисление среднего процента правильного выполнения каждого из заданий за текущий период или семестр в целом, при этом данные результаты автоматически переносятся в итоговую таблицу на 4-ом листе журнала.  При этом следует отметить, что в формулу для подсчета итогового балла заложена, что успеваемость по аспекту «основная грамматика» учитывается дважды, т.к. выше мы упоминали, что коэффициент сложности выполнения этого задания 2.

Работа на занятиях с носителем языка

Работа на занятиях с носителем языка, как описывалось ранее, подразумевает работу над такими видами речевой деятельности, как аудирование и чтение. Однако это не означает, что не идет обучение навыкам говорения и письма, т.к. аудирование и чтение могут выступать средством для их формирования. Японскому преподавателю предоставляется возможность самостоятельно выбрать критерии оценивания данных заданий текущей аттестационной работы, при этом каждое задание должно оцениваться по 100 балльной (100 процентной) школе.

    Итоговый перевод

Итоговый перевод оценивается по той же системе, что и раздел «основная грамматика». Преподаватель оценивает каждое предложение или синтагмы длинного предложения, учитывая знание студентом грамматики, лексики, фразеологии и стилистики японского языка, умение перефразировать незнакомый лексический или сложный грамматический материал, и выставляет процент правильного перевода текста на 4-ом листе журнала в соответствующую колонку O (см. Рис. 4)

Рис. 4 Колонка для результатов «итогового перевода»

Сам электронный журнал в дальнейшем рассчитан на пользование им в онлайн режиме, чтобы два преподавателя могли вносить свои данные независимо друг от друга. Для этого можно воспользоваться сервисом «Google таблицы».

Таким образом, данный журнал позволяет вести полный практически автоматический учет успеваемости каждого студента по каждому из аспектов текущей аттестации, что поможет преподавателю существенно сократить время на подведение итогов по семестру, позволит видеть текущую успеваемость как преподавателю, так и студентам, улучшит взаимодействие двух преподавателей, преподающих одну и ту же дисциплину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данного исследования все поставленные цели и задачи были выполнены.

В соответствии с первой задачей была дана общая характеристика современной системы оценивания компетенций студентов. Были рассмотрены различные определения понятию «компетенция», выделено наиболее подходящие для нашей работы, на котором базировалось дальнейшее исследование. Были рассмотрены все поколения ФГОС и что из себя представляют технологические карты дисциплин в современной балльно-рейтинговой системе оценивания студентов.

Исходя из второй задачи были рассмотрены электронные ресурсы и технологии, которыми пользуются учителя и преподаватели при учете посещаемости и оценок. Мы сделали вывод, что наиболее удобной программой для таких целей до сих пор остается «Microsoft Excel», т. к. она предполагает использование разного рода формул для автоматического подсчета данных.

Выполняя третью задачу, были исследованы возможности системы управления курсами «Moodle» для оценивания учебной деятельности студентов. Было изучено, как преподаватель может давать студентам задания и проверять их, каким образом производится контроль выполнения различного рода заданий, возможности встроенного журнала успеваемости. Мы пришли к выводу, что данная система максимально подходит для организации и оценки самостоятельной работы студентов.

Исходя из четвертой задачи на основании требований ФГОС были определены объекты контроля для дисциплины «Практический курс первого восточного языка» и критерии их оценивания. Эти данные легли в основу решения пятой задачи для разработки электронного журнала учета посещаемости и успеваемости обучающихся по дисциплине «Практический курс первого восточного языка». Данный журнал представлен в электронном приложении к диплому и может быть использован на практике для автоматического расчета успеваемости каждого студента за текущий период или целый семестр.

Разработанный журнал выполняет ряд функций, положительно влияющих на процесс обучения:

  1. Образовательная функция позволяет вести контроль успеваемости студентов на каждом этапе обучения, учитывать степень усвоения пройденного материала.
  2. К стимулирующей функции можно отнести тот факт, что студент, видя свои результаты, понимают, что им следует подтянуть, на что заострить внимание, и осознанно начинает стремиться к лучшей оценке.
  3. Воспитательная функция позволяет студентам адекватно оценивать свои результаты и правильно распределять время для подготовки и наилучшего усвоения материала, критически относиться к своим успехам.
  4. Управляющая функция дает возможность преподавателю контролировать процесс обучения путем фиксирования посещаемости и успеваемости студентов.

В будущем планируется усовершенствование электронного журнала и использование его в онлайн «Google таблицах», чтобы два преподавателя, работающих вместе над одной дисциплиной, могли заполнять его одновременно, а также для того, чтобы он был доступен в любое время для самих студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

  1. Калькулятор для вычисления необходимых оценок [Электронный ресурс] URL:https://planetcalc.ru/6010/(дата обращения: 30.03.2018).
  2. Система управления обучением или виртуальная обучающая среда «Moodle»[Электронный ресурс]URL: https://sdo.mgpu.ru/(дата обращения: 30.03.2018)
  3. Программа “Генератор технологических карт” [Электронный ресурс] URL:http://www.teasoft.ru/nashi-programmy/sou/(дата обращения: 30.01.2018)
  4. Электронные таблицы «Microsoft Excel»

Книги

  1. Антонова Н.Н. Балльно-рейтинговая система как средство мотивации студентов к учению // Наука и образование: новое время – 2-е изд. – Москва: МГПУ 2016. – 4с.
  2. Гагаринская Г.П., Гарькин В.П, Компетентностный подход: пути реализации: монография. – Самара: Издательство Универс групп, 2008. – 257 с.
  3. Лавренюк Н.М. Компетентность и компетенция: основные сходства и различия – Уфа: Издательство БгуРБ, 2014. – 136-137 с.
  4. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой – 2-е изд. – 2011. – 12-18 с.
  5. Сартакова Е.М. Формирование и развитие социально-личностных компетенций студентов экономических специальностей: монография. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2009. – 79 с.

Неопубликованные материалы:

  1. Агранат Д.Л. Приказ об утверждении положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации. – М. – 2017.
  2. Савинская А.В. Информационные технологии в системе обучения иностранным языкам: лекция по методике преподавания японского языка №11. М., МПГУ. 2015.
  3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.03.03 Востоковедение и африканистика (уровень бакалавриата). – 2014. – 9 с.
  4. Положение о ведении электронного журнала в ГБОУ Школа №630. – М. – 2015.
  5. Руководство преподавателя «Moodle». РГПУ им. А.И. Герценга. – 2017.
  6. ФОС «Практический курс первого восточного языка» направление подготовки «41.03.03 Востоковедение и африканистика», профиль подготовки «Языки и литературы стран Азии и Африки (японский язык)». – Москва. – 2017.

Электронные ресурсы:

  1. Байденко В.А.  Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/kompetentsii-v-professionalnom-obrazovanii-k-osvoeniyu-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 02.02.2018).
  2. Баринова О.В. Формирование ключевых компетенций (общекультурные и профессиональные) // Педагогические науки. 2014. №19. [Электронный ресурс]. URL:https://novainfo.ru/article/1942 (дата обращения: 27.02.2018).
  3. Болонская система оценивания (баллы ECTS) [Электронный ресурс]. URL:http://euroeducation.com.ua/article/40-razlichnaya-topics/55-european-higher-education-system.html (дата обращения: 15.02.2018).
  4. Болонский процесс: краткое содержание СПБ: 2017. [Электронный ресурс]. URL:http://bologna.spbu.ru/ (дата обращения: 12.02.2018).
  5. Волявко Н.Н., Храмцова Н.С. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся [Электронный ресурс]. URL:http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/630119/ (дата обращения: 28.02.2018).
  6. Кадырова З.Х. Компетентностный подход в образовательном процессе ВУЗа [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/kompetentnostnyy-podhod-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza-1 (дата обращения: 03.02.2018).
  7. Калашникова О.В. Общекультурная компетенция как личностная характеристика преподавателя высшей школы // Молодой ученый. 2013. №11. [Электронный ресурс]. URL:https://moluch.ru/archive/58/8167/ (дата обращения:16.02.2018).
  8. Кондурар М.В. Понятия компетенция и компетентность в образовании. Т. 2011. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatiya-kompetentsiya-i-kompetentnost-v-obrazovanii (дата обращения: 05.02.2018).
  9. Критерии оценивания Т.: [Электронный ресурс]. URL:http://edu.tltsu.ru/sites/site.php?s=75&m=2467 (дата обращения: 15.02.2018)
  10. Лищук И.В. Использование информационных технологий в системе контроля знаний [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-sisteme-kontrolya-znaniy (дата обращения: 13.03.2018).
  11. Нигматзянова Г.Х. Структура и содержание общекультурных компетенций студента // Гуманитарные научные исследования. 2014№2 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2014/02/5851 (дата обращения: 23.02.2018).
  12. Новикова И.Ф. Технологичность образовательного процесса как показатель его качества [Электронный ресурс]. URL:http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:vv0xNGATIooJ:elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/1657/1/vestnik_44_44.pdf+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 07.02.2018).
  13. Новый электронный журнал: плюсы и минусы [Электронный ресурс]. URL:https://www.ucheba.ru/article/2485 (дата обращения: 17.03.2018).
  14. О разработке нового поколения государственных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования // Российское образование. 2007. [Электронный ресурс]. URL:http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/310107l.htm (дата обращения: 15.02.2018).
  15. Перечень сравнительных характеристик СДО Moodle [Электронный ресурс] URL:https://opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd(дата обращения: 22.04.2018).
  16. Пономарев М.В. 10 мифов о балльно-рейтинговой системе // Московский педагогический государственный университет - 2018. [Электронный ресурс]. URL:http://mpgu.su/obrazovanie/ballno-reytingovaya-sistema/10-mifov/ (дата обращения: 14.02.2018).
  17. Система оценки уровня сформированности компетенций и результатов обучения [Электронный ресурс]. URL:https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:bdkHmSRGXK4J:https://www.sgu.ru/sites/default/files/documents/2014/sistema_ocenki_urovnya_sformirovannosti_kompetenciy._metodicheskie_rekomendacii.doc+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 10.02.2018).
  18. Федеральные государственные образовательные стандарты. 2012. [Электронный ресурс]. URL:https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/336 (дата обращения: 06.02.2018).
  19. Функции и объекты контроля в образовательном процессе. – 2016.URL:https://studfiles.net/preview/5183124/page:70/(дата обращения: 16.03.2018).
  20. Электронный журнал в школе: проблемы и реализация [Электронный ресурс]. URL:http://eljur.ru/elektronnyj-zhurnal-v-shkole:-problemy-i-realizaciya(дата обращения: 16.03.2018).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Технологическая карта дисциплины

«Практический курс первого восточного языка»

(8 семестр)

Наименование дисциплины/курса

Уровень/ступень образования

(бакалавриат, магистратура)

Статус дисциплины в рабочем учебном плане

Количество зачетных единиц / кредитов

Форма отчетности

Курс, семестр

Практический курс первого восточного языка

бакалавриат

Базовая часть

4

экзамен

4 курс,

8 семестр

Смежные дисциплины по учебному плану:

«Практикум по межкультурной коммуникации первого восточного языка»

ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ

(проверка остаточных знаний)

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Итого:

0

0

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

(проверка сформированности компетенций)

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей

аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Посещаемость и активность на занятии

присутствие,

активность

ауд.

3,6

7

Самостоятельная работа студентов

наличие  выполненных заданий в«MOODLE».

внеауд.,

ауд.

3,8

7,5

Контрольные работы по каждой пройденной теме

контр. работа

ауд.

32,1

63

Работа на занятиях с носителем языка

чтение тексов,  аудирование, счинения, участие в обсуждениях, дискуссиях

ауд.

7,7

15

Итоговой рендеринг

Устный ответ

ауд.

3,8

7,5

Итого:

51

100

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1(для успевающих студентов)

Подготовка докладов с презентацией по материалам пройденных тем, участие в круглых столах и пр.

наличие  письменно выполненных заданий, презентация, устное  выступление и пр.

внеауд.,

ауд.

0

5

Итого:

0

5

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2(для отстающих студентов)

Выполнение письменных заданий по пройденным темам

наличие  письменно выполненных заданий

внеауд.

0

5

Итого:

0

5

Примечания:

Экзамен выставляется, если студент набирает 51 балл и больше. Если студент за семестр набирает менее чем 51 балл,  его успеваемость считается неудовлетворительной.

Перевод баллов в оценку:

0 – 50 баллов = 2,

51 – 65 баллов = 3,

66 – 80 баллов = 4,

81 – 100 баллов = 5.

Форма прохождения промежуточной аттестации:студент имеет право отказаться от сдачи промежуточной аттестации и получить экзамен «автоматом» на основании количества баллов, набранных в течение семестра в соответствии с технологической картой дисциплины.

Студенты, не набравшие минимально необходимый 51 балл, проходят промежуточную аттестацию по дисциплине с целью определения сформированности умений  и навыков применения знаний, полученных  при изучении данной дисциплины в форме экзамена. Максимально на экзамене можно получить 100 баллов. Количество баллов за экзамен высчитывается пропорционально проценту правильных ответов.

Итоговое количество баллов высчитывается как среднеарифметическое количество баллов между текущим количеством баллов, набранным студентом за семестр, и баллами, набранными на экзамене.

Итоговое количество баллов у студентов, пропустивших большую часть занятий по уважительной причине (стажировка/декрет/свободный график посещения), выставляется только по результатам экзамена.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Апробация Модели формирующего оценивания ключевых компетенций

2. Информационные технологии и информационные системы

3. Информационные технологии. Характерные черты новой информационной технологии

4. Методология оценки результативности обучения педагогических работников МБОУ «СОШ № 56» г. Чебоксары технологии формирующего оценивания

5. Информатика. Информационные технологии

6. Информационные технологии в жизни россиян

7. СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

8. Информационные технологии в стандартизации и управлении качеством

9. Информационные технологии методические материалы к контрольной работе

10. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ