Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях государственной поддержки детства



Министерство культуры Республики Карелия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия

«Карельский колледж культуры и искусств»

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (РАБОТА)

поМДК.01.01. Организация социально- культурной деятельности

на тему:«Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях государственной поддержки детства»

Содержание

Введение        

Глава 1. Система государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях государственной поддержки детства        

1.1. Исторический обзор организации социальной помощи детям-сиротам        

1.2   Основные направления социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ        

Глава 2.Причины затруднений при социально-педагогической адаптации детей-сирот         

Рекомендации по успешной адаптации детей сирот

Список источников по теме

Введение

В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом.

Сиротство — одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В Российской Федерации ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Реальную картину сиротства в России определить сложно. Причин тому много, но одно обстоятельство имеет особенно важное значение. На протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории детей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «консервировало».                                                                                                                                                                  

Ребенку для полного и гармоничного развития его личности просто необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане.

Различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заложены в работах следующих авторов: Н.Л. Белопольской, Л.С. Выготского (психическое и социальное развитие детей и подростков), В.А. Варывдина, И.П. Клемантовича, Т.С. Зубковой, Н.В. Тимошиной, Г.И. Климантовой, Л.Ю. Михеевой, Л.М. Пчелинцевой (исследование системы социальной защиты детства), М.О Буяновой, В.Ю. Меновщикова, А.Н. Савина (организация профилактической и реабилитационной работы) и др.

Все выше сказанное позволяет обосновать актуальность выбранной  темы курсового  исследования: «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  в учреждениях государственной поддержки детства».

Объектом нашего исследования являются дети-сироты и дети,  оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования - деятельность по социально-педагогической адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель работы – выявление форм и методов   социально-педагогической адаптации детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с  целью намечены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать научно-педагогическую литературу и дать исторический обзор организации социально-педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в России.

2. Раскрыть основные направления социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ.

3. Выявить  методы и формы  социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При написании курсовой работы мной были использованы следующие методы исследования: изучение научно-педагогической литературы, анализ и синтез понятийно-теоретической системы вопроса.

1.        Система государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях государственной поддержки детства.

1.1. Исторический обзор организации социальной помощи детям-сиротам.

«Любое общество оказывает социальную помощь и поддержку своим детям в той или иной форме. Развитие общества и государства вызывает развитие социальной защиты, как способа сохранения и стабилизации жизни. Существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать. Очевидно, что не всегда педагоги и социальные работники оперировали терминами «социализация», «социальная опека», «социальное попечительство», «социальное призрение» и т.д.» —Исторические аспекты становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: -http://studbooks.net/506409/sotsiologiya/razvitie_sotsialnoy_zaschity_detey_ostavshihsya_popecheniya_roditeley (дата обращения27.04.2018).

В Российском государстве процессы становления социальной защиты, опеки и попечительства можно рассматривать в исторической перспективе.

Уже в древних славянских общинах мы можем обнаружить общинно-родовые формы помощи и поддержки, «связанные с языческим родовым пространством, в качестве которого выступает «вервь» – круговая порука. В языческую эпоху через нее была заложена традиция заботы о слабых и немощных – стариках, детях, женщинах».

В качестве основных институтов, оказывавших поддержку детям, фактически сохранявших им жизнь, можно назвать институт детского сиротства. Этот институт вырос из домашнего рабства, когда в голодные годы детей продавали, чтобы сохранить им и себе жизнь. Тогда же развился институт преимущества, когда семья принимала сироту, который вел хозяйство, почитал новых родителей и обязан был их похоронить. Таким образом, решение проблемы сиротства через приемную семью возник очень рано и является одной из древнейших форм социального попечения.

Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.

Сироте могли назначать «общественных» родителей, которые брали его на свой прокорм.

В системе общественных «помочей» можно выделить сиротские и вдовьи помочи, когда данная группа обездоленных «снабжалась за счет общества хлебом, дровами, лучинами».

Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.

Система помощи и поддержки в период с IX по первую половину XVII века существенно изменяется. Для этого времени характерны три основные тенденции: монастырская система помощи, государственная система защиты и первые светские тенденции благотворительности. «С изменением общественных отношений система социальной помощи также меняется: общество создает новую ее модель, соответствующую ее потребностям и представлениям. Система социальной помощи в период феодализма носила много субъектный характер и имела полиморфизм экономических основ»

Первоначальные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством. Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году, учредил сиротское училище. Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот Владимира Мономаха.

В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты. В XIV-XVI веках основным субъектом социальной помощи детям становится церковь. Милосердие, естественно, базировалось на религиозных догматах, в первую очередь о любви к ближнему, как к самому себе. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»(Толкования на МФ. 5:7). Среди священников вызывают глубокое восхищение и уважение Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, Сергий Радонежский.

В этот период еще не сформировался институт детства, общество не воспринимала детей как ценность. Но все же есть примеры оказания поддержки именно детям-сиротам, относящиеся к тому времени. Помощь идет не столько от церкви, сколько от простых мирян, прихода. Поэтому принято выделять особый институт церковно-приходской помощи сиротам того времени – скудельницы. «Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах    сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя». Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Скудельницы были своеобразными детскими домами.

К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства.

С начала XVII века происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с указом царя Федора Алексеевича, в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

Но более всего истории известно имя великого реформатора – Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. «Сироты появлялись в результате стихийных бедствий, войн. Но, прежде всего, сиротами становились «незаконно прижитые дети». Православная церковь относилась нетерпимо к внебрачным связям и детям, которых называли «зазорными детьми». В 1682 году нищие безродные дети выделяются из общего числа нищих. Тем самым государство, с одной стороны, признаёт то, что дети стали нищими не по своей вине, а с другой стороны, считает, что дети достойны особой заботы. С одной стороны, общество порицало безродность, безродительство, а с другой – чувствовало свою ответственность за решение проблемы». В начале 18 века открываются приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения. Малолетние брошенные дети обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Если выросшие, обученные ремеслам дети, теряли здоровье, душевное или физическое, то они могли вернуться в приюты как в родной дом.

При Екатерине Великой открылись воспитательные дома для незаконнорожденных детей.

При ПавлеI на государственном уровне стали заботиться не только о детях-сиротах, которых пристраивали в крестьянские семьи, но и о глухонемых детях. В этот же период начинают создаваться общественные организации, расцветает частная благотворительность. В 1842 г. начал работу опекунский совет под руководством княгини Н.С.Трубецкой.  Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот.

Еще Петр I  наказывал за убийство незаконнорожденных детей смертной казнью. К XIX веку ребенок уже обрел права, независимо от возраста. Ему была от самого рождения государством гарантирована жизнь.

До начала XX века попечение над детьми-сиротами развивалось в рамках светской благотворительности. Императорские общества собирали пожертвования от частных лиц и передавали их на воспитание сирот. Особое внимание императрица Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома, детская смертность в которых была ужасающей. Она улучшила условия воспитания детей, увеличив занимаемые Воспитательным домом Санкт-Петербурга площади. Императрица открыла новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Москве и Петербурге были открыты женские учебно-воспитательные учреждения имени Св. Екатерины. В 1807 году основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году - Харьковский институт благородных девиц. Причем начальству предписывалось заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить, печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам воспитанниц и после выпуска их из заведения. Император Николай 1 учредил сиротские институты. Он реорганизовал образование в Воспитательных домах Москвы и Санкт-Петербурга. Внебрачные дети и дети-сироты получали такое хорошее образование, что участились случаи, когда родители подкидывали детей в эти Воспитательные дома, надеясь, что у них будет счастливое будущее. «Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов в области общественного призрения».

В советский период благотворительность стала сугубо государственным делом. Поэтому все детские учреждения. В том числе и детские дома, были практически целиком и полностью на государственном обеспечении. Даже помощь, оказываемая детским домам в то время, исходила от государственных предприятий или школ. Сразу после октябрьской революции частная благотворительность была запрещена. С сиротством в различных его проявлениях боролись государственными силами. Например, была создана Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИКе в 1921 году. Были созданы трудовые коммуны для социализации беспризорных детей, большинство которых после войн и революций остались сиротами. В 1928 году практика принятия детей в семьи сделала новый виток. ВЦИК принял постановление «О передаче воспитанников детских домов и других несовершеннолетних сирот трудящимся в городах и рабочих поселках». Общая тенденция того времени, как можно быстрее дать детям рабочую профессию и выпустить их «в жизнь».

К середине 30-х годов ХХ в. с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все разнообразие различных видов детских учреждений практически исчезло и было заменено системой детских домов - интернатов, которая просуществовала до 90-х годов.

Общее число детских домов в послевоенные годы постепенно сокращалось. В середине 60-х годов ХХв правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы – интернаты, так как у них была большая вместимость. Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость.

В 1985 году ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение «О мерах по улучшению обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах».

В 1988 г. принято постановление «О создании детских домов семейного типа».

В начале 90-х годов ХХ в. государство и правительство стало мыслить проектами и программами. Одной из самых примечательных программ 90-х является «Дети России».

После 70-летнего перерыва Россия возвращается  в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами. «В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения».

С 1996 года социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется главным для этой сферы законом № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  

 Этот закон четко определяет понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»:

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке».

В законе очерчивается круг учреждений, которые занимаются воспитанием и обслуживанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты, в частности), учреждения системы здравоохранения (дома ребенка для совсем маленьких). Эти учреждения, наряду с приемной семьей, представляют собой еще и выражение форм устройства детей под опеку и попечительство. В законе утверждается обеспечение детей за счет государства. Детям лично и их родственниками это не стоит ни копейки. Даже став совершеннолетними, дети имеют право быть на полном государственном обеспечении, получая образование. Детям предоставляется бесплатное лечение, проезд, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, дополнительные гарантии права на труд.

Таким образом, обзор исторической литературы показал, что забота о детях, оставшихся без попечения родителей, как частное дело существовала еще у древних славян, однако постепенно эта социальная миссия трансформировалась в направление социальной политики сначала церковной, а затем и государственного управления и к  началу XX века в России уже был немалый опыт по работе с детьми-сиротами и беспризорными. Существовала целая система учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Причем, потребность в таких учреждениях постоянно росла. Число детей, нуждавшихся в государственной помощи, увеличивалось.

1.2        Основные направления социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ

        

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется следующими документами: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ(ст.34,35,39), Семейный кодекс РФ(ст. 121 - 125 и др.), Жилищный кодекс РСФСР(ст.53,60,62), Федеральный закон РФ от 04.12.96. «Принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет», другими правовыми актами в соответствии с законами субъектов РФ и отраслевым законодательством. В рамках президентской программы «Дети России»(Указ Президента РФ от 01.06.92. № 543) существует целевая программа «Дети сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., В.П. Мельников, Е.И.Холостова, А.И.Кравченко, занимающиеся исследованием проблем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни,  фатальным образом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью или вообще отсутствие близких сказывается на развитии детей. Наиболее трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву их от биологической матери. Это более типично для крупных индустриальных городов. Детство — период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.

Ребенок, потерявший родителей — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка.

Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако, по крайней мере, три причины такого явления можно назвать.

По мнению В.С. Мухиной,  к числу непосредственных причин социального сиротства  относятся следующие:

- добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;

- принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

Одна из главных задач любого общества и государства — осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах(Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.

Поэтому государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него новой семьи. Но при передаче ребенка и в воспитательное учреждение и в новую семью делается все возможное, чтобы ребенок оставался в среде, которая была бы связана с его этнической группой, местными обычаями и культурными корнями.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»(от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ), в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении.

2. В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан .

3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения. А также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных норм.

((Рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, заключением, а также изменением всевозможных договоров, косвенно или напрямую запрашивающих законные права и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье. Либо лишенных родительского попечения и помещенных в государственные учреждения любых форм собственности на полное государственное обеспечения. А также выпускников данных учреждений, следует проводить коллегиально с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссии (советов) по охране прав детей, а также других органов, на которые органами местного самоуправления возможны функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних.))

К числу наиболее важных законодательных актов относится Семейный кодекс РФ, который содержит специальную главу «Права несовершеннолетних». Она открывается статьей 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье», устанавливает особые нормы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, вводит для них новый институт семейного воспитания – приемную семью.

Наиболее актуальные вопросы защиты детей регулярно  рассматриваются на заседаниях созданных при Правительстве РФ межведомственных комиссий – по делам несовершеннолетних и по координации работ, связанных с выполнением в нашей стране Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, развития и защиты детей. С 1993 года издается ежегодный Государственный доклад, содержащий систематизированную аналитическую информацию о положении детей в РФ и тенденциях его изменения, который служит основой для корректировки политики в отношении детей. С 1995 года реализуется Национальный план действий в интересах детей, благодаря которому удалось в значительной мере продвинуться в решении многих острых проблем детства.

Меры по защите и поддержке наиболее уязвимых групп детей осуществляется в рамках программы «Дети России». С 1994 года  федеральная программа «Дети России» получила статус президентской, т.е. пользуется поддержкой Президента в ее реализации. С момента утверждения программы  она включает отдельно программу «Дети-сироты», а с 1997 года в ней присутствуют программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей».

Наряду с Федеральным законом, устанавливающим дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года № 1696 в рамках программы «Дети России» утверждена Федеральная целевая программа «Дети-сироты»(на 2001-2002 годы программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 года № 625)основными целями и задачами, которой является предупреждение сиротства, своевременное выявление детей-сирот «социального риска». Государственная поддержка и организация работы с проблемной семьей, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечении условий и гарантий для их интеграции в общество. Социальной и личностной самореализации, формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реформирование системы жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот, ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов.

Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

Таким образом, несмотря на довольно большое число нормативных актов, принятых за последние годы, их разносторонность, сохраняется актуальность совершенствования правовых норм, обеспечивающих права семей и детей-сирот, правового закрепления механизмов их реализации.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). Однако государство несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой сфере. В последние годы появились новые силы (партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забота  по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление.

На сегодняшний день существует большое количество бюрократических барьеров при усыновлении, которые необходимо упрощать и делать процедуру более простой и понятной.

Таким образом,  в РФ задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современ