Формирование эффективной системы управления земельными ресурсами муниципального образования на основе принципов самоуправления



СОДЕРЖАНИЕ

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1 ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ
  • 1.1 Понятие инвестиционной привлекательности муниципального района
  • 1.2 Методики оценки инвестиционной привлекательности муниципального образования, применяемые в России
  • 1.3 Зарубежные методики оценки инвестиционной привлекательности муниципального района
  • 1.4 Анализ методик оценки инвестиционной привлекательности муниципальных районов
  • 2 СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ТАРНОГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
  • 2.1 Анализ бюджета
  • 2.2 Инженерная инфраструктура района
  • 2.3 Анализ рынка земли муниципального района
  • 2.4 Инвестиционная привлекательность Тарногского муниципального района
  • 2.5 Основные проблемы муниципалитета
  • 3 СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЗЕМЛИ ТАРНОГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
  • 3.1 Формирование налогооблагаемой базы земельного налога
  • 3.2 Формирование инвестиционной привлекательности земельных ресурсов
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1
  • (обязательное)
  • Налоговые доходы бюджета Тарногского муниципального района
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 2
  • (обязательное)
  • Неналоговые доходы бюджета Тарногского муниципального района
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 3
  • (обязательное)
  • Расходы бюджета Тарногского муниципального района
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 4
  • (справочное)
  • Виды землевладельцев Тарногского муниципального района
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 5
  • (обязательное)
  • Доходы бюджета Тарногского муниципального района
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 6
  • (обязательное)
  • Мониторинг рыночной стоимости земель Тарногского муниципального района
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 7
  • (обязательное)
  • Зависимость количества предприятий от уровня развитости транспортной и инженерной инфраструктуры
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 8
  • (обязательное)
  • Линии тренда денежных потоков для предприятий пищевой отрасли
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 9
  • (обязательное)
  • Перевод на английский язык темы, содержания и аннотации выпускной квалификационной работы

ВВЕДЕНИЕ

В современных рыночных условиях проблема привлечения инвестиций постоянно находится в центре внимания. Это объясняется тем, что инвестиции являются важным ресурсом развития территории. Ввиду ограниченности возможностей федеральной инвестиционной поддержки, муниципальным образованиям необходимо ориентироваться на развитие инвестиционной привлекательности муниципалитета в целом и, как следствие, повышения инвестиционной привлекательности земли. Это будет способствовать повышению «инвестиционного имиджа» в глазах потенциальных инвесторов, которые будут создавать новые производственные объекты. В результате создания новых предприятий увеличится налогооблагаемая база земельного налога, так как инвесторы приобрету землю для их строительства в собственность, а следовательно увеличатся и доходы бюджета района.

Вопросам изучения способов повышения инвестиционной привлекательности регионов посвящены  работы следующих зарубежных авторов: Бакиджанов А., Изард У., Стобах Р. В отечественной литературе проблемы оценки и повышения уровня  инвестиционной привлекательности регионов освящены в трудах таких авторов, как: Агеенко А.А.,           Валинурова Л.С., Гришина И., Ендовицкий Д.А., Ильина С.А., Корчагин Ю.А., Максимов И.Б., Марченко Г., Нефедова А.Ю., Огородников П.И.,         Порохина О.В., Савушкина О.В., Теплова Т.В., Чиненов М.В., Якупова Н.М.

Целью выполнения выпускной квалификационной работы являетсяформирование эффективной системы управления земельными ресурсами муниципального образования на основе принципов самоуправления.

Основными задачами исследования являются:

Объектом исследования выступает Тарногский муниципальный район.

Предметом исследования являются подходы к увеличению налогооблагаемой базы земельного налога.

Источниками информации для выпускной квалификационной работы послужили решения представительного собрания Тарногского муниципального района об исполнении бюджета, федеральные стандарты оценки, бюджетный, налоговый и земельный кодексы, публичные доклады о результатах деятельности главы Тарногского муниципального района, статистические данные территориального органа Федеральной налоговой службы государственной статистики по Вологодской области.

В качестве методологической базы исследования были использованы: системный подход, метод анализа, сравнения, обобщения, метод дисконтирования денежных потоков и капитализации.

Результаты исследования, полученные в выпускной квалификационной работе, могут быть использованы администраций Тарногского муниципального района для повышения уровня инвестиционной привлекательности земли.

1 ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

1.1 Понятие инвестиционной привлекательности муниципального района

В современной литературе понятие «инвестиционная привлекательность» не имеет законодательно определенной формулировки. Разнообразные источники трактуют сущность данного определения по-разному.

Валинурова Л.С. и Казакова О.Б. определяют инвестиционную привлекательность как объективныепризнаки, свойства и возможности экономической системы, которые обуславливают потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции.[1]

По мнению Чиненова М.В. инвестиционная привлекательность представляет собой созданные для инвесторов условия и выражается в объеме капитальных вложений, которые муниципальное образование, согласно своему инвестиционному потенциалу и уровня инвестиционного риска может привлечь. [2]

Теплова Т.В. трактует инвестиционную привлекательность как характеристику актива, которая учитывает удовлетворение интереса конкретного инвестора по соотношению «риск – отдача на вложенный капитал – горизонт владения активом» [3]

По мнению Корчагина Ю.А. Инвестиционную привлекательность региона следует трактовать как интегральный показатель, который  определяется по совокупности ее экономических и финансовых показателей, показателей государственного, общественного, законодательного, политического и социального развития. [4]

Максимов В.Ф. рассматривает инвестиционную привлекательность как субъективную оценку инвестором предприятия, региона или страны для принятия решения о вложении своих средств в рассматриваемый объект инвестирования. [5]

Анализируя представленные определения, можно увидеть неоднозначность в трактовке понятий.

Так, авторы Валинурова Л.С., Казакова О.Б., Корчагин Ю.А.,         Чиненов М.В. рассматривают инвестиционную привлекательность как совокупность объективных характеристик. По мнению Максимова В.Ф. и Тепловой Т.В., в основе определения инвестиционная привлекательность лежит субъективная оценка инвестора, которая основывается на сочетании объективных характеристик.

В более широком смысле термин инвестиционная привлекательность можно трактовать как фактический результат взаимодействия, где с одной стороны выступают – потенциальные возможности для инвестирования, а с другой – вероятность достижения итоговой цели инвестиционной деятельности. [6]

Рейтинговые агентства определяет инвестиционную привлекательность региона, на основе качественной характеристики, которая отображает объективные показатели предпосылок  для инвестиций ивероятность потери самих инвестиций и дохода от них.[7]

Таким образом, инвестиционная привлекательность муниципального района – это совокупность факторов, определяющих приток инвестиций или отток капитала.

В рамках выпускной квалификационной работы объектом исследования является муниципальный район. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»муниципальный район определяется как несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления ФЗ и законами субъектов РФ. [8]

В контексте данного исследования под муниципальным образованием будем понимать территорию, население которой реализует функцию обеспечения жизнедеятельности на основе самоуправления за счет ресурсов этого региона. [9]

Однако следует учесть, что в качестве объекта инвестирования сам муниципалитет как некая система выступать не может. Объект должен быть более конкретным. В соответствии с Федеральным законом                             «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. [10]

Поэтому в качестве объекта инвестирования в рамках данной работы будет выступать какое-либо имущество, собственность, принадлежащая району.

1.2 Методики оценки инвестиционной привлекательности муниципального образования, применяемые в России

В настоящее время в России нет методики оценки инвестиционной привлекательности субъектов РФ, которая была бы закреплена законодательно. Поэтому используемые методики достаточно разнообразны.

Экономический департамент банка Австрии подготовил аналитический материал "Regional Risk Rating in Russia", с помощью которого можно оценить риск вложения капитала в регионы России с учетом политической, экономической и социальной ситуации в них. Методика основана на оценке показателей с учетом их веса (влияния на риск). Основным недостатком исследования инвестиционной привлекательности российских регионов по данной методике является отсутствие учета условий инвестирования с точки зрения законодательства, в особенности регионального. [11]

Методика рейтингового агентства «Эксперт РА» является одной из наиболее популярных методик оценки инвестиционной привлекательности муниципальных образований. Ранг муниципалитета определяется на основе двух показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Для определения инвестиционного потенциала используют такие факторы как:

Инвестиционный риск включает в себя следующие факторы:

Главным преимуществом методики рейтингового агентства «Эксперт РА» является возможность корректировки используемых показателей.Основной недостаток данной методики с точки зрения инвестора – отсутствие видимости, насколько один регион рискованнее или привлекательнее другого.

По методике, разработанной А.И. Бланком, оценка инвестиционной привлекательности территориальных образований осуществляется с помощью интегрального рангового показателя по ряду элементов: уровень экономического развития; уровень инвестиционной инфраструктуры; демографическая ситуация; уровень развития рыночных отношений; уровень безопасности инвестиционной деятельности. [13]

Согласно методике К. Гусевой инвестиционная привлекательность определяется как «рыночная реакция региона», которая основывается на учете различий «стартовых условий», при которых регион входит в рынок, специфики промышленной и природно-ресурсной базы, а также уровня жизни населения [14]. Принципиальной особенностью данной методики является возможность оценивать реакцию регионов на проводимые рыночные преобразования, используя такое понятия, как «степень адаптации экономики региона к новым условиям». При этом положительная рыночная реакция свидетельствует о формировании предпосылок для улучшения инвестиционного климата, а слабая рыночная реакция говорит об ухудшении инвестиционной ситуации.

А.Ю. Нефедова предлагает оценивать инвестиционную привлекательность как интегральный показатель инвестиционно-значимых факторов, которые она указывает в своем исследовании «Факторы инвестиционной привлекательности России». Они следующие:

  1. Показатели  инвестиционного потенциала региона (рассчитывается по формуле многомерной средней):
    1. Показатели производственно-финансового  потенциала региона:
      1. Объем промышленного производства –объем промышленной продукции на душу населения.
      2. Темп изменения объема производства – годовой темп изменения производства.
      3. Уровень развития малого предпринимательства – доля занятых на малых предприятиях в общей численности активных населений.
      4. Внутренние инвестиционные ресурсы предприятий – сумма амортизационных отчислений (начисленных и имеющихся в наличии) и чистой прибыли.
      5. Уровень развития розничного товарооборота и сферы платных услуг – объем розничного товарооборота и платных услуг на душу населения (с корректировкой на региональные различия в уровне цен).
      6. Экспорт продукции – экспорт из региона на душу населения региона.
      1. Показатели социального потенциала региона:
        1. Обеспеченность региона автодорогами с твердым покрытием и железнодорожными путями общего пользования – общая протяженность автодорог на единицу площади региона и душу населения региона (определяется по формуле Э. Энгеля).
        2. Обеспеченность населения жильем – количество общей жилой площади, приходящейся на душу населения.
        3. Обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями – количество легковых автомобилей в собственности граждан на 1000 человек.
        4. Уровень жизни населения региона – отношение среднедушевой стоимости ресурсов в регионе к величине прожиточного минимума.
        1. Показатели ресурсно-сырьевого потенциала:
          1. Объем углеводородных запасов (нефти и газов) – объем запасов природных ресурсов с учетом рентабельности разработки месторождения.
          2. Объем минерально-сырьевых ресурсов – объем запасов минерально-сырьевых ресурсов с учетом рентабельности разработки месторождений.
          3. Географическое расположение региона с учетом выхода на внутренние и внешние рынки – бальная оценка по шкале от 0 (при полном отсутствии признака) до 7 (при его наличии).
    1. Показатели социальной и экологической безопасности региона:
      1. Доля малоимущего населения – доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
      2. Уровень безработицы – отношение численности безработных к общей численности экономически активного населения.
      3. Уровень экологической загрязненности и дискомфорта климата – комплексный показатель, включающий в себя: нарушение среды, ущерб, экологическую частоту выпускаемой продукции.
      4. Уровень преступности – комплексный показатель, который включает в себя: число зарегистрированных преступлений и число наиболее тяжких преступлений на 100 тыс. человек. [15]

Российскими исследователями была доработана методика                    Ю.А. Нефедовой с учетом изменившихся рыночных условий и добавлены новые инвестиционно-значимые факторы:

  1. потенциал разработки и применения высоких технологий – определяется как многомерная средняя из четырех значений:
    • экспорт технологий и услуг технического характера;
    • экспорт машиностроительной продукции;
    • количество патентов на изобретение;
    • объем отгруженной инновационной продукции предприятий промышленного производства;
    1. туристическо-рекреационный потенциал – определяется экспертной бальной оценкой по шкале от 1 балла (при отсутствии признака) до 7 баллов (при наличии признака);
    2. лесные и водно-биологические природные ресурсы – рассчитывается как двухмерная средняя из стандартизированных значений объема лесных и водно-биологических ресурсов. [16]

Согласно методике Т.М. Смаглюковой инвестиционная привлекательность включает экономическую и рисковую составляющие и  оценивается по формуле 1.1:

                                  , доли единицы,                                  (1.1)

где К – показатель инвестиционной привлекательности региона, доли единицы;

        – экономическая составляющая, доли единицы;

        – рисковая составляющая, доли единицы. [17]

Экономическая составляющая определяется по формуле 1.2:

                                , доли единицы,                   (1.2)

где   – экономическая составляющая, доли единицы;

ВРП – валовой региональный продукт, млн. руб.;

Д – дефицит бюджета, доли единицы;

Т – средняя ставка налогообложения, доли единицы;

И – объем инвестиций, млн. руб. [17]

Рисковая составляющая определяется как интегральный показатель, учитывающий основные факторы: политические, производственные, ресурсно-сырьевые, инновационные, социальные, кадровые, финансовые, инфраструктурные, инвестиционные, экологические (формула 1.3):

                                    , доли единицы,                                 (1.3)

где   – рисковая составляющая, доли единицы;

n – количество показателей, штуки;

Рi – значение показателя, доли единицы;

ji – вес показателя, доли единицы. [17]

1.3 Зарубежные методики оценки инвестиционной привлекательности муниципального района

Для выявления достоинств и недостатков применения методик оценки инвестиционной привлекательности территориальных образований необходимо их проанализировать.

Согласно методике Гарвардской школы бизнеса основной акцент при оценке инвестиционной привлекательности регионов делается на рисках, которым может быть подвергнут инвестор. Рейтинг инвестиционной привлекательности составляется на основе экспертной оценки следующих инвестиционных характеристик: законодательные условия для инвесторов; уровень инфляции; состояние национальной валюты; политическая ситуация в стране. Это достаточно «узкий» подход, а оценки критериев основываются на мнении экспертов, которой может быть ошибочным. [18]

Методика журнала "Euromoney" использует для оценки инвестиционной привлекательности 9 групп показателей: эффективность экономики; кредитоспособность региона; уровень политического риска; доступность банковского кредитования; состояние задолженности региона; неспособность к обслуживанию долга; возможность краткосрочного финансирования. Каждый показатель определяются с помощью экспертной оценки либо расчетно-аналитическим путем. Он измеряется по 10-ти балльной шкале и взвешивается согласно его значимости. Важно учесть, что подходы к составлению рейтинга и состав показателей оценки зависят от изменения конъюнктуры мирового рынка и постоянно пересматриваются авторами. [19]

Методика определения кредитного рейтинга главным образом  применяется для оценки текущих результатов развития муниципального образования. Кредитный рейтинг показывает состояние и тенденции  местных бюджетов. На первом шаге применения данной методики происходит оценка экспертным путем следующих групп рисков: общеэкономических; налоговых; финансовых; рисков, связанные с межбюджетными отношениями, долговыми обязательствами, качеством управления местным бюджетом и муниципальным долгом. Далее определяется удельный вес каждого показателя в группе, а также вес влияния группы в общей оценке. После этого муниципальному образованию присваивают рейтинг, в соответствии со шкалой. [20]

Схожая схема оценки инвестиционной привлекательности представлена в методике агентства "Standard & Poor's". Рейтинг, определенный по данной методике показывает способность эмитента исполнять свои долговые обязательства своевременно. Рейтинги распределяются в промежутке от наивысшей категории "ААА" до самой низкой "D", а в интервале от "АА" до "ССС" к ним может быть добавлен знак «плюс» или «минус», который обозначает промежуточные рейтинговые категории. [21]

Результаты указанных методик оценок отражают относительный уровень риска инвестирования и являются важнейшими ориентирами для зарубежных инвесторов.

1.4 Анализ методик оценки инвестиционной привлекательности муниципальных районов

Проанализировав рассмотренные ранее методики оценки инвестиционной привлекательности района можно разделить их на три группы, соответствующие трем подходам.

В основу первого подхода заложено выявление основного фактора, который и определяет инвестиционную привлекательность района.К примеру, К. Гусева в качестве основополагающего показателя указывает рыночную реакцию района, для И.У. Зулькарнаева решающим фактором являются общественные институты, Т. Лукьяненко считает основным фактором положительное мнение об объектах инвестирования, А. Стеценко и Е. Бениксов выделяют такой фактор как имидж региона. Кроме того, к таким характеристикам относят валовой региональный продукт, объем реализованной продукции, законодательство в сфере регулирования инвестиций, развитие инвестиционных рынков. С одной стороны, преимуществом этого подхода является простота анализа и расчетов. С другой стороны данный подход не учитывает связь инвестиций с другими факторами. [14, 22]

Второй подход основан на учете ряда факторов, которые оказывают влияние на инвестиционную привлекательность района. К ним относятся: экономический потенциал, условия хозяйствования, уровень развитости рыночной инфраструктуры, финансовые, политические, организационно-правовые, социальные и другие. Причем каждый фактор определяется соответствующим набором показателей. Сторонниками данного подхода являются Кныш М., Привалов А., Перекатов Б., Тютиков Ю. [23]

К преимуществам второго подхода следует отнести:

Основным недостатком данного подхода является необоснованность выделения факторов, определяющих инвестиционную привлекательность.

Третий подход также опирается на анализ набора факторов. Однако инвестиционная привлекательность района в данном подходе определяется как агрегированный показатель, а он, в свою очередь, состоит из двух характеристик: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Сторонниками рассматриваемого подхода являются Г. Марченко,                       Е. Ананькина, О. Мачульская. Основным преимуществом данного подхода является доступность и узнаваемость конечных результатов для иностранных инвесторов. Однако данная методика имеет ряд недостатков: отсутствие взаимосвязи инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности, отсутствие ясности методики оценки инвестиционного потенциала. [16, 24]

Подводя итог, в качестве основных проблем, возникающих при оценке инвестиционной привлекательности регионов, следует выделить:

  1. разное толкование понятия «инвестиционная привлекательность»;
  2. различная совокупность учитываемых показателей, которые характеризуют инвестиционную привлекательность;
  3. отсутствие научного обоснования методик анализа и прогнозирования инвестиционной привлекательности регионов;
  4. сложность и не ясность применяемых методик для инвесторов;
  5. субъективность экспертной оценки.

Таким образом, анализ новых методик показал, что, несмотря на определенные позитивные сдвиги, достигнутые за последние годы в изучении и оценке инвестиционной привлекательности территориальных образований, большинство из этих разработок имеет ряд методологических упущений, следствием чего является недостаточная достоверность полученных результатов.

2 СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ТАРНОГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

2.1 Анализ бюджета

В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ в качестве источников пополнения местного бюджета выделяют налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. [25]

Налоговые доходы бюджета Тарногского муниципального образования формируются за счет местных налогов, а также федеральных и региональных налоговых отчислений. К ним относятся:

  1. единый сельскохозяйственный налог;
  2. НДФЛ;
  3. единый налог на вмененный доход;
  4. налог, взимаемый в соответствии с применением патентной системы налогообложения;
  5. госпошлина;
  6. доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты.[25]

В соответствии со статьей 61.1 «Налоговые доходы бюджетов муниципальных районов» Бюджетного кодекса РФ единый сельскохозяйственный налог зачисляется в местный бюджет в размере 70% от общей суммы налога, поступившей в федеральный бюджет, налог на доходы физических лиц – 13%, единый налог на вмененный доход – 100%, налог, взимаемый в соответствии с применением патентной системы налогообложения – 100%. [25]

В полном размере в бюджет муниципалитета зачисляются государственные пошлины по месту государственной регистрации за совершение следующих юридических действий:

  1. рассмотрение дел общей юрисдикции мировыми судьями;
  2. государственная регистрация транспортных средств, в том числе временная регистрация;
  3. выдача водительского удостоверения, а также временного разрешения на право управления транспортным средством;
  4. выдача разрешения на установку рекламной продукции;
  5. выдача разрешения на осуществление перевозки опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
  6. совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления.[25]

Поступления налоговых доходов в бюджет Тарногского муниципального района за период с 2012 по 2015 годы представлены в приложении 1. Проанализируем их.

Сумма земельного налога в период с 2012 – 2015 год увеличилась на 3324,7 тыс. руб. (206%), это произошло в результате увеличения ставок земельного налога в 2012 году и государственной кадастровой переоценки земли в 2013 году. В 2015 году произошло незначительное увеличение налоговых поступлений от земельного налога, в результате увеличения налоговых ставок.

Налог на имущество физических лиц увеличился за 2012 – 2014 года на 813,5 тыс. руб. (73,8%). Это изменение связано с увеличением налоговых ставок. В 2015 году величина налоговых поступлений уменьшилась, в связи с неуплатой налога налогоплательщиками. [26, 27, 28, 29]

Динамика изменения суммы налога на доходы физических лиц в период с 2012 – 2015 годы была неоднозначна. В 2013 году произошло ее увеличение на 7%, в связи с ростом налогооблагаемой базы, а в 2014 году – уменьшение на 20,3%. Это связано со снижением норматива отчислений в бюджет муниципального района от налога на доходы физических лиц с 10 до 5 процентов   (Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В 2015 году произошло незначительное  увеличение налоговых поступлений  на 5220,5 тыс. руб. (7,1%) в связи с установлением дополнительных нормативов отчислений в  бюджет муниципального района.

В результате увеличения количества предприятий применяющих специальные налоговые режимы сумма единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности увеличилась в период с 2012 – 2015 годы на 972,2 тыс. руб. (17%). Кроме того, в 2013 году были приобретены патенты на осуществление определенных видов деятельности. Но в связи с увеличением численности наемных работников они были утрачены. [26, 27, 28, 29]

Сумма налоговых поступлений от единого сельскохозяйственного налога с 2012 – 2013 года резко сократилась больше чем в два раза. Это связано с изменениями в нормативе зачисления налоговых поступлений в местный бюджет со 100% до 70% (Федеральный закон от 25 июня 2012 года № 94-ФЗ  «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные  законодательные  акты  Российской Федерации»). К 2014 году сумма налоговых поступлений возросла на 362,7 тыс. руб. (330%). Но в 2015 году сумма налоговых поступлений уменьшилась на 10%, это связано с банкротством некоторых сельскохозяйственных предприятий.

В период с 2012 – 2015 года в результате увеличения увеличение сумм госпошлин за совершение юридических действий органами местного управления налоговые поступления от них увеличились на 490,2 тыс. руб. (165,3%). [26, 27, 28, 29]

Анализ данных приложения 1 показал, что налоговые поступления в бюджет муниципального района в период с 2012 по 2013 увеличились, а с 2013 по 2015 года – уменьшились. Это в основном связано с изменениями в налоговых ставках и в доли налоговых отчислений в местный бюджет из региональной и федеральной бюджетной системы.

Таким образом, по состоянию на 2015 год основной составляющей налоговых доходов бюджета Тарногского муниципального образования является налог на доходы физических лиц (80,9%). Суммарные налоги от применения упрощенных систем налогообложения составляют 7,4%, а именно, единый налог на вмененный доход – 7,0%, единый сельскохозяйственный налог – 0,4%. Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты составляют 4,2%, а поступления от государственных пошлин – 0,8%. Доходы от земельного налога (5,1%) и налога на имущество физических лиц (1,6%) составляют всего 6,7% (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Структура налоговых поступлений бюджета Тарногского муниципального района

Неналоговые доходы местного бюджета имеют довольно много разновидностей. В качестве основных в Бюджетном кодексе РФ выделяют доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности. В эту группу входят доходы, получаемые в виде арендной платы, процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в банках и кредитных организациях, платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам на возвратной и платной основе, а также доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями. Кроме того, в местный бюджет в качестве неналогового дохода поступает плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 40%. [25]

Неналоговые доходы Тарногского муниципального района в период с 2012 по 2015 год представлены в приложении 2. Анализируя эти данные можно увидеть, что в целом общая сумма неналоговых доходов Тарногского муниципального района в период с 2012 – 2014 года увеличилась на 4242 тыс. руб. (76%). Причиной этому послужили:

  1. увеличение кадастровой стоимости земли (в результате государственной переоценки), которая является основой для расчета арендной платы;
  2. повышение ставок платы за загрязнение окружающей среды;
  3. увеличение количества и суммы штрафов и санкций;
  4. рост продаж земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. [26, 27, 28, 29]

В соответствии со структурой неналоговых поступлений в бюджет Тарногского района, представленной на рисунке 2.2, основным неналоговым источником пополнения местного бюджета в 2015 году является доход от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, который составляет 49% от общих неналоговых поступлений в бюджет. Далее идут доходы от продажи материальных и нематериальных активов, имеющие долю в структуре неналоговых поступлений равную 33,9%. Административные платежи, штрафы и санкции составляют 14,2%, плата за негативное воздействие – 3,0%.

В качестве безвозмездных поступлений в бюджет муниципального района поступают межбюджетные трансферты в форме дотаций, субвенций и субсидий.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе. Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов. [25]

Рисунок 2.2 – Структура неналоговых поступлений бюджета Тарногского муниципального района

Безвозмездные поступления в бюджет Тарногского муниципального района представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Безвозмездные поступления в бюджет Тарногского муниципального района, тыс. руб. [26, 27, 28, 29]

Безвозмездные поступления

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Дотации

56094,4

22252,9

60766,6

66592,1

Субвенции

187274,5

153462,5

212244,2

196603

Субсидии

112912,1

16579,5

44703,3

19831,5

Иные межбюджетные трансферты

10281,9

2059,3

2192,2

5598,2

Сумма безвозмездных поступлений

366562,9

194354,2

319906,3

288625,4

В период с 2012 по 2015 годы общая сумма безвозмездных поступлений уменьшилась на 77937,5 тыс. руб. (21,3%). Это связано с уменьшением численности населения и политикой местных властей. Такая динамика позволит снизить финансовую зависимость местного бюджета.

Таким образом, проведя подробный анализ доходов местного бюджета можно сделать вывод, что основными его источниками является безвозмездные поступления, которые в среднем составляют 73% (рисунок 2.3). Самую малую долю в структуре бюджета составляют неналоговые поступления, среднем 2%. Налоговые поступления в среднем составляют 25%. Из них местные налоги, налоговые ставки которых устанавливаются муниципальным образованием, не превышают 1,5%. Такая структура доходов местного бюджета говорит о большой финансовой зависимости муниципалитета от федеральной и региональной поддержки.

Рисунок 2.3 – Структура доходов бюджета Тарногского муниципального района

Второй важной составляющей любого бюджета помимо доходов являются расходы. Основными расходными обязательствами, согласно Бюджетному кодексу РФ, следует считать:

Основные статьи расходов бюджета Тарногского муниципального района представлены в приложении 3. Анализируя расходы местного бюджета за 2015 год, можно сказать, что бюджет района имеет социальную направленность, так как основные статьи расходов связаны с социальным обеспечением населения. [26, 27, 28, 29]

Исходя из рассмотренных выше данных, можно сделать вывод, что в 2012 году в местном бюджете был сформирован профицит (рисунок 2.4). В 2013 года в Тарногском районе появился дефицит бюджета в размере  13018,2 тыс. руб., а в 2014 году он увеличился. Но в 2015 году не смотря на общее снижение доходов бюджет района, был сформирован с профицитом.

Рисунок 2.4 – Сравнение доходов и расходов бюджета Тарногского муниципального района

Причиной такой ситуации в 2013 году стало резкое уменьшение дохода бюджета на 165609,4 тыс. руб. (35,5%). Это произошло в результате уменьшения безвозмездных поступлений в сравнении с 2012 годом на 172208,7 тыс. руб. (47,2%), доходов от продажи земельных участков – 162,7 тыс. руб. (82,3%), доходов от сдачи в аренду имущества – 403,7 тыс. руб. (28,8%). Доходы от продажи муниципального имущества снизились в результате уменьшения количества аукционов. Доходы от сдачи в аренду имущества уменьшились в связи с прекращением строительства объектов газотранспортной системы ОАО «Газпром» на территории района в 2013 году. [30]

С периода 2013 по 2014 годы дефицит бюджета увеличился на 15651,7 тыс. руб. (120%). Это обусловлено увеличением затрат на обслуживание муниципального долга более чем в 8 раз, в связи с невыплатой долговых обязательств, и появлением статьи затрат на межбюджетные трансферты, для уменьшения дефицитов бюджетов сельских поселений. [31]

Кроме того, еще одной важной причиной появления дефицита является не соответствие утверждаемого и исполняемого бюджета района. Доходы бюджета района в 2012 году исполнены на 92,9%, в 2013 – 78,1%, в 2014 – 99,7%. Это связано с неправильным прогнозированием поступлений в местный бюджет, с неуплатой налогов налогоплательщиками, с понижением уровня доходов населения. [26, 27, 28, 29]

В 2015 году бюджет района был сформирован с профицитом. Это связано с уменьшением расходов на охрану окружающей среды, образование, культуру и кинематографию и социальную политику. Кроме того 2015 году был взят кредит в размере 10 млн. руб. из областного бюджета. [32]

Таким образом, политика местных властей направлена не на повышение налоговых и неналоговых доходов бюджета, а на кредитные средства и снижение затрат на социальное обеспечение населения.

Поэтому необходимо искать новые источники доходов бюджета. Более того, муниципалитету следует устанавливать экономически-обоснованные ставки для местных налогов в зависимости от требуемых объемов денежных средств. Также, следует уделить особое внимание территории района, ведь именно она при правильном подходе может обеспечить финансовую независимость муниципального района.

Если для погашения долгов и закрытия дефицита бюджета использовать кредиты бюджетных систем различного уровня, выплату которых просто нечем обеспечить в связи с недостатком доходных поступлений, то, либо долговые обязательства муниципалитетов будут увеличиваться с каждым годом, либо муниципальный район не сможет полностью выполнить функцию обеспечения жизнедеятельности населения.

2.2 Инженерная инфраструктура района

Инженерная инфраструктура в районе развита слабо. Общая протяженность автодорог составляет 269,4 км, из них лишь 41% заасфальтирован. Освещенными являются 115 км улиц, преимущественно в селе Тарногский городок. Протяженность всех линий электропередач составляет 935 км, а тепловых сетей – 4638 м, из которых 1382 м нуждаются в замене. Суммарная длина водопроводной сети не превышает 138 км, из них 36,6 км нуждаются в замене. Канализационная сеть составляет 13 км. На территории района проложен газовый трубопровод общей протяженностью 46,5 км. При этом количество негазифицированных населенных пунктов равно 89. [32]

Сотовую связь на территории муниципального района обеспечивают четыре сотовых оператора: Мегафон, Теле-2, МТС, Билайн. Но, не смотря на это, сотовая связь отсутствует более чем на 50% территории. Предоставлением услуг проводной связи на территории Тарногского района занимается компания «Ростелеком». [32]

Объем инвестиций из муниципального бюджета на развитие инженерной инфраструктуры за последние два года снизился на 10% (таблица 2.2). Это связано с дефицитом бюджета в 2014 году и уменьшением затрат почти что на все расходные статьи бюджета.

Таблица 2.2 – Инвестиции на развитие инфраструктуры [30, 31, 32]

Элементы инфраструктуры

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Инвестиции на развитие инфраструктуры, тыс. руб., в том числе:

10500

18000

17600

16200

тепловые сети

400

2200

2000

400

электрические сети

3000

1900

1600

0

водопровод

2100

0

600

1300

газопровод

0

5400

6500

6400

дороги

4200

8500

6900

8100

сотовая связь

800

0

0

0

2.3 Анализ рынка земли муниципального района

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ на начало 2016 года все земли Тарногского муниципального района по целевому назначению делятся на 5 видов:

Администрация Тарногского района ежемесячно выставляет на продажу земельные участки, находящиеся в собственности муниципалитета. Так в 2012 году физическому лицу был продан земельный участок общей площадью   151,6 м2, относящийся к землям населенных пунктов. Цена продажи составила 520380 рублей.

В 2013 году муниципалитетом был продан земельный участок общей площадью 555 м2 за 414500 рублей физическому лицу. Этот участок относится к землям населенных пунктов. Разрешенный тип использования: для производственного назначения. [34]

За период 2014 года из областной собственности в муниципальную принято и закреплено 2 земельных участка, кадастровой стоимостью 55,9 млн. рублей. В этом же году через аукционы из собственности района продано 2 земельных участка юридическим лицам, площадью 1872 м2, на сумму 168,5 тыс. рублей. Эти участки относятся к землям населенных пунктов. Кроме того продано два земельных участка общей площадью     1872 м2 физическим лицам для индивидуального жилищного строительства, в границах земель населенных пунктов.

В 2015 году было продано три земельных участка посредствам аукциона для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 2103 м2 и один участок производственного назначения за пределами населенного пункта физическому лицу общей площадью 308,3 м2. Общая стоимость проданных земельных участков составила 1018,9 тыс. руб. [34]

Таким образом, на конец 2015 года земля Тарногского муниципального района распределена по видам собственности следующим образом:

Структура распределения видов собственности по категориям земель представлена в приложении 4. Проанализировав ее можно сделать вывод, что в собственности муниципалитета имеются земли всех видов целевых назначений представленных в данном муниципальном районе. Наибольшую долю среди них составляют земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса. Таким образом, в собственности муниципалитета находятся необходимые земельные ресурсы для повышения налогооблагаемой базы за счет привлечения инвесторов.

Оптимизация использования земельных ресурсов как фактора производства, повышение эффективности их отдачи, привлечение инвестиций в использование земли напрямую связана со стоимостной оценкой и, как следствие, с формированием справедливой налогооблагаемой базы.

Земельный налог в структуре доходов бюджета Тарногского муниципального образования составляет всего лишь 1,2%, а доходы от арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности – 0,8%. Таким образом, совокупный доход бюджета от использования земельных ресурсов составляет 2,0% (приложение 5).

Более того, из 5177,55 км2 территории Тарногского района 31% земельных ресурсов не облагаются налогом. Это земли запаса (1,9%), земли находящиеся в муниципальной собственности на которых располагаются парки, скверы, дороги, линии электропередач и иные элементы инфраструктуры (3,3%), земли находящиеся в государственной и муниципальной собственности, которые не сданы в аренду (25,8%). Кроме того, на территории района зарегистрированы 211 предприятий, из которых 8 являются убыточными. Их общая площадь составляет 0,2 км2, то есть 0,7% от общей площади занимаемой предприятиями. [32]

Основная доля земельного налога (60,23%) формируется за счет предприятий и организаций муниципального района. Таким образом, можно сделать вывод, что налогооблагаемая база муниципалитета зависит от деятельности предприятий. [29]

Предприятия находятся на землях различного целевого назначения. Основным видом разрешенного использования земель является земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технологического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (ВРИ № 9).

Мониторинг рыночной стоимости земельных участков Тарногского муниципального района с видом разрешенного использования № 9 представлен в приложении 6. В ходе его анализа было выявлено, что рыночная стоимость    1 м2 земельного участка с ВРИ № 9 колеблется от 8 рублей до 1316 рублей в зависимости от развитости инженерной инфраструктуры и удаленности от районного центра. Таким образом, средняя рыночная стоимость 1 м2 такого земельного участка составляет 444 рубля. При этом среднее значение кадастровой стоимости 1 м2 земли по Тарногскому району для ВРИ № 9 равно 503,64 рубля. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость земли. [34, 35]

Об этом может свидетельствовать и судебные иски. За 2015 год поступило 560 заявлений о пересмотре кадастровой стоимости. Основная причина – необоснованное завышение кадастровой стоимости (95,7%). При этом количество положительно рассмотренных заявлений составляет 94%. Это свидетельствует о несовершенстве методики кадастровой оценки и несоответствии результатов, полученных методом массовой и индивидуальной оценки.Кроме того, важно отметить, что основная часть заявлений о пересмотре кадастровой стоимости подано юридическими лицами         (рисунок 2.5).В связи с положительными судебными решениями величина земельного налога снизилась на 293 тыс. руб., что составило 7,3%.[32, 34]

Рисунок 2.5 – Распределение поданных в 2015 году заявлений о пересмотре кадастровой стоимости

2.4 Инвестиционная привлекательность Тарногского муниципального района

Согласно рейтингу районов Вологодской области по инвестиционной привлекательности и активности за 2015 год Тарногский район находится на последнем 26 месте, по инвестиционному риску муниципалитет также находится в конце таблицы и занимает 25 место. Что же касается инвестиционного потенциала, то район  располагается на 20 позиции, а по инвестиционной активности – на 14 месте. Анализ указанных результатов говорит о том, что инвестиционная активность, то есть объем и интенсивность притока инвестиций в большей степени зависит от потенциала района, а не от факторов риска и рейтинга  муниципального образования по привлекательности в целом. [33]

Инвестиции в основной капитал согласно статистическим данным за период с 2012 по 2015 годы составили 905 млн. руб. В 2015 году общий объем инвестиций по Тарногскому району составил 264,7 млн. рублей. Инвестиции в основной капитал по видам основных средств по состоянию на 2015 год соотносятся следующим образом: производственные здания и сооружения – 50%, жилищное строительство – 25%, машины и оборудование – 15%, другое – 10% (таблица 2.3). Кроме того, в качестве источников финансирования в основном (58%) выступают привлеченные средства, и только 42% инвестиций осуществляется за счет собственных средств. [33]

Таблица 2.3 – Динамика инвестиций в основной капитал по Тарногскому району [33]

Виды инвестиций

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Как улучшить систему управления земельными ресурсами. Система управления и контроля земельными ресурсами

2. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

3. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНКУРСА ПО ОТБОРУ КАНДИДАТУР НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

4. Формирование и использования финансовых ресурсов муниципального образования

5. Оценка системы управления человеческими ресурсами в ООО «Автобус1»

6. Анализ системы управления человеческими ресурсами в ООО «Центральный офис»

7.  СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

8. Изучение корпоративного управления для оптимизации распределения ресурсов муниципального образования

9. Увеличение доходности муниципалитета на основе совершенствования инфраструктуры муниципального образования с помощью организации информационно-коммуникационного взаимодействия бизнеса, населения и органов власти

10. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РАСПОРЯЖЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ