Разработка мультимедийных тестов для осуществления контроля знаний по информатике в основной школе



Тема: Разработка мультимедийных тестов для осуществления контроля знаний по информатике в основной школе

Оглавление

Введение

Эффективность проверочно-оценочной деятельности учителя во многом зависит от того, насколько успешно он реализует основные функции контроля результатов обучения, а используемые им средства контроля соответствуют методическим и психолого-педагогическим требованиям к этим средствам.

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. Учащиеся могут успешно работать за компьютером, но при этом не владеть теоретической частью.

Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков, учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс, меняя сочетания используемых линейных и нелинейных технологий обучения.

Тесты - одно из средств проверки и оценки результатов обучения школьников. В последние годы они получают все большее применение в практике обучения. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, тесты привлекают своей оперативностью. Используя их, можно быстро проверить и оценить уровень усвоения учебного материала. Это достигается в основном за счет включения в тесты проверочных заданий с выбором варианта ответа. Благодаря этому, контроль правильности выполнения заданий значительно упрощается и может быть выполнен в короткое время.

Во-вторых, многие видят в использовании тестов путь повышения объективности проверки и оценки знаний и умений обучаемых. Считается, что стандартная, во многом формализованная процедура проверки и оценки выполнения тестов не оставляет места для проявления субъективного подхода к контролю. Это, безусловно, так, но, к сожалению, преодоление субъективного подхода к оценке не исчерпывает всех факторов, влияющих на уровень объективности, достоверности контроля и оценивания результатов обучения.

В-третьих, интерес к применению тестов в качестве средства оценки знаний возрос в последнее время еще и в связи с тем, что они рассматриваются как наиболее перспективные измерители уровня обученности школьников в условиях введения в практику школы образовательных стандартов.

Цель работы: разработка методического обеспечения для тестового контроля знаний при изучении информатики и ИКТ.

Задачи:

-исследовать вопрос контроля знаний по информатике и ИКТ в современных условиях обучения;

исследовать вопрос тестирования знаний;

-разработать тестовые заданий.

Объект: тестовый контроль на уроках информатики и ИКТ.

Предмет: эффективные условия применения тестового контроля на уроках информатики и ИКТ.

Преимущества тестов приводят к их широкому использованию, даже ЕГЭ по информатике содержит тестовые задания. В большинстве случаев учителя информатике содержит тестовые задания. В большинстве случаев учителя информатики используют тестовые задания только закрытой формы, в которых учащиеся из нескольких вариантов ответов выбирают один или несколько правильных. При этом у учащихся формируется неправильное представление о тестовом контроле знаний.

Глава 1. Теоретические аспекты создания мультимедийных тестов по информатике в основной школе

В литературе, посвященной использованию новых информационных технологий, до сих пор нет единой точки зрения на понимание понятия мультимедиа. Вообще термин «мультимедиа» происходит от латинских слов «multum» (много) и «media» (средства), то есть «многие среды». Однако это понятие имеет массу различных оттенков в зависимости от области применения: наука, техника, искусство, культура, образование, – так как назначение мультимедиа меняется в зависимости от того, где и для кого предполагается использовать это средство, в каких целях.

В настоящее время существует три основных определения мультимедиа. Разберем, что они значат.

Первое – это «мультимедиа как идея», то есть это совершенно новый подход к хранению информации различного типа. Компьютерная техника развивается, в связи с этим появляются определенные способы обработки различной информации. Сначала это были только числа, далее компьютер начал обрабатывать текст, после этого картинки и звуковую информацию. Сейчас же компьютер с легкостью обращается и с видео.

Воспринимались все виды информации по-разному, обрабатывались как совершенно разные вещи. Сейчас кажется странным, что только примерно через 10 лет после начала обработки компьютерной графики, текста, звуков возникла идея объединить все виды информации для создания чего-то нового. Так и появилось понятие «Мультимедиа»

Второе определение мультимедиа – это оборудование, которое позволяет работать с различными типами информации. Например, проектор, смарт доска, персональный компьютер.

Третье понятие мультимедиа – это «мультимедиа-продукт» – продукт, составленный из различных типов данных, и очень важно то, что бы пользователь мог с легкостью ориентироваться в данном продукте. Например, каталог, энциклопедия.

Мультимедиа-продукт способен хранить в себе огромное количество информации, а поскольку он доступен для любого, значит, он должен давать возможность человеку без специальных знаний разобраться в нем. Для упрощения работы придумана система меню и ссылок, которая служит помощником поиска в море данных. Уже по главному меню можно понять насколько просто будет работать с источником, разобраться в ориентировании.

Существует огромное количество подобных энциклопедий. Существуют, например, докторские энциклопедии, из которых можно узнать практически обо всех болезнях, о правилах оказания первой помощи и т.д. Существуют анатомические атласы, которые включают в себя видео- разъяснения, различные статьи и энциклопедии. Есть также большое количество географических энциклопедий, например, «Великие города мира».

Определим, что такое мультимедиа. Мультимедиа – это современные компьютерные информационные технологии, которые объединяют в себе текст, звук, видео, графическое изображение и анимацию. Мультимедиа технологии – это представление информации пользователю в интерактивном режиме. Существует большое количество классификаций мультимедиа. Рассмотрим некоторые.

Первая классификация на основе поддержки взаимодействия.

1. Синхронное взаимодействие

· Видеоконференция

· Аудио конференция

· Беседы

2. Асинхронное взаимодействие

· Онлайн режим - Конференции на основе аудиофрагментов, статичных картин, анимации и видеофрагментовü Электронные учебные материалыü WWW

· Корреспондентский режимü Аудиокассетыü Видеокассетыü CD/DVD-ROM

Вторя классификация на основе использования различных мультимедийных телекоммуникационных технологий:

1. Текст

2. Виртуальные объекты

3. Видео:

· Видео – конференции

· Видеокассеты

· Видео – фрагментыü Слайд – шоуü Реальный видео – фрагмент

4. Звук:

· Аудио – кассеты

· Аудио конференция

· Аудио – фрагментыü Проговариваемый текстü Музыкальный фрагментü Звуковой фрагмент

5. Графика:

· Статические изображения

· Анимация рассмотрим так же, классификацию средств разработки информационных приложений. Среди средств разработки данных приложений можно выделить следующие основные группы:

· традиционные системы программирования;

· инструменты для создания файл-серверных приложений;

· средства разработки приложений клиент-сервер;

· средства автоматизации делопроизводства и документооборота;

· средства разработки Internet/Intranet-приложений;

· средства автоматизации проектирования приложений.

Существует два способа взаимодействия человека с компьютером. Линейный и нелинейный. Нелинейный способ взаимодействия человека и компьютера наиболее ярко показан в категориях компьютерные игры. В качестве примера, для определения различий линейного и нелинейного способа представления информации в компьютере, можно рассмотреть презентацию. Если презентация в видео формате, тогда способ донесения информации является линейным, так как слушатели не могут задавать вопросы, не могут устраивать споры и дискуссии с докладчиком.

Тогда как в живой презентации, слушатели могут общаться с докладчиком, задавать ему вопросы, и докладчик в свою очередь может отходить от определенной темы, или же наоборот глубже освещать определенные части своего доклада. Таким образом, живая презентация является примером нелинейного (интерактивного) способа подачи информации. Интерактивный способ представления информации, еще иногда называют «гипермедиа».

В учебнике об информационных технологиях Елочкина, Барановского и Николаенко дается следующее определение понятия «гипермедиа»: Гипермедиа – это технология логического объединения компьютерных документов и программ, в которых используются гиперссылки на объекты различной технологической природы – текстовые, графические, звуковые, видео. Понятие «гипермедиа» является логическим и техническим развитием понятия «гипертекст».

Таким образом, гипертекст, хотя и появился раньше, стал частным случаем гипермедиа. Важным этапом в развитии технологии гипермедиа явилось создание в 1991 году Web-системы в сети Internet. С этого времени с помощью технологии гипермедиа стали объединять документы, находящиеся в компьютерах, расположенных в разных точках планеты, т.е. появились глобальные гипермедийные документы. После того, как мы узнали, что такое мультимедиа и рассмотрели классификацию, перейдем к областям, в которых применяются мультимедийные технологии.

Существует огромное количество областей, в которых применяются мультимедиа.

1. Деловая сфера:

· деятельность редакции;

· продукция рекламы;

· интерактивные презентации;

· интерактивное обучение;

· Internet.

2. Мультимедиа для моделирования:

· в военной сфере – симуляторы для обучения пилотов, мультимедиа программы для проигрывания различных сценариев военных действий;

· в гражданской сфере – программы для моделирования и управления трафиком (автомобильным, ж.д., авиа-трафиком, и т.д.), датчики для светофоров;

· в научно исследовательских организациях;

· кибер – пространство (виртуальная реальность).

3. Мультимедиа в сфере развлечений:

· компьютерные игры;

· видео и звук сопровождающий изображение, анимация;

· видео чат.

4. Образование. Идея по применению компьютера в обучении появилась достаточно давно, но ее воплощение стало возможным лишь с появлением персонального компьютера, оснащенного мультимедиа устройствами. Существует огромное количество разнообразных типов обучающих программ:

· тренировочные и обучающие программы;

· программы системы поиска информации;

· инструментальные средства познавательного и творческого характера;

· инструментальные средства для обеспечения коммуникаций;

· моделирование программы.

Для мультимедиа средств в сфере образования существуют свои плюсы и минусы.

Плюсы:

· внимание обучающихся удваивается;

· существенная экономия времени 30%;

· знания сохраняются намного дольше.

Минусы:

· большие затраты на создание мультимедиа приложения;

· при глубокой переработке материала эффективность снижается;

· нет живой беседы.

Полная компьютеризация современной системы образования – тема очень актуальная, достаточно обширная и многообразная. Министерство образования и Государственный комитет по высшему образованию в России огромное внимание уделяют обучающим программам.

Многие образовательные учреждения разработали и разрабатывают ряд мультимедиа учебников по различным программам и предметам школьного курса

1.1. Программные средства для создания мультимедиа-ресурсов по информатике используемые в образовании

Учителя и ученики не являются разработчиками мультимедиа-ресурсов, используемых в образовании. Чаще всего педагоги и школьники выступают в качестве пользователей таких средств. Однако практика показывает, что с каждым годом все большее количество учителей не может остаться в стороне от разработки пусть и простых, но электронных средств обучения. В связи с этим современному педагогу целесообразно иметь представление, как о технологиях разработки качественных мультимедиа-ресурсов, так и об аппаратных и программных средствах - инструментах для создания компьютерных средств обучения.

Для создания многих простейших мультимедиа-ресурсов широко используются различные HTML-редакторы. Следует при этом учитывать, что язык HTML достаточно динамично развивается, так что ресурсы, удовлетворяющие новому стандарту языка, могут некорректно воспроизводиться старыми версиями браузеров.

Кроме того, использование браузеров для просмотра накладывает дополнительные ограничения на характер представления учебной мультимедиа информации.

Следует заметить, что системы программирования, используемые для создания локальных компонент, позволяют включать в мультимедиа курс и обращение к ресурсам сети Интернет, интегрируя сетевые и локальные образовательные ресурсы.

Говоря более точно, следует отметить, что при создании мультимедийных гипертекстовых ресурсов и мультимедийных страниц для сети Интернет чаще всего используются следующие языки и инструменты:

·язык разметки гипертекста (HTML) - стандартный язык, используемый в Интернет для создания, форматирования и демонстрации информационных страниц;

·язык Java - специализированный объектно-ориентированный язык программирования, аналогичный языку C++. Данный язык был разработан специально для использования интерактивной графики и анимации в ресурсах Интернет. Многие готовые приложения (Java applets) доступны в Интернет и их можно выгрузить на компьютер пользователя для дальнейшего использования при создании собственных информационных сетевых и несетевых мультимедиа-ресурсов;

·язык VRML (Virtual Reality Modeling Language) позволяет создавать и размещать в сети объемные трехмерные объекты, создающие иллюзию реального объекта намного сильнее, чем простые анимации. Подобные трехмерные объекты в зависимости от их "объема" принято называть "виртуальными комнатами", "виртуальными галереями" и "мирами";

CGI (Common Gateway Interface) - по сути является не языком программирования, а спецификацией, описывающей правила сбора информации и создания баз данных. Разработчики используют язык PERL или какой-либо другой язык для того, чтобы создавать CGI-программы, которые позволяют размещать в сети и обеспечивать работу "динамических документов". Так, например, пользователи сталкиваются с подобными программами, заполняя в режиме реального времени на Интернет-страницах бланки анкет и отзывов, отвечая на вопросы тестов и т.п.

Учителя и учащиеся могут использовать и другие инструменты для создания мультимедиа-ресурсов. Для этого педагоги должны выбрать программу-редактор, которая будет использоваться для создания страниц мультимедиа-средства. Существует целое множество инструментальных сред для разработки мультимедиа, позволяющих создавать полнофункциональные мультимедийные приложения. Такие пакеты, как Macromedia Director или Authoware Professional являются высокопрофессиональными и дорогими средствами разработки, в то время, как FrontPage, mPower 4.0, HyperStudio 4.0 и Web Workshop Pro являются их более простыми и дешевыми аналогами. Такие средства, как PowerPoint и текстовые редакторы (например, Word) также могут быть использованы для создания простейших мультимедиа-ресурсов.

Перечисленные средства разработки снабжены подробной документацией, которую легко читать и воспринимать. Конечно же, существует множество других средств разработки, которые могут быть с равным успехом применены вместо названных.

Мультимедийная информация, размещенная в Интернет может представлять из себя компьютерные файлы достаточно больших размеров. Это может быть связано с наличием средств интерактивности, подключения аудио- и видеофрагментов, графических изображений высокого разрешения и пр. В связи с недостаточной пропускной способностью и надежностью существующих каналов связи полномасштабное использование таких информационных ресурсов в учебном процессе может быть затруднено.

В некоторых случаях избежать проблем, связанных с отсутствием или плохим качеством телекоммуникационных сетей, можно за счет работы с такими ресурсами в локальном режиме. В ходе локального взаимодействия с мультимедиа-ресурсом, школьники получают информацию не из телекоммуникационных сетей, а из источников внутренней или внешней памяти своего же компьютера. При этом содержание информационного ресурса и способы представления информации в нем полностью соответствуют тем, что размещены в Интернет. Зачастую, такие ресурсы просто копируются из сетевых источников в ходе сеанса телекоммуникационной работы, а затем предъявляются учащимся в локальном варианте.

Сравнительно большой объем предоставляемой в таком случае мультимедийной информации не позволяет использовать традиционные гибкие магнитные диски (дискеты) для ее переноса и хранения.

Частично, хранение набора Интернет-сайтов может быть обеспечено за счет использования несъемных жестких магнитных дисков ("винчестеров"), имеющихся на всех современных компьютерах. Однако такой способ представления мультимедийной информации практически полностью блокирует возможность переноса информации с одного компьютера на другой.

Наиболее перспективным, с точки зрения образования, средством хранения мультимедийной информации, получаемой из Интернет являются оптические лазерные компакт-диски (CD). Благодаря высокотехнологичным лазерным методам записи и считывания информации на этом носителе при его относительно малом физическом размере можно качественно представить достаточно большое количество мультимедиа информации.

Использование CD в качестве средства обучения может привнести в учебный процесс школы следующие основные преимущества:

·предоставление школьникам мультимедиа информации, традиционно размещаемой на средствах телекоммуникаций, с учетом ее структуры и специфики визуализации;

·предоставление обучаемым новых возможностей для глубокого понимания содержания учебных курсов и их взаимосвязей, тренинга навыков и умений, запоминания и самоконтроля знаний;

·компенсация недостаточности времени, уделяемого педагогом индивидуальной работе с учащимся, а в некоторых случаях и недостаточный профессионализм учителя;

·осуществление комплексного мультимедийного воздействия с обратной связью;

·обеспечение самоконтроля в режиме ограниченного времени;

·высокая мобильность, переносимость и тиражируемость мультимедийного информационного материала, используемого в учебном процессе.

Инструментальные средства мультимедиа

Если в распоряжении преподавателей имеются современные компьютеры, оснащенные оборудованием мультимедиа, то проблема выбора инструментальных средств для реализации проекта упрощается.

Многие проекты можно создавать с использованием пакета Microsoft Officce. Если проект заключается в создании компьютерных версий рассказов школьников, то можно предложить использовать даже текстовый процессор Word: он позволяет включать в документы графику, звуковые файлы и видео фрагменты.

Рекомендуем также для подготовки индивидуальных рассказов-презентаций использовать имеющуюся в офисном пакете среду создания презентаций PowerPoint. Это средство предназначено для подготовки презентаций в виде последовательности слайдов (слайд-шоу) с графическими и звуковыми эффектами. Инструмент PowerPoint предоставляет пользователю также и удобные средства для составления сопроводительных материалов.

Рынок специализированных инструментов для разработки мультимедиа приложений богат и весьма разнообразен. Следует, однако, отметить, что существующие программные продукты часто являются достаточно сложными для новичков. Предлагая богатые возможности для создания, например, анимации и интересных графических эффектов, эти пакеты в то же время требуют времени для их освоения. Нередко мультимедиа системы предъявляют высокие требования к оборудованию, для их работы нужны быстрые процессоры, значительные объемы оперативной памяти и памяти на жестком диске.

Для того чтобы проще ориентироваться в потоке предложений, можно разделить мультимедиа средства по следующим признакам:

·среды, которые не требуют программирования,

·системы, имеющие средства программирования,

·системы, которые предполагают программирование в стиле «визуального конструирования»

Исходя из конкретных учебных задач, учитывая оснащенность компьютерного класса, учитель может выбрать нужное инструментальное средство, отвечающее уровню подготовленности его учеников.

Имеется опыт использования в образовательных проектах таких систем, как Hypercard, LinkWay, Tool Book, Visual Basic, Delphi для создания мультимедиа проектов в образовательной области. Первые три системы из приведенного перечня имеют встроенные языки программирования, хотя допускают создание приложений и без обращения к средствам программирования. Последняя позиция в списке - среда Delphi, - представляет собой яркий пример среды визуального программирования.

Несколько проще обстоит дело с выбором инструментального средства для построения сайтов Интернета. Для создания и просмотра Web-страниц можно использовать специализированные редакторы, например, Microsoft FrontPage, HotMetal, Corel Web Designer и другие. Эти программные продукты являются типичными примерами инструментальных сред, предназначенных для создания структур гипермедиа в Интернете.

Часть из этих инструментов требует от пользователя знаний основ языка описания гипертекстовых структур HTML. Другие предлагают создавать структуры в стиле WYSIWYG (What You See Is What You Get), и знание языка HTML в таких системах не обязательно. При этом пользователю предоставляется удобный графический интерфейс (способ взаимодействия с системой) и большой набор инструментов для работы.

1.2. Особенности разработки мультимедийных тестов по информатике для основной школы

Приступая непосредственно к отбору информации и содержания уроков учителю необходимо разобраться в основных понятиях. Главным понятием при изучении такой дисциплины, как информатика и ИКТ, является сам термин информатика. Рассмотрим данное понятие с точки зрения изучаемого предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение, базирующихся на этой науке, информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, освоения межпредметных, обще-учебных умений. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

Основная цель изучения курса информатики и информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательной школе – обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах.

В ходе обучения учащиеся должны научиться сознательно и рационально использовать возможности, предоставляемые компьютерной техникой, строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать обще-пользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя. Теоретическое содержание курса отражает тенденцию развития школьной информатики в направлении фундаментализации.

В данном разделе курса отрабатываются технологии электронной коммуникации и коллективной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности:

фиксировать информацию об окружающем мире;

искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию;

передавать информацию;

проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;

создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ должно быть отведено не менее половины учебных часов (не менее 52 часов). При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов.

Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

В итоговом подсчете учебного времени к образовательной области «Информатика и информационные технологии» отнесена половина часов практикумов, вторая половина реализуется как межпредметная проектная деятельность.

Обучение информатике с помощью мультимедийной и интерактивной техники в данной работе будет рассматриваться на материалах раздела «Аппаратные и программные средства ИКТ».

Рассмотрим распределение тем данного раздела (Таблица 1):

Таблица 1- Распределение тем раздела «Аппаратные и программные средства ИКТ»

Теория

Компьютерный практикум и решение задач

Аппаратные и программные средства ИКТ

Архитектура компьютера. Магистраль: шина данных, шина адреса и шина управления. Шины периферийных устройств.

Внешние и внутренне устройство персонального компьютера.

Процессор: частота, разрядность и адресное пространство.

Оперативная память: тип, частота и информационная емкость.

Долговременная память. Магнитный и оптический принципы записи, хранения и считывания информации. Flash-память.

Подключение периферийных устройств. Последовательные порты и параллельный порт. Графический порт AGP.

Данные и программы. Программное обеспечение компьютера. Операционные системы: назначение, состав, загрузка. Прикладное программное обеспечение. Системы программирования.

Файлы и файловые системы. Архивация и разархивация файлов. Алгоритмы и методы архивации.

Графический интерфейс операционной системы и приложений.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Тестирование параметров компьютера и сравнение его быстродействия с эталонными компьютерами.

Ознакомление с конфигурационными файлами и системным реестром операционной системы.

Форматирование и дефрагментация гибкого диска.

Работа с файлами и каталогами с помощью файлового менеджера.

Архивации и разархивация файлов с помощью файлового менеджера или архиватора.

Настройка графического интерфейса операционной системы.

Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

Контроль знаний и умений: тестирование, выполнение зачетной практической работы.

Программное обеспечение:

Программа тестирования компьютера SiSot Sandra, Файловый менеджер Тоtal Commander, Архиватор WinRAR, Антивирусные про