Процесс изучения младшими школьниками словосочетания в условиях функционирования данной единицы в тексте



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования основана на совершенствование коммуникативной направленности обучения русскому языку, деятельностному подходу младших школьников в осознании элементов грамматического строя русского языка, которое способствует обеспечению усвоения понятия значения и функций языковых единиц в речи.

Развитие у младших школьников познавательных интересов, любознательности, наблюдательности, желание учиться – главные задачи, которые призвана решать начальная школа. Одним из важных средств их решения ученые выделяют информативность урока, то есть использование в учебном процессе информационно-насыщенных материалов, интересных задач и упражнений, составленных с учетом мотивационных, содержательных и процессуальных компонентов обучения, элементов юмора и тому подобное. Благодаря курсу русского языка должно обеспечиваться овладение коммуникативной функцией родной речи и коммуникативной предназначенностью языковых единиц. По этой причине при изучении тех или иных языковых единиц школьников требуется знакомить с их речевыми возможностями, раскрывать их функционирование в речи и потом обеспечивать усвоение данного материала на практике – учить пользоваться конкретными языковыми средствами в речи/тексте. Лингвистическое обоснование этого подхода – это исследования С.Г. Ильенко, Е.Н. Смольяниновой, Г.В. Колшанского, И.В. Распопова, Г.А. Золотовой, Е.С. Скобликовой и др. Современными методистами также делается указание на необходимость коммуникативного подхода в изучении языковых единиц в школе (Н.А. Ипполитова, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Г.А. Фомичева, Т.А. Ладыженская и др.). Возможности этого подхода анализировались при изучении морфологических тем на текстовой основе (М.В. Ращепкина, Н.И. Наумова, С.Ю. Буланова, И.А. Шаповалова, Н.И. Яковлева, Т.Н. Сокольницкая и др.)

С наибольшей полнотой процесс «отображения внеязыкового содержания» находит проявление в единицах синтаксиса, поскольку «синтаксис непосредственно соотносится с процессом мышления и с процессом коммуникации». В последние годы коммуникативное использование единиц синтаксиса все больше соотносится с понятием «текст» и здесь можно обнаружить «необходимость изучения связи «малого синтаксиса» с «большим синтаксисом», изучения, опирающегося на исследовательский ход «снизу вверх» и последовательно учитывающего структурно-семантическую природу синтаксических единиц, принадлежащих синтаксической системе языка».

Согласно анализу методической и лингвистической литературы, проблема изучения словосочетания в коммуникативном аспекте, при разработанности ее в лингвистике, пока еще недостаточно освещена в методических исследованиях, в том числе в тех, что предназначены для работы в начальных классах школы.

В начальном звене школы словосочетание обычно изучалось с позиции его грамматического значения – в ходе выполнения орфографических или морфологических заданий. Работа над словосочетанием обладала в основном теоретическим характером и в меньшей мере была направленной на речевое развитие детей, предполагала изучение лишь структурно-семантических свойств, что не давало целостного представления об изучаемой единице как о единице с коммуникативным устройством и назначением.

Введение в программу начальной школы понятия «текст», реализация коммуникативно-речевой направленности в учебниках русского языка (Т.Г. Рамзаева), а также разработка программы углубленного обучения русскому языку создают предпосылки для того, чтобы осуществлялся функционально-семантический подход к изучению определенных языковых единиц в младших классах.

Выбор словосочетания как исследуемой языковой единицы обусловливается, прежде всего, тем, что в 90-е годы программа для четырехлетней начальной школы (авт. Т.Г. Рамзаева) предусматривала изучение этой темы. Кроме того, сложностью такого понятия как «словосочетание», которое структурно совпадает с определенными явлениями языка (однородными членами, главными членами предложения). Помимо этого, наличием значительного числа ошибок, которые связаны с выделением словосочетаний в предложении, что в конечном счете влечет за собой различные нарушения в коммуникационном процессе. Также, необходимостью дополнять методику изучения словосочетания, основанную на современном коммуникативно-речевом подходе, в связи с новыми разработками в методике и лингвистике.

Согласно специальным исследованиям (Т.А. Ладыженская, Г.А. Фомичева и др.), дети в своей речи активно употребляют словосочетания. Обычно, на каждую грамматическую основу в среднем приходится по 3-4 распространителя, второстепенных члена. Самые распространенные в работах учеников – это словосочетания со значением предмета и его признака, действия и его признака, посредством которых делается попытка достижения изобразительности, точности речи.

Однако согласно практике, детская речь не всегда характеризуется богатством словаря, многообразием употребляемых синтаксических конструкций, в изложениях и сочинениях детей встречается множество стилистических, речевых ошибок, ошибок в построении текста, отборе материала с соответствии с задуманной идеей.

Изложенное выше является свидетельством того, что необходимо совершенствование методической системы в плане формирования коммуникативных умений учащихся воспринимать и творчески использовать словосочетания в их текстовых функциях, во взаимосвязи с изучением предусмотренных программой грамматических тем и на уроках русского языка, которые направлен на развитие связной речи учащихся. Все это дает возможность осуществления взаимосвязанного изучения морфологии и синтаксиса с попутным формированием коммуникативных умений учащихся по использованию словосочетаний в их текстовых функциях: в качестве средства выражения авторского замысла, в качестве средства создания художественного образа, в качестве средства, которое показывает развитие (динамику) событий.

Итак, актуальность исследования определена социальной значимостью изучения русского языка в качестве важного средства общения и практической необходимостью разработать методику взаимосвязанного изучения словосочетания в качестве синтаксической единицы с одновременным освоением его коммуникативной роли в речи / тексте (как подготовительная стадия перед более глубоким изучением этой языковой единицы в среднем и старшем звене школы).

Объектом исследования является содержание и организация познавательной деятельности учащихся, которая направлена на усвоение младшими школьниками единиц языка в ходе их функционирования в речи.

Предмет исследования – процесс изучения младшими школьниками словосочетания в условиях функционирования данной единицы в тексте.

Целью выпускной квалификационной работы является обобщение и систематизация методики работы над словосочетаниями, при изучении имени существительного в начальных классах в соответствии с государственным стандартом.

Гипотеза исследования. Реализация коммуникативно-речевой направленности в изучении словосочетания учащимися начальных классов будет самой эффективной при осуществлении функционально-семантического подхода в работе со словосочетаниями разных типов. Усвоению младшими школьниками текстовых функций словосочетаний и формированию умения употреблять словосочетания при создании собственных высказываний поспособствуют такие методические условия:

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие словосочетания как синтаксической единицы;
  2. Раскрыть классификацию словосочетаний;
  3. Изучить методику работы над словосочетаниями в начальной школе;
  4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию предметных результатов в 4 классе СОШ № 44;
  5. Дать методические рекомендации по работе над словосочетаниями при изучении имени существительного.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые содержат пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы работы над русским словосочетанием

1.1. Словосочетание как синтаксическая единица

Значительную роль в разработке теории словосочетания сыграл исследователь Ф.Ф. Фортунатов. Он считал словосочетание основной синтаксической единицей, которая может быть частью предложения или целым предложением. «Словосочетанием в языке – писал Ф.Ф. Фортунатов – я называю то целое значение, которое образуется сочетанием одного полного слова (не частицы) с другим полным словом, будет ли это выражение целого психологического суждения, или выражением его части» [Фортунатов Ф.Ф. О преподавании грамматики русского языка в средней школе. – В кн.: Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. М., 1957, т. 2, с. 451]. В связи с этим словосочетания он разделял на два типа – законченные, то есть предложения, и незаконченные. По форме словосочетания могут быть грамматические, если слова связываются с помощью флексий, например, птица летит, и неграмматическими при отсутствии флективного связи, например поэт Пушкин.

Такого же взгляда на словосочетание придерживался М.Н. Петерсон. Пытаясь быть более последовательным, чем П.Ф. Фортунатов, он вообще отказался от понятия о предложении [Петерсон М.Н. Очерк синтаксиса русского языкаМ.; Пг.: Госиздат, 1923. - с. 85].

Пешковский А.Н.  также придерживался взглядов П.Ф. Фортунатова, только он не отказался от понятия о предложении. Определение словосочетание у него еще шире, чем у Ф.Ф. Фортунатова «Словосочетание есть два слова или ряд слов, объединенных в речи и в уме» [ПешковскийА.М. Русский синтаксис в научном освещенииМ.: Языки славянской культуры, 2001. - с. 157]. Под такое определение словосочетания подпадают не только многословные, но и однословные предложения типа зима морозит и тому подобное.

Шахматов А.А. также достаточно широко толкует понятие словосочетания, ибо называет и предложение «законченным словосочетанием» [Шахматов А.А Синтаксис русского языкаМ.: Эдиториал УРСС, 2001. - с. 201].

Развивая некоторые идеи А.А. Шахматова, В.В. Виноградов построил новую теорию словосочетания, отделив его от предложения. Предложение предназначено для нужд коммуникации, следовательно, это коммуникативная единица. Словосочетание, предназначенное для называния определенных понятий, следовательно, это единица не коммуникативная. Словосочетание является строительным материалом для предложения, но оно не тождественно с ним.

Виноградов отметил такие признаки словосочетания:

1) это сочетание не каких-либо слов, а знаменательных;

2) это сочетание слов по законам данного языка;

3) такое сочетание слов выражает единое, но расчлененное понятие.

Кроме того, в объяснении к определению указывается на различие словосочетания от предложения: «... словосочетания и предложения – качественно отличные категории синтаксиса. Словосочетание, в отличие от предложения, вовсе не является цельной единицей языкового общения и сообщения. Для структуры словосочетания не характерны и не типичны те своеобразные так называемые субъективно-объективные синтаксические категории (типа категории лица, времени и модальности), которые обусловливают относительную законченность сообщенной мысли в языке» [Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикографияМ.: Наука, 1977. – с. 101].

Определение словосочетания В.В. Виноградова оказало значительное влияние на многих российских языковедов. Однако сразу же некоторые языковеды обратили внимание и на некоторые неточности в определении В.В. Виноградова. Больше всего недоразумений вызвало то место определения, в котором говорилось о значении словосочетания. Если словосочетание выражает только понятия, то вне такого определения остается многочисленное количество глагольных, прилагательных, наречных словосочетаний, которые обозначают не понятие, а действие и предмет, признак признака и тому подобное. Замечания о том, что слова в словосочетании сочетаются по законам данного языка, тоже не совсем конкретные. Вот почему последователи В.В. Виноградова начали совершенствовать его определения.

В частности, Н.Ю. Шведова подчеркивает, что, во-первых, словосочетание – это сочетание не только слов, но и словоформ; во-вторых, это такое сочетание, которое базируется только на подрядной связи и,                   в-третьих, смысл словосочетания – это те отношения, которые порождаются подрядными связями. Отсюда Н.Ю. Шведова дает такое определение:

«Словосочетание – это синтаксическая единица, которая образуется сочетанием двух или более знаменательных слов (слова и словоформы) на основе подрядной грамматической связи – согласования, управления или примыкания – и тех отношений, которые порождаются этой связью»[Шведова Н.Ю. Русский язык: Избранные работы / Росс. акад. наук; Отд-е историко-филолог. наук; Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - с. 26].

Белошапкова В.А. считает, что словосочетание не должно рассматриваться как распространение слова. Словосочетание – любое сочетание слов, в том числе и сочинительные, лишь бы оно было непредикативное [Белошапкова В.А. Современный русский языкИздание второе, испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1989. - с. 320].

Основная функция словосочетание – номинативная. Эта же функция присуща и слову. Между словосочетанием и словом есть много общего. Словосочетание, как и слово, называет предмет, признак, действие, но называет распространено, конкретизировано.

Общие особенности слова и словосочетания:

1) не является коммуникативными единицами;

2) обе лишены предикативности;

3) характеризуются номинативной функцией;

4) система форм слова и словосочетания, определяемая стержневым словом;

5) выступают строительным материалом для предложения.

В то же время между словосочетанием и словом есть существенная разница:

1) в них разное количество смысловых показателей;

2) словосочетание является минимальным контекстом для слова;

3) в словосочетании активно проявляются грамматические категории опорных слов;

4) словосочетание строится только на основе подчинительной связи.

Существенны различия между предложения и словосочетания как синтаксическими единицами:

1) словосочетание выполняет номинативную функцию, а предложение – коммуникативную;

2) словосочетание входит в коммуникативную систему только через предложения;

3) словосочетанию свойственна интонация названия, а предложению - сообщение;

4) словосочетание содержит не менее двух знаменательных единиц, предложение может состоять и из одного слова, ср.: ответ землякам, письмо товарища и зима поздно;

5) в словосочетании один из членов подчиняется другому (субординативными отношения), в предложении они координируются один относительно другого, ср.: цветы в росе, счастливое время и пахнет роза; Прозвучало мощное «ура!»;

6) в предложении имеется предикативность;

7) из всех имеющихся форм синтаксической связи в предложении реализуются все, а в словосочетании – только подрядный присловную связь;

8) не все сочетания слов в предложении есть словосочетаниями.

Не выступают словосочетаниями:

а) сочетание подлежащего со сказуемым (жнецы жнут рожь);

б) вводные слова: Сегодня, возможно, дождь;

в) аналитические формы прилагательных и глаголов (более сильный, буду говорить);

г) однородные члены предложения (учитель принес тетради и учебники);

г) полупредикативные сочетания слов (полупредикативные подрядный связь (лес, пробудившийся солнечными лучами, манил свежестью));

д) члены предложения, соединенные присоединительной связью: Сделали мы уже много, а недостатки есть – и серьезные (осложняют семантическую структуру предложения);

е) фразеологизмы и синтаксически неразложимые конструкции: пожилая женщина, бить баклуши.

Итак, словосочетание – это номинативная синтаксическая единица, состоящая из двух и более связанных подрядным связью, знаменательных компонентов, один из которых является стержневым (главным), второй – зависимым.

1.2. Классификация словосочетаний

Классифицировать словосочетания можно по характеру и форме синтаксической связи:

- словосочетание на базе сочинительной связи

- словосочетание на базе подчинительной связи (согласование, управление, прилегания, корреляция).

Также классификация словосочетаний проходит по морфологической принадлежности опорного слова:

- существительному: журнал посещения, старательный студент;

- прилагательному: выше брата; хорош собою;

- местоименные: кто-то из присутствующих, я с тобой;

- числительных: ровно пять, второй справа;

- глагольные: читать книгу, любить язык;

- наречий: очень интересно, высоко вверху [Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка.Учебник. - М.: Агар, 2000. - с. 34].

Классификация словосочетаний по морфологической принадлежности опорного слова – один из главных разделов этой синтаксической единицы, потому что от морфологической природы опорного слова во многом зависят строение словосочетания и отношение между его компонентами. В частности, парадигма словосочетания строится по парадигме главного слова. Например: красный цветок – красного цветка, красному цветку; работать над книгой – работаю над книгой, работал над книгой, буду работать над книгой.

Классифицировать словосочетания можно по количеству компонентов словосочетания делятся на простые и сложные. При этом учитывать только количество компонентов не всегда можно, потому что бывают устойчивые сочетания слов, сложные названия и т.д., которые выступают в значении одного слова. Поэтому разделение словосочетаний в основном происходит не только по количественному, а и по структурному принципу. В частности, М. Удовиченко простыми словосочетаниями считает двоесловие, напр.: родная сторона, не подчиниться фашистам. Однако иногда к простым словосочетаниям зачисляются трехчленные и четырехчленные сочетания, если они складываются из фразеологизмов, сложных имен или аналитических форм, напр.: нос не высунуть из дома, голос Остапа Вересая, хочу сквозь слезы смеяться. Во всех других случаях трехчленные или многочленные сообщения относятся к сложным. Г.М. Удовиченко подробно рассматривает способы образования сложных словосочетаний. Их несколько:

1) распространение прилагательно-существительного словосочетания определительным словом; металлургический завод – крупный металлургический завод;

2) распространение именительно-существительного словосочетания определительным словом: достижения науки – новые достижения науки;

3) распространение существительного сообщением прилагательного с существительным: ракета-ракета новой конструкции;

4) распространение глагольного словосочетания существительными без предлогов или с предлогами: написали письмо – написать письмо карандашом; обдирали кору – обдирали кору с липы; поехать в гости – поехать в гости к отцу;

5) распространение прилагательных словосочетаний четвертым словом: знакомая с детства картина – видеть знакомую с детства картину. Возможны и другие комбинации составляющих компонентов.

К сложным словосочетаниям принадлежат образования на основе двух и более различных связей, касающиеся одного опорного слова:

1) согласование и прилегания: веселые прогулки по вечерам;

2) согласование и управление: долгожданный вестник победы;

3) управления и примыкания: дважды повторить просьбу;

4) прилегание и прилегания: вышивание крестом по канве;

5) управление и управление: осмотр больного врачом.

Сложные словосочетания могут осложняться дальше. Если при этом возникает зависимость от двух подчиняющих слов, словосочетание называют комбинированным, напр.: восторженно читать интересную книгу; работать под руководством опытного мастера[Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка.Учебник. - М.: Агар, 2000. - с. 43].

Учение о сложных и комбинированных словосочетаниях обладает большой важностью для того, чтобы понимать то, как предложения состоят из словосочетаний. Для этого зачастую берутся усложненные словосочетания. Многочленные словосочетания являются особо характерными для научной, деловой и официальной речи. В то же время стоит учитывать то, что лишь простые словосочетания обладают единственным значением. Значение сложных словосочетаний является разнообразным – оно включает сумму значений минимальных конструкций.

Классифицировать словосочетания можно по уровню слитности компонентов словосочетания делятся на а) свободные, б) синтаксически связанные, в) лексически связанные, г) фразеологически связанные.

Самая низкая степень семантического слияния компонентов находит проявление в свободных синтаксических словосочетаниях, так как они обладают структурной схемой и грамматическим значением, оба их элемента полностью сохраняют их лексическую семантику и по этой причине в предложении предстают в качестве отдельных его членов: зайти в магазин, выписывать квитанцию, писать пером, выполнять план, золотой перстень, красное платье, серебряный звонок и т.д.

Высшая степень семантического слияния компонентов находит проявление в фразеологически связанных, которые, обладая структурной схемой, по собственному значению по факту равны слову и не так уж редко могут заменяться им, а лишенные грамматического значения предстают как один член предложения: точить лясы, печь раки, дать дуба, съехать с ума, владеть пером, выписывать кренделя, зайти в тупик, кровь с молоком и тому подобное. Поэтому они синтаксических словосочетаний не представляют, хоть и включают несколько компонентов. Это фразеологические обороты. Они не являются объектом синтаксиса. Для синтаксиса они составляют 1 член предложения.

Лексически связанные словосочетания – это устоявшиеся соединения слов, в основном сроки или имена, напр.: броуновское движение, атомная энергия, коленчатый вал, удельный вес, «Веселые музыканты», Белая Церковь. Они нераздельно обозначают единое понятие, выступают одним членом предложения и является объектом лексики [Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка.Учебник. - М.: Агар, 2000. - с. 44].

Значительные трудности и ошибки при анализе вызывают синтаксически связанные  (неделимые, цельные) словосочетания, занимающие промежуточное место между свободными синтаксическими словосочетаниями и фразеологизмами: сотня бойцов, семь лет.

Неделимые словосочетания обладают множеством общих черт с фразеологизмами: наличие структурной схемы, позиция и функция одного члена предложения, подрядный вид связи между компонентами. Однако неделимые словосочетания в сравнении с фразеологизмами обладают грамматическим значением, у их компонентов сохраняется лексическое значение (один полностью, второй частично), и по этой причине степень семантического слияния их гораздо ниже, нежели в фразеологизмах. В связи с этим неделимые словосочетания являются синтаксическими единицами, не эквивалентные слову, стоящему ближе к свободным словосочетаниям, чем к фразеологизмам.

Неделимые словосочетания, как и свободные, имеют структурную схему, грамматическое значение, их компонентов объединены одним из способов подчинительной связи (согласованием, управлением, прилеганием). Однако у них, в сравнении со свободными словосочетаниями, главный компонент не обладает семантической полнотой, четко выраженным лексическим значением, оно дополняется или конкретизируется значением зависимого слова, которое несет основную семантическую нагрузку, в результате чего происходит формирование словосочетания с целостной семантикой, нерасчлененностью. Благодаря этому оба компонента связываются в неразделимое целое. Такие неразложимые словосочетания предстают в качестве одного члена предложения.

Итак, словосочетание – это лексико-грамматическое единство, создающее расчлененное обозначение единого понятия.

1.3. Методика работы над словосочетанием в начальной школе

Словосочетание не имеет признаков предложения, то есть не представляет собой единицу общения (люди говорят предложениями, а не словосочетаниями), не содержит отрицания или утверждения, не оформлено интонационно. Словосочетание характеризует определенная структура: наличие главного и зависимого слов.

По главному слову происходит определение различных групп словосочетаний: глагольных (управлять машиной, перейти улицу, войти в дом), именных (дом отца, варенье из ягод, верный товарищ, твердый в решении) и наречных (очень громко, чересчур сладко и т. д.). Вот почему учение о словосочетании подразумевает знакомство со способами распространения главного слова [Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах2-е изд. -М.: Просвещение, 1979. - с. 223].

В практике начального обучения употребляются термины, «словосочетание», «пара слов». Термин «словосочетание» показывает, что подразумевается сочетание двух или нескольких слов, которые связаны друг с другом по грамматически и смыслу, к примеру: раннее утро, трудный день, улыбка ребенка, книга для чтения, подняться на гору, прислушаться к крику, радоваться солнцу, крупный по величине и т. д.

В словосочетании связь между словами устанавливается посредством вопроса: пионер какой? отважный, любовь к чему? к Родине, люблю что? страну, бегаю как? быстро. В словосочетании одно из слов всегда главное, а другое - зависимое. Часть словосочетания, от которой ставится вопрос, называют главной. Часть словосочетания, отвечающая на вопрос, называется зависимой. К примеру, в словосочетании дружные ребята слово ребята главное, поскольку от него может быть поставлен вопрос какие? Зависимое слово дружные, поскольку оно отвечает на вопрос, который исходит от главного слова «ребята» слово «дружные» может принимать все формы слова ребята (дружными ребятами, о дружных ребятах и т.д.).

В словосочетании думаю, о Родине главное слово думаю, требует постановки зависимого слова Родина в предложном падеже.

В словосочетаниях читаю вслух, иду быстро, поднимаюсь вверх главное и зависимое слова связаны друг с другом по смыслу. Значит, парой слов, словосочетанием, можно называть лишь конструкции, представляющие связь главного и зависимого слов, которые объединены друг с другом. Нельзя назвать парой слов, словосочетанием, сочетание сказуемого с подлежащим, два слова, расположенных рядом, типа дома и деревья, море и небо, а также существительное с предлогом.

В начальной школе работа над словосочетанием дает возможность организации изучения частей речи на синтаксической основе в практическом плане. Так, возможность проведения работы над словосочетанием при изучении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога, наречия обусловлена грамматической морфолого-синтаксической особенностью этих тем. Знания учащихся о словосочетании при изучении указанных морфологических тем могут формироваться практическим путем, без заучивания определений, правил.Например, усвоение падежа вследствие его «синтаксичности» возможно только при установлении связи между словами, входящими в словосочетание, так как падежом существительного обозначается отношение существительного к иному слову, и он представляет собой грамматическую категорию, которая показывает «синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении»[Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - с. 224].

Понимание того, что изменение имени прилагательного по родам, числам и падежам не самостоятельно, а имеет зависимость от существительного, с которым данное прилагательное согласуется, также связано с определением главного и зависимого слов в словосочетании. «Окончания имен прилагательных указывают на синтаксическую связь прилагательных с именами существительными, т. е. выполняют функции грамматических форм согласования с именами существительными» [Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - с. 225]. Работа над словосочетанием может быть организована при помощи упражнений, направленных на выработку умения у школьников выделять словосочетания из предложения, устанавливать смысловые отношения между главным и зависимым словами словосочетания. Итак, что же представляет работа над словосочетанием в начальных классах школы. Во-первых, эта работа должна быть направленной на развитие речи и мышления учащихся.

Известно, что синтаксические отношения передаются в речи с помощью определенных грамматических единиц. Словосочетание является такой единицей, посредством которой выражаются конкретные синтаксические отношения: определительные (ледяной дом, зимний день), объектные (письмо от брата, дом отца), пространственные (поехать в лагерь, жить в городе, бродить по лесу), целевые (важный для дела, идти за хлебом), совместности (шел с другом), причинные (красный от волнения) и т.д.

Усвоение в практическом плане моделей словосочетаний, которые выражают разные синтаксические отношения, поспособствует развитию речи и мышления учащихся.

Из этого понимания развития речи и мышления учащихся естествен вывод о важности работы именно над словосочетанием как переходной ступенью от слова к предложению.

Обучать детей словосочетаниям – значит работать над элементами мысли; учить детей пониманию словосочетаний – значит учить их понимать логические отношения.

Вот почему изучение различных групп словосочетаний в структуре предложения и параллельно в связном тексте поспособствует речевому развитию младших школьников.

Кроме того, работа над словосочетанием должна являться направленной на формирование орфографического навыка.

Формирование орфографических навыков должно быть тесно связано с умением учащихся выделять словосочетания, правильным образом ставить вопрос от слова к слову и на основании установления зависимости между словами определять падежное окончание частей речи.

Словосочетание является той минимальной синтаксической единицей, на анализе которой можно с легкостью показать функции падежей, родовых, числовых и личных окончаний, предлогов, особенности управления и согласования. Изучение словосочетаний в школе «способствует скорейшей выработке орфографического навыка» [Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - с. 227].

Помимо этого, работа над словосочетанием подразумевает осознание словосочетания в качестве особой единицы языка, служащей для образования предложений. При включении словосочетаний в состав предложения каждый член словосочетания превращается в член предложения, хоть слова, которые входят в состав словосочетания, способны располагаться не в той последовательности, в какой они располагаются в словосочетании.

Начиная со II класса, дети учатся выделению из предложения его основы (подлежащего и сказуемого) и словосочетания (пары слов), связанных друг с другом по смыслу слова.

Учащиеся уже со II класса должны понимать, что подлежащее и сказуемое сами по себе уже являются предложением, в то время как остальные члены предложений не образуют. Разбирая, например, предложение Утром приехал в школу известный писатель, учащиеся сначала выделяют подлежащее и сказуемое приехал писатель, затем словосочетания известный писатель, приехал в школу, приехал утром.

Учителю следует иметь в виду, что в случае анализа предложений одно и то же слово в большей части случаев включается не в одно словосочетание, а в два. Например, в предложении: «Это в Москве на Спасской башне звонили кремлевские часы» (А. Гайдар) выделяются два словосочетания с одним и тем же словом часы (звонили часы, кремлевские часы). При включении словосочетаний в предложение они могут занимать разное место в составе предложения, но любой член словосочетания обязательно превращается в член предложения.Например, каждое из слов словосочетаний: «маленький Алька», «рассказал вожатой», «рассказал сказку» при введении в предложение «Алька рассказал» становиться членом предложения: «Маленький Алька рассказал вожатой сказку».Вот почему в начальных классах нужно работать не только над словом, не только над предложением, но и обязательно над словосочетанием, которое надо рассматривать как переходную ступень от слова к предложению. Практика работы показывает, что начиная со II класса можно пользоваться термином «словосочетание», называя им и выделенные из предложения пары связанных между собой слов, кроме подлежащего и сказуемого, и данные вне предложения эти же сочетания, например: шел по дороге, сидел под яблоней, путь к пристани и т.д.

Покажем целесообразные формы и приемы работы над словосочетанием при изучении имени существительного в III классе.

  1. Планируя тему «Имя существительное», учитель должен выделить те разделы, изучать которые нужно на синтаксической основе, поскольку осознание, к примеру, числ