Футбол как общественный феномен современной Турции



Футбол как общественный феномен современной Турции

ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ   3

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУТБОЛА В ТУРЦИИ 12

История развития футбола в Турции 12

Современное состояние турецкого футбола. 32

ГЛАВА II. ТУРЕЦКОЕ ОБЩЕСТВО В ЗЕРКАЛЕ ФУТБОЛА 48

2.1 Футбол и турецкое общество внутри страны 48

2.2. Образ турецкого общества сквозь призму футбола на международной арене.   66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82

2

Актуальность работы.

ВВЕДЕНИЕ

Современные исследования показывают, что, помимо интереса к таким традиционным направлениям, как политическая, экономическая история и другие сферы исторического знания, внимание исследователей привлекают другие новые и перспективные направления, к которым относится «история спорта».

В настоящее время спорт, являясь массовым явлением, оказывает серьезное воздействие на жизнь социума. Он приобрел черты важного социально-культурного явления, обеспечивающих коммуникацию внутри национальных сообществ и на международном уровне. В результате, во многих странах мира спорт уже давно приравнен к приоритетным направлениям государственной политики и пользуется вниманием и поддержкой руководителей стран на самом высоком уровне.

Институт спорта как культурная подсистема оказывает существенное влияние на социализацию, которая невозможна без усвоения социальных норм и ценностей. Спорт как канал мобильности предоставляет возможность для эффективной реализации социальных потребностей человека, однако, успешность выполнения специфических функций спорта затруднена процессами социокультурных трансформаций современного  общества. Одной из особых функций, в определенной степени противостоящих давлению развития на человеческую психику непосильными физическими и эмоциональными перегрузками, стрессами, сокращающими продолжительность жизни, является обеспечение «механизмов переключения» для каждого человека. спорт может предоставить своеобразные «отдушины», наполнив жизнь позитивным содержанием, избавляющим людей от поисков «ухода от действительности», в алкоголизм, наркоманию, «виртуальную реальность» или даже в суицид. Эта функция спорта ставит особую проблему развития физической культуры не столько   в

виде основной профессиональной деятельности, сколько в форме хобби, организации досуга или рекреационной деятельности для каждой личности. Создание непрофессиональных, любительских спортивных союзов и обществ вырастает до проблемы реализации насущных прав человека на защиту физического и психического здоровья. Отечественный и международный опыт показывает, что общественные организации играют важную роль в развитии физкультурно-спортивного движения не только в границах одной страны, но и в едином мировом сообществе, оказывая значительное влияние не   только   на   ход   экономических   и   политических   событий,   но   и   на

оздоровлении межнациональных отношений и укрепление культурных коммуникаций1.

Командные виды спорта, которые по своей сути совпадают с моделью социальной системы успешного сообщества, имеют особое значение при изучении их как социального феномена. Особые позиции в этом вопросе занимает футбол.

Футбол – это гораздо больше, нежели игра и даже образ жизни. Это отчетливое отражение противоречивых тенденций современного мира со всеми его радостями и печалями. Футбольные клубы представляют не только географические зоны, но и социальные классы, политические идеи и зачастую внушают не просто религиозное чувство, а глубокую веру.

Доступность, массовость и зрелищность данного вида спорта превращают его в важный общественный фактор: иногда футбольные состязания становятся глобальным явлением современной повседневности, способным изменить нормальное течение жизни, привести к остановке работы жизнеобеспечивающих учреждений и государственных структур во время трансляции международных футбольных матчей. По данным статистики зафиксировано, что во всем мире, в периоды проведения крупных футбольных форумов значительно снижался уровень преступности: в данном

1Алешин В.В. Экономический механизм в сфере физической культуры и спорта в условиях перехода к рынку: Дисс. … д-ра экон. наук. – М., 2000. – С. 34-35.

случае проявляется сплачивающая функция футбола в обществе. Футбол способствует воспитанию патриотических чувств, повышая национальную гордость и даже всплески небывалого национального  подъема, усиливающего единство общества.

Среди спортивных соревнований 2000-х гг. финалы чемпионатов мира по футболу собрали у экранов телевизоров больше зрителей, чем среднее число телезрителей, смотрящих ежедневно в течение 16 дней летние Олимпийские игры. Футбольные чемпионаты мира уступают только Олимпийским играм по количеству стран, транслирующих эти спортивные мероприятия. Не только в Латинской Америке, но и в Великобритании, Германии, Италии и Франции, футбол рассматривается как важное социальное явление, если судить по утверждению  государственного министра спорта Великобритании К. Хоса: «Футбол должен понимать свою социальную  ответственность.  На  кого  смотрит  молодежь?  На  партию? На

правительство? Молодежь смотрит на футболистов. И  поэтому правительство все делает для футбола»1.

Турция является ярким примером государства, в социальной жизни которого футбол играет одну из ключевых ролей. Спортивные достижения начала 2000-х годов, рост гражданской активности населения привели  к тому, что футбол стал важным инструментом в жизни турецкого общества.

Правительство Турецкой республики, бизнесмены все большее внимание начинает уделять развитию данного вида спорта в стране, об это говорят организации выставочных и благотворительных матчей, подписание многомиллионных спонсорских контрактов и приглашение футболистов мирового уровня в турецкие клубы.

Объектом исследованияявляется развитие турецкого общества в 2000- 2015 гг.

1Тукманов А.В. Организационные и маркетинговые предпосылки эффективного проведения соревнований (на примере футбола): Дисс. …канд. пед. Наук. – М., 2002. – С. 46.

Предмет исследования– процессы, закономерности, факторы и тенденции в развитии футбола в Турции, оказавшие влияние становление современного турецкого общества.

Цель исследования– проанализировать современное турецкое общество и охарактеризовать футбол, как общественный феномен.

Длявып о лнени яданнойцелинеобхо ди мор ешени еследующих

исследовательских задач:

  1. Проанализировать историю становления футбола в Турции в 1875- 1999 гг.
  2. Выявить основные тенденции в развитие турецкого футбола в 2000 - 2015 гг.
  3. Определить предпосылки, обусловившие трансформацию футбола в социо-культурный феномен.
  4. Проанализировать образ турецкого общества внутри страны сквозь призму футбола
  5. Определить образ турецкого общества на международной арене в зеркале футбола.

Хронологические рамкиисследования охватывают период с 2000 по сегодняшний день, период максимальных успехов турецкого футбола на международной арене и стремительный рост популярности данного вида спорта в Турции. Но, по мере необходимости проводятся исторические экскурсы с концаXIX века до 2000-х годов.

Методология исследованиябазируется на методах новой социальной истории, где в основе исследования футбол рассматривается не как вид спорта, а как проявление «человеческого». Это позволяет позиционировать исследование в русле социальной антропологической парадигмы. Также большую роль в работе занимают методология исследования визуальной антропологии, которая применялась для анализа аудиовизуальных источников.

Источниковая база исследованиявключила материалы различного типа и происхождения – законодательные акты, газетные статьи, статистические данные, мемуары,  данные социальных сетей и аудиовизуальные файлы.

Основную группу источников по исследуемой теме составляют аудиовизуальные материалы. В первую очередь, это записи футбольных матчей, как сборной Турции, так и местных клубов, по ним можно проследить отношение зрителей к футболу, их переживания, вовлеченность в атмосферу и их реакцию на победы и поражении. Фильмы о жизни и карьере выдающихся футболистов и тренеров. Также важную роль при изучении общества играют снятые сюжеты о болельщиках и движении фанатов. В них проявляются нормы, ценности и практики представителей сообщества поклонников футбола в Турции. Здесь особо хочется выделить фильм

«Всемирный клуб футбольных хулиганов: Турция»1, в котором режиссер

попытался проникнуться в атмосферу фанатского движения Галатасарая и Фенербахче.

Из источников официального характера, имеющих большое значение при определении роли государства в развитие футбола в стране можно выделить постановления министерства спорта Турецкой республики, федерации футбола Турции. Они позволяют выявить государственную политику в этой области и дальнейшую траекторию развития футбола в стране.

Анализ периодической печати исследуемого периода позволяет использовать данные разнообразного характера: речи и выступления футболистов, тренеров, болельщиков и деятелей футбольного движения, статистические материалы, мемуары и воспоминания. Также ценность данных источников заключается в том, что в них содержатся собственные мнения и комментарии авторов статей, журналистов по различным проблемам развития футбола в Турции.Основные темы, затрагиваемые в

1Футбольные хулиганы. Турция./youtube// [Электронный ресурс]URL: https://www.youtube.com/watch?v=-Rp8XQXFVEg (дата обращения: 09.06.2016).

периодических изданиях это матчи национальной сборной Турции, поведение болельщиков и новости главных футбольных клубов страны: Галатасарай, Фенербахче и Бешикташ. О события футбольной жизни других клубов говорится редко или на страницах изданий тех городов, где базируются эти организации.

Ценными источниками при изучении феномена футбола в Турции также являются статистические данные. Они представлены отчетами федерации футбола и Министерства спорта и культуры, Государственного статистического института Турецкой республики, данными приводимыми журналистами, социологами. Нужно заметить, что статистические данные, приведенные в турецких источниках и данных других стран , по одному и тому же вопросу нередко различаются. Это объясняется выбором различных критерий при сборе данных, в некоторых случаях имеет место и искажение показателей. Поэтому критический анализ, сравнение становится неотъемлемой частью при работе с этой группой источников.

Степень изученности проблемы

В советской и российской историографии сложилась определенная традиция изучения футбола, но подавляющее большинство работ посвящены изучению отечественного опыта. Среди этих работ можно отметить труды Переля А.С.1, Коршака Ю.Ф.2, Нилина А.П.3. В этих работах авторы в основном противопоставляют российский футбол западному. Из последних работ, можно выделить исследования Бутова С.В.4, Назарова В.О.5, Толстого С.С.6, Савича И.1. В этих работах уже нет идеологического подтекста, но главенствующие роли занимает политический подход в изучении спорта.

1Перель А.С. Отечественному футболу –  60 лет / А.С. Перель. – М., 1958.

2Коршак Ю.Ф. Старый, старый футбол / Ю.Ф. Коршак. – М., 1975.

3Нилин А.П. Век футбола. / А.П. Нилин. – М., 1998.

4Бутов С.В. Развитие советского футбола в 1921-1941 гг: дисс. кан. ист. наук. / С.В. Бутов.

– Красноярск, 2007.

5Назаров В.О. Становление и развитие футбола на Ставрополье в концеXIX – начале ХХ вв: пути, опыт, проблемы: дисс. кан. ист. наук. / В.О. Назаров. – Ставрополь, 2007.

6Толстой С.С. Власть и массовый спорт в СССР (на примере истории советского футбола в 1930-1950-е годы):  дисс. кан. ист. наук. / С.С. Толстой. – М., 2009.

В отдельную группу можно выделить исследования посвященные функционированию сообщества поклонников футбола. Особенности представителей фанатского движения изучались Илле А.М.2, Тяном А.А.3и Горюновым П. Ю.4В этих трудах футбол рассматривается в качестве индикатора патриотизма, обращается внимание на самоидентификацию футбольных фанатов в социальном пространстве неформальных групп.

Турецкие авторы, рассматривая данный вопрос, особое внимание уделяют увеличению роли на международной арене, воспитанию патриотизма и гордости за достижения народа. Среди этих трудов можно выделить работы Сезара Аяна5, Сельчука Оздага6, Елмаза Каплана7. В этих трудах изучается процесс развития футбола в Турции, говорится об успехах турецкого футбола, о выдающийся футболистах и описывается история становления крупнейших футбольных клубов Турецкой республики. Особое внимание авторы уделяют победе Галатасарая в Кубке УЕФА сезона 1999- 2000 гг., Чемпионату мира 2002 года, где Турция завоевала бронзовые награды. Из игроков отдельно отмечается карьера Хакана Шюкюра, автора многих рекордов чемпионата Турции по футболу и самого быстрого гола в истории Чемпионатов мира.

1Савич Игорь Футбол больше чем игра: бизнес, криминал коррупция, религия, войны.М.: Физкультура и спорт, 2004.

2Илле А.М. социально-политические факторы эволюции фанатских движений в России и Европе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2012.

3Тян А.А. Самоидентификация футбольных хулиганов в социальном пространстве

неформальных групп // Социальная психология и общество  2012.№2.

4Горюнов П.Ю. Околофутбольное сообщество Санкт-Петербурга. Болельщики, фанаты, хулиганы. Структура, нормы, практики.  – Спб., ООО «Таро», 2013.

5SezerAyan ŞİDDETVEFANATİZM/ сайтiibfdergi// [Электронный ресурс]URL:http://iibfdergi.cumhuriyet.edu.tr/archive/%C5%9Eiddet%20ve%20fanatizm.pdf (дата обращения: 13.05.2016)

6Selçuk Özdağ,SavaşDuman.POPÜLERKÜLTÜR:FUTBOLMUPUTBOLMU?/ электронная библиотекаEdergi// //[Электронный ресурс]URL: http://edergi.kickboks.gov.tr/media/Dosya/yayin/06/11-22.pdf (дата обращения: 10.06.2016).7YılmazKаplanSporKültürüveTürkiye'deSpor // // [Электронный ресурс]URL:http://www.iscsjournal.com/Makaleler/1131910025_si_2_8kaplan.pdf (дата обращения: 25.05.2016)

Отдельно можно упомянуть энциклопедический труд Мехмеда   Йудже

«История футбола в Турции»1. Здесь идет описание становления футбола в Турецкой республике с концаXIX века по 1992 год. Текст сопровождается редкими фотографиями, архивными и статистическими данными, приводятся небольшие отрывки из воспоминаний футболистов и тренеров. Автор, несмотря лишь на описание событий, старается давать определенную оценку основным событиям в истории турецкого футбола, выделяя как положительные, так и отрицательные моменты. Однако, работа носит больше описательный характер, пересказ того, что произошло в турецком футболе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная тематика мало затронута в научной среде, в основном только среди турецких авторов. В основном интерес вызывают отдельные аспекты футбола, или отечественный футбол.

Научная новизна.

В советской и российской историографии сложилась определенная традиция изучения футбола, но подавляющее большинство работ посвящены изучению отечественного опыта. Можно отметить, что в отечественной

науке данная тематика еще не привлекала внимания исследователей. Наша работа является одной из первых попыток изучения турецкого футбола.

Турецкие авторы, рассматривая данный вопрос, особое внимание уделяют увеличению роли на международной арене, воспитанию патриотизма и гордости за достижения народа, хронологии развития футбола в Турции. В данном же исследовании автор, применяя методы антропологического исследования, изучает турецкое общество в зеркале футбола.

Практическая значимость.

Материалы исследования можно использовать при преподавании дисциплин связанных с изучение стран Востока, а также в рамках курса посвященной социальной антропологии.

1Mehmet Yuce Turkiye Futbol Tarihi Cilt 1-2, Istanbul, 2006. – 325 с., 316 с.

Апробация результатов исследования.

Отдельные  положения диссертационного исследования были представлены в выступлениях на научно-исследовательском семинаре

«Визуальное в истории: методы и перспективы исследования».

ГЛАВАI. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУТБОЛА В ТУРЦИИ

1.1. История развития футбола в Турции.

Впервые футбол появился в Турции в последней четвертиXIX века. В период Османской империи первая игра была сыграна в 1875 году в поселении Салоники. В последующем футбол постепенно распространился по всей территории Османского государства. Родоначальниками футбола в Турции, как и во всем мире, явились англичане. Именно английские военные, архитекторы, строители показали местным жителям эту игру, которая многие годы спустя опередила по популярности даже национальную борьбу турков, став спортом номер один в стране. Но на первых этапах своего становления футбол, не привлекал внимание большинства населения. Лишь небольшие группы людей, в разных городах и селениях интересовались правилами игры и начинали практиковать ее в повседневной жизни. Имеются определенные сведения о проведенных товарищеских матчах в 1877 году1. Однако мусульманская верхушка общества выступала против распространения футбола среди молодежи, что конечно не могло не отразиться на ее популяризации среди местного населения на первых порах.

Первый футбольный клуб был основан в 1894 году в городе Измире англичанами, которые здесь находились на службе. Англичане особо не стали задумываться над названием и придумывать нечто оригинальное, а решили дать довольно простое название своему клубу: «Футбольный клуб Смирны»2. В последующем, возникли свои команды и в столице государства Стамбуле, но это произошло годом позже в 1895 году. Сборные  двух районов Стамбула Кадыкей и Мода провели товарищескую встречу. Опять же, нужно отметить, что игра проходила между англичанами, жившими в столице. Если мусульманское население Турции не проявляло особого интереса  к     данной  игре,  то  греки,  жившие  на  территории     Османской

1Erdoğan Arıpınar Türk Futbol Tarihi Cilt 1, – Istanbul, 1991. – C. 20.

2Оригинальное название футбольного клуба «Football СlubSmyrna».

империи, постепенно осваивали азы игры в футбол, что привело к тому, что за пару лет в столице и в Измире были сыграны несколько матчей, между созданными командами. Так в 1897, 1898,1899, 1904 года команда города Измира встречалась со сборной города Стамбула. Все игры закончились в пользу представителей Измира, основу которой составляли англичане. А основа противников состояла из греков.

В энциклопедическом труде «История футбола в Турции» приводится имя первого турецкого игрока сыгравшего в футбол на серьезном уровне. По мнению автора, им является Фуат Хусню бей. Он был основателем первой турецкой команды «BlackStoking», что в переводе с английского означает

«черный чулок». Его заинтересовала игра, в которую играли англичане в Стамбуле, после чего Фуат Хусню бей решил вместе с  друзьями организовать свою команду. «BlackStoking», провели одну встречу против греческой команды, проиграв 5-1. Сразу после окончания встречи начались преследования игравших турков со стороны властей, часть игроков успела скрыться, но некоторые были арестованы. Таким образом этот футбольный клуб просуществовал не долго. Сам же Фуат Хусню бей позже примкнул к команде   Кадыкея   в   Стамбуле   и   играл   за   англичан   под  псевдонимом

«Бобби»1.

В 1906 году в Афинах состоялись соревнования по футболу, где сборные Измира и Салоник заняли вторые и третьи места соответственно. Первое место заняла команда составленная из представителей Дании. Они обыграли сборнуюИзмира со счетом 5-1, сборную Афин разгромили со счетом 9-0. Сборная Афин же обыграли сборную Салоник 5-0, однако, по непонятным причинам игроки не вышли на игру против Сборной Измира, и команда была дисквалифицирована с турнира. В очной встрече между командами Измира и Салоник решался вопрос второго места на турнире. В

этой  игре  сильнее  оказались  представители  Измира  3-12.  На сегодняшний

1Erdoğan Arıpınar Türk Futbol Tarihi Cilt 1, – Istanbul, 1991. – C. 22

2Там же. – С. 22.

день сохранились списки участников этих соревнований. Так в составе сборной Измира играли: Эдвин Чарнауд, Заре Куюмжуян, Эдвард Гирард, Джек Гирард, Харни Джоли, Перси Лафонтэйн, Доналд Виталь, Алберт Виталь, Голдфрей Виталь, Эдвард Виталь. Из представленных фамилий можно сделать вывод, нескольких английских семей составляли основу этой сборной. Если проанализировать состав бронзовых призеров турнира в Афинах, то в этой команде играли: Йорго Вапорис, Николаос Пиндос, А. Тегос, Николаос Пенчикис, Яни Курьо, Йорго Сотириадис, В. Заркадис, Димитрос Мичопулос, А. Карангунидис, Яни Аббот, Яни Саидакис. Все эти имена говорят о том, что только греки входи в состав сборной Салоники.

Что касается обычных, дворовых матчей, то они проводились, в основном, по выходным. Постепенно футбол превращался в основное хобби многих рабочих, особенно среди христианских народов, населявших Османскую империю. Летними теплыми вечерами молодые люди собирались на открытых полянах и пинали мяч. Четких, разработанных правил не существовало, главное было не использовать руки и отправить мяч в ворота, размеры которых были условными. На этих мероприятия собирались молодые девушки, в основном родственники играющих юношей, которые и явились первыми зрителями и болельщиками в турецком футболе. Со временем и другие юноши, проживающие на районе, где собирались играть футбол, приобщались к данному занятию. Так футбол включал в свои ряды все новых и новых представителей.

Интерес к футболу среди турецкого населения не особо приветствовался. Родители, пользуясь своим положением и авторитетом, отстраняли молодых людей от этой игры. Старейшины местных общин также выступали против игры в футбол, предпринимали различные меры, чтобы огородить молодежь от футбола. Но, несмотря на это можно сказать, что уже к 1890 году в Салониках, игра в мяч была довольно широко распространена. Значительную роль в этом сыграли англичане, греки, итальянцы и представитель других, немусульманских народов. Постоянные матчи   между

командами этих народов, возникающая конкуренция в общественном сознании привели к тому, что популярность футбола становилась все больше и больше. Один из англичан, стоявших у истоков становления футбола в Османской империи, Джеймс Лафонтэйн так вспоминает эти дни: «Нас было три-пять англичан, когда в Стамбуле, в районе Мода начали играть в футбол. Из-за того что приходилось организовывать две противостоящие друг другу команды с привлечением турецкой молодежи было немного тревожно. В то время была сложная обстановка и всегда вызывало подозрение сбор молодых людей в одном месте, особенно когда турецкое общество не одобряло игру в футбол»1.

Если брать во внимание распространение футбола по всей стране, то в других городах популярность данной игры была не велика, если о ней знали, то только благодаря иностранцам, в основном англичанам. В маленьких городах и в сельской местности вообще не было сведений об игре футбол. Этим обстоятельством можно объяснить наличие клубов только в этих трех городах.

В начале ХХ века футбол начинает активно распространяться и в Стамбуле, это связано с переездом некоторых представителей семьи Виталь в столицу из Измира2. Братья, которые способствовали популяризации футбола в Измире, продолжали свои начинания и в Стамбуле. Здесь в последующем возникнут клубы, которым в будущем будет суждено стать флагманом турецкого футбола.

В 1905 году был основан самый титулованный футбольный клуб Турецкой республики Галатасарай. Основоположниками выступили учащиеся лицея «Мектеби Султани», современный «лицей Галатасарая». Расположенная в Кадыкое учебное заведение находилось по соседству с домами англичан, греков. Ученики регулярно видели как проходили футбольные матчи, и ученики десятых классов сами решили организовать

1Там же. – С. 30.

2Там же. – С. 32.

свою футбольную команду. Основоположниками Галатасарая стали Али Сами, Асым Тевфик, Эмин Бюленд, Бекир Бирджан, Мехмет Джелал, Тахсин Нахит и другие учащиеся. 10 октября 1905 года во время перерыва между уроками ученики дали слово создать свой футбольный клуб. Решив, что цвета клуба будут соответствовать цветам национального флага (красно- белые) ученики долго не могли определиться с названием. В те времена были популярны  иностранные  названия  и  рассматривались  такие  варианты  как

«Gloria» (победа), « Audace» (смелость), «Kartal» (орел), но не могли выбрать что-то одно. Этот процесс настолько затянулся, что первую игру им пришлось играть без названия. Однако во время игры зрители говорили, что это представители дворца «Галата», в последующем это название и закрепилось за членами футбольного клуба «Галатасарай».

Сыграв первые четыре матча в красно-белой форме, члены клуба были вынуждены отказаться от этих цветов. Так как эти цвета привлекали внимание сыщиков и полицейских, в некоторых случаях приводили к неприятным инцидентам, ученики были вынуждены поменять форму. Основными цветами новой формы стали желтый и черный, но из-за опасения что это сочетание приносит только неудачу и оно проклято были вынуждены еще раз сменить футболки. На этот раз выбор пал на майки оранжево- красных цветов. Впервые в этой форме команда сыграла 6 декабря 1908 года с представителями английского корабля «Бархау». Турки одержали победу, которая стала первым значимым шагом на пути становления профессионального футбольного клуба Галатасарай.

Впервые Галатасарай принял участие в Футбольной лиге Стамбула в сезоне 1906-1907 гг., как первая турецкая команда соревнований. Но стоит отметить, что в составе учеников лицея были заиграны сербы и болгары, обучавшиеся в этом учебном заведении. Уже в сезоне 1908-1909 гг. команда стала победителем Лиги Стамбула, став первой турецкой командой чемпионом.