Архитектура как воплощение масонских теорий в XVIII-XIX вв



Архитектура как воплощение масонских теорий вXVIII-XIX вв.

Содержание

Введение 3

Глава1. Век масонства: время «вольных каменщиков» (XVIII – XIX вв) 9

Понятие и сущность масонства как явления 9

Содержание и символика масонства 13

Масонство и масонские идеи в России 18

Глава2. Масонство в архитектуре 39

Масонство в культуре, науке и искусстве Российской империи 39

Масонские идеи и теории в архитектуре 52

Масонские теории в архитектуре Российской империи XVIII – XIX вв. 60

Заключение 75

Список использованной литературы....Ошибка! Закладка не определена.

Введение

В квалификационной работе мы обращаемся к вопросу о том, как архитектура воплотила масонские теорииXVIIIXIX вв. Подходы к решению поставленного вопроса, к исследованию идей масонства в архитектуреXVIII

XIX вв. находятся, в первую очередь, в появлении и развитии в мире такого феномена, как масонство.

Данное явление общественно-политического характера буквально ворвалось в жизнь европейских стран, в том числе и в Россию, вXVIII веке и на протяжении почти двух столетий до векаXIX, диктовало литературе и искусству, музыке и архитектуре свои, не совсем понятные окружающим требования, идеи, теории, символику.

Актуальность проблемы.Для полного и всестороннего воссоздания картины развития мировой культуры, начиная с эпохи Просвещения и кончая нашим временем, необходимо разноплановое и глубокое изучение феномена масонства. Свои цели и идеи вольные каменщики выразили в виде системы символов. Следовательно, для наиболее полного и глубокого понимания феномена масонства в первую очередь необходимо изучить именно семантику их символов. Трудами многих исследователей (историков, философов, филологов, культурологов) история масонства воссоздана достаточно полно. И все же до сих пор остается множество неисследованных в полной мере аспектов, к числу которых и относится семантика масонской символики.

Актуальность изучения русского масонства обусловлена тем, что именно в России различные разрозненные масонские течения слились воедино наиболее полно и гармонично. Именно в России как нигде в Европе масонство сыграло большую роль в развитии культурной жизниXVIII – начала -XIX века.

Характерной чертой переходных эпох является изменение аксиологической ситуации. Наиболее показателен в этом отношенииXVIII век,  т.к.  это  время ценностно-смыслового переворота, который  происходил

при интенсивном проникновении европейской культурной традиции в структуру русского общества под влиянием секуляризации общественных идеалов. Масонский орден, в свою очередь, был одним из основных каналов трансляции европейской культуры.XVIII век также является веком, когда деятельность масонского ордена была наиболее активна.

Актуальность работы также обусловлена необходимостью преодоления укрепившегося в настоящее время в науке и культуре стереотипного негативного понимания масонства. В наше время, когда общественная жизнь носит переходный характер, увлечение мистикой принимает массовый характер. Общество пытается найти хоть какую-нибудь уверенность в будущем, обретая ее в оккультных знаниях и течениях. Изучение эзотерических явлений в жизни общества - важный и необходимый элемент современного научного знания.

Хронологические рамки работы. Масштаб, который приняло масонство в исследуемом периоде, трудно поддается какой-то общей оценке. Его просто невозможно привести к «общему знаменателю».

Поэтому мы в значительной степени сократили широту предпринятого исследования, остановившись более основательно, на том виде масонства, которое сформировалось и процветало в Российской империиXVIIIXIX веков, в первую очередь, в области идей и теорий масонства в архитектуре.

Однако, при необходимости, мы будем делать и экскурсы в общемировые тайны и идеи «мирового масонства».

Используемые термины и понятия. Для начала необходимо вспомнить, что масонство или, франк-масонство (фр.Franc-maçonnerie,англ.Freemasonry) представляет собой религиозно-мистическое движение, которое возникло на рубежеXVII-XVIII веков и существовало в виде закрытой организации.

Непростым был в России период концаXVIII – началаXIX в. Российское  общество,  приобщаясь  к  новациям  и  реалиям  западного мира,

вступила  в  это  время  с  состояние   необычайного  увлечения    всяческими

«quasi-мистическими» учения, в которых преобладают теософия и эзотерика. Интерес общества к таким учениям, наступает, как правило, во времена ломок социальных устоев, которые приближаются к уровню социальных катаклизмов, камня на камне не оставляющие от, казалось бы, незыблемых идеалов и парадигм. Теперь они уже не дают человеку системы устойчивого мировоззрения,  которое  давало  бы  ему  возможность  жить  в  достаточной

степени спокойно и устойчиво.

Очередной рубеж веков, стал таким переходным периодом, сопровождавшимся, к тому же событиями грозными и трагическими.

Наиболее образованное сообщество дворян России, в этих условиях искали новые ценности и идеалы. Духовные поиски русского дворянства в части наиболее образованного русского общества, была слабо знакома с Православным традиционным наследием, к тому же ещё и пресыщена идеями материализма и атеизма, не могли не привести её к учениям теософии и эзотерики.

Становление в России эзотеризма относится к последней третиXVIII века и уже в начале следующего столетия она достигает необыкновенного расцвета. М.О. Гершензон так говорил об этом времени и эзотеризме в России: эзотеризм «царствует повсюду, распространяя свое влияние на живопись, литературу, архитектуру и педагогику. Эзотерзм, представляет собой, мощное движение общество, равно увлекающее, как людей наивных, так и весьма просвещенных»1.

Тщательное и систематическое изучение сущности, которую получили масонство и эзотеризм, как своеобразное культурно-историческое  явление, не дали возможности этому феномену проясниться в полной мере. Он оставался неясен, не определен и воспринимается порой, чем то туманным, загадочным, таинственным и неизвестным.

1Гершензон М.О. Чаадаев. - М., 2012. – С.15.

Результатом этого в современной науке является положение, при котором, одно и то же явление или предмет, в терминах различных авторов, в зависимости от того, какой контекст ему придан, объясняют и формулируют, при этом, самые разнообразные процессы и явления. Разбросом всех точек зрения на масонство и эзотерику, читателям представляется широкий спектр мнений, одновременно сходных и таких разных.

Что же касается исследования, которое предпринято в данной квалификационной работе, то масонство и эзотеризм в нём, мы понимаем как культурно-историческое явление, которое включает в себя «оккультную философию» возникшую в эпоху Ренессанса, а так же, ее более поздние толкование в алхимии, парацельсианстве, розенкрейцерстве, каббале и т.д.2.

Таким образом,цельюданного исследования будет изучение архитектуры, и в первую очередь, русской архитектуры, воплотившей в себе масонские идеи и теорииXVIIIXIX веков.

Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд последовательныхзадач:

империиXVIIIXIX веков.

Объектомисследования работы – архитектураXVIII-XIX в. как воплощение масонских идей теорий.

Предметомисследования стала история воплощения масонской символики в архитектуреXVIIIXIX веков.

2Данилец А.В. Мистика и эзотерика в России: опыт этносоциального исследования. – СПб.: Изд. СПбГУ, 2015. – С. 56.

Краткая историография вопроса. Тема масонства и его воплощения через современную им науку, искусство, архитектуру, достаточно широко исследовалась в мировой науке и в процессе подготовки данной работы, автором были исследованы многиетеоретико-методологические работыисториков, религиоведов, искусствоведов, художников, архитекторов и т.д., посвященных феномену масонства и масонских идеи и теории. Вся литература, использованная автором в подготовке данной работы, перечислена в списке использованной литературы.

Научную литературу и статьи о масонстве в России можно  разделить на две большие группы. Первую группу составляют публикации об истории масонского движения и деятельности масонов. Вторую группу представляют исследования о масонах и их влиянии на русскую культуру.

Особого внимания заслуживает книга Г.В. Вернадского «Русское масонство в царствование ЕкатериныII», изданная в 1917 г. на основе магистерской диссертации автора3. В 1999 г. работа была переиздана и снабжена комментариями А.И. Серкова и М.В. Рейзина4. Её можно считать классическим трудом по истории российского масонстваXVIII века. Изучив все  доступные  ему  архивные  материалы,  автор  рассматривает     вопросы,

связанные с организацией и идеологией масонства, масонской филантропией и политикой, анализирует социально-политические взгляды масонов екатерининского времени. Автор показывает, как происходило развитие масонства, как в его недрах складывалось русское  общественное мнение. Г.В. Вернадский отмечает, что «работа» масонства в России имела громадное значение для выработки устойчивого типа русского образованного  человека с его сознанием «внутреннего мира» в противовес внешнему.

3Вернадский Г. В. Русское Масонство в царствование ЕкатериныII. - Пг.: Типографии Акционерного Общества Типографского дела. - 1917.

4Вернадский Г. В. Русское Масонство в царствование ЕкатериныII. / Под ред. А.И. Серкова и М.В. Рейзина. – М., 1999.

Книга Г.В. Вернадского, несмотря на недостатки, отмеченные в рецензии В. Сиповского, была высоко оценена в научном мире и по настоящее время не утратила своего значения.

Особо  отметим  работу  В.И. Сахарова5.  Исследователь   увлекательно

рассказывает о русском масонствеXVIII - началаXIX веков как феномене отечественной духовной культуры. Автор показывает русскую масонскую литературу как самобытную и целостную художественную систему, включавшую в себя прозу, поэзию, драматургию и публицистику, создавшую свои образы и символы, собственный стиль и систему жанров, особый литературный язык-код, опиравшийся на сложную символику и эзотерические знания тайного ордена вольных каменщиков. Масонство в работе представлено как один из языков мировой культуры  и художественной литературы. Автором рассмотрено творчество писателей- масонов (Н.И.Новиков, В.И.Майков, М.М.Херасков и др.)

Научными методамиисследования в данной работе избраны:

Все выше сказанное определило содержание квалификационного исследования и егоструктуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

5Сахаров В. И. Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литератураXVIII - началаXIX века. — М.: Жираф, 2000. — 216 с.

Глава 1. Век масонства: время «вольных каменщиков» (XVIIIXIX вв.)

Понятие и сущность масонства как явления

Масонство представляет собой интереснейшее  явление, появившееся на определенном этапе развития человеческого общества, которое, при этом, до настоящего времени по-разному, часто, прямо противоположно характеризуется и оценивается учеными.

Масонство характеризуется сопряжением мира с библейскими идеями, понятиями, образами с его антимиром, включающим то, что могло бы и противостояло им.

Этим одновременным противостоянием-сопряжением создается повод для противников масонов, демонизировать их, изображая, как служителей антихриста и адептов культа сатаны. Хотя это, конечно же, глубокая ошибка. Когда-то большевики, устроившие в России «свой переворот», решили считать «масонство одним из мистических морально–религиозных движений свойственных буржуазному обществу. При этом культ, догматика, ритуал продолжали роднить масонство с церковью. Желание влиять на политику с помощью продвижения в различные звенья государственного аппарата собственных адептов, наличие некоторых черт организации и традиционные масонские  дискурсы  предвосхитили  в  них  множество  черт   политических

прото-партий»6.

Данное мнение в России до недавнего времени, оставалось господствующим и незыблемым, однако, все-таки пришел момент, когда эти взгляды потребовали от современных ученых пересмотра и уточнения.

Атмосферой тайны, окутывавшей масонство, а так же закрытостью масонских лож было предопределено то, что при определенных условиях они становились не только центрами религиозной и философской мысли, но    так

6Данилец А.В. Мистика и эзотерика в России: опыт этно-социального исследования. – СПб.: Изд. СПбГУ, 2015. – С. 11.

же, центрами политической пропаганды, которая использовалась для различных заговоров и смут7.

Одна из отличительных особенностей масонских организаций, определяется тем, что они никогда не проявляют, открыто, равно, как никогда не опровергают своих противников, так же как никогда не дают и ответа на похвалу.

Не следует всем нам забывать, что само существование Вселенной имеет основой биполярность, следствием чего каждое явление жизни, как и каждое человеческое начинание, так же отличают две полярности - положительная и отрицательная. Ведь не может же быть по-другому, что сущее не имеет своего противоположения8.

Поэтому, в процессе того, как одна сторона явления поглощает другую, растворяется в этом противоречии и само явление, потерявшее биполярность или ту основу, в которой живет сама сущность и существование.

Обсуждая поэтому явление отрицательное, по мнению масонов, необходимо помнить о том, что поскольку существует нечто отрицательное, то в полярности этому имеется и что-то противоположение, то есть положительное, но, при этом, за тенью отрицательной стороны явления, это положительное, хорошее просто не замечается, или же даже умышленно, злонамеренно замалчивается.

Истоками масонства некоторые считают едва ли не «начало времён», и предполагают, что Сам Господь Бог и был первым масоном.

Ну, в крайнем случае, первый масон это первочеловек Адам.

Культом, а точнее, религиозный культом (лат.cultus — почитание, поклонение) называют, ведущее своё происхождение из латинского   понятия

«colo», в переводе означающего «возделываю», «почитаю», религиозное почитание некоторых артефактов и предметов, а так же, существующих в

7Брачев В.С. Масоны в России: от ПетраI до наших дней. [Электронный ресурс]:http://tsibanoff.narod.ru/brachev_masony.pdf(Обращение 1.11. 2015)

8Данилец А.В. Указ. соч. – С. 14.

реальности или выдуманных, фантастических существ, которые наделяются людьми набором сверхъестественных свойств9.

В понятие культа, таким образом, объединены божества и обрядовые совокупности, которые связаны с таковым почитанием.

Религиозный культ представляет собой сумму некоторых действии религиозного характера, который определяется каноном и направлен на служение Богу (богам). Культ является важнейшим элементом в структуре видов религиозной деятельности.

На самом деле корнями масонство уходит в глубокую древность, поскольку ясно видны определенные аналогии, установившиеся между известными в истории со времен древнейших, тайными обществами религиозно-мистического и религиозно-политического характера и масонством.

В соответствии с авторитетнейшей Британской энциклопедии само слово «масонство» производится от английского словосочетания «freemasonry» и французского «Francmaçon», что в переводе означает «вольный каменщик».

Данное понятие трактовалось как «учение и практика тайного ордена братьев-масонов, которые стали крупнейшей подобной организацией  в мире».

Таким образом, масонство можно трактовать, как  морально- этническое движение, имеющее целью «просвещенное» влияние на властные структуры и проникновения в них для этого.

Итак, масонство или, франк-масонство (фр.-Franc-maçonnerie,англ.-Freemasonry) представляет собой религиозно-мистическое движение, которое возникло на рубежеXVII-XVIII веков и существовало в виде закрытой организации10.

9Барб Карг, Джон К. Янг. 100 неизвестных фактов о масонах. - М.: «Гелеос», 2008. - С. 77.

10Франсиско Франко. Масонство. -  М..: Форт-Профи, 2008. — С. 21.

Философия и этика масонства имеет в основе монотеистические религии и начинается в малоизвестных тогда источников концаXVI — началаXVII века, которыми были, предположительно, оперативные цеха каменщиков.

Само название, «масон» или «франкмасон» имеет прямую этимологическую связь с понятием «франк-масон» (фр.franc-maçon,англ.freemason), что в буквальном переводе с этих языков означает «вольный каменщик»11.

Масонство по своей природе имеет административную организацию, через независимые «великие ложи», которые в некоторых странах имеют название «великий восток».

Каждой ложей масонов, руководит собственная юрисдикция, которая включает подчинённые ей масонские ложи, число которых варьируется, в основном, в пределах от 15 до 100 человек.

Ложи объединяются территориально, при этом, местные ложи учреждаются великой ложей, которая в единственном числе имеется в одной, конкретной стране.

Некоторыми великими ложами признаются и другие, иностранные ложи, но некоторые – нет.

И это признание, зависит от следования ланд маркам.

При этом, великими ложами, обычно признаются другие великие ложи, которыми соблюдаются ланд марки, такие же, как у них и называются поэтому    «регулярными»,    не    соблюдающие    же    их    ложи,  считаются

«нерегулярными».

Основа версий о происхождении масонства, остается в происхождении от корпораций строителей-каменщиков в средние века, хотя есть и теории о более древнем происхождении масонства, еще от знаменитого ордена тамплиеров12.

11Федоров А.А. Европейская мистическая традиция и русская философская мысль (последняя третьXVIII – первая третьXIX века). - Нижний Новгород, 2014. – С. 74.

12Барб Карг, Джон К. Янг. 100 неизвестных фактов о масонах. — М.: «Гелеос», 2008. — С.37.

Таким образом, масонство позиционирует себя в формате нравственно- этической системы, находящей выражение в аллегориях и символах, большинство символики которого, пришло из заимствований в иудаизме и христианстве13.

Содержание и символика масонства

В качестве прямых предшественников масонов называются средневековые каменщики, которые были строителями знаменитых  соборов в Западной Европе. Считается, что и само название братства «франкмасоны» или «вольные каменщики» пошло именно от них.

Вообще, расцвет архитектуры готического стиля поднял авторитет строителей восхитительных соборов, особенно мастеров и архитекторов, на недосягаемую высоту. Неудивительно, что в это время даже Господа Бога могли изобразить как архитектора, который прикладывает к Земле строительный циркуль14.

Тогда же получила новое, совершенно необычное звучание старинная легенда о Хираме, который стал строителем храма Соломона – легендарного библейского царя Израиля. Эта легенда стала основой таинств масонов нового и новейшего времён, наравне с теми таинственными обрядами, которые были приняты в среде строителей средневековых лож.

Надо сказать, что в тексте Библии есть два упоминания о Хираме, как о руководителе строительных работ в храме Соломона. При этом, из Библии нам известно, что Хирам поделил своих строителей-подчиненных, в зависимости от того сколь высоки были их профессиональные качества и усердие, по трём разрядам, назначив над подмастерьями - мастеров15.

Каждый из выделенных Хирамом разрядов, получил собственный пароль,  а так же собственные  опознавательные знаки  и   профессиональные

13Кондаков Ю.Е. Духовно-религиозная политика Александра 1 и русская православная оппозиция (1801-1825). - СПб., 2012. – С.97;

14Барб Карг, Джон К. Янг. Указ.соч. — С.39.

ритуалы. Однажды подмастерьями был составлен заговор, в котором они решили выведать у мастеров их пароль. Подмастерья подстерегли Хирама и когда тот вошел в Храм, они закрыли все три его выхода16.

Угрожая своему мастеру неизбежной смертью, подмастерья потребовали от своего наставника, открыть заветное слово им, но, мастер предпочел смерть выдаче тайны.

Подмастерья решили избавиться от трупа Хирама и зарыли его на храмовом холме.

Однако, через семь дней, будучи встревоженным исчезновением своего архитектора, Соломон, дал приказ девяти мастерам искать Хирама и  те, после тяжелых поисков отыскали захоронение Хирама по яркому свету, который сиял над могилой Хирама.

Мастера отметили место захоронения Хирама веткой акации, которая стала впоследствии одним из символов масонства, и вернулись к Соломону, к его дворец, где и поведали царю о своей горестной находке.

Опечаленный Соломон повелел перенести тело Хирама в Храм, только труп строителя к тому времени - истлел.

«Труп истлел»! таковым было восклицание мастера, который первым обнаружил истление трупа Хирама и с тех пор данное словосочетание стало паролем, который масонских ложах передавался от мастера к мастеру.

Другой отрывок Библии, повествующий о Хираме, рассказывает о нем, как о «сыне вдовы». Отсюда поэтому, последователи Хирама, какими и считали себя масоны, также называли себя «сыновьями вдовы»17.

В соответствии с этими легендарными текстами масоны проводят собственные обряды посвящения, посвящая членов масонских организаций, например, в степени Учеников и Мастеров.

Символами масонства являются инструменты и орудия оперативного каменщичества,        а        предание        основывается        на        легенде      о

15Барб Карг, Джон К. Янг. Указ.соч. - С.40.

16Там же. - С. 41.

строительстве Храма Соломона. Масонство, выражается метафорически, как самими и масонами, так и  критиками движения, описывается в виде

«системы морали, скрытой в аллегориях и проиллюстрированная затем, символами»18.

Составим небольшой перечень понятий и символов масонства, который представим в виде таблицы. (См. Таблица 1 Понятия и символы масонства)

Понятия и символы масонства

Таблица 1

17Там же. - С. 42.

18Брачев В.С. Масоны в России: от ПетраI