Роль государства в трансформационной экономике. Антимонопольное регулирование



Роль государства в трансформационной экономике. Антимонопольное регулирование.

Современная рыночная экономическая система не имеет механизма саморегуляции в чистом виде. В ряде областей рыночная экономическая модель является несостоятельной.

Причины государственного регулирования в условиях рынка:

1) удовлетворение общественных потребностей не входит в сферу экономических интересов предпринимателей (охрана окружающей среды, национальная оборона, охрана правопорядка и т.п.);

2) существование отрицательных внешних эффектов предпринимательской деятельности;

3) деятельность монополий нарушает пропорции общественного производства;

4) затраты на фундаментальные научные исследования являются рискованными сферами вложения капитала;

5) кризисы перепроизводства, связанные с циклическим характером развития экономики, не преодолеваются автоматически;

6) отрицательное влияние инфляции;

7) колебания занятости.

Роль государства в трансформационной экономике возрастает, она более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Усиление регулирующей роли государства предполагает, что сам рынок выступает объектом регулирования.

Особенностью переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование потеряло свой всеобъемлющий характер, а механизм рыночной саморегуляции еще не заработал в полной мере.

Изменяются функции государства. Можно выделить две группы регулирующих функций государства:

1) функции по созданию условий эффективной работы рынка;

2) функции по дополнению и корректировке действия рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы, стимулирования и защиты конкуренции, создания и развития рыночной инфраструктуры.

Ко второй группе функций относятся функции регулирования распределительных процессов и распределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Причины усиления государственного регулирования в трансформационный период в Республике Беларусь:

1) разрушение централизованного механизма государственного регулирования;

2) традиции сильной государственной власти в Республике Беларусь;

3) высокий удельный вес государственного сектора в экономике;

4) рынок требует времени для становления;

5) государство выступает инициатором реформ;

6) государство обеспечивает привлечение иностранных инвестиций, социальную защиту населения и т.д.

Главное – определение границ государственного вмешательства. Границы государственного регулирования определяет степень огосударствления экономики, т.е. удельный вес государственной собственности.

Задачи государства, которые необходимо решать в переходный период, можно свести к трем группам:

- преодоление кризисного состояния экономики;

- переход от плановой экономики к рыночной;

- развитие в направлении создания социально-ориентированной экономики.

Первоочередное значение для решения второй группы задач имеет деятельность государства по разгосударствлению, развитию конкуренции, регулированию экономического цикла, борьба с монополизмом.

Принципы государственного регулирования:

1) финансирование только социально значимых сфер и отраслей, в которых не заинтересован частный бизнес;

2) государственные предприятия должны находиться в равных конкуренных условиях с частными предприятиями;

3) экономическая политика государства (бюджетно-налоговая, кредитно-денежная) должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

4) в государственном регулировании должны использоваться преимущественно рыночные, а не административные методы;

5) внешнеэкономическая политика должна быть направлена на стабилизацию национальной экономики.

Инструменты государственного регулирования:

- субсидии, дотации;

- льготы в налогообложении;

- трансферты;

- инвестиции;

- воздействие на денежную базу (резервная норма, учетная ставка, операции с ценными бумагами на открытом рынке);

- создание приоритетов;

- управление социальными фондами и др.

Макроэкономическая политика государства в переходный период не может устранить макроэкономическое неравновесие, но может обеспечить оптимальный вариант трансформационных преобразований.

Антимонопольное регулирование распространяется на отношения, в которых участвуют субъекты хозяйствования, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках. Антимонопольное регулирование включает:

- контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, если эта деятельность может привести к ограничению конкуренции или причинить вред законным интересам других субъектов или потребителей;

- контроль за осуществлением соглашений или объединений хозяйствующих субъектов, если такие действия ведут к разделу товарного рынка, установлению монопольных цен, ограничению доступа на рынок новых контрагентов;

- контроль за реорганизацией, созданием и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках;

- государственный контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

- контроль за недопущением возникновения любых форм недобросовестной конкуренции, а также нарушения прав и законных интересов потребителей;

- контроль за принимаемыми актами государственными органами, если это ведет к ограничению конкуренции, создает дискриминационные условия деятельности для отдельных субъектов хозяйствования, а также препятствует созданию новых субъектов хозяйствования в какой-либо сфере деятельности или отдельным субъектам предоставляются необоснованные льготы.




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь

2. Антимонопольное регулирование отношений торговых сетей и поставщиков

3. Аукционы и их роль в экономике

4. ООН и ее роль в мировой экономике

5. Малые инновационные фирмы и их роль в экономике

6. Роль потребительского кредита в современной экономике

7. Функции Банка России и его роль в экономике

8. Коммерческие и некоммерческие организации и их роль в экономике

9. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И РОЛЬ ДЕНЕГ В ЭКОНОМИКЕ

10. Бюджетная система Российской Федерации: ее структура и роль в экономике