СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЗАКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ



СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЗАКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Содержание

Введение……………………………………………………..………..…...

5-9

Глава 1. Научно-теоретические подходы к изучению социального и

эмоционального развития личности в подростковом возрасте………

10-32

1.1. Проблема развития идентичности и самооценки в подростковом

возрасте………………………………………………………………

10-24

1.2. Взгляд отечественных и зарубежных исследователей на развитие социального и эмоционального интеллекта в подростковом возрасте………………………………………………………………. 25-32

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-эмоциональных аспектов развития  личности  девочек-подростков,  обучающихся  в закрытых образовательных организациях……………………………..33-55

  1. Описание программы и методов эмпирического исследования. 33-34
  2. Результаты изучения личностных особенностей (идентичности и самооценки) девочек-подростков……………………………………….   35-39
  3. Результаты изучения социального и эмоционального интеллекта девочек-подростков.……………………………………………………… 40-49
  4. Результаты изучения предпочитаемых стратегий социализации девочек-подростков……………………………………………………….50-53
  5. Анализ взаимосвязи между выбором стратегии социализации и социальным\эмоциональным интеллектом девочек-подростков, обучающихся в образовательной организации закрытого типа………………..……………………………………………………….54-55 2.6. Заключение……………………………………………………………   56-58

2.7. Библиография………………………………………………………. 59-64

2.8. Приложения…………………………………………………………... 65-88

Введение

Одним из самых сложных и тяжело протекаемых периодов в индивидуальном развитии человека является подростковый возраст. Этот период в жизни человека является решающим, в плане завершения формирования психических структур, сознательного поведения, индивидуальной уникальности и независимости от старшего поколения. По мнению ряда авторов, этот возраст представляется самым неустойчивым и самым изменчивым периодом в жизни человека, т.к. в это время происходит бурный скачок физиологического созревания, социокультурного развития и социализации. Подростковый возраст выступает своеобразной границей перехода от детства к взрослости. Подросток больше не считает себя ребенком и требует со стороны близкого окружения соответствующего отношения к себе как к взрослому.

Основным достижением подросткового возраста является формирование такой структуры личности как самосознание, когда подросток открывает для себя свое «Я» и стремится познать себя, свои сильные и слабые стороны. В процессе самопознания и активного взаимодействия с окружением происходит формирование самооценки личности.

Современные актуальные исследования делают акцент на все более увеличивающейся значимости социального и эмоционального интеллекта в эффективной социализации и достижении социальной успешности. Начальной вехой в становлении индивида как члена общества является подростковый возраст, период, который связан с переходом из детства к взрослости. Проблема исследования эмоционального и социального интеллектов сводится к недостаточной изученности структуры данных конструктов в подростковом возрасте, а также роли  личностных особенностей и социальных факторов. В настоящее время  большинство работ посвящено изучению эмоционального и социального интеллектов уже состоявшейся,   зрелой   личности,   либо   личности   юношеского    возраста.

Однако  в  подростковом  возрасте  наблюдаются  существенные  перемены в

интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферах личности, которые требуют адекватного психологического  сопровождения, коррекции и целенаправленного развития.

Объект исследования: личностные, эмоциональные и интеллектуальные особенности девочек-подростков(идентичность, самооценка,социальный и эмоциональный интеллект).

Предмет исследования:социально-эмоциональные аспекты развития личности девочек-подростков с разными стратегиями социализации.

Цель исследования:Выявить социально-эмоциональные аспекты развития личности, а именно особенности идентичности, самооценки, социального и эмоционального интеллекта, а также изучить стратегии социализации девочек-подростков, обучающихся в закрытых образовательных организациях

Задачи исследования:

  1. Изучить проблемугенезиса личностных особенностей (идентичности, самооценки) ипроанализировать научные исследования по проблеме взаимосвязи социального\ эмоционального интеллектас социализацией в подростковом возрасте.
  2. Изучить особенности (идентичности, самооценки, социального и эмоционального интеллекта) девочек подростков, обучающихся в закрытых образовательных организациях.
  3. Выявить и обосновать личностные, эмоциональные и интеллектуальные особенности развития девочек-подростков, а также их стратегии социализации в закрытой образовательной организации.

Гипотеза исследования:

Предполагается, что девочки-подростки, обучающиеся в закрытых образовательных   организациях   демонстрируютособенности   личностной и

групповой идентичности, а также имеют среднюю адекватную самооценку, с возможной тенденцией к повышению.

Социальный и эмоциональный интеллект данной группы подростков характеризуются средними уровнями.

Особые социальные условия образовательного пансиона-интерната определяют специфику стратегий социализации девочек-подростков, что выражается в доминировании стратегии интеграции.

Методы исследования:

  1. Теоретические:
    • Теоретический анализ психологических источников по проблеме исследования;
    • Обобщение;
    1. Методы исследования и диагностики:
      • Тестирование;
      • Проективные методы.
      1. Методы математической обработки данных:
        • Коэффициент корреляции Пирсона.

Методологическая основа исследования:

  1. Психоаналитический подход (представления Эриксона Э., Бернса Р., Мида Д., Джеймса У., Тэрнера Дж. и Тэджфела Г., Марсиа Дж., Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Кона И.С. о содержании идентичности в подростковом возрасте).
  2. Деятельностный подход (представления Рубинштейн  С.Я.,  Кона И. С., Прихожан А.М., об особенностях самооценки в подростковом возрасте).
  3. Концептуальные подходы к изучению социального и эмоционального интеллекта (представления Гилфорда Дж., ГарднераX., Айзенка Г.,Мэйера Дж., Сэловея П., Карузо Д., Холла М., Шуте Н., Орел Е.А., Люсина Д., Сергиенко Е.А.)

  1. Концептуальные подходы к изучению социального пространства личности и стратегий социализации (представления Андреевой Г.М., Марцинковской Т.Д., Белинской Е.П., Гусельцевой М.С., Изотовой Е.И.)

Методики исследования:

  1. Методика М. Куна, Т. МакПартленда «Кто Я?»(модификация Костяк Т.В.) используется для изучения  содержательных характеристик «Образа-Я».[Костяк Т.В., 2009].
  2. Тест эмоционального интеллекта Н.Холла, предназначенный для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.[Сергиенко Е.А.,2009]
  3. Методика исследования эмоционального интеллекта (EQ) – модификация Т.Д.Марцинковской, направленная на исследование таких компонентов эмоционального интеллекта, как: восприятие выражения эмоций, понимание своих эмоций (самосознание), управление эмоциями (самоконтроль), эмпатия (понимание чужих эмоций).[Марцинковская, 2012].
  4. Тест "Социальный интеллект" Дж. Гилфорд, направленный на диагностику способностей в структуре интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения.[Е. С. Михайлова, 2006].
  5. Рисуночная методика «Я и другие» Е.И. Изотовойнаправлена на выявление идентичности и социальных переживаний в подростковом и юношеском возрасте, границ социально-психологического пространства и стратегий социализации.[Е.И. Изотова, 2009].
  6. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.направлена на выявление количественного выражения уровня самооценки.[И.П.Корчуганова, 2006]

Научная новизнаданной работы состоит в эмпирическом обосновании предпочитаемых стратегий социализации девочек-подростков, обучающихся в образовательной организации закрытого типа. В работе впервые осуществлялся анализ социально-эмоциональных аспектов  развития личности девочек-подростков, обучающихся в условиях пансион-интерната. Так же, впервые выявлялась взаимосвязь между социально-эмоциональными аспектами развития личности и стратегиями социализации девочек в подростковом возрасте.

Теоретическая и практическая значимость работыопределяется обозначенной актуальностью и новизной. Результаты проведенного эмпирического исследования могут быть использованы в психологических службах закрытых образовательных организациях с целью обеспечения психолого-педагогического   сопровождения   образовательного   процесса  и

«позитивной» социализации подростков.

Выборка исследования:Исследование проводилось на гомогенной по полу выборке – девочки-подростки в возрасте от 15 до 17 (средний возраст 15,9). Всего в исследовании принимали участие 84 человека, учащиеся образовательнойорганизации закрытого типаN г. Москвы (пансион- интернат).

Глава 1. Научно-теоретические подходы к изучениюсоциального и эмоционального развития личности в

подростковом возрасте

  1. Проблема развития идентичности и самооценки вподростковом возрасте

Подростковый возраст относится к числу критических периодов в жизни человека, связанных с кардинальными преобразованиями в таких жизненных сферах как физическое развитие, деятельность, сознание и система взаимоотношений.

Отрочество включает в себя бурный физический рост, формирование организма, процесс полового созревания, который оказывает колоссальное влияние на психофизиологические  особенности личности.

К числу физиологических изменений проявляющихся в отрочестве, можно отнести преобразования внешнего облика подростка.  Для большинства людей характерна такая черта личности как перфекционизм. В пубертатном возрасте перфекционизм распространяется на все сферы жизни подростка, в том числе на внешность. Подросток не приемлет любые отклонения от идеала, будь то фигура, или состояние кожи лица. Телевизионные программы и глянцевые журналы демонстрируют стереотипные образы привлекательных юношей и девушек,  у которых период полового созревания протекает гладко, без внешних изменений, что вызывает тревогу и неуверенность в себе у чрезмерно чувствительных подростков. Мальчики, как правило, озабочены физической силой, поэтому для них наиболее важным является развитие мускулатуры. Девочек часто беспокоит вес (полнота-худоба) и рост (чрезмерно высокий - низкий), причем переживания часто носят не объективный характер, т.е. стройная девушка считает себя толстой и стремится похудеть, что часто приводит  к нарушениям пищевого поведения, таким как нервная анорексия и    булимия.

Часто причиной развития этих заболеваний является стремление девушки противостоять наступлению взрослости. [Крайг Г., 2005]

Наряду с физиологическими преобразованиями организма, происходят изменения в психической жизни подростка. Меняется система значимых отношений человека с окружающей действительностью, и если в младшем школьном  возрасте  она  концентрировалась  в  основном  вокруг     системы

«ребенок – сверстник; ребенок – близкий взрослый, социальный взрослый (учитель)», то в этом возрасте она обусловлена переходом от зависимого детства к взрослой, самостоятельной жизни. Подросток меняет ориентир с окружающего мира на себя, свою внутреннюю жизнь, пересматривает свое отношение к себе, сверстникам, семье и школе. Так же, изменения затрагивают ведущую деятельность. И если в младшем школьном возрасте деятельностью, в которой происходило развитие отдельных сторон психики ребенка, выступала учебная, то в подростковом возрасте ведущей деятельностью выступает интимно-личностное общение. Общение со сверстниками занимает большую часть времени подростка. Общаясь, подростки усваивают социальные нормы, нормы поведения, морали, учатся устанавливать дружеские и уважительные отношения друг с другом.

Одним из самых сложных новообразований подросткового возраста является становление самосознания. Основные идеи, при исследовании этого вопроса были заложены такими учеными, как Эриксон Э., Бернс Р., Мид Д., Джеймс У., Тэрнер Дж. и Тэджфел Г., Марсиа Дж., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Кон И.С., Ядов В.А.,.

С концаXIX – началаXX века проблема идентичности обретает социально-психологический статус. Начало исследовательской работы в данном направлении связывают с именем американского социального психолога, работавшего в рамках теории символического интеракционизма, Джеймса У., который в конце прошлого века, в 1890 г. выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального «Я». Джемс показал, что человек думает  о  себе  в  двух  плоскостях:  в  личном  (I),  где  создается личностная

самотождественность, и в общественном (Ме), где формируется многообразие социальных Я индивида. Эти две плоскости - стороны одного целостного образования (self). Самосознание, Джеймс У. понимает как субъективное чувство соответствия себе, созидательная власть, сопротивляемость «эго» по отношению к окружающему миру. В своих работах он в основном избегает термина «идентичность», заменяя его словом

«характер». Джеймс У. первым из современников  детально описал ощущение тождества и целостности человека, которое в современной психологии именуется идентичностью, задавшись впоследствии известным вопросом: Может ли человек, встав утром с кровати, с уверенностью утверждать, что он тот же человек, который вчера вечером ложился спать? [Джеймс У.,1982].

Другим представителем символического интеракционизма, предложившим свой взгляд на предмет идентичности, является Мид Дж.. Он продолжил идеею Джемса У. о двойственной природе самости и сформулировал ряд идей, на которые впоследствии опирались его ученики и коллеги. Центральной мыслью в концепции Мида Дж. является то, что человек способен действовать по отношению к самому себе как к объекту, что дает ему возможность формировать смысл и значение предметов относящихся к нему и, таким образом, руководить своими действиями. Т.е. он понимает идентичность как способность к целостному восприятию себя и социального мира. Мид Дж. утверждает, что человек, с одной стороны, способен анализировать свое поведение и определять собственные цели и ценности, а с другой – он находится под влиянием внешних ценностей и норм, которые воспринимаются им безоценочно. Он вводит два аспекта самости: «I» и «Me», где «I»  - субъективное представление индивида о  себе и «Me» - усвоенные, индивидом, представления других о нем. Процесс формирования самости включает последовательные два этапа. На первом этапе самость формируется под влияние установок окружающих в рамках социального  взаимодействия,  в  котором  он  вместе  с  ними  участвует.  На

втором этапе процесс формирования самости включает в себя установки группы, к которой он принадлежит. [Мид Дж.,2002]

Термин идентичность был введен в науку основателем психоанализа Фрейдом З.. В одной из своих поздних работ «Будущее одной иллюзии», посвященной причинам происхождения и особенностям религиозных верований с точки зрения психоанализа, он рассматривает идентичность как частный, внутренний мир, эмоциональные силы человека. Любовь и труд, по мнению Фрейда З. –  наиболее  успешный  путь  формирования идентичности. Он придавал детскому возрасту большое значение для развития и формирования основных компонентов личности. В формировании идентичности он выделял 2 процесса: биологический, связанный с иерархической организацией органических систем и социальный, связанный с включением организма в культурно-историческую группу. Фрейд З. так же является первым ученым, который описал феномен идентификации, и понимал под ним фактор, позволяющий выйти человеку за пределы собственного Я и почувствовать переживания других.  Посредством феномена идентификации происходит формирование «Супер-Эго», путем интериоризации родительских норм и правил. В сохранении и поддержании идентичности личности большую роль играют описанные Фрейдом З. защитные механизмы, такие как вытеснение, проекция, регресс, сублимация, рационализация.

Боле детальное описание понятия идентичности было предложено Эриксоном Э. в его книге «Идентичность: юность и кризис» вышедшей зарубежом в 1968 году, где автор характеризует идентичность как сложное личностное образование, имеющее личную тождественность, целостность (ощущение и осознание себя неизменным независимо от изменения ситуации и роли), преемственность своего прошлого, настоящего и будущего, а так же признание определенной степени сходства с другими людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.

Эриксон Э. рассматривал идентичность как процесс общественной культуры, как синтез личностной и социальной идентичностей. Личностную идентичность автор определяет как чувство уникальности и неповторимости жизненного опыта, определяющего тождественность самому себе, а социальную – личностное образование, которое отражает внутреннюю солидарность человека с групповыми идеалами и стандартами, а также те характеристики личности, благодаря которым человек делит мир на похожих и непохожих на себя.

Эго-идентичность развивается на протяжении всей жизни человека, достигая высокого развитии на этапе подростничества. Основным источником формирования идентичности в подростковом возрасте ученые считают доверительные отношения с родителями. В случае если эти отношения будут недостаточными, скорее всего, у подростка сформируется размытая идентичность. Процесс формирования идентичности представляет собой дифференциацию и интеграцию взаимосвязанных элементов, образующих для каждого конкретного человека свою универсальную структуру в которой выделяется 3 уровня: индивидный, личностный и социальный. Начиная с подросткового возраста все 3 уровня идентичности начинают функционировать.

Физическое «Я» подростков выражается, как правило, во внешнем облике, в представлении подростка о своем внешнем виде. Подростки в большинстве своем недовольны своей внешностью, часто из-за того, что средства массовой информации позиционируют идеальный образ внешности и телосложения. Формирование индивидного уровня идентичности связано, прежде всего, с построение нового образа физического «Я».

Личная идентичность сопровождается внутренним ощущением собственной уникальности и неповторимости.

Социальная идентичность характеризует готовность личности принять социальные и групповые идеалы. [Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис, 1996]

Наиболее выдающимися западными учеными, работавшими в рамках когнитивно-ориентированного подхода считаются Тэрнер Дж. и Тэджфел Г.. Тэджфел Г. понимает идентичность как индивидуальное знание человека о своей принадлежности к определенной социальной группе, имеющее эмоциональное и оценочное значение и его членство в группе. Согласно теории социальной идентичности, каждый индивид стремится к формированию позитивного образа Я и позитивной социальной идентичности, в результате чего мы сталкиваемся с феноменами межгрупповых конфликтов. Осознание себя членом той или иной группы сопряжено с положительной или отрицательной оценкой общества этой группы. Эксперименты Тэджфела Г. показали, что когнитивные процессы позволяют упростить восприятие человеком окружающей среды. Он является сторонником работ Э. Эриксона, и условно выделяет социальную и персональную идентичности как равнозначные подсистемы. Персональную идентичность при этом он понимает как самоопределение личностью себя в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт, и подчеркивание своей неповторимости и своеобразия, а социальную идентичность – как самоопределение себя в терминах субъективной принадлежности к различным социальным группам. Между этими типами идентичности существует обратная связь, т.е. при актуализации одной, подавляется другая.  [Тэджфел Г.,1984]

Марсиа Дж. представляет статусную модель идентичности, через которую так же предлагает рассмотреть внутреннюю целостность, уникальность личности и ее готовность к адаптации в обществе, к принятию социальных ценностей и стандартов. Марсиа Дж. дает описание четырех вариантов или состояний формирования идентичности, которые проявляются в подростковом возрасте и определяются наличием 2 факторов: прохождение кризиса идентичности и присвоение твердых обязательств, относительно сделанного выбора.Этими четырьмя статусами идентичности являются:

  1. Предрешенность – подростки и юноши, находящиеся на этой стадии приняли на себя некоторые обязательства, но кризиса идентичности не прошли. Как правило, в этом случае индивид руководствуется исключительно родительскими установками, становясь тем, кем хотят видеть его окружающие.
  2. Диффузия – подростки и юноши не прошедшие кризис идентичности и не принявшие на себя обязательства. Часто, дети избегают подобных вопросов, и характеризуются практическим отсутствием предпочтения каких-либо половых, идеологических и профессиональных моделей поведения.
  3. Мораторий – подростки и юноши, находящиеся в самом центре кризиса идентичности. Основным его содержанием является активная конфронтация взрослеющего человека с предлагаемым ему обществом спектром возможностей. Требования к жизни у такого подростка смутны и противоречивы, мотивация направлена на поиск себя.
  4. Достижение идентичности – период, характеризующийся тем, что кризис идентичности пройден, обязательства на себя приняты. Подростки постепенно отходят от родительских установок, формируя свои, стремятся принимать решения исходя из собственных представлений.[Крайг Г., 2005]

В современной российской психологии, проблема формирования идентичности в подростковом возрасте наиболее полно и детально разрабатывается в рамках таких направлений как социальная психология и социальная психология личности (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Кон И.С., Шпрангер Э., Ядов В.А., Андреева Г.М., Агеев В.С., Белинская Е.П., Баклушинский С.А., Стефаненко Т.Г., Солдатова Г.У., Шнейдер Л.Б. и др.). По данным Малахова В.С. в российскую социально-гуманитарную науку термин идентичность вошел лишь в конце 70-х годовXX века, но это вовсе не  означает,  что  проблема  непрерывности  и  устойчивости   личности    во

времени не поднималась. До этого периода в отечественной культурной традиции был распространен термин «тождественность». [Малахов В.С., 1998]

Как я уже упоминала, в отечественной психологии идентичность изучали через самосознание. Ведущая роль в изучении этого вопроса отводится Выготскому Л.С. и его коллегам. Он предполагал, что самосознание – это этап в развитии сознания, продиктованный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а так же связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Чамата П.Р., занимался дальнейшим изучением этого вопроса, и пришел к выводу о том, что самосознание, как и сознание, возникает не с рождения, а по мере овладения ребенком своим телом, и достигает пика к старшему подростковому возрасту. Мясищев В.Н., считает, что формирование самосознания связывается с выражением эмоционального отношения к окружающим, а значит, зарождается уже на первом году жизни ребенка. Шпрангер Э., соглашаясь с довольно ранним зарождением самосознания, ведущую роль в его развитии приписывал подростковому и юношескому возрасту, и считал его развитие основным новообразованием этого возраста. К основным проявлениям сформировавшегося самосознания он относил: возникновение рефлексии, осознанного «Я», осознание мотивов своих поступков, появление адекватной самооценки подростков. Кон И.С., придерживается этой же точки зрения, и предполагает, что развитие самосознания связано с подростковым кризисом. [Столин В.В., 1983]

Кон И.С., помимо изучения категории самосознания, активно изучал различные аспекты идентичности. Его интерес к изучению идентичности связан с тем, чтобы схватить человеческое «Я» в его единстве. Для этого нужны сложные теоретические модели, такие как: «Идентичность, Эго, Супер-Я» и т. д. [Кон И.С., 1978]. Сложность и многофункциональность человеческого   «Я»  определяется  тем,  что  человеческая  психика    должна

постоянно перерабатывать и координировать огромное количество информации. Чем разнороднее внутреннее и внешнее, чем разнообразнее такая информация, тем острее будет его индивидуальное самоощущение и тем сложнее образ Я. Кон И.С.выделяет следующие типы идентичности:

Важным вкладом Кона И.С. в становление идентичности было не только то, что он одним из первых стал рассматривать этот вопрос, но и то, что он трактовал идентичность как условный конструкт личности. Этот конструкт является динамичным, в его обязанности входит постоянное поддержание мотивационных тенденций. [Кон, 1984].

В социологии наиболее выдающимися попытками исследования формирования идентичности в обществе являются работы Ядова В.А и его коллег. Они изучали социальные установки, и пришли к выводу о том, что у каждого человека есть множество диспозиционных образований, которые организованы по иерархическому принципу.Выделяют 4 уровня доспозационных образований:

  1. элементарные установки – неосознанные установки в отношении восприятия физических объектов, обусловленных прошлым опытом.
  2. социальные установки – аттитюды.
  3. базовые социальные установки – общая направленность интересов личности, относительно конкретной сферы социальной активности.Выражают отношение не к конкретным социальным объектам, а к

более значимым социальным областям.

  1. система ценностных ориентаций – формируются на основе высших социальных потребностей и в устойчивых условиях деятельности, в рамках определенного типа общества.Ценностные ориентации – есть результат социализации [Ядов, 1994].

По   мнению   Заковоротной   М.В.,   в   отечественной   практике   понятие идентичности     становится     объектом     социальных     и     психологических концептуализаций  в  рамках  постнеклассическойпарадигимы  исследования. Она   понимает   идентичность   как   многомерный   процесс   в   человеческом становлении,        исследование        которого        совмещает        социальные, психологические,         культурологические,         биологические         аспекты. Идентичность — модель жизни, позволяющая разделить―Я‖ и окружающий мир,   определить   соотношение   внутреннего   и   внешнего   для   человека, конечного    и    бесконечного,    адаптации    и    самозащиты,    упорядочить разнообразие    в    целях    самореализации    и    самоописания.    Общей    для социальных  наук  является  точка  зрения, что  идентичность  есть  результат активного    процесса,    отражающего    представления    субъекта    о    себе, собственном  пути  развития, и  сопровождающийся  ощущением  собственной непрерывности,  тождественности,  качественной  определенности,  что  дает возможность      субъекту      воспринимать      свою      жизнь      как      опыт продолжительности  и  единства  сознания,  целостности  жизненных  целей  и повседневных   поступков,   действий   и   их   значений,   которые   позволяют действовать последовательно.  [Заковоротная М.В.,2004]

Шнейдер Л.Б. так же активно занимается исследованием категории идентичности в отечественной психологии, определяет ее как интегративный психологический феномен и связывает теоретическое и методологическое значение  этого  понятия  с  его  многомерностью,  обеспечивающее личности

«целостность, тождественность и определенность». Шнейдер Л.Б. определяет идентичность как систему, характеризующую актуальное  состояние человека, качественную определенность «Я» в переживании «Я- целостности» и тождественности на срезе жизненного пути. Идентичность

формируется в таких проявлениях как опыт, речь, общение, где общение и опыт порождают идентичность, а речь репрезентирует ее в образе «Я» посредством рефлексии. Таким образом, Шнейдер Л.Б. подчеркивает, что идентичность предполагает наличие тождественности образа «Я» личности его жизненной ситуации, так как именно благодаря осознанию своей идентичности в таких сферах жизни как этнос, семья, религия, профессия, подросток становится «вполне человеком».  [Шнейдер Л.Б.,2007]

Другим важнейшим преобразованием в подростковом возрасте, тесно связанным с формированием идентичности является развитие и дифференциация самооценки личности. В отечественной психологии проблема самооценки подростков рассматривается в трудах  таких ученых как Божович Л.И, Кон И.С., Липкина А.И., Лисина М.И и др.Рассматривая проблему самооценки подростка, авторы подчеркивают необходимость ее анализа через призму деятельности.

Кон И.С, описывая особенности самооценки подростков, отмечает ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизни в старшем подростничестве. [Кон И.С., 1989]

В зарубежной психологии термин самооценка рассматривается как элемент более общей структуры – Я-концепции (совокупности всех представлений индивида о себе). В концепции «Я» выделяются когнитивная, оценочная и поведенческая составляющие. Оценочная составляющая включает в себя эмоционально-ценностное отношение человека к себе, что и понимается под самооценкой.

Джеймс У. выделяет следующие две составляющие самооценки: самодовольство и недовольство собой и говорит о том, что каждая из них имеет определенный стиль вербального выражения. Для обеихсоставляющих самооценки язык имеет достаточный запас синонимов, так, с одной стороны, гордость,     самодовольство,     высокомерие,     суетность,     самопочитание,

заносчивость, тщеславие; с другой - скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние. Указанные два противоположных класса чувств являются непосредственными, первичными, часто непроизвольными врожденными качествами. Таким образом, человек, поставленный в весьма неблагоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого в жизни обе