Анализ неналоговых доходов в доходах консолидированного бюджета РФ



Содержание

Введение

Основную часть доходов бюджетов всех уровней составляют налоговые доходы. Причем их доля за последние годы значительно выросла. Это связано с тем, что государство сделало ставку на наполняемость бюджетов с помощью налогов. Для повышения собираемости налогов в последнее время Федеральная налоговая служба предприняла значительные усилия, что принесло существенные результаты.

В меньшей степени, государство уделяет внимание повышению в доходах бюджетов роли неналоговых доходов. Это связано с тем, что доля неналоговых доходов в доходах бюджетов всех уровней не превышает 10%.

Именно поэтому в литературе вопросам повышения роли неналоговых доходов в доходах бюджетов всех уровней уделено незначительное место. В первую очередь отечественные экономисты уделяют внимание налоговым доходам и межбюджетным трансфертам. До сих пор в отечественной литературе нет монографий, посвященных анализу неналоговых доходов бюджетов всех уровней. Такая недооценка неналоговых доходов дорого обходится бюджетам всех уровней.

В ближайшее время в России существует реальная возможность повысить роль неналоговых доходов в доходах бюджетов всех уровней, в первую очередь региональных и муниципальных бюджетов, для которых проблема повышения этих доходов стоит особо остро, поскольку многие региональные бюджеты исполняются с дефицитом, для муниципальных бюджетов – дефицит бюджета практически норма существования.

Именно это обстоятельство предопределило выбор темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является анализ неналоговых доходов в доходах консолидированного бюджета РФ.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи курсовой работы:

- рассмотреть теоретические основы формирования доходов бюджетов за счет неналоговых поступлений;

- провести анализ поступлений неналоговых доходов в консолидированный бюджет РФ;

- выработать основные направления усиления фискального значения неналоговых доходов.

Цель и задачи исследования предопределили структуру курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, списка использованной литературы.

Теоретической базой исследования явились работы таких известных отечественных авторов как Бабич А.М., Врублевской О.В., Година А.М., Нешитого А.С., Романовского М.В., Павловой Л.Н., Подпориной И.В., Поляка Г.Б., и др.

Информационной базой послужили данные Министерства финансов РФ.

Объектом исследования стал  консолидированный бюджет РФ.

Предмет исследования – структура неналоговых доходов бюджета.

1. Теоретические основы формирования доходов бюджетов за счет неналоговых поступлений

1.1. Экономическая сущность неналоговых доходов

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [2, Ст.6].

По мнению Мысляевой И.Н.: «Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций. Доходы бюджета – это более узкое понятие, чем понятие «доходы государства», поскольку в доходы государства входят, помимо бюджетных средств, ресурсы внебюджетных фондов, имущество государственного сектора, а также все накопленное богатство, которое принадлежит государству» [15, С.112].

Нешитой А.С. дает следующее определение: «Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ» [16, С.94].

Согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации: «Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета».

Таким образом, можно заключить, что доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом о  бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, а в случае возврата, зачета или уточнения платежа соответствующим администратором доходов бюджета – согласно представленному им поручению.

Неналоговые доходы нередко привязываются к определенным целевым расходам, в то время как налоговые доходы не имеют целевой направленности и расходуются на финансовое обеспечение деятельности государства.

Все налоговые доходы носят систематический характер и, следовательно, четко планируются в доходной части бюджета. Некоторые неналоговые доходы не подвергаются планированию и не могут быть твердо закреплены в доходной части бюджета. Поэтому в доходной части федерального закона о бюджете на соответствующий год несколько видов неналоговых доходов могут группироваться с указанием единой планируемой суммы. В целом неналоговые доходы отличаются от налоговых «субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюджет неналоговых доходов» [16, С.114].

Применение не только налоговых, но и неналоговых доходов при формировании государственного и местных бюджетов обусловлено объективными причинами. Недостаточное финансовое обеспечение бюджетных учреждений, в том числе и органов внутренних дел Российской Федерации, за счет, традиционных источников доходов бюджета (налогов и сборов) не может не оказывать отрицательного воздействия на результаты их практической деятельности.

Неналоговые доходы в узком смысле слова – это фискальные доходы, получаемые в виде платы за пользование государственными фондами или имуществом либо компенсации за оказанные государством услуги юридическим или физическим лицам. К ним относятся плата за пользование государственными фондами, например лесной доход, плата за разработку и добычу торфа на топливо; доходы от реализации принадлежащего государству имущества, конфискованного, бесхозного или перешедшего к нему по праву наследования, от реализации невостребованного груза на транспорте, различного рода сборы, например за государственную поверку мер и измерительных приборов, за регистрацию товарных знаков [22, С.58].

Для неналоговых доходов государства характерны особенности, отличающие их отгосударственных налогов [15, С.256]. Во-первых, большинство неналоговых платежей имеет двусторонний характер. То есть субъекты правоотношений по поводу уплаты большинства неналоговых платежей имеют взаимные права и обязанности. Так, государство как обязательныйсубъект правоотношений, взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в пользу плательщиков этих платежей, например, предоставить право на занятие какой-либо деятельностью, наперевоз товара через таможенную границу, предоставить какие-либоуслуги. В свою очередь плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, придает им характервозмездности.

Во-вторых, в отличие от налогов, которые всегда являютсяобязательными платежами, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в определенном порядке в случае неуплаты в предусмотренных случаях. Однако основания уплаты обязательных неналоговых и налоговых платежей неодинаковы: налоги уплачиваются при наличииналогооблагаемого объекта, а основанием уплаты обязательных неналоговых платежей является совершение компетентными органами в пользу юридических и физических лиц определенных действий. Уплата добровольных платежей, включаемых в группу неналоговых доходов государства, основана на соответствующем волеизъявлении юридических и физических лиц. Методы привлечения дополнительных денежных средств на принципе добровольности определенызаконодательством. К ним относятся выпуск и распространениегосударственных ценных бумаг, проведение государственныхлотерей,взносы в порядке осуществленияблаготворительной деятельности и иные законные методы.

В-третьих, особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой направленности в использовании поступлений по ним. Целевое направление использования неналоговых доходов государства устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

Неналоговые доходы государства, как правило, аккумулируются в государственных бюджетных и внебюджетныхфондах, формируемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Однако поступления по некоторым неналоговым доходам государства могут передаватьсяорганам местного самоуправления для зачисления их в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном законодательством. Перечень платежей, составляющих группы неналоговых доходов государства, на разных территориальных уровнях определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Неналоговые доходы являются так же фискальными доходами – в узком смысле – доходами государства от государственных финансовых монополий. Экономические объекты, на которые распространяется исключительное  право государства: сбор налогов, коммунальное хозяйство, железные дороги, почта и телеграф [15, С.257].

Таким образом, неналоговые доходы -денежные средства, поступающие в распоряжениегосударства через взимание неналоговых платежей. Для неналоговых доходов государства характерны особенности, отличающие их отгосударственных налогов: большинство неналоговых платежей имеет двусторонний характер; в отличие от налогов, которые всегда являютсяобязательными платежами, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей; у неналоговых доходов  не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы; неналоговые доходы жестко не планируются.

1.2. Классификация неналоговых доходов

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся [2, Ст.41]:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

– доходы от продажи имущества, кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

– доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

– средства самообложения граждан;

– иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся [2, Ст.41]:

– дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

– субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

– субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства 6езвозмездых поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся [2, Ст.42]:

– доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

– средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств па счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

– средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, в залог, в доверительное управление;

– плата за пользование бюджетными кредитами;

– доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

– часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

– другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Источники правового регулирования неналоговых доходов подзаконного характера представлены указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Нормы о неналоговых доходах рассредоточены по широкому кругу нормативных правовых актов различной юридической силы вследствие разнообразия самих неналоговых доходов, а также аппаратов по их взиманию. На региональном уровне неналоговые доходы регламентируются в законах субъектов Российской Федерации о бюджетном регулировании, о бюджете на соответствующий год и об исполнении бюджета на соответствующий год. Конкретные виды, размеры, состав неналоговых доходов, за счет которых формируется доходная часть федерального бюджета на соответствующий год, традиционно закреплялись и продолжают закрепляться в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год.

Сравнивая виды доходов бюджетов всех уровней Российской Федерации, необходимо отметить, что неналоговые доходы могут носить добровольный и принудительный характер в отличие от налоговых доходов, имеющих обязательный характер. Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от налогов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельностью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, связанных с платежами. Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей. По отношению к неналоговым доходам, как правило, не определяются «конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы».

Таким образом, неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям:

– по территориальному уровню – федеральные доходы и доходы субъектов Российской Федерации;

– по методам формирования – доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц;

– по источникам их аккумуляции – доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;

– по конкретным основаниям взимания платежей, образующих неналоговые доходы государства.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая поступления неналоговых доходов в бюджеты

К основным нормативным и правовым актам, регулирующим неналоговые доходы бюджетов относятся: Конституция РФ; Бюджетный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» и др.

Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируется нормами права, совокупностью федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней регулируются различными нормативными и правовыми актами.

В Конституции Российской Федерации говорится, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, Ст.7].

В ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития [1, Ст.71].

Для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления ежегодно правительство принимает федеральный бюджет, как форму образования и расходования фонда денежных средств. Принятию бюджета Российской Федерации на следующий год предшествует бюджетное послание Президента Российской Федерации - составная часть Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию. Бюджетное послание Президента Российской Федерации аналитический документ стратегического характера, в котором раскрываются основные направления финансовой политики государства и даются оценки ожидаемых доходов, расходов и бюджетного баланса на предстоящий год.

Государственные нужды в Российской Федерации  определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Проекты бюджетов составляются  исходя  из  действующих  на  начало разработки правовых норм налогового законодательства, нормативов  отчислений от собственных и регулирующих  доходов  бюджетов  других  уровней  бюджетной системы, нормативов финансовых затрат на  предоставление  государственных  и муниципальных услуг,  нормативов  минимальной  бюджетной  обеспеченности,  а также на основе предполагаемых объемов финансовой  помощи  (трансфертов)  от бюджетов других уровней и видов и объемов расходов,  передаваемых  с  одного уровня  бюджетной  системы  на  другой.  Нормативы  финансовых   затрат   на предоставление  государственных   услуг   разрабатываются   и   утверждаются федеральными органами на единицу услуг  и  используются  для  оценки  объема предоставляемых услуг, определяемого в процессе составления бюджета.

Поступление в бюджет неналоговых доходов от денежных взысканий (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, регулируются статьями 116, 117, 118, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135, 135.1 Налогового Кодекса РФ. Правовое регулирование государственных и муниципальных  предприятий регламентируются в ГК РФ. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством подробно рассматривается в гл.5 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии состатьями 41 - 43,46 Бюджетного Кодекса, в том числе за счет:

- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;

- платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.

В бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80 процентов платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии состатьями 41 - 46 Бюджетного Кодекса, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Так же как и другие платежи в бюджет, неналоговые доходы устанавливаются высшими органами законодательной государственной власти и органами государственного управления и направляются на образование государственного и местных бюджетов в соответствии с федеральным законом о бюджете на соответствующий год. В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. Всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

2. Анализ неналоговых доходов в консолидированном бюджете РФ и пути их повышения

2.1. Оценка роли неналоговых доходов в консолидированном бюджете РФ

В связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации в Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» было включено понятие «консолидированный бюджет». В ст. 8 этого Закона сказано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (консолидированный бюджет субъекта Федерации, консолидированный бюджет Российской Федерации).

Составление консолидированного бюджета Российской Федерации, а также разработку его прогноза Бюджетный кодекс РФ возлагает на Министерство финансов РФ (ст. 65 Бюджетного кодекса) [2].

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не подлежат утверждению. Они составляются и являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих агрегированные показатели по доходам и расходам бюджетов бюджетной системы.

В состав неналоговых доходовконсолидированного бюджета РФ входят следующие поступления:

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- платежи при пользовании природными ресурсами;

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

- доходы от продажи нематериальных активов;

- административные платежи и сборы;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба;

- прочие неналоговые доходы;

- целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей.

В таблице 2.1.1 проанализируем состав и структуру основных неналоговых платежей в формировании доходовконсолидированного бюджета РФ за 2014-2016гг.

Таблица 2.1.1.

Состав и структура неналоговых поступлений вконсолидированный бюджет РФ за 2014-2016 гг. [6,7,8]

(млрд. руб.)

Виды доходов

2014 год

Уд.вес, %

2015 год

Уд.вес, %

2016 год

Уд.вес, %

Неналоговые доходы

1093389,3

100,0

1878311,6

100,0

2722354,2

100,0

из них

Доходы от внешнеэкономической деятельности

919093,8

84,1

1662922,6

88,5

2455079,8

90,2

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

73004

6,7

85769

4,6

99780,6

3,7

Платежи при пользовании природными ресурсами

35046,8

3,2




Похожие работы, которые могут быть Вам интерестны.

1. Статистический анализ доходов федерального бюджета

2. Анализ доходов бюджета Новолялинского района Свердловской области

3. Анализ формирования и направления роста доходов бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Тюменской области

4. Определение доходов предприятия связи, анализ структуры доходов, изучение доходов в динамике

5. Формирование доходов местного бюджета на примере МО «Екатеринбург»

6. Планирование доходов бюджета на примере ООО Чистая вода

7. Местные налоги как основной источник доходов бюджета города

8. Формирование бюджета доходов и расходов как инструмент управления предприятия (на примере ОАО «Роснефть»

9. Анализ доходов и расходов предприятия

10. Доходы бюджета муниципального образования РФ на примере бюджета МО Теплоключевской наслег в Томпонском районе